Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Древние Дельфы: Достопримечательности и храмы. Дельфы Греция

«На месте Дельфийского святилища уже в Микенскую эпоху располагался храм, где почиталось женское божество, которое отождествляют с богиней Геей. В темные века оно пришло в упадок, и новое возвышение Дельф произошло уже в Архаическую эпоху и было связано с началом почитания здесь бога Аполлона.»

Легенду о приходе в местность Пифо Аполлона излагали разные греческие поэты и собиратели древностей. Самая древняя версия изложена в Гомеровском гимне. Аполлон сошел с Олимпа и явился в местность Пифо . Там он убил змея и основал храм. Потом бог привел туда критский корабль и сделал его моряков первыми жрецами. Эсхил в «Эвменидах» изложил иную версию. Согласно ей, первой владелицей оракула была Гея, затем ее дочь Фемида, а за ней – Феба. Последняя передала оракул Аполлону.

Как показывает археология в VIII веке до н.э. Дельфы стали чем-то большим, чем местное святилище. Строились монументальные храмы. Археологические данные говорят о связях Дельф с Критом, Кипром и Малой Азией, а также более близкими областями Балканской Греции и островов – Фессалией, Эвбеей, Беотией. Литературная традиция и археология свидетельствует об известности оракула за пределами греческого мира. Туда обращались царь Фригии Мидас (2-я пол. VIII в. до н.э.) и основатель лидийской династии Мермнадов Гигес.

Сами Дельфы были обычным греческим полисом, но их история мало интересовал древних, поэтому до нас дошло очень мало свидетельств. Судя по одной из легенд, на заре Архаической эпохи в полисе была царская власть, а также существовала привилегированная аристократия. В VI веке до н.э. высшим государственным органом было народное собрание. В IV веке до н.э. оно тоже существовало, но источники свидетельствуют о наличии городского совета, буле. Известно, что в городе были избираемые магистраты, но их функции не определены.

Предполагают, что способ прорицания менялся за историю Дельф. Изначально, как свидетельствуют указания Гомеровского гимна, Аполлон вещал волю через шелест деревьев, подобно оракулу Зевса в Додоне. Предполагают, что в эпоху Архаику было также гадание по жребию, когда оракул отвечал «да» или «нет» на вопрос гостя. Но основным было прорицание жрицы.

Пифия произносила пророчество внутри храма Аполлона. Сначала вопрошающий совершал ритуальное омовение в Кастальском ключе . Затем следовало совершить жертвоприношение и внести небольшую плату. Размер денежной суммы был предметом договора. Устанавливались разные суммы для обращения к оракулу официальных представителей полиса и его частных лиц.

Последовательность для желающих получить предсказание определялась жребием. Но сами дельфийцы имели право получать его вне очереди. Также таким правом обладал царь Лидии Крез, позже – Афины и Спарта.

Пифия перед священнодействием омывалась в Кастальском ключе, окуривалась лавром и ячменной мукой. В храме она вещала, сидя на треножнике. Исследователи считают, что женщина-пророчица была наследием прежнего культа Геи. Обычно у греков жрецами мужских божеств были мужчины, а женских – женщины. Уже в Античности писали, что Пифия впадала в экстаз от ядовитых паров, поднимавших из расщелины в храме. Некоторые современные ученые не считают это историчным. Высказывали точку зрения, что такого состояния жрица достигала за счет самовнушения.

Жрецы оракула были выходцами из знатнейших семей Дельф. Сохранилось три названия жреческих должностей храма – иереи, профеты и госии. Эпиграфика сохранила списки иереев святилища. Они составляли коллегию из двух человек, избиравшихся на всю жизнь. Один из жрецов был старшим, а после его смерти место старшего заменял младший жрец. Информация о двух жрецах относится к эпохе Римской империи. Предполагают, что в Архаическую и Классическую эпохи жрец мог быть один.

Дельфийская амфиктиония

История оракула связана не столько с самим городом Дельфы, сколько с религиозным союзом под названием «Дельфийская амфиктиония». Амфиктионией в Греции называли религиозный союз, объединенный одним святилищем. Само слово «амфиктиония» переводят как «вокруг живущие».

Время создания Дельфийской амфиктионии неизвестно. Впервые она выступает на исторической сцене в начале VI века до н.э.. Предания относили ее истоки к доисторическим временам. Скорее всего, союз был образован в период «Темных веков» XII-VIII вв. до н.э.. Амфиктиония объединяла не полисы, а племена, что тоже указывает на ее древность. У объединения было два центра – храм Аполлона в Дельфах и Деметры в Антеле. Союз был образован именно во втором святилище, которое располагалось недалеко от Фермопил. Представителей племен, входящих в амфиктионию , даже в более позднее время называли «пилагорами». Дельфы были вторым святилищем, но со временем они вышли на первый план, а храм в Антеле потерял значение.

Как писали авторы IV века до н.э., в амфиктионию входило 12 племен, каждое из которых имело два голоса. В течение веков список амфиктионов менялся. Предположительно, первоначальный состав союза включал следующие народы: фессалийцы, фокидяне, дорийцы, ионийцы, перребы, долопы, локры, беотийцы ахейцы Фтиотиды, магнеты, энианы и малийцы. Совет амфиктионии назывался синедрион, и в нем заседали гиеромнемоны – представители племен. Также на заседаниях присутствовали пилагоры, представители полисов народов амфиктионии.

Это объединение нельзя назвать политическим союзом. Известны случаи войн между его членами. фокидяне и фессалийцы были заклятыми врагами в течение Классической эпохи. Вероятно, амфиктиония была создана как религиозный союз, который иногда имел и политическое значение.

А вот сами Дельфы вошли в амфиктионию достаточно поздно. Предполагают, что город и его святилище стали частью сложившегося объединения только в VII столетии до н.э..

Первая священная война

В начале VI века до н.э. Дельфы стали сильным и богатым городом. Их попытался взять под контроль соседний город Криса. Ответом стала война членов амфиктионии против Крисы и разрушение города.

Проблема реконструкции этого конфликта в том, что о нем известно со слов авторов, живших позже. И мы лишены возможности узнать об этих событиях с точки зрения проигравших.

Причиной войны стали нечестивые деяния жителей Крисы. Предположительно, этот город еще до войны контролировал Дельфийское святилище . Криса владела равниной у моря и собирала большие суммы с паломников, которые шли к храму Аполлона. Вероятно, причиной войны стало желание Дельф освободиться от контроля соседа.

Полной информации об участниках войны нет. Известно, что на стороне Дельф были Афины, Сикион и Фессалия. Афинская традиция изображает лидером коалиции афинского политика Солона. Но Плутарх , изучавший дельфийские хроники, называет командующим афинским ополчением Алкмеона.

Ход войны неизвестен. Источники сообщают, что тиран Сикиона Клисфена блокировал Крису с моря. Боевые действия заняли несколько лет. Отряды союзников долго осаждали город. Решающую роль, по данным литературных источников, сыграло отравление вод реки Плейст. После падения города уцелевшие защитники еще шесть лет удерживали гору Кирфис, но были в итоге разгромлены фессалийцами. Конец войны относят к 590 году до н.э..

После победы «нечестивый город» и его гавань уничтожили, жителей увели в рабство, а Крисейскую равнину объявили священной землей. Ее запрещалось обрабатывать под страхом кары, и этот запрет распространялся и на самих дельфийцев.

Пифийские игры

После победы над Крисой в Дельфах были учреждены Пифийские игры – общегреческие состязания в музыке и спорте. Они стали одним из четырех общегреческих состязаний такого рода. Ранее в Дельфах был музыкальный турнир местного значения, который стал основой общегреческого.

Пифийские игры отличал больший интерес к музыкальным состязаниям. Изначально в них участвовали только кифареды, которые состязались в пении под аккомпанемент кифары. Чуть позже к ним добавили флейтистов (авлетов), и кифаристов, состязавшихся в игре на кифаре. Программа Пифийских игр была расширена – появились конные и атлетические состязания. Со временем к ним добавились состязания драматургов. С 582 года до н.э. было решено, что игры должны проводиться раз в четыре года. Победители Пифиад не получали ценных призов, наградой им служил лавровый венок.

Около 335 до н.э. года философ Аристотель и его внучатый племянник Каллисфен по поручению Амфиктионии составили список победителей и устроителей Пифийских игр за всю их историю. За это оба ученых получили от дельфийцев, а список на каменных стелах стал храниться в святилище.

Поэт V века до н.э. Пиндар прославился написанием од в честь победителей общегреческих состязаний. Эти оды были позднее разделены на четыре книги, одна из которых объединяла стихи в честь победителей Пифиских игр. Туда вошли оды за победы в колесничном беге тирану Гиерону Сиракузского, царю Кирены Аркесилаю, знатному афинянину Мегаклу и другим известным людям того времени.

Пифийские игры проходили на протяжении всей Античности. В упадок они пришли вместе с Грецией в IV-V веках нашей эры.

Дельфы и Филипп II Македонский

В V веке до н.э. начался упадок влияния Дельфийского оракула . В период греко-персидских войн Дельфы заняли выжидательную позицию. Вероятно, жрецы не верили в победу эллинов. Поэтому они предостерегали ионийцев от восстания. С успехами греческого оружия во время отражения нашествия Ксеркса оракул изменил свою позицию. Пророчества стали более благоприятными на борцов за свободу.

В 448 году до н.э. Дельфы оказались вплетены во взаимоотношения Афин и Спарты . Дельфы находились на территории области Фокида. Хотя на протяжении веков это не играла особой роли, пришел момент, когда фокидяне решили заявить о своих особых правах на святилище. В 448 году до н.э. фокидяне заняли святилище и объявили его частью своего союза. В ответ спартанское войско легко выгнало нечестивцев из Дельф.

После ухода спартанцев афинское войско вошло в Фокиду и вернуло Дельфы под контроль Фокидского союза. Эти события вошли в истории как Вторая священная война . Вскоре при неизвестных обстоятельствах фокидяне потеряли контроль над святилищем. Это связывают с неудачами их союзника Афин в борьбе со Спартой. В первой четверти IV века до н.э. Фокида была союзником Спарты. Но после победы Беотийского войска над спартанским при Левктрах в 371 году до н.э. фокидянам пришлось подчиниться Беотийскому союзу . После битвы при Мантинее могущество Беотийского союза стало падать, и полисы Фокиды рискнули снова бросить ему вызов. Конфликт шел, в том числе, за контроль над Дельфами.

В 356 году до н.э. совет амфиктионов обвинил фокидян в возделывании священной земли. Инициаторами решения совета были Фивы . К штрафу приговаривали некоторых знатных граждан Фокиды, которых в Беотии считали опасными. Во главе Фокидского союза в 356 году до н.э. стояли два незаурядных политика и полководца – Филомел и Ономарх . Филомел выступил на собрании фокидян, где напомнил им о прежних заслугах их народа перед Дельфами и указал на несправедливость штрафа. Лидер призвал их вновь взять контроль над святилищем в свои руки. Фокидяне избрали Филомела стратегом-автократором. Ономарх стал его помощником и заместителем. Так началась Третья Священная война , которая положила начало подчинению Греции царю Македонии Филиппу II . Филомел заручился поддержкой Спарты, собрал армию фокидян и наемников. Летом 356 года до н.э. он во главе со своей армией без боя занял Дельфы.

Члены Амфиктионии не успели собрать войско, на помощь городу пришли только локры, которых Филомел легко разбил. Затем он позволил вернуться в город изгнанникам. Некоторые богатые дельфийцы были убиты, а их имущество конфисковано. В целом, состоятельных граждан города обложили налогом. Филомел заявлял, что все его действия направлены на восстановление исконных прав его народа на управление святилищем. По его приказу со стел соскребли тексты указов о наложении на фокидян штрафов.

Беотийцы начали готовиться к войне. Филомел направил своих представителей в важнейшие города Греции – Афины, Спарту и даже Фивы. Его послы убеждали греков, что фокидяне лишь восстановили свое право на руководство святилищем и не тронули храмовой казны. Они предлагали желающим проверить состав посвящений. Афины, Спарта и Коринф не только поддержали Филомела, но и заключили союз с Фокидой.

Филомел готовился к новой битве. По его приказу Дельфы обнесли стеной. Он продолжал собирать наемников, увеличив жалование. Но денег оказалось недостаточно, и Филомел посягнул на сокровищницу Дельф, назвав это займом.

Осенью 356 года до н.э. члены совета Дельфийской амфиктионии объявили Фокиде Священную войну. Первый удар нанес Филомел, вторгшись в Озольскую Локриду. Здесь он нанес два поражения отрядам амфиктионов, но вскоре столкнулся с объединённой армией противников. Филомел отступил, а осенью на границе Фокиды ему пришлось дать бой превосходящим силам амфиктионов. Фокидяне были разбиты, их полководец покончил с собой, но Ономарх сумел отвести остатки армии с поля боя. Ономарх продолжил борьбу. Чтобы набрать новых наемников, полководец использовал храмовую казну Дельф. Драгоценные подношения храму переплавлялись на монеты. В этот момент в войну вступил царь Македонии Филипп II.

Ономарх дважды разбивал македонскую армию, но в итоге потерпел поражение на Крокусовом поле и погиб. Его тело было распято по приказу царя Македонии. Священная война продолжалась до 346 года до н.э.. Дельфы были освобождены, а фокидяне сдались Филиппу.

На побежденных наложили огромную контрибуцию, виновные в разграблении Дельф объявлялись вне закона. Все фокидяне должны были переселиться из городов в деревни и выбросить оружие, которое считалось оскверненным. Фокида исключалась из состава амфиктионии.

Прошло десять лет, в течение которых Филипп был занят военными кампаниями на северных границах своего царства. Но в 339 году до н.э. он через Дельфы вновь вмешался в дела Греции. Граждане города Амфиссы в Озольской Локриде распахали священные земли. Амфиктионы постановили объявить нечестивцам войну и доверить командование Филиппу. Война должна была вестись против Амфиссы и ее союзников – Фив и Афин.

В начале 338 года до н.э. армия царя Македонии вошла в Среднюю Грецию. Там к ней присоединились отряды государств-амфиктионов и этолийцы, враждовавшие с локрами. Неожиданно Филипп двинулся не на Амфиссу, а занял крепость Элатею на границе Беотии. Там царь попробовал договориться с Фивами, направив посольство, в которое вошли представители Амфиктионии. Филипп предлагал фиванцам присоединиться к нему и вместе идти на Афины. В беотийский город прибыли и послы Афин во главе с Демосфеном . Фивы присоединились к Афинам, и оба государства решили воевать с Македонией.

Оба полиса разместили к северу от Амфиссы 10-тысячный отряд наемников, еще один отряд прикрывал дорогу на Беотию. Царь Македонии использовал хитрость, которая однажды уже принесла ему успех. Он позволил грекам перехватить свое послание, в котором сообщал, что отступает. Его воины даже сделали вид, что снимаются с лагеря. Греки расслабились, и ночью полководец царя Парменион неожиданной атакой разбил отряд, охранявший дорогу на Амфиссу. Следом полководец занял город.

Жители Амфиссы, которых обвинили в святотатстве, были изгнаны. Так завершилась Четвертая Священная война . Но война с греками не закончилась. И вскоре Филипп разбил армию греческих полисов в знаменитой битве при Херонее.

Дельфы в меняющемся мире: Эллинистическая эпоха и возвышение Рима

В период войн диадохов контроль над Дельфами установил Этолийский союз . Этолийцы были греческим народом в Западной Греции. У них не была развита полисная жизнь, этолийцы жили в горах и промышляли разбоем. В эпоху Эллинизма они смогли стать серьезной силой на Балканах.

Контроль над Фокидой и Дельфами этолийцы установили вскоре после 301 года до н.э.. В 290 году до н.э. они почти сорвали Пифийские игры. Перекрыв дороги на Парнасе, этолийцы не пускали в Дельфы паломников. Деметрий Полиоркет, правивший в Афинах, решился провести игры в Аттике.

До 279 года до н.э. эллины не признавали контроля этолийцев над священным городом, называя их святотатцами. Но дальнейшие события обелили горцев в глазах греческого мира.

В первой половине III века до н.э. Греция , Македония и позже Малая Азия страдали от нашествий кельтов . В 279 году до н.э. варвары вновь обрушились на Грецию. Одна их армия двинулась на этолийский город Каллию, другая – на Дельфы. Основные силы этолийцев отправились защищать свои земли. Около святилище кельтам преградило дорогу войско фокидян и немногих этолийцев.

Последующие события обросли мифами и положили основу праздника Сотерий. Древние рассказывали, что на помощь эллинам пришли их боги и герои. Юстин писал, что перед боем жрецы возвестили, что на помощь грекам явился сам Аполлон , Афина и Артемида . Собиратель древностей Павсаний писал через 500 лет, что в ряды галлов ударила молния, а потом перед ними встали три героя – Амадок, Гиперох и Неоптолем, сын Ахиллеса.

Легенды о божественном вмешательстве появились, возможно, чтобы оправдать появление нового религиозного праздника. Греки выиграли битву. Этолийцы получили два голоса в Дельфийской амфиктионии в знак признания их заслуг во время отражения нашествия. Позже Этолийский союз смог подчинить своему влиянию амфиктионию.

После спасения Дельф в город стали прибывать представители греческих городов, чтобы принести благодарственные жертвы. Жертвоприношения сопровождались музыкальными агонами. Предположительно, амфиктионы стали регулярно приглашать в Дельфы артистов. Серединой 260-х годов до н.э. датируется первое упоминание о празднике Сотерии. Это были ежегодные состязания в пении гимнов.

Этолийцы решили придать Сотериям статус общегреческого праздника. Для этого они отправляли послов в греческие города и ко дворам эллинистических царей. Обоснованием для создания нового праздника в дополнение к четырем существующим стали легенды о явлении богов при обороне Дельф от кельтов. И в середине 240-х годов до н.э. Сотерии стали пятым общегреческим праздником. К мусическим состязаниям добавились атлетические, а также гонки на колесницах. После признания Сотерий многие полисы стали объявлять свои местные состязания общегреческими.

После разгрома Этолийского союза Римом Дельфы освободились от его влияния. Во II веке до н.э. святилище было независимым. Последний царь Македонии Персей использовал Дельфы для публичной пропаганды. В 174 году до н.э. после похода на трибаллов он посетил город во время Пифийских игр. В Дельфах наряду с другими местами был выставлен указ царя о возвращении в Македонию изгнанников. Одновременно Дельфы поддерживали дружбу и с Пергамским царством , которое было союзником Рима.

В середине II века до н.э. Дельфы вошли в состав римской провинции Ахайя . Святилище продолжало действовать на протяжении почти всей истории Римской империи. Свое существование оно прекратило, вероятно, во времена императора Феодосия I в конце IV века нашей эры.

Внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, история, другие науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Греческие боги известны во всем мире.

Греция сегодня

Современная Греция мало знакома большинству наших соотечественников. Страна находится на стыке Запада и Востока, соединяя Европу, Азию и Африку. Протяженность береговой линии составляет 15 000 км (с учетом островов)! Наша карта поможет найти самобытный уголок или остров , на котором еще не бывал. Мы предлагаем ежедневную ленту новостей . Кроме того, много лет мы собираем фото и отзывы .

Отдых в Греции

Заочное знакомство с древними греками не только обогатит Вас пониманием того, что все новое – это хорошо забытое старое, но и побудит отправиться на родину богов и героев. Где за развалинами храмов и обломками истории живут наши современники с теми же радостями и проблемами, как и их далекие предки тысячелетия назад. Вас ждет незабываемый отдых , благодаря самой современной инфраструктуре в окружении девственной природы. На сайт Вы найдете туры в Грецию , курорты и отели , погода . Кроме того, у нас вы узнаете как и где оформляется виза и найдете Консульство в Вашей стране или греческий визовый центр .

Недвижимость в Греции

Страна открыта для иностранцев, желающих приобрести недвижимость . Любой иностранец имеет на это право. Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение на покупку. Однако поиск законных домов, вилл, таунхаусов, квартир, правильное оформление сделки, последующее обслуживание представляют непростую задачу, которую много лет решает наша команда.

Русская Греция

Тема иммиграции остается актуальной не только для этнических греков, живущих за пределами своей исторической родины. На форуме для иммигрантов обсуждаются как юридические вопросы , так и проблемы адаптации в греческом мире и, вместе с тем, сохранения и популяризации русской культуры. Русская Греция неоднородна и объединяет всех иммигрантов, говорящих на русском языке. В то же время, в последние годы странане оправдывает экономических ожиданий иммигрантов из стран бывшего СССР, в связи с чем мы наблюдаем обратное переселение народов.

У человека нет времени совершать фатальные ошибки – это прерогатива богов. Ведь только они, располагая Вечностью, могут ошибаться бессчетно, не задумываясь о том, к чему это может привести. Именно поэтому древние греки и спешили в Дельфы на юго-западный склон горы Парнас, где на высоте 700 м в храме Аполлона можно было узнать свою судьбу и последовать воле богов, играющих в свои бесконечные игры…

До Аполлона

Сегодня от богатейшего храмового комплекса на склоне остались лишь хорошо сохранившиеся руины. Но в древности Дельфы в Греции были знамениты тем, что с незапамятных времен на этом месте располагались святилища в честь богов. Уже в XVI в. до н.э., то есть более 3500 лет назад, здесь отправлялся культ Матери-Земли. А там где святилище, там и богатые дары. Жреческое поселение неоднократно подвергалась разграблениям, и полтысячи лет спустя окончательно пришло в упадок.

Сегодня от богатейшего храмового комплекса на склоне Парнаса остались лишь хорошо сохранившиеся руины

Культ Матери-Земли (у греков это Гея) носит универсальный характер: это одновременно и рождение, и смерть, творчество и разрушение. Все хтонические чудовища, наводившие ужас на древних людей – ее «дети». Среди них и страшный змей Пифон, обвивавший девятью смрадными кольцами Парнас от подножия до самой вершины. По одной из версий, именно Пифон первоначально выступал «рупором» воли богини-матери. Но, скорее всего, миф о нем возник как раз из-за того, что святилище, из-за многочисленных убийств и грабежей, стало со временем считаться нечистым местом, да и небезопасным.

Так что Дельфийский оракул мог бы так никогда и не появиться, если бы древний человек окончательно не обратился к более «просвещенному» культу олимпийских богов, богов «третьего поколения». И если бы Зевс, решив определить центр доставшегося ему от Кроноса, сына Геи, мира, не выпустил бы с противоположных границ света двух птиц (орлов, лебедей или воронов). На то место, где встретились птицы, верховный древнегреческий бог метнул огромный камень, обозначив тем самым, где находится Пуп Земли. Этот камень упал как раз на юго-западный склон Парнаса. Место, конечно, было неплохое, намоленное, но пользовалось не самой лучшей славой. Впрочем, в конце концов, существуют же обряды очищения от скверны…

Центр или «Пуп Земли» властелин Олимпа обозначил конусообразным священным камнем

Аполлон в Дельфах

Автобусы Афины-Дельфы ходят 4 раза в день с 7.30 до 17.30 по будням и в субботу и 5 раз – с 7.30 до 20.00 – по пятницам и воскресеньям. Время в пути – 2,5-3 часа. Стоимость проезда – €15.10 (2014). Если соберетесь в Дельфы с ночевкой (а оно того стоит), то хорошая подборка отелей с отзывами гостей, фото и возможностью бронирования .

Любителям колоритного шопинга стоит отправиться в Арахову

Археологический сайт Дельф работает ежедневно с 7.30 до 20.00. Режим работы музея, насчитывающего более 6000 экспонатов, зависит от времени года. Летом он открыт с воскресенья по вторник с 8.30 до 15.30, а со среды по субботу – с 8.00 до 20.00. Зимой и раскопки, и музей открываются для осмотра в 8.30 и доступны до 14.45. В графике работы музея существуют и дни, когда его можно посетить бесплатно – их перечень мы указали .

Расписание постоянно изменяется. Остается неизменным лишь одно: приезжать в Дельфы лучше с раннего утра, пока не слишком жарко и нет огромных толп из школьников, студентов, экскурсионных групп. Летом есть возможность избежать толпы ближе к вечеру. Стоимость единого билета (музей Дельф плюс раскопки) – €9 (2014).

Напоследок хочется добавить, что если уж и соберетесь посетить Дельфы, то обязательно загляните и в Арахову – небольшую деревушку, расположенную в нескольких километрах от Комплекса. На сегодняшний день она считается одним из наиболее популярных центров горнолыжного туризма в Греции. И не беда, если Вы приедете сюда во время своего летнего отпуска, в Арахову можно отправиться и на колоритный местный шоппинг. Здешние жители известны, как очень хорошие мастера по части всяких интересных предметов одежды и различных малопонятных штуковин.

Достопримечательности Греции —
Храм Аполлона в Дельфах

на фото: Храм Аполлона — общий вид

Дельфы — древнегреческий город, расположенный в юго-западной Фокиде, расположен к северу от Коринфского залива на склонах горы Парнас. Это город с богатейшей историей и полон мест, представляющих огромный интерес для историков, археологов и туристов.

Город Дельфы, некогда являвшийся центром всего эллинского мира благодаря расположенному здесь храму Аполлона и Дельфийскому оракулу с веками практически исчез с лица, на его руинах со временем возникла деревня Кастри. Так длилось до тех пор, пока в 1892 году Французская археологическая школа в Афинах не приступила к систематическим раскопкам в деревне Кастри, предварительно перенеся ее на 1,6 километров к западу. Так были вновь явлены миру великие сокровища древней Греции.

С Дельфами и храмом Аполлона связаны интересные легенды. Согласно мифам древних, когда Зевс-Громовержец решил определить центр мира, он одновременно выпустил с запада и востока огромных орлов, которые встретились над Дельфами. Центр мира был отмечен памятным знаком — омфалом, по бокам которого были установлены скульптуры двух золотых орлов. Сегодня это место часто называют «Пуп Земли».

Другая легенда гласит, что Аполлон, будучи внебрачным сыном Громовержца и смертной женщины Леты, он еще до своего рождения подвергся бесчисленным гонениям со стороны законной жены Зевса – Геры. Она послала гигантского змея Пифона (Питона) уничтожить Лету и ее сына. Когда Аполлон вырос и окреп, он убил змея и замуровал его в скале. Но яд змея был так силен, что от его смрада в стенах скалы-гробницы стали появляться трещины. И вот однажды невдалеке от такой трещины решил отдохнуть пастух. Заснув, он надышался исходящими от скалы ядовитыми испарениями и перед ним открылись картины будущего. Узнавшие об этом жрецы прогнали пастуха, а на месте его привала легендарные зодчие Трофоний и Агамед соорудили святилище Аполлона.

Древние Дельфы располагались у подножия горы Парнас - места обитания бога Аполлона, покровителя искусств, и его спутниц - девяти муз. По представлениям древних греков, здесь находился центр земли. Именно так Дельфы изображались на древних картах. Здесь среди руин древнего святилища до сих пор сохраняется «пуп Земли» - мраморное изваяние, на поверхности которого изображены перетягивающие его ленты. Греки называли его Омфалос.

К храму Аполлона вела Священная дорога, по бокам ее стояло множество прекрасных статуй, подаренных храму и целыми народами, и отдельными людьми. Жители Афин установили вдоль Священной дороги фигуры Аполлона, Афины, обожествленного царя Эрехтея и полководца Мильтиада, выигравшего Марафонское сражение. Главные соперники афинян, спартанцы, пожертвовали статуи братьев Диоскуров, Зевса, Аполлона, Артемиды и Посейдона. Число всех изваяний превышало три тысячи.

За аллеей статуй начинались сокровищницы, где хранились драгоценные подарки жителей разных городов, скопившиеся за многие века.

Перед стеной храма Аполлона приходящих встречало изваяние сфинкса, подаренное обитателями острова Наксос. Это была точная копия делосского сфинкса, некогда стоявшего на родине Аполлона — острове Делосе.

Дельфийский храм Аполлона на протяжении веков считался самым священным местом на земле. Здесь стояла золотая статуя Аполлона, внутри которой и находилось специальное святилище — Дельфийский оракул — место, где на ритуальном треножнике сидела Пифия — жрица, доносившая до людей божьи послания, она изрекала прорицания, которые, как считалось, исходили от самого Аполлона.

Изрекала она прорицания не сама по себе, а под воздействием ядовитых вулканических испарений, которые выходили из трещины в горе, они и были источником галлюцинаций. Сама трещина также находилась в храме, но на данный момент не найдена. Найдены лишь кристаллы эфира.

Начиная с VI в. до н. э. пифий было три. Перед тем как заглянуть за завесу, отделяющую настоящие от будущего, пифии поглощали в огромных количествах листья лавра (лавр является одним из символов Аполлона). Листья этого растения содержат цианин калия, что приводит к галлюцинациям, а при чрезмерном их употреблении — и к смерти.

Наиболее известное предсказание было дано лидийскому царю Крезу (546 г. до н. э.). На его вопрос — стоит ли начинать войну с персами, оракул ответил: “Крез, Алис перейдя, великое царство разрушит” (Алис — пограничная река). Крез потерпел поражение и его царство было завоевано персами. Жрецы храма заявили, что предсказание сбылось, так как оракул не уточнил, какое именно царство будет разрушено.

Трудно переоценить влияние Дельф во всем эллинистическом мире. В пору своего расцвета Дельфы по-настоящему утопали в золоте. Каждый греческий город-государство считал своим долгом принести щедрую жертву Аполлону. Города оставляли свои подарки в специальных хранилищах — сокровищницах. Наиболее сохранившаяся из них — Афинская. Как само здание, так все его содержимое было даром Афин Дельфам.

Такое положение не могло нравится всем. Посетивший Дельфы знаменитый баснописец Эзоп ухитрился поссориться со всеми жрецами, обвинив их в том, что их предсказания лживы, а сами они погрязли в роскоши. За такие слова он и был сброшен со скалы. Правда, позднее жрецы раскаялись в содеянном и даже полюбили басни Эзопа.

В период расцвета греческих полисов жречество храма Аполлона находилось под влиянием аристократической Спарты. Тут происходили Пифийские игры — общегреческие празднества в память победы Аполлона над Пифоном. Они проводились сначала раз в восемь лет, потом — каждые четыре года. Первоначально это были соревнование поэтов и музыкантов, покровителем которых и был Аполлон, но с 586 г. до н. э. в программу игр были включены и спортивные состязания. Последние Пифийские игры прошли в 394 г. н. э. В это же время императором Феодосием I был окончательно разорен и закрыт и сам храм.

Рим также оказал влияние на храм — некоторое время оракул Аполлона продолжал действовать и во время правления римских императоров. Были даже построены несколько магазинов, где пилигримы могли покупать и продавать вещи. Позже здесь была основана и маленькая церковь, от которой теперь остались лишь руины.

Когда храм Аполлона был раскопан, оказалось, что он до такой степени разрушен землетрясениями и разграблен, что здесь не имелось практически ничего, кроме фундамента. Однако в ходе раскопок удалось найти столько прежних строительных конструкций, так что в 1939–1940 годах французским археологам удалось одну колонну восстановить полностью и еще семь — частично.

Древний амфитеатр в Дельфах

Миновав храм, Священная дорога поворачивает на запад, проходит вдоль северной его стороны, а затем вновь поворачивает под прямым углом и восходит по ступеням на более высокий уровень, к театру. К северу от подпорной стены вдоль Священной дороги стояла изваянная из бронзы скульптурная группа – запряженная четырьмя лошадьми колесница (около 470 год до нашей эры), от которой уцелела лишь фигура возничего, редчайший подлинный образец ранней античной бронзовой скульптуры. Этот шедевр выставлен в местном музее.

Северо-западный угол святилища занимает открытый театр, построенный в 4 веке до нашей эры и несколько раз перестраивавшийся. Амфитеатр, рассчитанный на 5000 зрителей, хорошо сохранился, но от здания сцены уцелел лишь фундамент. В востоку от театра выходил на поверхность источник Кассотида, а еще дальше на восток едва различимы развалины Книдской лесхи (около 468–465 года до нашей эры), т.е. помещения, где посетители могли развлечься и отдохнуть. Эта лесха была особенно знаменита благодаря фрескам Полигнота, афинского художника середины 5 век до нашей эры. Росписи, изображавшие сцены Троянской войны, подробно описаны Павсанием, однако в развалинах обнаружены лишь незначительные фрагменты раскрашенной штукатурки.

Стадион

К северо-западу от театра, еще выше по склону находится древний стадион. Хорошо сохранившиеся ряды каменных скамей и разметка беговой дорожки дают четкое представление о том, как выглядело место атлетических состязаний на Пифийских играх. Фундаменты стадиона восходят к 5 век до нашей эры, а относящаяся к тому же времени надпись запрещает под угрозой штрафа в пять драхм приносить на стадион молодое вино. Стадион имел 7000 сидячих мест, гораздо большее количество зрителей могло стоять на возвышавшемся над стадионом склоне.

Руины гимнасия

К востоку от святилища — Кастальский ключ, обильный бьющий из скалы источник. Ниже святилища, южнее современной дороги видны руины гимнасия с длинной колоннадой, круглым бассейном и помещениями для атлетических занятий. Еще дальше к юго-востоку (место это называется Мармария) в особой ограде находилось святилище Афины Пронайи. Здесь стояли два посвященных Афине храма, один 6 век до нашей эры, другой – 4 век до нашей эры.

Толос — Дельфы

Между ними – развалины толоса, круглого строения из мрамора (около 400 год до нашей эры), одного из прекраснейших сооружений Дельф. Двадцать дорических колонн поддерживали архитрав, на котором покоился скульптурный фриз, изображавший битву амазонок с кентаврами. Внутри целлы, также по кругу, стояли открывавшиеся в просветы десять коринфских колонн с изумительными по красоте капителями.

святилище Афины Пронайи

Три внешних дорических колонны вместе с частью архитрава были реконструированы французскими археологами в 1938 году. Между этим круглым зданием и архаическим храмом Афины к востоку располагались две сокровищницы, одна из которых, принадлежавшая массилийцам, возведена между 535 и 530 года до нашей эры.

Сокровища, извлеченные в ходе археологических раскопок, выставлены в местном музее, расположенном между святилищем Аполлона и современным поселением. На склонах высящейся над Дельфами горы Парнас (1420 метров) находится знаменитый Корикийский грот, посвященный Пану и Музам.

Современный поселок Дельфы находится в 1 км от археологического памятника. К услугам отдыхающих здесь есть рестораны, бары, кафе, магазины, гостиницы разных категорий, а также музеи и Школа Искусств. В Дельфах создан Европейский Центр Культуры, где часто проводятся семинары, выставки художников и скульпторов.

В 12 км от Дельф на горе Парнас на высоте 2459 м находится горнолыжный центр. Современные подъемники всего за 15 мин позволят добраться до самой высокой точки, откуда по 20 лыжным трассам (некоторые из них олимпийской категории) можно спуститься до уровня 600 метров. Зимой горнолыжный центр “Парнас” является любимым местом отдыха туристов и жителей столицы.


Отдыхая в Греции, обязательно найдите возможность совершить путешествие в Дельфы – город, который древние греки считали «пупом земли». Богатое историческое наследие здесь тесно связано с туристической инфраструктурой, несмотря на то, что сам город – это по сути две главные улицы с отелями, ресторанами, кафе, уютными тавернами и клубами.

Не очень большие размеры отнюдь не умаляют красоты бывшего религиозного центра Греции. Дельфы, раскинувшиеся у подножья горы Парнас – завораживающие зрелище, проникнутое загадочностью глубины веков.

Находящееся здесь святилище Аполлона за долгие века собрало и по сей день хранит уникальные произведения архитектуры, великолепные статуи из бронзы и мрамора, бесценные эпиграфические памятники.

Аполлон

Бога Аполлона можно назвать одним из самых аполитичных и популярных божеств Древней Греции – красавец-лучник крайне редко ввязывался в конфликты других жителей Олимпа, свои проблемы тоже решал сам, и не забывал помогать смертным.

Славянам Аполлон интересен тем, что один из его учеников, называемый в мифах Абарис Эйвар и прославленный за свои умения во врачевании, был выходцем из Гипербореи - таинственной страны на северо-востоке, где солнцеликий бог проводил целых четыре месяца в году.

Впрочем, Аполлон отличался не только в стрельбе из лука - одним из основных талантов брата Артемиды было прорицание. Причем свой дар он не только использовал лично, но и активно одалживал смертным, передавая свои пророчества через прорицательниц-пифий в Дельфах, сделав тем самым Дельфы одним из основных культурных центров сначала греческой, а затем и римской цивилизации. Сегодня, всё что осталось от некогда великого города - это руины и археологические раскопки, однако еще два тысячелетия назад отсюда диктовалась политика всего цивилизованного мира.

Читаем мифы Древней Греции и вместе путешествуем по местам, с которыми они тесно связаны.

Если вас интересует где находится гора Олимп в Греции, прочтите нашу о том, что теперь представляет из себя древнее жилище богов, как лучше добраться до Олимпа и что можно здесь увидеть.

Где находятся Дельфы и храм Аполлона

Дельфы находятся на в номе Фокида в центральной части страны, в 178 км от столицы Греции, между Коринфским заливом и горной цепочкой Парнасос.

Столица нома – Амисса, экономический центр Фокиды, но туристы тут не задерживаются, предпочитая осматривать достопримечательности города Дельфы и многочисленные горные вершины, морские заливы и колоритные уголки Фокиды.

В летние месяцы тут почти не бывает дождей, господствует средиземноморский климат, наиболее жаркие месяцы – июль-август, когда температура может подниматься выше 30 градусов. Пляжи с мелким песком окружены оливковыми рощами, а пляжный сезон длится с конца мая по октябрь включительно.

Древний город Дельфы расположен на юго-западе Фокиды на высоте 700 м над уровнем моря, почти в 10 км от коринфского залива.

Тут проводились знаменитые Пифийские игры, оглашал свои предсказания Дельфийский оракул, амфитеатр развлекал в IV веке до н.э древних жителей.

В святилище Апполона (VI – IV в.в до н.э.) хранился монумент Омфалос, сделанный из куска мрамора и символизирующий место, откуда и появилось все существующее земле. Сегодня здесь можно увидеть хорошо сохранившиеся руины этих и многих других исторических жемчужин.

Местный археологический заповедник в восточной части городка познакомит с остатками древних сокровищниц сифинийцев и эолийцев, мраморной сокровищницей афинян, храмами Афины и Геи.

В Дельфах можно очиститься и омолодиться у Кастильского источника (территория ущелья Федриад к востоку от святилища Аполлона) и постоять у прекраснейшего памятника архитектуры древности – толоса Афины Пронайи.

С Дельфами связаны самые значительные мифы и загадки Древней Греции.

Мифы о Дельфийском оракуле

Началось всё с того, что Боги поделили Землю. Кончено, в ту пору грекам была известна только юго-восточная Европа, Средиземное, Чёрное и Азовское моря и совсем немного Северной Африки, включая Египет, так что делили исключительно их.

Сам дележ, по Эсхилу, вышел крайне впечатляющим и стал основанием для полноценных войн богов, однако Дельф это не коснулось - права на городок и ближайшую гору предъявила сама Гея, прародительница почти всех участников Титаномахии.

Кусочек был лакомый, однако все прочие претенденты предпочли сдержать справедливый порыв и вскоре Гея уже обживалась на новом месте.

Именно в Дельфах она познакомилась с лесной нимфой Дафной, которая и стала первой прорицательницей Геи, причем идея оказалась настолько хороша, что вскоре появился целый комплекс строений, а число прорицателей и их прислуги возросло многократно. Небожительница даже создала огромного дракона по имени Пифон, который и защищал это место от притязаний смертных.

Впрочем вскоре, этот клочок земли Гея отдала своей дочери, Фемиде, незадолго до того, как последняя была выдана замуж за Зевса.

Самой Фемиде, как богине правосудия, предсказания скорее мешали, так что подарок был не то, чтобы очень востребованным, однако молодая богиня нашла решение - она передала Дельфы своей сестре Фебе, которая с благодарностью его приняла. Именно Феба в конце концов и подарила Дельфы Аполлону, как своему любимому внуку.

Изложенное основано на работах Эсхила, а так как древние греки не отличались постоянством – оно может не соответствовать представлениям других эпох.

Так, существует (и весьма популярна среди экскурсоводов) версия, в которой святилище Аполлон не принял в дар, а отбил у Пифона в жаркой схватке, и первыми прислужниками стали спасенные Аполлоном от потопления моряки.

Версия Эсхила была выбрана лишь как наиболее подробная, классическая и непротиворечивая. Впрочем, это не мешает ей оставаться сказкой - реальность была несколько более приземленной, хотя и довольно экстравагантной.

Противоречивая история

Откинув в стороны все мифические особенности, из работы Эсхила можно вынести следующее - когда-то в Дельфах поклонялись не Аполлону, а другому божеству, но при этом уже тогда жрецы выдавали пророчества. Что вполне совпадает с результатами раскопок - первое святилище, принадлежащее именно Аполлону, было построено в Дельфах в конце VII века до н. э., но вот первое строение вообще появилось там еще за четыреста лет до этого.

Гомер в своих трудах также называет его святилищем «Феба» (одно из прозваний Аполлона), однако сам автор жил столетия спустя и отсутствием воображения не страдал, так что опираться на его труд целиком и полностью будет неразумно.

Достоверной информации о доаполлонских Дельфах – нет, но если попробовать опереться на древнегреческие труды (в частности, на того же Гомера и, с уже большей долей доверия, Геродота), можно понять, что еще в XI-X веках до нашей эры в Дельфах уже было святилище с полным набором жрецов.

Павсаний (автор одного из первых адекватных описаний Древней Греции), вообще упоминает о четырех храмах Пифоса, которые сменились один за другим, причем Аполлону принадлежали только последние два. Так что мифы о Пифоне и святилище Геи вполне имеют под собой основание, хотя вряд ли смена божества, покровительствовавшего святилищу совершилась так бескровно. Гораздо более вероятен вариант, когда захваченные верящими в Зевса греками Дельфы были насильственно обращены в нужную веру, а красивый миф придумали потом, чтобы не потерять паству и репутацию.

Как строили святилище Аполлону

Святилище собственно Аполлона, появилось в Дельфах только в конце VII века до н. э., благодаря зодчим Агамеду и Трофонию, которым, по преданию, сам Аполлон и повелел построить храм.

Строили на совесть, но уже в 548 до н. э. храм сгорел. Было ли это случайностью, или же нашелся еще один Герострат – неизвестно, но уже двадцать лет спустя храм был заменен на новый, с красивыми колоннами и барельефами (о которых известно из рассказов современников).

Именно этот, восстановленный храм и стал настоящим центром Древней Греции, именно под его крышей произносились судьбоносные пророчества и именно туда за последним советом приходил легендарный Леонид, царь Спарты (хотя эта сцена вряд ли выглядела так же ярко, как в голливудской экранизации).

Примерно в это же время появились Пифийские игры – вторые по масштабу в Древней Греции. Причем в отличие от Олимпийских, которые были прежде всего состязаниями, основной смысл Игр Аполлона состоял в превозношении их покровителя с помощью музыки, танца и стихосложения. Впрочем, со временем добавили и соревнования атлетов, и гонки на квадригах – публика хотела зрелищ, а не высокой поэзии.

Конец Дельфийского Оракула

В 373 году до н. э. храму серьезно досталось при землетрясении. Настолько серьезно, что его пришлось снести и на освободившемся месте построить новое святилище.

Кстати, примерно в это время началась и культурная экспансия греков в Римской Империи, завершившаяся сокрушительной победой, не в последнюю очередь благодаря пифийским жрецам бога Аполлона, ведь римляне в те, ранние имперские годы, были поразительно наивны в плане предсказаний. Именно пифийские жрецы оказали значительное влияние на только формируемое сообщество римских авгуров и это влияние оставалось таким до самого конца Оракула. И до него оставалось не так уж и долго.

По времени, начало конца Дельфийского оракула совпадает с появлением новой религии - христианства, однако связывать два события было бы неправильно. Влияние Дельф разрушила не еще совсем слабая новорожденная религия, а тот факт, что римляне всё больше и больше становились прагматиками, удаляясь от своих старых верований, а оракулы отказывались интегрироваться в новый порядок вещей.

Заметим, что эта проблема часто встречается в относительно развитых религиозных обществах - так, в Европе эпохи Ренессанса схожая ситуация привела к массовым войнам в Германии, Италии и Англии.

Греки отделались легче - об оракуле просто начали постепенно забывать и галлы, разрушившие святилище во время восстания в конце третьего века, здорово в этом помогли.

В 323 году оракул был окончательно закрыт императором Феодосием, который вообще не любил местных жрецов и старался максимально очистить Грецию от влияния как Дельфийского, так и Додонского оракулов.

Века забвения, возрождение легенды

А потом были Средние или, как говорят в Европе, Темные века. Великая Римская Империя пала от рук необразованных варваров, в Европе рождались и умирали государства и даже нации, за территорию Греции остервенело сражались турки, византийцы и вообще большинство европейских государств, но останки Дельфийского оракула продолжали стоять наперекор всему, так же, как и фаланги спартанцев в Фермопильском ущелье.

Их заносило пылью, они уходили в землю, но святилище Аполлона не было окончательно забыто - легенды о нём передавались как в самой Греции, так и за её пределами. И когда англичане в конце XIX века начали активно вести раскопки в Греции, Дельфы были одной из первых точек, где они начались.

Наконец, в 1892 году святилище было возвращено на свет археологами. С тех пор в Дельфах работали группы со всего мира, причем частично раскопки продолжаются и до сих пор, с каждым годом открывая всё больше и больше о том, как и чем жили жрецы Аполлона, и простые смертные этого некогда великого города.

Современные Дельфы

Современные Дельфы расположены на восток от древних руин и античных раскопок храма, который является одной из самых . Градообразующее предприятие Дельф – это, конечно, Дельфийский музей, который хранит в своих запасниках все находки, обнаруженные здесь за последнее столетие.

Кувшины и амфоры, осколки барельефов и статуи из слоновой кости и золота, а также находки додельфийского периода, являются основными сокровищами музея. Коллекция содержится в превосходном состоянии и наверняка сможет поразить любого, интересующегося античностью, человека.

Важную роль играет еще и месторасположение музея, который построен неподалеку от места раскопок. Так что после нескольких часов вдумчивого созерцания экспонатов, никто не помешает вам пройти на место храма и представить эти полуразрушенные постройки в эпоху их настоящего величия. Поверьте, картина будет действительно впечатляющей!
Стоимость билета — 9 евро (музей + раскопки), время работы – с 9:30 до 17:00.

Не идите на раскопки в жару, лучше побродите по музею подольше. Укрыться от солнца у самого Оракула довольно трудно, а солнечный луч не зря называли «стрелой Аполлона» - покровитель пророков по-прежнему может отправить незадачливого посетителя его святилища в нокаут, а то и хуже.

Тем, у кого есть время задержаться на несколько дней и потратить время на обзор всех достопримечательностей этого города с богатейшей историей, местная инфраструктура предлагает возможность снять отель на любой бюджет, попробовать местную кухню с и даже посетить горнолыжный центр в 12 км от Дельф.

Почти все, что вам окажется необходимым, вы найдете на одной из центральных улиц Дельф — Vasileon Pavlou & Friderikis, в том числе автовокзал, несколько банкоматов и два интернет-кафе — Дельфико и Парнас (расценки — 3 евро за 1 час пользования интернетом).

Одни из самых популярных отелей в Дельфах, с ресторанами, саунами, ювелирными и сувенирными магазинами — Vouzas Hotel 4* и Amalia 4*, средняя стоимость проживания тут в стандартном номере на двоих – 70-80 евро за сутки.

Есть несколько бюджетных отелей с хорошими отзывами, по ценам за номер 25-35-50 евро: Pitho, Sunview , Sibylla, Kouros. Многие отели Дельф построены в особом стиле и являются памятниками архитектурной истории. Из окон открываются виды на побережье Коринфского залива, горы и долину с оливковыми деревьями.

Есть в Дельфах и ночные клубы, где можно провести вечер, к примеру, «Katoi» (недалеко от автозаправки, вход – 6 евро) и «Downtown» (у отеля Hermes, вход 6 евро). Гостям предлагают послушать музыку всех направлений, в заведения регулярно приглашают лучших ди-джеев страны.

Туры на курорт Дельф – круглогодичные. Весной тут царит аромат цветущего миндаля, а зимой не только туристы, но и греки посещают горнолыжный центр, который находится на высоте почти 2500 м на горе Парнас. Он оборудован современными подъемниками и за 15 минут они вас поднимут до самой высокой точки. Двадцать лыжных трасс различного уровня сложности, некоторые из которых олимпийского уровня, доставят на уровень 600 м над морем.

Круглый год, с 9 утра до 17.00 принимает посетителей подземный парк Vagonetto, показывающий процесс добычи алюминия. Туда можно спуститься в настоящей вагонетке и прокатиться по заброшенным шахтам, осматривая экспозиции, рассказывающие о трудной работе добытчиков руды. В специальных павильонах наглядно показана каждая стадия процесса получения металла, есть также зал по защите окружающей среды.

Как добраться

Добраться до Дельф довольно просто – из Афин вы можете как просто проехать на автобусе, так и заказать автобусную экскурсию. Автобусы отправляются с терминала В столичного автовокзала, с раннего утра до 6 вечера каждые 2 – 3 часа, (время в пути – 3 часа, стоимость проезда – 13-15 евро).

Из Дельф в Афины — с 7.30 утра до 8 вечера (кроме воскресенья).

В случае заказа экскурсий есть из чего выбирать. Групповая однодневная экскурсия Афины – Дельфы будет стоить в среднем 40 евро, плюс 6 евро за вход в музей Дельф и столько же – за вход на территорию древних раскопок.

Особенно популярен вариант Афины-Метеоры-Дельфы, так как он дает очень хороший обзор наиболее интересных периодов греческой истории, пусть и не по порядку.

Стоимость билета на простой автобус эквивалентна 150–200 рублям, стоимость экскурсии около 50 евро.

Если же у вас свой автотранспорт – вам следует ехать по дороге Афины-Ламия и в районе Орхоменоса свернуть к лыжному центру в Парнасе. Вскоре дорога пойдет вверх, а потом спустится прямо в Дельфы. Дорога горная и извилистая, всего поездка займет у вас около двух-трех часов.

Также есть возможность попасть в Дельфы на поезде, из тех же Афин. Это немного дешевле и быстрее, но вот услуги экскурсовода вы при этом потеряете.

Застройка Дельф велась хаотично (музей вообще не имеет почтового адреса!) и неместный просто не разберется в этой мешанине улочек, проулков и подворотен. Но жители хорошо понимают английский, так что даже у совсем заблудившегося туриста есть шанс выбраться как к родному отелю, так и к интересующим его постройкам.

Если Вас интересует , то подробная статья про климат Греции вам будет очень полезной.

Собираясь на отдых, запланируйте поездку в город грозной богини Афины! О легендарных вы можете прочитать в нашем обзоре.

Если вас интересуют святые места этой удивительной страны, узнайте о почитаемом всеми греками чудотворце святом Спиридоне Тримифунтском. , рассказ о его храме, вы найдете в нашей статье.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи