Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные компоненты самолёта. НОД «Летательные аппараты» Как устроен самолет

Вот это для удовольствия... Су-26

Это небольшая статья о том, что вобщем-то все кажется видели, но не все себе это представляют.

Что такое самолет вообще? Это летательный аппарат, предназначеный для перемещения различных грузов и людей по воздуху. Определение примитивное, но верное. Все самолеты, как бы романтично они не выглядели, создаются для работы. И только спортивная авиация существует исключительно для полета. Да еще какого полета:-)!

Что же помогает самолету испонять свое предназначение. Что делает самолет самолетом. Назовем основные : фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, взлетно-посадочное устройство.

Элементы конструкции и органы управления

Отдельно можно еще выделить силовую установку, то есть двигатели и винты (если самолет винтовой). Первые четыре элемента обычно объединяют в один узел, называемый в авиации планер . Стоит заметить, что все вышеперечисленное относится к так называемой классической компоновочной схеме. Ведь на самом деле этих схем несколько. В других схемах некоторых элементов может не быть. Об этом мы еще обязательно поговорим в других статьях, а пока уделим внимание самой простой и распространенной, классической схеме.

Фюзеляж . Это, так сказать, основа самолета. Он как бы собирает в единое целое все остальные элементы конструкции самолета и является вместилищем авиационного оборудования (авионика) и полезной нагрузки… Полезная нагрузка – это, понятно, собственно груз или же пассажиры. Кроме того в фюзеляже обычно располагается топливо и вооружение (для военных самолетов).

А вот это для работы... ТУ-154

Крыло . Собственно, главный летательный орган:-). Состоит из двух частей, консолей, левой и правой. Основное предназначение – создание подъемной силы. Хотя справедливости ради скажу, что на многих современных самолетах ему в этом может помогать фюзеляж, имеющий уплощенную нижнюю поверхность (это та самая подъемная сила ). На крыле расположены органы управления для поворота самолета вокруг его продольной оси, то есть управление креном. Это элероны, а также органы с экзотическим названием интерцепторы . Там же, на крыле раположена так называемая . Это закрылки и предкрылки . Эти элементы улучшают характеристики взлета и посадки самолета (длинну разбега и пробега, взлетную и посадочную скорости). На многих самолетах в крыле также располагается топливо, а на военных самолетах вооружение.

Ну и где тут фюзеляж?... Су-27

Хвостовое оперение . Не менее важный элемент конструкции самолета . Состоит из двух частей: киль и стабилизатор. Стабилизатор, в свою очередь, как и крыло, состоит из двух консолей, левой и правой. Основное предназначение – стабилизация полета, то есть они помогают самолету сохранять то направление полета и высоту, которые ему первоначально были заданы вне зависимости от атмосферных воздействий. Киль стабилизирует направление , а стабилизатор – высоту . Ну, а если экипаж, пилотирующий лайнер захочет изменить курс полета, то для этого на киле существует руль направления, а для изменения высоты на стабилизаторе соответственно руль высоты.

Обязательно зацеплю мою любимую тему о понятиях. Неправильно говорить «хвост», имея ввиду киль, как это частенько можно услышать в неавиационной среде. Хвост вообще слово специфичное и относится к хвостовой части фюзеляжа вместе с оперением.

Бывает такое шасси... МИГ-25

Еще одна немаловажная часть, элемент конструкции самолета (хотя маловажных наверное нет:-)). Это взлетно-посадочное устройство, а по простому шасси . Используется на взлете, посадке и рулении. Функции достаточно серьезные, ведь каждый самолет, как известно, просто обязан «не только хорошо взлететь, но и крайне удачно сесть»:-). Шасси — это не просто колесо, а целый комлекс очень серьезного оборудования. Одна только система уборки-выпуска чего стоит… Здесь, кстати присутствует всем известная АВS. К нам на автомобили она пришла из авиации.

А бывает и такое шасси... АН-225 "Мрия"

Еще я упоминал о силовой установке. Двигатели могут располагаться внутри фюзеляжа, либо в специальных мотогондолах под крылом или на фюзеляже. Это основные варианты, но есть еще и частные случаи. Например, двигатель в корневой части крыла, частично утопленный в фюзеляж. Замысловато звучит, правда? Зато интересно. В современой авиации вообще много появилось замысловатого. Где например фюзеляж в чистом виде на самолете МИГ-29, или Су-27. А нет его. В техническом плане он, конечно выделяется, но внешне… Сплошное крыло, двигатели и кабина:-).

Ну, вот, пожалуй, и все. Основные я перечислил. Суховато получилось, но ничего. О каждом этом элементе мы еще поговорим в дальнейшем и уж там-то я разгуляюсь:-). Ведь разнообразие компоновок, конструкций и состава оборудования очень большое. Это и различные общие схемы и разные компоновки хвостового оперения, крыла, различные конструкции и расположение шасси, двигателей, мотогондол и т.д. Из всего этого многообразия получается множество всевозможных летательных аппаратов, как уникальных в своих возможностях и безумно красивых, так и массовых, но все равно красивых и притягательных.

Пока:-). До следующей встречи…

P.S. Как я разошелся, а?! Ну прям, как о женщине:-)…

Фотографии кликабельны.

Нина Александровна Волкова
НОД «Летательные аппараты».

Рассказ педагога «Летательные аппараты».

Задачи. Рассказать детям о профессиях лётчик, бортпроводник, военный лётчик. Вызвать интерес детей к авиаконструкторам, создателям летательных аппаратов. Формировать представления детей о летательных аппаратах, их строение, назначении (пассажирский, транспортный, военный). Воспитывать чувство гордости за достижения российских авиаконструкторов.

Оборудование. Презентация, оборудование для демонстрации презентации.

Рассказ педагога.

Презентация «Летательные аппараты: самолёты и вертолёты».

Дети, с давних пор мечтали люди о полётах в небе. В сказках рассказывается об удивительных коврах–самолётах. Самолёт, значит сам летает. Но на таком самолёте некомфортно летать: холодно и сыро. Сейчас люди летают на самолётах – удивительных домах с крыльями, моторами. Дети, из каких частей состоит самолёт? (ответы детей).

Фюзеляж – это тело самолёта, его корпус. В нём живут люди, перевозят грузы. Два крыла удерживают самолёт в небе. Хвост самолёта, его оперение, помогают в управление самолётом в полёте. Шасси, колёса, нужны на земле: разбежаться для взлёта или приземлиться. Двигатели создают силу, с помощью которой самолёт отрывается от земли и летит в небе. Дети, кто придумал самолёты? (предположения детей).

Дети, самолёты придумывают и конструируют авиаконструкторы. Жил да был в России Андрей Николаевич Туполев, знаменитый русский авиаконструктор, генерал-полковник. Он сконструировал много самолётов военных и пассажирских. Поэтому многие самолёту России называют «Ту». Дети, я вам расскажу о пассажирских самолётах России. Вот пассажирский самолёт Ту-204. Он перевозит пассажиров. Пассажиры по специальной лестнице поднимаются в салон самолёта. В самолёте пассажиров встречают бортпроводники. Бортпроводники – это женщины и мужчины, которые помогают пассажиром во время полёта и отвечают за безопасность пассажиров. Поэтому все пассажиры должны слушаться бортпроводников, выполнять все их указания. В салоне самолёта кресла, в которых сидят пассажиры. При взлёте и посадке самолёта пассажиры обязательно пристёгиваются ремнями безопасности. Во время полёта пассажиры отдыхают, кушают, спят в креслах самолёта. Дети, кто из вас летал в самолёте? (ответы детей).

Самолёт ведут опытные лётчики. Самолётом управляет не один лётчик, а экипаж. Командир самолёта – это первый пилот. Есть ещё второй пилот, бортмеханик, радист и штурман. Кабина экипажа в носовой части самолёта. Здесь кресла для членов экипажа, рычаги управления и компьютеры. Дети, как вы думаете, каким должен быть лётчик? (предположения детей).

Лётчик, пилот – это человек, который умеет управлять воздушным транспортом. В лётчики принимают только здоровых, умных и ответственных людей. У лётчика крепкое здоровье, чтобы вести самолёт и днём, и ночью. Лётчик умеет читать показания различных приборов, знает иностранные языки. Лётчик отвечает за жизнь и здоровье пассажиров самолёта. Дети, как вы думаете, какой характер у командира самолёта? (предположения детей).

Командир самолёта человек терпеливый, выслушивает все просьбы пассажиров. Строгий, наказывает нарушителей правил поведения в самолёте.

Дети, пассажиров перевозят пассажирские самолёты, а какие самолёты перевозят грузы? (предположения детей).

Сергей Владимирович Илюшин – знаменитый русский авиаконструктор. В честь его назван транспортный самолёт Ил-76. Пассажирские самолёты перевозят пассажиров. Транспортные самолёты перевозят грузы. В транспортном самолёте нет кресел, иллюминаторов. В транспортном самолёте есть большие люки, через которые загружают груз. Другие транспортные самолёты Ил 76 помогают пожарным тушить пожары. Внутри самолёта цистерны с жидкостью. Дети, авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев создал самолёт-амфибию. Самолёт, который может садиться на воду. В честь Бериева назвали самолёт Бе-200. Это уникальный самолёт. Такого самолёта нет в других странах. Самолёт Бе-200 взлетает как с земли, так и с водной поверхности. Самолёт Бе-200 охраняет моря и леса от браконьеров, тушит пожары, перевозит экспедиции (пассажиров и грузы, спасает людей.

Зрительная гимнастика «Полёт».

Дети, есть самолёты, которые защищают нашу Родину. Это военные самолёты. Знаменита Россия военными самолётами: истребителями, бомбардировщиками. Самолёты-истребители уничтожают воздушные цели противника. Истребитель МиГ назван в честь авиаконструкторов Микояна и Гуревича. Истребитель Су назван в честь авиаконструктора Павла Осиповича Сухого. В честь авиаконструктора Сухового назван и бомбардировщик. Бомбардировщик – это военные самолёт, который уничтожает цели, на земле, воде или под водой, бомбами или ракетами. Но самый знаменитый российский бомбардировщик Ту-160. Сверхзвуковой самолёт, летающий очень быстро, быстрее звука. Военные лётчики называют этот самолёт ласково – «белый лебедь». Каждому самолёту Ту 160 дают собственное имя. Это бомбардировщик Ту-160 «Илья Муромец». Дети, как вы думаете, какими должны быть военные лётчики? (предположения детей).

Военный лётчик – ответственная и опасная профессия. Военные лётчики работают командой, экипажем. Они управляют самолётами, выполняют приказы командиров. Военные лётчики сильные, занимаются спортом. Военные лётчики умные, разбираются в сложной технике. Сообразительные, в сложной ситуации принимают верные решения. Военные лётчики смелые, защищают нашу Родину. Военные лётчики управляют самолётами заправщиками и самолётами разведчиками. Учатся летать молодые лётчики на учебно-боевом самолёте Як-130. Назван Як в честь русского авиаконструктора и педагога Александра Сергеевича Яковлева. - Дети, лётчики управляют не только самолётами, но и вертолётами. Вертолёт – это летальный аппарат, летающий с помощью винтов. В России летают вертолёты Ми, сконструированные авиаконструктором Михаилом Леонтьевичем Миль и вертолёты Ка, сконструированные авиаконструктором Николаем Ильичом Камовым. Лётчики на вертолётах перевозят пассажиров и грузы. Пожарные с вертолёта тушат пожары. Спасатели на вертолётах спасают людей.

Дети, самолёты и вертолёты – это летательные аппараты. Летательные аппараты придумали и сконструировали авиаконструкторы. В России много знаменитых авиаконструкторов. Каких авиаконструкторов вы знаете? (ответы детей).

Андрей Николаевич Туполев, Сергей Владимирович Илюшин, Георгий Михайлович Бериев, Павел Осипович Сухой, Артём Иванович Микоян, Михаил Иосифович Гуревич, Александр Сергеевич Яковлев, Михаил Леонтьевич Миль, Николай Ильич Камов.

Дети, самолёты и вертолёты перевозят пассажиров и грузы, охраняют нашу Родину, наши моря и леса. Поднимают в небо самолёты и вертолёты лётчики. Дети, что вы можете рассказать о профессии лётчик? (ответы детей).

Детям о самолетах: познавательная сказка про виды самолетов в картинках для детей, видео, задания, игры, презентация «Какие бывают самолеты и зачем они нужны» для детей.

Детям о самолетах

В этой статье Вы найдете познавательную информацию о самолетах и игры для детей на эту тему:

  1. презентацию и сказку «Какие бывают самолеты» для детей с заданиями и картинками,
  2. зачем нужны самолеты,
  3. логоритмику «Самолеты»,
  4. физкультминутки о самолета х,
  5. пальчиковую гимнастику про самолеты,
  6. подвижные игры про самолеты,
  7. дидактические игры для детей про самолеты.

Какие бывают самолеты

Познавательная сказка о самолетах для детей с развивающими заданиями и картинками

С чего всё начиналось, или зачем лететь на самолете на Остров Пальм?

Жил-да был в одном городе очень добрый человек. Это был очень знаменитый ветеринар. А ты знаешь, кто такой ветеринар и что он делает? (выслушайте ответ ребенка и уточните его, если необходимо). Это врач для животных. И наш ветеринар тоже лечил птиц, рыб, зверей. В городе его все звали уважительно – Петр Иванович Таблеткин. Или просто по фамилии — Доктор Таблеткин. Если заболела канарейка или повредила лапку собачка, жители города сразу же обращались к нему за помощью. И он всем помогал.

Однажды в погожий весенний день кто-то постучал в окно к ветеринару. «Кто это?» — удивился Петр Иванович и открыл окно. – «А! Галчонок. Залетай. Что принес? Письмо? От кого же? Давай прочитаю – видимо, это что-то срочное!». Петр Иванович открыл письмо и узнал почерк своего старого друга: «Здравствуйте, милый мой друг! Сейчас я работаю на Острове Пальм в океане. У нас началась эпидемия, очень многие животные заболели, нам нужна помощь. Очень прошу срочно прилететь к нам на остров и помочь. Прошу взять с собой набор лекарств и побольше. Твой друг Доктор Айболит».

«Срочно вылетаю!» — решил Петр Иванович – Только оставлю дежурить здесь вместо себя ветеринара Порошкова и соберу свой чемоданчик с лекарствами для животных». Сделав все эти дела, знаменитый ветеринар выехал в аэропорт.

Лётное поле

Рядом со зданием аэровокзала было поле. Очень необычное поле. Петр Иванович Таблеткин видел разные поля. Видел он поле для футболистов – оно называется «футбольное». Бывал он и на поле для игры в хоккей, оно называлось … Ты уже догадался, как? (хоккейное). И поле, на котором растет кукуруза он побывал – оно называлось «кукурузное поле». И поле, на котором растет рожь – «ржаное» поле. И поле с пшеницей. Наверное, ты тоже знаешь, как оно называлось — ? (пшеничное поле).

Но на таком поле он никогда еще не бывал. На нем были только одни самолеты. Ты уже догадался, что это было за поле и как оно называлось?

Примечание: Дайте возможность ребенку придумать название поля, а потом уточните, что это поле называлось «лётное». Почему? Да, потому что с него взлетают самолеты! На лётном поле было очень много разных самолетов и вертолетов. Петр Иванович никогда ранее на самолетах и вертолетах не летал, и поэтому растерялся. Какой же самолет мне подойдет и на каком я долечу до Острова Пальм?

Кто такой механик (техник)?

Вдруг увидел наш ветеринар маленький самолетик с двумя крыльями. А к нему подходил человек и дверь в кабину открывал. «Летчик пришел», — подумал Петр Иванович и помчался к самолету. — «Здравствуйте. Меня зовут Доктор Таблеткин. Я ветеринар. Мне надо срочно лететь на помощь моему другу на Остров Пальм. На острове заболело очень много животных. Можно на этом самолете туда долететь? Вы пилот и смогли бы мне помочь?»

— «Рад познакомиться», — улыбнулся в ответ ему незнакомец. – Меня зовут механик Винтов. Я не пилот. Я механик и слежу, чтобы самолеты были исправны. Мою профессию также называют «техник» . На этом самолетике долететь на остров Пальм, конечно, можно». — Он грустно покачал головой. — «Но лететь Вы будете слишком долго. Лучше садитесь на реактивный самолет, который вылетает завтра на Мадагаскар, так быстрее будет».

Знаменитый ветеринар очень удивился: « Мне надо на Остров Пальм и надо вылететь прямо сегодня. Зачем же я полечу не сегодня, а завтра, да еще и на Мадагаскар? И почему такая странная дорога будет быстрее?»

Винтов снова улыбнулся Петру Ивановичу и пояснил: «Реактивный самолет летит намного быстрее, чем этот маленький самолетик. Если Вы вылетите сегодня на этом самолетике, то будете лететь до Острова Пальм пять дней! И еще Вам придется несколько раз приземляться чтобы дозаправить самолет топливом. А реактивный самолет привезет Вас на Мадагаскар в тот же день. Там Вы пересядете на небольшой самолет и уже через несколько часов будете в нужном месте»

Самолеты винтовые и реактивные

Доктор очень заинтересовался этим сообщением и озадаченно спросил механика: «А как отличить быстрый самолет от медленного? Чтобы мне не ошибиться в следующий раз» — Посмотрите на эти два самолета. У одного самолета есть винт. Поэтому он называется «винтовой» , он летает медленно. Найдите винт у самолета на картинке.

А у другого самолета винта нет. Он называется «реактивный » и летит очень быстро!»

Задание ребенку: Найди на картинке винтовые самолеты и реактивные самолеты. Чем они отличаются друг от друга?

Формы крыла у самолета: прямое, треугольное, стреловидное.

«Ага, я понял!» – воскликнул Петр Иванович. –« Значит, если у самолета есть винт, то он медленно летает! А как-то еще можно отличить самолет скоростной от самолета медленного?» Техник Винтов с удовольствием стал объяснять дальше: «Есть ещё один важный признак. Это форма крыла у самолета. Посмотрите на это фото. На что похоже крыло?».

— «На стрелу!» — тут же ответил Доктор Таблеткин. «Да, — подтвердил с удовольствием Винтов. – «У этого самолета крыло имеет вид стрелы, поэтому такое крыло мы называем «стреловидное» . Если крыло стреловидное, то самолет летит быстрее, потому что такое крыло лучше рассекает воздух на большой скорости. А если крыло прямое – то скорость самолета ниже».

— А ещё какие крылья бывают у самолетов? — спросил врач — ветеринар.

— Бывает треугольное крыло, такие самолеты рассчитаны на очень большие скорости (такие скорости ещё называются сверхзвуковые ). Вот посмотрите на фото этого самолета — у него треугольное крыло.

Есть и самолеты с прямым крылом. Они летают медленнее всех других самолетов.

Задание детям: найди на картинке ниже самолеты: с прямым крылом, с треугольным крылом, со стреловидным крылом.

Ответы на задание для детей «Какие бывают самолеты»: синий квадрат — самолет с треугольным крылом, зеленый круг — самолет с прямым крылом, желтый квадрат и красный круг — самолеты со стреловидным крылом.

Зачем нужны разные самолеты?

— «А что такое «сверхзвуковые скорости и сверхзвуковые самолеты?»- спросил Петр Иванович Таблеткин.

— «Сверхзвуковыми называют самолеты, которые летают так быстро, что обгоняют звук от своего полета. Самолет уже пролетел, а звук до нас ещё не дошел. Такие самолеты летают в два раза быстрее обычных реактивных самолетов», — пояснил механик.

— «Я хочу полететь завтра на Остров Пальм на сверхзвуковом самолете!»- оживился Петр Иванович.

— «Долететь-то можно, но приземлиться, скорее всего, не получится. Остров то маленький, и сверхзвуковой самолет не успеет затормозить на летном поле», — уточнил Винтов.

— «А зачем нужны такие небольшие самолеты как тот, у которого мы стоим? Он с винтом, а значит медленно летает. И на нем быстро не долетишь. А вдобавок он еще и маленький. А это значит, что на нем много грузов не перевезешь. Зачем тогда он вообще нужен?» — спросил Петр Иванович.

-«О! Это очень важный и очень нужный самолет. У него есть одно чрезвычайно важное свойство. Видите, у этого самолета есть два больших крыла. И они расположены одно над другим, поэтому он может взлетать и садиться на очень маленькие площадки. И даже может сесть на пятачок земли на островке или в лесу.

Задание детям: А ты знаешь, что такое «пятачок земли» и откуда взялось это слово? (Пятачок – это пятикопеечная монета. Сейчас таким словом еще называют пятирублевую монету. Пятачком называют еще очень небольшой кусочек земли. А еще есть пятачок у поросенка – он тоже круглый и небольшой).

Техник Винтов продолжил: «Там, где не сможет сесть реактивный самолет, сможет приземлиться этот самолетик. Поэтому такие самолеты у нас летают на короткие расстояния в ближайшие села и развозят в них пассажиров и грузы. Сначала пассажиров и грузы доставляют большие реактивные самолеты в центральный большой аэропорт. А уже из него на маленьких самолетах их доставляют из этого большого города и главного аэропорта в небольшие городки и села».


Военные самолеты

Вдруг Таблеткин увидел на краю лётного поля самолеты без винтов. И в них заходили пилоты. Он радостно воскликнул: «Вот нужные мне самолеты! Они без винтов, а значит, они реактивные. И у них треугольные крылья, значит, они долетят до Острова Пальм очень — очень быстро, даже быстрее звука. Можно я полечу на них на Мадагаскар прямо сегодня? И с Мадагаскара я на маленьком самолете долечу до нужного мне острова»

«Конечно, этот самолет летает быстрее, чем любой пассажирский. Но на нем полететь не так просто!» — ответил механик. – «Ведь это военный самолет и в нем нет места для пассажиров. Видите, кабина рассчитана на одного летчика, а снизу висят ракеты ».

«Смотрите, а у другого самолета есть две кабины. Вторая кабина, наверное, предназначена для пассажира?» – спросил ветеринар.

«Нет, в задней кабине за летчиком должен сидеть штурман. Он подсказывает летчику, куда лететь. Это военный самолет. На всех военных самолетах места для пассажиров не предусмотрены. Поэтому на военных самолетах нет иллюминаторов — окошек» , — ответил Винтов.

Задания для детей:

Задание 1. Штурман всегда сидит сзади летчика. Найди на фотографии самолета кабину летчика и кабину штурмана.

Задание 2. А как вы думаете, это какой самолет — пассажирский или военный? Почему ты так думаешь? Как можно отличить по внешнему виду военный самолет от пассажирского?

Грузовые самолеты

«Скажите, пожалуйста, как можно перевезти животных с острова в мою клинику на лечение. Слоны и жирафы очень большие и тяжелые, они в пассажирский самолет не поместятся», — спросил Таблеткин.

«О! Для этого есть особые самолеты. Их называют грузовые. В грузовом самолете нет иллюминаторов. В нем очень большие двери для того, чтобы в него могли вместиться большие грузы. Посмотрите, вот на нашем летном поле идет погрузка в самолет. Чтобы груз поместился в самолете, у этого самолета нос и хвост открываются наружу – как будто это двери!

Вот начал подниматься вверх нос у грузового самолета. И он открылся как будто это не нос, а большая дверь в самолет!

Вот выдвигается впереди самолета вместо его носа специальная рампа, по которой в грузовой самолет сможет заехать техника. А сзади грузового самолета открываются грузовые створки. Сзади грузового самолета тоже есть рампа для заезда в самолет техники.

Самолет готов к погрузке!

Посмотрите, какой большой грузовой самолет! В такой самолет может поместиться и другой самолет поменьше, и большие машины, и даже вагоны поезда, и большой катер и даже несколько вертолетов, и танки, и строительная техника, и много автомобилей и автобус!»

Задание для детей: Посмотри на картинки и скажи, что будут перевозить по воздуху эти грузовые самолеты.

Петр Иванович был в восхищении от грузовых самолетов и их возможностей: «Теперь я буду спокоен за крупных животных! И буду знать, что при необходимости их можно перевезти в любую звериную больницу на материке. А какие ещё самолеты бывают кроме военных, пассажирских и грузовых?»

Какие еще бывают самолеты?

Механик Винтов промолчал в ответ и показал Таблеткину необычное фото. Посмотрите и вы на него. Как вы думаете, что здесь происходит и что за ниточки тянутся от первого самолета к другим? (выслушайте любые предположения детей, а после этого расскажите об этих самолетах). Он пояснил:

«Это самолеты — заправщики. Как вы думаете, почему они так называются — «заправщики»? (выслушайте ответы детей и их размышления и догадки). В грузовой самолет ставят большой бак для горючего и вешают шланги, к которым пристыковываются заправляемые самолеты для дозаправки. Это делается чтобы они смогли набрать горючего прямо в полете, не садясь на землю».

Вот еще один самолет — заправщик.

Есть на нашем летном поле и учебные самолеты. Как вы думаете, почему они так называются? Да, на этих самолетах учатся летать. Они очень маленькие. В них только два места: для летчика — инструктора и летчика, который учится управлять самолетом.

Бывают и спортивные пилотажные самолеты. В них естьтолько одно место — для летчика — спортсмена. Он показывает на этом самолете фигуры высшего пилотажа.

Вдруг раздался громкий шум. И на взлетно — посадочную полосу приземлился большой пассажирский самолет. «Он полетит на Мадагаскар завтра утром», — сказал Винтов. — «А сейчас после приземления и высадки пассажиров я пойду готовить его к завтрашнему полету. Приходите завтра, и Вы улетите на нем».

Петр Иванович Таблеткин поблагодарил Винтова за помощь. А назавтра утром он уже вылетал на самолете на Мадагаскар.

Что такое гидросамолет и самолет -амфибия?

Ближе к вечеру самолет приземлился на острове Мадагаскар. И Ветеринар пошел в здание аэровокзала узнать, как ему долететь до Острова Пальм.

«Извините, но рейсы на Остров Пальм отменены. Два дня назад на острове прошла буря и разрушила взлетно- посадочную полосу. Ее восстановление займет несколько дней», — сообщила ему диспетчер.

«Как же мне быть?» — спросил расстроенный Петр Иванович. — «Мне так важно как можно быстрее попасть на остров чтобы помогать людям и животным, попавшим в беду».

«Давайте мы Вас отправим на Остров Пальм гидросамолетом!» — предложила ему диспетчер. — Или самолетом — амфибией».

«А что это такое?» — удивился ветеринар.

«Слово «гидро» означает жидкость. Гидросамолет — это самолет, которому не нужна взлетно- посадочная полоса. Он может сесть прямо на воду. А ещё лучше использовать в таких случаях самолет — амфибию. Амфибии — это существа, которые могут жить и в воде, и на воздухе. И этот самолет может взлетать и с земли, и с воды, поэтому его так и назвали. У самолета — амфибии дно как у лодки, но есть и колеса как у обычного самолета».

«Я готов лететь на самолете-амфибии» — обрадовался Таблеткин.

«Пройдите к выходу номер 15. Самолет — амфибия улетает через один час».

Через несколько часов самолет — амфибия села на море рядом с Островом Пальм. Всех пассажиров пригласили пересесть на на катер, и катер доставил их в порт. «Ура! Как хорошо, что ты так быстро к нам приехал», -радостно встретил друга Доктор Айболит. — «Я плыл сюда на теплоходе целый месяц. Как тебе это удалось?». Мне помог механик Винтов правильно выбрать самолет и маршрут сюда. Расскажу тебе позже подробнее». И друзья пошли лечить зверей, которые давно уже ждали их помощи.

Детям о самолетах: зачем нужны самолеты

Самолеты придуманы людьми, чтобы обеспечить быструю перевозку людей и грузов. Ни один наземный и водный транспорт сейчас не может двигаться с такой скоростью как самолет.

После знакомства со сказкой, Ваш ребенок уже знает многие функции, которые выполняют самолеты, помогая людям. Дополните эту информацию.

Зачем нужны самолеты по их функциям:

  • Военные самолеты нужны чтобы защищать родину от врагов. Это могут быть истребители, бомбардировщики, разведчики, штурмовики, десантные, заправщики.
  • Грузовые самолеты перевозят грузы.
  • Пассажирские самолеты перевозят людей и их багаж.
  • Спортивные самолеты участвуют в соревнованиях.
  • Учебные самолеты используются для обучения полету летчиков и штурманов.
  • Сельскохозяйственные самолеты обрабатывают поля с урожаем и защищают их от вредителей.
  • Метеорологические самолеты — исследуют облака, тайфуны, влияют на погоду (вызывают дожди или прекращают их, разгоняя облака).
  • Санитарные и спасательные самолеты — перевозят больных и раненых, оказывают помощь пострадавшим людям.
  • Пожарные самолеты — тушат лесные пожары.
  • Экспериментальные самолеты и самолеты — летающие лаборатории — служат для испытания новых конструкций и двигателей.

Логоритмика: самолет

В ходе обучающего воображаемого путешествия на аэродром для знакомства ребенка с разными видами самолетов, вам захочется отдохнуть вместе с детьми. Сделайте упражнения логоритмики для малышей чтобы отдохнуть!

Логоритмика «Самолет»: первый вариант

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
(прямые руки в сторону, бег по кругу)

Правое крыло вперед,
(правую выпрямленную руку выдвигаем чуть веред)
Полетел наш самолет.

Левое крыло вперед,
(левую выпрямленную руку выдвигаем чуть веред)
Повернул наш самолет.

Мы летели высоко,
(поднимаем руки повыше)
Мы летели низко.
(чуть опускаем руки)
Мы летели далеко,
Прилетели близко.

Второй вариант логоритмического упражнения «Самолет»

Ну-ка, летчики-пилоты,
Приготовились к полету
(дети стоят прямо, руки вниз, осанка гордая, плечи расправлены).

К самолету подошли
И по трапу вверх взошли
(маршируем или изображаем вход по трапу).

Начинается полет,
Загудел наш самолет.
(Дети приседают на одно колено, расставив руки в стороны как крылья самолета и гудят: ууууу)

Вверх поднялся, полетел.
(Дети встают на ноги, выпрямленные руки в стороны)
Летчик вправо посмотрел,
(Повернуть голову вправо)
Летчик влево посмотрел
(Повернуть голову влево).

Быстро полетел вперед
Быстрокрылый самолет.
(Руки в стороны, быстрый бег на носках по кругу)

Третий вариант логоритмики «Самолет»

Пролетает самолет
С ним собрался я в полет.
(Показать рукой в небо)

Правое крыло отвел
(Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть на пальцы)
Левое крыло отвел
(Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть на пальцы)

Я мотор завожу
(Дети делают вращательные движения руками перед собой)
И внимательно слежу.

Поднимаюсь в высь – лечу-у-у-у
(Нужно подняться на носки, развести руки в стороны и бег по кругу)

На посадку я лечу,
Приземлиться я хочу.
(Дети приземляются на одно колено, руки опускают)

Дидактическая игра «Самолеты»

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 1. Для детей старшего дошкольного возраста. Устройте четыре летных поля: для пассажирских самолетов, для грузовых самолетов, для военных самолетов и для спортивно — тренировочных и учебных самолетов.

Попросите детей отгадать, зачем нужен самолет, изображенный на картинке.

Ребенку нужно разложить картинки самолетов по группам в соответствии с назначением самолета, отправив каждый самолет на подходящее ему летное поле и объяснив, почему он считает, что это грузовой самолет или что это пассажирский самолет.

Картинки для этой игры Вы найдете в статье

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 2. Игра для малышей. Цель игры — р азвитие слухового внимания. Предложите ребенку отгадать, высоко или низко летит самолет. Если Вы гудите высоким голосом, то самолет летит высоко, если низким — то низко.

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 3. Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Выложите перед ребенком 4 — 8 прямоугольников разного размера (для самых маленьких возьмите четыре фигуры, для детей постарше — шесть или восемь фигур) — это лётные поля (аэродромы). Они должны быть выложены перед малышом как сериационный ряд — то есть от самого маленького к самому большому.

Разложите вперемешку силуэты самолетиков разной величины. Количество самолетиков должно соответствовать количеству прямоугольников.

Задача ребенка — выложить самолетики в сериационный ряд по величине (от самого маленького к самому большому) и подобрать каждому самолету подходящее для него «летное поле». Т.е. расставить самолеты на «аэродромы» в соответствии с их величиной.

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 4. Для самых маленьких.

Детям с 2-3 лет можно дать картинки самолетов, разрезанные на части. Используйте для этого картинки из первого варианта игры «Самолеты». Для самых маленьких мы делим картинку на 2 равные части, затем — на 3- 4 части. Для более старших детей можно делить картинку ломаными линиями на большее количество частей.

Дидактическая игра «Самолет летит». Для детей старшего дошкольного возраста

Игра развивает умение ориентироваться на листе бумаги, прослеживающую функцию взора, развивает способность к сведению и разведению зрительных осей глаз ребенка.

Первый вариант.

Вам понадобится взлетно — посадочная полоса со стрелками. Нарисуйте «взлетно — посадочную полосу» для самолета — вертикальный прямоугольник. Разделите его вертикальной чертой на две части. На правой части взлетной полосы нарисуйте стрелку вверх, на левой — стрелку вниз.

Ход игры. Предложите ребенку повторять движение самолета взглядом, ориентируясь на стрелки на взлетно — посадочной полосе. Наш самолет движется по взлетно — посадочной полосе вперед (скользим взглядом по правой стороне прямоугольника вверх до конца полосы). Самолет поворачивает налево, делает разворот и разворачивается обратно. И следует по левой стороне полосы по стрелке (сверху вниз). Снова разворот и движемся вперед. А теперь постараемся сделать эти движения взглядом быстрее.

Второй вариант

Вам понадобится квадрат 4 х 4 клетки. Нарисуйте такой квадрат на листе бумаги. Клетки должны быть очень крупными. В дальнейшем Вы сможете увеличить количество клеток в квадрате, чтобы давать более сложные задания ребенку.

Сделайте два одинаковых квадрата — один Вы дадите ребенку, а другой будет у Вас в руках.

Поставьте в одной из клеток точку. В ней находится самолет.

Ход игры. Вы диктуете маршрут самолета, передвигая одновременно фишку по клеткам своего поля, а ребенок прослеживает его взглядом. Нужно не сойти с маршрута. Сначала маршрут составляет 3-4 хода. Например: «Одна клетка вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Три клетки влево. Доложите, где находится самолет?». Сравнивается место на Вашей «карте» полета и то, что получилось у ребенка.

Если ребенку трудно следить взглядом или он пока еще не очень легко ориентируется в пространстве, то на первых порах можно делать движения с фишкой. И лишь потом делать их в умственном плане и отслеживать взглядом.

Физкультминутки «Самолет»

Физкультминутку можно выполнить в любое время, когда Вы увидите, что ребенку нужен отдых. Выбирайте из этой подборки о самолетах ту физкультминутку, которая больше понравится Вам и Вашим малышам!

Физкультминутка про самолет «Мы летим над облаками»

Мы летим над облаками.
(Руки в стороны)
Машем папе, машем маме.
(По очереди машем обеими руками)

Видим, как течет река,
(Показываем руками волнообразное движение)
Видим лодке рыбака.
(Показываем руками, как рыбак забрасывает удочку)

Осторожнее: гора!
(Наклон влево — право)
Приземляться нам пора!

(Присесть на одно колено, руки в стороны)

Физкультминутка «Самолеты загудели»

Дети на первую строчку делают вращательные движения руками перед грудью. На вторую строчку дети выпрямляют руки в стороны как крылья у самолета и «летят» (бег по кругу). На третью строчку — приседают. На четвертую снова летят.

Самолеты загудели,
Самолеты полетели,
На поляне тихо сели,
Да и снова полетели.

Физкультминутка «Полетел наш самолет»

Полетели, полетели,
Мы руками завертели.
(Дети вращают руками перед грудью)

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
(Дети разводят прямые руки в стороны)

Правое крыло вперед,
(Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед)
Левое крыло вперед.
(Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед).
Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет.

(Бег по кругу с разведенными в стороны прямыми руками)

Физкультминутка «Появился самолет»

Руки ставим мы вразлёт:
Появился самолёт.
(Руки в стороны.)

Мах крылом туда-сюда,
(Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз», делай «два».
(Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!
Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
(Руки в стороны, повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!
Раз и два, раз и два!

Мы опустим руки вниз,
На места скорей садись! (Дети опускают руки вниз и садятся на свои места)

Смотрите, в небе самолет,
А в самолете том пилот.
Штурвалом ловко управляет
И между облаков летает.

Под самолетом — то гора,
То лес дремучий, то нора,
То в небо дивится народ,
То зайцы водят хоровод (Автор — Александр Естафеев)

Какие движения делаются под эту песню Вы увидите в видео ниже. Сначала песня поется в медленном темпе, затем всё быстрее и быстрее.

Физкультминутка для самых маленьких «Расправил крылья самолет»

Жу-жу- жу, жу-жу-жу,
Я моторчик завожу.
(Вращательные движения руками перед грудью).
Расправил крылья самолет,
Мы отправляемся в полет
У-у-у-ууууу,
Мы летим в Москвууууу! (Руки в стороны, бег на носочках) Прилетели.

Физкультминутка «Мы сегодня самолеты»

Мы сегодня самолеты,
(Дети сидят и делают руками вращательные движения — «заводят мотор»)
Мы не дети, мы пилоты.
(Хлопки в ладоши).
Руки – нос, и руки – крылья
(прикоснуться пальцем к носу, а затем выпрямить руки в сторону как крылья)
Полетела эскадрилья. (бег, руки в стороны).

Детям о самолетах: подвижная игра «Самолеты»

Игра 1. Игра «Самолеты» для закрепления правильного произношения звука р.

Дети делают вращательные движения руками перед грудью — «заводят моторы» и говорят ррррр. Затем бегут по кругу, держа выпрямленные руки в стороны как крылья самолета. На словах «Самолеты, на посадку!» дети должны быстро «прилететь» на аэродром и сесть на одно колено, держа руки в стороны как крылья.

Игра 2. Подвижная игра «Самолеты». В этой игре дети познакомятся с командами, которые дает диспетчер пилоту.

В игре в самолеты также дети научатся действовать по сингалу, а также бегать по площадке в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Покажите детям все игровые действия.

Взрослый выполняет роль диспетчера дает сигнал: «Запустить двигатель!», и дети делают вращательные движения руками перед грудью. Далее взрослый в роли диспетчера говорит: «Выруливайте на взлет, взлетайте. Полетели!», а дети разводят прямые руки в стороны и летают по площадке.

В конце игры дается сигнал: «На посадку! Заруливайте на стоянку», и дети прибегают на «аэродром» (место, где находится аэродром, обговаривается до начала игры).

Могут быть и другие команды диспетчера: «Туман! Разворачивайтесь. Летите на запасной аэродром», «Облетайте грозу», «Вы опасно сближаетесь. Уступите дорогу самолету … .(название)»

Обратите внимание: В этой подвижной игре ребенок узнает, что может быть в полете и как реагировать на эти события пилоту. Эту информацию дети смогут использовать и в своих сюжетно -ролевых и режиссерских играх с самолетами.

Пальчиковая гимнастика «Самолет»

Пальчиковая гимнастика «Я построю самолет»

Для пальчиковой гимнастики мы будем использовать стихотворение В. Шишова «Я построю самолет».

Я построю самолёт,
Шлем надену, и в полёт.
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
Облечу весь шар земной,
А потом вернусь домой.
В. Шишков

Движения руками в пальчиковой гимнастике «Самолет»: вариант 1.

  • первая строчка. Дети стучат кулачками друг о друга.
  • вторая строчка. Дети изображают, как надевают шлем на голову.
  • третья и четвертая строчка. Волнообразные движения обеими руками.
  • пятая строчка. Правая ладонь у бровей как будто смотрим вдаль.
  • шестая строчка. Левая ладонь у бровей — смотрим вдаль.
  • седьмая строчка — рисуем в воздухе круг правой рукой
  • восьмая строчка — делаем над головой фигуру — «крышу» — обеими руками.

Другой вариант пальчиковой гимнастики «Самолет»

  • первая строчка. Прямые руки разводим в стороны как крылья самолета.
  • вторая строчка. Двумя руками показываем шлем над головой.
  • третья и четвертая строчка. Ребенок кладет ладошки на стол тыльной стороной вверх и шевелит всеми пальчиками на обеих руках, чуть приподнимая их с поверхности стола.
  • пятая и шестая строчка — делаем «брызгающие» движения всеми пальчиками обеих рук одновременно.
  • седьмая строчка — обхватываем обеими руками воображаемый шар
  • восьмая строчка — перекрещиваем руки (левая рука смотрит вправо, а правая — влево и шевелим пальчиками обеих рук как крыльями птички)

Пальчиковая гимнастика «Самолет построим сами»

Вам понадобится обычный карандаш. Положите карандаш на середину среднего пальца правой руки (кисть находится ладонью вниз). Пропустите другой карандаш под указательным и безымянными пальчиками (это делает взрослый). Получается самолет из двух карандашей. Ребенок изображает как летает его самолет под стихи А. Барто:

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

Затем повторите это движение другой рукой.

Пальчиковая гимнастика «Летит самолет высоко-высоко»

Правая рука ребенка изображает самолет: нужно развести и выпрямить большой палец и безымянный палец. Это крылья самолета. А другие три пальчика (указательный, средний и безымянный) держать рядом друг с другом, не разводя их друг от друга (это корпус самолета).

Летит самолёт высоко-высоко,
Ему на посадку зайти нелегко!
(Дети передвигают руку — самолет в разных направлениях, следя чтобы и крылья самолета «смотрели» в сторону, и чтобы корпус самолета был едиными и не разделялся на отдельные части).

Лётчик за кругом делает круг.
Ему самолёт товарищ и друг!
(Дети делают движения по кругу рукой — самолетом).

На взлётную полосу сел самолёт,
Вперёд побежал — и закончен полёт.
(Дети опускают руку — самолет на стол, передвигают ее по столу и останавливают руку).

Двери открылись, под трапом земля,
И пассажиров встречают друзья.
(Развести ладони)

Презентация для детей про самолеты

Также Вы можете скачать эту же презентацию по познавательной сказке про самолеты в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» справа под видеозаписями сообщества).

Видео для детей о самолетах

В этом видео дети узнают о необычных самолетах — гидросамолетах, самолетах — амфибиях. Видео будет интересно детям школьного возраста и взрослым. Это видео моего любимого телеканала «Радость моя».

И еще одно видео этого же телеканала для детей — видео о самолетах — гигантах и о том, что такое авиамоделирование.

Еще о самолетах для детей:

34 загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Виды загадок. Как сочинить загадку о самолете вместе с ребенком.

Эту статью мы подготовили специально для мальчишек сайта «Родная тропинка» как подарок к празднику 23 февраля совместно с моим мужем.

Познавательную сказку для детей о самолетах и их видах и презентацию создал для детей мой муж Андрей — авиаконструктор по профессии. А я — автор этого сайта — разработала игры и задания для детей по теме «Детям о самолетах». Мы включили в материалы статьи только ту информацию о самолетах, которую ребенок может использовать в своих играх о путешествиях, в конструировании, рисовании, лепке, аппликации, изображая в них разные виды самолетов.

Мы старались учесть главное требование к познавательной сказке для ребенка — чтобы он сам активно участвовал в ней, задавал вопросы, сравнивал, анализировал, обсуждал, делал выводы, доказывал, а не просто запоминал. И я очень надеюсь, что нам это удалось! Будем благодарны за Ваши комментарии к этой статье.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Конспект по развитию речи в старшей группе

На тему "Воздушный транспорт"

Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №109 Мотоева Л.Л.

Цель: Развитие познавательного интереса к воздушному транспорту.

Программное содержание:

1.Познакомить детей с историей возникновения воздушного транспорта, обогатив представления детей о нем.

2. Продолжать учить отвечать полным ответами.

3. Закрепить знания детей о частях самолета и вертолета.

4. Развивать связную речь, обогащая словарь детей словами - названиями транспортных средств, профессий людей.

5. Развивать воображение, память и мышление детей

6. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Методы и приемы:

* наглядный,

* информационно-рецептивный,

* словесный,

* игровой,

* использование технических средств,

* метод здоровьезберегающих технологий.

Материал:

* картинки с изображением воздушных видов транспорта;

*мультимедийная презентация «История возникновения воздушного транспорта»;

* разрезные картинки воздушного транспорта к игре "Сложи картинку";

*мяч.

Ход занятия

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприведствуем их. Гости наши хотят узнать что вы знаете и умеете. А вот о чем именно мы должны рассказать нашим гостям можно узнать, заглянув вот в эти конверты. Вот только проблема в том, что картинки кто-то разрезал. Ребята, вы поможите мне их сложить?

Проводиться игра "Сложи картинку". Ребята, что изображено на собранных вами картинках? Молодцы!

Отгадайте загадки:

Крыльев нет у этой птицы,

но нельзя не удивиться:

Лишь распустит птица хвост

И поднимется до звезд (Ракета)

Это что за вентилятор,

Над землей завис ребята!

И ревет и тарахтит,

Хоть без крыльев, но летит (вертолет)

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведет его пилот!

Что же это? (самолет)

С виду это самолет.

Крылья есть и есть пилот.

Хорошо летать умеет,

Но мотора не имеет. (планер)

Молодцы! О чем были загадки? (про воздушный транспорт)

Так, значит о чем мы сегодня с вами поведем нашу беседу? (о воздушном транспорте)

Давайте посмотрим как человек покорил небо.

История транспорта

Человек смотрел на птиц и хотел научится так же как они летать. Он много думал и решил сделать себе крылья.

Но так как птицы летают у него не получалось. И тогда он изобрел воздушный шар, который нагревался теплым воздухом. Только такой шар не мог далеко летать. Сейчас такой воздушный шар называется АЭРОСТАТ.

Затем человек на аэростат прикрепил двигатель – получился дирижабль

А еще придумал планёр, правда он был без двигателя и парил в воздушном потоке, но с крыльями.

И вот когда человек соединил дирижабль и планёр – получился самолет с двигателем и крыльями, который смог перевозить пассажиров и грузы.

Там где нельзя сесть и взлететь самолету выручает вертолет.

Неизведанные дали манили человека в космос и он создал аппарат для полета в космос –ракету.

Для того чтобы напомнить о воздушных профессиях, предлагаю поиграть

Игра "Вопрос-ответ" (с мячом)

1.Почему этот транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху).

2.Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).

3.Кто управляет самолётом? (Самолетом управляет летчик).

4. Как по-другому можно назвать летчика? (пилот)

5. Кто обеспечивает связь с землей, с аэропортом во время полета? (радист)

6. Кто проверяет правильность курса самолета? (штурман)

7. Кто проверяет исправность всех приборов и механизмов самолета, вертолетов и космического корабля? (инженер или борт-инженер)

8. Кто помогает пассажирам, приносит им обед и разносит напитки? (стюардесса)

9. Кто готовит самолет к полету на земле? (механики и рабочие на аэродроме)

10. Как можно назвать людей, которые строят самолеты? (самолетостроители)

11. Как называется профессия человека, который придумывает новые модели самолетов? (конструктор)

12. Кто исспытывает новые самолеты? (летчик-испытатель)

13. Как можно назвать пилота вертолета? (вертолетчик)

14. Кто управляет полетом космичекого корабля? (космонавт)

15. Как можно назвать людей которые строят ракеты? (ракетостроители)

16. Как называется команда летчиков? (Экипаж)

17. Для чего нужны парашюты? (Чтобы не разбиться, прыгая с самолета)

18. Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром)

Игра "Летает - не летает". (на ковре) (Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают "крылья", а если нет - топают ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, воздушный шар, лодка.

Динамическая пауза "Самолет и ракета"

Руки в стороны - в полет отправляем самолет.

Правое крыло в перед, левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре - полетел наш наш самолет.

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носочки поднимись, а потом руки вниз.

Вот летит ракета ввысь!

Составление рассказа "Отправляемся в полет"

Ребята, давайте отправимся с вами в воображаемый полет. Я предлагаю вам придумать название своего самолета. Потом расскажите, какого его назначение. Куда он летит? Кого или что везет? Какие происшествия могут случиться во время полета? Как члены экипажа преодолели трудности? Как завершился полет?

Работа с иллюстрациями

А) –Посмотрите внимательно на рисунки, что вы видите? (самолет и вертолет)

1. Из каких частей состоит самолет? (кабина, дверь, крылья, хвост, корпус, иллюминаторы, шасси)

2. Из каких частей состоит вертолет? (кабина, винт, хвост, колеса, корпус, иллюминаторы, дверь)

А знаешь ли ты, что колеса самолета называются шасси, а окна- иллюминаторы.

Б) Сравните самолет и вертолет.

1.Что есть у самолета и нет у вертолета? (крылья)

2.Что есть у вертолета и нет у самолета? (винт)

3. Что есть и у самолета и у вертолета? (кабина, хвост, иллюминаторы)

Игра «Доскажи словечко» (для закрепления изученного)

1.Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную... (ракету)

2.В небесах грохочет гром
И ни облачка кругом.
Песнь раскатисто поёт
Винтокрылый (Вертолёт.)

3. В этом доме тишина,

Много окон, дверь одна.

Дом летит под небеса.

За окошком вся страна.

Дом отправился в полет.

Значит это... (самолет)

4. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился...(парашют)

5. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? - (...самолет)

6. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это? (вертолет)

7. Это что там под луной?
Дыня с дом величиной?
В небесах парит корабль
Под названием... .(Дирижабль)

Итог занятия

О чём мы сегодня говорили? Что узнали нового?

Какое задание показалось вам самым интересным?

Какое задание вызвало у вас затруднение?

А кто на ваш взгляд был самым активным на занятии, себя не называть!

Какие вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. На этом наше занятие закончено. Что вы хотите сказать нашим гостям? (До свидания)


Через сто лет после своего рождения гражданская авиация стала совершенно будничной частью нашей жизни. Мы настолько привыкли к пассажирским самолетам, что почти утратили любопытство и уже не задумываемся: «а что там у них внутри?».

Поэтому для многих авиаперелет — это нечто сродни магии, со своими ритуалами поклонения таинственным богам, поднимающим в воздух больших железных птиц с людьми внутри. Поэтому «Популярная механика» решила развеять распространенные мифы и раскрыть некоторые секреты устройства пассажирских самолетов. И мы надеемся, что единственный вопрос, который останется у вас после прочтения этого материала, — это «почему самолеты летают, а крыльями не машут?». Впрочем, этот вопрос уже не раз был рассмотрен в прошлых номерах нашего журнала.

Посадка пассажиров

…Но вот прощальные объятия провожающих позади. Пассажиров просят пройти на посадку. Правда, не всех сразу. Довольно часто бывает, что первыми рассаживают тех, кто сидит в передней части салона, а затем — тех, кто сидит в хвосте. И это не прихоть авиакомпании — иначе самолет просто может перевернуться, даже не отъехав от терминала. Особенно это важно для тех самолетов, у которых двигатели находятся в хвосте и центр тяжести смещен далеко назад. Например, на Ил-62 для предотвращения опрокидывания была предусмотрена дополнительная хвостовая опора и даже, более того, балансировочный водяной бак в передней части самолета.

Впрочем, заднее расположение двигателей имеет и свои плюсы. Во‑первых, это уменьшает уровень шума в салоне во время полета. Во‑вторых, такие двигатели стоят выше, чем те, которые расположены под крыльями, и менее подвержены «засасыванию» посторонних предметов с взлетно-посадочной полосы. И наконец, при отказе одного из двигателей самолет будет сохранять лучшую управляемость — за счет меньшего «плеча» его меньше разворачивает. Вместе с тем хвостовые двигатели имеют и достаточно серьезные минусы: их сложнее обслуживать (особенно в самолетах типа Ту-154 или MD-10, где двигатель размещен прямо в фюзеляже). Кроме того, в этом случае используется Т-образный стабилизатор, который при увеличении угла атаки может попасть в вихревой след крыла, что чревато потерей управления. Поэтому в современных самолетах двигатели стараются располагать под крыльями. Это дает серьезные преимущества — простой доступ к двигателям облегчает их обслуживание, а за счет равномерного распределения нагрузки можно упростить и облегчить конструкцию крыла.

Взлет

Пассажиры рассажены и пристегнуты, самолет выруливает к началу взлетной полосы, и пилоты получают разрешение на взлет. Посмотрите в иллюминатор: «распушенное» крыло производит незабываемое впечатление, хотя зрелище это — не для слабонервных. Выдвинутая механизация крыла изменяет его профиль, увеличивая подъемную силу и сокращая длину разбега. Почти сразу после того, как земля уходит вниз, отчетливо слышен негромкий гул: шасси убираются внутрь фюзеляжа или крыльев. Но сначала нужно остановить тяжелые колеса, которые после отрыва от земли еще вращаются: гироскопический эффект создает большую нагрузку на механизм уборки шасси. Затем самолет слегка «просаживается». Но пугаться не нужно — это происходит в момент, когда складываются выдвижные элементы механизации крыла. При этом уменьшается подъемная сила крыла и его сопротивление, что позволяет достичь больших скоростей.

Набор высоты

Во время набора высоты у пассажиров закладывает уши. Давление снаружи падает, и без кислородной маски уже на высоте больше 5−6 км (а полеты современных авиалайнеров проходят на высотах порядка 9−11 км) человек испытывает кислородное голодание, высотную декомпрессию и не способен выжить. Поэтому салон самолета относительно герметичен, но все равно его нужно постоянно «поддувать». Давление в салоне меньше, чем «на уровне моря» (но не ниже 0,75 атм., это соответствует давлению воздуха на уровне 2400 м над уровнем моря), — и именно поэтому при наборе высоты (и падении давления) у пассажиров закладывает уши. Чтобы преодолеть этот неприятный симптом, достаточно выровнять давление в полости среднего уха — сделать несколько глотательных движений. Именно с этим связана традиция перед взлетом раздавать пассажирам леденцы (именно леденцы, а не, скажем, шоколадные конфеты): при растворении их во рту выделяется слюна и глотательные движения происходят совершенно автоматически.

Почему нельзя облегчить жизнь пассажирам и поддерживать давление, соответствующее уровню моря? Это связано с прочностью материалов фюзеляжа. Один из первых пассажирских самолетов с герметичной кабиной — De Havilland Comet — наддувался почти до нормального атмосферного давления. Однако через некоторое время последовала череда необъяснимых аварий — 4 самолета буквально развалились в воздухе. Один из них упал в Средиземное море, и когда спасатели подняли со дна обломки, оказалось, что самый большой фрагмент имел размеры всего около полуметра. Проведенные исследования показали, что все эти катастрофы произошли из-за «усталости» металла: напряжения, возникающие из-за разницы давлений внутри и снаружи фюзеляжа, накапливаются и со временем способны разрушить самолет.

Однако прогресс не стоит на месте, и чем новее самолет, тем более совершенные материалы в нем использованы и тем ближе давление в салоне к нормальному. А в новом Boeing 787, в конструкции которого широко используются высокопрочные композиционные материалы, давление обещают поддерживать на «уровне моря» в течение всего полета.

Горизонтальный полет

Наконец гаснут таблички «пристегните ремни» и самолет переходит в горизонтальный полет — наиболее безопасную часть путешествия. Самое время встать с кресла, размять ноги, зайти в туалет. Кстати, хотим развеять широко распространенный «туалетный» миф. Отходы в современных авиалайнерах вовсе не сбрасываются наружу. Они поступают в бак, из которого уже на земле выкачиваются специальной ассенизационной машиной. Поэтому кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», когда паспорт, выброшенный в унитаз, прилипает снаружи к иллюминатору, — лишь выдумка сценариста.

Разумеется, нельзя и «выйти наружу». Обычные двери, через которые происходит посадка и высадка, в полете заблокированы. А двери аварийных выходов, открывающиеся внутрь, надежно удерживаются разницей давлений.

Управлением в горизонтальном полете, как правило, заведует автопилот. Да и вообще ручной режим пилотирования для современных самолетов крайне нехарактерен. Впрочем, называть его «ручным» тоже будет не совсем точно. Крайним (авиаторы не любят слово «последний») российским самолетом с настоящим ручным управлением был Ил-62: там механические тяги управления шли через весь самолет. В дальнейшем управление стало дистанционным, с использованием гидравлики, но линейная зависимость (то есть прямая пропорциональность) между углом отклонения штурвала и углом отклонения управляющих плоскостей сохранилась. При этом летчик сам решает, насколько нужно повернуть штурвал, чтобы, скажем, наклонить самолет на тот или иной угол. В самолетах последнего поколения уже нет штурвала как такового — лишь джойстик, наклоном которого задается угол отклонения непосредственно самолета, а все промежуточные вычисления выполняет компьютер.

Посадка

Вновь загораются таблички «Пристегните ремни», и самолет начинает снижаться. Впереди — самый опасный (согласно статистике) этап полета — посадка. Вот уже видны огни аэродрома… Самолет снижает скорость, для сохранения подъемной силы выдвигаются элементы механизации крыла — в общем, все как на взлете, только в обратном порядке. Негромкий гул, самолет начинает легонько трясти — это выпущенное шасси создает нестабильность обтекания.

Вместе с шасси выдвигаются и автоматически зажигаются фары (обычно они установлены на стойках шасси). Казалось бы, зачем самолету фары? Авиаторы в шутку отвечают на этот вопрос так: «Чтобы пилот видел, куда лететь!» И хотя, разумеется, фары используются при посадке и рулежке, на самом деле основная их задача — отпугивать птиц. При попадании птицы в двигатель последний, скорее всего, выйдет из строя, и это может вызвать даже падение самолета. Поэтому птицы — серьезная опасность: по данным ИКАО (Международной организации гражданской авиации), столкновения птиц с самолетами ежегодно наносит ущерб около $1 млрд. Поэтому с птицами на аэродромах идет бескомпромиссная борьба: устанавливается аппаратура для отпугивания, специальные орнитологические службы занимаются отстрелом, в некоторых аэропортах (например, в Домодедово) даже используют специально обученных ловчих птиц. Этой же цели служат нарисованные на коках (обтекателях) вентиляторов двигателей белые «запятые» — при вращении они создают отпугивающий «мигающий» эффект: птицы принимают его за глаза хищника (как и фары).

Кроме фар самолет несет на себе аэронавигационные огни — для обозначения траектории полета и предотвращения опасного сближения с другими самолетами: на правом крыле — зеленый, на левом — красный, а на киле — белый. Запомнить такое расположение просто — летчики шутят, что существует мнемоническое правило: «Справа от опытного командира сидит зеленый второй пилот». Кроме того, на фюзеляже и крыльях располагаются красные или белые проблесковые световые маяки. А в последнее время авиакомпании стали при заходе на посадку подсвечивать и киль самолета — во‑первых, улучшается видимость (для других самолетов), а во-вторых, какая-никакая реклама.

И вот наконец колеса касаются полосы. Легкий дымок в первый момент сопровождает их переход от покоя к быстрому вращению. В этот момент пассажиры обычно аплодируют. Однако радоваться рано: самолет все еще двигается со скоростью около 250 км/ч, и ему нужно погасить эту скорость до того, как 2−2,5-километровая полоса закончится. Да и вообще, авиаторы — народ суеверный, и до завершения полета вряд ли уместно проявлять какие-то эмоции (лучше поблагодарить бортпроводников при выходе из самолета). Кстати, аплодисменты могут быть излишни еще по одной причине: при посадке пилот может и вовсе не участвовать в управлении! Современные авиалайнеры допускают полностью автоматическую посадку при нулевой видимости и автоматическое заруливание к терминалу (в аэропортах категории IIIC согласно стандартам ИКАО). Правда, в России таких аэропортов пока нет. Определить, кто посадил самолет, довольно просто. Очень мягкая посадка — характерный признак ручного управления: пилот аккуратно «притирает» самолет к земле. Автоматическая посадка — более жесткая, потому что автопилот должен просто уложиться в допуски по максимальной вертикальной скорости.

Чтобы затормозить, самолет оснащен сразу несколькими системами. Первая — это воздушные тормоза — аэродинамические щитки, которые самолет «распушает» для увеличения сопротивления. Вторая — реверс двигателей (хотя, например, на Як-42 его нет). Третья система — собственно колесные тормоза. Впрочем, были и более экзотические варианты: на некоторых старых самолетах (например, Ту-134 первых серий) использовались даже тормозные парашюты.

Колесные тормоза на старых пассажирских самолетах — колодочные (автомобилисты назвали бы их барабанными), а на новых — дисковые (на самых новых моделях используются даже диски из композиционных материалов, как в Формуле-1), с гидравлическим приводом. Причем шасси в обязательном порядке оснащается антиблокировочной системой ABS. Собственно, в автомобиль эта система пришла из авиации — для самолета неравномерное торможение чревато заносом и сходом с посадочной полосы.

К шинам и корду самолетных колес, в отличие от автомобильных, предъявляются повышенные прочностные требования. Кроме того, на стойках шины ставят обычно парами, чтобы разрыв или прокол одной не привел к аварийной ситуации. Шины самолета бескамерные, пневматические (с давлением 6−8 атмосфер) и нешипованные (даже зимой полосу чистят, так что необходимости в шипах нет).

Передняя стойка рулевая и управляется педалями. При этом поворачивается не вся стойка, а только нижняя ее часть — само колесо. Правда, такое управление используется только в процессе рулежки. В полете педали ведают рулем направления, расположенным на киле самолета.

Безопасность полетов

Современные реактивные авиалайнеры летают на достаточно больших высотах, и пассажиры не слишком часто жалуются на воздушные ямы (атмосферные неоднородности встречаются в основном при наборе высоты и снижении — на этих этапах пристегиваться ремнями обязательно). Однако иногда, в тропиках или при пересечении границы суша/океан, самолет даже в горизонтальном полете может попасть в сильный нисходящий поток и за несколько секунд потерять 3−4 км высоты. Такие «ямы» могут сильно травмировать пассажиров, и поэтому рекомендуется не расстегивать ремни лишний раз, даже когда таблички «пристегнитесь» погашены. Еще одну серьезную опасность представляют для самолета грозовые фронты. Каждый авиалайнер оснащен метеолокатором, способным обнаружить колебания плотности воздуха по курсу. Полет через грозу чреват для самолета попаданиями молний, что может привести даже к образованию в кабине шаровых молний или разрушению обтекателей антенн. Кроме того, при полете через грозовой фронт на самолете накапливается статическое электричество. Правда, от этого фактора защищают небольшие метелки на концах крыльев, через которые заряд стекает с самолета. Во всяком случае, теперь нам понятно, почему ведьмы летают именно на метлах — видимо, статический заряд для них тоже неприятен… (Некоторые эксперты высказывают мнение, что причина этого в другом: просто ведьмы используют ионный двигатель.)

Велика ли для самолетов вероятность столкновения с другим воздушным судном? Самый надежный способ предотвращения опасного сближения — правильная работа диспетчера, а для подстраховки используется система TCAS, наличие которой при полетах в Европу обязательно. Это небольшой экран на приборной панели, на котором отображаются метки находящихся поблизости самолетов. В случае опасного сближения система TCAS сама «разводит» борты, выдавая пилотам сигнал тревоги и указание (в том числе и речевое) на подъем высоты или снижение. Срабатывание TCAS имеет приоритет над указаниями диспетчера: именно этот ключевой момент стал причиной катастрофы над Боденским озером — башкирский экипаж начал снижение по команде диспетчера, вопреки сигналу TCAS «Climb, climb!». Тем не менее от визуального способа тоже никто не собирается отказываться: аэронавигационные огни и маяки — вещь достаточно дешевая, а шансов добавляет. К тому же огни полезны и при рулежках, интенсивность которых в больших аэропортах весьма велика. Правда, рулежки регулируются диспетчерами, но по сторонам смотреть тоже не мешает.

Если часть полета проходит над морем, под каждым креслом в авиалайнере обязательно находится спасательный жилет, и стюардессы перед полетом объясняют, как его использовать. Таковы международные правила. На самом деле это скорее историческая традиция и средство успокоения нервов — времена, когда самолеты могли безопасно сесть на воду, остались в далеком прошлом. Скорости современных самолетов таковы, что вероятность для самолета сесть на водную поверхность целым гораздо ниже, чем при посадке на брюхо на поле. В частности, одним из важных факторов является то, что на однородной поверхности воды нет визуальных ориентиров, по которым можно было бы определить высоту и вертикальную скорость (попросту говоря, глазу не за что зацепиться).

Почему же «для успокоения нервов» под кресла не кладут парашюты? Дело в том, что воспользоваться ими — выпрыгнуть из самолета при воздушной скорости (по давлению) около 400−500 км/ч — попросту невозможно. Один известный авиаконструктор даже выразил мнение относительно всех этих систем: «Единственным средством спасения современного пассажирского самолета является нормальное завершение полета на аэродроме, и задача конструкторов — в том, чтобы это средство работало лучше всего». Именно на этом и концентрируют свои усилия конструкторы современных пассажирских самолетов, и в итоге увеличение надежности оказывается дешевле различных катапульт и парашютов. Во всяком случае, несмотря на все «страшилки», воздушный транспорт сегодня считается самым безопасным: статистика утверждает, что вероятность попасть в автомобильную аварию по дороге в аэропорт намного выше, чем стать жертвой авиакатастрофы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться из аэропорта палермо до центра города
Мантуя в италии Научный театр Бибьена
Чем можно заняться в новом уренгое