Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Гурьев городок. Атырау — отзывы туристов Как лучше добраться

Древняя история города Гурьева.

"История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины"

Марк Туллий Цицерон.

​Величественные города Центральной Азии.

Городок Уйшик (Нижне-Яицкий городок) в 1734 году официально был назван город Гурьев по имени главы семьи Назарьевых. Гурьев всегда играл большую роль в освоении богатств Прикаспийского региона и развитии торговых и дипломатических связей с соседними государствами.
Великий казахский ученый-этнограф, путешественник, фольклорист, исследователь истории и культуры народов Ч.Ч. Валиханов в своем письме И.Н. Березину - русскому историку, востоковеду, профессору, говоря о значении города, пишет, что Гурьев является одним из магистральных торговых путей, соединяющих центр со Средней Азией.
По указу Сената в городе Гурьеве на левом берегу реки Яик в 1744 году открыт меновой двор. Меновая торговля производилась два раза в год - осенью и зимой. Казахи пригоняли скот, привозили кожи, шерсть и другие натуральные продукты, а российские купцы - хлеб, чай, табак, различные ткани.
5 января 1748 года казахи Младшего жуза во главе с Есет-батыром в составе трех тысяч кибиток прибыли в Гурьев с целью организовать торговлю. Несмотря на упорное сопротивление руководства Яицкого войска, казахи вели торговлю до 5 февраля на бухарской (левой) стороне города. Приход большой партии казахов насторожил администрацию губернии.
В апреле 1748 года Астраханская губернская канцелярия категорически запретила пропускать казахов на правую сторону Яика. 25 мая 1752 года охрана рыболовства на реке Яик возложена на яицкое казачье войско, ему же передано право содержания "учугов", за что казаки обязаны были построить две пограничные крепости (Калмыков и Кулагин) и содержать в них по 500 человек.
Гурьевские казаки разобрали учуги и соорудили "учуг" возле города Уральск. В 1753 году город Гурьев, ранее находившийся в ведении Астраханской губернии, передан в состав Оренбургской губернии. Указом царского правительства от 2 сентября 1756 года казахам запрещено переходить на "внутреннюю сторону", т.е. на первый берег реки Яик. Закончен ремонт крепости, восстановлены разрушенные ее стены.
В августе 1769 года в городе Гурьеве побывал известный естествоиспытатель, путешественник, академик Петр Симон Паллас во главе экспедиции Российской Академии наук. Он писал: "...В беляшное время (весной), в период массового хода рыбы, близ учуга ее появилось так много, что он мог развалиться от напора рыбы. ...В городе кроме комендантского дома почти нет ни одного хорошего строения.
Только пороховой магазин каменный... В двух верстах от Гурьева к западу небольшая гипсовая гора... На острове Пешной при Гогольской косе прежде была тюленья ловля". 13 января 1722 года в Гурьеве вспыхнуло восстание казаков, которое длилось почти полгода и после его подавления в городе значительное время было неспокойно.
Вблизи города Гурьева в 1773 году на левом берегу реки Яик побывал Сырым Датов - отважный батыр, превосходный оратор, находчивый, остроумный политик, вдохновитель и организатор национально-освободительного восстания казахов Младшего жуза. В начале января 1774 года казахи - сторонники пугачевского движения, контролировали весь район, прилегающий к Гурьеву.
Царская администрация была обеспокоена сочувствием казахов Пугачеву. Основной причиной участия казахов в крестьянской войне под предводительством Пугачева служило ущемление интересов простого народа в земельном вопросе. В частности, запрещение царским правительством перехода скотоводов на внутреннюю сторону реки Яик.
26 января по приказу Емельяна Пугачева отряд его соратника, атамана Андрея Овчинникова штурмом взял город Гурьев. Тех, кто пытался организовать сопротивление, повесили. В середине февраля атаман Овчинников, взяв с собой всех сочувствующих делу восстания, а также пушки, ядра, 60 пудов пороху, уехал из Гурьева в Яицкий город (Уральск).
2 мая карательный отряд царского правительства, прибывший из Астрахани под командованием подполковника Б.Кандаурова, занял Гурьев. Пугачевцы были вынуждены оставить город. Сейчас место сражения носит имя Кандаурова.
10 января 1775 года Е.Пугачев казнен в Москве. Екатерина II своим указом от 15 января с целью искоренения в народе памяти о крестьянской войне, о ее предводителе Пугачеве, для предания всего случившегося полному забвению переименовала зимовейскую станицу в Потемкинскую, реку Яик - в Урал, Яицкий городок - в Уральск, яицкое войско - в уральское, яицких казаков - в уральских.
Проведена перепись населения местного значения, согласно которой в Гурьеве проживало 2880 человек. В период с 1795 по 1796 годы казахов Младшего жузы постигло стихийное бедствие - жут (из-за суровой зимы и летней засухи произошел массовый падеж скота). В связи с этим многие крестьяне-животноводы переехали в Гурьев, чтобы заниматься рыболовством.
Пагубные последствия жута повлияли на жизнь кочевников и в последующие годы. По данным А. Левшина, в 1815 году близ Гурьева в течение только одного месяца было продано около ста казахских детей. 11 декабря 1798 года по указу царя Гурьев передан в административное подчинение Уральскому казачьему войску. Уральское казачье войско в 1802 году потребовало от правительства отводить им земли на левом берегу реки Урал, но сенат отказал им в этом.
19 мая 1806 года царское правительство издало указ об ограничении территории Букеевской Орды. В связи с этим участился переход казахов на левую сторону Урала, что способствовало росту казахского населения в основном на бухарской стороне г. Гурьева.
В 1810 году Гурьевский воинский гарнизон был упразднен и укрепления срыты. В марте 1832 года из Гурьева вышла экспедиция для исследования восточного побережья Каспийского моря под руководством известного путешественника Г.С. Карелина.
Экспедиция отправилась на четырех двухмачтовых плоскодонных судах вдоль побережья на Мангистау. В августе Г.С. Карелин возвратился в Гурьев. Результаты его работы имели не только огромное хозяйственное военно-политическое значение, но и большое научное. Исследователь бывал в этих краях и раньше. Он был и на службе у хана Букеевской Орды Жангира, с которым 9 ноября 1828 году заключил договор.
Царское правительство запретило кочевым народам ловить рыбу в реке Урал, затем наложен запрет даже кочевать близ реки и вообще возле русских крепостей, в том числе рядом с городом. В 1833 году Гурьеве неоднократно бывал В.И. Даль - автор "Толкового словаря живого великорусского языка". Он наблюдал быт, нравы и обычаи казахов, записывал казахские пословицы и их переводил, хорошо знал казахский язык.
В.И. Даль, по утверждению исследователей его биографии, был известен казахам своей справедливостью и объективным пониманием обостренного положения в степи. Ученый скрупулезно изучал причины восстания Исатая Тайманова.
Будучи чиновником особых поручений, он писал: "Султаны правители состоят под непосредственным ведением пограничной комиссии, подчиненной военному губернатору. Уголовные дела решаются по нашим русским постановлениям, но суд и ряд удаленных от линии родов казахских находятся в руках сильного, а сильный - это богатый...". Владимир Иванович написал повесть о верной любви казаха Бикея к своей соплеменнице.
Писатель любил казахскую степь. "Лето провел в степи, сделал верхом 1500 верст..., где так хорошо, что не расстался бы", - писал он. Исатай Тайманов писал генерал-губернатору Перовскому: "Мы желаем, чтобы наши жалобы были исследованы господином подполковником Далем". В 1833 году А.С. Пушкин осенью выехал из Уральска в Гурьев.
Однако из-за погодных условий и бездорожья, не доходя до Гурьева, вынужден был возвратиться обратно. Александр Сергеевич совершал поездку по местам пугачевского движения. Поэт побывал в казахских аулах, близко познакомился с их жителями, имел фактические материалы, отражающие участие казахов в крестьянской войне. Великий русский поэт записал поэму "Козы-Корпеш - Баян сулу".
Летом 1836 года из Гурьева отправилась экспедиция, возглавляемая Карелиным для исследования восточных и юго-восточных берегов Каспия. Он составил карты заливов, бухт, устьев реки и островов и Индерского озера.
Для прекращения постоянных домогательств уральского казачьего войска на левобережные земли, Азиатский комитет, согласно указу Сената от 21 октября 1837 года, земли по левую сторону Урала оставил в распоряжении царского правительства. И.И. Железнов в 1845 году начал публиковать свои очерки и рассказы "Картины охотного рыболовства", "Василий Струняшев" и другие о тяжелой жизни и трудных условиях труда рыбаков Урала и Каспия.
Писатель родился в Гурьеве. В 1841 году окончил войсковое училище в Уральске и вернулся в родной город, где изучал рыбные промыслы, собирал этнографические и исторические материалы. Он осуждал произвол казачьей верхушки и своенравных атаманов. Книга "Предания о Пугачеве" была запрещена цензурой, а автора преследовали власти.
Не дожив до сорока лет, Иосиф Игнатьевич покончил собой. 14 октября 1850 года в Гурьеве находился украинский поэт Тарас Шевченко, отправленный в ссылку в Мангистау в Новопетровское укрепление (Форт-Шевченко). Последний участок долгого пути через Каспийское море "политический преступник" преодолел под усиленным конвоем на лодке за трое суток.
"В 1850 году, - писал Тарас Шевченко, - когда меня препровождали из Орской крепости в Новопетровское укрепление, в Гурьев-городке я на улице поднял свежую вербовую палку и привез ее в укрепление и на гарнизонном огороде воткнул ее в землю, она действительно ростки пустила, я ну ее поливать, а она расти".
"Шевченко не только наблюдал трудную судьбу казахов, их жизнь, национальный быт кочевников. Он запечатлел степь и ее обитателей как художник-живописец" - писал великий казахский писатель М.О. Ауэзов.
Казахский композитор Курмангазы Сагирбаев с женой Ауес отправился через Гурьев к берегам реки Жем (Эмба) из-за притеснения местных представителей царского самодержавия. Он уехал в эти края, надеясь на покровительство известных казахских батыров Торемурата, Нарынбая и Утена, которые вели борьбу против колониальной политики России.
Надежда гения вполне оправдалась. В 1852 году в Гурьеве поселился Г.С. Карелин и здесь безвыездно 20 лет занимался собранием зоологических коллекций. Собранный им большой материал утрачен в результате сильного пожара в Гурьеве летом 1872 года. Глубоко огорченный потерей стольких трудов, он тяжело заболел и 17 декабря 1872 года скончался.
Похоронен в Гурьеве. 1 мая в город приехал известный писатель, журналист Н.Ф.Савичев и через три дня пароходом отбыл в Новопетровское укрепление, чтобы встретиться с Т.Г. Шевченко. По ходатайству хана Младшего жуза Нуралы царское правительство разрешило в Гурьеве организовать свободную торговлю с 25 октября по 10 ноября 1854 года.
Это вызвало недовольство оренбургских и уральских торговцев из-за отвлечения их потребителей. В Гурьеве, в 1856 году открыто первое учебное заведение - церковно-приходская школа. В Гурьеве открыты юнкерские классы особого назначения и отделение Уральского военного училища в 1857 году. В 1858 году в Гурьеве действует народная школа. На бухарской стороне города построили базар.
С апреля 1860 года по октябрь 1862 года в Гурьеве побывал Н.А. Северцов - основоположник зоогеографии, ботаник, этнограф и путешественник. Им составлена карта отступления Каспийского моря при устьях реки Урал за 1772, 1834, 1862 годы. Исследуя районы Эмбинской дельты, он дошел до самого устья реки Эмбы и обнаружил наличие здесь нефти.
В отличие от ученых того времени, Северцов утверждал, что "в естественно-историческом отношении оба берега Урала одинаковы; он ничего не разграничивает, а просто течет по киргизской (казахской) степи". Николай Алексеевич внес предложения по охране рыбы во время нереста и по улучшению приемов рыболовства, что вызвало бурный протест монополистов рыбного промысла.
"Мои предложения порождают интерес общенародный в отличие от вредящих ему частных", - писал Н.А. Северцов. Его работы "Жизнь красной рыбы в уральских водах", "Звери Приуральского края" были высоко оценены передовыми учеными России. Р.Л. Золотницкая в своей книге "Н.А. Северцов" пишет, что "он приобрел для Академии наук чрезвычайно богатую коллекцию Н.А. Карелина, сохранившуюся в Гурьеве, где она могла погибнуть и обработал ее, состоявшей более чем из 3500 экземпляров зверей и птиц".
В 1863 году в Гурьеве состоялся айтыс (поэтическая импровизация, соревнование) выдающихся казахских народных акынов Мурата Мункенулы и Ораза (Ораз бала). В 1865 году образован Гурьевский уезд, город Гурьев стал центром уезда с населением 10 тысяч человек. В 1866 году увидела свет книга В.Е. Фосса "Гурьев-городок". Он писал: "...Гурьев занимает в длину 1,5 версты и в ширину полверсты...
Сырцовый кирпич делают из земли с песком и даже отчасти с навозом; сырцовые дома малого размера, крыша на них плоская... церковь в Гурьеве одна - единоверческая, собор Св. Николая Чудоторовца. Есть одна деревянная мечеть. Казенных зданий 8, а именно: квартира и канцелярия начальника городка, гаупвахта, пожарная каланча, 3 хлебных магазина, больница и аптека, народная школа, при школе - небольшая библиотека. В буквальном смысле общественной жизни и увеселений в Гурьеве вовсе нет... гурьевцы весь год деятельно проводят в трудах и занятиях...".
Из Гурьева в Астрахань в 1869 году отправилось первое грузовое судно, что явилось началом регулярного морского сообщения между соседними приморскими городами. В 1872 году в Гурьеве открыто женское училище, которое через год преобразовано в гимназию. В 1873 году в Гурьеве состоялся айтыс акынов Мурата Мункенулы и Бегалы. В
1877 году построено первое в городе Гурьеве школьное здание из камня. Под руководством доктора Селезнева в 1878 году в Гурьеве установлена первая метеорологическая станция, которая работала до 1883 года. При клубе (позже магазин "Радуга") открыта городская библиотека. В Гурьеве открыта в 1879 году первая городская больница на 9 коек при войсковой части, где работали один врач, два фельдшера.
Хирургические операции проводились у постели больного. Урядник Гурьева в 1880 году С.Г. Сутягин вырастил в городе на солончаковой почве цветущий сад, за что был награжден большой серебряной медалью Министерства земледелия России. Саженцы привозил из Астрахани, Уральска и других городов. Росли яблони, груша, айва, вишня, черешня, виноград, орехи, смородина и другие садово-огородные культуры.
Семен Григорьевич добровольно передал свой фруктовый сад женской общине духовной консистории. В 1884 году вГурьеве впервые на практике ученым Н.А. Бородиным была искусственно выведена молодь севрюги. В 1891 году ему удалось таким образом получить новый вид осетрят.
В 1885 году построена русская церковь - Успенский собор. Инициатором строительства собора был купец Ф.И. Тудаков, который вложил немало средств. В Гурьеве проживало 5910 человек, из них грамотных насчитывалось 1592 мужчин и 773 женщин.
У мастера и мастериц учились 26 мальчиков и 93 девочек, в народных школах обучались 389 мальчиков и одна девочка. В городе работали один врач, один фельдшер и одна повивальная бабка. В городе были мореходный класс с 17 учащимися, двухклассное русско-казахское училище и начальная школа, библиотека при клубе. Войско содержало больницу, в которой ежегодно лечились более 200 человек.
В 1886 году в городе Гурьеве взращены сады и огороды, на что войско назначило 800 рублей и 1200 рублей отпускалось из казны. В городе построено здание почты на правом берегу Урала. Здесь же организованы две ярмарки, на одной в основном торговали рыбой, а на другой - скотом.
Через Гурьев вглубь атырауских степей направилась экспедиция полковника Г.Е. Грумм-Гржимайло в составе двух гвардейских офицеров братьев Леман, барона Донельмайера и профессора Лебедева в 1888 году.
Они обратили внимание на выходы нефти на Эмбе и впервые увидели, как казахи лечили нефтью скот от парши. В 1891 году полковник Г.Е. Грумм-Гржимайло и его спутники подали заявление царю о предоставлении им исключительного права на добычу нефти в Эмбинском районе. Царь за "заслуги" передал степь и недра в их вечное пользование.
Образовалось общество "Бр. Леман" с капиталом 750 тысяч рублей. Управляющим назначен А.С. Иванов. С 1893 года по 1898 год велось разведочное бурение вручную в районах Доссора, Маката, Искине, Каратона и Кара-Чунгула. В 1889 году стал курсировать пассажирский пароход между Гурьевом и Астраханью.
18 ноября городское начальство получило разрешение Уральского казачьего войскового руководства иметь в Гурьеве второй паром на канате для переправы через Урал.
При содействии Петра Семенова-Тян-Шанского на территории России в 1897 году проведена перепись населения города в рамках всеобщей переписи населения Российской Империи.
В Гурьеве проживало 9322 человек. 22 февраля 1898 года по ходатайству депутатов города был разрешен лов рыбы удочками в реке Урал. Казачье войсковое управление приняло решение продать две веревки на осеннем сего года и две веревки на весеннем будущего 1899 года курхайских рыболовствах на устройство войсковой школы в Гурьеве.
В 1901 году построены два маленьких домика для больницы, в одном из них разместилось хирургическое отделение. В 1908 году открыто двухклассное русско-казахское училище, которое называлось романовским.
Впервые в 1909 году в Гурьеве появились представители английской компании "Шелл" во главе с профессором Истлек. Англичане приобрели у Лемана вторую часть нефтепромысловых площадей.
В 1910 году англичане приступили к завозу бурового оборудования и материалов в Искине, Доссор и Макат. 15 сентября 1912 года войсковой съезд рассмотрел заявление гурьевских нефтепромышленников о разрешении строительства на территории уезда железной дороги и моста через Урал и решил: "Во избежание пугания рыбы в ходатайстве нефтяной компании "Уралка" отказать, мост и чугунка нам ни к чему, и без оных заведений живем сытно и вольготно".
В 1913 году в городе Гурьеве имелось несколько полукустарных предприятий, все они выпускали продукцию на 27,5 тысячи рублей в год. Здесь трудились всего 85 рабочих.

В. Е. Фосс. Очерки Гурьева городка // Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям. — Уфа, 1868.

Гурьев-городок стоит на правом берегу реки Урала, в 17 верстах от впадения его в Каспийское море. Урал, текущий от города по общему направлению с севера на юг, впадает в море четырьмя устьями: Перетаскиным, Яицким и двумя Золотнинскими. К западу от Гурьева, в 7 верстах, находится морская пристань, называемая Ракушечьею, потому что по ней и по берегам моря много ракуши, то есть мелко искрошенных раковин. Пристань эта служит для нагрузки и выгрузки разных товаров и всех продуктов, привозимых из города и вывозимых из Гурьева городка.

Гурьев находится в расстоянии от ближайших городов: от Уральска 488 верст — сухопутно и от Астрахани 350 верст — морем.

Городок окружен степью, очень мало возвышающейся над уровнем Каспийского моря. Наибольшее возвышение образует южная его оконечность. На левом берегу реки Урала против самого Гурьева расположен меновой двор, состоящий из старых деревянных амбаров. Лесов в окрестностях Гурьева городка нет, а имеется в 2½ верстах ниже городка, на правом же берегу Урала, небольшая насаженная рощица из довольно рослых деревьев чернотала; по берегам моря растет много камыша, который в Гурьеве заменяет дрова. <…>

Гурьев. Мазанки

Вид городка невзрачный; постройка домов в Гурьеве плохая; есть дома каменные, деревянные и сырцовые, т. е. из воздушного кирпича. Сырцовый кирпич делают здесь из земли с песком и даже отчасти с навозом; сырцовые дома малого размера: крыши на них плоские, окна малые; дома эти часто бывают обмазаны глиною и выбелены. При таких домах заборы большею частию из камыша, а ворота плетенные из таловых прутьев. Деревянные дома имеют балконы во двор, и часто на улицу, большею частию они не обшиты тесом и не оштукатуренные; крыши на некоторых — крашеные, а иные дома под камышовыми крышами. При каждом доме имеется два двора, и особая сырцовая кладовая с дверью на улицу, в этих кладовых обыкновенно хранится мука, предназначенная к продаже. Почти при каждом доме во дворе имеются высокие сушильни, выстроенные из длинных и высоких шестов с поперечинами. На этих сушильнях гурьевские казаки, после морских рыболовств, сушат сети и аханы. Часто стоят во дворах высокие мачты с флагами для узнавания направления ветра.

Жители в Гурьеве городке: уральские казаки — рыболовы, а иногородые — торговцы, которые беспрестанно ездят в Каспийское море. Казаки весною, осенью и зимою отправляются на рыболовство, а иногородые люди, преимущественно торговцы, отправляются в море для покупки рыбы, клею и икры.

Вообще, гурьевские жители беспрестанно ездят на косовых лодках и солмовках в Астрахань, во все навигационное время, для покупки там разных товаров и продуктов, а по большей части хлеба. В косовую лодку помещается от 200 до 350 кулей муки по 7 пуд каждый куль, а в солмовку от 50 до 80 кулей, по 7 пуд каждый куль.

Дома, как я уже сказал, в Гурьеве деревянные плохой постройки, старые; от старости получили цвет серый; маленькие сырцовые дома с плоскими крышами, камышовыми заборами и плетневыми воротами, засоренные улицы, виднеющиеся высокие сушильни и мачты с флагами, — все это человеку, вновь приезжему в Гурьев, сильно бросается в глаза, в особенности когда казаки после морских рыболовств развесят сушить сети и аханы.


Гурьев. Собор Николая Чудотворца

Церковь в Гурьеве одна — единоверческая, собор св. Николая Чудотворца, каменный семиглавый с колокольнею и каменною оградою, вокруг этой ограды стоят чугунные пушки. Есть и одна деревянная мечеть.

Казенных зданий 8, а именно: 1) квартира начальника Гурьева городка — деревянный одноэтажный дом с мезонином и балконом на улицу; 2) канцелярия начальника Городка — деревянный дом; 3) гауптвахта и при ней острог — деревянные; 4) пожарная каланча и при ней сарай с пожарными экипажами — деревянные; 5) сырцовый сарай, занятый пожарными экипажами и трубами; 6) три хлебных магазина, из них два деревянных и один сырцовый; 7) больница и аптека — деревянный дом одноэтажный с мезонином и балконом на улицу, и 8) гурьевская народная школа — каменный дом одноэтажный с мезонином и балконом на улицу; при этой школе есть небольшая библиотека. Все эти казенные здания, в том числе и мечеть, находятся на набережной реки Урала.

Уральский казак Железнов описывает историю городка [В примечании к своей повести «Василий Струняшев». — rus_turk.] следующим образом:

Теперь Гурьев-городок — без всяких укреплений, но в старину он был окружен сперва каменною с башнями стеною, а потом, когда стена пришла в разрушение — высоким и частым палисадом. По четырем углам этого палисада возвышались каменные барбеты или фланги (по крайней мере, их так называли казаки) вооруженные чугунными пушками и мортирами. В стене, а потом в палисаде было четверо ворот; из которых одни обращенные к берегу Урала, назывались Спасскими. Теперь от всего этого почти и признаков не осталось, исключая небольшой валообразной возвышенности, огибающей квадратом один квартал города с площадью — где был старый городок, да десятка полтора ржавеющих чугунных пушек. Настоящее свое название Гурьев городок получил от основателя своего — рыбопромышленника, русского купца Михаила Гурьева; но в старину вплоть до XVIII столетия, он именовался Яицким городком или городком на устье реки Яика, а иногда и Каменным городком. Построение этого городка относится к первой половине XVII века (между 1640 и 1645 г.). До 1753 года Гурьев городок состоял в ведении Астраханской губернии, а в том году он перешел в состав Оренбургской, именно в ведомство уральских казаков. С этого времени и стали в нем селиться уральцы; а дотоле они имели тут временное пребывание, посылаясь по наряду от войска в помощь тамошнему гарнизону, состоявшему из регулярных солдат.

Гурьев городок имеет важное значение в быту уральцев. Вот именно почему. До поступления его в ведомство Оренбургской губернии, при нем в самых устьях Урала были казенные рыбные промыслы, содержавшиеся на откуп у частных астраханских промышленников. Промышленники делали поперек всей реки из бревен перебои, или так называемые учуги, и тем заграждали вход рыбы из моря в Урал. Из-за этого у казаков с астраханцами возникали частые и большие споры, весьма затруднявшие начальство в разбирательстве. Наконец, по просьбе казаков и по ходатайству оренбургского губернатора Неплюева, право содержания учугов было передано, от Правительствующего сената, на вечные времена уральцам, со взысканием с них каждогодно в пользу казны той суммы, какую платили астраханцы (4692 руб. 69 к. ас.). Это было между 1742 и 1752 годами. Впоследствии времени казаки . [И. И. Железнов добавляет: «Но память о гурьевских учугах доселе сохранилась в названии Гурьева городка: Учук-Кала, в названии, которым величают его киргизы. Учук-Кала значит буквально „Город учугов“». — rus_turk.]

До 1775 года река Урал называлась Яиком, а уральские казаки — яицкими казаками.

Всех жителей в Гурьеве городке состоит 2880 обоего пола, из них: казачьего сословия 2480 человек обоего пола, иногородных русских 250 обоего пола и татар 150 человек обоего пола, почти все иногородние — торговцы. Из числа 2480 человек казачьего сословия одни принадлежат к единоверческой церкви, другие к старообрядческой, каковой в Гурьеве в настоящее время нет, и третьи — к беспоповщинской секте. Из числа 250 человек иногородных русских — староверов немного; татары исповедуют магометанскую веру. Гурьевские староверы, хотя в церковь не ходят, но зато дома примерно исполняют христианский долг. Посты казаки и иногородние исполняют весьма строго, в особенности в отношении пищи. Табак казаки вовсе не курят и считают его много раз проклятым; работников киргизов считают погаными, кормят их из особой деревянной посуды. Гурьевские казаки ведут жизнь весьма деятельную, постоянно находятся в трудах, свободного времени имеют они немного, дома бывают отрывками.

Казаки, находящиеся при исполнении, носят следующую форму: казакин синего сукна с малиновыми погонами и малиновым шарфом, шаровары синие с малиновым лампасом, шашку через плечо на черном ремне, а у офицеров на серебряном ремне, папах бараний черный с малиновой выпушкою. Когда казаки на лошадях, то при них бывает пика и за спиной ружье; урядникам пик не полагается. Форменная одежда, оружие и лошадь у каждого казака собственные. Но в таком облачении казаков в Гурьев видно не часто, а именно на смотрах и в большие праздники; в прочее время они носят полуформенное платье, а летом, по случаю больших жаров, носят вместо казакина рубашки и кителя, не только дома, но и на службе.

Форменные фуражки с козырьком носят почти все казаки, даже при штатском платье и при халате. Казаки, не находящиеся при исполнении службы, а также и отставные, носят халаты: шелковые, шерстяные и бумажные, не только дома, на улице, но даже иногда в праздничные дни некоторые казаки в халатах являются в церковь; достаточные казаки (не говоря уже про богатых) носят обыкновенное партикулярное платье: суконное, триковое и драповое. Бороды носят все казаки без исключения, т. е. служащие и не служащие; офицеры и иногородные чиновники бород не носят.

В Гурьеве казачки носят старинные сарафаны: штофные и шелковые, обшитые с верху до низу широкими серебренными — белыми и желтыми — галунами в два ряда и меж ними нашиты в длину сарафана бронзовые пуговки.

Рукава у сарафана, длинные во всю руку кисейные цветные и шелковые, обшитые кругом около плеч серебренным галуном. Молодые казачки носят сарафаны ярких цветов, а старухи казачки носят сарафаны темных цветов, чаще всего черные, галунное украшение на сарафанах всегда бывает. На голове они носят платки и косынки светлые и темные. Многие молодые казачки оставляют сарафаны и начинают носить платья; эта мода перенимается от иногородных; чиновные казачки сарафанов вовсе не носят.

Замечательны некоторые обычаи, предрассудки и провинциализмы в разговорах, употребляемые исключительно простолюдинами — казаками и многими иногородными, которые долго живут в Гурьеве. Так, например, при встрече на улице казака с казаком или иногороднего с иногородным они здоровываются, заводят меж собой разговор, и когда они приходят домой, то опять здороваются и продолжают разговор. Когда через перекресток улицы переходит женщина, а мужчина переходит улицу с бокового перекрестка, то женщина замедляет свой путь или вовсе останавливается и ждет, чтобы мужчина прежде ее прошел, или наоборот, если мужчина переходит перекресток улиц, а женщина идет посредине улицы или с бокового перекрестка, то она замедляет свой путь или вовсе останавливается, и тем дает дорогу пройти мужчине, а сама проходит после него. Если кто приходит в дом к семейному казаку и если в комнате этой находится жена казака, или вообще кто из женщин, то она поспешно уходит в другую комнату, а пришедший гость беседует с одним хозяином, и вообще мужчины в кругу женщин редко участвуют, а женщины, составляя свой круг, почти вовсе не участвуют в кругу мужчин. Казаки не имеют знакомства с посторонними людьми, для них чужими, а у каждого есть много родственников — близких и дальних, как со стороны мужа, так и со стороны жены. Когда главный член семейства — муж — бывает в отлучке из Гурьева, а жена его остается дома, и если только она не старуха, то всегда при ней находится компаньонка, почтенная старушка — у казаков казачка, а у иногородных иногородняя женщина. Если случится кому-нибудь придти в один из таких домов за делом, то сплошь и рядом бывает так, что даже дверь не отворят, а только спросят: кто и зачем? В заключение сего удовлетворят обычным ответом сквозь дверь: «Хозяин в Астрахань уехал». Иногда же отворят немного дверь, но не дождутся, чтоб человеку объяснить свое дело, а скорее захлопнут, будто боятся каждого. Этот странный этикет ведется не только у простолюдинов, но даже и у некоторых благородных людей.

Посуду с водой всегда покрывают чем-нибудь — салфеткой или дощечкой, и не только ту, которая стоит на двор или в кухне, но даже и ту, которая находится в комнате, хоть на короткое время, и не для того бы вода не засорялась, а собственно потому, что, как говорят казаки и казачки, погрешно пить воду из той посуды, которая была ничем не покрыта. Человеку мало знакомому не дозволят черпать воду из своей кадки для питья, а непременно кто-нибудь из хозяев дома или прислуга, русская женщина, подадут незнакомцу воду для питья. Это делается для того, чтоб незнакомец не опоганил в таком доме воды. Вообще говоря, человек, мало знакомый с гурьевскими жителями, в особенности староверами, должен быть весьма осторожен в отношении питья воды из хозяйской посуды без спроса, а в курении табаку еще более; в противном случае можно иметь много неприятностей от таких людей, не понимая даже часто, за что.

В Гурьеве в разговорном языке много в употреблении особенных слов и фраз, составляющих провинциализм гурьевцев; так, например, вместо того, чтобы сказать: «Неужели это так было?», говорят: «Вы что говорите?», вместо ничего нет духу нет , вместо на днях или недавно васейка , вместо хорошо гожо , вместо да нешто , вместо целковый монета , вместо точно ровно , вместо хлопотать хороводиться , вместо кинул лукнул , вместо кричал зивал . И много тому подобного.

Управление в Гурьеве городке состоит в зависимости наказного атамана Уральского казачьего войска и Уральской войсковой канцелярии, которая назначает в Гурьев начальниками казачьих офицеров на три года по очереди, а именно: начальника Гурьева городка, городничего, следователя по судебным делам, 2-х гранных офицеров для охраны казачьих вод от тайных рыболовств, комиссионера для надзора за казенным хлебом, начальников на каждое рыболовство в море [для наблюдения за] порядком рыболовства, 2-х учителей для гурьевской народной школы и 2-х торговых депутатов из среды казаков. Значение этих должностей по чинам и обязанностям следующие: начальник Гурьева городка, военный штаб-офицер, обязанность его состоит в заботливости о благосостоянии жителей и о порядке в городе; городничий, военный обер-офицер, заведует в городе полицейскою частью; следователь, военный обер-офицер, заведует в городе судебною частью, 2 гранные, или маячные, начальника, оба военные обер-офицера, заботятся исключительно об охранении реки Урала и северной части Каспийского моря от тайных рыбопромышленников; при них состоит команда казаков, 3 судна и при самых устьев Урала пикет. Маячные, или гранные, суда часто разъезжают вблизи устьев Урала во все навигационное время, т. е. с конца марта или начала апреля до половины октября. Комиссионер — военный обер-офицер — наблюдает за приемом и отпуском казенного хлеба для казаков, отправляющихся в поход, а также для продажи бедным казакам по умеренной цене. Начальники над рыболовствами назначаются в Гурьеве до начала морских рыболовств, весною, осенью и зимою; на каждом рыболовстве в море бывают два начальника, оба военные штаб-офицера, и при них два помощника, оба обер-офицера, должность их состоит в наблюдении за порядком производства рыболовства. Учитель в гурьевской народной школе — юнкер на правах офицера, и при нем есть помощник учителя — урядник; 2 торговых депутата, назначаемые из среды казаков, наблюдают за правильностью торговли, и один из них заведует гражданскими делами.

В Гурьеве инвалидной команды из солдат нет, а вместо ее имеется линейная команда уральских казаков, состоящая из 200 человек, казаков же. Команды эти подчиняются начальнику Гурьева городка и начальнику линейной и пожарной команд. Форменная одежда, вооружение и лошадь у каждого казака собственные; пожарные же экипажи и трубы — казенные войсковые. Служебные обязанности этих команд следующие: пожарные казаки находятся поочередно на часах при пожарных экипажах, трубах и лошадях; линейные же казаки поочередно занимают караул на гауптвахте, занимают посты в пикетах, находящихся вблизи устьев Урала и прибрежья Каспийского моря, для охранения казачьих вод от тайных рыболовств; отправляют почтовую гоньбу и служат вестовыми у начальников.

Гурьевские казаки служат в гурьевских — линейной и пожарной — командах по 1 году (кроме гурьевских казаков, служат в линейной и пожарной командах форпостные казаки). Каждый год бывает требование казаков на действительную службу: в линейную и пожарные команды на год, в степные укрепления на 2 года, и в Казань на 2 года (а в военное время требуют казаков в полки). Требование казаков на службу объявляется в городе Уральске войсковою канцеляриею, в марте месяце, но не так, как в прочих казачьих войсках, по очереди; очередь у уральских казаков хотя существует, но при этом дозволяется не желающим служить нанимать за себя другого казака; обыкновенно большая часть казаков, которые имеют средства, сами нейдут на службу, а вместо себя нанимают по добровольному согласию других казаков за наемную плату. Служба казакам считается с 18-летнего возраста, срок же службы двадцатипятилетний; действительную службу несут не все казаки, а сколько их потребует надобность. Если, например, требуют на действительную службу четвертую часть всех считающихся служащими, то трое из них нанимают четвертого по вольным ценам. Таким образом, один исполняет служебную повинность натурой и за то получает деньги с трех оставшихся, а эти оставшиеся несут свою службу деньгами и за это пользуются выгодами от рыболовства.

Цены за наем казаков на действительную службу следующие: за наем одного казака в линейную команду платится тремя казаками от 30 до 32 рублей в год; в пожарную команду за наем одного казака платится столько же; в степные укрепления за наем одного казака на 2 года платится от 200 до 300рублей за 2 года; в Казань за одного казака на 2 года платится от 250 до 300 рублей; в военное время в полки для походов против неприятеля платится за наем одного до 400 рублей. Казаки, которые не имеют средств для того, чтобы за себя нанимать других на службу, обязаны сами идти, когда их требуют. Казаки, которые нанимают за себя других, платят за наем деньги не казаку, который нанялся, а в войсковую канцелярию, которая в получении наемных денег выдает квитанцию, и затем сама канцелярия выдает деньги казакам, которые наняты и которые поступили на службу.

Деньги за наем казаков в полки отдаются прямо самим наемщикам.

Все те казаки, которые за себя нанимают других, а сами не несут никакой службы, считаются городскими казаками, и служба им считается действительною, хотя сами они не служат. Городские казаки занимаются хозяйством, а именно: рыболовством, хлебною торговлею, скотоводством и торговлей фруктами.

У каждого казака особой земли нет, но каждый имеет право косить сено на лугах где угодно, т. е. вблизи ли Гурьева или вблизи которого-нибудь форпоста или крепости; косить он может столько, сколько требует его надобность. Дозволяется казакам нанимать для скошения иногородых работников; в первые 10 дней сенокошения, у казака и у урядника может быть 3 работника, у обер-офицера 6 и у штаб-офицера 10 работников. По прошествии 10 дней число работников может быть у всех произвольное. Сенокошение производится с дозволения войскового начальства; обыкновенно оно начинается с 1-х чисел августа и производится до конца этого месяца. Во время сенокошения Гурьев значительно пустеет, потому что большинство жителей находится в степи на сенокосе.

Полей около Гурьева казаки не возделывают и хлеб не засевают, потому что почва солонцевато-иловато-глинистая, требующая хорошего удобрения.

Почва до того содержит в себе много солонца, что иногда после дождя выступает из земли соль.

Огороды овощные, фруктовые сады и бахчи гурьевские казаки имеют по обеим сторонам реки Урала. Земля в них достаточно выщелочилась посредством хорошего унаваживания, и так как дожди в Гурьеве редки, то для этого в садах устроены на самом берегу Урала чихири, т. е. деревянные водокачки, которые посредством большого деревянного колеса, при помощи лошади и работника-киргиза, накачивается вода из реки для всего сада, для чего в саду устроены деревянные желоба, проведенные около растений. Вода, накачиваемая чихирем, тотчас течет по желобам и, таким образом, в короткое время все фруктовые растения снабжены водою. Постройка чихиря обходится в 200 рублей серебром. В садах растут следующие фрукты: яблони, виноград — белый и синий, вишня, слива — белая и черная, смородина, арбузы, дыни и тыквы.

Самый богатый промысел у уральских казаков есть рыболовство, которых бывает три в реке Урал и три в Каспийском море. Каждое рыболовство производится в известное время года: 1) весеннее — курхайское рыболовство в Каспийском море, производится с 1-х чисел апреля до 20 мая; 2) весеннее — севрюжье рыболовство в реке Урал; оно производится с 1-х чисел апреля по 1-ое число июля; 3) осеннее — жаркое рыболовство в море, производится с половины августа до половины октября; 4) осеннее плавное рыболовство, в реке Урал, производится с половины сентября по 1-е число ноября; 5) зимнее неводное рыболовство, в реке Урал, производится с половины декабря до половины января и 6) зимнее аханное (ахан значит сеть), производится в Каспийском море с 1 января по 1 марта.


Гурьев. Во время «плавни» на Урале

Аханное рыболовство в море считается у гурьевских казаков самым прибыльным; гурьевские казаки производят рыболовство в море, в р. Урал же на рыболовстве участвует малое число.

На каждое рыболовство наказной атаман назначает по очереди начальника — офицера, должность которого состоит в наблюдении за порядком рыболовства. Над рыболовством в р. Урал бывает 1 начальник и над рыболовством в море бывает 2 начальника — штаб-офицера, 2 помощника — оба обер-офицера. <…>

Во время аханного рыболовства часто попадаются в сети тюлени; их брать казакам дозволено и убивать на льду, но запрещается употреблять особливые средства, нарочно придуманные собственно для лова тюленя, а также и бить тюленя молодого. В феврале месяце тюлень щенится и выползает из воды на поверхность льда огромными стадами, довольно далеко от места рыболовства на глуби. В конце зимнего рыболовства многие аханщики отправляются бить тюленя; орудие их небольшая палка, в конце коей налит свинец, палка эта называется чакушкою; подходят они к тюленям осторожно и против ветра, чтоб его не испугать, потому что тюлень весьма чутлив и от малейшего испуга скоро уходит в воду. Удар чакушкою тюленю в лоб или по носу — смертельно. Убив одного тюленя, промышленник загораживают дорогу убитым тюленем живым тюленям и при удобном случае двое или трое казаков набивают в сутки до 100 штук тюленей и более. Набитый тюлень промышленники привозят на санях рекою Уралом в Гурьев, где уплачивают таможенной заставе акцизную пошлину по 30 копеек с пуда тюленя и продают его иногородным торговцам и торговым казакам, которые увозят тюленя в Астрахань и в Уральск; для предохранения от порчи, тюленей в Гурьеве солят.

Цена на тюлень в Гурьеве бывает в марте месяц по 1 рублю за пуд; шкуру его иногда продают отдельно по 25 или 35 копеек за штуку. Промысел этот не велик.

Главную промышленность скотоводства в Гурьеве составляет овцеводство — ; пригоняют этот скот киргизы зауральной орды в Гурьев на меновой двор огромными партиями; мена его производится на меновом дворе с первых чисел августа по март месяц. Покупка баранов на наличные деньги и мена хлебом производится казаками и иногородными торговцами, многие же гурьевцы покупают огромные партии баранов на меновых дворах в Уральск и Оренбург. Годовая покупка баранов простирается до 400000 голов и более. Купленных баранов на меновом дворе каждый хозяин отсылает в степь для откармливания. Для чего у каждого торговца, для наблюдения за скотом, имеются приказчики, работники и пастухи, по большей части все киргизы. Цена баранам к покупке с 1 февраля по март месяц бывает, считая кругом, от 2 до 3 рублей за штуку. Весною же в марте месяце угоняют этот скот для продажи в Калмыковскую крепость на ярмарку, отстоящую от Гурьева в 240 верстах, где покупают его приезжие иногородные русские торговцы, ценою от 4 до 5 рублей за штуку. Кроме баранов, гурьевские жители покупают на меновых дворах от киргиз зауральной орды лошадей, — одногорбых и двугорбых — и рогатый скот: коров, быков, коз и козлов, которых отсылают сперва в степь для откармливания, и потом угоняют для продажи весною, в марте месяце, в Калмыковскую крепость на ярмарку и осенью, в октябре месяце, — в Гурьев на ярмарку. Торговля эта менее значительна против овцеводства. <…> Торговлею скотом большею частью занимаются казаки, потому что они имеют право на войсковой земле пасти для откармливания беспошлинно определенное число голов скота, соответственно своему чину. Число голов скота беспошлинно могут иметь на войсковых лугах для откармливания следующие войсковые лица, а именно: штаб-офицеры по 1500 баранов и 210 штук рогатого скота, обер-офицеры по 1000 баранов и 140 штук рогатого скота, нижние чины и малолетки, несущие повинности, по 500 баранов и 70 штук рогатого скота. Сверх этого количества, за весь скот они платят акцизную пошлину по 10 копеек, с рогатого скота и по 4 копейке с барана в год.

Иногородные лица платят акциз с каждой головы имеющегося у них скота в войсковых лугах, для откармливания или прогона, по 14 коп. с лошади и рогатого скота и по 5 копеек с барана; акцизная пошлина со скота поступает в войсковой доход.

После рыболовства и скотоводства есть хлебная промышленность, которую, по обширности своего оборота, можно назвать главною в Гурьеве.

Ржаная мука, пшеничная разных сортов и овес привозятся сюда здешними казаками и иногородными из г. Астрахани морским путем и продаются в Гурьеве жителям, ржаную же муку продают киргизам зауральских орд. Привоз муки и овса из Астрахани в Гурьев бывает весною, летом и осенью, и из Уральска — зимою. <…>

Ярмарка в Гурьеве бывает один раз в год, именно осенью, сроком с 25 октября по 10 ноября. На Гурьевскую ярмарку привозят купцы из Уральска сухопутно следующие товары: красный товар, мелочной, обувь, железо, мед, сахар, чай, кофе и табак. Кроме уральских торговцев, на ярмарке торгуют и гурьевские торговцы красным товаром, мелочным, обувью, чаем, сахаром, кофе, пряностями, табаком и вином. На этой ярмарке, кроме товаров бывает продажа скота, как то: баранов, рогатого скота, верблюдов и лошадей. Скот этот пригоняют со степи киргизы зауральских орд, а также и пригоняют его некоторые казаки и иногородные для продажи. Торг на Гурьевской ярмарке преимущественно ведется красным товаром и скотом. <…>

Товары, которые в Гурьеве не производятся, привозятся из г. Астрахани морем, именно: хлеб, овес, крупа, вино, сахар, чай, кофе, пряности, сласти, табак, красный товар, обувь, железо, мелочной, и проч. Привоз товаров бывает весною, летом и осенью, и из Уральска сухопутно зимою эти же товары. Товары привозятся иногородными лицами и казаками, каждый для своей лавки, иные же снабжают товарами других торговцев, которые из Гурьева не каждый год ездят в Астрахань и в Нижний Новгород на ярмарку. <…>

Все мастера и ремесленники иногородные, и все торговые лавки, лавочки и заведения содержат большею частью иногородные лица, казаки же имеют лишь несколько лавочек и заведений. Казаки торгуют мукой и овсом из своих домов, при которых имеются отдельные кладовые, выстроенные из воздушного кирпича, и называются палатками. Рыбу и тюлень, которые привозят они зимою с аханного рыболовства, также продают дома из кладовых; некоторые же казаки вывозят рыбу на базарную площадь и продают там с возов. Сбыт вывозимых из Гурьева продуктов и товаров и покупка товаров и привоз их в Гурьев производятся самими местными жителями.


Гурьев. Плотовинская пристань. Извозчики-киргизы в ожидании высадки пассажиров

Пароходства в Гурьеве нет, но весною пристает к Гурьеву 1 пароход из Астрахани, 3 раза, в 12 верстах от устьев Урала, вблизи острова Большого Пешного, в Каспийском море, к самому же Гурьеву пароход не может проходить по причине мели. В первый раз пароход приходит к Гурьеву из Астрахани в половине апреля и через 2 или 3 дня отправляется из Гурьева в , куда он везет из Гурьева сотню уральских казаков на два года, для смены тамошнего гарнизона; в конце апреля пароход возвращается к Гурьеву во 2-й раз и привозит уральских казаков, отслуживших срок своей службы в форте Александровском; через три дня уходит пароход в Астрахань с пассажирами из Гурьева и в начале или половине мая приходит опять к Гурьеву с пассажирами из Астрахани, уже в 3-й раз, и через три дня отправляется из Гурьева с пассажирами в Астрахань и бое не приходит до следующего года.

Число морских судов в Гурьеве, как то: кусовых лодок, салмовок и других, определить верно нельзя, но можно сказать, что почти у каждого гурьевского промышленника, казака и иногороднего, есть суда, которые весною, с открытием навигации, отправляются из Гурьева в Астрахань с здешними продуктами, как то: рыбой, икрой, клеем, тюленем, салом и кожами. Некоторые же иногородные торговцы уезжают из Гурьева летом в Нижний Новгород на ярмарку для покупки разных товаров. Вообще, во время лета Гурьев городок значительно пустеет, потому что большая часть жителей уезжают оттуда на это время. Суда эти приходят с товарами из Астрахани в Гурьев, летом и осенью, останавливаются у Ракушечьей пристани, где выгружают из них товары, как то: муку, крупу, овес, сахар, чай, кофе. Пряности, сласти, вино и табак внутреннего приготовления: листовой в кулях и приготовленный в обандероленных помещениях. Товары эти с пристани перевозятся в Гурьев сухопутно самими хозяевами или наймом для перевозки их извозчиков-казаков. <…>

В буквальном смысле общественной жизни и увеселений Гурьеве вовсе нет. Большинство жителей в Гурьеве составляют войсковые обыватели: нижние чины из них одни состоят на действительной служб, а большая часть занимаются промыслами и торговлей, так что они не видят, как проходит год. Весною они заняты наймом казаков на службу, отправлением на курхайское рыболовство в море и отправлением в Астрахань для покупки там хлеба, овса и других товаров; летом они свободны, время проводят по большей части в безделье и сне. В конце лета, именно с 1-х чисел августа, отправляются на сенокос, где трудятся до сентября месяца, другие же в это время отправляются в море на жаркое рыболовство и возвращаются с него осенью в октябре месяце. С этого времени они до зимы свободны, некоторые же участвуют в осеннем рыболовстве по реке Уралу, большая же часть казаков приготовляется к аханному рыболовству в море, в домах их идут хлопоты и приготовления т. е. вязание аханов и сетей, заготовление провизии, исправление аханной сбруи и наем рабочих. Хлопоты эти и работы продолжаются доp самой зимы, с утра до позднего вечера они бывают заняты. Зимой же отправляются на аханное рыболовство в море, откуда возвращаются в Гурьев в 1-х числах марта. После аханного рыбpоловства, которое сопряжено с большею тратою денег на сборы, трудностью на самом рыболовстве, среди зимы в открытом море, и опасностью на глуби, за что вознаграждают их хорошие уловы больших белуг, чрез которые поправляются домашняя их обстоятельства, казаки в апреле месяце опять собираются на весеннее курхайское рыболовство.

Таким образом, гурьевцы весь год деятельно проводят в трудах и занятиях.

Конечно, не все гурьевские казаки буквально так проводят вес год в занятиях, есть и такие, которые не на все рыболовства ездят, и есть казаки, которые вовсе не ездят на рыболовство, а промышляют службою или торговлею. Из числа таких людей многие имеют много свободного времени, которые проводят в веселье и попойках, а иные даже просто от безделья пьянствуют в трактирах, погребках и кабаках.

Табак казаки дома не курят и другим не позволяют у себя курить, но в питейных заведениях сами по большей части курят, на рыболовствах тоже курят; в Гурьеве же, преимущественно из простых казаков, курят табак молодые люди, а также казаки, находящиеся на действительной службе.

Семейства их проводят время у себя дома в хозяйстве. В праздники казаки и казачки ходят друг к другу в гости; прогуливаются по Гурьеву, сидят группами около своих домов и проводят время в разговорах. На масленице катаются на лошадях по улицам и по льду реки Урала. На берегу Урала, пред домом атамана (казаки называют начальника Гурьева городка атаманом), устраивается из пластов льда небольшая пирамида с флагами, величиною в вышину 1½ сажени и в ширину 2 аршина, называемая городком ; этот городок, казаки, по существующему издавна обычаю, берут приступом на лошадях верхом, для чего в последний день масленицы ставят на этот городок, в закупоренном бочонке, ведра полтора водки, купленной начальником на свой счет. Казаки-малолетки ездят верхом на лошадях верхом по улицам, некоторые из них наряжены в офицерское платье, и они считаются начальниками над прочими; кроме того, назначается начальником города из линейной команды человек 5 казаков, которые тоже с малолетками ездят. Наконец по данному сигналу начальником, все они скоро едут верхом мимо городка, разрушают его палками, и отличившийся казак в этом деле получает в награду за удальство бочонок с водкой. При этом случае не обходится без того, чтобы кто-нибудь из наездников не был ушиблен, обыкновенно достается ушиб пластом льда храбрецу, получившему вино.

Домашняя жизнь казаков довольно скучна и однообразна.

Благородные лица войскового сословия — офицеры, занимающие здесь должности, по большей части люди достаточные, живут они своими домами тихо и скромно, и, по большей части, особняками — скупо и однообразно, даже в некоторых случаях скучнее простых казаков; круг знакомых состоит из чиновных и богатых казаков. Мужчины по большей части носят форменное платье, а женщины общеевропейское, национальный же костюм надевают в редких случаях. Проводят свободное время в чтении книг и газет, в гостях друг у друга — в игре карточной и биллиардной, иногда в катаниях по городу и охоте на дичь, собраний же и семейных вечеров не знают, — у каждого мысль о торговле. Вообще, жизнь их скучна и однообразна без особенных тревог, но зато и без особых удовольствий; при всем том в казачьем благородном кругу — замкнутость, как будто один в другом не нуждается.

Иногородные здесь: купцы, мещане и крестьяне — все торговцы и ремесленники; проводят они время в торговле, ремеслах, поездках по своим делам в Астрахань и Нижний Новгород. Домашняя жизнь их та же, как в прочих городах; знакомы они меж собой и с казаками живут дружелюбно. Гражданских чиновников здесь самое незначительное число; досужное время от занятий проводят они в чтении книг и газет, знакомстве с офицерами, карточной игре и охоте; вечеров и собраний у них не бывает, одним словом, жизнь их также полна скуки и единообразия, как жизнь здешних казаков.

Казаки любят музыку и песни, музыка их — гармония, балалайка и гитара; песни у них в употреблении: общие русские, исторические, относящиеся ко временам казачьего самоуправления, военные и местные, про родной Яик и Каспийское море. <…> Текст взят с

Гурьев, город на Каспийском море, в устье р. Урала (тогда - Яика). Основан в 1640 гостями Гурьевыми, построившими деревянный острог. Чтобы обеспечить безопасность от яицких казаков торговых путей на море, Гурьевы по указу правительства построили каменный острог (1647-62), охранявшийся стрельцами. В 1667-68 Гурьев был занят Степаном Разиным. В 1810 крепость упразднена, с 1865 - уездный город.

Гурьев (иначе Гурьев-городок, калмыц. Узян-Балюзин) - город на р. Урал, а до переименования р. Яик в Урал - городок на Яике или Яицкий городок, в 16 км от впадения в Каспийское море (ныне обл. центр в Казахстане). Основан в 1640 рыбопромышленником Гурием с сыновьями, построившими здесь для защиты от набегов туркмен и ногайцев деревянный острог, позже заменённый каменным. Яицкие казаки всячески препятствовали постройке укрепления, особенно его учугов (запруд), наносивших значит. вред казачьему рыболовству. В 1649 атаман Кондырев разорил городок, который был затем взят в казну, а его строителю, Гурию, были отданы бесплатно на 7 лет Яицкий учуг и Эмбинские воды. В 1661 деревяный городок и промыслы были разорены казачьим атаманом Паршиком. В городке для защиты от казаков был размещён гарнизон стрельцов, однако в 1667 атаман Касимов снова взял, ограбил и сжёг город. Весной 1668 здесь побывал С. Paзин, и лишь после его ухода в него снова вошли стрельцы, которые неоднократно сами бунтовали против центральной власти. Город был окружён каменной стеной с башнями.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Гурьев городок (Гурьев) - укрепленное поселение на правом берегу Яика в семи верстах от впадения его в Каспийское море.
Было основано в 1647 г. ярославскими купцами Гурьевыми на правом берегу Яика в семи верстах от впадения в Каспийское море; в 1662 тут завершилось сооружение каменной городовой крепости (также на средства Гурьевых). В 1753 Гурьев городок с крепостями и форпостами в низовьях Яика перешел из Астраханской губернии в Оренбургскую и был причислен к владениям Яицкого казачьего войска. Население Гурьева накануне Пугачевского восстания не превышало 200-250 чел. В крепости находился гарнизон, возглавлявшийся прапорщиком И.Мякишиным, в команде которого состояла полурота солдат (55 чел.) с семью пушками (8). В городке несла также службу сотня яицких казаков во главе с атаманом К.С.Филимоновым.
25 января 1774 к Гурьеву городку подступил отряд пугачевского атамана А.А.Овчинникова и, предприняв штурм крепости, при поддержке гурьевских казаков, овладел ею. Четыре дня спустя Овчинников отправился из Гурьева в Яицкий городок, забрав с собой до 30 местных казаков и до 60 пудов пороха. Управление Гурьевым городком Овчинников возложил на здешнего казака Е.Струняшева, произведя его в атаманы (9). Более трех месяцев, до конца апреля 1774, Гурьев находился в руках повстанцев. 1 мая сюда вступила подошедшая из Астрахани карательная команда подполковника Б.Д.Кандаурова, принявшая от Струняшева полную капитуляцию (10).
Гурьев городок (Гурьев) упоминается Пушкиным в архивных заготовках к "Истории Пугачева" (1), в тексте самой "Истории", черновых фрагментах ее рукописи (2) и дорожной записной книжке (3). Сведения о Гурьеве имеются в использованных им источниках мемуарного и эпистолярного происхождения - "Летописи" П.И.Рычкова (4) и письме капитана А.П.Крылова от 15 мая 1774 (5). Беглые упоминания о нем содержатся в записках И.С.Полянского (6) и М.Н.Пекарского (7).

Примечания:

1. Пушкин. Т.IX. С.530, 633, 638, 645, 651, 655, 662, 665, 717, 719;

2. Там же. С.40, 76, 77, 87, 94, 100, 151, 409;

3. Там же. С.493;

4. Там же. С.286, 287, 296, 353;

5. Там же. С.542;

6. Там же. С.583;

7. Там же. С.606;

8. Рапорт гурьевского коменданта прапорщика И.Мякишина астраханскому губернатору П.Н.Кречетникову от 16 января 1774 г. - РГВИА. Ф.20. Д.1232. Л.221, 222;

9. Протокол показаний Е.Струняшева на допросе в Яицкой комендантской канцелярии 1 декабря 1774 г. - РГАДА. Ф.349. Д.7355. Л.2-5 об.;

10. Овчинников Р.В. Гурьевская крепость // История СССР. 1970, №1. С.188-193.

Справочная статья перепечатывается с сайта
http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/tom2_fr.html
(Авторы и составители энциклопедии: доктор исторических наук

Атырау (каз. Атырау (инф.) рус. - урочище, камышитовая отмель в устье Урала. До 1991 года Гурьев) - город, областной центр Атырауской области Республики Казахстан. Расположен в европейской (западной) части Казахстана, по берегам реки Урал (на момент основания находился в месте впадения реки в Каспийское море, однако отдалился от него вследствие падения уровня Каспия). Нефтяная столица Казахстана.

История

Герб Гурьева

История города начинается в 1640 году, когда русский купец Гурий Назаров в устье реки Яик, при впадении в Каспийское море построил деревянный острог. Дети основателя Михаил, Иван и Андрей Гурьевы первыми начали промысловую разработку рыбных богатств Яика и нефтяных запасов Эмбы. Позднее острог перешёл под власть Яицкого казачьего войска. В 1647-1648 годах по царскому указу был возведён каменный город, названный Яицким городком, а после того, как на месте современного Уральска был построен ещё один Яицкий городок, его стали именовать Нижним Яицким городком, реже - Усть-Яицким городком. В XIX веке он стал именоваться Гурьевым городком, позднее просто Гурьевым.

В 1667-1668 город был занят Степаном Разиным. Уже впоследствии Екатерина II, чтобы стереть из памяти народа всякие воспоминания о Пугачевском восстании, переименовала Яик в реку Урал.

В 1810-1815 годах городская крепость упразднена и срыта. С 1865 года - центр Гурьевского уезда Уральской области.

Исторически река разделила город на две части: европейскую или самарскую и азиатскую или бухарскую, слабо заселённая прежде. Гурьев строился сначала в основном на Самарской стороне. Там же, по инициативе состоятельных горожан, была выстроена каменная церковь, одно из первых высоких строений старого города. Город был основан на побережье, но теперь находится в отдалении от него на 25-30 км. Здесь были построены первые заводы по переработке нефти и завод нефтяного оборудования, а также крупнейший в республике рыбоконсервный завод. Атырау, а именно Эмбенский нефтеносный район стал центром нефтедобывающей промышленности Казахстана. В 50 км от города находятся развалины средневекового города Сарайджук (XVI−XVII вв.).

Купеческие дома такие же, как астраханские. Первый этаж - каменный полуподвал, а 2-й - деревянный. Основная масса домов - глинобитные (саманные) мазанки. Первый мост через Урал появился перед войной. Он был понтонным, и, чтобы провести вверх по реке баржи с грузом, в середине моста отводили секцию на понтонах.

Гурьев стал расширяться в 1930-х годах со строительством рыбоконсервного комбината и его жилого массива Балыкши. Затем была эвакуация промышленных предприятий во время Великой Отечественной войны и строительство нефтеперерабатывающего завода ГНПЗ со своим жилым комплексом Жилгородок. Все эти предприятия появились на противоположной стороне города Бухарской. Понтонный мост уже не справлялся с возросшей нагрузкой, и в середине 1960-х годов был построен капитальный железобетонный мост на быках. На середине моста был установлен памятный знак о границе Европы с Азией. В обсуждении его проекта участвовал весь город на страницах областной газеты.

Со строительством железной дороги Гурьев - Астрахань был построен железнодорожный мост через Урал и новый вокзал. Эта дорога дала кратчайший выход с юга Средней Азии и с Мангышлака в европейскую часть страны. Город рос, благоустраивался. Возник новый аэропорт, принимающий современные самолеты. Сейчас это город восьми мостов: железнодорожный, шесть автомобильных, и один специально построен как пешеходный.

Гурьев был центром огромной области. На юге граница с Туркменией пролегала по заливу Кара-Богаз-Гол. На востоке Гурьевская область граничила с Узбекистаном (Каракалпакия) и Актюбинской областью, на севере - с Уральской, а на западе - с Астраханской областью. С началом освоения природных богатств Мангышлака (нефть, газ, урановая руда) и строительством города Шевченко (ныне Актау) область была разделена на Гурьевскую и Мангышлакскую.

В развитии этих областей и их центров Гурьева и Шевченко участвовал весь Советский Союз. Многие исторические вехи и события, свидетелями которых был город, запечатлены в названиях его улиц. Здесь несколько раз проходил со своими казаками Степан Разин, бывал Емельян Пугачев. Соответственно есть улицы Разина, Пугачева, проспект Абая, названный в честь известного просветителя казахского народа Абая Кунанбаева, улица Мухтара Ауэзова, написавшего книгу о нём, улица Чокана Валиханова.

4 октября 1991 года Гурьевский городской совет народных депутатов переименовал город в Атырау.

В 1999 году широко отмечалось 100-летие казахстанской нефти, город Атырау с подачи президента Назарбаева в прессе стали называть «нефтяной столицей» Казахстана.

Происхождение названия Атырау

  • Мурзаев Э. Словарь народных географических терминов. 1984 г.
  • «Разветвляющееся побережье большого озера или моря, на котором появились залив и острова, устья рек и мысы. Северо-восточное побережье Каспийского моря, включая его алып, местные жители до сих пор называют Атырау».
  • А.Нурмаганбетов и М.Хобдабаев
    • "Слово атырау, ранее означающее «остров», также ухватывается за понятие слова сага - «устье реки», и это закономерно. Какая бы ни была река. На месте впадения в океан или в море устье её разветвляется, и между каждым ответвлением появляются сухие места. Мы думаем, что именно это является основной причиной совместного употребления атырау совместно с «устьем реки».
  • Экологический казахско-русский словарь. 2001 г.
    • Атырау - урочище, камышитовая отмель в устье Урала.
    • География

Граница между Азией и Европой

В советской науке принято было проводить границу между Европой и Азией по Мугоджарам до истоков р. Эмбы, далее по ней до Каспийского моря. Ранее (до конца 1950-х годов) границу Европы в пределах Казахстана проводили по руслу р. Урал.

В апреле-мае 2010 года экспедиция Русского географического общества пришла к выводу о том, что границу Европы следовало бы проводить по Мугоджарам, по краю Прикаспийской низменности, там, где заканчивается Восточно-Европейская равнина и проходят западные уступы плато Устюрт, то есть ещё южнее, чем сейчас принято считать. До настоящего времени мнение группы учёных из Русского географического общества не прошло оценки такой международной организацией, как Международный географический союз.

Таким образом, Атырауская область Казахстана (при использовании традиционной границы разделения Азии и Европы) почти целиком находится в Европе.

Атырау - небольшой по населению (140 тыс. чел.) центр самой богатой области Казахстана. Он расположен в начале дельты Яика, в 30 километрах от Каспийского моря. В Атырауской области, в основном на реке Эмбе, сосредоточены важнейшие нефтяные месторождения Казахстана, и Атырау - это что-то вроде казахского Сургута или Нового Уренгоя.
А ведь в прошлом он назывался Гурьев, и назван он был отнюдь не в честь какого-нибудь забытого революционера: основан город был в 1615 году купцом Гурием Назарьевым, который выстроил крепость в обмен на монопольное право добычи осетровых в Яике. Казахское "Атырау" переводится как "Дельта", то есть переименование уничтожает не "советский", а "русский" след в этих краях.

И это - намного символичнее, чем кажется.

В Атырау я добрался из Уральска на частнике, преодолев по выжженной степи 500 километров, о чем у меня есть . Высадились мы на железнодорожном вокзале, который совмещен с автовокзалом, и тут... Мне сделалось страшно.

Я увидел Белое Солнце Пустыни, ослепительное и палящее. Я увидел желто-коричневый город, где почти нет деревьев - только камень да пыль, асфальт да сайдинг. Я понял, что я едва ли не единственный человек славянской внешности на привокзальной площади, а вокруг сплошь те, кого в Москве называют всякими ксенофобскими терминами. Я почувствовал, сколько людей сейчас на меня смотрят - меня было видно за километр. Я понял, что нахожусь в Средней Азии.
И более того, понял я и самое неприятное: здесь "нацмен" - я!
По этой причине в районе вокзала я не фотографировал, хотя хотелось заснять автовокзал в "восточном" стиле.
Поэтому, сдав рюкзак в камеру хранения и поменяв немного валюты, я отправился в центр Атырау на такси.

Атырау - город небольшой (140 тысяч человек), и почти весь он выглядит вот так:

Море частного сектора с островками многоэтажек. Частный сектор здесь, из-за отсутствия зелени и плоских крыш выглядит самым настоящими трущобами. Я сфотографировал довольно приличный домик, и другой фотографии у меня нет - опять же, представьте, что Ваш дом фотографирует какой-то явный южанин, да еще и русского языка не знающий.

Вообще же, Атырау - это город контрастов в исконно азиатском смысле:

С роскошными новостройками тут соседствуют кварталы убогих мазанок. На кадре ниже, у самой границе центра мазанки стыдливо прикрыты забором, а над ними нависают ЖК "Гранд-Атырау" (слева) и "Атырау-Плаза" (справа), достойные Москвы и архитектурой, и масштабом. А еще обратите внимание, насколько чахлая тут растительность:

Атырау совсем не зря называют "Нефтяной столицей Казахстана" - ведь казахский Прикаспий является аналогом нашей Югры. Мощнейшие нефтяные месторождения, в том числе сверхгиганты Тенгиз и Кашаган (входят в десятку крупнейших в мире) только начинают осваиваться, а к 2020 году планируется вывести Казахстан в топ-5 лидеров нефтедобычи. Своими прославленными экономическими успехами Казахстан обязан не только грамотной политике Назарбаева (хотя и этому тоже), но и запасам нефти, которыми казахский хан сумел правильно распорядиться (что, по меркам бывшего СССР, очень и очень немало!).

Центр Атырау - это как бы "город в городе", построенный в первую очередь для иностранных специалистов и их обслуживания. Говорят, что это самый дорогой город Казахстана, что цены здесь выше, чем в Астане едва ли не в разы... но только в центре! На привокзальной площади цены немногим отличаются от цен в том же Уральске. Но центр Атырау - роскошен:

Самарская сторона

Исторически Гурьев, стоящий на двух берегах Яика, делился на два района. Правобережье называлось Самарская сторона, а левобережье - Бухарская сторона. Согласно одному из вариантов границы между Европой и Азией, получается, что Атырау-Гурьев стоит в двух частях света. Немудрено, что "идеальный город" был возведен именно на Самарской стороне. Ее я осмотрел более подробно, чем Бухарскую.

Главной здесь является улица Сатпаева (название еще советское, в честь великого ученого Каныша Сатпаева, основоположника советской металлогении и первого председателя АН Казахской ССР), начинающаяся у моста через Яик. В километре от реки улица пересекает площадь Махамбета:

Площадь - это "центр центра" в Атырау. Мне она немного напомнила московскую Поклонную Гору, и представляет собой мемориал, посвященный Махамбету Утемисову и Исатаю Тайманову - предводителям казахского и казачьего восстания 1837 года. Вообще, идею борьбы казахов за независимость (которая на самом деле имела не больший масштаб, чем крестьянские волнения в русских губерниях) в Казахстане пропагандируют грамотно, ставя памятники РАЗНЫМ борцам за независимость в разных городах (Сарым-Батыр в Уральске, Махамбет и Исатай в Атырау). При этом - без громких развенчаний и переписываний, без ссор и истерик.

Что за надписи вырезаны на "камнях" вдоль мемориала - не знаю, равно как и что символизирует форма камней:

Как видите, непосредственно к площади примыкают два храма - мечеть и церковь. Центром мемориала является символический курган с изваяниями Махамбета и Исатая:

Сделан сильно и очень по-казахски, по-степному!

На самом деле как таковой борьбой за независимость считать восстанием Махамбета можно с натяжкой. Это было восстание бедноты против баев-угнетателей, и основным противком Махамбета и Исатая был хан Джангир - русский ставленник в Букеевской Орде, у которого Махамбет изначально был придворным поэтом. В восстании участвовала не только казахская, но и казачья беднота. Подавляли восстание не только уральские, оренбургские и астраханские казаки, но и верные Джангиру казахи (которых было меньшинство). В общем, это было типичное восстание черни, и роль Джангира как русского ставленника и казаков как карателей - уже второстепенна.

С краю площади Махамбета - мечеть Иман, полностью современная, и явно подражающая мечетям Самарканда:

Если пройти от площади около километра на север, можно выйти к Успенскому собору (около него и были сняты кадры с частным сектором и городскими контрастами). Храм был построен еще в 1885 году, когда Гурьев был русским купеческим городом, в советское время закрыт, а восстановлен был в сильно измененном виде:

К площади Махамбета прилегает один из многих в Атырау элитный жилой комплекс. На переднем плане - отель "Ренессанс", за ним - ЖК "Ардагер":

А вот так выглядят районы вдоль улицы Сатпаева:

Прямо по курсу - отель "Мариотт". Внизу множество кафе и магазинов, но абсолютно здесь преобладают банки, хотя бы один - в каждом здании. Здесь находится много отелей и арендных квартир, а живут в основном "белые люди" - канадцы, немцы, норвежцы, англичане и прочие. Бешенные цены здесь никого не смущают: если обычных людей таксисты возят по городу за 500 тенге (около 120р.), то буржуев - за 1500-2000 тенге (для сравнения - билет на автобус до Уральска стоит 2500 тенге).

А на меня с моим фотоаппаратом все равно смотрят косо и с опаской. И вроде бы явных поводов я не давал - но есть стойкое чувство целенаправленной маргинализации русских в Казахстане. В Атырау я чувствовал себя натуральным "хачом", "чуркой" в Москве. И это вовсе не значит, что со мной тут никто даже не разговаривал - ожидая поезда на вокзале я вполне по-человечески общался с охранником, с теткой в камере хранения, со студентом-админом в интернет-салоек, с девушкой в киоске...

Но нигде не покидало стойкое чувство, что если кто-то захочет отобрать у меня фотоаппарат или просто избить - общественное мнение его не осудит. Собственно, как и в Москве и большинстве крупных городов России. Подавляющее большинство моих знакомых не будут отворачиваться от человека и тем более бить его ТОЛЬКО за национальность, не против с "нацменами" поговорить и даже выручить, если будет надо, но не осудят того, кто не подаст нацмену руки или учинит над ним расправу, и тем более не простят нацмену то, что простили бы россиянину. Здесь все точно так же, но НАОБОРОТ.

Причем, в Казахстане это именно бытовая ксенофобия. Местная "полициясы" на меня реагировала вполне адекватно - ни разу не интересовались, что я фотографирую, а за 4 часа пребывания на вокзале только один раз проверили мне документы, да и то цивилизованно. Как мне объяснили позднее, в Казахстане очень много нелегальных мигрантов и гастрбайтеров из Средней Азии, и казахские полицейские русских не трогают в первую очередь потому, что "больше по узбекам работают". Кстати, с узбеками на вокзале я тоже пообщался - узбеки жестче, и вдобавок очень религиозные, моя православная внешность их явно коробила.

Другая проблема - совсем другие отношения, другая система ценностей. Казахи по сравнению с русскими более индивидуалистичны, но это именно восточный индивидуализм, типа японского. Есть ощущение, что здесь не принято помогать в беде незнакомым (а сколько в России меня выручали случайные встречные!). Но самое трудное - это дискриминация ПО ВОЗРАСТНОМУ признаку: все задавали мне вопрос "С какого ты года?", и узнав, что с 1986-го, тут же менялись в лице - видно. что они ощущали надо мной власть, даже один год разницы в Казахстане существенно расширяет права. Такова плата за "уважение к старшим", по которому так тоскуют многие россияне. Да впрочем, конкретные черты местной специфики - не главное.
А главное то, что непонятно совершенно, КАК СЕБЯ ВЕСТИ. Ведь причина ксенофобии - не в самой национальности (уверен, к "своим" русским там отношение куда мягче), а в поведении. Мое поведение выбивалось из принятого тут примерно так же, как в Москве - поведение разных "гостей с солнечного юга".

Вот с такими вот настроениями я достиг моста через Яик:

Вид с моста вдоль улицы Сатпаева - отель "Мариотт" (больше 20 этажей), вдали - ЖК "Ардагер" за площадью Махамбета:

Белое здание "брежневского" вида - Акимат, то есть региональная администрация. Правее - ЖК Гранд-Атырау:

Обратите внимание, как безлюдны улицы. Конечно, это снималось в самое жаркое время, но Самарская сторона и правда очень малолюдна, чего не сказать уже о Бухарской стороне.

Вид вдоль Яика, граница частей света - слева Европа, а справа Азия:

Обратите внимание, насколько в Яике мутная вода. А шириной он тут примерно как Москва-река. На Самарской стороне - самый крупный элитный комплекс (уже привычного типа ЖК+отель) - ЖК "Гранд-Атырау", ставший символом города, и отель "Ренко" интересной формы:

Бухарская сторона

Бухарская сторона, видимо, из-за своего положения в Азии уже не столь элитна. Она предназначена скорее для местной, казахской элиты, а не для иностранцев. Здесь все немного проще:

Многие постройки - однозначно "внутреннего пользования", например, Дворец Спорта пастельных тонов слева. А новоделы уже намного примитивнее:

Здесь я отснял мало, потому что на Бухарской стороне намного менее спокойно. Однако сразу бросилось в глаза обилие сталинских построек:

Такой "идеальный советский город" с туристических открыток из Средней Азии, только вместо лозунгов рекламные щиты. В начале моста - стела, такая же как на Самарской стороне:

А сталинки тут очень эффектные и очень уместные:

На одном из зданий был потрясающе красивый портал в бухарском стиле, но я его не заснял - рядом стоял полицейский. И за иностранного специалиста, фотографирующего на память места своей работы, я бы никак, увы, не прокатил. Скорее - за злоумышленника, который хотел "падзарвать" иностранных специалистов, дабы подкосить экономическое процветание Казахстана.

Типичные сталинки Бухарской стороны. Кадры так себе, знаю - этот погубило Солнце:

А этот я снимал на ходу из окна такси, попутно рассказывая таксисту, что у меня тут друзья живут, вместе с ними в Челябинске учился, а ехал через Уральск и приехал раньше времени, и вот пока они еще на работе - решил погулять:

Самое зрелищное здание на Бухарской стороне - Казахский театр имени Махамбета, видимо, 1950-х годов постройки:

Теоретически, в Атырау имеется еще один интересный сталинский район - Жилгородок, то есть сталинский соцгород работников НПЗ (а в Атырау действует нефтеперерабатывающий завод), построенный в национальном стиле, причем там преобладают малоэтажные дома. Но я туда не поехал - устал, да и нервно было слишком.

В целом Казахстан мне понравился: это состоявшееся, взрослое государство. Сами казахи - достаточно цивилизованный азиатский народ, вроде корейцев. Здесь много, конечно, и всякого быдла - но примерно столько же, сколько в славянских странах бывшего СССР.
И чем дальше, тем больше я думаю, что в Казахстан мне хочется вернуться, увидеть Алма-Ату, Астану, Туркестан, Семипалатинск, Мангышлак, Бур абай и многое другое.

Из Атырау я уехал ночным поездом в Астрахань, но следующий репортаж, в завершение степной темы, будет про Баскунчак.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи