Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самый знаменитый храм Греции — Парфенон, посвященный богине Афине-Девственнице. Где находится Парфенон? Внутри парфенона находится статуя

Страны и народы. Вопросы и ответы Куканова Ю. В.

Где находится Парфенон?

Где находится Парфенон?

В городах Древней Греции на возвышенности находились укреплённые крепости на случай войн и внезапных нападений врагов. Также там строили храмы в честь богов-покровителей данной местности. Такая возвышенность называлась акрополем, дословно «верхним городом».

Один из самых известных памятников античной архитектуры, древний храм Парфенон, был построен в V веке до нашей эры на вершине акрополя в Афинах. Огромное здание из мрамора украшали колоннада, многочисленные статуи и барельефы. В центре храма стояла скульптура богини мудрости и войны Афины, в честь которой и был построен Парфенон.

Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Парфенон Парфенон – главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (oparJneoV). Он красовался на самом высоком пункте афинского акрополя, там, где перед тем стоял не вполне достроенный храм той же богини,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Когда и почему был разрушен Парфенон? Парфенон (храм богини Афины) построен на афинском Акрополе в 447–438 годах до нашей эры. Этот величайший памятник древнегреческого зодчества разрушен в 1687 году во время сражения между турецкими и венецианскими войсками за столицу

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Когда можно аплодировать? Путеводитель для любителей классической музыки автора Хоуп Дэниел

ГДЕ НАХОДИТСЯ ЛУЧШЕЕ МЕСТО Должно быть ощущение, будто музыку окружает воздух, и она музыка парит! Рассел Джонсон, американский акустик И вот ты стоишь вечером в неожиданно длинной очереди в кассу, снова и снова поглядываешь на ценник над зарешечённым окошком, держишь в

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Где находится Лукоморье? Если вы заинтересуетесь значением этого слова, то в «Словаре русского языка» прочитаете, что лукоморье - это старинное народное название морской бухты или залива.Но все считают, что Лукоморье находится на Псковщине, в Пушкинском заповеднике,

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Где находится Швеция? Эта северная страна занимает озёрную холмистую равнину и отроги скандинавских гор. Озёра соединены между собой каналами, по которым можно попасть из Северного моря в Балтийское. Столица Швеции, Стокгольм, лежит на многочисленных островках в заливе

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Где находится Италия? Италия находится на Апеннинском полуострове, который за его необычную форму сравнивают с «сапогом». Очень древняя история подарила этой стране удивительные города, такие как её столица Рим, «музей под открытым небом» Флоренция и город на воде

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Где находится Израиль? Израиль находится на восточном побережье Средиземного моря. Несмотря на свою небольшую территорию, здесь есть и зелёные долины с тропической растительностью, и высокие сухие горы, и практически безжизненные пространства каменистых

Из книги Кто есть кто в мире природы автора Ситников Виталий Павлович

Где находится Индия? Эта древняя страна занимает полуостров Индостан и предгорья Гималаев. В Средние века путешественники из Европы стремились попасть в Индию, поскольку о несметных сокровищах этой страны ходило множество легенд, часть из которых впоследствии

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Где у змеи находится яд? В настоящее время на всем земном шаре насчитывается около 2400 различных видов змей. Из них ядовитых всего 412. Но и эти змеи не все опасны для человека. У некоторых ядовитых змей яд настолько слабый, что может убить разве что ящерицу или лягушку. Но

Из книги автора

Что находится в глубине Земли? Наша Земля называется планетой, и отличается она от звезд тем, что представляет собой плотную массу, тогда как звезды состоят из раскаленных газов и светятся.Ученые уже очень многое знают о том, что представляет собой планета Земля. И то, что

Из книги автора

Где находится «пуп Земли»? Древние люди всегда верили, что где-то существует пуп Земли, ее центр, в котором сосредоточены все таинственные силы природы. Греки полагали, что пуп Земли находился в Дельфах, там, где Аполлон поразил кровожадное чудовище – злобного дракона

Из книги автора

Что находится на морском дне? Океаническое дно вовсе не плоское. Как и на земле, там есть долины и равнины, горы и впадины. Океанические долины представляют собой твердые породы, покрытые слоем песка, гравия, глины, ила, образовавшегося из остатков миллионов морских

Из книги автора

Где находится «пуп Земли»? Древние люди всегда верили, что где-то существует «пуп Земли», ее центр, в котором сосредоточены все таинственные силы природы. Греки полагали, что «пуп Земли» находился в Дельфах, там, где Аполлон поразил кровожадное чудовище – злобного

Афина покровительствует стремящимся к познанию, городам и государствам, наукам и ремеслам, уму, сноровке, помогает молящимся ей повысить свою изобретательность в том или ином деле. В свое время являлась одной из самых почитаемых и любимых богинь, соперничая с Зевсом, так как по силе и мудрости была ему равна. Она очень гордилась тем, что навсегда осталась девой.

Рождение Афины

Она родилась необычным образом, как большинство божественных созданий. По наиболее распространенной версии, Вседержитель Зевс прислушался к совету, данному Ураном и Геей, после чего произвел поглощение своей первой жены Метиды-Премудрости в момент ее беременности. Мог родиться сын, который бы в результате сверг громовержца. После поглощения из головы Зевса родилась его наследница - Афина.

Описание

Богиня-воительница отличалась от своих спутников по пантеону тем, что имела крайне необычную внешность. Другие женские божества были нежны и изящны, в то время как Афина не гнушалась использовать в ведении дел и мужской атрибут. Так, она запомнилась ношением доспехов. С ней было и ее копье.

Еще покровительница градостроения держала подле себя животное, которому отдавалась священная роль. Она надевала коринфский шлем, на макушке которого был высокий гребень. Характерно для нее ношение эгиды, что обтягивалась шкурой козы. Этот щит украшала голова, которую в прошлом потеряла Крылатая является спутницей Афины. Священным деревом древние греки считали оливу и связывали ее непосредственно с этим божеством. Символом мудрости была сова, которая не уступала в этой ответственной роли змее.

По преданиям Паллада имела серые глаза и русые волосы. Очи ее были велики. Кроме красоты имела еще и хорошую воинскую подготовку. Она тщательно полировала доспехи, всегда была готова к схватке: копье навострено, а колесница - готова нестись на битву за справедливость. В подготовке к бою обращалась за помощью к циклопам-кузнецам.

Святыни, возведенные в ее честь

Она пришла к нам из древности, но поклоняются богине и сегодня. Широко почитаема Афина. Храм является тем местом, куда все желающие могут прийти и обратиться к ней. Люди стараются сохранить эти культовые места.

Одним из самых значимых строений, прославляющих богиню, можно считать храм, созданный Писистратом. Археологи провели раскопки двух фронтонов и прочих деталей. Построен Гекатомпедон в шестом столетии Размеры целлы достигали ста футов. Он был найден в девятнадцатом веке немецкими археологами.

На стенах строения имелись картины из мифологии древних греков. Например, там можно увидеть Геракла в борьбе со страшными чудовищами. Чрезвычайно живописное место!

Когда прошла начали построение Опитодома, также посвященного воительнице. Строительство не удалось завершить, поскольку вскоре нападение осуществили персы и разграбили город. Произошло обнаружение барабанов колонн с северных стен Эрехтейона.

Одним из самых значимых памятников считается еще и Парфенон. Это уникальное строение, возведенное в честь Афины-Девственницы. Постройка датируется серединой пятого века до нашей эры. Архитектором считается Калликарт.

Старый Парфенон оставил после себя несколько деталей, которые использовали, чтобы застроить Акрополь. Этим занимался Фидий, когда шла эпоха Перикла. В связи с широким почитанием Афины храмы в ее честь были многочисленны и помпезны. Скорее всего, многие из них до сих пор не найдены и приятно порадуют нас в будущем. Хотя и сейчас есть большое количество строений, представляющих богатое историческое наследие.

В Афинах можно назвать выдающимся памятником. Его соорудили греческие архитекторы. Находится храм Афины-Паллады на севере - близ Парфенона на Акрополе. Был сооружен между 421-м и 406 годами до нашей эры, как считают археологи.

На создание прекрасного строения вдохновила людей Афина. Храм является образцом Кроме богини войны и знаний, в этих стенах можно почитать владыку морей Посейдона и даже афинского царя Эрехтея, о котором мы можем узнать из легенд.

Историческая справка

Когда умер Перикл, начала возводить Греция храм Афины, чье строительство было не такой простой задачей и завершилось в то время, когда город постигло крушение.

По преданию, на той точке, где построили строение, когда-то спорили богиня-воительница и Посейдон. Каждый хотел стать властелином Аттики. Информация про храм Афины включает отсылки на хранившиеся здесь важнейшие реликвии полиса. Раньше под это был отведен архаический Гекатомпедон, который построили во время царствования Писистрата.

Храм был уничтожен на протяжении греко-персидского противостояния. Для этого места тоже большую роль играла богиня Афина. Храм включал в себя ее деревянного идола, который, как предполагалось, упал с неба. Почитался здесь и Гермес.

В храме большое значение придавали пламени золотого светильника, что никогда не угасало. Достаточно было налить масло в него всего раз в год. Храм назвали в привязке к остаткам, которые раньше были гробом Эрехтея. Кроме всего перечисленного выше, там было множество прочих святынь, которые, впрочем, имели не такое большое значение.

Служение богине-воительнице

Храмы и статуи Афины как одного из самых важных греческих божеств многочисленны и впечатляющи. С богиней связывали дерево оливы, которое сожгли в 480 году, но оно выросло из пепла и продолжило свою жизнь.

Древо произрастало недалеко от храма-святилища, посвященного нимфе Пандросе. Зайдя в святое место, можно было заглянуть в воды колодца, пополнявшегося от соленого водного ключа. Предполагалось, что сам бог Посейдон выбил его.

Переход права владения храмом

Не всегда в этих стенах царила богиня Афина. Храм некоторое время принадлежал христианам, которые проводили здесь свои богослужения во время существования Византии.

До 17 столетия за строением следили, поддерживали его и ухаживали. Ущерб был нанесен, когда 1687 год принес в Афины войска Венеции. Во время осады святыню повредили. Когда независимость Греции была восстановлена, фрагменты, которые упали, поставили на нужные места. В данный момент ничего, кроме развалин, к сожалению, не осталось. Еще можно увидеть былые черты в портике Пандросы, что находится на северной стороне.

Лорд Элджин, который был послан британцами в Константинополь в 1802 году, получил разрешение, данное султаном Селимом III на вывоз с территории страны всех найденных частей святыни, на которых могли быть найдены надписи или изображения. Одну кариатиду храма перевезли на территорию Британии. Теперь эта реликвия, как и фриз Парфенона, является экспонатом Британского музея.

Архитектурная конструкция

Данное святилище обладает необычной асимметричной планировкой. Это вызвано тем, что имел место перепад между высотами почвы, на которой проходила постройка. С юга на север уровень земли снижается. Есть две целлы. В каждой из них должен был быть сооружен вход. Обильно наполняют строение реликвии древности. Прихожане входили с двух входов: северного и восточного. Ионические портики были их оформлением.

В восточной части Эрехтейона, что располагалась более высоко, находилось пространство, посвященное хранительнице города, которой являлась Афина-Полиада. Изображение богини из дерева хранилось именно здесь. Когда проходили Панафинеи, совершали подношение к нему нового пеплоса. В портике данной целлы имеются колонны, чье количество равно шести.

Внутренний вид храма

В западной части храма можно было увидеть вещи и элементы, которые прославляли Посейдона и Эрехтея. С лицевой стороны есть ограничение, которое создают две анты. Меж них - четверка полуколонн.

Подтверждено наличие двух портиков: северного и южного. Обрамление дверного входного проема с севера включало резьбу, включавшую розетки. Южная сторона примечательна знаменитым Портиком кариатид.

Его назвали так в честь шести статуй высотой чуть более двух метров. Они поддерживают архитрав. В состав изваяний включен пентеликонский мрамор. Сегодня вместо них стоят копии. Что касается оригиналов, их хранилищем стал Британский музей. Лорд Элджин ввез туда одну кариатиду.

Также музей Акрополя содержит остальные. Пандрозейон - таким являлось наименование портика кариатид. Пандроза была дочерью Кекропса. В честь нее и названо строение. В качестве сюжета, на основании которого построен фриз, взяли мифы, повествующие о кекропидах и Эрехтее. До наших дней дошли некоторые останки монумента. Изваяния, материалом для которых был паросский мрамор, закрепили перед темным фоном, который образовывал элевсинский материал.

На знаменитом афинском Акрополе находится известный древнегреческий храм Парфенон. Этот главный храм в Древних Афинах является великолепнейшим памятником античной архитектуры. Сооружен он был в честь покровительницы Афин и всей Аттики - богини Афины.

Датой начала строительства Парфенона считается 447 год до н.э. Её установили благодаря найденным фрагментам мраморных дощечек, на них городская власть представляла постановления и финансовые отчёты. Строительство длилось 10 лет. Храм был освящён в 438 году до н.э. на празднике Панафиней (что в переводе с греческого означает «для всех афинян»), хотя работы по украшению и отделке храма велись до 431 года до н.э.

Инициатором сооружения был Перикл – афинский государственный деятель, знаменитый полководец и реформатор. Проект и строительство Парфенона осуществили известные древнегреческие архитекторы Иктин и Калликрат. Художественное оформление храма было выполнено величайшим скульптором тех времён - Фидием. Для постройки использовали пентелийский мрамор высокого качества.

Здание построено в виде периптера (прямоугольное сооружение окруженное колоннами). Общее количество колонн 50 (по 8 колонн на фасадах и по 17 колонн по бокам). Древние греки учли, что прямые линии на расстоянии искажаются, поэтому прибегли к некоторым оптическим приёмам. Например, колонны имеют не одинаковый диаметр по всей длине, они несколько сужаются к верху, а угловые колонны ещё и наклонены к центру. Благодаря этому, сооружение кажется идеальным.

Ранее в центре храма стояла статуя Афины Парфенос. Монумент был около 12 м в высоту и сделан из золота и слоновой кости на деревянной основе. В одной руке богиня держала статую Ники, а другой опиралась на щит, возле которого свернулся змей Эрихтоний. На голове Афины размещался шлем с тремя большими гребнями (средний с изображением сфинкса, боковые - с грифонами). На постаменте статуи было вырезана сцена рождения Пандоры. К сожалению, статуя не сохранилась до наших дней и известна по описаниям, изображениям на монетах и немногочисленным копиям.

За много веков храм не раз подвергался нападениям, значительная часть храма была разрушена, а исторические реликвии разграблены. Сегодня некоторые части шедевров античного скульптурного искусства можно увидеть в знаменитых музеях мира. Основная же часть великолепных работ Фидия была уничтожена людьми и временем.

В настоящее время ведутся реставрационные работы, в планах реконструкции максимальное воссоздание храма в его первозданном виде в античные времена.

Парфенон в составе Афинского Акрополя включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парфенон - Интересные факты
Год постройки: 447-432 лет до н.э.
Точные размеры:
Ширина Восточной стороны: 30,875 м
Ширина Западной стороны: 30,8835 м
Длина Северной стороны: 69,5151 м
Длина Южной стороны: 69,5115 м
Отношение ширины к высоте (без фронтонов): 9: 4
Количество камней, используемых для построили Парфенон: приблизительно 13400 камней.
Архитекторы: Иктин и Калликрат
Стоимость постройки: 469 талантов

Парфенон (Παρθενών) - классический храм на Афинском Акрополе, посвященный богине Афине, которую жители Афин считали своей покровительницей. Строительство началось в 447 году до н.э., когда Афинское государство была на пике своей власти. Парфенон был завершен в 438 году до нашей эры, хотя отделка здания продолжалась до 432 года до нашей эры. Это самое важное сохранившееся здание классической Греции, которое по праву считается зенитом дорической архитектуры.

Парфенон считается символом Древней Греции, афинской демократии и западной цивилизации и одним из величайших культурных памятников мира. Для афинян, которые его построили, Парфенон и другие древние памятники Акрополя, были и остаются символом эллинской победы над персидскими захватчиками и как благодарение богам за эту победу. При чем сами Афиняне почти не затратились на строительство. Вместо этого они использовали дань со всех союзников и колоний, что возвести это прекрасное здание. В настоящее время министерство культуры Греции проводит программу выборочного восстановления и реконструкции для обеспечения стабильности частично разрушенного здания.

Сам Парфенон заменил более старый храм Афины, который историки называют пред- Парфеноном или Старым Парфеноном. Он был разрушен во время персидского вторжения в 480 году до нашей эры. Как и большинство греческих храмов, Парфенон служил практической цели в качестве хранилища городской казны. Какое-то время оно служило сокровищницей Делийской лиги, которая впоследствии стала Афинской Империей. В последнее десятилетие шестого века нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь, посвященную Деве Марии.

После османского завоевания Парфенон был превращен в мечеть в начале 1460-х годов. Ввиду того, что Парфенон оставался храмом различных религий, никто не думал его разрушать. Он стоял неизменным со времен постройки. Трагедия случилась 26 сентября 1687 года, когда в результате венецианской бомбардировки взорвался османский склад боеприпасов внутри здания. В результате взрыв сильно повредил Парфенон и его скульптуры. С 1800 по 1803 год Томас Брюс, 7-й граф Элгин, забрал некоторые из сохранившихся скульптур с предполагаемым разрешением Османской империи. Эти скульптуры, теперь известные как Мрамор Элгина или Парфенонский Мрамор, были проданы в 1816 году Британскому музею в Лондоне, где они теперь поставлены на выставку. С 1983 года (по инициативе министра культуры Мелины Меркури) греческое правительство привержено возвращению скульптур в Грецию.

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Масада Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Этимология слова Парфенон

Парфенон происходит от слова парфенос (παρθένος), что означал «девушка, девочка», но также может значить «девственница, незамужняя женщина» и была особенно использована для греческой богини Артемиды, богини диких животных, охоты и растительности, а также для Афины, богини стратегии и тактики, ремесла и практического разума. Также было высказано предположение, что имя храма намекает на девиц (партеной), чья высшая жертва своей жизнью гарантировала безопасность города в годы войны. Парфенос также применялся к Деве Марии, Парфенос Мария, когда Парфенон был преобразован в христианскую церковь, посвященную Деве Марии в последнее десятилетие шестого века.

Термин "Парфенон", по-видимому, сначала использовалось только для определенной комнаты храма. До сих пор обсуждается, какая именно комната была изначально названа Парфенон. Некоторые историки считают, что парфенон был той комнатой, в которой пеплос (женская верхняя одежда из легкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники), представленный Афине на Панатенейском фестивале, был соткан аррефорои, группой из четырех молодых девушек, выбранных для обслуживания Афины каждый год.

Первый пример, когда термин Парфенон стал определенно относится ко всему зданию, содержится в трудах IV века до н.э. оратора Демосфена. В отчетах здания 5-го века здание просто называется ho naos («храм»). Считается, что архитекторы Иктинос и Калликрат назвали здание Хекатомпедос или Гекатомпедос (Hekatompedos) («сто ступней») в своем утерянном трактате об афинской архитектуре, а в 4-м веке и позже здание называлось Хекатомпедос или Хекатомпедон также упоминается у историка 1-го века - Плутарха, который упоминал Парфенон как «Хекатомпедос Парфенон».

Поскольку Парфенон был посвящен греческой богине Афине, ее иногда называли Храмом Минервы, римским именем Афины, особенно в XIX веке.

Парфенон История

Парфенон, без сомнения, самый известный и самый узнаваемый из всех греческих храмов. Он был построен в 447 - 438 до н.э. во время классического периода Греции под руководством известного афинского архитектора и скульптура, Фидия, а также Иктина и Калликрата. Ранняя история и первое использование большой скалы известняка, известного сегодня как Акрополь, для священных обрядов неизвестны. Они были забыты задолго до написания первых данных об истории Афин. Неолитические остатки, обнаруженные на склонах Акрополя указывают на постоянное поселение на холме, по меньшей мере около 2800 г. до н.э., задолго до минойской и микенской культуры, которые в свою очередь породили классическую греческую цивилизацию. В микенский период (1600-1100 до н.э.) на высшем уровне акрополя были расположен мощные фортификации, которые защищали дворец - храм микенских царей - жрецов.

Старый Парфенон

Старейший или прото - Парфенон, как его часто называют, все еще строился, когда персы захватили город в 480 году до нашей эры и уничтожили Акрополь. Существование прото-Парфенона и его разрушение было известно из работ Геродота, а барабаны его колонн явно видны, встроенные в стену к северу от Эрехтеона . Дальнейшие физические доказательства этого здания были обнаружены при раскопках Панагиотиса Каввадиаса в 1885-90 гг. Находки этой археологической работы позволили Вильгельму Дёрпфельду, тогдашнему директору Германского археологического института, утверждать, что существовала четкая субструктура первоначального Парфенона, именуемая Парфенон I Дёрпфельдом, сразу под современным зданием. Наблюдение Дёрпфельда состояло в том, что три ступени первого Парфенона состояли из двух ступеней особого известняка, также как и верхняя ступень Каррха, которая была покрыта самой низкой ступенькой классического Парфенона. Эта платформа была меньше и немного севернее финального храма Парфенон, что указывает на то, что она была построена для совершенно другого здания, которое теперь полностью покрыто современным зданием. Также анализ камней указал, что древний прото- Парфенон начали строить всего за несколько лет до разрушения и на момент Персидских войн видимо не был закончен.

Если оригинальный Парфенон действительно был уничтожен в 480, то возникает логический вопрос о том, почему сайт был разрушен и заброшен в течение тридцати трех лет. Один из аргументов касается клятвы, сделанной греческими союзниками до битвы при Платее в 479 году до н.э., объявив, что святилища, разрушенные персами, не будут восстановлены. От этой клятвы афиняне были освобождены только после мира Каллиаса в 450 году (договор, заключенный около 449 г. до н.э. между Лигой Делиан (возглавляемой Афинами) и Персией, заканчивающий греко-персидские войны). Факт стоимости реконструкции Афин после персидского захвата, по крайней мере, является частью вероятной причиной.

Классический Парфенон

Парфенон не первый храм который стоит на нынешнем месте. До этого здесь был другой храм, посвященной Афине, покровительницы города. Но тот был сожжен персидскими солдатами царя Ксеркса в 480 году до нашей эры. Остатки первого храма предприимчивые греки использовали в строительстве укреплений в северной части Акрополя. Не так много известно об этом храме и не известно был ли он закончен на момент войны с персами. Его массивные основы были сделаны из известняка, а колонны были сделаны из Пентелийского мрамора, материал, который был использован греками впервые. Нынешний классический Парфенон был построен между 447-432 до н.э., как центр архитектурного комплекса Акрополя. Перикл инициировал амбициозный проект строительства, который продолжался всю вторую половину века. В этот период были воздвигнуты самые важные здания, видимые сегодня на Акрополе - Парфенон, Пропилярия, Эрехтейон и храм Афины Нике. Парфенон был построен под общим руководством художника Фидия, который также отвечал за скульптурное оформление. Архитекторы Иктин и Калликрат спроектировали храм и посвящен он был богине Афины Паллады или Парфенос ("девственница" на греческом), отсюда и название Парфенон.

Храм Парфенон археоастрономически совмещен с созвездием Гиадами. В греческой мифологии Гиады были пятью дочерьми Атласа и сводными сестрами Плеяд. После смерти своего брата Гиаса плачущие сестры превратились в группу звезд, которая впоследствии ассоциировалась с дождем. Трудно сказать является ли этот факт совпадением или это имело особу роль в строительстве храма Парфенон.


Основная функция храма была для хранения казны Афин, а также, чтобы хранить монументальную статую Афины, сделанная скульптором Фидием из золота и слоновой кости. Храм и статуя были освящены в 438 году до н.э., хотя работа над скульптурами ее фронтона продолжалось до завершения Парфенона в 432 году до нашей эры.

Строительство храма Парфенон стоило афинскому казначейству 469 талантов серебра. Практически невозможно создать современный эквивалент этой суммы денег, однако было бы полезно взглянуть на некоторые факты. Один талант был стоимостью строительства одной триремы, самый передовой военный корабль той эпохи. Также один талант оплачивал месяц работы всего экипажа этого корабля. В начале Пелопоннесской войны у Афинского ВМС было 200 трирем в обслуживании города, а годовой валовой доход города Афин во время Перикла составлял 1000 талантов, с другими 6000 талантами в резерве его казны. То есть здание Парфенон обошлось в существенную суммы для казны города. Некоторые из финансовых счетов Парфенона выжили и показывают, что самый большой отдельный расход в строительстве храма состояло в транспортировки камня с горы Пентеликус, примерно в 16 километрах от Афин и от Акрополя. Всего было перевезено около 13400 камней.

Крышу храма Парфенон поддерживают восемь колонн дорического типа на фасаде и семнадцать колонн на флангах в соответствии с установленным соотношением 9:4. Это соотношение существует во многих пропорциях храма Парфенон, его длины к высоте, а также многих других отношений здания, расстояние между колоннами и их высоты. Парфенон не самый крупный храм в древней Греции, но он самый продуманный в своей конструкции и соотношений разных размеров.

Парфенон: История - Православной святыни

Крупный пожар вспыхнул в здание Парфенона вскоре после середины третьего века нашей эры, который уничтожил крышу храма и большую часть интерьера святилища. Пиратам герулам также приписывается разрушение Афин в 276 году. Считается, что они уничтожили большинство общественных зданий города, включая Парфенон. Ремонт был проведен в четвертом веке нашей эры, возможно, во время правления языческого императора Юлиана Отступника. Для покрытия святилища была установлена новая деревянная крыша с глиняной плиткой. Новая крыша была возведено под большим уклоном, чем оригинальная крыша, и оставил открытыми крылья здания.

Относительное хорошая сохранность храма Парфенон объясняется тем фактом, что его использовали для различных целей и никто не мог разобрать древнее строение на строительного материала. Сразу после становление христианства как государственной религии в Древней Римской (позже Византийский) империи в 425 году, Парфенон не был разрушен. Греки уважали своих предков и даже социально далекие памятники античного язычества были сохранены. Однако в 5 веке храм был ограблен одним из императоров, а все его сокровища перевезли в Константинополь. Существуют сведения, что при патриархе Павле III Константинопольском Парфенон был перестроен в храм Св. Софии. В 590-ых годах нашей эры Парфенон был преобразован в греческую православную церковь и был посвящен Деве Марии, матери Иисуса Христа. Тогда же и пропала статуя богини Афины. Она, видимо, было вынесена и разбита на куски.

Ориентация здания Парфенон была изменена лицом к востоку, как этого требовала христианская традиция. Главный вход размещался на западном конце здания, а христианский алтарь и иконостас были расположены на восточной стороне здания, прилегающей к в апсиде, где был построен пронаос храма. Большой центральный вход (Царский вход) с прилегающими боковыми дверьми, были сделаны в стене, разделяющий Целлу (внутренняя часть храма), которая служили нефом (вытянутое помещение интерьера) церкви. Промежутки между колоннами и перистилем были замурованы, хотя ряд дверных проемов разрешал доступ. Иконы были написаны на стенах и многие христианские надписи были вырезаны на колоннах храма Парфенон. Эти ремонтные работы неизбежно привел к удалению и уничтожения некоторых скульптур.

Парфенон стал четвертым самым важным центром христианского паломничества в Восточной Римской империи после Иерусалима , Константинополя и Эфеса . В 1018 году император Василий II отправился в паломничество в Афины непосредственно после его окончательной победы над болгарами с единственной целью помолится в Парфеноне. В средневековых греческих архивах Парфенон называется храмом Пресвятой Богородицы Афениотиса.

Во время Латинской оккупации т.е. после Четвертого Крестового Похода 1204 года, Парфенон был превращён в римско-католическую церковь Богоматери в течение приблизительно 250 лет. В этот период башня- колокольня церкви, использовалась в качестве сторожевой башни. Она располагалась на юго-западном углу Целлы. Сводчатая гробница была построена под полом Парфенона.

В начале XIII века в эпоху Латинской империи к власти в Афинах пришел бургундский военачальник Оттон де ла Рош, а в соборе распоряжался французский архиепископ. Непродолжительное время Парфенон использовался как католическая церковь под названием Notre Dame d’Athenes - Собор Афинской Богоматери. В следующие два с половиной столетия в результате нападений наёмников, военных переворотов и дипломатических интриг контроль над Афинами перешел от французов к каталонцам. Афины и прилегающие территории - Герцогство Афинское - включили в состав Арагонского королевства в 1311 году. Афины оставались под управлением Каталонской компании до 1386 года. Официальным языком Афин в то время был каталонский, а официальной религией - католицизм. В 1387 года власть перешла к семье флорентийских банкиров Акциайоли, тогда греческий язык снова стала официальным, греческая православная церковь получила покровительство со стороны новых правителей. Одновременно на Афины претендовали венецианцы и османы, поэтому за возможность правления и протекторат Акциайоли платили турецкому султану дань. Хотя Пропилеи превратили в хорошо укрепленный, пышный ренессансный дворец, частая смена правителей почти не отразилась на внешнем виде Парфенона. Менялось только название: Санта-Мария-де-Сетинас (под властью каталонцев), затем Санта-Мария-ди-Атене (при итальянцах).

Перестройки и отделка

В целом античные храмы легко превращались в христианские. Отделка их была сдержанной, поэтому христиане могли приспосабливать его для нужд собственного культа. Благодаря тому, что христианские церкви располагались в античных храмах, сохранялась первоначальная конструкция последних. Если же языческий храм оставался заброшенным, его разбирали на строительные материалы.

Переход от языческого храма к церкви сказался на архитектуре Парфенона. В античную эпоху вход в Парфенон располагался в восточной части под фронтоном, скульптуры которого изображали Рождение Афины. Однако именно в восточной части христианского храма должен располагаться алтарь. Поэтому на месте бывшего входа построили апсиду, для возведения которой использовали фрагменты античных памятников Акрополя неподалеку от Парфенона. С этого времени для главного западного входа обустроили небольшие двери, справа от крупных западных дверей античного Парфенона, которые христиане принципиально решили не использовать.

В результате перепланировки были убраны внутренние колонны и некоторые стены целлы, из-за чего демонтировали центральную плиту фриза. Внешняя колоннада превратилась в наружную стену христианского храма: прорези заполнили ровно на половину от их высоты. В восточной части храма, где раньше стояла Афина Парфенос работы Фидия, построили неф нового собора с кафедрой, перегородкой и троном митрополита. Этот трон сохранился по сей день. Он создан из мрамора и украшен скульптурой, изображающей крылатую фигуру - вероятно, ангела. Три новые двери позволяли пройти в бывшую заднюю, западную часть храма, которая теперь выполняла роль притвора с баптистерием и купелью. Чтобы сделать храм более светлым, с каждой стороны высоко от пола добавили несколько окон. Некоторые из них прорубали прямо в скульптурном фризе.

Хотя во внутреннем убранстве храма понадобилось меньше изменений, большинство скульптур античного Парфенона утеряны: те из них, которые можно было приспособить к христианским богослужениям, оставляли, но большинство были уничтожены. Священную восточную часть христианского храма не могла украшать сцена рождения богини Афины. Эти барельефы сняли с фронтона. Ещё более сложной проблемой стали плиты метоп. Снять метопы, расположенные с трех сторон Парфенона, не повредив при этом самого сооружения, было невозможно. Поэтому изображения на метопах сцены затирали до тех пор, пока они становились неразборчивыми. По мнению исследователей, скульптурный фриз с изображением процессии остался почти невредимым только потому, что был малодоступен для созерцания с главной улицы Акрополя, и сама процессия не имела четко выраженного языческого характера. Только одна метопа северного фасада (№ 1) оказалась нетронутой: композиция её напоминала христианам сцену Благовещения. На самом же деле она изображала фигуру богини Афины и богини Геры, в которых теперь узнавали Деву Марию и архангела Гавриила. Вероятно, по подобной причине полностью сохранился западный фронтон, который изображал спор между Афиной и Посейдоном за господство в Аттике.

Несмотря на то, что средневековые Афины были провинциальным, бедным городом, афиняне всячески поддерживали великолепие убранства храма. В 1018 году византийский император Василий II Болгаробойца специально посетил Афины, чтобы полюбоваться Собором Пресвятой Афинской Богоматери. Он передал в дар собору драгоценности, захваченные во время войн, среди которых был золотой голубь. Его описал византийский священник и ученый Михаил Хониат, который в 1175 году оставил свою паству в Константинополе и вернулся в Афины, где принял сан митрополита Афинского. Хониат писал об удивительной лампаде в соборе, которая горела день и ночь, а над алтарем размещался символ Святого Духа - золотой голубь с золотой короной - он постоянно вращался вокруг креста.

Парфенон - Мечеть

Мечеть Парфенон в Средние Века

Во время османского нашествия на Балканы Парфенон был превращен в мусульманскую мечеть в 1460 году. Турецкие правители превратили колокольню в минарет, молельную башню, рядом с ним. Конечно никому и в голову не могла прийти идея, чтобы разбирать, что то из нового храма или грабить его. Наибольший ущерб этому красивому зданию было произведено 26 сентября 1687, когда выстрел из венецианской пушки попал в склад пороха, который хранился внутри храмам Парфенон. Произошел взрыв, нанеся серьезные разрушения всему храму. Также было убито около 300 человек.

В 1806 году Томас Брюс, 7-й граф Элджин или Элгин, посетил и изучил комплекс Акрополя и Парфенон в частности. Он же забрал несколько статуй с горы, заплатив за них туркам. Эти статуи и мраморные стали известны как Мрамор Элджина или Мрамор Элджина. Сегодня они размещены в Британском музее в Лондоне , Великобритания. Эти статуи до сих пор являются предметом ярых споров и дебатов. А именно должна ли английская сторона вернуть стати обратно в Парфенон на историческое место или оставить все, как есть сейчас?

Парфенон - первая фотография, сделанная в 1830-х. На ней видно, что мечеть Парфенон была восстановлена

Парфенон - Функция

Хотя Парфенон является официально храмом и, как правило, называется так, на самом деле он не является таковым в обычном смысле этого слова. Небольшое святилище был найден внутри здания, на месте старого святилища, вероятно, посвященного Афине как способ приблизиться к богине, но Парфенон никогда не был центром культа Афины Паллады, покровителя Афин. Даже колоссальная статуя Афины Фидия не была связана с каким-либо культом и, как известно, не вдохновляла никакого религиозного пыла. У него не было ни жрицы, ни алтаря, ни культового имени. Согласно Фукидиду, Перикл однажды упомянул статую как золотой запас, подчеркнув, что она «содержит 40 талантов чистого золота, и все это было съемным». Таким образом, афинский государственный деятель подразумевает, что металл, полученный из чеканки монет, может быть снова использован без какой-либо оскорбления греческой богини. Парфенон следует рассматривать как грандиозную настройку для витиеватой статуи Фидия, а не культового здания. Во многих писаниях греков говорится, что в храме хранилось много сокровищ, таких как персидские мечи и фигуры из маленьких драгоценных металлов.

Также скульптурная композиция храма Парфенон давало грекам и иностранца представление о последовательности генеалогических повествований, которые отслеживают афинскую историю на протяжении веков: от рождения Афины до великих эпических сражений бронзового века, Афинская война Эрехтея и Евмолпа. По этим сценам исторических событий греческие педагоги могли наглядно показывать хронологию города. По сути это один большой комикс. Парфенон устанавливает и увековечивает миф об Афинах, память об истории города и идентичность её жителей.

Архитектура храма Парфенон

Целла Парфенона был необычайно большой для греческого храма. Это было сделано, чтобы вместить огромную статую богии Афины Палады. Колоннада из шести дорических колонн поддерживает переднюю и заднее крыльцо, а колоннада из 23 небольших дорических колонн окружали статую в два этажа. Размещение колонн позади статуи была необычным решением, так как в предыдущих дорических храмах колонны стояли только на флангах, но большая ширина и длина храма Парфенон позволило драматическому фоны двойных колонн вместо стены.

Задняя комната защищала сокровищи Афин, а четыре колонны ионического типа поддержали его крышу. Внедрение элементов ионического архитектурного типа в основном дорический храм было для прочего драматизма общего интерьера. В то время как интеграция дорических и ионических элементов в едином храме не было новым развитием в греческой архитектуре, но все таки оставалось большой редкостью. Это архитектурное решение даровало храму Парфенон тонкий баланс между строгими и изящными визуальными характеристиками.

Все храмы в Греции были построены для осмотра только с внешней стороны. Большинство жителей Афин никогда не входили в сам храм Парфенон и могли разглядеть внутренние статуи только через открытые двери. Любой посетитель был очарован блестящими золотыми листками, покрывающие белую кожу богини из слоновой кости. Монументальной статуя Афины была отчетливо видна, стоя на задней части тусклой целлы. Статуя была обрамлена дорическими колоннами которые делали внутреннее пространство Парфенона визуально больше, чем он выглядел снаружи. К сожалению золото со статуи исчезло еще в древней античности. В 296 году до н.э. тиран Лакарс забрал все золото со статуи Афины, чтобы оплатить за свою армию. В какой-то момент в пятом веке великий культовый образ статуи Афины был украден одним из императоров и доставлен в Константинополь , где впоследствии был разрушен, возможно, во время осады и взятия Константинополя во время Четвертого Крестового похода в 1204 году нашей эры.

Посетитель идущий к Акрополю, переступал через Пропилею к величественному Парфенону с полным видом на западный фронтон и северную колоннаду. Когда зритель подходил ближе, детали скульптурных метоп становился все более разборчивыми, и уже в непосредственной близости от основания колонн, части фриза становился видным. Двигаясь вдоль сторон Парфенона и глядя на вверх величественного храма, житель Афин мог просмотреть целый комикс из мрамора, посвященной различным сценам из греческой истории. С одной стороны идут сцены из мифической битвы греков с кентаврами, а с другой стороны Парфенона идет визуальный ряд из Троянской войны. На одном фонтоне есть изображение рождения Афины, а с другой спор между Афиной с Посейдоном о покровительстве над городом. конечно Афина выиграла этот спор и Афины были названы в честь нее. Это было, конечно, сцены которые узнавал каждый афинянин.

Парфенон представляет инженерный прорыв в строительстве зданий и сооружений. Однако его стилистическая конвенция стали парадигмой классической архитектуры, а его стиль повлиял на архитектуру на протяжении многих веков. Парфенон был большим храм, но ни в коем случае не крупнейшим в греческом мире. Его эстетическая привлекательность и известность создало модель утонченности установленных норм греческой архитектуры, впрочем как и качество его скульптурного декора. Парфенон воплощает все идеалы греческой мысли во время апогея классической эпохи с помощью художественных средств. Идеализм греческого образа жизни, внимание к деталям, а также понимание математической гармонии в естественном мире, были тем фактором, что в глазах каждого афинянина отделяла их от варваров. Эти идеалы представлены в идеальной пропорции здания, в его запутанных архитектурных элементах, а также в антропоморфных статуй, украшавших его.

Колоннады- перистиля достигает более десяти метров в высоту, и наклонены немного к центру здания в верхней его части (около 7 см), в то время как платформах, на которых они стоят изгибается так, что углы здания снижаются на 12 см ближе к земле по середине.

Скульптуры Парфенона

В целле храма Парфенон размещалась статуя Афины Паллады, работы Фидия и посвященная в 439 или 438 году до нашей эры. Оригинал не сохранился, но копии этой статуи сохранились по всему Средиземноморью. Однако возведение статуи не стало концом строительства здания Паргенон. Храм был посвящен Афине в то время, хотя само строительство продолжалось до почти начала Пелопоннесской войны в 432 году. К 438 году скульптурное украшение дорических метопов на фризе над внешней колоннадой и ионического фриза вокруг верхняя часть стенок была завершена. В описфодомусе (opisthodomus) (задняя комната целла) хранились денежные вклады союзников Афин. Интересно, что большая часть храма Парфенон была построена на деньги именно союзников, а не жителями города. Если бы градан Афин заставили платить за такое дорогое строение то вряд ли бы смогли увидеть Парфенон в его современных размерах.

Метопы Парфенона

Фриз антаблазы Парфенона состоял из девяноста двух метопов, по четырнадцать на востоке и на западе, по тридцать две на севере и юге. Они были вырезаны с высоким рельефом, практика, применявшаяся до тех пор только в казначействах (здания использовались, чтобы сохранить божественные дары для богов). Согласно данным постройки, скульптуры метопы относятся к 446-440 гг. до н.э. Метопы восточной стороны храма Парфенон над главным входом изображают Гигантомахию (мифическую битву между олимпийскими богами и гигантами). Метопы западной стороны изображают Амазономахию (мифическое сражение афинян против амазонок). Метопы южной стороны храма Парфенон показывают Фессалийскую Центавромахию (сражение лапифами, которым помогает Тесей в войне против кентавров). Метопы 113-21 отсутствуют, но рисунки с 1674 года, приписываемые Жаку Керри, показывают серию людей. Они были по-разному интерпретированы как сцены из свадьбы лапифами , сцены из ранней истории Афин и различные мифы. На северной стороне Парфенона метропы плохо сохранились, но они, вероятно, изображат сцены из Троянской войны. Некоторые метопы все еще остаются на здании, но, за исключением тех, что на северной стороне, они сильно повреждены. Некоторые из них расположены в музее Акрополя (42 изображения), другие находятся в Британском музее (около 15), а один - в музее Лувра.

В марте 2011 года археологи объявили, что они обнаружили пять метопов храма Парфенон в южной стене Акрополя, который был расширен, когда Акрополь использовался как крепость. По данным местных газет, археологи утверждали, что изображения Парфенон туда поместили в 18 веке, когда ремонтировалась стена Акрополя. Белый пенталовый мрамор, из которого они сделаны, отличался от другого камня в стене, поэтому нет сомнений, что они принадлежали комплексу Парфенона. Ранее предполагалось, что отсутствующие метопы были уничтожены во время взрыва в 1687 году.

Барельефный Фриз Парфенона

Наиболее характерной особенностью архитектурного декора храма Парфенон является ионический фриз, расположенный на наружных стенах целлы, которая является внутренним зданием Парфенона. Барельефный фриз был вырезан мастерами после того как стена была сложена из блоков. Он датируется от442 годом до нашей эры до 438 года до нашей эры.

Одна из интерпретаций изображений объясняет, что это идеализированная версия Панафенейского шествия от Дипилонских ворот в Керамикеи до Акрополя. Эта процессия проводилась каждый год, а особо пышные шествия совершались каждые четыре года. В эти дни афиняне и иностранцы участвовали в праздновании богини Афины, предлагая жертвы и новый пеплос (платье, сотканное избранными благородными афинскими девушками, называемыми эргастинами).

Другая версия этого украшения Парфенона объясняет это изображение как афинская генеалогия посредством серии мифов о преемственности, установленных в далеком прошлом. Центральную панель над дверью Парфенона возможно изображает дочь короля Эрехтуса, которую принесли в жертву, которая обеспечила победу Афинянам над Евмополом и его фракийской армией. Великая процессия, идущая к восточному краю Парфенона, показывает послевоенное благодарственное жертвоприношение скота и овец, меда и воды, а затем триумфальная армия Эрехтуса, возвращающаяся с победы. Это представляет собой первое шествие Панафиней в мифические времена, на которой основывались исторические Панафенайские шествия. Сегодня сохранилось 96 пластин барельефного фриза. Из них 56 находятся в Британском музее в Лондоне, 40 (в основном, западная часть фриза) - в Афинах.

Фронтоны Парфенона

Путешественник Павсаний, когда он посетил Акрополь в конце II века н.э., лишь кратко упомянул о скульптурах фронтонов храма Парфенон, посвятив большую часть своего описания статуи богини внутри из золота и слоновой кости.

Западный Фронтон

На западном фронтоне храма Парфенон изображен спор межды богиней Афиной и богом морей Посейдона за город Афины и весь регион Аттики. По обеим сторонам от центральных богов находились колесницы: слева, вероятно, - Ника с Гермесом, справа - Ирида с Амфитрионом. Сторонники Афины подробно изображены в крайней части фронтона за левой колесницей, а защитники Посейдона показаны за правой колесницей. Считается, что углы фронтона украшены афинскими водными божествами, такими как река Кефисос, река Илиссос и нимфа Каллирхоэ. Эта утверждение подсказано грациозными формами положения тела скульптур, что представляет собой попытку художника произвести впечатление текущйе реки. Рядом с левым богом реки находятся скульптуры мифического короля Афин (Кекропс) со своими дочерьми (Аглаурос, Пандрос, Херс). Статуя Посейдона была самой большой скульптурой в фронтоне, пока она не разбилась во время попытки Франческо Морозини снять ее в 1688 году. Задняя часть туловища была найдена Лусьери в фундаменте турецкого дома в 1801 году. Она в настоящее время находится в Британский музей вместе с другими частями храма Парфенон и других зданий Акрополя. Передняя часть была открыта Россом в 1835 году и в настоящее время хранится в Архитектурном музее Акрополя Афин.

Каждая статуя на западном фронтоне имеет полностью завершенную и обработанную спину, которую невозможно было бы увидеть посетителям снизу, что указывает на то, что скульпторы приложили большие усилия, чтобы точно изобразить человеческое тело.

Фигуры на углах фронтона Парфенона изображают течение времени в течение целого дня. Тетриппа Гелиоса и Селены расположены в левом и правом углах фронтона соответственно. Лошади колесницы Гелиоса поднимаются в небо в начале дня; в то время как лошади Селены борются за то, чтобы оставаться на фронтоне, когда день подходит к концу.

Копия - Парфенон в США

На протяжении веков Парфенон повлиял на архитектуру многих гражданских и религиозных зданий в западном мире, которые мы видим сегодня. Так например в американском городе Нэшвилл , штат Теннесси создали точную копию античного Парфенона.

Парфенон в Афинах (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грецию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Парфенон всегда считался одним из самых значимых и монументальных зданий Акрополя в Афинах . Храм был построен в честь богини Афины, покровительницы столицы Греции.

Согласно древнему мифу, верховный бог решил избавиться от своей своенравной дочери еще, когда та была в утробе матери, проглотив их целиком. Но она не давала ему покоя, и тогда громовержец приказал извлечь Афину из своей головы, уже на тот момент она была в доспехах, с мечем и щитом в руках. Для такой воинственной богини, разумеется, необходимо было возвести достаточно величественный храм.

Строительство Парфенона началось приблизительно в 447 году до нашей эры, и продолжалось более пятнадцати лет. Со всей Эллады везли к Акрополю отменный мрамор, лучшие образцы черного дерева, слоновую кость и драгоценные металлы.

Главными архитекторами храма были Калликрат и Иктин. Они смогли воплотить необычайное архитекторское решение, применив правило золотой пропорции, где каждая последующая часть целого соотносится с предыдущей частью так же, как та соотносится со всем целым. Мраморные колонны храма размещены друг к другу не строго параллельно, а под определенным углом. В результате Парфенон приобрел ряд архитектурных особенностей - главная из них заключается в том, что он предстает перед смотрящими на его фасад сразу с трех сторон.

Парфенон

Скульптурным оформлением Парфенона занимался Фидий, под его строгим руководством были сделаны многочисленные фризы и скульптурные композиции. Непосредственно же его авторству принадлежит главная достопримечательность храма - тринадцатиметровая статуя Афины, на изготовление которой ушло больше тонны чистого золота из городской казны и самый дорогой цельный мрамор. Фидий также отличился тем, что изобразил на щите богини инициатора строительства - Перикла.

В Парфеноне продумано все до мельчайших подробностей, каждая деталь имеет свой уникальный размер, форму и предназначение. Это одна из главных достопримечательностей Греции, которая совершенно заслуженно считается шедевром мирового зодчества. К сожалению, сейчас от его былого величия уже мало что осталось, но даже сохранившиеся на его месте руины вызывают восторг у миллионов туристов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Советы туристу: Первый раз за границей Куда отправиться за границу
Что посмотреть на острове Ломбок (Lombok)
Старинные башни баку хранят вековые тайны