Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Святые места: где в Татарстане исцеляются и христиане, и мусульмане? Фото и описание самых красивых мест татарстана Часовня в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

Самое старое место Казани. Предполагается, что первые стены появились здесь в начале Х века. Крепость представляет симбиоз исламской и православной культур. Храмы и здания в Кремле несут в своей архитектуре татарские и русские мотивы. Считается, что памятники истории здесь удачно сочетаются с новостройками, но это вопрос вкуса. Во всяком случае, ЮНЕСКО, не смутившись, включила Кремль в реестр объектов всемирного наследия. Самая большая новостройка - соборная мечеть Кул-Шариф. Ее возвели в начале нулевых по указу президента Шаймиева, для которого этот проект знаменовал восстановление исторической справедливости. Считается, что Соборную мечеть Кремля разрушили после падения Казанского ханства в 1552 году. Сегодня Кул-Шариф - самая большая мечеть Европы после «Сердца Чечни» в Грозном. В Кремле до сих пор проходят археологические раскопки. Благодаря им удалось найти установить дату основания Казани и раскрутить столицу Татарстана в качестве третьей столицы России.

2. Городище Булгар


Исток современной татарской нации - в Болгаре. Этот город тоже находится под охраной ЮНЕСКО. История Болгара насчитывает тысячу лет. Это место считается «Северной Меккой» для мусульман Поволжья. Он несколько раз разрушался и восстанавливался вновь. Его стены хранят наследие как волжско-булгарской, так и золотоордынской архитектуры. На его обширной территории сохранились уцелевшие останки ханских усыпальниц, мечетей, минаретов и мавзолеев. Самая загадочная постройка городища - Черная палата. С 2010 года по инициативе первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева здесь началась активная реконструкция. Восстанавливаются старые строения и появляются новые. Впрочем, не все проекты соответствуют древнебулгарской истории. Достаточно вспомнить недавний скандал с установкой на территории Булгар скульптуры Даши Намдакова «Хранительница».

3. Раифский Богородицкий мужской монастырь


Православная жемчужина - Раифский монастырь - находится в Волжско-Камском заповеднике. Первое упоминание об обители относится к 1613 году. Монастырь очень популярен не только у православных. Почти всех туристов, включая высокопоставленных гостей Казани, привозят в Раифу. Около монастыря находятся озеро и сосновый лес. В озере водится много лягушек, которых никогда не слышно. По легенде, лягушачье кваканье мешало монахам, те взмолились, и вот уже несколько веков лягушки молчат. Главная достопримечательность обители, конечно же, церкви - Софийская, Святых отцов в Синае и Раифе избиенных, Троицкий собор. Реликвия монастыря - икона Грузинской Божией Матери. Перед ней, кстати, за несколько часов до войны в Осетии в августе 2008 года молился президент Медведев. Для удобства гостей рядом со стенами монастыря открыта мини-гостиница.

4. Остров-град Свияжск


Первоначальная функция острова Свияжск - плацдарм для захвата Казани. Остров использовал и заселил Иван Грозный в 1551 году. Крепость была собрана за 4 недели из бревен, заготовленных в районе Углича и спущенных по Волге. До наших дней даже сохранилась церковь 1552 года, построенная без единого гвоздя. Каменные монастыри и церкви тоже есть. Толщина их стен достигает трёх метров, поэтому в жаркую погоду там всегда холодно, а зимой - тепло. После революции 1917 года монастыри Свияжска использовались как колонии для несовершеннолетних. В 50-х здесь несколько десятилетий действовала психиатрическая больница.

Сохранившиеся монастырские фрески, архитектура в русском теремном стиле, деревянные скульптурные изображения Спасителя и апостолов до сих пор поражают. Наряду с Булгарами крепость подвергается постоянной реставрации, а также обрастает вновь отстроенными объектами. Работы проходят под контролем Минтимера Шаймиева.

5. Елабуга


Город основан в IX веке. Однако до нашего времени здесь сохранилось немногое - Елабужское «Чёртово» городище с остатками старинной крепости и следами древнего поселения. Центральная часть города представляет собой цельный район домов XVIII-XIX веков, сохранивших деревянную архитектуру того времени. Богатейшая история Елабуги знает имена многих великих творцов России и Татарстана: художника-живописца Шишкина, талантливой писательницы и легендарной «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, поэтессы Марины Цветаевой, а также известного советского невролога Владимира Бехтерева. Их дома-музеи - коридоры в прошлое.

6. Петропавловский собор


Храм находится в центре Казани, неподалеку от Кремля. Построенный на холме, он достигает в высоту 52 метра, что делает его самым высоким храмом во всём Поволжье. Собор был построен в честь императора Петра Великого. Петропавловский отличен эксклюзивностью цветного фасадного декора. Церковный комплекс включает в себя колокольню, дом причта и сам собор, выполненные в стиле русского барокко. Среди главных святынь, украшающих внутреннее убранство церкви, - чудотворная Седмиозёрная икона Божьей Матери, а также святые мощи Ионы и Нектария Казанских.

7. Лаишевский район


Лаишево прославил русский поэт Гавриил Державин. В честь писателя и государственного деятеля названы село, центральная площадь и Дом народного творчества. Существует несколько экскурсионных маршрутов по мемориальным местам, связанным с именем Державина, а также этнокультурными традициями местных жителей. На территории района до наших дней сохранилось около 30 памятников древней архитектуры. Среди них - собор святой Софии, церкви Казанской Божьей матери и Николая Чудотворца и другие.

8. Биляр


Столица древнего государства Волжской Булгарии. Сейчас Биляр - место археологических раскопок. Стоя на руинах белокаменной Соборной мечети, мавзолее булгарской знати, легко воспроизвести всё великолепие и мощь огромного города, развалившегося под напором татаро-монгольского нашествия в 1236 году. Неподалёку от Биляра основан музей знаменитых химиков Арбузовых и маленькая часовня-мавзолей с могилой великого русского химика Александра Бутлерова. Прогуливаясь по лесу северо-западной части Билярска, можно найти Святой ключ. Родник с чистейшей водой является символом объединения трёх религий: язычества, мусульманства и христианства.

9. Зилантов Свято-Успенский женский монастырь


Был основан Иваном Грозным в 1552 году после взятия Казани на месте, где был разбит лагерь царя. С этого места вся Казань видна как на ладони. Ансамбль монастыря сложился в XVII веке. До наших дней «дожили» лишь Всехсвятская церковь и Настоятельский корпус. Остальные строения были стерты с лица земли в 1928 году. Их отстроили вновь в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Монастырь был возрожден как женский. Отдельного упоминания заслуживает убранство церкви Всех святых. Наряды стен храма богато украшены резным деревом. Ажурной резьбой украшен даже иконостас.

10. Голубые озера


Чистота и прозрачность голубой воды этих озёр будоражат в прямом смысле этого слова. Температура водоёмов всегда держится на одной отметке: +4 градуса Цельсия. Это происходит благодаря особому геологическому строению озёр. Сквозь трещины в карстовых породах на дне пробиваются воды артезианского источника. Зимой и летом памятник природы принимает любителей поплавать в ледяной воде. Зимой озера не замерзают, сохраняя температуру. Это привлекает любителей крещенских купаний. Впрочем, варварская активность отдыхающих подрывают экосистему озер. По прогнозам экспертов, водоемам грозит уничтожение.

KazanWeek

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

21 июля мусульмане Татарстана и России по традиции собрались на исторической земле Булгар – здесь прошел ежегодный съезд «Изге Болгар жыены». Снова, как и в предыдущие годы, здесь можно было наблюдать, как некоторые совершают обряды у древних камней – обходят по кругу, прикладывают руки и осыпают их монетами.

Имеют ли такие действия отношение к исламу, должен ли мусульманин их совершать? Как относиться к такому поведению людей? Имам-мухтасиб Приволжского и Вахитовского районов Казани, имам-хатыб Закабанной мечети Юсуф хазрат Давлетшин разъяснил для «Татар-информ» ситуацию с обрядами.

Юсуф хазрат назвал поднятую тему очень важной:

Земли Булгар – действительно, места, дорогие сердцу татарина, мусульманина, потому что это наша история. Именно здесь наши предки и наш народ, выбравшись из мрака язычества, вернулись к истинной вере. Слава Всевышнему, наши предки приняли ислам без принуждения, войн и кровопролития. В начале 90-х, когда к нам в Татарстан стали приезжать арабские и турецкие миссионеры, кое-кто из татар призывал отказаться от «этой арабо-турецкой религии». Но ислам сопровождает наш народ уже более тысячи лет, никакая советская идеология, никакие вожди не смогли заменить религию Всевышнего Аллаха. Все дела они совершали именем Аллаха, не оставляли пятикратный намаз. Поэтому, что касается традиций, обычаев, уклада жизни, то для нашего народа не может быть более древней и обоснованной традиции, чем учение религии ислам.

Да, земли Булгар – это наши корни, истоки. И хотя для каждого дороги те земли, где жили его предки, его родное село, большая ошибка – пытаться эти земли канонизировать, придать им некую сакральность. Ведь некоторые даже приравнивают посещение земли Булгар к совершению хаджа, придумывают отдельные обряды для этих земель. Это в корне неправильно. Потому что в исламе святыми могут быть только те вещи (места), назначенные самим Всевышним Аллахом. Конечно, естественное желание людей, чтобы его местность, село чем-то выделялись, были выше других. Приятно думать, что эти места священны. Вот и появляются «святые источники» близ деревень, места поклонения на могилах известных мусульманских религиозных деятелей. Тут же этим спешат воспользоваться местные руководители, коммерсанты.

Любой источник, вода, поступающая из недр земли – это щедрый дар Всевышнего Аллаха. Как-то Пророк под дождем оголил одно плечо и сказал: «Эти капли нам посылает наш Господь». Но это не стало поводом, чтобы назвать эту воду «святой» и придать ей качества, которые не даны ей Всевышним. И вода Зам-Зам, вытекающая из-под Каабы со времен пророка Ибрагима, не считалась бы святой, если бы о ее святости не упоминалось в Коране и хадисах.

Если бы сам Пророк не сказал, что «в воде Зам-Зам есть исцеление от болезней», было бы неправильно искать исцеление в этой воде. Умар ибн-Хаттаб, целуя Черный камень, говорил: «Если бы тебя не целовал Посланник Аллаха, я бы тоже не целовал. Потому что ты все равно всего лишь камень».

Поэтому не нужно искать счастья в камнях на земле Булгар. Ты кружишься вокруг этих камней, читаешь молитвы, гладишь их, засовываешь в разные щели монеты, а потом будешь ждать исцеления от болезней, спасения от бед – так ты впадаешь в большой грех, упаси Господь.

Мусульмане не должны забывать – именно на этих землях наши предки, освободившись от таких суеверий, как поклонение огню, солнцу, камням, вернулись на путь служения одному Всевышнему Аллаху. И мы не должны допустить, чтобы эти земли вновь стали местом возвращения к язычеству.

Булгар – дорогие душе татар и мусульман земли. Но истинные мусульмане не приемлют превращения их в места поклонения, приравнивания их хаджу. Это вызывает отторжение у правоверных мусульман, они начинают избегать эти земли. Именно по этой причине многие молодые мусульмане не желают сюда приезжать.

Так давайте уважать Булгар как наши исторические земли. Наш долг – оберегать эти места от совершения чуждых нашей религии поступков, различных бидаа – нововведений, языческих обычаев. Эта задача, в первую очередь, возлагается на организаторов этих мероприятий и представителей духовенства.


Ведь это неправильно, когда люди, вместо того, чтобы просить помощи у Всевышнего Аллаха, почему-то просят ее у каких-то камней, деревьев, которые и себя-то защитить не могут. Они забывают о Всевышнем Аллахе – Всеслышащем, Всевидящем, Всесильном – и говорят с неслышащими, невидящими и немощными камнями и деревьями.

Это же в уме не укладывается: сотни хомо сапиенс, собравшись на одной площади, пригласив телевидение, прессу, выводят не имеющих разума кроликов, свиней, черепах, осьминогов, и верят, что они предсказывают будущее. Потом через телевидение, интернет миллионы людей с благоговением смотрят на это. Воистину, если бы у этих животных был разум, и они поняли, по какой причине вокруг них собралось столько людей, они громко рассмеялись бы, или увидев, до чего опустились «разумные» существа, умерли бы со стыда.


Обсудить ()

Вода – одно из самых распространённых и в то же время одно из самых загадочных веществ на Земле. Та самая вода, которая заполняет моря, озёра, реки, падает на землю дождём, ложится на неё снежным покровом. Та самая вода, без которой немыслимо существование не только человека, но и всего живого.

С развитием человечества от самых древних времён и до наших дней вода приобретала всё большее значение.

Сначала она несла на себе первые утлые судёнышки. Потом ею начали орошать поля, создали первый примитивный водопровод. И вот она уже вращает турбины современных гидростанций, несёт на себе гигантские корабли

Давайте посмотрим на карту мира. Практически все столицы государств и крупные города расположены либо на берегу моря или океана, либо у реки или озера. Действительно, Москва стоит на реке Москве, Париж – на Сене, Лондон – на Темзе.

Конечно, это не случайно. Люди стремились селиться там, где прежде всего была вода. Она необходима не только для питья и бытовых нужд, но и как естественная защита от нападения неприятеля, и, наконец, как удобный путь сообщения и торговли с соседями.

Можно утверждать, что и современная цивилизация не может существовать без больших количеств воды.

Сколько же воды нужно человеку? Если обратиться к цифрам, можно увидеть, что, например, один москвич в 1890 году расходовал в сутки 11 литров воды. В 1914-м уже 66 литров, в 1959 году расходы воды превысили полкубометра. В настоящее время жителю нашей столицы требуется около 700 литров воды. В то же время на одного жителя Лондона приходится 250 литров, а на одного парижанина – 450 литров воды в сутки. И всё это вода питьевого качества.

Когда где-то в округе бьёт из-под земли родничок, люди предпочитают брать воду в нём, а не из водопровода, потому что она намного чище и вкуснее. Когда-то эта вода попала на землю в виде дождя, но просачиваясь через грунт, она профильтровалась, очистилась. Она заполнила все пустоты, поры и трещины в горных породах. Над пластами пород, не пропускающими воду, такими, как глина, скала, лишённая трещин, вечная мерзлота, находится водоносный слой, в котором заключены грунтовые воды, питающие родник.

На земле есть материки с пустынями с степями, истосковавшиеся по капле воды. В этом смысле мы не обижены. Края наши богаты реками, ручьями и родниками, ведь мы живём между Волгой и Уралом под покровительством Солнца, Ветра и Воды. Как сказал татарский поэт Габдулла Тукай, «в час урочный бывает здесь дождь, в час урочный бывает и ветер. »

Задумывался ли кто-нибудь, почему на Юго-востоке Татарстана так много мелких рек и озёр? Расположенная на Бугульминско-Белебеевской возвышенности эта часть региона не зря называется «Швейцарией Татарстана». Крутые холмы покрыты прекрасными хвойными и лиственными лесами, над многочисленными реками возвышаются вековые скалы, а из-под древних камней, покрытым зелёным мхом, ручейками вытекают серебряные родники.

Оказалось, что земля Татарстана богата не только своей живительной водой. В пятидесятых годах в этом тихом крае было открыто одно из самых крупных – Ромашкинское нефтяное месторождение.

Ромашкинское месторождение стало огромной лабораторией ускоренных приёмов разведки недр, проходки скважин, осуществления проектов обустройства промыслов. Оно приметно не мазутными пятнами, не картинами чёрного нефтяного ада, которые описывал пролетарский писатель Максим Горький, побывавший в начале века в пекле промыслов Апшерона, а светлыми струями естественных родников, зеленью сохранённых берёзовых рощ.

В недрах Юго-Востока республики скрываются богатые водоносные горизонты. Именно родники питают такие некогда знаменитые своей чистотой и красотой реки, как Зай, Мензеля, Шешма, Сюнь и Ик. Однако, сегодня поймы многих малых рек затоплены водохранилищами. Огромные объёмы воды были использованы сельским хозяйством и промышленностью. Но особый урон природе был нанесён добычей «чёрного золота».

Поля, засеянные хлебами, осветились факелами сжигаемого газа, сотни километров трубопроводов были проложены по беспощадно изрытой земле. Прорвавшаяся нефть просачивалась в бассейны рек, озёр и в почву.

Ежегодно из недр выкачивалось до ста миллионов тонн татарской нефти. За пятьдесят лет из подземных кладовых добыто три миллиарда тонн «чёрного золота». В то время никто особо не горевал о чудовищном влиянии производственных рекордов на природу. А результат не заставил себя ждать: пресные воды в недрах изменили свой прежний тысячелетний путь и засорились; жилки подземной воды спрятались, и многие родники «закрыли глаза».

Отравление родников, колодцев вредными веществами, использование для пищи плохо очищенной камской воды стало причиной ослабления здоровья людей, разрушения генетического фонда нации.

Приближение физической, духовной трагедии первыми поняли сами нефтяники. Татнефть подняла серьёзные научные силы на изучение состояния природы и на разработку эффективных мер охраны окружающей среды. В результате этой деятельности родилась программа «Экология», которая включает в себя концепцию улучшения состояния недр, в том числе подземных и поверхностных вод. И тогда в акционерном обществе была задумана операция «Родник» по очищению и обустройству источников жизни. На территории больше тридцати тысяч квадратных километров, где ведёт свои разработки нефтяная компания, выявлено свыше пятисот источников питьевой воды для их последующего облагораживания.

В результате комплексной, целенаправленной и научно-обоснованной работы по защите окружающей среды экологическая обстановка на Юго-Востоке Татарстана ощутимо улучшилась. Одним из первых радостных признаков оздоровления природы стали родники с вкусной и целебной водой.

Испокон веков для наших народов родник был источником вдохновения. Образ родника воспевался в песнях как живое существо, отождествляясь с любимой родиной. В своих стихах родники воспевали такие поэты, как Закир Рамиев, Марсель Гали, Константин Иванов, Гумер Баширов, Равиль Файзуллин, Сибгат Хаким, Лена Шакирзянова, Клара Булатова, Сажида Сулейманова, Зульфат, Мударис Агълямов и многие дрегие. Вот как описал родник Фанис Яруллин в своём стихотворении «Кипящий ключ»:

Не льётся песня из груди –

Ключом бурливым бьёт.

И день и ночь к его воде

Торопиться народ.

Гурьбою девушки родник

Певучий навестят,

Наполнят вёдра до краёв

И жажду утолят.

Усталый путник припадёт,

И чистому ручью

Доверить сможет тайну он

Заветную свою.

Над ним влюблённая душа

Раскроется, легка.

И в сердце юное войдёт

Кипенье родника.

Старик молитву здесь прочтёт,

Монетку бросит он.

Ты слышишь в пении ключа

Чулпы негромкий звон?

А кто-то воду замутить

Захочет на ходу

Да, в этой жизни уберечь

Непросто чистоту.

(Перевод Б. Вайнера)

Юго-Восток Татарстана для нефтяников является древней землёй их предков. Они наконец осознали, что не только работают на процветание республики, добывая нефть, но, в первую очередь живут на этой земле.

Для того, чтобы успешно контролировать процесс возрождения естественных водных источников, экологи составили гидрокарту Юго-Врстока, где засолённые источники отмечены знаком бедствия – красными флажками. С каждым годом их становится всё меньше и меньше.

Конечно, в рамках одной работы невозможно рассказать о всех прекрасных местах Татарстана, многие из которых овеяны легендами и считаются святыми, но всё-таки о некоторых из них я с удовольствием напишу.

«Святой ключ», расположенный к северо-западу от села Биляр, в лесу, в самом живописном месте у подножия горы «Хужалар тавы», является примечательным памятником природы. Это языческое святилище берёт начало ещё, видимо, в IX – X веках. Традиция его посещения сохраняется и по сей день. Ключ почитается святым всеми – русскими, татарами, чувашами, марийцами. Паломники верят в целительную силу этого источника. Возле реки исполняют различные обряды, читают молитвы, оставляют подношения.

На вершине горы «Хужалар тавы», откуда берёт начало «Святой ключ», установлен мемориальный камень из мрамора, символизирующий единство народов Татарстана – представителей различных вероисповеданий. Святые источники притягивают к себе людей на протяжении веков не только своей целебной водой, но и способностью очищать их души и сердца.

Таким образом, «Святой ключ» стал духовно-оздоровительным комплексом, где различные религии, верования, обычаи демонстрируют взаимную терпимость и сосуществование.

Почти каждый святой источник хранит свою легенду, передаваемую из уст в уста из поколения в поколение. Память народа сохранила легенду. В древние времена на горе «Хужалар тавы» располагался булгарский город Маджан и управлял им Тырышмал Хужа. Было у него двенадцать дочерей: одна другой краше, одна другой умней.

Однажды напали на город враги. Они схватили правителя, его дочерей и привели к горе.

Здесь их заставили день и ночь таскать землю, чтобы возвести новую гору. Когда она была возведена, враги решили захоронить пленников живьём не её вершине. И в тот миг девушки превратились в двенадцать звёзд и вознеслись на небо, а Тырышмал Хужа бросился с горы и стал рекой. Народ и сейчас исток этой реки считает священным, а гору, возведённую дочерьми Тырышмала, называют Девичьей горой.

На воротах святого родника написано: «Аллах милосерден к тем, кто чист и светел душой, кто чтит мать и отца, кто живёт надеждой. »

Святые родники текут не только близ «Хужалар тавы», «Девичьей горы», но и во многих других местах Закамья.

«Баба-каль»- святой источник для мордвы.

Люди, добираясь сюда издалека, умываются водой, обливаются, увозят с собой воду. Бросают в родник монеты, к веткам старой ивы, растущей возле ключа, привязывают лоскутки.

В народной мифологии покровители родников представлены в женском образе. Су тенресе – Богиня воды входит в число двенадцати основных тюркских божеств.

Один из распространённых мифических образов у татар – образ девушки Зухры на Луне. По древнему преданию, однажды тёмной ночью по велению злой мачехи девушка-сирота, заливаясь горькими слезами, направилась к святому роднику за водой. За ней наблюдала звезда Венера. Внезапно небо осветилось. Бедная девушка была унесена в небеса и спасена от несправедливой судьбы. С тех пор образ Зухры воспевается в народных песнях, как символ ностальгии по родной земле.

Возможно, единство женщины с родниковой водой связано с зарождением человека в воде, в утробе матери. Именно этим объясняется наличие родников, названных в честь матерей. Обычно, они самые полноводные и чистые.

Что за диво, песня родника:

Век за веком нам её всё мало

Так бездонна святость родника-

Что твоя душа, о, мама

Чувашская молодёжь во время свадеб обязательно приезжает к роднику «Нарспи», чтобы проникнуться его чистотой, ощутить нескончаемый бег его студёных вод. Родник как бы говорит молодым: «Будьте достойны моих чистых вод».

Возле родника «Нарспи» проходит весёлый праздник «Шывы авы», что в переводе с чувашского означает «Пробуждение родников». Самое интересное происходит у впадения родника в реку Ирсубай.

Парни и девушки бросают в воду родника серебряную монету. Девушки наполняют родниковой водой ведро, и покрывают его вышитым полотенцем. Парень берёт из рук девушки ведро с водой и ставит его на стол. Потом он в ведро бросает девичьи колечки. Звучат обрядовые песни, а кольца поочерёдно вынимаются из воды. Слова песни, при которых вынимается очередное кольцо, и будут, по старинному поверью, определять дальнейшую судьбу его владелицы. Девушки, украсившие головы венками из полевых цветов, с трепетом слушают слова очередной песни: как бы не постигла красавиц печальная судьба Нарспи.

У высокого колодца,

Пробегая без следа,

Серебром звенящим льётся

Родниковая вода.

Девушка берёт здесь воду,

Стан свой гибкий наклоняя, русый парень подле брода в роднике поит коня.

Средь ветвей ветлы высокой

Пташка песнь свою поёт,

Парень в горести глубокой

Речь печальную ведёт:

«что ж, Нарспи, не жить мне с

Хоть люби, хоть не люби?

Увезёт тебя постылый

Из родимого Сильби?

Знать, в нужде моей проклятой

Будет жизнь всегда горька

Эх, всегда, всегда богатый

Презирает бедняка!»

Родник «Тырыш», что в переводе означает «Удалой», течёт с высоты трёх-четырёх метров.

Он обладает какой-то магией. Говорят, в лунную ночь влюблённые поднимаются к роднику, чтобы загадать заветные желания в старину в родниковую воду бросали кольцо: считалось, что в освящённой кольцом воде можно будет увидеть отражение лица любимого человека, узнать его отношение к себе.

В книге «Татарские мифы» написано: «старики говорят, что на характер человека влияет вода, которую он пьёт: «Каков родник в его краю – таков и человек»

Издавна возле горных родников проводились языческие обряды, «зовущие» дождь. Сначала вокруг родника усаживались старейшины, читали молитву, а потом преклонившись, по очереди отпивали из родника, ополаскивали лицо и грудь старейший и уважаемый в селе человек, прозванный Белым Дедом (Ак Бабай) или Белой Бабушкой (Ак Аби), отрывал от своей одежды нитку и повязывал её к желобу родника.

Если после такого обряда лил дождь, к роднику приходили снова и читали благодарственные молитвы».

Названия родников всегда наполнены какой-то поэтической сущностью, отражающей характер каждого родника. Сами за себя говорят названия родников «Городищенский», расположенный на крутом берегу Камы, «Гремящий», между Набережными Челнами и Казанью, «Поющиймежду Набережными Челнами и Казанью, "ческой сущностью, отражающей характер каждого родника. ет увидеть отражение лица любимог», затерянный в лесной тиши, «Лесная сказка» в Танаевском бору Елабуги и другие. И, как правило, народ называл родники именами лучших своих людей.

Обратите внимание на названия водоисточников: «Родник деда Нури», «Колодец Рабиги», «Ручей Закиджана», «Источник Мухамметши», «Василия головка», ключ «Шамгуна».

Это они «открыли глаз родника» - очистили его, приладили желоб к ручью, поставили сруб над колодцем. Всё это делалось по велению сердца, по зову души, по завету предков. И не удивительно, что вода обнаруживала себя именно там, где появлялись с лопатой или кайлом эти благочестивые люди: казалось бы сама их доброта материализуется в живительную влагу

Самым знаменитым именным ключом является родник в деревне Кичучат писателя, мыслителя, религиозного деятеля – Ризы Фахрутдинава, чьё творческое наследие является неиссякаемым источником духовности татарского народа. Кичучат – его родина. При жизни Ризаэтдина Фахретдина было издано сто сорок семь книг, после смерти осталось богатое рукописное наследие примерно в сто томов. И не удивительно, что именем такого человека был назван родник. Ведь Ризаэтдин Фахретдин – без преувеличения, самый полноводный источник духовности татарского народа.

Я рассказал только про маленькую капельку из полноводной системы родников, рек и озёр Татарстана. И мне очень хочется верить, что никогда не замолчит в нашем краю песня серебряных родников, ведь слова родник и Родина имеют один корень. Я очень люблю свою Родину и посвящаю ей своё стихотворение.

Я люблю тебя, милая Родина,

И берёзок задумчивый стан,

Я люблю тебя, милая Родина,

Я люблю тебя, мой Татарстан!

Безграничны родные просторы,

Налитые колосья в полях,

Мне милы и холмы, косогоры,

Вековые деревья в лесах.

Нет богаче земли Татарстана,

И природных достоинств не счесть!

Воспевать будем мы неустанно

Это «черное золото» - нефть!

Свою силу века набирали

Наши нефти и газа пласты,

Чтоб миллиардами тонн добывали

Ископаемых наши отцы!

Эстафету мы примем умело

Из отцовских заботливых рук,

Разрабатывать будем мы смело

Нефтяные просторы вокруг!

Процветай, нефтяная столица,

Вырастай за кварталом квартал,

Чтобы внук мой тобой возгордился,

И от чистого сердца сказал:

«Я люблю тебя, милая Родина,

И берёзок задумчивый стан,

Я люблю тебя, милая Родина,

Я люблю тебя, мой Татарстан!»

И в заключении я хочу привести высказывание Рината Галеева - бывшего генерального директора акционерного общества «Татнефть». Он сказал: «Оздоровление родников – это прежде всего оздоровление души. Ибо родник – это не только вода, это духовность. Воды наших ключей донесут до потомков духовную теплоту тех, кто возродил их к жизни. Серебряные струи источников исцелят больных, придадут силы труженикам, укрепят дух нации. Возрождая родники, мы приобретаем благословение народа.

Пусть чистые воды родной Земли станут мерилом чистоты наших помыслов. »

В каждой стране есть места, которые являются священными для верующих. Стена плача в Иерусалиме, Кааба в Мекке, церковь в Минске , названная в честь Александра Невского, храм Махабодхи в индийском городке Бодх-гая и так далее. Обычно они славятся мощной энергетикой и целительной силой. В Татарстане тоже существует немало точек, связанных с пророками и праведниками, которые отличаются необычными свойствами.

Анисьины грядки

В Высокогорском районе можно найти большое поле, на котором растет дикий лук. В народе его прозвали просто - Анисьины грядки. Согласно легенде, в дореволюционное время здесь жила девушка, которая рано стала вдовой и в связи с этим решила посвятить свою жизнь богу. Она построила небольшой домик и разбила огород. Собранным урожаем молодая женщина делилась с бедными. Ходили слухи, что те, кто отведал этих овощей или фруктов, излечивались от недугов, а у бездетных супругов рождались дети. В период СССР, когда правительство уничтожало все, что имело отношение к религии, грядки были перекопаны тракторами (чтобы остановить поток паломников). Однако каждую весну люди возвращались и возделывали их. Спустя некоторое время на этой земле была поставлена часовня и несколько купален. Считается, что пребывание в данной местности помогает при гинекологических и костных заболеваниях.

Святой ключ

В окрестностях Биляра, у подножия горы Худжалар тавы, есть урочище под названием Святой ключ, с которым связано множество поверий. Оно почиталось еще во времена язычества и являлось местом поклонения божеству Тенгри, олицетворяющему небо. Одна из легенд говорит о том, что расположенный там водяной источник - обернувшийся древний правитель Биляра - Тырышмал Ходже, который был пленен и приговорен к смерти. Недалеко от этого ручья находится еще один родник, являющийся местом паломничества православных христиан. Его история повествует о татарской девушке, которая нашла в местном озере пропавшую икону и после этого приняла христианство.

Примечательно, что температура воды в урочище всегда одна и та же: +6 градусов Цельсия. Однако люди не только пьют ее, но и умываются. Считается, что она исцеляет от болезней ног и дарит жизненную энергию тем, кому ее не хватает.

Свято-Авраамиевская церковь

Этот храм был назван в честь мученика, жившего в конце 12 - начале 13 столетий. Авраамий (в летописях не говорится об имени святого до Крещения) когда-то был богатым и знатным купцом. От своих соплеменников он отличался состраданием и милосердием, тратил немалую долю средств на помощь пожилым людям и нищим. Во время путешествий по православным деревням и городам молодой человек проникся христианской верой и решил креститься. Впоследствии за это он был избит и казнен мусульманами. Останки Авраамия погребли муромские купцы на особом кладбище.

Сегодня к мощам мученика прикладываются тысячи паломников. Примечательно, что пожертвовать на храм стремятся не только христиане, но и мусульмане, которые посещают его. Авраамия Болгарского просят улучшить благосостояние, наладить торговлю, открыть собственное дело. Также считается, что он помогает исцелиться больным детям.

Как уповать на волю Божью

Православные верующие знают: если в доме случилась беда - нужно пойти в церковь и помолиться. И многие спешат к чудодейственному источнику в надежде исцелиться. Но, как отмечает отец Алексей (Чубаков), настоятель церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище, чтобы Бог помог, нужно сначала очистить душу, подавить в своем сердце злобу и искренне попросить прощения за свои грехи.

Мы не поклоняемся святым местам, но мы верим в их исцеляющую силу, -говорит Нияз хазрат Сабиров, заместитель муфтия РТ. Мусульмане проявляют искреннее уважение и почтение к тем местам, которые связаны с пророками, праведниками, учеными. Они верят, что место, где родился и творил добрые дела человек, может нести в себе чудодейственную силу.

Анисьины грядки

В Высокогорском районе, возле Семиозерского монастыря, есть большое поле, на котором растет дикий лук - это место называют Анисьиными грядками. По народным преданиям, здесь до революции 1917 года жила молодая девушка Анисья. Она рано овдовела и решила больше не выходить замуж, а посвятить свою жизнь Богу и богоугодным делам. Здесь, в лесной глуши, она построила маленькую хижину и разбила огород (грядки). Большую часть времени женщина проводила в молитвах и трудах. Выращенными овощами она кормила странников, нищих, больных и пожилых людей.

После смерти Анисьи большевики поспешили уничтожить ее дом. Но спустя некоторое время верующие восстановили часовню и купальню (их сейчас три).

По народным поверьям, Анисьины грядки обладают чудодейственной силой. Сюда приходят те, кто страдают бесплодием. Нужно полежать, а еще лучше - покататься на земле. Считается, что Анисьины грядки излечивают от костных заболеваний.

Святой ключ

Одно из самых легендарных мест Елабуги - родник Святой Ключ Пантелеймона Целителя. Сегодня, как и прежде, источник гостеприимно принимает всех желающих испить родниковой водицы и искупаться. Святой Ключ прославил наш земляк Иван Шишкин, создав полотно «Святой ключ близ Елабуги». В некоторой степени, благодаря живописцу к Святому Ключу никогда «не зарастет народная тропа».

Но вернемся к самому источнику. Знаменитый родник располагается в лесном массиве в Малом Бору (национальный парк «Нижняя Кама»), что в нескольких километрах от Елабуги, в живописной и экологически чистой местности. При спуске к целебному источнику стоит камень с надписью: «Издревле бьет из-под земли родник Святой Ключ Пантелеймона Целителя. Его живительная влага дарит людям целебную силу. Свято чти и передай детям завет предков: не оскверняй святого!»

Источник помогает при различных заболеваниях. Люди приходят на это место, чтобы отпить целебной водицы и заполнить ей бутылки. Прихожане говорят, что вода из Святого Ключа никогда не портится.

Исцеляющие… тапочки

В Лаишевском районе, в селе Большие Кабаны, есть церковь Спаса Преображения. Примечательна она тем, что в ней с XVI века хранится деревянная статуя Иисуса Христа. В этот храм верующие приносят, а те, кто живут далеко - присылают по почте свои тапочки батюшке для того чтобы он надел их на статую Спасителя. Через сутки отец их снимает и отправляет обувь обратно хозяину. Считается, что тапочки после такого ритуала становятся целебными, то есть могут излечить от различных заболеваний: будь то простуда, или боли в суставах, или же сердечные заболевания.

Многие могут удивиться, откуда зародилась такая традиция? На самом деле, все довольно просто. Обычай появился несколько веков назад, когда к Пасхе статую Иисуса Христа переодевали в одежду. А после праздника одеяние отдавали верующим. Тогда люди начали замечать, что вещи приобретают целительные свойства.

Источник прозрения

Из всех русских сел Татарстана больше всего паломников привлекает старинное Аркатово в Пестречинском районе. Там находится храм Смоленской иконы Божьей матери, построенный в XVIII веке. Около него есть ключ, который в народе называют «глазным». Поскольку Смоленская икона Богоматери иначе именуется Одигитрией («Путеводительницей» или, дословно, «Прозрительницей»), то особенно много исцелений от иконы и от святой воды связано с глазными болезнями. В наше время на «глазном» источнике зафиксированы многочисленные случаи исцеления людей, страдающих слабым зрением. Верующие регулярно пьют воду, промывают глаза и через некоторое время зрение восстанавливается.

Действие ключа на себе испытал и друг отца Алексея. У него было слабое зрение, - мужчина всю жизнь проходил в очках. Услышав про источник в Аркатово, он поспешил проверить его чудодейственные свойства. Приехав к роднику, мужчина отпил той водицы, умылся, прочитал молитву и поехал домой. Спустя некоторое время, он начал замечать, что в очках ему плохо видно - все предметы кажутся мутными и нечеткими. Мужчина снял очки, чтобы протереть их от грязи и заметил, что без них он видит намного лучше.

Мощи святого мученика Авраамия

В Болгаре есть Свято-Авраамиевская церковь, названная так в честь мученика Авраамия, бывшего мусульманина, жившего здесь и принявшему христианство. Тысячи людей ежегодно приезжают в храм, чтобы приложиться к святыне - мощам Авраамия, по молитвам которого совершаются чудесные исцеления и разрешаются жизненные проблемы. Кстати, в эту церковь приходят не только православные христиане, но и мусульмане. Говорят, святой помогает всем, кто просит его о помощи. Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве, ведь при жизни Авраамий был знатным купцом. Также рассказывают о чудодейственных исцелениях детей и лечении бесплодия.

Целительная вода

В микрорайоне Борисково, на берегу озера Кабан в Казани, располагается мечеть «Шамиль». Один раз в неделю, по средам, здесь проходит исцеление молитвой. Происходит это так: в мечети перед верующими имам ставит ведро с водой, над которым они читают Коран. Далее мусульмане должны выпить этой воды для исцеления. По словам людей, такой обряд помогает при душевных страданиях, стрессах, переживаниях.

Источник, возникший от посоха

В Болгаре, на берегу Волги, в устье Иерусалимского оврага, есть колодец, который называют «Габдрахман сахабэ коесы» («Колодец сахабы Габдрахмана»). Его возникновение связано с древней и красивой легендой. Говорят, что пророк Мухаммед отправил своих троих сподвижников - сахабов Зубаира бен Тальке, Зубаира бен Жадга и Габдрахмана в Булгарию для распространения ислама, вручив им для этого чалму, посох и чернильницу. Они прибыли в Болгар под видом врачей и исцеляли многих больных. В то время у булгарского хана Айдара тяжело болела 20-летняя дочь Туйбике. Айдар-хан пригласил трех врачей к себе и попросил помочь его дочери. Осмотрев больную, сахабы сказали, что для лечения нужен березовый веник. Но не простой, а из березы, выросшей из посоха. Прочитав молитву, сахаб Габдрахман воткнул посох в землю и оттуда потекла вода, а затем прямо на глазах выросла береза. С помощью этой воды и веника сахабы вылечили дочь хана. Сподвижники Мухаммеда обратились к хану и его дочери с просьбой принять исламскую веру.

Мусульмане посещают колодец «Габдрахман сахабэ коесы» для исцеления от разных заболеваний. Святая вода помогает как восстановить здоровье в целом, так и поддержать хорошее самочувствие.

Источник молодости и красоты

В двух часах езды от Казани, в Алексеевском районе, находится место, одинаково почитаемое и христианами, и мусульманами - Святой ключ. Вот уже не одну сотню лет не иссякает поток паломников к этому овеянному легендами древнему святилищу близ современного села Билярск. Температура воды в источнике в течение года всегда одинакова: плюс шесть градусов. Тем не менее, люди не только пьют эту воду, но и умываются ею. Старожилы помнят, как в советские годы, периода массовой антирелигиозной пропаганды, чиновники неоднократно пытались пресечь паломничество к святому ключу. Источник несколько раз засыпали, но он вновь и вновь выбивался из-под земли. Затем пробовали устанавливать ульи с пчелами, надеясь отпугнуть страждущих. Но все пчелы передохли…

С этим родником связано множество легенд. Люди называют Святой Ключ - источником молодости. Рассказывают, как однажды к Святому Ключу подошла супружеская пара средних лет. Муж, умывшись первым, обернулся к жене, и та в изумлении вскликнула, увидев перед собой помолодевшего супруга.

Один человек поведал, как его родственник привез к роднику жену с больными ногами, которая не могла передвигаться самостоятельно. Оказавшись у источника, она неожиданно встала к радости обоих!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи