Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Иверский монастырь на валдае. Валдайский иверский монастырь Иверский мужской монастырь

Иверский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Главная православная достопримечательность Валдая - Иверский монастырь - находится на Сельвицком острове Валдайского озера. Обитель была основана в середине 17 века по подобию мужского монастыря на горе Афон.

Сегодня на территории Валдайского Иверского монастыря расположены Собор Успения Пресвятой Богородицы, Богоявленская церковь, несколько Надвратных церквей, часовня с усыпальницей, Паломнический центр, а также хозяйственные и административные корпуса.

Иверский монастырь открыт для посещений с 6:00 до 21:00. Для туристов и паломников сотрудники обители проводят ежедневные экскурсии. Правда, нужно предварительно записаться по телефону и обозначить количество человек в вашей тургруппе. В Иверском монастыре для туристов предусмотрено размещение в гостином корпусе (с ночевкой и питанием), но эти вопросы также следует согласовать с Паломническим центром.

Добраться до острова, где находится Иверский монастырь, можно на теплоходе. Он курсирует ежедневно: в будни теплоход «Заря-211» отходит от пристани Валдая в 10:00, 12:00, 14:00 и 16:00, в субботу и воскресенье - в 9:00. Билет на теплоход стоит 100 RUB.

После посещения Иверского монастыря можно отправиться на прогулку по Валдайскому озеру на том же теплоходе.

Катание длится около часа (отправление от острова - в 17:00) и стоит всего 250 RUB.

Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Валдай всегда привлекал туристов своей великолепной природой, уникальным национальным парком и заповедником. Но главным пунктом любой экскурсии в эти места является Иверский на Валдае. Эта главная православная достопримечательность расположена на Сельвицком острове.

История Иверского монастыря (Валдай)

Эта обитель была построена по распоряжению патриарха Никона. Это произошло в XVII веке. Сооружение монастыря одобрил царь Алексей Михайлович. Священнослужители рассказывали, что патриарху было видение во время поездки на Соловки, которое представляло собой огненный столп, ознаменовавший место строительства обители. В архитектурном плане он был создан по образу мужского Иверского монастыря, расположенного на горе Афон в Греции.

К 1653 году были построены две деревянные церкви, которые освятили в честь Филиппа Московского и иконы Иверской Божьей Матери. Позднее были возведены и освящены каменный Успенский собор и церковь архистратига Михаила. Кроме того, здесь появилось множество мелких построек хозяйственного назначения.
Царская грамота закрепила за монастырем окрестные земли - села Вышний Волочек, Боровичи, Яжелбицы, а также и некоторые близлежащие монастыри.

В 1655 году в монастырь полностью переселилась братия Кутеинского монастыря (Белоруссия) вместе со своей Они привезли с собой даже типографские станки. С этого момента здесь начало развиваться книгопечатанье.
(основоположник монастыря) во время своего визита переименовал Валдайский посад, назвав его селом Богородицким, а местное озеро он назвал Святым. С этого времени монастырь приобрел второе название - Святоозерский.
В 1656 году завершилось строительство Успенского собора, который в том же году был освящен.

С давних пор размеренной и спокойной жизнью славился Валдай. Монастырь Иверский успешно функционировал как храм. Так было до Октябрьской революции, когда он стал приходить в упадок. Из монастыря увезли чудотворную икону в 1927 году, а саму обитель году вместе с монашеской общиной (70 человек) преобразовали в трудовую артель. Позже здесь был историко-архивный и краеведческий музеи, школа для больных туберкулезом детей, дом инвалидов ВОВ, база отдыха.

Восстановление

Монастырь, находившийся в аварийном состоянии, в 1991 году вернули Новгородской епархии. Его первым наместником (после возвращения обители) стал игумен Стефан.
Президент России прибыл на торжественную литургию на Валдай. Иверский монастырь (фото вы видите в данной статье) освятил в честь иконы Богородицы Иверской в 2008 году ІІ. В том же году было принято решение позолотить купола Иверского собора.

Реставрация

За годы упадка и запустения Иверский монастырь (Валдай) практически утратил храмовую живопись. Предстояла трудоемкая и кропотливая работа по ее восстановлению. Она велась почти пять лет. Сохранившиеся участки были аккуратно расчищены и укреплены. Художники-реставраторы дописали утраченные композиции. Кроме того, были написаны святые и херувимы на алтарных окнах. Фрески верхней части алтаря отреставрированы по старинным образцам в 2009 г.

Некоторые композиции приходилось прописывать по нескольку раз, чтобы выдержать единый стиль. За время реставрационных работ мастерам удалось воссоздать почти три тысячи метров уникальной храмовой живописи. Реставрация была завершена в 2011 году.

Описание Иверского собора

Все, кто приезжает на остров Валдай, монастырь Иверский посещают обязательно. И начинают знакомство с обителью с ее главного собора. Иверский собор (ранее Успенский) представляет собой шестистолпное, пятиглавое, трехнефное сооружение, построенное в форме квадрата с тремя апсидами.

С четырех сторон храм окружает галерея, характерная для всех строений патриарха Никона. Галерея имеет крыльцо, а с северной и южной стороны находятся две двухэтажные палатки с крестами. Своды храма поддерживают шесть больших столбов. Раньше в алтаре были хоры, выполненные из дерева, но они не сохранились до нашего времени. Сейчас хоры в храме каменные, расположенные над дверью у входа.
Церковь украшают фрески XIX века, восстановленные мастерами-реставраторами предприятия «Китеж».

У входа в церковь можно увидеть сюжет, рассказывающий о том, как Иверская икона попала в святую обитель, а также явление нетленных мощей святого Иакова.
Престол (XVII в.) установлен на каменные столбы, к нему же примыкает ступень из камня. Престол украшен чеканкой, а над ним расположена резная сень.
На горнем месте изображен Спаситель, восседающий на престоле. Ему предстоят пророк Иоанн Предтеча и Пресвятая Богородица. По двум сторонам этого образа находятся двенадцать апостолов.

Валдай, монастырь Иверский: Богоявленская церковь с трапезной

Предположительно это грандиозное строение с трапезной было построено в 1669 году. Его скромное убранство выгодно оттеняет строгий храмовый фасад. Нижние окна обрамляют тонкие колонки и маленькие упрощенные кокошники.

Здание трапезной состоит из двух этажей. На первом (полуподвальном) этаже находились хранилища, а на втором располагалась просторная трапезная, подсобные помещения и кухня.

Трапезная - это одностолпная палата, которую перекрывает свод с распалубками над окнами и дверными проемами. Арочные проходы соединяют ее с церковью Богоявления. Она находится на восточной стороне трапезной. Это двусветный кубический одноглавый храм с двухъярусной граненой апсидой.

Колокольня

Вдоль южной стены обители протянулся живописный комплекс строений, который состоит из двух корпусов - наместнического и настоятельского. Между ними расположилась монастырская колокольня.

Эта шатровое строение было построено в XVII веке. Значительно позднее к ней были пристроены корпуса. После страшного пожара 1825 года внешний вид колокольни изменился: шатер разобрали, а вместо него появился купол со шпилем. После недавно проведенной реставрации колокольня приобрела свой первоначальный вид.

Церковь Филиппа Митрополита

Это надвратная церковь, которая была возведена в 1874 году на месте старинного храма. Церковь представляет собой четверик, имеющий скошенные углы и симметричные приделы, фасады со щипцовыми завершениями и большую главу, установленную на граненом барабане.

В композиции этого храма и его декоративном оформлении просматриваются черты и эклектики.

Икона Божьей Матери

Сотни паломников ежегодно приезжают в Иверский монастырь (Валдай). Икона Иверской Божьей Матери - главная святыня обители. Святой лик является точной копией Иверской иконы, которая находится в Афонском монастыре, в Греции. Он совершенно не отличался от оригинала. Ее доставили в монастырь иноки Корнилий и Никифор. Икона поражала своим роскошным убранством. Стоимость украшений в те времена оценивалась в 44 тысячи рублей серебром. Святой Патриарх Никон наложил запрет для иконописцев на создание с нее копии и списки.

Послушники монастыря утверждают, что неоднократно становились свидетелями чудес, которые являла эта икона (исцеление от болезней, предотвращение катастроф). Во время страшной эпидемии холеры (1848 г.) икона защитила обитателей монастыря от смертоносной болезни. С тех пор ежегодно 28 июля совершается крестный ход. Божьей Матери молятся об утешении в горе, решении проблем, богатом урожае, об исцелении. Каждый человек может обратиться к ней, не только посетив Валдай, но и у себя дома. Валдайская Божья Матерь поможет всем, кто живет с Богом в своем сердце и верит в его великую силу.

Иверский монастырь в наши дни

С каждым годом все больше паломников, как, впрочем, и обычных туристов посещают Валдай (монастырь Иверский). Гостей восхищает великолепно ухоженная территория. На подъезде для гостей предусмотрена парковка, которая в выходные дни с трудом вмещает всех желающих посетить святую обитель.

Для посещений монастырь открыт ежедневно, с 6.00 до 21.00. Для туристов (и паломников) сотрудники проводят ознакомительные экскурсии. В монастыре их размещают в гостином корпусе (с питанием и ночевкой), правда, эти вопросы следует предварительно согласовывать с Паломническим центром.

Как добраться?

Многие туристы хотели бы сегодня посетить Иверский монастырь (Валдай). Как добраться туда? Об этом мы расскажем ниже.

Монастырь расположен на Сельвицком острове, до которого можно доехать на рейсовом теплоходе «Заря» или на специальном экскурсионном катере.
Кроме того, на остров можно добраться на автомобиле, переехав через мост, расположенный неподалеку от поселка Боровичи.

Врамках XIVЗнаменских образовательных чтений – регионального этапа XXVМеждународных Рождественских образовательных чтений «1917 – 2017: уроки столетия» , на секции «Церковь во взаимодействии с правоохранительными органами», проходившей 22 ноября 2016 года в воскресной школе храма св. кн. Александра Невского Великого Новгорода, Константин Владимирович Зилинский, представитель Комиссии по канонизации пострадавших за веру в XXвеке священнослужителей и мирян Новгородской епархии, выступил с сообщением:

Большевики, пришедшие в 1917 г. к власти, не скрывали, что их целью является не просто социальное переустройство общества, а полное изменение сознания человека, воспитание нового человека, человека, «свободного» от каких-либо, как тогда говорили, «религиозных предрассудков».

Уже в одном из первых советских декретов - в «Декрете о земле», принятом на второй день Советской власти, были предусмотрены масштабные антицерковные мероприятия. Была провозглашена национализация всех земель: наряду с помещичьими, удельными, земель монастырских и церковных со всем «живым и мёртвым инвентарем», усадебными постройками и всеми принадлежностями. То есть, уже на второй день Советской власти всё церковное имущество одним росчерком пера было отобрано у Церкви: первоначально, правда, лишь на бумаге, а с января 1918 года и в действительности.

Как это происходило на Новгородской земле, в частности в Боровичском и Валдайском уездах, дают отчеты благочинных в 1917 – 1918 гг.

«…Мародерство, захват земли чужого и даже грабежи – теперь обычное явление. Свои погромные действия они оправдывают «данным» им правом, но в то же время и задумываются над этим правом: «Не пришлось бы нам отвечать потом за это», - нередко поговаривают они. Отсюда ложь и лицемерие стали заурядным явлением…» (из отчета 1917 г. священника Феодора Кондратова, благочинного 2-го округа Боровичского уезда).

«…В последнее время состояние благочестия изменилось к худшему. Возвращающиеся с войны солдаты, будучи поколеблены в своей вере разными отщепенцами, оказывают дурное влияние на остальное население…» (из отчета 1917 г. благочинного 5-го округа Боровичского уезда священника Тихвинской церкви с. Любони Василия Краснопевкова).

Священник Михаил Зимнев, благочинный 1-го Валдайского уезда, в отчете за 1918 г. сообщает: «…Положение причтов тяжелое. Дороговизна жизни, материальные лишения. Многие причты испытывали крайнюю нужду в хлебе и голодали. Плюс нравственные испытания. Вера православная подверглась гонению, и служители православной веры – пастыри церкви начали преследоваться. Клевета, глумление, устная и печатная брань стали раздаваться по адресу пастырей… Многие пастыри были арестованы, иные томятся в тюрьмах, а некоторые и расстреляны. Священник Введенской церкви неведомо за что с 23 августа находится в тюрьме. Священник Боровенской церкви Сергей Михайловский был обвинен в возбуждении народа против советской власти и едва судом не был приговорен к расстрелу… Многие псаломщики округа оставили свои места вследствие тяжелых материальных и нравственных условий жизни. Псаломщик Зимогорской церкви Иван Романовский умер от постоянного недоедания…» Но священники продолжают нести свои пастырские обязанности, «дороже и выше всего почитающие за честь самое служение свое по любви к ближним для спасения их».

Одним из самых ярких исповедников Веры Христовой на Новгородской земле был, без всякого сомнения, Епископ Валдайский Иосиф, благочинный монастырей, последний настоятель Валдайского Иверского монастыря. Его рапорты в Новгородскую Духовную Консисторию воссоздают картину революционных событий первых лет советской власти.

26 февраля (это спустя 4 месяца после Октябрьской революции) епископ Иосиф сообщает:

«Имею честь донести Консистории, что крестьяне съ разрешения Волостныхъ Земельныхъ Комитетовъ уже начали рубить лесъ въ монастырскихъ дачахъ Короцкого, Успенского и Боровичского монастырей, а рыбныя ловли въ принадлежащемъ Иверскому монастырю Ужинскомъ озере сданы Комитетомъ въ аренду помимо монастыря, никакихъ монастырскихъ протестовъ не принимаетъ».

А через несколько дней, 1 марта 1918 г., подробно описывает то, что происходило в г. Боровичи:

«Вследствiе Указовъ Консисторiи от 12 и 23 февраля сего года за №№ 1454 и 1971 имею честь донести, что мною и Настоятелем Боровичскаго Св. Духова Монастыря своевременно было сообщено о томъ, что комиссары г. Боровичи 19 января собираются въ монастыре описывать все имущество монастыря и церкви, что народъ учинилъ надъ ними насилие и избилъ ихъ. Это избиение комиссаровъ и послужило поводомъ къ тому, что Советъ Рабочiхъ и Солдатскiхъ депутатовъ г. Боровичи посадилъ въ тюрьму двух иеромонаховъ и монаха по одному только подозрению, что они будто бы возбудили народъ; и Настоятеля держали несколько дней под домашнимъ арестом. Но этот Советъ уже раньше постановилъ закрыть все монастыри и церкви въ Боровичском уезде. Народу это было известно и посему, когда все комиссары съ милицией пришли описывать монастырь, то народъ, вероятно думая, что они пришли закрывать монастырь, самовольно сбил замки у колокольни, зазвонил в набат и избилъ комиссаровъ. Этим поступком несвоевременным народъ помощи монастырю не оказалъ и причинилъ только одно бедствие. Большевики озлились и приказали монашествующимъ и послушникамъ приискивать себе занятия и места и очистить монастырь к 23 февраля. Три иеродиакона на основании такого указания уже ушли из монастыря приискивать себе другое место, послушники тоже ушли. Объ освобождении изъ тюрьмы иеромонаховъ были возбуждаемы ходатайства, но большевики и самихъ ходатаевъ посадили въ тюрьму. Много посажено и гражданъ. Теперь один иеромонахъ - казначей Вениаминъ выпущенъ изъ тюрьмы, но ему большевики запретили служить и запечатали его келью без всякой причины, просто по своему произволу. Иеромонахъ Мисаилъ все еще находится въ тюрьме. Въ настоящее время въ монастыре служит только один ризничий иеромонахъ Павелъ, настоятель плохо здоровъ, иеродиаконъ Иоасафъ тоже отказывается служить по болезни, а монахъ Анатолiй, тоже недавно выпущенный изъ тюрьмы и пономарить, и читаетъ, и поетъ въ церкви. Хлебъ и картофель отобраны отъ монастыря и наступилъ полный голодъ. Доходовъ почти нетъ никакихъ, так какъ богомольцы боятся ходить въ монастырь, опасаясь попасть въ тюрьму. Нотариальные документы отобраны большевиками и арендаторы аренды не платят. Хотя 23 февраля и прошло, но до сих пор большевики ничего не предприняли по отношению къ монастырю и положение монастыря остается пока неопределенным. Так как такая же участь ожидает и Железковскую пустынь, то прошу Консисторию указать, куда бы поместить братию пустыни, в случае, если и имъ придется оставить пустынь. Въ настоящее время изъ Валдая въ Боровичи по жел. дороге не пускаютъ, и билеты не даютъ, а на лошади ездить весьма трудно и опасно; а весною, за отсутствиемъ мостовъ и совсемъ не проехать въ Боровичи, так что мне нет возможности часто ездить въ Боровичи и приезжать туда, когда немедленно требуютъ исключительные обстоятельства».

Благочинный монастырей, Иверского монастыря

Настоятель Архимандритъ Jосифъ

17 июля 1918 г. братия Иверского монастыря отправила епископу рапорт, полученный им 20 июля:

«Имеем честь смиреннейше донести Вашему Преосвященству, что 2 (15) июля в четыре часа утра в обитель нашу прибыла советская власть для реквизиции хлеба. Взяв хлеб, они пригласили о. настоятеля сопровождать хлеб в г. Валдай по озеру на лодке, и близ берега у г. Валдая гражданами была открыта оружейная стрельба, во время которой о. настоятель ранен пулей в левый бок, ниже сердца. Положение больного признано врачами серьезным, и находится он в настоящее время в больнице в г. Валдае».

Весьма важно свидетельство известного русского журналиста М.О. Меньшикова (1859-1918), жившего в этот период в Валдае. 16 июля 1918 г. он делает запись в дневнике:

«Вчера в Валдае вспыхнул народный бунт, который к вечеру уже был погашен. Красноармейцы, выписанные из Демянска, решили-таки отобрать у монастыря его запас хлеба. Приехали ночью с пулеметами, начали разбивать ворота, обстреливать колокольню, предполагая, что звонарь звонит наверху (а он дергал веревкой в малый колокол снизу). Когда послышались выстрелы, приозерное население проснулось, бросилось на выручку. Не столько валдайцы, сколько, кажется, усердствовали зимогоры и мужики из ближайших деревень. (Правда, расстреля ют за организацию восстания совершенно не имевших к этому отношения публициста М.О. Меньшикова, генерала В.А. Косаговского, а также бывшего среди восставших купеческого сына Н. Савина. ) Разграбили склады оружия, никем, правда, не охраняемые... Уже поздно днем, около 3, когда я шел с почты..., я видел банды человек по 15, по 20, несшие ружья (кто по два, кто три) со штыками и без штыков, старые, заржавленные, поломанные, очевидно, не годящиеся к употреблению, и при этом общее было сетование, что патронов нет. Эх, Росея! Курьезнее этого «восстания» и вообразить трудно, но дело осложнилось кровавым случаем. Народ принудил красноармейцев вернуть 48 п. хлеба в монастырь, но, когда те ехали на лодке и везли архимандрита, чтобы, прикрываясь им, благополучно выкрутиться из беды (велели ему встать на лодке: в тебя, мол, архимандрита, стрелять не станут), с берега защитники монастыря бацнули из пулемета, и бедный о. Иосиф был тяжело ранен в бок. Едва ли выживет... Вечером прибыли уже латыши в качестве усмирителей, сегодня объявлено военное положение, будут обыски, поиски похищенного оружия и расстрелы...».

В тот же день в письме к О.А. Фрибес М.О. Меньшиков пишет о кровавых событиях в Валдае и «маленьком народном восстании в простонародном стиле», сообщая не мало подробностей этого дня. Относительно архимандрита Иосифа в числе прочего замечает, что во время перестрелки ему разбило три ребра и легкое.

Попытки реквизиции хлеба у монастыря были и ранее. Накануне рокового восстания тысячная толпа баб и мужиков отстояла монастырский хлеб, которым кормилась вся округа. Монастырь давал хлеб всем нуждающимся. В том числе и семья М.О. Меньшикова спасалась от голода монастырским кормлением. Публицист замечает, что архимандрит мечтал подкормить народ до 25 июля, если не реквизируют остатки хлеба. Отец Иосиф говорил, что хлеб народный, крестьяне его пожертвовали монастырю с условием, чтобы он кормил богомольцев. Настоятель так и поступал. (Вспомним приведенное выше сообщение Архимандрита Иосифа о голоде в монастыре - Сост.)

В письме О.А. Фрибес от 17 июля 1918 г. М.О. Меньшиков в дополнение к предыдущему посланию сообщает, что архимандрит, которого он навещал в больнице, жив и даже есть надежда на его выздоровление, если не будет перикардита. И далее продолжает: «Если выздоровеет, то вы обязаны приехать в Валдай и навестить этого праведного монаха, который чуть было не сделался мучеником за народ и церковь».

Весьма характерна приписка, сделанная М.О. Меньшиковым к предыдущему письму, адресованному О.А. Фрибес: «В народе уже говорят, что архимандрита ранили не из пулемета, а большевик (находившийся с ним в лодке) бацнул ему в бок из револьвера. Жалеют очень».

Люди жалели его и как любимого пастыря, и как страстотерпца, именно «мученика за народ и церковь». Правда, при этом к биографии отца Иосифа прибавляется элемент легендарности. Уже при его жизни начали рождаться многовариантные народные предания о событиях 15 июля 1918 г. и о роли в них иверского архимандрита.

С течением времени, когда уже не оставалось непосредственных очевидцев случившегося, варианты легенд становились все фантастичнее и противоречивее. Так, по одной версии архимандрит был арестован, в лодке отправлен в Валдай, ранен и выброшен (?) большевиками в воду Валдайского озера. По другой – он был ранен камнями (?) во время крестного хода и отправлен в больницу.

Особый интерес представляет собой точка зрения людей, своими глазами видевших происходившее в тот день в Валдае.

Сохранились воспоминания об этом событии военного комиссара по хозяйственной части П.И. Сергеева, принимавшего участие в реквизиции хлеба у монастыря 15 июля. Он пишет о том, что монастырь выдавал жителям ежедневно по 1-2 килограмма хлеба. Уисполком, узнав про это, решил «прекратить кусочничество» и изъял хлеб в пользу государства. Но враги революции, как пишет П.И. Сергеев, распустили слух о том, что грабят монастырь. Когда лодки отчалили от монастырского берега, продразверстники заметили на валдайском берегу собравшийся по колокольному набату народ и подумали, что это их торжественно встречают. В знак приветствия дали ружейный залп вверх. В ответ с валдайского берега застрочил пулемет, при этом архимандрит, по словам П.И. Сергеева, был легко ранен. Лодки с зерном повернули обратно в монастырь. П.И. Сергеев вызвал войска. Прибывшие латыши подавили восстание. (Дальность стрельбы из пулемета системы «Максим» образца 1910 года, находившемся на вооружении Российской Императорской армии в годы Первой мировой войны, составляла 2700 метров согласно его тактико - технических характеристик. От валдайского до монастырского берега, если допускать, что стрелявший был у уреза воды а не далее, расстояние больше, поэтому стрельба из пулемета с валдайского берега не могла причинить никакого вреда находившимся в лодке красноармейцам, по этой причине и не говорится ничего о раненых или убитых красноармейцах из лодки. Поэтому Владыка мог быть ранен только одиночным выстрелом кем - то из тех, кто находился в лодке вместе с ним. - Составитель).

Естественно, что в то время никто не проводил никаких следственных действий по этим фактам.

В 1919 году на территории монастыря началось обустройство так называемого Никоновского музея. В это время по всей стране проводилась кампания по вскрытию мощей Святых Угодников Божиих. Не миновала эта горькая участь и Валдайский Иверский монастырь.

С именем епископа Иосифа связана одна из самых трагических и до конца не изученных страниц в истории Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, а именно: таинственное исчезновение мощей святого праведного Иакова Боровичского чудотворца.

Условия существования монахов хорошо видны из рапорта Настоятеля Валдайского Иверского монастыря Архимандрита Иосифа Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Арсению, Митрополиту Новгородскому и Старорусскому Арсению /Стадницкому/ от 1 февраля 1919 года.

« ...При монастыре устраивается музей церковной старины и искусства из монастырских вещей, хранителем которого назначен пока временно я. Но из отношений Советской власти к монашествующим видно, что положение Иверского монастыря и монашествующих в будущем - критическое, если не сохранит и не заступит Сама Царица Небесная...»

Через тринадцать дней после этого Архимандрит Иосиф пишет приводимый ниже рапорт.

« Его Преосвященству Преосвященнейшему Алексию, Епископу

Тихвинскому Настоятеля Валдайского Иверского монастыря

Почтительнейший рапорт

Осмеливаюсь почтительнейше донести Вашему Преосвященству, что в Иверском монастыре, как мне частным образом стало известно, в скором времени прибудут представители Валдайской Советской власти, чтобы освидетельствовать св. мощи Иакова Праведного. Св. мощи Святейшим Патриархом Никоном завернуты в белую шелковую китайскую камку и так и хранятся до сих пор, одетые поверх камки в детский стихарь.

Усердно прошу Вашего распоряжения как мне поступить при таком распоряжении светской власти. Мною получено от Новгородского Отдела Народного Образования удостоверение, что все вещи и монументальные памятники, как - то здания и пр., имеющие художественное и историческое значение взяты на учет и охранение Губернским Отделом Народного Образования и никакие иные учеты без ведома сего отдела недопустимы. Может быть, этот документ можно будет предъявить, когда прибудут члены осматривать св. мощи.

Вашего Преосвященства нижайший послушник Архимандрит Иосиф

Февраля 14/27 дня 1919 года № 37»

Приведенный выше документ очень хорошо показывает, что Архимандрит Иосиф в тяжелейших условиях выполнил правило, изложенное в Номоканоне о главенстве церковной власти над светской. Вот что гласил пункт 2 Определения Священного Собора Православной Российской Церкви « О мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни» от 6 (19) апреля 1918 года.

«2. Священнослужители, противящиеся своему епархиальному Епископу, находящемуся в каноническом единении с высшей церковной властью, и обращающиеся при сем к суду гражданской власти, или в своих пререканиях с начальствующими в церковной иерархии лицами по делам церковным обращающиеся за помощью к гражданской власти, запрещаются въ священнослужении, с преданием церковному суду, и засимъ, в случае нераскаяния в вышеозначенных деяниях, извергаются из сана. (Ап. 55 IV Вс. 8;9 VI Вс. 34 Карф. 12;29).» (Собрание Определений и Постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 - 1918 Москва 1994. Стр. 119 - 120).

Через несколько дней было произведено освидетельствование мощей Святого Праведного Иакова Боровичского с целью устранения поводов для глумлений.

« Акт

1919 года 9 марта/ 24 февраля. Мы, нижеподписавшиеся: Настоятель Валдайского Иверского монастыря Архимандрит Иосиф, настоятель Валдайского Троицкого собора Михаил Никольский, наместник монастыря иеромонах Аркадий, казначей онаго иеромонах Серапион, иеромонах Иона и (неразборчиво - К.З.) монах Вениамин согласно резолюции Его Преосвященства от 18 февр. сего 1919 года за № 434 производили осмотр мощей Иакова Праведного Боровичского Чудотворца и нашли: мощи, почивающие в серебряной раке, облачены в белый атласный стихарь, а (неразборчиво - К.З.) зашиты в белую щелковую камку. По вскрытии камки оказались лежащие кости человека отрока, обложенные ватою, причем на черепе ясно сохранилась засохшая кожа и оба уха, носа и глаз нет. Одна рука, от которой, видимо, взята часть и четыре пальца, имеет один палец, который как равно и вся кисть покрыты засохшею кожею, другая рука сохранила все пять пальцев, сложенных для (неразборчиво - К.З.) благословения, пальцы, кисть и часть руки от локтя до кисти покрыты засохшими телом и кожею, а на пальцах ясно сохранились ногти, прочия кости расположены в том порядке, в каком оне размещаются в человеческом теле, нет только ступней на обоих ногах.

Валдайского Иверского монастыря Настоятель Архимандрит Jосифъ

Настоятель Валдайского Собора Протоиерей Михаил Никольский

Наместникъ Иеромонахъ Аркадий

Казначей Иеромонахъ Серапионъ

Иеромонахъ Иона

Монах Вениамин»

29 октября 1926 г. вышло в свет секретное Постановление Новгородского губадминотдела за № 1045 следующего содержания:

«Губадминотдел сообщает, что согласно постановления Новгородского губисполкома от 3 апреля 1919 года произведено вскрытие мощей, находящихся в Софийском соборе г. Новгорода и в некоторых пунктах Новгородской губернии, как то: Бологое, Валдай […].

Губадминотдел считает необходимым на основании циркуляра НКЮ от 25 августа 1920 года, находящиеся до сего времени мощи в зданиях культов Новгородской губернии перенести в местные музеи: по гор. Новгороду – в музей церковных древностей, а в остальных пунктах – в Исторические музеи при изъявлении желания на это со стороны трудовых масс».

Об отношении Святейшего Патриарха Тихона к изъятию церковных ценностей в тот период говорит следующий документ:

« Хвалим и лобызаем Архимандрита Никодима, настоятеля Юрьева монастыря Новгорода, боговдохновенно отдавшего от монастыря ценности на многие миллионы рублей на священную войну против тевтонов (немцев).

Мы с гневом отвергаем и караем отлучением от Церкви даже добровольное пожертвование священных риз и чаш: важно не что давать, а кому давать. Читая строки послания Нашего, указуйте о сем своей пастве на собраниях, на которых вы можете и должны бороться против изъятия ценностей. Мы разрешаем отдавать только лом и подвески с образов...»

Следующим испытанием для Владыки Иосифа стало изъятие церковных ценностей в связи с голодом в Поволжье.

« Протокол

Собрания Комиссии по изъятию ценностей из церквей в помощь Поволжью в составе предс. К.Д. Митропольского, П.И. Красавина и М.П.Никольского, в присутствии сотрудн. Петрогр. муз. отд., завед. Никон. музеем Д.Д.Франц, с представителями братии Иверского монастыря во главе с Епископом Валдайским Иосифом с Советом коллектива верующих Иверского монастыря (т.Булышкин (д.Шуя), Ив. Иванов, Ал. Петров (Долг. Бороды)).

Осмотрев все церковные здания Иверского монастыря с их ценностями, а также и помещающийся в Иверском монастыре Никоновский музей с целью изъятия драгоценностей в пользу Поволжья нашли - все вещи, находящиеся в музее, неподлежащими изъятию согласно Инструкции ВЦИКа от 28/III - 22 г как предметы, имеющие историческое и высокохудожественное значение.

Согласно инструкции для представителей отдела музеев Главнауки и его органов на местах, действующих на основании декрета о ликвидации церковного имущества от 2/I- 22 г, опубликованных в Известиях ВЦИК от 6/I- 22 г за № 5/1444 по $2 “Безусловно недопустима ликвидация ценностей, имеющих древность, кончая 1725 г» и $4 “ Древние храмы со своими внутренними декоративными убранствами, старинными иконостасами, киотами, лампадами, паникадилами и т. п. предметами, составляющими в общем ансамбль художественно исторического значения должны оставаться неприкосновенными. В этих случаях никакие отдельные изъятия музейных предметов недопустимы. Собрание признало, что церкви Иверского монастыря в их целом представляют собой высокохудожественные и исторические памятники семнадцатого столетия (1600 - 1700 г.) ввиду чего на точном основании вышеупомянутых $$ инструкций никакие изъятия ценностей, нарушающие общий художественный исторический ансамбль этого памятника не могут быть произведены.» То есть Владыка Иосиф и братия монастыря в невероятно трудных условиях старались действовать согласно законам, не противоречащим канонам Церкви. Митрополит Новгородский и Старорусский Арсений в это время был уже выслан за пределы Епархии и связаться с ним не представлялось возможным.

Епископ Иосиф активно противостоял обновленчеству.

24 мая 1924 года по поручению Преосвященного Серафима, Епископа Крестецкого, временно управляющего Новгородской Епархией, был сделан доклад на имя Святейшего Патриарха Тихона о положении дел в Новгородской Епархии, в котором было сказано (Канцелярия Патриарха Тихона 218/ 310 - 311): «...Преосвященный Иосиф, Епископ Валдайский - дела обстоят на редкость хорошо. Там в уезде вообще не было обновленцев, кроме протоиерея Зимнева, очень скоро устрашенного народным гневом и теперь ничем себя не проявляющего...»

До самой последней минуты земной жизни, Владыка стойко нес свое архипастырское служение на Валдайской земле.

Отходил ко Господу отец Иосиф в доме П.Ф. Вахрушева на Образцовой горе в Валдае, где прожил последние годы жизни. Из окна его комнаты открывался, наверное, самый красивый вид на Валдайское озеро и Иверский монастырь.

4 декабря 1930 г. Его Высокопреосвященство епископ Иосиф в Валдае отправлял богослужение в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Через десять дней, 14 декабря 1930 г., он блаженно преставился. Имея истинно христианское смирение и скромность, он завещал похоронить себя как простого монаха. На могиле епископа Иосифа у храма Петра и Павла в городе Валдае были написаны слова Михаила Осиповича Меньшикова (1859-1918): «Вера в Бога есть уверенность в высшем благе. Потеря этой веры есть величайшее из несчастий, какое может постигнуть народ».

Здесь уместно сказать несколько слов о месте рождения Владыки Иосифа.

Будущий Епископ Валдайский Иосиф (Иоанн Васильевич Николаевский) родился в 1862 году в семье священника Храма Воскресения Христова Василия Петровича Николаевского, расположенного в имении Г.Р. Державина селе Званка Новгородского уезда Новгородской губернии, нынешнего Чудовского района Новгородской области. На место рождения Владыки указывает приводимая в тексте запись из протокола о лишении его избирательных прав в 1925 - м году. Мама его, Анна Андреева, лишившись родителей, была на воспитании у своего старшего брата, пономаря той же церкви Ивана Андреева. Иоанн был третьим ребенком. У него были две сестры Анна и Мария. Вот какие сведения о родителях, дедушке, сестрах и дате рождения записаны в «Ведомости Званской церкви за 1864 год». « … Священникъ Василий Петровъ Николаевский Диаконский сынъ по окончании курса наукъ въ 1847 году изъ Новгородской Духовной Семинарии былъ уволенъ съ Аттестатом IIразряда 1851 года Июля 7 дня Преосвященнымъ Антониемъ Епископомъ Старорусскимъ и кавалеромъ, произведенъ къ сей церкви Воскресения Христова на настоящее место Августа 31 дня за усердную службу и весьма хорошее поведение дозволено Его Высокопреосвященствомъ при священнослужении употреблять набедреникъ. Грамоту и свидетельство на награду имеетъ - 39 летъ. Жена его Анна Андреева - 29 летъ. Дети ихъ: Анна - 9 летъ Марья - 6 летъ Иоаннъ - 1 ½ летъ. Обязанности свои смеетъ знать хорошо. Поведения очень хорошего. Пономарю зять. Судим и штрафован не былъ.»

26 июля 2015 года останки Епископа Валдайского Иосифа по благословению Митрополита Новгородского и Старорусского Льва были торжественно, при большом стечении народа, перезахоронены перед алтарем Иверского собора Валдайского Иверского Святоозерского монастыря.

По окончании литургии была совершена панихида перед ковчегом с прахом приснопоминаемого епископа Иосифа, после чего под пение заупокойного трисвятого его перенесли на монастырское кладбище, где предали земле.

По окончании заупокойной литии на монастырском кладбище Митрополит Лев обратился в Иверском соборе к молящимся с архипастырским словом.

Владыка разъяснил значение прочитанного за богослужением отрывка из первого послания святого апостола Павла Коринфянам, посвящённое теме разделения в Церкви (1 Кор 1:10–18). Апостол призывал верующих к единству и единомыслию, напоминая, что Христос не разделился Сам в Себе, и все крестились в Его имя, войдя сквозь двери крещальной купели в лоно единой Церкви. Сам Господь заповедал ученикам хранить единство, когда предупредил: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то» (Мар 3:24).

Так было во времена апостольские, так совершается и сегодня. Когда происходят разделения, то великая печаль посещает людей, что подтвердила история нашего Отечества в XXвеке. Верующие же люди помнят, что разделение в Церкви - грех, который, по слову святителя Иоанна Златоуста, не очищается даже кровью мученичества и разрывает несотканный хитон Христов.

Владыка Лев отметил христианский подвиг наместника Валдайского монастыря, епископа Валдайского Иосифа, который пострадал за веру и до последних минут жизни остался верен Христу и своему пастырскому долгу.

Особую прелесть Валдаю придает расположенный недалеко на острове Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь.

Как добраться до монастыря

Между Валдаем и островом курсирует (курсировал, с 2016 года теплоход не ходит) теплоходик «Заря», расписание и стоимость .

На такси. Номера служб такси можно . Примерная стоимость поездки Валдай - Монастырь 200-300 рублей (лето 2016г).

Зимой пешком по льду через озеро. Хорошая натоптанная тропа, солнце, свежий воздух. Расстояние примерно 3 километра.

Иверский монастырь был основан Новгородским митрополитом Никоном в 1653 году. Первой каменной постройкой монастыря стал Успенский собор (1656 г.), сохранившийся до наших дней. Его высота - 43 метра. Периметр монастыря (по стенам) - 1050 метров, площадь (в пределах стен) - 5,7 га. С 1991 года монастырь вновь стал действующим.

История монастыря

Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.

Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый - во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия. При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».

В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.

В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий - брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.

В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».

К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.

В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.

Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Восстановление и новейшая история

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

5 мая 1997 года указом архиепископа Льва наместником монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). В июне 2002 года он был заменён, а 25 ноября 2007 года указом патриарха Алексия II Ефрем восстановлен в должности.

Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х - 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района - Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В. В. Путин.

В апреле 2008 года было сообщено о принятом решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“». Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.

19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

В монастырь можно проехать на экскурсионном или рейсовом катере, а также на машине. Для этого надо проехать вокруг Валдая до поворота на Боровичи, проехать туда около километра, и затем свернуть на небольшую местную дорогу влево, которая через километр выведет Вас к мосту на остров Рябиновый, и далее - до монастыря. Кстати, от монастыря можно перейти вброд через неглубокий пролив на соседний остров - Муравьиный. На нем вы увидите огромные вековые сосны, а также небольшое внутреннее Глухое озеро.

Созданный патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности России в наследии византийской духовной культуры. Богатейшая и известнейшая из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом, где зарождались и развивались ремесла.

Сейчас в монастыре восстанавливается монашеская жизнь. Ежедневно над белоснежным «кораблем» с золотыми луковками церквей, окруженным водами озера, разносится чудный валдайский звон, приглашая паломников вознести общую молитву к Богу и поклониться святыням обители.

Основные вехи строительства: русский прототип греческого Иверона

Идея возведения православного монастыря, который бы являлся своеобразной копией Иверской обители на Афоне, пришла Никону в голову сразу же после восхождения на патриарший престол. По утверждению патриарха, во время поездки на Соловки, ему явилось божественное видение, которое указало на Валдайское озеро, как на будущее место расположения монастыря.

Средства на строительство были выделены из государственной казны, а летом 1653 года на Валдайском озере был заложен первый камень в основу будущей обители. К осени на Сельвицком острове выросли две деревянные церкви, а через год стройку посетил сам патриарх. Согласно легенде, здесь Никону во второй раз явилось божественное видение, представлявшее собой огненный столб. После этого события патриарх решил освятить Валдайское озеро, положив на его дно Евангелие и крест.

В 1655 году обитель заселила братия Оршанского мужского монастыря, принесшая с собой традиции печатного и переплетного дела. А почти через 12 месяцев было возведено последнее здание Валдайского Иверского монастыря – главный храм обители, Успенский собор.

История Валдайского Иверского монастыря: от XVIII века до наших дней

С начала XVIII века Иверский монастырь в Валдае постепенно терял собственную значимость, и уже в 1712 году обитель объединили с только начинающей строиться Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой.

В 1764 году, с целью увеличения поступления доходов в государственную казну, Екатерина II подписала Манифест о секуляризации. Согласно этому документу, земельные наделы православных церквей и монастырей было изъяты, а 20 монастырей, в число которых вошел и Иверский, были полностью сняты с государственного обеспечения. Однако, несмотря на официальное упразднение, жизнь в Валдайской обители все еще теплилась.

Настоящие испытания ждали монастырь после Великой Октябрьской революции. С приходом к власти большевиков здешним обитателям пришлось делить и без того скудные запасы с бесконечными продотрядами. В 1919 г. монастырь был объявлен трудовой артелью. Около 200 га угодий обители обрабатывались монахами и послушниками, которые в официальных документах числились как работники артели. В 1927 году комиссия из комиссариата земледелия решила, что монастырские труженики уделяют слишком большое внимание богослужению, в результате чего артель полностью ликвидировали. Под шумок и неразбериху комиссары вывезли из обители образ Иверской Божьей матери – главную святыню монастырского храма. Теперь ее место занимает копия священного образа, сделанная в середине XIX века.

Вплоть до 1991 года помещения Валдайского Иверского монастыря занимали организации самого разного профиля. Размещались здесь и историко-краеведческие музеи, и мастерские. Одно время на территории обители действовал дом инвалидов, который сменила спецшкола для детей с туберкулезом, а затем турбаза.

В 90-е Валдайский Иверский монастырь был вновь возвращен Новгородской епархии. Практически все его постройки пришли к тому времени в откровенно плачевное состояние, поэтому обители предстояла грандиозная реставрация. В ходе последнего этапа реконструкционно-восстановительных работ Успенский собор обзавелся золочеными куполами, а его стены вновь покрыла изящная фресочная роспись.

Сегодня среди восстановленных зданий Валдайского Иверского монастыря наиболее оригинальными и интересными с исторической точки зрения являются:

  • Успенский собор;
  • надвратный храм Филиппа митрополита Московского
  • надвратный храм Архистратига Божьего Михаила;
  • Богоявленская церковь с трапезной;
  • церковь Иакова Боровичского;
  • Наместнический корпус;
  • Шатровая колокольня;
  • Казначейский корпус;
  • Братский корпус;
  • Гостиный, Странноприимный и Конюшенный корпуса;
  • каменная ограда;
  • Николаевская башня;
  • часовня.

Иверский Богородицкий монастырь в Валдае: как попасть и к чему быть готовым

Посещать Валдайский Иверский монастырь можно как в составе паломнических коллективов, так и самостоятельно, например, примкнув одной из туристических групп. Чтобы попасть на территорию обители в качестве паломника, придется предварительно получить благословение на поездку у настоятеля своего храма, либо в епархии, к которой относится ваша церковь. Планировать поездку лучше заранее, так как места в монастырской гостинице бронируются как минимум за месяц до прибытия.

Находясь в стенах монастыря, очень важно понимать специфику данного места, а также по возможности стараться не нарушать строгого внутреннего распорядка. Если вы приняли решение остановиться в гостинице на территории обители, то приготовьтесь соблюдать монастырский режим и не дискредитируйте себя всевозможными опозданиями (к трапезе или церковной службе).

Тщательно отнеситесь к выбору гардероба. Исключите из него джинсы, мини-юбки, шорты, а также блузы с откровенным декольте и прочие нескромные вещи. Женщинам и девушкам следует взять с собой платки или косынки, чтобы прикрыть волосы, поскольку обычно экскурсионную деятельность в монастыре ведут его обитатели (монахи, послушники). Ну а тех, кто все-таки забыл взять с собой подобающую одежду, выручит монастырская лавочка, где можно приобрести скромные платки и юбки.

Что посмотреть и посетить во время экскурсии

На территории Валдайского Иверского монастыря находится несколько действующих храмов, главным из которых является Успенский собор. Сооружение было первой каменной постройкой обители, возведенной в 1656 году на самой высокой части острова. Посещают церковь обычно из-за уникальной фресочной росписи XIX века, частично сохранившейся, а частично восстановленной уже в начале 2000-х. Собор имеет пять позолоченных глав (в общей сложности на покрытие куполов ушло около 3000 золотых пластин) и является ярким представителем храмовой архитектуры, характерной для никонианского периода строительства.

Первым каменным зданием, построенным после Успенского собора, стала Богоявленская церковь, соединенная с трапезной палатой. Над чертежами сооружения трудился зодчий Аверкий Мокеев, который до этого уже успел возвести Успенский собор. Расположившийся на высоком фундаменте просторный и светлый трапезный зал был искусно «влит» в стену Богоявленского храма, образовав оригинальный архитектурный комплекс. Кстати, после развала Советского союза, именно в Богоявленской церкви проходили первые богослужения.

Еще один действующий монастырский храм – церковь Архистратига Божьего Михаила. Сооружение отличается относительно лаконичным видом: одноглавую бесстолпную конструкцию с трех сторон окружают галереи. Во время Великой Отечественной войны в нем был организован военный госпиталь, в итоге большая часть внутреннего убранства и живописи бесследно исчезла, а сами помещения сильно обветшали. Реставрация 2007 года несколько улучшила состояние здания, сделав его если не идеальным, то относительно удовлетворительным.

На фоне остальных храмов Валдайского Иверского монастыря заметно выделяется архитектурный облик церкви Иакова Боровичского. Не совсем обычный вид объясняется тем, что первоначальный храм был разрушен при пожаре 1700 г., и лишь пару лет спустя на месте пожарища выросло новое каменное сооружение. Небольшое квадратное строение с круглой апсидой вместило в себя не только храм, но и трапезную, а также больничные палаты. Со временем здание несколько выросло и обзавелось вторым этажом.

В западном крыле монастырской стены расположилась надвратная церковь Филиппа митрополита Московского. Этот храм первым встречает паломников, поскольку находится прямо над главными воротами обители.

Есть в Иверском монастыре и свой музей, первый этаж которого занимают монастырская лавка и гардеробная. Здесь все желающие могут приобрести духовную литературу, иконы и некоторые изделия, созданные руками монастырских обитателей. Поднимаясь по лестнице, ведущей на второй и третий этажи здания, можно поближе познакомиться с жизнью главного реформатора православной церкви, патриарха Никона, увидеть предметы быта монастырской братии, репродукции икон и фотодокументы.

Те, кто приехал в обитель для того, чтобы укрепиться в вере, могут посетить ежедневные службы, совершить таинство крещения или венчания, заказать заочное отпевание или панихиду. Как и экскурсии, их можно заказать в церковной лавке или по почте вместе с денежным пожертвованием (через интернет заявки на поминание не принимаются).

Богослужения в монастырских храмах проводятся ежедневно с 7:00 до 9:00 и с 18:00 до 20:00. В субботу-воскресенье, а также по праздничным дням – с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 21:00.

Предоставляется посетителям и возможность приложиться к святым мощам. Кстати, в Иверской обители находится 103 фрагмента священных мощей, среди которых частицы камня от Гроба Господня, а также кусочек Древа Животворящего креста.

Как добраться

Иверский монастырь находится в 10 км от города Валдай, который в свою очередь расположился на 386-м километре трассы М10, Москва – Санкт-Петербург. Добраться сюда можно на автобусе, либо поезде Псков – Москва. Из города попасть в обитель можно по воде: ежедневно между валдайской пристанью и островом Сельвицкий курсирует теплоход «Заря-211». Второй, не менее удобный вариант – местное такси, которое по автомобильному мосту перевезет вас на остров Рябиновый, а с него уже по другому мосту – на остров Сельвицкий.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться из аэропорта палермо до центра города
Мантуя в италии Научный театр Бибьена
Чем можно заняться в новом уренгое