Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто построил собор Василия Блаженного. Кто построил храм Василия Блаженного? Основные версии Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

Ученые Института археологии РАН завершили раскопки в церкви Рождества Богородицы XII века в Боголюбове (Владимирская область). Собранные данные позволили дополнить существующие представления об одном из важнейших храмов Руси и определить, откуда именно прибыли итальянские мастера, построившие его.

Институт археологии РАН

«Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал для заключений как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что с высокой степенью вероятности в строительстве этого храма участвовали мастера из Северной Италии - из Ломбардии и Эмилия-Романьи», - говорит член-корреспондент РАН Владимир Седов.

Храм Рождества Богородицы был построен по заказу князя Андрея Юрьевича в конце 1150-х или первой половине 1160-х годов. Храмовый комплекс включал церковь Рождества Богородицы, белокаменные переходы от нее к дворцу и каким-то другим постройкам, а также лестничную башню, с помощью которой можно было подняться наверх, к переходам на хоры церкви. По легенде, храм и свою будущую резиденцию князь Андрей (впоследствии названный Боголюбским) распорядился построить на месте, где ему явилась Богородица.

В 1930–1950 годах археолог Николай Николаевич Воронин во время раскопок открыл основания древнего храма Рождества Богородицы. Эти раскопки впервые доказали, что современная церковь стоит прямо на сохранившейся в неприкосновенности нижней части древнего храма. Специалист первым предположил, что зодчими храма могли быть западные мастера. Но впоследствии раскоп был засыпан, на сегодняшний день увидеть древние основания можно лишь в открытым музеефицированном раскопе в западной части собора.

В 2015 году сотрудники Института археологии приступили к изучению ранее неизвестных частей постройки, а также обследовали ленточные фундаменты внутри храма и сделали обмер основания круглого подкупольного столба. Эти исследования дали новый взгляд на архитектуру Боголюбова: декоративные особенности позволили предположить, что храм на Владимирской земле был построен мастерами, напрямую связанными с романской архитектурой Северной Италии.

Угловые колонны храма, поставленные по диагонали, напоминают колонны в соборах Северной Италии - например, в Кафедральном соборе Модены и в Кафедральном соборе Феррары. Полуколонны на стенах храма в Боголюбове, дополненные по сторонам малыми колонками, похожи на те, что можно увидеть в базилике Сан-Микеле в Павии.

Ученые предполагают, что построившие храмовый комплекс в Боголюбове мастера прибыли из нескольких городов двух исторических областей Италии - Ломбардии и Эмилия-Романьи. Скорее всего, Боголюбово строили две группы резчиков: одна группа - старые мастера князя Юрия Долгорукого, построивших также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Золотые ворота во Владимире, другая группа - мастера из Северной Италии, которые привнесли во владимиро-суздальскую архитектуру новые художественные приемы.

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Одним из самых ярких, величественных и таинственных памятников архитектуры столицы является Василия Блаженного. Еще в 16-м веке странники и заезжие люди, посещая этот собор, навсегда оставались очарованы его статностью и красотой. Но до сих пор в мире существует несколько легенд о том, кто построил храм Василия Блаженного.

История храма Василия Блаженного

Строительство собора, и именно так его именуют в народе, началось в 1555 году. И всего за 6 лет строители возвели невиданной красоты дворец из камня. Распоряжение о заложении храма поступило от царя всея Руси Иоанна Грозного в честь победы, которую одержали русские войска над казанским ханом. Случилось это событие в один из православных праздников - Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому этот собор часто называют Храм Покрова Божьей Матери.

История храма Василия Блаженного до сих пор загадочна и неясна.

Легенда первая

Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев. Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Это был один из самых искусных мастеров Пскова. Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города. Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Собранные монеты он бросал через правое плечо в одно место, и никто не осмеливался взять хотя бы одну. Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному.

Но факты говорят о том, что это всего лишь красивая сказка, так как юродивый скончался еще до того, как было решено возводить собор. Тем не менее именно на месте постройки здания был захоронен Василий Блаженный.

Легенда вторая

Над возведением собора колдовали сразу два мастера - Постник и Барма. Легенда гласит, что как только Иван Грозный увидел построенное здание, то был поражен его необычностью и ансамблем. Чтобы зодчие больше не смогли повторить такую красоту, царь приказал выколоть архитекторам глаза. Но эта версия не находит подтверждения, так как имя Постника встречается в более поздних летописях. Получается, что мастер мог заниматься строительством других построек.

Легенда третья

Самой реалистичной версией считается следующая: храм возводили под руководством зодчего, который приехал из Западной Европы. Доказательством этого факта считается необычный стиль, в котором переплетены узоры русского и западноевропейского зодчества. Но официально эта версия нигде не подтверждена.

За всю свою долгую историю храм мог быть подвергнут уничтожению или разорению. Но всегда какое-то чудо спасало эту гордость России.

В 18-м веке во время пожара в Москве здание было охвачено пламенем, но мужественные москвичи как могли спасали храм. В результате строение пострадало, но выстояло. Позже его воссоздали практически в том же виде, как и до пожарища.

В 19-м веке, когда Наполеон вошел в столицу России, в соборе были сооружены сараи для лошадей. Позже, при уходе из Москвы, император в ярости приказал не оставить и камня в этом соборе. Замечательное строение должно было быть взорвано. И опять героические москвичи и Господь Бог помогли отстоять храм. Когда французские солдаты стали зажигать фитили, которые шли к бочкам с порохом, люди стали ценой своей жизни гасить огонь. И тут им на помощь пришел дождь. Ливень хлынул с такой сокрушительной силой, что затушил все искры.

Уже в 20-м веке Каганович, показывая макет обновления и перестройки Красной площади Иосифу Сталину, убрал фигурку храма, решив снести его навсегда. Но верховный главнокомандующий грозно сказал: «Лазарь, поставь на место!».

В 1936 году при строительстве автомобильных дорог было решено уничтожить храм, так как он мешал движению. Но на его защиту встал московский реставратор Барановский. В Кремль от него поступила телеграмма: «Если решите взорвать храм, взрывайте вместе со мной!».

По виду это живописное сооружение представляет собой ансамбль церквей. В самом центре стоит Покровская церковь, самая высокая среди всех. Вокруг неё расположены еще 8 приделов. Каждый храм венчает купол. Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, это здание представляет собой пятиконечную звезду. Это символ небесного Иерусалима.

Каждая церковка по своей сути уникальна и неповторима. Свои имена они получали по названию праздников, на которые выпадали решающие битвы за Казань.

  • В честь праздника Троицы.
  • Николая Чудотворца (в честь Великорецкого образа).
  • Вербного воскресенья, или Входа Господня в Иерусалим.
  • Мучеников Киприана и Устины. В дальнейшем Адриана и Натальи.
  • Святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - до 18-го века, затем Иоанна Милостивого.
  • Александра Свирского.
  • Варлаама Хутынского;
  • Григория Армянского.

Позднее был пристроен еще один придел в честь юродивого Василия Блаженного.

Каждый купол имеет свои разнообразные украшения - кокошники, карнизы, окна и ниши. Все храмы соединены перекрытиями и сводами.

Особое место отводится картинам, на которых изображены портреты именитых особ и красочные пейзажные зарисовки. Все желающие могут прочувствовать атмосферу времен Ивана Грозного, если внимательно изучат церковную утварь того времени.

В самом низу находится подклет, который образует основание собора. Он состоит из отдельных комнат, в которых раньше прятали казну, а богатые горожане приносили сюда нажитое добро.

Рассказать о красоте этого храма невозможно. Для того чтобы навсегда полюбить это место, нужно обязательно его посетить. Тогда в сердце любого человека появится гордость за то, что этот уникальный и таинственный собор находится у нас в России. И неважно, кто построил храм Василия Блаженного, этот фантастический и потрясающе красивый символ нашей Родины.


Почему древние сооружения не выдерживают детального анализа? Примеры строительных технологий, которые не совпадают с уровнем развития техники согласно исторической догме

"Ферма - это конструкция из треугольных элементов. Например, крупные торговые комплексы, цеха заводов, большие железнодорожные мосты устроены из таких ферм. И вот такие фермы поддерживают этот плоский потолок. Они сделаны из чугуна. Откуда они там взялись, совершенно непонятно.


Чтобы вы представили себе масштаб этого нововведения, следующие металлические стропильные фермы (то есть фермы, образующие крышу) появляются только в начале - середине XIX века! То есть, аж за 300 лет до общемирового прогресса в храме Василия Блаженного возникли эти конструкции. Если это были итальянцы-архитекторы, это ничего не объясняет: в Италии такого не было в те времена! До сих пор непонятно, как это возникло."

Айрат Багаутдинов, историк инженерии, автор образовательного проекта «Москва глазами инженера»

Фермы Пантеона

Стропила важнейших зданий, например базилики Ульпия или портика Пантеона, возведены из бронзы. Фермы Пантеона не отклоняются в смысле чертежа от деревянной конструкции, но поперечное сечение частей вполне соответствует употреблению металла; они имеют коробчатую форму и сделаны из трех бронзовых листов, связанных болтами.

Можно, по-видимому, считать установленным, что большой зал холодных бань в термах Каракаллы также имел перекрытием террасу, лежавшую на тавровых железных балках. Таким образом, римляне опередили нас в отношении рационального профилирования металлических частей.

Огюст Шуази, глава из книги «Методы римского строительства» раздела «Архитектура Древнего Рима» «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L"Architecture, Paris, 1899)

Наиболее богатую коллекцию металлических элементов в "древностях" представили террористы ИГИЛ:

Руины Хатры с арматурой

ИГИЛ открыла миру очень интересные подробности в отношении этого древнего памятника.

Скульптуры и украшения оказались сделаны из современного железобетона. Это хорошо видно по кадрам со швеллерами и арматурой, которые открылись при разрушении памятников.

Справ. швеллер - стандартный профиль конструктивных элементов из металлопроката, имеющий «П»-образное сечение.

Ниже видео и детальные фото разрушений:








Фото до разрушений:

статуя с арматурой в ногах:

Элементы конструктора:


Вот, собственно "масштабная реконструкция". Или стройка?

Наиболее безобидная версия заключается в том, что всё это результаты реконструкции, происходившей во время правления Саддама Хуссейна (1979-2003). Известно, что у него была большая программа восстановления древностей для возвеличивания исторического значения Ирака и преемственности от Месопотамии. В Республиканской гвардии даже дивизии носили древние названия: "Навуходоносор", "Хаммурапи".

Однако в связи с этим возникает вопрос - какую часть того, что преподносится как величайший памятник 2-тысячелетней давности, отреставрировали и усилили, и каким этот памятник был до реставрации. Вопрос не простой, в сети практически нет старых фотографий этого комплекса.

Заметим, что по официальной версии, пироны (металлические вставки) широко использовались и в античные времена, и этот металлический стержень, торчащий из фрагмента античной статуи - соответсвует официальной версии.

Парфянская женская статуя из Хатра

Знаменитые крылатые человекольвы библейского города Ниневии

Это центр поклонения богине Иштар и великая столица Ассирии. Главный шедевр - дворец царя Сенахериба с исполинскими статуями стражей - парами крылатых человекольвов и человекобыков (якобы VIII век до н.э.).

Открыл Ниневию с дворцом великий британский археолог Остин Генри Лэйард в 1845-1851. Фото раскопок не делалось. Как и открытие "древнего Египта", открытие Ниневии отражено только рисунками. Первые фотографии делались уже с "раскопанного" дворца.

Этих стражей приобрели крупнейшие музеи мира Лувр, Британский музей, Багдадский, Метрополитен в Нью-Йорке, Государственный Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Парочка осталась в Ниневии.



Крылатый страж Ниневии, он же шеду- виден прямоугольный блок.

Резиденция знаменитого царя Ассиирии Саргона II крепости Дур-Шаррукин (якобы VIII веке до н.э.).

Внутри ассирийской древней скульптуры видна современная арматура.
Крепость "открыл" французский генконсул Поль-Эмиль Ботта в 1842-44 гг., продолжил "открывать" Victor Place в 1852-55 гг. Здесь же нашлась знаменитая клинописная библитека

Крылатые гении

В литературе, истории, культуре их зовут "крылатые гении". Бывают с человечьими лицами, бывают с птичьими, популярный "ассирийский" сюжет осеменения "древа жизни".

Это плита из алебастра, сделана якобы в 870 году до н.э.. Данное божество зовут Нисрох, аналог скандинавского Фрейра; плита имела, как следует из клинописи, культовое назначение: во время церемоний жрецы лили на нее воду, которую потом собирали в сосуды; этот обряд стал прообразом христианской благодати.

Украшала дворец Ашшур-нацир-апала II (Ашшурназирпал) в Калахе, который "раскапывали" в 1845-1851 гг.

Барельефы с "крылатыми гениями" украшали все главные дворцы ассирийских царей. Во дворце Саргона II Дур-Шаррукин было 37 пар "гениев". Эта парочка и пять отдельных "гениев" хранились в музее Мосула. Они есть во всех главных музеях мира - Эрмитаже, Британском, Метрополитене, Лувре, и т.д.

Сам "артефакт" , как и ожидалось, не сплошной, а состоит из удобных для сборки и транспортировки сегментов.

В сегментах видны короткие арматурины с торцевой стороны и пазы для элементов крепления сегментов.

Арматура торчит также с тыльной стороны сегментов. Ею крепили барельеф в стене "дворца ассирийского царя".

Длинные арматурины, примерно в половину длины сегмента, торчат с нижней торцевой стороны.

Сначала вандалы-радикальные исламисты долбили "древний барельеф" со всей дури как сплошную плиту, в дыре видна изогнутая арматура, затем когда появилось понимание, что барельеф разбирается как лего, стали ломать "по правилам".

Затем взяли болгарку и разрезали связующую сегменты арматуру, которой неоткуда взяться в "древнеассирийских барельефах".


Золотые купола

Строительная площадка на углу улицы Юрловской и проезда Дежнева на границе районов Отрадное и Медведково заполнялась людьми с раннего утра. Женщины в длинных юбках и платках шли под руку с серьезными бородатыми мужчинами в кожаных куртках. Рядом семенили на высоких каблуках девушки в кружевных косынках и солнечных очках — некоторые останавливались, чтобы сделать селфи. Дети из школ района Отрадное несли в руках белые воздушные шарики в форме голубей, а школьники из Медведково — цветы. Юноши спортивного вида развернули красный транспарант, на котором золотыми буквами было выведено: «Ваше Святейшество, молодежь Северо-Восточного административного округа приветствует Вас!».

Так 22 апреля 2015 года начинался молебен освящения закладки храма Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Посреди фундаментных свай установили временный помост; ближе к полудню по красной дорожке на него поднялся Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Его сопровождали советник патриарха по вопросам строительства, куратор программы строительства 200 храмов и депутат Госдумы Владимир Ресин, а также президент «Транснефти» Николай Токарев.

Освящение закладки храма Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Средства на строительство церкви выделила компания «Транснефть» (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

«Чем динамичнее развивается жизнь, чем стремительнее развиваются научные и технические достижения, — голос патриарха Кирилла усиливали динамики. — Чем большую роль в жизни людей играют машины, автоматы и прочие бездушные системы, тем важнее для человека укреплять свой дух, чтобы никогда не стать рабом внешних обстоятельств, сохранить Богом данную свободу, а вместе с этой свободой и подлинное человеческое измерение своей жизни. Пусть Господь благословит строителей, жертвователей, всех тех, кто трудится для созидания этого Божиего храма. Я хотел бы выразить особую благодарность Николаю Токареву, руководителю «Транснефти», который вместе со своими сотрудниками от лица возглавляемой им организации принял решение содействовать строительству этого святого храма».

Храм в Отрадном на 500 прихожан строит концерн «Крост», бессменный подрядчик РПЦ более 20 лет, а благотворителем выступает «Транснефть».

По словам Токарева, храм будет построен до конца 2016 года и обойдется компании в 270 млн руб. «Дорога к этому храму была небыстрой, — пояснил Токарев корреспонденту РБК. — Но дать денег на строительство мы решили без колебаний». Компания много лет взаимодействует с РПЦ, а также помогает строить мечети в Татарстане и Башкирии. «Да, стройка храма — дело очень недешевое, — признался Токарев. — Но в этом пункте интересы РПЦ и «Транснефти» совпадают».

«Транснефть» — одна из многих структур, на чьи деньги реализуется программа по строительству храмов в Москве. РБК разбирался, как возводятся храмы, кто из предпринимателей помогает в этом патриархии и во сколько все это обходится.


Начало

Через несколько дней после своей интронизации, 5 февраля 2009 года патриарх Кирилл встречался с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым. На встрече обсуждалась острая нехватка церквей в Москве; Лужков пообещал строить храмы так, «чтобы не было таких мест, где храм Божий не находился на расстоянии шаговой доступности». На тот момент общее количество храмов и часовен в епархии города Москвы составляло 837 (как сообщили РБК в Московской патриархии, сейчас их 945). «Если мы возьмем условную цифру, которая соответствует статистике крещений, то тогда для того, чтобы Москве дойти до средней цифры по России, а это 11 200 человек на один приход, нужен 591 храм», — сетовал тогда патриарх. Минимальную потребность оценили в 200 новых церквей.


Бывший мэр Москвы Юрий Лужков (на фото слева, справа патриарх Кирилл) пообещал строить церкви так, «чтобы не было таких мест, где храм Божий не находился на расстоянии шаговой доступности» (Фото: ТАСС)

Через несколько месяцев после разговора патриарха и мэра было подготовлено распоряжение московского правительства, регулирующее выделение участков под строительство. Но подписано оно было уже не Лужковым: в конце сентября 2010 года градоначальник был отправлен в отставку. Распоряжение № 2367—РП «Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы» подписал на тот момент ВРИО мэра и глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Подпись под документом он поставил 20 октября 2010 года, за день до назначения на должность нового мэра Сергея Собянина.

Но и Собянин не упускает программу из виду. «В силу исторических причин действующие храмы расположены в центре города», — говорится в ответе градоначальника на вопросы РБК. «Спуститесь в воскресенье утром в метро, — призывает мэр. — Вы обязательно увидите людей с православными молитвословами в руках, которые вынуждены вставать ни свет ни заря, чтобы добраться до храма». При этом мэрия только «помогает с оформлением документов» (на земельные участки, которые префектуры подбирают вместе с Москомархитектурой) и проведением публичных слушаний «по вопросам целесообразности строительства храмов» при выборе участков под строительство. Если согласие граждан получено, департамент земельных ресурсов утверждает схемы участков на кадастровой карте и оформляет право «религиозной организации на земельные участки» в безвозмездное срочное пользование.

Для сбора частных пожертвований на строительство храмов по программе «200 храмов» в январе 2010 года финансово-хозяйственным управлением (ФХУ) РПЦ был учрежден Фонд поддержки строительства храмов города Москвы. Он заключает договор с благотворителями «О пожертвовании на строительство» и перечисляет деньги.

Председатель правления фонда — руководитель ФХУ РПЦ архиепископ Егорьевский Марк. Сопредседатели попечительского совета — патриарх Кирилл и Сергей Собянин, среди членов совета — Герман Греф (Сбербанк), Владимир Потанин («Интеррос»), Владимир Якунин («Российские железные дороги»), Алексей Миллер («Газпром»). Кто и как наполняет этот фонд?

Чьи деньги

Годовой бюджет на строительство церквей в Москве архиепископ Марк и Владимир Ресин оценивают в 1 млрд руб. Фонд поддержки строительства храмов, как говорится в его отчете за 2014 год (есть в распоряжении РБК), собрал около половины этой суммы — 533 млн (в 2011 году сборы были вчетверо меньше — 122 млн). 97% этих поступлений в 2014 году обеспечили юридические лица, говорится в документах фонда.

На первом месте — благотворительный Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, перечисливший на строительство храмов 165,7 млн руб. В уставе фонда указано: его учредителями «являются физические лица, объединившие свои усилия для достижения цели деятельности фонда, на основе добровольных имущественных взносов». Председатель совета фонда — Виктор Христенко, в прошлом министр промышленности и торговли, сейчас председатель коллегии Евразийской экономической комиссии. Среди учредителей — супруга Христенко, глава Счетной палаты Татьяна Голикова, сообщил РБК представитель фонда. По декларации Голиковой, совокупный доход их семьи за 2013 год составил 16 млн руб. Помимо них учредителями фонда являются давние соратники экс-министра: его бывший зам, а ныне инвестбанкир Андрей Дементьев, экс-глава «Оборонпрома» Андрей Реус, а также нынешний председатель совета директоров ОАО «Ульяновский автомобильный завод» Сергей Преображенский (данные СПАРК).


Председатель совета Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, бывший министр промышленности и торговли Виктор Христенко и его супруга, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, один из учредителей фонда, нашли средства на строительство храма на Можайском шоссе (Фото: Коммерсантъ)

Принять участие в строительстве одного из храмов по программе Христенко предложил патриарх Кирилл, гласит ответ пресс-службы Евразийской экономической комиссии на запрос РБК. Экс-министр согласился. К концу 2014 года на Можайском шоссе построили храм, получивший статус патриаршего подворья Свято-Успенского Старицкого монастыря на 300 прихожан.

Среди других крупных жертвователей Фонда поддержки строительства храмов — фонд «Ютис», аффилированный с группой компаний Coalco Василия Анисимова. «Ютис» пожертвовал 108 млн руб. (Анисимов от комментариев для этой статьи отказался).

На последнем месте в списке крупных жертвователей благотворительный фонд «Система» (АФК «Система») с 16 млн руб. По словам президента БФ «Система» Татьяны Гвилава, фонд финансирует строительство храма в честь святого Ермогена на 200 прихожан на Осенней улице. Первый камень заложили в 2012 году; за три года в строительство храма БФ «Система» вложил 50 млн руб. В церемонии освящения камня принял участие председатель совета директоров «Системы» Владимир Евтушенков.

Половину бюджета жертвователи перечисляют напрямую, испрашивая, по словам Марка, «благословения патриарха, но не заключая договор с фондом и работая с приходом».

Деньги на веру

Список бизнесменов-жертвователей весьма разнообразен — от самых богатых и знаменитых до предпринимателей средней руки. По воспоминаниям Владимира Ресина, Владимир Потанин, занимающий первую строчку в списке Forbes в 2015 году с состоянием в $15,4 млрд, несколько месяцев назад лично обратился к патриарху «с просьбой благословить на финансирование строительства храмов». Благословение было получено, а Ресин порекомендовал Потанину два адреса под стройку. В пресс-службе ГМК «Норникель» РБК подтвердили, что «Норникель» возводит храмовый комплекс в честь святого благоверного князя Александра Невского (ул. Лобачевского) на 800 прихожан и храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших (пересечение ул. Новочеремушкинской и ул. Гарибальди) на 500 прихожан. По утверждению архиепископа Егорьевского Марка, Потанин уже перечислил на строительство двух храмов около 70 млн руб. Один из застройщиков программы в беседе с РБК оценил общие затраты в 600 млн руб.

«Потанин ​— молодец: совсем недавно испросил благословение на строительство храмов, перечислил деньги и тут же возглавил список Forbes. Так что видите, все делается не без помощи Божьей», — улыбается архиепископ. А вот «Газпром», хоть и входит в состав попечительского совета, на строительство храмов денег пока не дает, сетует он в разговоре с корреспондентом РБК.


Некоторые жертвователи предпочитают оставаться в тени. Например, при строительстве храма Всемилостивого Спаса в Митино на 500 человек, которое обошлось в 270 млн руб., 40% суммы напрямую приходу дали «жертвователи на условиях строжайшей анонимности», рассказал РБК настоятель храма иерей Григорий Геронимус. По данным трех источников РБК, знакомых с деталями строительства храма, участие в проекте принимал основатель «Яндекса» Аркадий Волож. По словам представителя «Яндекса», «среди родственников и друзей Воложа действительно есть те, кто был и является прихожанами этого храма», в сборе средств участвовали очень многие, но самого Воложа среди жертвователей не было.

Фундамент митинского храма заложил Аркадий Баскаев, бывший командующий Московским военным округом и экс-депутат Госдумы от «Единой России». Фонд «Ратники», которым руководит Баскаев, выделил 10 млн руб. По словам экс-депутата, дать денег на храм его просил тогдашний заместитель префекта Северо-Западного округа Павел Козлов: «Потому что отделение моего фонда сидит в ТЦ «Арфа», владелицами которого являются мои дочери», — пояснил он. По данным ЕГРЮЛ, Баскаева Раиса Аркадьевна, Баскаева Наталья Аркадьевна и Яремчук Ольга Аркадьевна владеют ООО «Аланис», которому принадлежит торговый комплекс «Арфа» (площадью 9,5 тыс. кв. м), расположенный на 73-м км МКАД.

Один из самых щедрых дарителей программы «200 храмов» — бизнесмен Михаил Абрамов. Основатель и меценат Музея русской иконы, владелец Plaza Development (специализируется на бизнес-центрах категории B+ в промзонах Москвы), Абрамов, по его словам, пожертвовал на строительство двух храмов около 700 млн руб. Он уверен: для человека, которому не все равно, как будет развиваться наше государство, участие в программе — большая честь и удача. Храм, уверяет он, ему хотелось построить всегда: сейчас его компания «Мост-63» ведет строительство храма на 500 прихожан в Братеево, «уже вложено более 300 млн руб., заложен фундамент». Проект разработан архитектором Дмитрием Бархиным, с которым бизнесмен строил офисный центр «Верейская Плаза 2». О новом детище Абрамов рассказывает с большим подъемом: «Мегамасштабная задумка, грандиозный собор». Пока храм не достроен, жители Братеево могут посещать небольшую деревянную часовню, спроектированную тем же Бархиным: «Задумывалось, как Кижи, XVII век, идея взята из Архангельска», — описывает часовню Абрамов. Он уверен: программа «200 храмов» — колоссальная идея городских властей, которая, к сожалению, сейчас «движется не так быстро, как хотелось бы».

Проблема, настаивает Михаил, состоит в том, что «огромное количество бизнесменов», вместо того чтобы «давать деньги» на храмы, «уезжает из страны» в какое-нибудь уютное место в Европе. «Я верю, что страна справится с внешними проблемами и станет серьезным мощнейшим государством», — надеется бизнесмен. Сам Абрамов симпатизирует действующей власти, активно поддерживающей РПЦ. «Я полностью согласен со всем, что сегодня происходит. Мне, конечно, совершенно не нравится то, что происходит в экономике», — объясняет Абрамов.

Не столь инициативных предпринимателей в программу «200 храмов» вовлекает ее главный двигатель — Владимир Ресин. Для этого он использует обширные контакты, приобретенные за годы руководства московским стройкомплексом.

«Феноменальный организатор»

79-летний Ресин давно не имеет статуса чиновника, но его кабинет по-прежнему располагается в одном из зданий московского правительства в Никитском переулке, по соседству с вице-мэром по строительству Маратом Хуснуллиным. В конце 2012 года патриарх Кирилл предложил Ресину стать советником по строительству на общественных началах при патриархии. «Программа «200 храмов», которую бывший вице-мэр курирует с момента запуска, явно владеет его помыслами: в просторном кабинете Ресина даже нашлось место макету одного из крупнейших и знаковых проектов программы — храма Иверской Иконы Божией Матери на 1 тыс. прихожан на Мичуринском проспекте. Ресин охотно показывает его своим гостям.


Основной куратор программы строительства 200 храмов - депутат Госдумы и советник патриарха по вопросам строительства, бывший первый вице-мэр Москвы Владимир Ресин

Этот храм высотой 57 м строили с подачи обитателей расположенной неподалеку академии ФСБ. По воспоминаниям настоятеля храма протоиерея Валерия Баранова, инициатива поступила от руководства и слушателей Академии ФСБ: «Оттуда обращались еще к покойному патриарху Алексию, он благословил». На этапе сбора документов церковь вошла в программу «200 храмов», где схема сбора документов «централизованная» и все происходит «во взаимодействии с властями». Строительство планируют завершить осенью; сейчас настоятель оценивает траты в 500 млн руб. Из них 250 млн вложил генеральный подрядчик концерн «Крост» (для программы он строит четыре храма), 110 млн руб. выделила строительная компания «Монарх», остальное дали анонимные жертвователи.

Руководителя «Монарха» Сергея Амбарцумяна о дополнительных вложениях просил как сам Ресин, так и начальник Академии ФСБ Виктор Остроухов (в Академии ФСБ не ответили на запрос РБК). «Мы строили здание Академии ФСБ, поэтому нас и попросили. Ректор занимается сбором, привлекает деньги на строительство, мы дали», — объясняет Амбарцумян. По его словам, на выделение денег он согласился с удовольствием: «Я строил храм на Трифоновской, строил храм на Поклонной горе. Каждая крупная компания, как наша, должна этим заниматься».

По мнению Амбарцумяна, «если б не энергия феноменального организатора Владимира Ресина», программа двигалась бы гораздо медленнее. С ним согласен генеральный директор концерна «Крост» Алексей Добашин: благодаря просьбам Ресина концерн вложил в строительство четырех храмов по программе около 350 млн руб.

По призыву Ресина в программе оказалась компания «Речников Инвест» (строительный бизнес группы AEON Романа Троценко и компании «Ферро-Строй», подконтрольной совладельцам Evraz Group Александру Абрамову и Александру Фролову). Дмитрий Старостин, председатель совета директоров компании, в прошлом плотно работал с бывшим главой столичного стройкомплекса. В 2014 году «Речников» перевел 50 млн руб. на строительство храма Святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском затоне (всего за полтора года пожертвования компании «Речников Инвест» составили 90 млн руб.). Изначально возведение храма финансировала группа ВТБ: по данным двух источников РБК, знакомых с ходом строительства, банк выделил на строительство 100 млн руб., после чего пожертвования прекратились (в пресс-службе группы ВТБ РБК подтвердили факт его участия в программе, отказавшись от дальнейших комментариев).

«Мы строим жилой комплекс на территории Московского судостроительного завода, в 500 м от храма. Полтора года назад Ресин попросил нас об одолжении, — восстанавливает хронику событий Старостин. — Стали говорить о конкретике, я Ресину сказал: «Я боюсь, что мы деньги заплатим, а их опять не хватит. Поскольку мы сидим рядом со стройкой, то вы придете к нам и скажете: «Дайте еще 100 млн». А нам труднее зарабатывать, чем банку», — вспоминает Старостин. В итоге договорились так: ООО «Речников Инвест» дает деньги на достройку, но компания сама определяет сроки и объемы работ, контролирует качество и результат. Раз в неделю Старостин сам ездил на стройку — следить, как идут дела у подрядчика — компании СМУ-2. Когда поступило предложение от Ресина, вспоминает Старостин, «мы долго сидели, думали вместе с акционерами». В итоге деньги решили дать. «Потому что, если не согласимся мы, будут приставать к префекту: «Иди, бери деньги на храм откуда хочешь!» — разъясняет Старостин. — А то, что мы взяли храм на себя, полезно для проекта, будущих жителей и нас, в том числе при общении с префектурой и управой. Мы в Нагатино строим жилищный комплекс, церкви в плане не было, но для нас это, конечно, полезно в плане доброго дела и комплексного развития всей территории. Да и репутацию не испортит».

По просьбе Ресина деньги в строительство храма вложило и ЗАО «МСМ-5». Председатель совета директоров Обид Ясинов оценивает объем пожертвований в 270 млн руб.: «Владимир Иосифович обратился к нам, мы решили помочь, поскольку с ним уже 25 лет работаем: в Митино с его помощью строили, в Измайлово, в Кожухово». На деньги МСМ-5 возвели храм на 500 прихожан на Староорловской улице. Сейчас по рекомендации Ресина ЗАО «МСМ-5» строит храм в честь святого Ермогена на улице Осенней: «Тут мы уже выступаем в качестве подрядчика», — объясняет Ясинов. Финансирует строительство благотворительный фонд «Система»; со слов Ясинова, «в фонде искали подрядчика, Ресин посоветовал нас». С точки зрения выгоды заказ, уверяет Ясинов, неприбылен: «Этот заказ не для того, чтобы заработать, а чтобы строительство не останавливалось».

Первый объект программы «200 храмов», храм Святого Благоверного Князя Дмитрия Донского на Полярной улице, возводила компания «Доринж-39» (специализируется на строительстве дорог и транспортных развязок). Ее руководителя Гаджи Гаджимусаева четверть века назад брал на работу в Гордорстрой именно Владимир Ресин. Сейчас Гаджимусаев помогает мечетям в родном Дагестане и храмам в Московской области. Ресину он предан до сих пор, а вложение 120 млн руб. в строительство храма на 250 прихожан было для него «делом естественным». «Я сам попросил Владимира Иосифовича», — объясняет Гаджи.

Есть и другие крупные застройщики, например компания «Интеко»: в ее пресс-службе РБК сообщили, что «Интеко» за свой счет ведет монолитные работы по возведению каркаса храма Блаженной Матроны Московской на улице Софьи Ковалевской. Компания выбрала адрес в Северном округе по соседству с несколькими объектами «Интеко»: ДСК № 7, ЖК «Гранд-Парк» и комплексом «Лайнер». Несколько храмов за свой счет строят «Сатори» и СУ-155 (представители компаний не ответили на вопросы РБК).

Ресину комфортнее работать со старыми знакомыми. «Вы знаете, чтобы получить урожай, надо сеять семена на подготовленную землю. Я обращался к людям, которых давно знал, с которыми долго работал, и был уверен в том, что они меня поддержат. Вы обратите внимание: я их просил в то время, когда я уже не был по вертикали их руководителем», — объясняет он в беседе с РБК.

Архитекторы

В 1985 году глава Гильдии храмоздателей России Андрей Анисимов работал главным архитектором города Когалым и сидел в соседних кабинетах с Сергеем Собяниным — будущий мэр Москвы в то время занимал пост начальника коммунального хозяйства. «Я бывал в Москве и коробками привозил коллегам в Когалым чай «Бодрость», который всем в то время очень нравился, а на севере его не было. Мы любили пить чай в моем кабинете, он был очень уютным», — вспоминает Анисимов. В Москву Анисимов вернулся в конце 1980-х: запись об увольнении в его трудовой книжке подписывал тоже Собянин.

Для программы «200 храмов» «Мастерские Андрея Анисимова» спроектировали три храма. У архитектора есть вопросы: «Мало создать проект храма, его нужно грамотно реализовать! И здесь возникает проблема: хороший современный строитель порой не знает тонкостей и особенностей традиционного зодчества, не владеет нужными приемами. Так зачастую проект превращается в стандартную «новорусскую» постройку». По уверению Анисимова, его мастерская сделала проект для храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Братеево, но настоятель заплатил за идею храма 2 млн руб. и изменил проект. В храме не стали комментировать ситуацию.

Недавно «Мастерские Андрея Анисимова» покинули объект — храм на ул. 1-я Вольская в московском районе Некрасовка. Попечитель храма — УК «Авеню Менеджмент» (специализация — строительство и девелопмент). «Неплатежи часто делают дальнейшее строительство невозможным», — разъясняет архитектор. «Мастерские» вынуждены были прекратить работы. Настоятель храма в Некрасовке протоиерей Алексей Пшеничников подтвердил долг перед Анисимовым в 7,6 млн руб. По уверению Пшеничникова, «долг числится за приходом», и «Авеню Менеджмент» взяла на себя финансирование храма «со сформировавшимся долгом», к которому не имеет никакого отношения. «Молимся за то, чтобы Господь помог отдать долг», — сказал протоиерей корреспонденту РБК. В УК «Авеню Менеджмент» не ответили на вопросы РБК.


Храм в честь иконы Божией Матери «Воспитание» в районе Некрасовка ведется по проекту старого знакомого столичного градоначальника Сергея Собянина - бывшего главного архитектора города Когалым Андрея Анисимова (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Восемь церквей в программе «200 храмов» строятся по проектам архитектора Андрея Оболенского, руководителя проектной мастерской № 12 «Моспроекта-2 имени Посохина». По его мнению, программа находится в непростой ситуации: «Все начиналось на таком эмоциональном подъеме, а сейчас кризис, многие инвесторы отказываются. Есть недостроенные храмы, на которые пока не находятся деньги».

Один из подобных храмов — церковь на углу ул. Бажова и Малахитовой, благословение на строительство которой дал лично патриарх Кирилл, чей дед родился в Мордовии. Инвестором проекта является межрегиональная общественная организация «Мордовское землячество», указано на сайте программы. Собранных 10 млн руб. пока недостаточно. По словам главы представительства Мордовии при президенте Виктора Чиндяскина, землячество попросило Ресина о годовой отсрочке в связи с кризисом, после чего «сбор средств продолжится».

Дорога к храму

У программы действительно трудные времена, подтверждает архиепископ Марк. Члены попечительского совета помогают мало: «Поначалу все сдали первоначальный взнос в размере 100 тыс. руб., на этом дело для многих кончилось». Совместная программа с Банком Москвы (линейка карт «Дар святыне»: при совершении покупок на 2 тыс. руб. банк перечислит 30 руб. в Фонд поддержки строительства храмов) собрала, по данным отчетности банка, всего около 190 тыс. руб. А член попечительского совета глава Сбербанка Герман Греф партнерскую программу не предлагает, отмечает Марк.

Впрочем, уверен Ресин, нет такого случая, чтобы храм не был достроен: «Поверьте мне, все строится, просто гораздо медленнее, чем хотелось бы».


79-летний Владимир Ресин давно не имеет статуса чиновника, но его кабинет по-прежнему располагается в одном из зданий московского правительства (Фото: Дмитрий Терновой для РБК)

Есть и другая сложность — выделение участков под строительство: жители, по словам Марка, «иногда протестуют против строительства в своем районе». Архиепископ считает, что этих людей запугивают: «Они не понимают, что на месте, отведенном под храм, можно построить только храм и больше ничего. Будет цветник, будет воскресная школа, молодежи будет где собраться». «Сначала сами прихожане обращаются в РПЦ с просьбой о строительстве, только потом выделяют участок, — рассказывает Владимир Ресин. — Но у нас, знаете, бывает по Черномырдину: хотели как лучше, получилось как всегда». Он тоже признает: бывают «разногласия с общественностью». За пять лет работы программы было 27 участков, на которых первоначально хотели строить храмы, а потом отменили. «Мы со своим народом не воюем», — уверяет Ресин.

Часто против строительства новых храмов выступают муниципальные депутаты. «У нас собирались строить церкви на четырех участках, — вспоминает Елена Русакова, депутат Гагаринского района. — Наши жители мгновенно организовались: 2 тыс. подписей собрали за два вечера, потом были еще сборы и повторные обращения. На одном из участков, бульваре близ улицы Молодежная, борьба тянулась полгода: проходили стычки местных жителей со сторонниками церкви, в Гагаринский район приезжал православный активист Кирилл Фролов с казаками, в ответ жители писали письма Путину, патриарху и в прокуратуру».

Пехота патриарха

«Проект участка под строительство церкви в честь иконы «Неопалимая Купина» поступал на утверждение в муниципальный совет дважды, — объясняет депутат района Отрадное Михаил Вельмакин. — Изначально нам прислали на согласование участок, на котором храм размещался на 0,7 га, но на утверждение нам направили план, в котором храм занимал уже 2 га земли — за счет воскресной школы и служб». Все депутаты муниципального совета, за исключением Вельмакина, высказались за согласование участка: к протоколу было приложено «отдельное мнение», в котором рекомендовалось уменьшить территорию «с 2 га до 0,7 га».

Храм, строительство которого финансирует «Транснефть», возводят на 2 га: за полгода до начала стройки активные жители собирали митинги против строительства, православные устраивали молебны в его поддержку.

Этот храм поддерживает общественное движение «Сорок Сороков»: год с лишним назад его основали отец девяти детей, владелец логистической компании и, по его словам, композитор Андрей Кормухин и мастер спорта международного класса по боксу Владимир Носов. В «Сорок Сороков», перечисляет Кормухин, есть и спортсмены, и литераторы, и художники, и журналисты. Есть в движении и футбольные болельщики: так, участие в организации праздников «Православие и спорт» принимает известный футбольный фанат «Спартака» Василий (Киллер) Степанов. По данным СМИ , он сотрудничал с движением «Идущие вместе», возглавляемым Василием Якеменко. Степанов и Якеменко не ответили на вопросы РБК. Сам Кормухин также болеет за «Спартак».

«Наше движение началось, когда на церковь начались нападки: Pussy Riot, фотографии часов патриарха. Мы поняли, что это спланированная атака на РПЦ и православие, а миряне должны вставать на защиту матери-церкви, когда говорят, вот, попы зажрались», — убежден Кормухин.

Тактику движения его основатель описывает термином «гибридная война»: «Мы считаем, что святейший патриарх — второе лицо после президента. Он нас иногда называет «наши гвардейцы». Количества сотрудников ФСО для его охраны, когда каждый хочет к нему прикоснуться и взять благословение, явно не хватает, так что мы — «добровольные помощники ГАИ», охраняем патриарха во время его появлений на людных мероприятиях. В движении, подсчитывает Кормухин, несколько тысяч человек, 10 тыс. подписчиков в группе во «ВКонтакте». Участники движения ходят «на публичные слушания в те районы», где планируют строить храм. «Люди сами нам говорят: «Ребята, у нас будут слушания и совет депутатов, приезжайте, поддержите». Пишут в личку, мы транслируем в публичное пространство, подтягиваем ребят из районов, где должны возвести храм», — делится Кормухин.


У храма в честь святой мученицы Татианы Римской на Краснодарской улице несколько раз менялись инвесторы, из-за чего строительство затянулось (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Слияние программ

Скоро сотрудничество РПЦ и городских властей может укрепиться: в конце апреля на очередном заседании попечительского совета Фонда поддержки храмов города Москвы патриарх Кирилл предложил объединить в одно целое программу «200 храмов» с городскими аналогами, по которым выделяются бюджетные деньги на реставрацию и восстановление храмов. Цель объединения — оптимизировать работу по всем направлениям и из одного центра координировать восстановление, реставрацию и строительство новых храмов, объясняет РБК диакон Александр Волков, пресс-секретарь патриарха Кирилла. Он уверен: «Церковь и московские власти делают не конъюнктурный проект, а дело, которое поддерживается людьми».

В практическом смысле объединение будет выглядеть так. К программе «200 храмов», вероятнее всего, добавят городскую часть федеральной целевой программы «Культура России» (общий бюджет финансирования на 2015 год — 4,4 млрд руб.), сообщили РБК два источника, знакомые с деталями объединения. Помимо «Культуры России», в единую программу войдет и «небольшая, но популярная» реставрационная программа правительства Москвы, говорится в ответе мэра Собянина на запрос РБК. По данным Москомнаследия, в 2015 году на реставрацию 14 памятников церковной архитектуры выделят субсидии в размере до 200 млн руб.

Разработать концепцию объединенной программы поручено архиепископу Егорьевскому Марку и Владимиру Ресину. Финансирование, разъясняет архиепископ, будет таким: реставрация и восстановление храмов города Москвы будут проводиться за счет помощи государства, а реализация программы «200 храмов» — как и раньше, на частные пожертвования. За название программы уже сейчас можно проголосовать на сайте «Активный гражданин», пока лидирует «Москва златоглавая».

После принятия новой концепции в обновленную программу попадет объект, которому власти относятся с особенным пиететом, — Московский епархиальный дом с Князь-Владимирским храмом. Это одно из мест, где летом будут проводить , посвященные памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. Юбилею уделяет особое внимание президент Путин: согласно бюджету программы «Культура России», на восстановление Соборной палаты епархиального дома планируется выделить 20 млн руб. Эта сумма упоминается и в распоряжении правительства РФ от 2 сентября 2014 года «О проведении мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси», подписанном премьер-министром Медведевым. До этого​, по словам источника РБК, близкого к руководству РПЦ, на восстановление разрушенного здания епархиального дома 500 млн руб. пожертвовал миллиардер Аркадий Ротенберг, 100 млн руб. — бизнесмен Василий Анисимов, 80 млн руб. дал глава инвестиционной компании «Атон» Евгений Юрьев (жертвователи не ответили на вопросы РБК).

На 6 июля назначено освящение Князь-Владимирского храма, в ноябре пройдет торжественное открытие, на которое, по данным источника РБК в руководстве РПЦ, приглашен Владимир Путин. «Государство поддерживает восстановление храмов, это очень хорошо, — уверена проректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета Елена Маркова. — Этот год посвящен памяти святого князя Владимира, а главные люди, что примечательно, — Владимир Путин, Владимир Ресин и патриарх Кирилл, который до принятия монашества тоже носил имя Владимир».

При участии Ивана Голунова

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи