Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Лучше ехать в польшу на машине. Правила пересечения польской границы на собственном автомобиле и требования к машине при въезде в польшу

Путешествия на собственном автомобиле дают туристам широкие возможности при выборе места отдыха и маршрута. Во время подобных поездок можно посетить несколько курортов и даже стран. Поэтому с каждым годом любителей автомобильных маршрутов становится все больше. Наши соотечественники уверенно путешествуют не только по своей родной стране, но и по Европе. Иногда за один отпуск автомобилисты успевают исколесить чуть ли не весь Евросоюз и начинают они свой путь обычно с Польши.

Эта страна находится ближе всего к границе с Россией, к тому же здесь есть что посмотреть в самой столице и в маленьких провинциальных городках, сохранивших свою аутентичность. Однако путешествие в Польшу на машине, несмотря на простоту и незначительные затраты, имеет массу подводных камней, о которых в первый раз турист может и не знать. Мы раскроем все секреты выбора маршрута, пересечения границы, а также особенности требований к транспортному средству и еще множество важных для путешественников нюансов. Итак, давайте начнем подготовку к поездке в Польшу на машине из РФ.

Подбираем маршрут

Путешествие на собственном автомобиле дает невероятную свободу передвижений. Турист может позволить себе спланировать маршрут так, как ему заблагорассудится, и при желании в любой момент изменить его. К тому же за пару недель отпуска на машине появляется уникальная возможность подробно изучить страну, в которую вы направляетесь, а не только какой-нибудь один из ее уголков.

Что посмотреть в Польше на машине? Об этом нужно позаботиться, еще находясь дома, и составить подробный маршрут будущего путешествия. Так вам будет легче ориентироваться по картам и навигатору в чужой стране. Естественно, каждый турист, впервые пересекший границу с Польшей, стремится добраться до Варшавы и именно со столицы начать знакомство со страной. Лучше всего сразу проехать на территорию старого города. Правда, учитывайте, что все парковки там являются платными и до некоторых мест придется немного идти пешком.

В старом городе расположены две красивейших площади Варшавы: Замковая и Рыночная. На первой стоит Королевский замок, который туристам всегда рекомендуют посетить. Большинство его залов открыты для гостей и представляют большой исторический интерес. Стоимость входного билет колеблется в пределах семи долларов с человека.

На Рыночной площади располагаются многочисленные кафе, рестораны и таверны. Кстати, польская кухня очень вкусна, а порции отличаются большими размерами. Средний чек на человека составляет от трехсот до пятисот рублей. Здесь же расположена Национальная библиотека Польши. Даже если вы не интересуетесь старинными книгами, мы все же советуем вам заглянуть в это здание. На его крыше находится самый большой и роскошный сад в Европе. К тому же открывающийся отсюда вид на город оставляет незабываемые впечатления.

Если вы приехали в Польшу на машине, то следующим пунктом путешествия должен стать Краков. Этот город по праву называют древней польской столицей. Здесь можно посетить и Старую площадь, где продаются изделия из янтаря ручной работы. Этот камень считается символом Польши, а дракон, изображающийся в городе повсеместно, является талисманом Кракова.

После шумных приходит время прогулок на природе, и здесь на вашем маршруте будет городок Закопане. Он окружен горами и озерами, экскурсия по местным достопримечательностям обойдется в двадцать два доллара. Тут же можно остановиться на ночлег, все местные отели довольно колоритны и недороги.

Описанный нами маршрут рассчитан приблизительно на десятидневное путешествие. Для первого визита в Польшу на машине этого времени и впечатлений вполне достаточно. Но в дальнейшем маршрут можно изменить, ведь в стране еще много интересных и необычных мест.

Обычно наши соотечественники отправляются к польским границам именно из Москвы. Так как отсюда всего несколько часов ходу на авто до Польши. Однако учтите, что только Калининград граничит с этой страной. В остальных случаях туристам придется ехать через Украину или Беларусь.

На машине, как утверждают опытные путешественники, проще и легче именно через таможенные пункты контроля в Украине. Однако в силу политической обстановки россиянам этот путь пока закрыт. Поэтому единственным вариантом остается поездка через Беларусь. Если вы не будете делать лишних остановок и вам повезет с отсутствием очередей на границе, то при учете выезда из российской столицы в семь утра или еще раньше к вечеру того же дня вы уже окажетесь в Варшаве. Маршрут, по которому автомобилисты будут совершать движение, мы привели ниже.

Несмотря на желание как можно быстрее оказаться в Европе, которым горят все без исключения путешественники, подобный марш-бросок стоит совершать только в случае наличия рядом человека, который может сменить вас за рулем. Иначе высоки риски попадания в аварию.

Обычно во время автомобильной поездки рекомендуется останавливаться каждые два с половиной часа и выходить из транспорта, чтобы размять конечности. В эти перерывы нужно перекусить и выпить горячего кофе из термоса. При таком подходе вы не ощутите усталости и сохраните высокую концентрацию внимания.

Особенности прохождения таможенного контроля: выбираем пропускной пункт

При выборе маршрута в Польшу на машине необходимо учитывать тот пропускной пункт, через который вы планируете пересечь границу. От этого будет зависеть скорость прохождения всех формальностей, ведь на некоторых пунктах традиционно собираются очереди из транспортных средств.

Обычно наши соотечественник для пересечения границы используют шесть пунктов пропусков в Беларуси (они нанесены на карту). Однако один из них («Козловичи-Кукурыки») не работает с легковым транспортом. Если вы по ошибке окажетесь здесь, то пограничники развернут вас и отправят на другой пункт, так как здесь принимают только грузовые машины.

Самый многолюдный пропускной пункт - это «Брест-Тересполь». Сюда направляется основной поток туристов из России. Поэтому ожидание порой занимает несколько часов. А вот соседние - «Домачево-Славатыче» и «Песчатка-Половце» - не столь загружены. Порой здесь и вовсе не бывает очередей. Но если вы хотите пройти границу быстро и наверняка, то подъезжайте на пропускной пункт в четыре утра или после полуночи.

Требования к техническому состоянию автомобиля

Если вы планируете отправиться в Польшу на машине, то перед путешествием сделайте диагностику своего транспортного средства. Поляки уделяют этому вопросу повышенное внимание и из-за малозначительной неисправности вполне могут не впустить вас в страну.

В первую очередь позаботьтесь о фарах и возьмите с собой комплект запасных лампочек. Дело в том, что передвигаться по территории Польши можно только с включенным ближним светом. Поэтому его поломка будет всегда вызывать интерес у местных стражей порядка автомобильных трасс. Также на пропускном пункте могут отказать в проезде в страну из-за наличия трещин на лобовом стекле и сколов на кузове. Целостность транспортного средства является непременным условием благополучного пересечения границы.

Не забудьте положить в багажник автоаптечку, запасное колесо или ремкомплект, аварийный знак и огнетушитель. Непременно в салоне машины должны находиться жилеты со светоотражающими полосками. Причем их количество должно совпадать с числом путешественников. Даже если с вами едет грудной младенец, он должен иметь свой жилет. В темное время суток за городом вдоль трассы можно передвигаться только в них.

Кстати, зимние путешественники должны знать, что в Польше нельзя передвигаться на шипованной резине. Для того чтобы преодолеть гололед, нужно положить в багажник цепи для колес.

Имейте в виду, что радар лучше всего оставить дома. На польских территориях он запрещен, поэтому либо обходитесь без него, либо тщательно прячьте.

Путешествие в Польшу на машине: документы

Пакет документов на границе таможенники будет проверять очень тщательно, но по большому счету он считается стандартным. На пропускных пунктах знают, что многие россияне едут на машине через Польшу в другие европейские страны. Но вся ответственность за документы ложится на плечи именно польских таможенников. Что же будет интересовать их при пересечении границы?

Независимо от вашего возраста и марки автомобиля на пункте у вас затребуют заграничные паспорта с проставленным шенгеном (летите вы самолетом или едете на машине, виза в Польшу вам все равно будет нужна), медицинскую страховку на каждого путешественника и страховку по международному образцу на транспортное средство. Естественно, что с собой в дорогу вы должны взять полный пакет документов на машину, водительское удостоверение российского образца и, при наличии, водительские права по установленной международной форме. Обычно в Польше их наличием не интересуются, но лишними они не будут.

Опытные путешественники советуют брать собой копии всех документов, включая подтверждающие бронь в отеле и российские паспорта. Не лишним будет хранение копий в электронном виде на обычной флешке или специализированном интернет-ресурсе.

Товары, запрещенные для ввоза в страну

На польской стороне таможенный контроль проходит неторопливо и тщательно. При этом у вас могут конфисковать некоторые виды продуктов. К примеру, запрещен ввоз в Польшу мясомолочных продуктов питания и шоколада. Однако при необходимости таможенники могут оставить их в вашей машине. Молоко точно не отберут, если в авто едет ребенок (на пограничном контроле работают тоже люди).

Что касается спиртных напитков и алкоголя, то для них установлены четкие ограничения. Один человек может везти литр крепких спиртных напитков и две пачки сигарет. Но, как рассказывают бывалые туристы, по этим пунктам тщательный досмотр проходит не всегда.

Несколько слов о заправках и ценах на бензин

Не всегда наши соотечественники представляют, сколько денег в автопутешествии придется потратить на бензин. Поэтому им сложно рассчитать бюджет поездки. На самом деле сделать это можно еще дома, если знать, что в среднем один литр польского бензина обойдется вам в один евро с небольшим. Кого-то эти цены пугают, и они стараются экономить, заправившись по максимуму на территории Беларуси. К тому же правила въезда в страну допускают наличие в багажнике авто канистры с бензином объемом не более десяти литров. Кстати, учтите, что на польских заправках вам могут залить только бензин марок 95 и 98. Столь любимого многими нашими соотечественниками 92-го топлива в продаже просто не бывает.

Если приступать к описанию автозаправок, то нужно сказать главное - у наших туристов они вызывают огромный восторг. Территория вокруг чистенькая и ухоженная, туалеты бесплатны, оборудованы места отдыха для водителей, везде поставлены детские площадки. Обычно на заправке находится и хорошее кафе. Причем такие заведения обычно бывают сетевыми и предлагают еду на уровне дорогого ресторана, но по вполне приемлемым ценам.

Покупка авто в Польше

Некоторые наши соотечественники пересекают польскую границу с одной целью - пригнать машину. Из Польши в Россию можно привезти вполне неплохие транспортные средства, ведь страна граничит с Германией, откуда и попадают в нее подержанные автомобили разных марок в хорошем и отличном состоянии.

Поэтому пригнать себе автомобиль выглядит очень заманчивым предложением. Однако делать это можно только, тщательно взвесив все за и против и заранее подыскав себе подходящее транспортное средство через интернет. Существует достаточно много сайтов, где продавцы выставляют машины из Польши на продажу. Здесь указывается вся необходимая информация и зачастую даже номер VIN. Поэтому понравившееся авто не составит труда пробить по различным базам на предмет угона и аварий.

Для того чтобы не нарваться на мошенников, не оставляйте продавцу залог. Обсудите с ним все вопросы по телефону (возможно, вам понадобится переводчик) и только тогда отправляйтесь в Польшу. Надежнее всего приобретать машину у крупных дилеров, занимающихся этим бизнесом на протяжении нескольких лет.

После совершения сделки продавец должен предоставить вам договор купли-продажи и техпаспорт. На авто требуется оформить страховку и выписать транзитные номера. Это несколько задержит вас в Польше. Однако многие россияне выезжают из страны с имеющимися номерными знаками. Их не смущает, что за принадлежность номеров к другому государству (Германии, например) положен штраф. Впрочем, он невысок и лишь немного превышает стоимость приобретения транзитных номерных знаков.

На новенькой машине из Польши в Россию дорога занимает несколько часов. Но вот на границе вас могут задержать вопросы растаможки вашего транспортного средства. И хорошо, если они не принесут неожиданных сюрпризов.

Стоимость авто в Польше

Довольно низкие цены на машины в Польше привлекают россиян. Однако мало кто из них подходит к сделке основательно и точно представляет, какая сумма у него должна быть на руках.

Так сколько стоит машина в Польше? Если мы берем только сам автомобиль, то цены действительно невысоки. К примеру, свежий «Жук» в возрасте четырех лет встанет чуть меньше ста пятидесяти тысяч рублей. А за триста тысяч рублей вы сможете стать обладателем почти новой немецкой машины представительского класса. Но не спешите радоваться раньше времени, ведь это далеко не все расходы на приобретение железного друга.

Значительную статью расходов составляют таможенные пошлины. На авто моложе трех лет они составят около половины от цены машины. Плюс к этому добавляется ставка за мощность двигателя. В среднем за каждый кубический сантиметр его объема потребуется заплатить от двух с половиной до двадцати евро.

Ко всем перечисленным пунктам нужно добавить расходы на проживание в Польше, дорогу, питание и оформление визы. Итоговая стоимость может даже превышать цену аналогичного авто на российском рынке. Поэтому несколько раз подумайте, прежде чем отправляться за новым транспортным средством за границу.

Мобильностью! Машина всегда доступна и не потребуется ожидать прихода автобуса или поезда, приобретать билеты, привязывать свой график к расписанию общественного транспорта и т.п.

Путешественник может самостоятельно выстраивать маршрут, изменять его, нет привязки к пересадкам и прочим неудобствам .

В целом поездка на автомобиле в Польшу обходится на 10-15% дешевле поезда или автобуса. Экономия по сравнению с авиаперелетом еще более значима.

Главное требование к машине – техническая исправность. Особое внимание таможенники обращают на работу фар (ближний свет должен быть включен круглосуточно!), поэтому лучше запастись дополнительными лампочками.

Могут возникнуть проблемы с очевидным нарушением целостности автомобиля – были случаи, когда путешественников разворачивали при пересечении польской границы из-за внушительных трещин на лобовом стекле или повреждений кузова. Исправлением этих недочетов нужно озаботиться до поездки.

При зимнем путешествии следует знать, что шипованная резина на территории Польши запрещена ! Не разрешается и применение различных «антирадаров» и аналогичного оборудования.

Кроме требований законов Польши и ЕС, есть и аргументы здравого смысла: предстоит проехать не одну тысячу километров, а значит необходимо провести все регламентные работы и полное техническое обслуживание своего автомобиля.

Что подготовить для поездки на собственном транспорте?

Стандартный набор, состоящий из аптечки и огнетушителя, аварийного знака и запасного колеса. Очень важно проверить состояние сроков годности ! Просроченные медикаменты или огнетушитель таможенники посчитают непригодными и могут не пропустить автомобиль.

Есть и еще требования, знакомые водителям не так хорошо. Польские нормы запрещают выходить из автомобиля в темное время за городской чертой без жилета со светоотражающими полосами. Поэтому наличие таких жилетов будут проверены на таможне.

Есть два важных момента, связанных с этим:

  1. Количество жилетов должно ровняться числу пассажиров . Эти аксессуары должны присутствовать и для грудных детей, и для людей с ограниченной мобильностью.
  2. Жилеты необходимо расположить в салоне автомобиля . Наличие их в багажнике не засчитывается и вызывает вопрос: «Как вы собираетесь дойти до багажника, если покидать авто без жилета нельзя?».

Еще один момент о зимней резине . Шипы запрещены, но в случаях заснеженных дорог разрешается использовать на автомобиле цепи.

Документы на авто

Весь общепринятый пакет документов, разумеется, обязателен:

  1. Права. Причем если национальные документы не признаются за рубежом, следует озаботиться получением удостоверения международного образца. Белоруссия, Польша, Россия и Украина являются подписантами Венской конвенции 1968 года о признании национальных прав, поэтому замена удостоверений не требуется.
  2. Регистрационное свидетельство автомобиля.
  3. Если управление происходит по доверенности – соответствующие документы.
  4. Страховка на автомобиль международного стандарта.

Документы для пассажиров

Список необходимого может варьироваться в зависимости от цели путешествия в Польшу, но всегда обязаны включать:

  • с правильно оформленной и действующей в данный момент визой;
  • , если едете на работу;
  • для каждого из въезжающих.

Где можно пересекать границы границу с Польшей на машине?

С территории Украины попасть в Польшу можно через 5 автомобильных пограничных переходов (в паре первый н.п. Украины, второй – Польши):

  • Ягодин – Дорогуск;
  • Смильница – Кросценко;
  • Шегини – Медыка;
  • Рава-Русская – Гребенне;
  • Краковец – Корчева;
  • Устилуг – Зосин.

Легковой транспорт пропускают в Польшу на всех переходах, для большегрузного есть ограничение : Устилуг пропускает только автомобили до 3,5 тонн.

Для Белорусов

Из Белоруссии автотранспорт выезжает через пункты:

  • Домачево - Словатичи;
  • Берестовица - Бобровники;
  • Козловичи - Кукурыки;
  • Брест - Тересполь;
  • Песчатка - Половцы;
  • Брузги - Кузница Белостоцкая.

Обратите внимание, пересечение белорусско-польской границы через в Козловичах возможно исключительно для грузовых автомобилей .

Русским

У России граница с Польшей только через эксклав Калининградской области. Если путешественники проживают в данном регионе, то решить вопрос несложно через автомобильные пункты:

  • Багратионовск - Безледы;
  • Мамоново - Гроново (до 6,5 тонн);
  • Мамоново II - Гжехотки;
  • Гусев (Озёрск) - Голдап.

С других территорий пересечение российско-польской границы возможно через Белоруссию или Украину.

Итак, выясним как пересечь границу.

Начинается процедура пересечения границы с тривиальной очереди из автомашин.

Необходимо дождаться подхода таможенника со стороны отправления.

Выдача талона, проверка машины и документов

Таможенник уточнит количество пассажиров и обязательно выдаст контрольный талон – документ, в котором будут указаны параметры автомобиля, людей, дата и время. Талон понадобиться на всех этапах прохождения границы, поэтому обязательно нужно проверить правильность его заполнения.

Все отметки в документ вносятся сотрудниками таможенных служб – ни водитель, ни пассажиры ничего в нем не заполняют.

Следующий этап – польская таможня . В принципе, процесс идентичный (проверка машины, документов, отметка в талоне), однако контроль может быть более тщательным, а, следовательно, занять больше времени.

Проверка багажа

Очень важно знать, что разрешается для ввоза в Польшу, а что категорически запрещено. Наличие запрещенных вещей (продуктов) может стать основанием для запрета на въезд .

На что обратить внимание?

После прохождения всех проверок обязательно нужно проверить правильность заполнения документов, личных данных пассажиров и транспортного средства.

Как показывает практика, нередки случаи, когда таможня забывает ставить штампы о въезде-выезде. Это необходимо проконтролировать.

Уже упоминалось , но стоит остановиться на этом подробнее:

  • Необходимо наличие жилетов со светоотражающими элементами.
  • Движение должно сопровождаться зажженным ближним светом, но в светлое время суток допускаются ходовые огни.
  • Использование передних противотуманных фар допускается исключительно при дожде или тумане.
  • Задние противотуманные огни разрешается включать при видимости до 50 м (иначе штраф 100 зл.).
  • Скоростной режим в черте города ограничен 50 км/ч., но с 11 вечера до 05 утра предел увеличивается до 60 км/ч.
  • За пределами жилых массивов допустимая скорость чаще всего до 90 км/ч., но есть и дороги с ограничениями до 100-140 км/ч.
  • Штрафы за превышение скоростного режима составляют около 115 зл., за нарушение более чем на 10 км/ч. При превышении на 50 км/ч. и более грозит лишение прав до 3 месяцев.
  • На некоторых трассах скорость ограничивается в двух пределах. К примеру, не более 140 км/ч., но и не менее 40 км/ч.
  • 200 зл. придется отдать за обгон на зебре (пешеходном переходе). Такой же штраф накладывается за обгон справа, нарушение разметки (две сплошные) и препятствие движению общественного транспорта.
  • 300 зл. стоит выезд на перекресток, движение на котором затруднено.
  • Неправильная парковка обойдется в 400 зл., а занять место, предназначенное инвалиду, оценивается в 800 зл.
  • Не пропустить пешехода оценивается в 350 зл.
  • Не пристегнутый ремень – в 100 зл.
  • Разговор по телефону без hands free – 200 зл.
  • Перевозка детей разрешается только в специальном кресле на заднем сидении – штраф 150 зл.

Существует мнение, что в Польше допускается небольшое количество алкоголя за рулем . Действительно, допустимая норма – 0,2 пром.

Однако даже незначительная доза спиртного может показать большие результаты!

Санкции за нарушения серьезные :

  • для интервала 0,21 – 0,5 пром., штраф 5 000 злотых и лишение прав от трех лет;
  • для больших показателей – 10 000 и лишение на тот же срок.

Платные автобаны в Польше

Скоростные автобаны удобная, но платная возможность перемещаться на своем автомобиле. Средние расценки составляют 20 грошей за 1 км . Оплата взимается при въезде на трассу (платный участок) – наличными в злотых, евро или долларах, а также кредитными картами.

Другой способ взимания платы – оплата на съезде с платного участка. В этом случае, при въезде водитель обязан получить специальный чек, сохранить его до выезда и на его основании произвести оплату в конце маршрута.

На сегодня действуют три автобана :

  • А1 Гданьск-Торунь (29,90 зл. за весь маршрут);
  • А2 Вашава-Свецко (78,90 зл. за всю протяженность пути);
  • А4 Згожелец- Краков (36,20 зл. за всю магистраль).

Автомобильная поездка в Польшу удобна и проста. Если изучить все детали прохождения границы и правила поведения внутри страны, удастся неплохо провести время, не отвлекаясь на проблемы.

Мы рассказали вам обо всех нюансах этого процесса. Но если какие-то детали остались непонятными – спрашивайте в комментариях и оставляйте свои отзывы.

В этой части отчета о том, как мы без очереди пересекли границу Белоруссия – Польша и практически транзитом проехали первую европейскую страну. Сколько стоит бензин, где можно выпить кофе и съесть бутерброды. И немного достопримечательностей Лодзя.

День 2, продолжение. Граница Белоруссия — Польша

В Европу на машине мы решили ворваться из Белоруссии. А именно — в Бресте пересечь один из самых «тормознутых», по мнению многих форумчан, КПП «Варшавский мост», соединяющий Беларусь и Польшу. НО! Не так страшен черт, как его, оказывается, малюют. Граница Белоруссия – Польша быстрее всего проходится вечером в воскресенье. Но и это «быстрее всего» обычно затягивается на пару часов. Шмонают страшно, специально выводят из себя, мясо-сыр-никотин-винтовки-анашу себе отбирают (а мы, как назло, именно это и возим, когда в Европу на машине катаемся).

Мы были напуганы, и к Бресту, этому последнему городу в Белоруссии, подъехали аккурат вечерочком последнего выходного дня – в Польшу попасть хотелось и как можно быстрее (отель забронирован заранее). Мясо доесть не успели, попрятали все самое запрещенное и подъехали к «Варшавскому мосту»…

Белорусскую границу неожиданно прошли за 10 минут. Суровый пограничник лет 25-ти долго всматривался в мое лицо и искал 10 отличий с фоткой в паспорте. Пришлось извиняться за некоторые косметические процедуры, произведенные с собственным лицом после изготовления паспорта. 10 отличий были найдены, штамп поставлен и нас выпустили из бывшего СССР. Теперь эту часть нашего автотрипа можно было бы смело назвать «поездка в Польшу», если бы эта страна не была запланирована исключительно как транзитная.

На польской границе хвост из машин порадовал конечной видимостью. Если быть точной, автохвостов было три. Один — для машин Евросоюза, два — для остальных. Евросоюзовский хвост на границе Белоруссия – Польша (как и на любой другой границе) двигался быстрее, и через полчаса исчез. И — чудо из чудес! — польский погранец махнул нам и перестроил нас из «русской» очереди в ту, где на номерном знаке машине должно присутствовать звездное солнце. У нас забрали паспорта, спросили, сколько литров бензина заправлено в машину, для приличия попросили открыть багажник….. И все!

Так что зря мы боялись. И наркотики и оружие провести можно было бы. Но тех, кто стоял не еврокоридоре, смотрели явно дольше, чем нас. А у нас завтра предстоит целый день поездки по Польше на машине… Готовим пятые точки и вспоминаем неторопливый трафик на польских дорогах в 2011 году.

День 3. В Польшу на машине – впечатления от страны

Настал третий день нашего летнего автопутешествия. Проснулись в отеле Hotel Mixbud (обычный отельчик на «переночевать», с хорошей сантехникой, возможностью купить завтрак, удобными кроватями и отличным wi-fi). Проснулись, собрались и поехали. Весь третий день поездки планировали ехать и разглядывать Польшу из окна машины.

Польша, за исключением явных туристических городов, цепляет не сильно. Аккуратно, много цветов во дворах двухэтажных домиков. Много аистов. Много машин. Мало людей. Сильной оригинальностью страна не отличается — это мы заметили еще пять лет назад.

Дороги в этой части польской земли хорошие (для того, чтобы начать путешествие по Европе на машине можем их смело рекомендовать), но обилие населенных пунктов уменьшает скорость езды. Неожиданностью стало то, что нас остановила пограничная служба для проверки документов, хотя от границы мы были уже относительно далеко.

Едем по Е30 (А2 или М1 ) на Варшаву. Хотя Варшава нам не нужна, по сути. Цены на бензин в этой части Польши от 4,44 до 4,57 злотых (около евро). В кафе Cafepunkt пьем кофе (эспрессо 60 мл за 4,5 злотых, все остальное кофе 5,99 злотых за 300 мл). Перед Варшавой машин становится еще больше, и мы тащимся со скоростью 50 км/ч. Домики по бокам трассы аккуратненькие, периодические костелы, но взгляд, по большому счету, ни на чем не останавливается.

Варшаву проезжаем быстро благодаря новым развязкам, из машины ни разу не выходим и наблюдаем окраины города исключительно из окна. Сталинки делают Варшаву похожей на Выборгскую сторону Питера, а современные стекляшки, как и ожидалось, убивают любые зачатки оригинальности и полностью обезличивают и так-то не сильно красивый город.



Пятые точки наши слегка устали, и мы решили дать им размяться в Лодзе. Сначала едем по-прежнему по Е30, которая после Варшавы стала широкой, скоростной и многонациональной. Отъехав от Варшавы около 40 км, пьем чай с бутербродами на большой парковке. Есть туалет, три навеса со скамейками и колонка с водой. Еще через 10 км — заправка, парковка и Макдональдс. А потом еще. И еще.


Если ваш маршрут поездки в Польшу на машине будет проходить этой трассой – получите истинное наслаждение. Таких дорог, как здесь, мы больше в Европе не встречали нигде. Это отлично отремонтированный новый автобан, с ограничением скорости 140 км/ч. После поворота на Лодзь и до самой Германии трасса становится платной, но мы проскочили по бесплатному участку.

Свернули на А1 и остановились в Лодзе. На осмотр всех достопримечательностей Лодзя времени у нас не было, и мы успели лишь пройтись парой улиц.

Достопримечательности Лодзя



Достопримечательности Лодзя для нас – это улица Пётрковская. Именно ее мы прошли полностью, от остальных улиц захватив лишь отдельные части. Пётрковская (гуглится еще как Петровская или Пиотровски) — это одна из длиннейших торговых аллей не только в Польше, но и во всей Европе. Масса забавных скульптур, участок с именными уличными плитками, множеством кафе и магазинов. Если фотографироваться везде, то можно застрять на пару часов. А если попасть сюда в период проведения какого-либо фестиваля, которые здесь не редкость, так и на полдня застрянете.

Скамейка Юлиана Тувима по адресу ул.Пётрковская, д.104:
Аллея звезд:
На звездах – фамилии режиссеров и кинодеятелей. Звезды растянулись от перекрестка ул.Монюшка до пассажа Рубинштейна (дома 78-80).

Рояль Артура Рубинштейна у дома 78:
Памятник трем фабрикантам у дома 32:
Это известные польские фабриканты начала 20 века, Израиль Познанский, Людвик Громанн и Карл Шайблер, которые приложили свои руки к процветанию Лодзя.

Часть пешеходной зоны, вымощенная именными плитками:
Польский Лодзь — хороший город. Смесь Киева и Петроградской стороны в Питере. Пробежались, попали под ливень и поехали дальше. На часах — 16 часов, нам еще нужно обедать, по Е 67 (S 8) доехать до Вроцлава , чтобы найти пропущенную в 2012 году скульптурную композицию и приехать в Германию, чтобы заночевать в кемпинге.


Во Вроцлав заглянули, скульптуры уходящих в землю и выходящих из нее людей нашли, и помчали на неметчину по Е 40 (в Германии трасса № 4). Въехали в нее уже затемно, по дороге пару раз снова попав под локальные ливни и один раз даже под град размером с грецкий орех.

Ночевать остановились в кемпинге недалеко от Баутзен. Но это уже другая часть отчета – немецкая.

Все наши посты об этой поездке по Европе на машине:

— практически «транзитная» часть отчета, но, прочитав ее, вы узнаете несколько важных моментов о поездке в Белоруссию и о том, что посмотреть в Полоцке, в котором мы ночевали.

Часть вторая – Польша — ее вы сейчас и читали

(часть отчета об автотрипе в 2016 году)

Страна, в которой больше пары часов делать нечего. Но, может быть, это сугубо наше мнение. Прочитайте эту часть отчета и решите сами!

8 дней, 9 городов, горы, ущелья, деревни и водопады. Довольно насыщенный маршрут. И цены в Швейцарии в 2016 году.

Генуя, Пиза, Флоренция, Лукка, Читаделла и даже центр Падуи. И пару часов Сан-Марино

Хоэшвангау, Нойшванштайн, Линдсхорф, Дахау, Мюнхен, Нюрнберг и Ротенбург на Таубере.

Часть восьмая, заключительная — . То, что интересно посмотреть в Белоруссии на машине летом

Post Views: 2 291

Кризис наложил свой отпечаток на быт россиян - из-за падения курса рубля поток наших соотечественников в Европу заметно поубавился (по данным туроператоров, спрос на заграничные поездки на майские праздники упал на 25%). Однако в Европе есть места, где можно неплохо отдохнуть, имея в кармане не самый большой бюджет. Мы решили исследовать одно из таких направлений и отправились в Польшу.

Что в России известно о Польше? Нередко ваш собеседник нарисует вам довольно мрачную картину. Якобы Польша - это унылое серое место, где не любят русских, случайным путешественникам прокалывают колеса, не пускают странных мотоциклистов, и к тому же там нечего смотреть. Масла в огонь подливают и заявления различных политиков.

От Москвы до Бреста ведет трасса М1/Е30, которая отличается прекрасным покрытием, неплохой инфраструктурой, а на белорусском участке трассы - еще и максимально разрешенной скоростью в 120 км/ч. Но, прежде чем отправиться в путь, не забудьте оформить страховку - так называемую «зелёную карту» и, желательно, получите Международное удостоверение.

Если вы решили проходить границу с Польшей в Бресте (переход «Варшавский мост»), то рекомендуем делать это в будние дни, когда меньше народа (в интернете есть сайты, позволяющие отслеживать количество автомобилей на границе в онлайн-режиме). Проблем с ночевкой в Польше нет. Помимо привычных «сетевых» гостиниц, неплохим сочетанием цена-качество отличаются «заязды» (zajazd) - небольшие мотели. Цены там умеренные (примерно 1000 - 1300 рублей за двухместный номер). Остановиться можно и в частном секторе или так называемых «ночлегах» (noclegi), которые обойдутся в два раза дешевле. Однако этот вариант, скорее, для молодых путешественников или любителей экзотики.

Дороги в Польше отличаются неплохим качеством, особенно в сравнении с российскими, а водители водят практически так же, как в остальной Европе. Единственное исключение - скоростной режим, который мало кто соблюдает (но вам не советуем превышать, штрафы в Польше довольно высокие!).

Есть и несколько особенностей скоростного режима. Максимальная разрешенная скорость в населенном пункте - 50 км/ч. А вот за городом начинаются нюансы. По «простой» двухполосной дороге можно ехать не быстрее 90 км/ч. Если две полосы идут в одну сторону, скорость увеличивается до 100 км/ч. По так называемым «экспресувкам» (droga ekspresowa) можно ехать 120 км/ч, а на автострадах позволено разгоняться уже до 140 км/ч. Впрочем, забивать голову цифрами не стоит, ведь ограничения скорости всегда дублируются знаками.

Еще одна особенность — светофоры в городах. Как и в России, иногда для поворота направо на светофорах применяется специальная поворотная секция. Но есть нюанс: если горит зелёный прямо, а секция погашена, поворачивать направо можно . Но независимо от этого при повороте не забудьте пропустить пешеходов.

А вот бензин в Польше дорогой. Литр 95-го обойдется в среднем в 4,8 злотых (примерно 66 рублей), за литр дизельного топлива попросят 4,6-4,7 злотых (около 64 рублей). Поэтому перед пересечением границы обязательно залейте полный бак.

Говорят, что когда-то давно три славянских князя Лех, Чех и Рус разошлись в разные стороны и основали три государства - Польшу, Чехию и Русь соответственно (разумеется, многие историки спорят с этим утверждением). Ну а в этой поездке у нас получилось настоящее славянское единство - российский экипаж проехал по Польше на автомобиле чешской марки.

За время нашей поездки мы побывали в трех крупных городах Польши: Варшаве, Кракове и Вроцлаве. Сравнивать эти три города между собой - всё равно, что сравнивать Москву, Санкт-Петербург и Казань. Они разные!

Варшава

На первый взгляд, польская столица может показаться слишком шумным городом. Но это впечатление обманчиво. Стоит лишь добраться до старого города, как мысленно переносишься на несколько веков назад. Самое интересное, что большинство из построек - новодел. Ведь после Второй мировой войны вся Варшава лежала в руинах… Титаническими усилиями архитекторов Старый Город или, как говорят здесь, «Старувка», был восстановлен. Причем, где это возможно, использовали оригинальные кирпичи. ЮНЕСКО даже внесло Старый Город в список всемирного наследия «как исключительный пример почти полного восстановления исторического периода между XIII–XX веками».

Королевский замок был построен на рубеже XV-XVI веков и служил местом, где восседали польские короли, а до середины ХХ века еще и президент. Интересно, что в разные эпохи замок неоднократно перестраивался в соответствии с текущей модой. Ныне во дворце музей, где можно увидеть полотна художников Рембрандта и Матейко, старые виды Варшавы кисти Беллотто, а также урну с прахом Тадеуша Костюшко.

Как мы уже говорили, впечатление от Варшавы, как от душного и динамичного места, очень обманчиво. В самом центре города расположен настоящий райский уголок. Речь о парке Лазенки, который был создан в XVII-XVIII веках для местной аристократии. Парк занимает 76 гектаров и является замечательным местом для прогулок. Здесь не только красиво, но еще и отличная экология - очень много белок, уток и даже… павлинов! Которые гуляют прямо по дорожкам парка и совсем не боятся людей! Кстати, иногда они очень забавно кричат - не пугайтесь.

Знаменитый Дворец Науки и Культуры, построенный по проекту архитектора Льва Руднева в 1952-1955 годах, является самым высоким зданием в Польше и одним из самых высоких в Евросоюзе. Дом, представляющий собой «подарок советского народа польскому», был построен по образцу сталинских высоток в Москве. Неудивительно, что такой проект вызывал негативные ассоциации у местных жителей, ведь они видели в этом явное доминирование тоталитарной системы и давление из Москвы. Впрочем, это - уже история.

Краков

После Варшавы лежащий на юге Польши Краков может показаться слишком спокойным, примерно как Санкт-Петербург после Москвы. Но точно так же, как и в случае с «Северной Венецией», речь идет о культурной столице государства, которая к тому же была и столицей самой настоящей. Поэтому взглянуть здесь действительно есть на что.

Первое, что видит турист, идущий в Старый Город Кракова с севера, - могучий Барбакан (так называют оборонительное сооружение наподобие Кутафьи-Башни в Москве) с Воротами Святого Флориана и городскими стенами. Трудно поверить, что когда-то между Барбаканом, который был построен в XV веке, и городскими стенами был ров… Впрочем, и сейчас погружение в средневековье удается на «ура». Кстати, по крепостным стенам можно прогуляться.

Пройдя по Флорианской улице, вы попадете на главную площадь Кракова - Рынок. В средние века она была одной из самых больших в Европе, но и сегодня поражает своими размерами. В центре площади расположены суконные ряды (Sukiennice). В них до сих пор идет бойкая торговля, но былые ткани все больше уступают место сувенирам. Под углом к «сукенницам» расположена Церковь Успения Пресвятой Девы Марии или Мариацкий Костёл. Обязательно войдите внутрь, ведь интерьер собора заслуживает отдельного внимания. А еще Костёл характеризуют две башни, которые отличаются друг от друга. Кстати, помните - каждый день в 10 утра от входа в храм стартует бесплатная (!) экскурсия по городу.

Вавельский холм - это настоящее сердце Кракова, ведь именно здесь расположен Королевский замок и Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава, являющийся усыпальницей польских королей. Обязательно посетите внутренний двор замка, который по красоте может поспорить с аналогичными зданиями в Италии. Кстати, именно здесь, в Королевском замке, теперь выставляется картина руки Леонардо да Винчи - знаменитая Дама с Горностаем. А еще на Вавеле живет самый настоящий дракон. Это - не шутка! Создание из легенд перекочевало прямо на берег Вислы и на потеху публики даже пускает языки пламени.

Краковские костёлы заслуживают отдельного рассказа. Вообще польское слово Kościół в переводе означает всего лишь «церковь», а католические храмы по-русски правильнее называть точно так же как и православные - церквями, храмами или соборами. Однако говоря о Польше можно употребить и слово «костёл», точно так же, как и слово «виа» для названий улиц в Италии. В Кракове костёлы действительно поражают своей красотой. Это связано с тем, что убранство большинства из них создавалось в период так называемой контрреформации и религиозных войн в Европе. Аскетичному интерьеру протестантских храмов было противопоставлено богатство и золото в интерьере храмов католических, призванное показать образ рая, который ждет верующего в случае покаяния. Кстати, если вы решите посетить Святую Мессу, лучше приходите заранее - ведь иногда в храм можно просто не войти из-за количества народа.

Сейчас район под названием Казимеж - модное место. Но когда-то здесь располагался один из крупнейших еврейских кварталов в Европе, о чем вам обязательно напомнят различные заведения и звуки клезмера от уличных музыкантов. Хотя окружающая атмосфера вызывает приятные ощущения, нельзя не вспомнить и о грустной странице в истории Кракова - Краковском Гетто, которое было организовано в соседнем районе Подгуже во время оккупации города нацистской Германией. Перед войной Краков населяло более 60 тысяч евреев, после массовых депортаций в городе осталось лишь 15 тысяч. Однако нацистам и этого показалось мало. В марте 1943 года было решено ликвидировать гетто. 8 тысяч евреев, считавшихся годными к работе, перевезли в концлагерь Плашов, 2 тысячи убили прямо на улицах, а остальных - отправили в Освенцим. Отправление осуществлялось с вокзала, находившегося на местной Площади Согласия. В память об убитых евреях сейчас это место называется Площадь героев Гетто, а посреди нее установлен памятник в виде пустых стульев.

Вроцлав

Вроцлав - это столица исторического региона Силезия, известного своими богатыми недрами. Уж только кому этот регион не принадлежал! И полякам, и австрийцам, и чехам и даже венграм. Но, конечно, больше всего в городе именно немецкого влияния, ведь после войны за австрийское наследство в конце XVIII века Силезия надолго отошла к королевству Пруссия. Особенно сильно прусское наследие проявляется в архитектуре - достаточно увидеть ратушу на Рыночной площади или дома на Соляной площади по соседству, чтобы почувствовать себя словно в Германии.

Сердце Вроцлава - остров Тумский, расположенный на Одере. Именно отсюда начинался этот могучий город. На территории острова сохранились руины некоторых строений, датированных еще IX веком. А в самом его центре расположен Кафедральный Собор Иоанна Крестителя, являющийся первым готическим храмом в Польше.

Еще одной неотъемлемой достопримечательностью Вроцлава являются самые настоящие гномы. Да-да, по всему городу установлены небольшие фигурки сказочных существ. Но не думайте, что гномы, или, как их тут называют, «краснолюдки», расставлены по всему городу просто так. Они - полноценные граждане Вроцлава и живут своей жизнью - ходят за покупками, ездят на мотоцикле, тушат пожар. Поэтому и имена у них соответствующие. Например, «соня» или «шопоголик». Искать гномов по всему городу необычайно интересно даже взрослым, а попадаются они совсем в неожиданных местах.

Если вы оказались во Вроцлаве, то посетите местный зоопарк. Вход стоит 40 злотых (примерно 600 рублей), а провести в нем можно целый день. На территории площадью 33 гектара обитает 4150 животных 876 различных биологических видов. Здесь есть даже океанариум!

Курица не птица…

…а Польша не заграница. Эту поговорку, в которой Польша иногда уступала место Болгарии, знал, пожалуй, каждый, кто вырос в Советском Союзе. Возможно, когда-то именно так и было, и Польша ничем принципиально не отличалась от других стран соцлагеря. Однако за последние 30 лет Польша пережила коренные изменения. И прежде чем писать в комментариях «автору заплатили поляки», немного подумайте и сделайте выводы сами, без навязанных стереотипов. За время нашей десятидневной поездки на семью из двух взрослых и одного ребенка, помимо оплаты проживания (13 тысяч рублей), было потрачено 25 000 рублей на питание, культурную программу, развлечения. И при этом мы ни в чем себе не отказывали. Везде, где мы были, нас ждал радушный прием, сервис на достойном уровне, и при этом никто не пытался нас обмануть.

Отдельно стоит упомянуть такой момент, как дискриминация. Ни разу, подчеркиваем, ни разу за время поездки мы не увидели предвзятого отношения из-за того, что мы говорили на русском языке. Более того, поляки действительно произвели положительное впечатление - здесь вам всегда помогут выйти из транспорта с тяжелой сумкой, или подержат дверь, видя, что вы идете с коляской. Приходится констатировать - Польша уже стала заграницей в хорошем смысле этого слова. А её туристический потенциал сильно недооценен россиянами.

Вишенкой на торте стал разговор с футбольным фанатом варшавской «Легии», произошедший в последний вечер. Узнав, что мы из России, он обрадовался и пожал мне руку, сказав, что политики с обеих сторон всегда пытаются стравить простых людей, а славянам стоило бы дружить. Сложно не согласиться, особенно, когда страна неожиданно раскрывается перед тобой со столь положительной стороны.

01.02.19 26 477 24

Гуляла по старым городам и любовалась горами

В 2018 году мы с друзьями взяли отпуск на майские праздники, сели в машину и поехали в Польшу.

Мари Котляр

экономит в путешествиях

Там мы наслаждались красотой гор, гуляли по мощеным улочкам Кракова и покупали еду в магазине со смешным названием «Жабка».

За 9 дней мы проехали 3500 км. В статье я расскажу, сколько стоило такое путешествие и как его организовать.

Расходы в Польше за неделю на одного - 20 106 Р

6250 Р

Проживание

6126 Р

Автомобиль

4180 Р

Страховки

1250 Р

Сувениры

1200 Р

Развлечения

600 Р

Общественный транспорт

500 Р

Маршрут

Мы с подругой не хотели тратиться на самолет и зависеть от расписания общественного транспорта, поэтому выбрали автомобиль. В поездке на машине можно быть свободным в выборе мест.

Сначала нас пугало расстояние: от Москвы до ближайшего польского города Люблин - 1200 км. До этого момента никто из нас не ездил на машине так далеко. Но когда оказалось, что у нас в запасе будет еще два сменных водителя, мы решились.

3500 км

мы проехали на машине за 9 дней поездки

В Польше мы побывали в городах Люблин, Краков, Закопане, а в конце даже заехали в словацкий город Попрад. Маршрут получился оптимальный: мы не устали от дороги и по пути посмотрели на жизнь в провинциальных городках страны. Больше всего нам понравились горы Татры.


На обратной дороге в Москву мы хотели посетить Жешувский и Ланьцутский замки в окрестностях города Жешув: они были по пути. Но в последний день поняли, что не успеваем, поэтому пришлось оставить их на следующий раз. Возможно, еще на этапе планирования нам следовало разграничить цель: горы или замки. За 7 дней сложно посмотреть и то и другое. Если хотите успеть везде, добавьте к маршруту еще 2 дня.

Поездка на машине хороша тем, что по дороге можно увидеть много интересного. Мне нравится наблюдать за жизнью людей в провинциях. Когда мы ехали по польским деревням, я удивлялась отношению поляков к своему имуществу. В маленьких польских городках нет заброшенных земель и коттеджных поселков - только аккуратные домики с подстриженными кустами. Еще аисты вьют гнезда прямо на фонарных столбах - чудное зрелище.


Виза

В Польшу можно въехать по шенгенской визе. Мы начали готовить документы на польскую визу за месяц до отъезда. Вместе с основным пакетом документов для путешествия на машине надо было предоставить:

  1. Водительские права.
  2. Свидетельство о регистрации транспортного средства.
  3. Грин-карту - международный страховой полис на машину.
  4. План маршрута с датами и точками остановок. Мы оформили его таблицей: просто написали, куда и когда планируем съездить.

Все документы нужно отксерокопировать, а план распечатать. Международная страховка «Ресо» на машину обошлась нам в 3000 Р .

Мы хотели запросить визу в консульстве Польши в Москве. Оказалось, что запись уже закрыта: документы лучше подавать за 1,5 месяца или раньше. Тогда мы начали звонить в визовый центр Польши. Оператор на горячей линии нас сильно озадачил: все визовые центры временно приостановили работу. Причину я так и не узнала, но сейчас они снова работают.

В итоге я сделала итальянский шенген: через 4 месяца как раз собиралась ехать в Италию. Друзья сказали, что итальянцы редко отказывают в выдаче визы. За визу отдала 35 € (2625 Р ), за услуги визового центра - 29,5 € (2210 Р ). Виза на полгода обошлась мне в 64,5 € (4835 Р ), ее сделали за 3 рабочих дня.

64,5 €

я отдала за шенгенскую визу на полгода

Когда едешь на машине за границу, пограничники ставят отметку в паспорте в стране первого въезда. В нашем случае это была Польша. На границах стран Евросоюза нет контрольно-пропускных пунктов, а значит, нет и доказательств, что мы не были в Италии. Но в теории такое путешествие может быть рискованным: никогда не знаешь, как это повлияет на выдачу новой визы. Лучше соблюдать правила и по возможности делать визу той страны, где собираетесь провести большее количество дней.

Деньги

В Беларуси и Польше свои национальные валюты - евро не принимают. Белорусский рубль (Br) стоит 31,12 Р , польский злотый (zł) - 18,12 Р .

В Беларуси мы не покупали валюту, потому что нигде не останавливались. Бензин оплачивали картой. В Польше мы меняли наличные деньги, картой расплачивались редко. Мне удобнее планировать траты и следить за бюджетом, когда деньги на руках.

Обменники есть в торговых центрах и на улицах города. Мы поменяли рубли на евро в России, а по приезде купили злотые. Но есть обменники, где меняют даже рубли на злотые. Курс везде выгодный, мы не заметили колоссальной разницы. Злотый обошелся нам в 18,5 Р . Мы не снимали деньги в банкоматах, но в городах их много. Знакомые предупредили, что в банкоматах может быть комиссия, процент зависит от банка.

Дорога

До Польши. Наш путь начался в 6 утра в Москве и пролегал через Беларусь. До границы было 1100 км. По пути мы планировали переночевать в польском городе Люблин в 100 км от границы. Это было правильным решением: в пути сильно затекают мышцы, устают глаза и хочется спать.

На границе Польши и Беларуси 6 таможенных пунктов. Самые близкие к Люблину - Брест и Домачево. В Бресте большие очереди, поэтому мы решили ехать через Домачево.

Пересечь границу мы планировали за 2-3 часа. По моему опыту, проехать быстрее можно только в несезон: осенью или ранней весной. Позже мы узнали, что можно забронировать место на границе в Бресте. Услуга стоит 25 Br (775 Р ). Время бронируют за 90 суток или максимум за 3 часа до прибытия на границу.

Если белорусскую границу можно пройти без очереди, то дальше все равно придется стоять на польской. Тогда мы не стали тратить деньги на бронь, но если бы поехали сейчас, я бы все-таки забронировала место в очереди в брестском пункте.

После въезда в Польшу дорога стала в два раза уже и опустился туман. Из леса на обочину выходили олени, лисы и зайцы: всю дорогу мы ехали со скоростью 60 км/ч или меньше. Нас разморило, и мы захотели спать - последние 50 километров ехали как зомби.

В целом дорога из Москвы до Польши может занять до 24 часов в зависимости от того, сколько стоять на границе. Мы ехали 19 часов.


По Польше. Мы переночевали в Люблине и утром сразу отправились в Краков. По самому короткому пути до него было 283 км.

Что посмотреть в Польше

Краков - бывшая столица Польши. Мы гуляли по центру: заглянули на рыночную площадь и в еврейский квартал, а потом отправились на набережную. Именно там все главные развлечения: бесплатный кинотеатр под открытым небом, фрисби, танцы, аттракционы, а главное - вид на Вавельский замок

Краков напомнил Петербург: там серая застройка и похожая атмосфера. Но центр города, бесспорно, красив.


Освенцим. Мы заехали в Освенцим, чтобы посетить музей Аушвиц-Биркенау. Это бывшие концентрационные немецкие лагеря.

В Освенциме мы увидели очередь в полтора километра и поняли, что не успеваем туда попасть: дальше по расписанию была поездка в Закопане. Было обидно.

Еще мы не догадались, что стоит купить билеты заранее на сайте музейного комплекса. С 1 мая по 31 октября зайти на территорию можно только с экскурсией. Экскурсия в группе с сопровождением экскурсовода стоит 50 zł (900 Р ) для взрослых и 45 zł (810 Р ) для студентов.

Закопане - это город и одноименный горнолыжный курорт Польши у подножия Татр. Зимой все ездят сюда кататься на горных лыжах или сноуборде. Горнолыжный сезон начинается в ноябре, а заканчивается в марте-апреле. Единого тарифа на скипассы нет, цена колеблется от 14 € (1050 Р ) до 32 € (2400 Р ) за день в зависимости от зоны катания.

На мой взгляд, город обычный и смотреть там нечего. Мы приехали туда, чтобы попасть в национальный парк Татры, который находится в пригороде Закопане.

Национальный парк Татры. Из Закопане в парк Татры ходят маршрутки за 12 zł (220 Р ). Их можно найти по табличке Morskie Oko на лобовом стекле - это название популярного горного озера среди туристов. Дорога из Закопане на маршрутке займет 20-30 минут, на машине - 10-20 минут . Входной билет стоит 10 zł (180 Р ) и оплачивается в кассе у входа в парк.

10 zł

стоит билет в национальный парк Татры

Мы хотели почувствовать атмосферу гор, погулять по ним и насладиться видами. Запланировали на это три дня. В гостевом доме нам выдали книжку с путеводителем по Закопане и картой трекинговых маршрутов в Татрах. Еще ее можно взять в туристических инфоцентрах. В интернете есть краткий путеводитель по Закопане.


По мнению путешественников на форумах, самый популярный трекинговый маршрут в Татрах - Путь Орла. Мои спутники хотели его пройти, но я прочитала несколько статей и не решилась: судя по отзывам, у нас не было должной подготовки. Например, на сайте Phototravel говорится, что это самый сложный маршрут в Татрах. Без экипировки туда идти точно не стоит.

Самые популярные туристические места - вершина Каспровы-Верх и озеро Морское Око. До вершины можно дойти пешком за 3 часа или добраться на канатной дороге. Канатка стоит 63 zł (1130 Р ) в обе стороны и 48 zł (860 Р ) - в одну. Тех, кто заранее купил билет в интернет-магазине Польских канатных дорог , пускают вне очереди. До канатной дороги можно добраться на маршрутке, которая ходит от вокзала, за 2 zł (36 Р ).

63 zł

стоит проехаться на канатной дороге к вершине Каспровы-Верх и обратно

Мы хотели гулять по трекинговым тропам. Их десятки - можно добраться до любого места в парке. Тропы каменистые и с резкими подъемами. Я была в кедах и сбила о камни все ступни, еще и пару раз поскользнулась. На одной из троп мы чуть не заблудились: все дорожки похожи.


В первую очередь мы пошли к озеру Морское Око. Там были сотни людей - мы с друзьями потерялись и вместо прогулки искали друг друга полтора часа. Морское Око меня не впечатлило: оно похоже на все горные озера.

Поэтому мы отправились ко второму озеру с угрожающим названием Чарны-Став-под-Рысами. До него пришлось лезть вверх по камням и снегу. Озеро поразило нас красотой: вокруг был снег, в воде плавали снежные глыбы, на поверхности отражались горы. Еще оттуда было видно Морское Око, и с высоты оно выглядело гораздо красивее, чем вблизи.

На вершине одной из скал Татр есть пещеры. Подъем оборудован цепями, за которые можно придерживаться, но иногда было удобнее опираться на трекинговые палки. Пока мы поднимались к скалам, я ощущала страх и адреналин одновременно. Помимо нас туда лезли несколько женщин средних лет и даже одна бабушка. Меня это сильно удивило: там высоко и опасно, страховки нет, а она все равно осмелилась.



Попрад. В 68 км от Закопане, недалеко от словацкого города Попрад, находится древний замок Спишский Град. Мы решили дать ногам отдохнуть от гор и поехали его посмотреть. В кассе представились студентами из России, которые якобы забыли студенческий, - билет в замок обошелся в 6 € (450 Р ). Обычный взрослый билет стоил 8 € (600 Р ).

Замок смотрится красиво с дороги, но внутри - ничего особенного. После Спишского Града мы заехали пообедать в словацкий Попрад и пришли в ужас от унылой застройки из однотипных домов. Ничего интересного и красивого там нет. Местный фастфуд за 1 € хуже, чем ничего: невкусно. В общем, Словакия нам не понравилась.


Жилье

Жилье в Польше недорогое: хостел обойдется в 500 Р , отель в горах - 1200 Р за ночь. Мы выбирали номера на «Букинге» с фильтром по самой низкой цене. Чтобы не портить себе отдых, читали отзывы и смотрели условия по фото.

1200 Р

стоит ночь в польском отеле в горах

Люблин. Для отдыха после долгой дороги мы забронировали простой хостел в центре города. Ночь в хостеле Królewska обошлась в 53 zł (960 Р ) на двоих, то есть 26,5 zł (480 Р ) на человека. У нас были отдельные номера на двоих с собственным уютным балкончиком.

Санузел был общий, и мы приготовились к дискомфорту. Но душ «превзошел» все ожидания: окно из душевой выходило прямо на окна этого же здания. Еще там не было горячей воды, а персонал не разговаривал по-английски.


Номер с двуспальной кроватью, шкафчиком и балконом. Маленький и уютный. Фото: «Букинг»
Нам сказали, что из окна будет видно башенку одного из замков. Но увидеть ее можно только из окна ресепшена. Фото: «Букинг»

В Кракове мы остановились в хостеле Benedykta , где забронировали по кровати в общей шестиместной комнате для мужчин и женщин.

Хостел находится в пяти минутах от главной площади Кракова. Одна ночь обошлась нам с подругой в 25 zł (450 Р ) с человека. Ребятам повезло больше: за те же деньги их заселили в номер на троих.

В стоимость был включен бесплатный завтрак. Вещи можно оставить в шкафчике, ключи выдавали на ресепшене. В целом размещение нам понравилось: было чисто и комфортно.

Горный курорт Закопане. В Татрах мы решили снять комнату в гостевом доме в двух километрах от Закопане, в поселке Цирля. Выбор пал на Willa Koisowka. За 4 ночи я заплатила 250 zł (4500 Р ). За эти деньги мы получили вид на горы, собственные душ и туалет, большую комфортную кровать. За 8 zł (140 Р ) подавали завтрак: сыры, каши, йогурты, бутерброды и тосты.

250 zł

я заплатила за 4 ночи в гостевом доме рядом с горным курортом Закопане

Когда мы подъехали к вилле, калитка была закрыта. Мы не могли понять, как вызвать администратора. Сначала попробовали найти звонок, задвижку, потом покричали, постучали в ворота, но ничего не работало. Пришлось перелезть через забор и стучаться в сам дом. К нам вышла русскоговорящая девушка и показала звонок. Оказывается, он был на калитке - правда, едва заметный.

После хостелов было здорово заселиться в виллу - в просторную обустроенную комнату на двоих с собственным балконом.

Перед отъездом нас попросили заполнить квитанцию и оплатить городской экологический налог. Он высчитывается из расчета 2 zł за день в Закопане. У нас вышло 5 дней - мы заплатили 10 zł (180 Р ).


Наша комната в Willa Koisowka. Уютно, есть даже свой письменный стол. Я люблю писать, поэтому он пришелся кстати. Фото: «Букинг»
Willa Koisowka - это большой загородный дом с несколькими жилыми комнатами. Фото: «Букинг»

Парковки

В Польше есть платные и бесплатные парковки. В будни в центре городов и близлежащих районах паркуются платно, на окраинах - бесплатно. Стоимость зависит от времени. Оставить машину на 20 минут стоит 1 zł (18 Р ), на час - 3 zł (54 Р ), 3 часа - 10,6 zł (190 Р ). Можно поискать бесплатные парковки у торговых центров и рядом с заправками, но мы не пробовали.

В центре можно бесплатно парковаться по выходным и в будни с 20:00 до 10:00. Например, в Краков мы приехали в 17:00 и оставили машину до 9:00. Заплатили только за три часа. Это стоило 11 zł (200 Р ).

1 zł

стоит двадцатиминутная парковка в центре города с 10:00 до 20:00

В крупных городах, например Кракове и Люблине, парковку оплачивают в паркоматах. Они принимают монеты номиналом 1, 2 и 5 злотых и не дают сдачу. Старые паркоматы не принимают карты, а на новых есть даже пэйпасс. Проверить возможность безналичной оплаты и научиться оплачивать парковку можно на сайте городской инфраструктуры Кракова.

В маленьких населенных пунктах вроде Закопане можно встретить парковщиков. Они спрашивают, когда планируете вернуться, берут деньги и дают чек. В Закопане парковщик берет 2 zł (36 Р ) за час и максимум 7 zł (130 Р ), даже если оставить машину на весь день. Исключения - туристические места вроде Татранского национального парка. Там стоимость парковки стоит узнавать у парковщика. Парковщик в поселке Кирэ взял с нас 10 zł (180 Р ) по единому тарифу без учета времени.

У 90% хостелов в центре Кракова нет своей парковки, поэтому мы оставляли машину на улице. В Люблине у большинства хостелов есть парковка, за нашей даже следил охранник. Но мы так ей и не воспользовались: приехали ночью, сил искать ее не было, поэтому припарковались прямо в центре. Платить не пришлось: ночью парковка тоже была бесплатна.

В Закопане мы планировали гулять пешком и специально искали жилье с парковкой. Если выезжали в город, парковались у магазинов бесплатно. Один раз остановились в центре на час за 2 zł (36 Р ).


Зоны платной парковки Кракова. О подробном описании зон с улицами я читала на сайте городской инфраструктуры

Рестораны

Первое место среди всех польских блюд я отдаю супам. Стандартная порция 400 мл стоит около 5 zł (90 Р ). Самые популярные из традиционных - борщ и журек. Борщ похож на русский, но без картошки и капусты. Вместо них поляки добавляют пряности, много чеснока и пельмешки. Если взять без пельмешек, суп будет стоить дешевле на 2 zł (36 Р ).

Журек - это суп на закваске из воды, муки, чеснока и ржаного хлеба. В него добавляют картошку, колбаски и зелень. По вкусу он отдаленно напоминает рассольник. У всех супов яркий вкус: борщ пряный за счет чеснока и специй, а журек сытный и необычный благодаря закваске на ржаном хлебе. В каждом польском кафе готовили супы по-разному.


Из горячих блюд предлагают колбаски и бигос - блюдо с сосисками или мясом. Бигос стоит от 24 zł (430 Р ) до 38 zł (680 Р ). По непонятным мне причинам, это очень дорогое второе блюдо, хотя на вкус как обычная солянка.

В среднем колбаски стоят 17 zł (310 Р ) за 250 граммов. В Закопане мы заказали на троих мясную доску из колбасок, шашлыка и местного салата из моркови, свеклы и кислой капусты. Это стоило 79 zł (1430 Р ), но мы даже не смогли доесть - забрали с собой в дорогу.

Если спросить любого официанта, что стоит съесть из традиционных блюд, он первым делом скажет: pierogi. Поляки преподносят это блюдо как обязательное к обеду или ужину. Пироги - с ударением на «о» - похожи на вареники, только пресные и сухие. Они стоят 10-12 zł (180-220 Р ) за порцию из нескольких штук. Их варят или жарят. Я пробовала вареные, но мне не понравилось. Ребята каждый раз ели вареные и были довольны.


Почти к любому блюду подают пляцки - картофельные оладьи. Поляки любят их добавлять как основной гарнир к горячим блюдам. Сначала они кажутся вкусными, особенно когда их приправляют подливкой или соусом. Но потом приедаются: во всех кафе, что мы были, пляцки имели один и тот же вкус.

Я не люблю туристические места и стараюсь есть в кафе подальше от центра. Так можно найти действительно вкусную национальную еду и посмотреть, что берут поляки. В таких кафе счет обычно ниже на 10-15 zł (180-270 Р ), чем в центре города.

В обеденное время мы ездили в кафе наобум и открывали для себя что-то новое и интересное. Например, после прогулки в Татрах мы поехали из поселка Кирэ в обратную сторону от Закопане. По дороге нашли ресторацию U Sliwy. В зале сидели одни поляки, а официантки были одеты в национальные костюмы. Еда в ресторации оказалась вкусной, а порции - большими. Я взяла себе суп журек, вепрево колено размером с полголовы - свиная рулька по-польски - и пиво. Такой обед обошелся мне в 30 zł (540 Р ).

30 zł

я заплатила за обед из двух блюд с пивом в ресторации U Sliwy

В среднем обед или ужин стоил 27 zł (490 Р ) на человека. После гор, когда хотелось есть все сразу и в больших объемах, мы ели на 38 zł (680 Р ). Нам обычно хватало одного приема пищи в день.

Однажды мы попробовали поесть в польском «Макдональдсе». Он колоссально отличается от русского: еда там более постная и с рукколой. Вместо обычных булочек - ржаные.

Width="1000" height="667" class="" style="max-width: 1000px; height: auto"> Бургер, картошка фри, соус и напиток обойдутся в 25 zł (450 Р )

На завтрак можно сходить в любую польскую пекарню: местные булочки восхитительны. Если брать круассан, он будет свежий, пышный, большой и с вкусной начинкой. Остальная выпечка не уступает по размерам и характеристикам. В среднем все стоит 12-14 zł (220-250 Р ).

Местное пиво ничем не отличается от русского. В основном светлое, без каких-либо отличительных качеств. А вот традиционная настойка «Соплица» - необычный напиток, похожий на ликер. Мне понравилась сливовая: она легкая и приятная. Я привезла ее домой. В супермаркете «Соплица» стоит примерно 45 zł (810 Р ).

Магазины

Мы обычно ходили в горы, поэтому еду на завтрак и обед покупали в супермаркетах. Самые популярные магазины в Польше - Biedronka и Lidl. Обычно они работают с 6:00 до 21:00-22:00, по воскресеньям закрыты. Точное расписание лучше уточнять на сайтах.

13 zł

я потратила на сыр осцыпек в вакуумной упаковке

Когда мы приехали в Закопане в воскресенье, то колесили по городу, чтобы купить еды: все было закрыто. На третьем кругу нашли супермаркет Zabka , по-русски - «Жабка». Он работал с 6:00 до 23:00 даже по выходным и праздникам. Из-за этого цены на все были выше на 2-3 zł (36-54 Р ). В очереди пришлось простоять полчаса, но выбирать не приходилось. Перед поездкой рекомендую проверить режимы работы магазинов и отметить их на карте, чтобы не пришлось их судорожно искать в поездке.

Из сладостей в Польше популярны пряники катаржинки - katarzynki. В основном их делают к Рождеству по традиционному рецепту, но мы сумели найти их в «Бидронке». Они действительно пряные на вкус, я даже привезла их как сувенир.

В Татрах мы попробовали польский овечий сыр осцыпек. Его приготовили прямо при нас. За 4 zł (72 Р ) нам дали копченый и свежий сыры на пробу.

Чтобы привезти осцыпек как сувенир, нужно искать его на полках супермаркетов в вакуумной упаковке, иначе испортится, да и таможня без упаковки не пропустит. Я нашла за 13 zł (230 Р ) в «Бидронке». Копченый можно взять в деревне, где вдоль дороги на каждом шагу стоят палатки. Большой кусок копченого осцыпека продают за 5 zł (90 Р ).

Вот примерные цены на продукты в супермаркетах Польши:

  • сыр осцыпек - 13 zł (230 Р );
  • местные конфеты и пряники - 8-10 zł (140-180 Р );
  • сыры - 6-8 zł (110-140 Р );
  • колбаски - 4-8 zł (72-140 Р );
  • шоколадки - 2,5 zł (45 Р );
  • бананы - 2 zł (36 Р );
  • молочные продукты - 1,5-2 zł (27-36 Р );
  • хлеб и булочки - 0,2-2 zł (4-36 Р ).

Что взять с собой

В поездку я взяла с собой маску для сна, чтобы спать в машине. Еще мы запаслись едой и водой, чтобы не тратить время на крупные остановки для перекусов.

Для прогулок в горах мы купили подержанные трекинговые палки на «Юле». Две пары палок обошлись в 1000 Р , а новые стоят в «Декатлоне» в среднем 399 Р за штуку. С палками нагрузка с ног равномерно распределяется по телу - подниматься и спускаться легче. Еще они служат хорошей опорой: даже если соскользнет нога, можно удержать равновесие.

798 Р

стоит в среднем пара трекинговых палок в «Декатлоне»

На всякий случай мы с ребятами решили взять солнцезащитный крем и эластичные бинты. Оказалось, что это обязательные вещи при прогулке в горах. Даже в мае солнце печет - можно сильно обгореть. Эластичный бинт пригодится, если колени заболят от напряжения.

Для трекинга понадобится удобный рюкзак и обувь, в которой можно безболезненно ходить по камням и не скользить по снегу. Мы не позаботились об этом заранее и в Татрах ходили в кедах. Ступни ныли от камней несколько дней.


ЗапомнитьНад материалом работали

Автор - Мари Котляр, редактор - Анастасия Осян, выпускающий редактор - Марина Сафонова, фоторед - Максим Копосов, информационный дизайнер - Женя Софронов, ответсек - Анна Лесных, корректор - Дарья Семенова, верстальщик - Евгения Изотова

Включайся в дискуссию
Читайте также
Бахчисарай и окрестности: главные достопримечательности Самые красивые места в бахчисарае
Путеводитель по порту Пирей в Греции: фото, отели, достопримечательности и расписание паромов
Лицам с ограниченными возможностями