Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Золотые драконы на китайских дворцах и храмах. Храмы лхасы Переезд с железнодорожной станции

Буддийский храм Джоканг был возведен приблизительно в 646 году первым правителем Тибетской империи Сронцзангамбо в центре исторической части города Лхаса. В те времена и сейчас это место входит в число наиболее величественных храмов Тибета, интересных с точки зрения паломничества и эзотерического туризма, а также отнесено к перечню всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Джоканг на карте

История

История построения храма в Лхасе довольно необычна и связана с помолвкой правителя и непальской принцессы Вэньчэн. Осматривая свои новые владения, ставшая царицей Вэньчэн испугалась небольшого озера, которое напомнило ей сердце дьявола. Дабы ублажить царицу был принят указ, согласно которому водоем должен быть полностью засыпан землей, а на месте бывшего озера возведен величественный храм, знаменующий собой победу над злыми силами. К проектированию и строительству храма были привлечены лучшие мастера Тибета, Китая и Непала, о чем говорит уникальное сочетание древних стилей зодчества.

Со временем храм и монастырь Джоканг (Дом Будды) стал священным не только для всех буддистов из Тибета, но и для паломников, странствующих в поисках просветления и ответов на извечные философские вопросы.

Достопримечательности и особенности

Центральный зал храма Джоканг украшает статуя Шакьямуни – изображение 8-летней девочки в натуральную величину, привезенное в страну самой царицей Вэньчен в качестве приданного. Собственно, ради сбережения этой статуи и возводился Джоканг. Статуя полностью отлита из золота и украшена бесчисленной россыпью драгоценных камней, что делает ее не только чрезвычайно величественной и ценной, но и вызывает духовный трепет у паломников. Поклонения статуе Шакьямуни проходят практические ежедневно.

Не менее уникальной достопримечательностью монастыря Джоканг в городе Лхаса является ива, растущая перед входом в храм . Монахи считают, что дерево было посажено самой царицей. Рядом с ивой установлен каменный монумент высотой три метра, на котором в 823 году были высечены условия сотрудничества между Китаем и Тибетской империей.

Необыкновенно зрелищное событие можно наблюдать в Джоканге и его окрестностях в дни празднования тибетского нового года. К стенам храма стекаются тысячи последователей буддизма, совершая красочные ритуалы и обряды во славу памяти предков. Сие действо носит название Праздник тысячи молитв .

Дадим несколько ценных советов туристам, которые решили посетить храм Джоканг в Лхасе (Тибет):

  1. Спланируйте распорядок дня таким образом, чтобы попасть в Джоканг ближе к вечеру. В это время ламы занимаются чтением сутр. Их смысл вы не поймете, но ритмичное песнопение завораживает и гипнотизирует.
  2. Храм принимает посетителей весь день. Если вы желаете попасть на экскурсию с гидом, то приходить стоит пораньше, так как экскурсоводов не так много.
  3. Соблюдайте правила приличия. Не смейтесь, громко не разговаривайте, не тыкайте пальцами и уж тем более не трогайте священные для буддистов реликвии.

Напоследок — подборка фото монастыря и храма Джоканг:

храм-Джоканг

8242bfbe9f4a1c3234888f0eef9

000097404_prevstill

ЧУДЕСА ЗОЛОТОГО ДРАКОНА

Рангун, столица Бирмы и третий крупнейший город Индийской империи, с полным правом может считаться Меккой буддизма. Восток и Запад переплелись на его улицах, образовав некую экзотическую смесь. Современные административные здания мирно соседствуют с позолоченными бирманскими святилищами, а буддийские монахи в одеждах цвета бордо, смешиваются в толпе с безукоризненно одетыми туристами. Однако общая атмосфера современной индустриальное™ не способна полностью уничтожить ту безмятежность, которая составляет неуловимый, но важнейший элемент восточной жизни.

Путешественник, приближающийся к Рангуну по реке, поначалу воспринимает город как таинственный мираж с призрачными зданиями, неясно проступающими сквозь окутывающую их дымку. Но туман в конце концов рассеивается, и с серого неба вдруг словно обрушивается сияющий и переливающийся поток золотого света. Источником света, этого закристаллизовавшегося солнечного луча, оказывается Шуэдагоун, или пагода Золотого Дракона - самый священный и прекрасный из бесчисленных храмов Будды.

Пагода Золотого Дракона, разместившаяся к северу от города, стоит на вершине небольшого холма, возвышающегося на 50 м над уровнем окружающей местности. Специально выровненная поверхность холма и искусственно наращенные склоны формируют платформу пагоды длиной около 275 м и шириной примерно 215 м. Подняться на платформу можно по четырем лестничным пролетам, по одному с каждой стороны света. Главный вход находится на южной стороне, обращенной в сторону Рангуна.

Туриста, подходящего к пагоде с юга, встречают два массивных грифона* - два ярко расписанных красками бирманских льва гротескного вида из белого гипса со злобным взглядом блестящих глаз. Сам вход являет собой внушительное сооружение в типично сиамском стиле, по виду похожее на пагоду, крыша которой по краю украшена замысловатой резьбой. Прямо перед входом практически постоянно можно увидеть выстроившуюся в длинные ряды самую разную обувь; здесь местные сандалии наступают на носы импортных полуботинок, а элегантные спортивные туфли и военные башмаки мирно соседствуют с изящными лодочками на высоких каблуках и поношенными сабо.

Неподалеку на низкой неровной стене сидят стайки бирманских мальчишек; каждый держит в руках неописуемого вида ведро с водой и несколько кусков ветоши. Эти юные бизнесмены изобрели новый вид деятельности: они приспособились мыть ноги туристам, которые вынуждены босиком пробираться по коридорам пагоды, ибо никому не разрешается войти в Шуэдагоун, не сняв прежде обувь и носки; на Востоке этот ритуал равнозначен сниманию шляпы при входе в христианскую церковь. Говорят, что закон, заставляющий туристов снимать обувь, был введен в Бирме исключительно из-за того, что подобный обычай был оскорбительным для англичан. Таким вот своеобразным способом Бирма накрутила хвост британскому льву.

Лестничные пролеты, ведущие на платформу пагоды, со всех сторон огорожены стенами и крышей из тикового дерева, сплошь покрытыми замысловатой резьбой; и, как только босой турист входит на скользкие от грязи, истертые ступени, он тут же попадает на настоящий восточный базар религиозных древностей. Паломники, приезжающие сюда со всех концов земли, чтобы искупить свои грехи в этом святейшем месте, непременно желают увезти с собой какие-нибудь сувениры на память о посещении святыни. Спрос, как известно, рождает предложение, и поэтому дорога, ведущая к храму, сплошь усеяна мелкими лавчонками, где верующие могут за пять центов приобрести грубо сделанные фигурки и аляповатые многоцветные литографии.

Поднявшись по лестнице и пройдя через причудливые ворота, турист наконец попадает на платформу пагоды, и перед его взором открывается такое потрясающее зрелище, что в языке просто не хватает слов, чтобы описать его великолепие. И хотя платформа в действительности имеет прямоугольную форму, создается впечатление, что она представляет собой огромный круг. Грандиозную центральную пагоду окружает широкий променад*, куда фасадами выходят расположенные со всех сторон ряды святилищ, украшенных витиеватой резьбой. Середина променада выстлана коврами, и большинство европейцев с удовольствием предпочитают не сходить с этого покрытия.

Представьте себе, если, конечно, сможете, двести пятьдесят пагод сразу, каждая высотой от 3,5 м до 30,5 м, со своей оригинальной резьбой, большей частью позолоченной или покрытой слоем лака. Сотни золотых шпилей сияют на солнце, тысячи серебряных колокольчиков нежно позванивают от легкого дуновения ветерка, и всеми цветами радуги искрятся и переливаются в лучах полуденного солнца алмазы, изумруды и рубины на миллионы долларов - таким предстает перед вами Шуэдагоун!

На платформе Золотого Дракона собраны в художественном беспорядке бесчисленные образчики архитектуры сорока наций. Странные наклонные крыши из Сиама; рифленые шпили из Индокитая; удивительные ступы из Камбоджи; похожие на колокол дагобы из Тибета; витиеватые фронтоны из Китая и Кореи; украшенные необычной резьбой башни и полукруглые купола из Индии и Цейлона - все они столпились вокруг золотого основания Шуэдагоуна.

Стоящие повсюду скульптурные изображения Будды выглядывают каждое из своей ниши. Есть там и огромные каменные Будды, веками сидящие погрузившись в медитацию; Будды из тикового дерева с лакированными лицами в темных блестящих одеждах; мраморные Будды в одеянии, инкрустированном золотом; Будды из бронзы и меди с изумрудными глазами и рубиновыми губами; маленькие золотые Будды и серебряные святые, сидящие в украшенных драгоценными камнями нишах; Будды из нефрита, аметиста, розового кварца и хрусталя. Будды различаются не только материалом, из которого они изготовлены, но также и позами: одни Будды сидят в медитации, другие преклонили колена в молитве, третьи стоят и проповедуют, четвертые полулежат и с полузакрытыми веками ожидают наступления нирваны. Здесь можно увидеть гигантских Будд высотой от 15 до 18 м и Будд таких крошечных, что они спокойно помещаются между большим и указательным пальцами. Всего на платформе Шуэдагоун размещено более двадцати пяти тысяч скульптурных изображений «Света Азии».

Поперек фасада многих более мелких святилищ установлены позолоченные прутья. За этими решетками находятся статуи Будды, украшенные бесценными драгоценностями; во лбу этих статуй горят бриллианты размером с 25-центовую монету, а их одежда инкрустирована драгоценным камнями на баснословную сумму. Возраст некоторых из таких святынь насчитывает многие столетия, тогда как другие стоят еще в незаконченном виде. То тут, то там какой-нибудь современный ревнитель возводит с практической целью бетонную святыню, внося в общую гармоничную картину изрядную долю абсурдности.

На платформе Золотого Дракона разместились не только школы буддийских монахов, но также и обители, дающие пристанище людям, пораженным такими недугами, как проказа и туберкулез, которые прибыли сюда за исцелением. Между золотыми алтарями неустанно бродят монахи с бритыми головами и скипетрами из конских хвостов. Они считаются хранителями этой всемирно известной святыни.

Люди, неспособные оценить годы кропотливого труда, затраченного на украшение позолоченных святилищ замысловатой резьбой, склонны рассматривать всю эту богатейшую орнаментику просто как грубо выполненные антикварные безделушки. Однако независимо от разнообразия индивидуальных впечатлений, возникающих при созерцании невероятного множества сияющих алтарей, все сходятся в одном: что грандиозная пагода, возвышающаяся в центре платформы, являет собой совершенство красоты, простоты и величия. Огромный шпиль Шэудагоуна с золотым зонтом в качестве единственного украшения, изящно изгибаясь, взлетает над платформой на высоту 113 м. В строгой простоте его очертаний выражается подлинный эстетизм. Столпившиеся вокруг основания Золотого Дракона многочисленные пагоды выглядят подобно предгорью, окружающему одинокую неприступную гору.

Форма пагоды Шуэдагоун таит в себе особый смысл. Основание выполнено в виде перевернутой миски, которой пользуются в Азии священники для собирания пищи. Над основанием располагаются складки чалмы, из которых вырастает двойной цветок лотоса. Над лотосом поднимается шпиль пагоды в форме бутона банана. Привкус современности этой конструкции придают бесчисленные гирлянды электрических лампочек, которыми увешана пагода, по ночам господствующая над городом подобно гигантской рождественской елке. Периметр основания центральной пагоды составляет 416 м. Для постройки всего сооружения использовался местный кирпич. Нынешний «зонт», образующий навес пагоды, был установлен в 1871 году. Он состоит из железных колец, покрытых золотыми пластинками и увешанных золотыми и серебряными колокольчиками, позванивание которых хорошо слышно на платформе. Верхняя часть зонта называется «сейн-ба», что означает «украшенная драгоценными камнями корона». Сейн-ба усыпана массой сверкающих алмазов, изумрудов и рубинов, поскольку многие богатые бирманские буддисты вешали на нее свои личные драгоценности еще до того, как ее подняли и установили наверху пагоды. И стоит только солнечному лучу коснуться одного из огромных камней, как яркая вспышка зеленого, красного или белого света тут же ослепляет глаза всякого стоящего внизу.

Первая пагода высотой не более 8 м была построена на небольшом возвышении в 500 г. до н. э. Шли века, а святое место пребывало в полном забвении до 1446 г. н. э., когда заботами благочестивого правителя началось ее восстановление. С тех пор сооружение увеличилось в размерах и содержалось в исправности вплоть до 1776 г., когда оно приобрело свой нынешний вид. Огромную ступу неоднократно золотили и укладывали новые слои кирпича, которые затем снова покрывали позолотой, и поэтому сейчас уже невозможно точно оценить, какое количество драгоценного металла пошло на украшение пагоды. Прежний метод золочения, как недостаточно экономичный, был заменен новым, и теперь пагоду золотят с помощью золотой фольги толщиной в 3,2 мм, покрывая ею поверхность кирпича до того места, где из купола выходит шпиль. Жителю Запада трудно представить себе колоссальный объем работ по выстиланию золотой фольгой сооружения окружностью 416 м. Однако вера - это духовное качество, которое в Бирме проявляется более ярко, чем в западной мире, и поэтому ослепительный блеск Золотого Дракона не имеет других соперников, кроме сияния самого солнца.

Как всегда, возникает один и тот же вопрос: зачем было возведено это грандиозное святилище? Что собой знаменует это святое место? Если вы спросите об этом местного монаха, он ответит, что пагода отмечает место, где хранятся священные реликвии четырех Будд, и поэтому оно является самым святым из всех ему подобных. Действительно, где-то глубоко под Золотым Драконом спрятаны величайшие буддийские святыни: чаша Кракучанды, одежда Гаунагонга, посох Катхапы и восемь волос с головы Гаутамы. Где еще столь бережно хранятся святые реликвии? Таким своеобразным способом Азия свидетельствует почтение своим освободителям.

Несмотря на свое всеподавляющее великолепие, пагода Шуэдагоун абсолютно не гармонирует с духом великого учителя, останкам которого она служит надежным хранилищем. Будда проповедовал несущественность земных сокровищ; согласно его проповедям, человек, чтобы открыть Реальность, должен освободиться от иллюзии физического существования и удалиться во внутреннюю крепость собственного «я». По убеждению Владыки Гаутамы, ни пагода, ни святилище не содержат в себе никакого смысла, ибо и они являются частью иллюзии, от которой надо уметь отрешаться. Для него не было ничего реального, кроме собственного «Я», ничего абсолютного, кроме «Я», и никакого подлинного достижения, кроме полного слияния с этим «Я». И когда он сидел, погрузившись в самадхи*, его сознание сливалось с сознанием вселенной. Его миссия состояла в том, чтобы научить людей, как вырваться из рабства у иллюзии, проистекающего от признания частей, и таким образом достичь полной свободы, которая есть осознание целого. Откровение Золотого Дракона гласит: «Азия любит своих Будд и воздает им должное, но Азия ничего не понимает».

Из книги Автобиография духовно неправильного мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Впечатления золотого детства Я никогда не был духовным в том смысле, в каком это понимают. Я никогда не ходил в храмы и церкви, я не читал писания, не соблюдал в поисках истины обряды, не поклонялся и не молился Богу. Это не мой путь. И потому любой может сказать, что я не

Из книги Современная ритуальная магия автора Кинг Фрэнсис

Глава 20 АЛХИМИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ «ЗОЛОТОГО РАССВЕТА» В середине 20-хгг. трое посвященных в герметический Храм «Stella Matutina», расположенный в Бристоле, оставили эту организацию, поскольку уже не могли мириться с явно антропософским тоном учений, преподаваемых Вождями

Из книги Пришельцы из Шамбалы автора Бязырев Георгий

Из книги Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету автора Эзотерика Автор неизвестен -

СТОЛИЦА ЗОЛОТОГО ВЕКА Паломничества возвышают и очищают тело.Если бы читатель вместе со мной смог перенестись на 400 тысяч лет назад в летающую тарелку атлантов, кружащую над столицей толтеков - Городом Золотых Врат, то его изумленному взору открылась бы картина

Из книги Книга-3: История Рампы. (THE RAMPA STORY) автора Рампа Тьюсдей Лобсанг

Глава о преображении в золотого ястреба Я поднялся из комнаты Сешете (супруга Тота, покровительница письма), как золотой ястреб, который вышел из его яйца.Я лечу, спускаюсь подобно ястребу со спиной в семь локтей, и крылья которого подобны матери изумрудов с Юга.Я

Из книги Потерянные царства [илл., ёфиц.] автора Ситчин Захария

Глава 4 В стране золотого света и на земле У ворот Лубянки меня уже дожидалось трое солдат. Тюремный охранник, который вытолкнул меня в открытую дверь, вручил старшему по званию, ефрейтору, какую-то бумагу.- Распишись здесь, товарищ, здесь только сказано, что ты принял от

Из книги Иисус жил в Индии автора Керстен Хольгер

ГЛАВА ШЕСТАЯ ЦАРСТВО ЗОЛОТОГО ЖЕЗЛА История цивилизации в Андах скрыта завесой тайны, и тайна эта усиливается отсутствием письменных источников или стел с рисуночным письмом. Однако мифы и легенды дополняют картину рассказами о богах и гигантах, а также вождях, которые

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Чудеса Иисуса и чудеса в Индии Если рассматривать сотворенные Иисусом чудеса вне контекста, то на первый взгляд они покажутся уникальными и беспрецедентными. На самом деле, люди всегда верили, что за необычными, выдающимися, зрелищными и необъяснимыми событиями реальной

Из книги Практическая астрология или искусство предвидения и противостояния судьбе автора Кефер Ян

Из книги Интеграция души автора Рэйчел Сэл

Из книги Дорога Домой автора

Видение нового Золотого Века Когда 21 декабря 2012 года над Землей взошло Солнце, многие души думали, что оно положит конец тьме на планете. Они ожидали переноса в другое измерение и стремились оставить позади мир нужды и страдания.У некоторых так и случилось, но огромное

Из книги Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии автора Прокопенко Иоланта

Поиски Золотого царства Собирается отец в дальние страны и спрашивает дочерей, какие подарки им привезти. Две старшие дочери выбрали в дар силы, к которым так тянутся люди. Первая выбрала силу видеть ночью, вторая выбрала силу не стариться. Младшая же попросила привезти

Из книги Русь открывает себя автора Жикаренцев Владимир Васильевич

О реках Золотого кольца Конечно, всё, что я скажу ниже, касается и других рек России.Впервые я обратил внимание на состояние рек, когда в Суздальском кремле рассматривал макет древнего города. Он разительно отличался от современного города тем, что в нём было очень много

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Предметы розово-золотого (высшего) масонства Помимо вышеперечисленных символов, имело свои изображения символического характера:1. Роза – символизировала не только любовь, но и вечность материи.2. Пеликан – закон высочайшей мудрости, спасителя мира.3. Орел –

Из книги автора

Золотое сечение и спираль Золотого сечения как основа информационного поля Земли Если быть кратким, понять, что означает улитка, помогли мне тамплиеры. Одна из загадок, которая мучила учёных до последнего времени, заключалась в следующем: откуда тамплиеры были так хорошо

Из книги автора

Часть III От Золотого Века до аграрных цивилизаций Когда я обращаюсь к истории человечества, я становлюсь пессимистом… но когда я вглядываюсь дальше, в доисторическую эпоху, ко мне возвращается оптимизм. Я. Х. Смэтс Само по себе понятие золотого века достаточно

Давно я собиралась заняться китайским орнаментом, и вот наконец мне предоставилась эта возможность. Начну с самого популярного мотива китайского искусства - дракона.
Его изображения в изобилии встречаются на балках китайских дворцов и храмов.

Посмотрим, что о нем пишет Википедия.

"Китайский дракон — в китайской мифологии и культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен взмывать и в поднебесье. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.
Внешне китайского дракона описывают через подобия: голова верблюда, рога оленя, глаза демона, шея змеи, чешуя карпа (чешуй должно быть 81 или 117), когти орла, лапы тигра и уши коровы. Однако на изображениях часто заметно расхождение с этим описанием. На голове драконов находится их важнейшая принадлежность — шишка на макушке, благодаря которой они могут летать без крыльев. Однако её на изображениях можно увидеть нечасто.

Китайцы разделили драконов на группы, в которых каждая порода имеет свои отличительные характеристики. Появились четыре главных брата-дракона Лун-ван: Ао-Куан, Ао-Цзюнь, Ао-Шунь и Ао-Цинь.

Основные породы дракона следующие:

Тяньлун — Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.
Фуцанлун — Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.
Дилун — Земляной дракон, который заведует морями и реками.
Инлун — Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.
Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).

Другие породы драконов: цзюлун — чешуйчатый дракон (синий), инлун — дракон с крыльями, цзюлун с рогами (синий), безрогий чжилун (красный, белый и зелёный), паньлун, связанный с землёй. Китайские драконы могут быть также чёрного, белого, красного или жёлтого цвета, среди которых последний считается главнейшим. Каждый дракон рождается из золота того же цвета, что и его шкура. Возраст дракона также можно определить по цвету шкуры. Жёлтым , красным, белым и чёрным драконам — тысяча лет, синим — восемьсот.

Как царь животных, дракон служил символом императорской власти."

Лхаса (тиб. ལྷ་ས་, кит. 拉萨) - столица Тибетского автономного района в Китае. Город расположен на высоте 3 650 м (12 000 футов) над уровнем моря на северных склонах Гималаев.

Общая информация

История города Лхаса, название которого означает «Земля Богов», насчитывает более 1 300 лет, а сам город расположен в долине реки Лхаса. В восточной части города, вблизи храма Джоканг и района Баркхор, влияние Тибета по-прежнему сильно и заметно, и довольно часто можно встретить традиционно одетых тибетцев, совершающих кору (обход по часовой стрелке или прогулку по храму Джоканг), вращающих молитвенные колеса. Западная часть Лхасы по своему характеру этнически китайская. Это занятая и современная часть города, похожая на многие китайские города. Большую часть инфраструктуры, включая банки или правительственные учреждения, можно найти именно здесь. Гостиницу забронировать можно на , а проверить, нет ли где более привлекательной цены, можно . Поискать предложения аренды частных апартаментов или комнат можно .

Как добраться

Для посещения Тибета некитайским национальностям требуется получение специального разрешения, а также сопровождение гидом.

Самолетом

Аэропорт Лхаса Гонггар (贡嘎机场) (IATA: LXA) расположен в 61 км южнее Лхасы. Сориентироваться по ценам на авиабилеты можно .

Все приезжающие некитайцы должны быть встречены в аэропорту гидом. Такси можно нанять, выйдя из аэропорта. Кроме того, курсирует рейсовый автобус (25 юаней). Путешествующие некитайцы передвигаются на транспорте, предоставляемом туристическим агентством.

Поездом

Цинхай - Тибетская (Цинзан) железная дорога соединяет Лхасу и Голмуд, с сообщением до Синина, Пекина, Шанхая, Гуанчжоу и Чунцина.

  • Т27/28 из/до Пекина-Западного (ежедневно, 44 часа).
  • Т22/23/24/21 из/до (через день, 44 часа).
  • T222/223/224/221 из/до Чунцина (через день, 45 часов).
  • T164/165/166/163 из/до Шанхая (ежедневно, 48 часов).
  • T264/265/266/263 из/до Гуанчжоу (через день, 55 часов) - самое длинное железнодорожное сообщение в Китае (4980 км).
  • K917/918 из/до Ланьчжоу (ежедневно, 27 часов).
  • K9801/9802 из/до Синин Западный (ежедневно, 24 часа).

Туристы некитайской национальности не имеют возможности покупать билеты самостоятельно. Иностранцы должны приобретать билеты через туристическое агентство. Достать билет тяжелее всего во время китайского Нового года (в январе и феврале), а также во время летних каникул (в июле и августе).

Переезд с железнодорожной станции

Поездка на такси между городом и железнодорожной станцией обойдется ровно в 30 юаней, водители не используют счетчики. Заранее уточните стоимость поездки, так как многие водители попытаются взять 100 юаней. В качестве альтернативы воспользуйтесь автобусом (1 юань), чтобы добраться на другую сторону реки, и там поймайте такси со счетчиком.

Подсказка:

Лхаса — время сейчас

Разница в часах:

Москва − 3

Казань − 3

Самара − 2

Екатеринбург − 1

Новосибирск + 1

Владивосток + 4

Когда сезон. Когда лучше поехать

Лхаса — погода по месяцам

Подсказка:

Лхаса — погода по месяцам

Основные достопримечательности. Что посмотреть

Дворец Потала (Пходранг)

Вероятно, цитадель существовала на Красном холме еще до VII века, когда король Сонгцэн Гьялпо построил крепость для своих двух жен. дворец перестраивался при V Далай Ламе в течение трех лет, затем XIII Далай Лама расширил и перестроил его. Таким мы видим дворец на сегодняшний день. В 1775 году, при VII Далай Ламе, Норбулинка стала летней резиденцией, а Потала - зимним дворцом. В Потале можно обнаружить комнаты, в которых жили Далай Ламы, а также их роскошные золотые гробницы. В качестве религиозного и политического центра старого Тибета, а также зимней резиденции Далай Лам дворец засвидетельствовал не только жизнь Далай Лам, но и главные политические и религиозные события последних веков. Во дворце Потала хранится огромное количество редких культурных реликвий, включая написанное от руки золотое буддийское Священное Писание, ценные подарки от императоров Китая и множество бесценных антикварных вещей. Попасть во дворец можно за ¥100. В течение часа вы совершите экскурсию по дворцу в сопровождении гида; по крайней мере вам дадут необходимое количество времени на то, чтобы подняться и спуститься по многочисленным ступенькам, ведущим к резиденции высотой в 14 этажей. Перед посещением убедитесь, что вы акклиматизировались. Дворец Потала был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году, храм Джоканг - в 2000-м, а летняя резиденция Норбулинка - в 2001-м.

Летний дворец (летняя резиденция) Норбулинка

Расположен примерно в 1 км западнее дворца Поталы, был построен в 1775 году VII Далай Ламой и расширялся при каждом последующем правителе. В настоящее время в резиденции ведутся реставрационные работы, а на территории комплекса находятся небольшой зоопарк, ботанические сады и особняк. Плата за вход составит 60 юаней (2015 год).

Церкви и храмы. Какие стоит посетить

Храм Джоканг (Цуглахан)

Построен в VII веке для статуи Будды, которую принцессы Бхрикути из Непала и Вэнь Чэн из китайской династии Тан привезли в качестве подарка для их будущего мужа, короля Сонгцэна Гамбо. На протяжении веков храм много раз достраивался и теперь служит пристанищем для статуй короля Сонгцэна Гамбо и его двух знаменитых невест. Однако статуя Будды Джово Шакьямуни, привезенная принцессой Вэнь Чэн из Чанъаня около 1 300 лет назад, является самой священной и известной достопримечательностью и, возможно, самой почитаемой религиозной святыней во всем Тибете. Великолепный четырехэтажный храм под позолоченной крышей обращен на запад и расположен на площади Баркхор в центре старой части Лхасы.


Монастырь Дрепунг

Основанный в 1416 году последователем Цонга Капы, стал самым большим и роскошным монастырем Тибета, где Ламы участвовали в подготовке новых Далай Лам. Дрепунг стал обителью Нечунга, государственного оракула Тибета. За всю историю в Дрепунге было около 10 000 монахов, а в его подчинении находилось 700 «второстепенных» монастырей и обширных владений. Дрепунг принадлежит секте Гелугпа.

Монастырь расположен в 10 километрах западнее старой части Лхасы, добраться до него можно на автобусах № 17, 24 и других за 1юань. Автобус № 24 курсирует между Дрепунгом и Серой. Плата за вход в монастырь составит 50 юаней (2015 год), а на его осмотр потребуется полдня. Рекомендуется запастись водой и закусками. Перед монастырем (в офисе по продаже билетов) находятся несколько небольших ресторанчиков.

Монастырь Сера

Был основан в 1419 году одним из восьми учеников Цонга Капы (основателя секты Гелупы). Монастырь стал известен благодаря своему тантрическому обучению, в то время как Дрепунг прославился политическим участием. Сера был меньше Дрепунга, братия Серы насчитывала 7 000 монахов, однако монастырь не уступал в богатстве и был подобен Дрепунгу в могуществе. Монахи Серы считались умными и опасными.

Монастырь расположен в 5 километрах к северу от центра города, куда можно добраться на автобусах № 6,16, 24 и других за 1юань. Автобус № 24 курсирует между Дрепунгом и Серой. Плата за вход в Серу составит 50 юаней (2015), а на обход вокруг монастыря потребуется 3 часа. В 10 метрах от офиса по продаже билетов по правой стороне пролегает тропинка, которая приведет к входу в монастырь, попасть в который можно без билета.

Музеи. Какие стоит посетить

Музей Тибета

Плата за вход составит 25 юаней. Это музей тщательно отобранных артефактов, отражающих многовековую историю Тибета. На входе можно взять бесплатный аудиогид на вашем языке. Как и следовало ожидать, музей представляет китайскую точку зрения на “мирное освобождение” Тибета, однако это место стоит посетить.


Туристические улицы

Уличный рынок Баркхор

Расположен на старейшей типично тибетской улице, окружающей храм Джоканг со всех сторон, в центре старой части Лхасы, где вы сможете поторговаться с местными тибетскими продавцами изделий ручной работы, которые редко можно встретить где-то еще во всем мире. Улица Баркхор на протяжении многих веков является одним из важнейших религиозных путей, по которым паломники совершают обход вокруг храма Джоканг, вращая молитвенные колеса. Буддийские пилигримы совершают прогулку по улице по часовой стрелке каждый день до самой ночи. При первом визите в Баркхор посетите площадь Баркхор, построенную в 1985 году. Неоднократно площадь становилась местом политических протестов и столкновений между китайцами и тибетцами.

Что посмотреть в окрестностях

  • С улицы на восточной стороне отеля «Yak Hotel» рано утром отправляются автобусы в Шигадзе, Цетанг, Самье, Накчу, Danzhung. С междугородной автобусной станции можно уехать в Голмуд, (через Синин и Ланьчжоу), Накчу, Чамдо, Байи, Цетанг, Шигадзе и Драм. В зависимости от ваших документов вам будет позволено (или не позволено) приобрести билет на то или иное направление.
  • Улететь из Лхасы довольно просто: ежедневные рейсы связывают столицу Тибета и крупные города Китая, кроме того, несколько дней в неделю из Лхасы совершаются полеты в , :
  • 7-дневная поездка в включает проживание в отеле, завтрак, 4-колесный джип для переездов. Туристов сопровождает гид, который берет на себя ответственность за их регистрацию в полиции при въезде в город и при выезде из города (это является стандартной процедурой).
  • Монастырь Самье был построен в 779 году под патронажем Короля Трисона Децуна и под наблюдением Шантаракшиты и Падмасамбхавы, двух выдающихся буддийских учителей из Индии. Самье стал первым буддийским монастырем в Тибете и по сей день остается одним из важнейших святынь для паломников в регионе. Самье находится недалеко от Дрананга, в 150 км юго-восточнее Лхасы. Добраться до монастыря можно на автобусе или минивэне. Поездка рассчитана на 2 дня. Если вы располагаете временем, посетите скиты в Чимпу, расположенные неподалеку, где вы сможете ощутить больше духовных вибраций, чем в Самье. Необходимо разрешение, чтобы избежать хлопот с полицией и штрафов.

  • Монастырь Ганден расположен на южном берегу реки Кьичу в 45 километрах восточнее Лхасы. Ганден - главный монастырь ордена Гелугпа («Желтые шляпы») в тибетском буддизме. Из недавно реконструированного монастыря, построенного в 1409 году Цонгкхапой, основавшим Гелугпу, открывается головокружительный вид на гористую местность.
  • Можно совершить пешеходный поход между монастырями Ганден и Сомье, который в среднем займет 4 - 5 дней (быстрым шагом - 3 дня).

Множество симпатичных и удобных ресторанов расположено вблизи храма Джоканг и исторического центра Баркхора. В последнее время в Лхасе все чаще открываются индийские и непальские рестораны, а также тибетские рестораны с западной кухней. Обед на одного человека обойдется в 30 юаней, в стоимость включены напитки. В небольших тибетских ресторанчиках, особенно чайных, во всем Баркхоре значительно дешевле и вкуснее, чем в ресторанах для туристов (от 5 юаней). Тибетские рестораны в Баркхоре привержены традициям, для путешественника с запада китайская еда может показаться куда разнообразнее и привлекательнее, чем скользкое вареное мясо яка, которое подается в Тибете в китайских ресторанах, расположенных вокруг Баркхора и в новой части Лхасы. В наши дни во всех тибетских заведениях при заказе чая с молоком вам принесут сладкий чай на сухом молоке, импортируемом из Китая. Во всех ресторанах предусмотрена бесплатная горячая вода. Тибетские рестораны также можно найти по дороге в монастыри Сера и Дрепунг.

«Tsham khung nunnery"s restaurant» (Tsham khung monastery: མཚམས་ཁུང་དགོན་པ་) расположен на Ling khor South road. Ресторан внутри женского монастыря с отдельным входом. В меню (на английском языке) можно найти вермишель «thugpa», клецки «momo» (с мясом или овощами) и чай с молоком. Недорогая, но вкусная еда.

Западная кухня:

  • «Tibet Steak Restaurant». Таких ресторана два: один - напротив ресторана «Mandala» рядом с храмом Джоканг, второй - западнее дворца Потала. Меню обоих ресторанов включает тибетскую, непальскую, индийскую, китайскую и западную кухню.
  • «Snowland Restaurant» по адресу: 4 Tenjieling Road , рядом с площадью Джоканг (☎ 0891-6337323). Разнообразное меню, включающее западную, непальскую, индийскую и тибетскую кухню. Славится высоким уровнем обслуживания, вкусной едой, оттого очень популярен.
  • «New Mandala Restaurant», с садом на крыше, расположен напротив храма Джоканг (☎ 86-0891-6342235). Индийская, непальская, тибетская и западная кухня. С крыши открывается красивый вид на город. Попробуйте («щипящее») мясо яка.
  • «Tengyelink Cafe». Славится отменным мясом яка, приятная атмосфера. Здесь предлагают лучшую еду во всей Лхасе. Предоставляются недорогие завтраки.

Безопасность. Чего стоит остерегаться

Туристу на заметку

  1. Снимайте головной убор во время визита в храмы Джоканг, Потала или другие священные места. Избегайте коротких шорт и маек. При посещении святынь принято оставлять небольшое пожертвование, особенно в том случае, если вход бесплатный.
  2. Обходите ступы и другие священные места только по часовой стрелке.
  3. Не забирайтесь на статуи, памятники и другие священные объекты.
  4. Перед посещением храма воздержитесь от чеснока. Тибетцы считают его запах признаком неуважения.
  5. Фотосъемка во дворце Потала запрещена, но разрешено делать фотографии в храме Джоканг. В некоторых монастырях возможно фотографировать за символическую плату. Монахи позволят делать фотографии после небольшого пожертвования. Если вы сомневаетесь, спросите, прежде чем доставать камеру.

Высотная болезнь

Перед поездкой в Лхасу прочитайте статью о высотной болезни, чтобы знать ее симптомы, меры предосторожности, которые следует принять, и способы лечения. Высотная болезнь запросто может испортить ваш отдых, а в некоторых случаях - даже фатальна. Лхаса находится на высоте 3 750 м над уровнем моря, поэтому есть значительный риск возникновения высотной болезни, особенно в том случае, если ваши родные места находятся на меньшей высоте, а тело не успело акклиматизироваться. Если вы вынужденно летите в Лхасу, не будет лишним совершить остановку в промежуточном пункте, таком, например, как Куньмин, который находится на высоте 1 950 м над уровнем моря, и пробыть там несколько дней для акклиматизации.

Религиозные законы

Ни при каких обстоятельствах не давайте и не показывайте монахам или местным жителям фотографии Далай Ламы, так как это может навлечь на вас неприятности. Запомните: некоторые монахи сотрудничают с властями, другие же ими вовсе не являются.

Воровство

Следуйте мерам предосторожности, отправляясь за покупками в Баркхор или к храму Джоканг. Чтобы избежать проблем, оставляйте большие рюкзаки в отеле и следите за своим бумажником.

Попрошайки

Не подавайте милостыню детям и будьте осторожны, прежде чем дать: дав одному нищему, можно привлечь целую толпу.

Чем заняться

  • Кора - медитативный обход вокруг святыни, такой как храм, практикуемый многими тибетцами.
  • Опера «Langma (буквально «королевская музыка») - традиционное тибетское песенное и танцевальное шоу.
  • «Слепой массаж» в медицинской массажной клинике по адресу: Лхаса, 59 Beijing Middle Road, 3-й этаж (напротив отеля «Kichu»). ☎ 6320870. Стоимость - ¥80/час. Персонал говорит на английском языке. При поддержке проекта «Брейльбез границ» («Braille Without Borders»). Отличный способ приспособиться к высоте или просто расслабиться.
  • Парк развлечений, который расположен по адресу: No.30-32 Sela Road.

Шопинг и магазины

Возьмите на заметку: многие банкоматы не принимают иностранные банковские карты, в отличие от «Банка Китая» («Bank of China»), который также предоставляет обмен валюты.

  • Киоски на улице Баркхор очаровывают своими удивительными вещицами, однако в большинстве случаев это «хлам» из Непала и Китая. Примером могут служить поддельные бронзовые статуэтки или картины, не имеющие ничего общего с Буддой. Несмотря на это здесь можно найти множество подлинных вещей. Обратите внимание на предметы для быта и изделия из дерева, такие как шары, марки пилигримов, серебряные вещицы, гау (вариант амулета), серебряные и латунные печати, старые тибетские купюры, вязаные ранцы и тканые сумки. Приобретение тибетского антиквариата - довольно привлекательная идея, однако это разрушительно влияет на культуру Тибета.
  • В поисках буддийской тхангки отправляйтесь в мастерскую, которую вы найдете в закоулках. В мастерской вы сможете понаблюдать за процессом ее создания. В этом отношении прогулка по «задворкам» Баркхора весьма полезна: здесь вы сможете встретить ремесленников в процессе создания картин, мебели, глиняных скульптур, масок, церемониальных символов и аппликаций. Не все произведения искусства возможно увезти с собой, но это стоит того, чтобы посмотреть.
  • Тибет считается родоначальником производителей традиционных ковров, хотя многие якобы тибетские ковры, вывешенные в магазинах в Баркхоре и перед Поталой, сделаны на фабриках в Непале под руководством тибетских эмигрантов, а значительное количество узоров - туркменские и афганские и не имеют ничего общего с традициями Тибета. Некоторые магазины кладут ковры на ткацкие станки, чтобы заверить в их подлинности, однако в демонстрационном зале в большинстве случаев - импортные образцы. Чтобы найти подлинный тибетский ковер, посетите фабрику или выставку от фабрики. Внимательно разглядите изделие и убедитесь, что вы покупаете ковер, идентичный тому, что увидели на станке. Понюхайте ковер: настоящая тибетская шерсть содержит ланолин и имеет характерный запах. Дешевая шерсть из Цинхая и Монголии сравнительно суше. Изредка в Баркхоре и магазинах поблизости можно встретить более старые образцы, хотя за хорошими, старинными коврами охотятся коллекционеры, поэтому цены на них могут быть значительно выше, даже в Лхасе.
  • Ночной рынок «Tianhai», расположенный в западном пригороде, славится большим количеством разнообразных товаров и низкими ценами по сравнению с улицей Баркхор.
  • Тибетские пледы (адрес: Snow Leopard Industries, 2 East Zang Yi Yuan Road, рядом с отелем «Snowland» и площадью Баркхор). ☎ 0891-6321481. Небольшой магазин с широким ассортиментом традиционных и современных моделей, изготовленных на собственной фабрике. Фиксированные приемлемые цены. Владелец говорит на английском языке и может рассказать о различиях тибетских узоров и объяснить процесс изготовления пледов. Кроме того, в магазине есть лавка сувениров с установленными низкими ценами. Возможна доставка пледов за рубеж. Принимаются кредитные карты.
  • Тибетские пледы - «The Tanva Carpet Workshop», в деревне Нам, по дороге между Лхасой и аэропортом Гонгкар, новая мастерская по производству тибетских ковров, в которой применяется только ручное прядение из тибетской высокогорной шерсти для создания как традиционных, так и современных ковров. Вы сможете собственными глазами увидеть процесс изготовления ковров и приобрести их (на подержанные ковры снижены цены) в демонстрационном зале на месте. Задать вопросы и договориться о визите вы сможете, позвонив управляющему фабрики Норбу (☎ 1398 990 8681). Ковры, созданные в мастерской, продаются в магазинах «Torana» в Пекине и Шанхае. Фотографии и подробности вы найдете на сайте магазина.
  • Масляная живопись в «Kharma Gallery», на 2-м этаже напротив отеля «Snowland» (☎ 86-891-6338013). В галерее представлены качественные масляные картины, выполненные художниками Тибета на тибетские темы (пейзажи, люди, религиозные места, животные и т. д.).
  • Галерея «Gedun Choephel» на углу Баркхор, попросту говоря - на самой крайней точке от храма Джоканг. В ней собраны работы большинства художников Лхасы, принадлежащих к стилю авангард, немногие из которых выставляются в Пекине и Лондоне. В галерее проходят вращающиеся выставки, и на это стоит посмотреть.
  • Изделия ручной работы в «Dropenling Handicraft Development Center» по адресу: 11 Chak Tsal Gang Road (☎ 0891-6360558). Позвоните, чтобы узнать, как добраться, или идите прямо от площади Баркхор к мечети Лхасы, затем поверните налево. Высокие цены оправдывают качество продаваемых в магазине вещей, сделанных в Тибете. Прибыль идет на развитие ремесленничества. Принимаются кредитные карты.

Бары. Куда сходить

  • «Travelers Bar». Находится на East Beijing Road. Излюбленное место путешественников.
  • «Low House Music Bar» с традиционными индийскими, непальскими и тибетскими мотивами. Расположен в семейном доме XI Далай Ламы.
  • «Dunya Restaurant, Bar and Balcony» - заведение с приятной атмосферой под началом двух иностранок.
  • «Gang La Mei Duo». Стены этого заведения украшены полотнами и акварельными картинами на тибетскую тематику, которые вы можете приобрести здесь же.
  • «Guge Tavern and Bar». Обстановка состоит из каменных табуреток и простых столов.
  • «Gu Xiu Na Book Bar». Здесь вам предложат почитать книги на религиозную тематику.
  • «7 Square-meter Bar», расположенный на 83 Beijing Road West.
  • «Shambhala» (по адресу: 7 Jiri 2 Lane) декор выполнен в стиле тибетского дома.

Как передвигаться по городу

  • Центральную площадь с главными туристическими достопримечательностями (Потала, Джоканг, Баркхор, Рамоче) удобнее всего «исследовать» пешком.
  • Велосипедные рикши вам встретятся на каждом шагу, впрочем, будьте готовы поторговаться.

  • Поездка на такси обойдется в 10 юаней в любом направлении в черте города. Просто остановите такси на обочине. Будьте готовы потесниться: шофер будет часто подъезжать к тротуару в поисках других пассажиров, направляющихся в то же место. Каждый пассажир заплатит 10 юаней, и это увеличит доход таксиста, несмотря на установленную стоимость проезда.
  • Поездка на городском автобусе обойдется вам в 1 юань. Туристам некитайской национальности разрешено путешествовать на автобусах в черте города. Вы даже получите удовольствие, так как эти поездки нечасты. Номер автобуса легко узнать, однако направления указаны на китайском языке, поэтому заранее уточните, какой автобус вам нужен.
  • Микроавтобусы курсируют в Норбулинку, монастырь Сера, монастырь Дрепунг и в другие близлежащие места. Многие ходят по маршруту городского транспорта.
  • «Автобусы-пилигримы» можно найти перед храмом Джоканг или на стоянке возле храма. Они отправляются в 6 - 7 часов утра в направлении Цурпха Гомпа, Ганден Гомпа, Ньемо (Дази), Пхенпо Лхундруб (Линжоу), Мелдро Гунгкар (кит. Mozhugongka), Чушул (кит. Qushui), Тактз (Дази), Гонгкар (кит. Gongga) и в другие районы. Билеты можно приобрести в кассе на стоянке или при посадке в автобус. Могут ли туристы некитайской национальности путешествовать на таких автобусах - неизвестно. Если вы не китаец, то путешествуете с гидом и можете спросить об этом у него. Ведь куда интереснее путешествовать так, чем на частном «Land Cruiser». Однако организация туров предполагает соблюдение заранее спланированных маршрутов, и, вероятнее всего, вам не удастся воспользоваться подобным сервисом.
  • Некоторые отели и магазины предоставляют велосипеды, так что если в вашем расписании есть несколько свободных часов, вам подойдет прогулка на велосипеде - прекрасный способ «исследовать» город. Воздух здесь не такой грязный, как в большинстве городов Китая, однако на дорогах есть свои обычаи: наилучшим способом считается прижаться к велосипеду или велорикше, чтобы поболтать.

Тибетский дракон — один из представителей восточных мифологических драконов и наиболее близок к китайскому. Украшение «свирепый дракон» характерно для тибетских храмов, например для храма Джоканг в Лхасе. В Тибете существует много сказок и историй о драконах. Говорят, что, когда юный Доргзонг Ринпоче посетил Йонтен Ритро в Ронгми, Кхам, вся деревня видела девять драконов.

Одна из историй говорит об охотнике, который провалился в пещеру и не сумел выбраться оттуда. В пещере находился спящий дракон и освещал её собственным светом. Чтобы не умереть от жажды, человек стал слизывать росу с жемчужины, зажатой в драконьих лапах, и выяснил, что роса очень питательна и делает его счастливым и здоровым. Весной дракон пробудился и взлетел из пещеры, а охотник, ухватившийся за его хвост, выбрался вместе с ним.

Знаменит также полёт дракона в небеса с холма перед монастырём Нубчен в Гонджо, Кхам. Это произошло во время посещения восьмым Дорзонгом Ринпоче этого места для «интронизации» одного Ринпоче и благословения реконструированного алтаря, разрушенного во время Культурной Революции. Церемония проходила внутри храма 16-го июня 1993 года. Но большинство людей не помещалось внутри и разместилось снаружи. Вдруг кто-то увидел дракона, стремительно взлетающего в небеса с вершины холма. Как принято в Тибете и, особенно среди жителей Гонджо в радостные моменты, все закричали: «Кьи… Лха Дже Ло… Кьи… Лха Дже Ло…». Это старинный клич, означающий: «Будьте счастливы! Да будут боги победоносны!»

Когда крики достигли храма, сидящие внутри подумали, что те, кто снаружи, «пьяны от счастья» и таким образом выражают радость. Так и сказали Дорзонгу Ринпоче. В этот момент в храм вбежали и сказали, что дракон поднимается прямо в небеса с холма, расположенного рядом с монастырём. Тибетцы верят, что если загадать желание, когда видишь взлетающего дракона — обязательно сбудется. Обычно они молятся о мире и счастье всех живых существ, скандируя: «Сем че там че ла га мо сид мо йонгое».

Кончок Таши, фотограф Дорзонга Ринпоче, вышел посмотреть на это странное явление и увидел дракона, перелетающего с одной вершины на другую, виляя хвостом. Он ринулся в комнату лам, чтобы взять фотоаппарат и сфотографировать это. Но когда он вернулся, дракон уже почти целиком скрылся в облаках. И только часть хвоста была видна.

Из энциклопедии Роберта Бира

Сверхъестественные животные четырёх направлений

Четыре животных, окружающих коня ветров, — гару-да, дракон, лев и тигр — происходят из древней китай-ской традиции геомантии и астрологии. В Древнем Китае четыре направления приравнивались к четырём сезонам: рассветное солнце на востоке символизиро-вало весну, полуденное солнце на юге — лето, закатное солнце на западе символизировало осень, а неосвещён-ные солнцем районы севера — зиму. Каждому из этих направлений приписывалось одно из четырёх «сверхъ-естественных», или «духовноодарённых», существ. Голубой дракон символизировал восточную четверть, красная птица солнца, или феникс, — южную четверть, белый тигр — западную четверть и черепаха, или тём-ный воин, — северную четверть. Четыре цвета этих животных соотносятся с китайской геомантической мандалой четырёх секторов рая, с синим — на востоке, красным — на юге, белым — на западе, чёрным — на севере и с жёлтым, обозначающим землю, — в центре. В фэн-шуй (буквально «ветер и вода») четыре живот-ных представляют четыре геомантических качества, или характеристики пейзажа. Эти четыре создания со своими различными характерными особенностями изначально символизировали животных четырёх ква-дрантов древнего китайского зодиака. Позднее их ко-личество было увеличено, чтобы включить все двенад-цать животных китайского зодиакального цикла. Три из них по-прежнему остаются — это дракон, птица и тигр.

В китайском символизме геомантии противопо-ложность тигра и дракона — довольно часто повто-ряющийся мотив. Старый тигр смотрит задумчиво и с тоской на молодого дракона, что символизирует одновременно и полярность, и союз принципов инь и ян. Тигр, царь земных созданий, представляет тёмный женский принцип инь чётных чисел, а дракон, как вла-дыка небесных созданий, представляет светлый муж-ской принцип як нечётных чисел. Как эмблема жизнен-ной силы дракон весны представляет собой рождение, красная птица лета — юность, белый тигр осени представляет старость, а чёрный воин — смерть. В буд-дийском символизме четыре животных-охранителя символизируют преодоление четырёх великих стра-хов — рождения, болезни, старости и смерти.

Тибетская традиция переняла и сохранила трёх из этих четырёх животных: бирюзового дракона, крас-ную птицу гаруда и жёлтого полосатого тигра. Черепа-ха, или чёрный воин, — национальная эмблема Китая была заменена белым снежным львом — национальной эмблемой Тибета. Такое сочетание цветов — синего, красного, жёлтого и белого — с зелёным конём ветров посередине соотносится с буддийским устройством мандалы, с Амогхасиддхи, представляющим зелёный элемент воздуха, в центре.

ДРАКОН (санскр. vritra , тиб. ‘brug , кит. lung )

Монотеистические религии Среднего Востока и Евро-пы представляли дракона как свирепого сатанинского монстра, охранителя сокровищ, похитителя детей и соблазнителя девственниц. Святой Михаил и святой Георгий — это архетипичные рыцари, которые разру-шили животную силу дракона, подавляя все силы зла и высвобождая всё чистое, в форме детской невинности, целомудрия девы или скрытых сокровищ.

Восточный дракон рассматривается в куда более позитивном свете. Он представляет сильный принцип ян, принцип небес, изменений, энергии и созидания. Основной образ китайского дракона впервые встре-чается на найденных на раскопках артефактах, отно-сящихся к периоду неолита, приблизительно к пятому тысячелетию до нашей эры. Дракон как таковой явля-ется одним из самых ранних изобразительных симво-лов человечества. Вероятно, изначально дракон служил в качестве тотема племени, объединяя в своём образе голову свиньи с телом змеи и гривой лошади. Суще-ствует запись о том, что Жёлтый император Хуан-ди выбрал облако как свой символ, Пламенный император Янь-ди взял огонь своим символом, император Чжуан-сюй выбрал своим символом воду, император Тай-хао взял дракона как свой символ, а император Шао-хао выбрал своим символом птицу феникс. Хотя каждая из этих династий имела корни в разных племенах, их символы и по сей день можно видеть избражёнными на атрибутах императорской власти и в парчовых ор-наментах.

Дракон и феникс, представляющие императора и императрицу Китая как союз небес (дракон) и земли (феникс), по мнению археологов, происходят от сви-ньи и фазана. Окаменелые останки динозавров найде-ны в Китае и часто встречаются в пустыне Гоби. Веро-ятнее всего, именно они навеяли нашим предкам образ гигантского змееподобного дракона.

Ранние письменные описания дракона появляются в «Каноне перемен», или «И цзин», где становится ясна неуловимая ускользающая созидательная нату-ра дракона. Существует поверье о том, что дракон — мастер перевоплощений, что он может изменять своё обличье по своей воле. Он может становиться неви-димым, уменьшаться до размеров личинки тутового шелкопряда или делать своё тело огромным, заполняя собой все небеса. Во время весеннего равноденствия он поднимается на небо, где пребывает вплоть до осен-него равноденствия, после чего спускается в глубокий омут, покрываясь грязью, и там остаётся до следую-щей весны. Как одно из четырёх сверхъестественных животных, лазурный, или бирюзовый, дракон пред-ставляет увеличение светового дня весной и восход на востоке.

Как и индийский нага, легендарный китайский дракон всегда ассоциировался с прогнозированием по-годы, это в особенности связано с низкими кучевыми облаками, грозовыми тучами и бурями. Разветвлённые молнии вырываются из его когтей, и пламенная шаро-вая молния вылетает из его пасти. Голос дракона — это раскат грома, его бьющееся тело среди тёмных грозо-вых туч рождает град молний, а проливной дождь из-ливается из его искрящейся чешуи. Четыре драгоцен-ности, которые он держит в когтях, производят росу и потоки дождя, когда он сжимает их сильнее. Для пред-сказания погоды также использовался панцирь чере-пахи, а молитвы нефритовому дракону возносились во время засухи. Ливень был известен как «живущий дра-кон», а торнадо или смерч — как «висящий дракон», тогда как волны прилива и подводные землетрясения рассматривались как гнев одного из четырёх драконов океана. В китайских анналах сохранилось несколько изображений, выполненных знаменитыми художни-ками, специализировавшимися исключительно на дра-конах, их просили рисовать драконов во времена за-сухи — обычно на четырёх стенах специального зала, возведённого недалеко от пруда дракона. Драконы были настолько реалистично нарисованы, что, говорят, будто они оживали, разрушая стены зала в неистовстве грома и дождя, и ныряли в пруд дракона. Изображение драконов стало основной формой искусства в средне-вековом Китае, особенно в период Пяти династий (907-960 гг. н. э.) и династии Сун (960-1279 гг. н. э.), когда сформировались отдельные школы рисования драконов и рыб.

В Китае существует более семидесяти способов написания иероглифа «дракон». Дракон может про-являться в форме девяти отдельных разновидностей: небесный, духовный, крылатый, змеевидный, рогатый, носатый, жёлтый, водный дракон и дракон, охраняю-щий сокровища. Говорится, что типичный дракон со-стоит из трёх секций и являет девять подобий. Три секции: это первая — от головы до передних лап, вто-рая — от передних лап до поясницы, третья — от по-ясницы до хвоста. Девять подобий следующие: голова дракона подобна голове верблюда; рога, как у оленя; глаза, как у демона, кролика или креветки; шея, как у змеи; чешуя, как у рыбы; живот, как у огромного мол-люска или как у лягушки; уши, как у коровы; ноги и лапы, как у тигра; когти, как у орла. Помимо этого на спине у дракона хребет из восьмидесяти одного спин-ного зубца, подобного хребту варана, его вьющиеся волосы напоминают конскую гриву. Над верхней гу-бой усы, как у сома, маленькая бородка свисает с под-бородка, взгляд дикий. По всей морде дракона складки морщин; челюсти, колени и хвост венчают гряды зао-стрённых зубцов. У дракона цилиндрические рога, как у оленя, а от его лап распространяются языки пламени. Он извивается среди кучевых облаков, сжимая в лапах четыре драгоценности, исполняющие желания, — че-тыре элемента магических достижений.

В качестве символа власти китайского императо-ра небесный, или дворцовый, дракон изображался с пятью когтями. Министры императора носили знаки отличия, изображавшие драконов с четырьмя когтями, а чиновники более низкого ранга — с тремя когтями. Элитарность императорского пятипалого дракона с пятью когтями стала законом во времена династии Юань (1271-1368), когда император издал указ, за-прещающий простым людям изображать драконов или носить одежду с их изображением. Официально только драконы с пятью пальцами признавались ис-тинными драконами — остальные были известны как питоны (пифоны).

«И цзина» лун, ли океанов и че-шуйчатый чао,

В Китае существует поверье, что жемчужины по-являются изо рта океанского дракона, в то время как в Индии считается, что жемчужины возникают из сол-нечного огня. В Индии есть поверье, что жемчужины защищают от вреда, который способен причинить огонь. Пара китайских драконов изображается в борь-бе за обладание огненной жемчужиной или в небесной погоне за неуловимой жемчужиной. Мгновенный кон-такт дракона с жемчужиной вызывает вспышку молнии, которая освещает темноту мрачных облаков, являя зигзагообразную форму дракона как вспышку бело-го света, а раскатистый рык его голоса — как грохот грома. Пламенеющая жемчужина — это, в сущности, яйцо потенциальности, которое оплодотворяется дра-коном. Как символ полярности — это негативная точ-ка или сущностное семя, которое вступает в контакт с позитивным зарядом во время электрической бури. Её стремительное а чиновники более низкого ранга — с тремя когтями. Элитарность императорского пятипалого дракона с пятью когтями стала законом во времена династии Юань (1271-1368), когда император издал указ, за-прещающий простым людям изображать драконов или носить одежду с их изображением. Официально только драконы с пятью пальцами признавались ис-тинными драконами — остальные были известны как питоны (пифоны).

Магическое число девять имеет нумерологическую связь с драконом. Существует девять разновидностей дракона, девять подобий, у дракона восемьдесят один спинной зубец, и ян, или небесные линии «И цзина» формируются числом девять. Подобно этому китай-ский император носил одеяния с изображением девяти драконов, восемь из них были вышиты на внешней сто-роне одежд, а один, «скрытый дракон», был спрятан на внутренней стороне. Хотя существуют только три основных вида драконов: могущественный рогатый лун, дракон глухого грома небес, чей рык и движения вызывают гром и молнии; безрогий ли океанов и че-шуйчатый чао, обитающий в горных озёрах и пещерах.

Отдельный символ, сопровождающий драко-на, — это мистическая пламенная жемчужина, или «жемчужина, сияющая в ночи». Она изображается как маленькая красная или белая сфера, окружённая пламенем. Легенда гласит, что один из китайских ми-нистров исцелил раненую змею, которая на самом деле оказалась сыном царя драконов. В знак благодарности за проявленную доброту змея извергла изо рта свер-кающую жемчужину и преподнесла её министру, ко-торый в свою очередь передал её императору. В импе-раторском дворце она излучала столь мощное сияние, что «ночью стало светло, как днём». В соответствии с историческими источниками император Цянь-лун (1736-1796 гг.) носил в качестве венчающего украше-ния своего шлема редкую пресноводную жемчужину из реки Сунхуа.

В Китае существует поверье, что жемчужины по-являются изо рта океанского дракона, в то время как в Индии считается, что жемчужины возникают из сол-нечного огня. В Индии есть поверье, что жемчужины защищают от вреда, который способен причинить огонь. Пара китайских драконов изображается в борь-бе за обладание огненной жемчужиной или в небесной погоне за неуловимой жемчужиной. Мгновенный кон-такт дракона с жемчужиной вызывает вспышку молнии, которая освещает темноту мрачных облаков, являя зигзагообразную форму дракона как вспышку бело-го света, а раскатистый рык его голоса — как грохот грома. Пламенеющая жемчужина — это, в сущности, яйцо потенциальности, которое оплодотворяется дра-коном. Как символ полярности — это негативная точ-ка или сущностное семя, которое вступает в контакт с позитивным зарядом во время электрической бури. Её стремительное движение по небесам сопровожда-ется вспышками молний, раздвоенные линии которых восходят на небо и нисходят на землю. Одна из формдвижение по небесам сопровожда-ется вспышками молний, раздвоенные линии которых восходят на небо и нисходят на землю. Одна из форм молний известна как «жемчужная молния», её раздво-енный кончик делится на множество маленьких белых сфер. Огненная жемчужина определяется как шаровая молния, солнце, луна или сущность семени дракона, а «жемчужина великой награды» — как буддийская драгоценность, исполняющая желания.


В индийской традиции дракон не выделяется осо-бенно, его качества полностью выражаются в местном индийском образе нага. Возможно, ближайшая анало-гия дракона появляется в легенде о небесном змее Ври-тре, демоне дождя и засухи, с которым на протяжении длительного времени, чтобы вызвать дождь, сражается Индра. Другая ведическая легенда говорит о Мегхана-де, «рычащем в громовых тучах», который был сыном демона Раваны и однажды одолел Индру, сделавшись невидимым. Санскритский термин мегха означает «гром» и также иногда используется для обозначения дракона. Японцы адаптировали китайского дракона, который стал известен как Рю Джин, «царь морей».

В буддизме дракон — это трон и транспортное средство Вайрочаны, белого будды центра или востока. Синий бирюзовый дракон — это средство передвиже-ния многих божеств-охранителей, воздушных божеств или божеств бурь. Также бирюзовый дракон — это охранитель сокровищ (в таком случае он определяется как змей нага).

Тибетский термин для обозначения дракона (тиб. " brug ) связывается со звуком грома. Буддийское королевство Бутан известно в оригинальном произ-ношении как Друк Юл, что означает «страна громо-гласного дракона». Её обитатели известны как друкпа, они называются так в честь линии друкпа кагью, осно-ванной Цангпа Гьяре, который был свидетелем вос-хождения девяти драконов с земли на небеса в местно-сти Ралунг, где впоследствии был. основан монастырь Ралунг (около 1180 года). Восхождение одного или нескольких драконов на небо — это всегда благопри-ятный знак. Даже за последнее десятилетие было от-мечено несколько случаев появления драконов в Тибе-те, один из которых был зафиксирован на видеокамеру. В Тибете и Китае к дракону не относятся как к чисто мифологическому созданию. Появление драконов от-мечалось в истории слишком часто, чтобы отнести их к мифологическим созданиям или неким исчезнувшим видам животных.

Рисунок 43. Драконы. (Из энциклопедии тибетских символов и орнаментов, автор Роберт Бир)

На этом рисунке представлены семь драконов в китай-ском и тибетском стилях. Наверху справа — дракон с четырьмя когтями спускается из облаков, сжимая в лапах драгоценности. Наверху слева — пятипалый дракон растопырил свои когтистые лапы. Посередине извиваются три дракона, сжимая в когтях драгоцен-ности. Молнии, огненные шары и градины испускает дракон слева. Внизу слева — голова и передние лапы дракона с четырьмя когтями выглядывают из облаков. Между драконами приведены шесть примеров пла-менных жемчужин, которые проявляются как диск, драгоценность и спиралевидная, похожая на раковину сфера. Чешуя дракона рисуется двумя разными спосо-бами — как чешуя рептилий или как дуги кругов или овалов разных размеров. Такие способы применяются по отношению ко всем амфибиям, рыбам и рептили-ям в тибетском искусстве, так изображается кожа че-репах, лягушек, ящериц, чешуя змей, рыб, нагое, ма-кар и драконов. В нижнем левом углу — два примера лапы дракона, мягкие подушечки стоп, как у тигра, и чешуйчатые пальцы с когтями, как у ястреба или орла. В основании листа изображён небольшой участок тела дракона, покрытого чешуёй, одна из чешуек направ-лена назад, в противоположном направлении. В евро-пейской рыцарской мифологии это считалось одним из уязвимых мест на теле дракона, куда следует нано-сить удар кинжалом, чтобы убить чудовище.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться из аэропорта палермо до центра города
Мантуя в италии Научный театр Бибьена
Чем можно заняться в новом уренгое