Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В какое время появился вид наказания шпицберген. Едем на остров шпицберген

Острова Шпицберген, мрачные каменные острова за полярным кругом. Само название данное голландцем Баренцем означает «Острые горы». Общая площадь составляет около 64 тысяч квадратных километров, но люди населяют их не слишком охотно – население островов около 3 тысяч человек. Большая часть – норвежцы и русские.

Сюда часто ходили бить кита и морского зверя. Но когда кита выбили, а оставшегося запретили, желания сюда плавать почти ни у кого не осталось. Зимовать на Шпицберген тоже никто не рвётся. Здесь из 50 видов птиц, что здесь гнездуются, зимует лишь одна несчастная полярная куропатка, что не может сбежать от зимы на своих коротких крылышках и вынуждена, словно зверь рыться в сугробах, в поисках пищи.

Шпицберген – демилитаризованная зона, что означает запрет содержания какого бы то ни было оружия. Здесь ведётся разработка каменного угля, запасы которого весьма значительны. Однако, уголь сейчас не слишком котируется в мире и поэтому практически весь уходит на обогрев местных посёлков. К тому же, самый легкодоступный, что был практически на поверхности, уже выработали. Впрочем, время от времени поднимается вопрос о «возрождении угольной промышленности», но голоса звучат не очень громко, ввиду малочисленности населения островов, противоположных слов всяческих зелёных и Гринписов. К тому же, доход у островитян на 20-30 % выше чем у жителей материковой Норвегии, потому особо не бедствуют.


Вечная мерзлота, бескрайние снежные ландшафты и регулярно встречающиеся белые медведи - вот портрет Шпицбергена в общих чертах. Однако в этом царстве льда туризм развит на твёрдую пятёрку с плюсом: гостиницы столицы архипелага в сезон буквально забиты желающими приобщиться к суровой зиме - и это несмотря на весьма высокую стоимость размещения. На Шпицбергене дорого абсолютно всё, но туристов это не смущает - большая их часть готовится к покорению Северного полюса, а меньшая - наслаждается экзотическим туризмом: плавает на каяках среди айсбергов, наблюдает за белыми медведями и посещает заброшенные угольные шахты.

Столица - Лонгйир.

Поселения - Баренцбург, Ню-Олесунн, Пирамида.

Шпицберген - краткий ликбез

Шпицберген - русское название архипелага. По-норвежски острова именуются Свальбард и входят в состав королевства с 1920 года. Хозяйственную деятельность на Шпицбергене благодаря особому статусу архипелага осуществляют сразу два государства: Норвегия и Россия . Нашей стране принадлежит здесь посёлок Баренцбург и ныне законсервированные шахтёрские поселения Пирамида и Грумант.

Архипелаг состоит из трёх крупных и семи мелких островов, а также большого количества мелких необитаемых островков. Крупнейший и наиболее освоенный остров - Западный Шпицберген, именно здесь располагается столица архипелага Лонгйир и прочие норвежские и русские поселения. Общее число жителей архипелага не превышает 3000 человек.

Норвежское название архипелага Свальбард дословно означает «холодный край» - весьма подходящее имя для царства снега и льда.

Как добраться до Шпицбергена

Прямой рейс на Шпицберген из России - практически недостижимая роскошь: чартеры организуются лишь несколько раз в сезон и предназначены прежде всего для исследователей и госслужащих, отправляющихся на архипелаг по государственным делам.

Регулярные рейсы в единственный на Шпицбергене аэропорт Лонгйира выполняют «Норвежские авиалинии» и SAS. Борта Norwegian Airlines связывают Осло и Лонгйир трижды в неделю на протяжении всего года, в сезон (с марта по август) количество рейсов увеличивается. Время в полёте - около 3 часов. Самолёты SAS летают между Осло, Тромсе и Лонгйиром также трижды в неделю в течение года и более часто в летний сезон.

Особе удовольствие - прибыть на Шпицберген к ходе арктического круиза на легендарном «Капитане Хлебникове» .

Поиск авиабилетов в город Осло (ближайший а/п к Шпицбергену)

Виза на Шпицберген

Несмотря на то, что Шпицберген является частью Норвегии, он не входит в шенгенскую зону. Как таковая виза на Шпицберген не нужна для граждан 41 страны, в число которых входит и Россия. Однако учитывая то, что въехать сюда можно только через территорию Норвегии, потребуется двукратная шенгенская виза - ведь на обратном пути с архипелага туристам опять придётся въезжать в Норвегию, а уже потом следовать в Россию.

6 вещей, которые нужно сделать на Шпицбергене

  1. Увидеть северное сияние с борта снегомобиля где-нибудь посреди бескрайних заснеженных долин острова.
  2. Посмотреть на белого медведя в его живую и непосредственную величину.
  3. Научиться обращаться с ружьём, пока белый медведь не посмотрел на вас более пристально.
  4. Поужинать со вкусом в одном из лучших ресторанов Скандинавии.
  5. Найти доисторическую окаменелость с папоротником и увезти в качестве сувенира в Россию.
  6. Сплавать на каяке вокруг изумительно голубых айсбергов.

На чем передвигаться

На Шпицбергене имеется единственная «цивилизованная» дорога - шоссе, ведущее от аэропорта Лонгйира в город и далее, до так называемой шахты № 7. Впрочем, и она не может похвастать асфальтовым покрытием. Улицы Лонгйира ничем не отличаются от улиц европейских городов, и практически каждый местный житель имеет машину. Зимой все разъезжают на снегоходах. Между островами летом курсируют паромы, а зимой - ещё и рейсы лёгкомоторных самолётов. Океан вокруг Шпицбергена не замерзает, поэтому суда здесь ходят круглый год.

Автобус-шаттл встречает каждый рейс в аэропорту и развозит туристов по отелям Лонгйира. Аналогичным образом он собирает отъезжающих.

Погода на Шпицбергене

Норвежское название архипелага Свальбард дословно означает «холодный край» - весьма подходящее имя для царства снега и льда. Тем не менее, климат на Шпицбергене вовсе не столь суров, как представляется, глядя на карту. Тёплое североатлантическое течение омывает архипелаг, не давая установиться вокруг постоянному ледяному покрову - если бы не его воды, берега Шпицбергена были бы круглогодично окружены льдом.

Средняя температура июля на Шпицбергене - около +4...+6 °С, января - порядка -11...-15 °С, что на невероятные 20 °C выше показателей градусника в аналогичных широтах Евразии и Северной Америки. Высокий туристический сезон длится здесь с июня по август, но период с марта по май также популярен - это время года идеально для разнообразных зимних забав: снега ещё очень много, а солнце уже сияет вовсю.

С конца апреля по конец августа на Шпицбергене длится полярный день, однако солнце часто бывает скрыто туманом.

Количество окаменелостей возрастом от 40 до 60 миллионов лет на Шпицбергене столь велико, что найденное разрешается свободно вывозить с архипелага.

Безопасность туристов

Белые медведи и обморожения - две главные опасности, подстерегающие туристов на Шпицбергене. Для защиты от первых каждый житель архипелага носит с собой ружьё - даже отправляясь в паб попить пивка с приятелями. А наиважнейшая вещь, с которой начинают обучение местные студенты в первый день учебного года, - как стрелять из ружья. Туристам предлагается арендовать ружьё в одном из специализированных магазинов Лонгйира - но эта мера потребуется далеко не всем: только если вы планируете совершать одиночные вылазки за пределы так называемой нулевой зоны - Лонгйира, Баренцбурга, Пирамиды и окрестностей. В этом случае также понадобится специальное разрешение губернатора и солидный залог - на случай экстренной эвакуации и (не ровен час) репатриации тела на родину.

Защититься от обморожения намного проще: в летний период оно не грозит, а в зимний потребуется специальная арктическая одежда, включая термобелье, и максимально закрывающий лицо головной убор. В офисе по туризму Шпицбергена туристам выдают подробную памятку о том, как нужно одеваться на архипелаге зимой.

Отели Шпицбергена

Отели на Шпицбергене располагаются исключительно в Лонгйире. Правда, по одной гостинице имеется в Баренцбурге и Ню-Олесунне, однако в первом случае речь идёт об очень старой советской постройке с соответствующим уровнем комфорта, а во втором - о базе для научных работников.

В Лонгйире к услугам путешественников около дюжины отелей - от простых гестхаусов до «Рэдиссона». Варианты размещения весьма экзотичны: бывшая радиостанция, переделанная в отель (спутниковая тарелка перед входом осталась как памятник), вмёрзшая (вернее, вмороженная) в лёд парусная шхуна с симпатичными каютами-номерами, лодж на берегу Арктического залива... Ну а комфорт высшего класса (по немаленьким ценам, разумеется) вы найдёте в великолепной Radisson Blu Polar Hotell.

Размещение в Лонгйире ощутимо кусается - за самый простой номер в обычном пансионе приготовьтесь отдать не менее 100-120 EUR «с носа».

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Кухня и рестораны Шпицбергена

Из-за удалённости Шпицбергена от «большой земли» и расположения практически у Северного полюса местная кухня полна удивительных особенностей. Фруктов и овощей здесь практически не найти (за исключением «долгоиграющих» картофеля, моркови и т. д.), а скоропортящиеся продукты крайне скудны и стоят очень дорого. Основа кухни Шпицбергена - консервированные, замороженные и сушёные ингредиенты, из которых местные повара умудряются делать действительно вкусные блюда.

Из «подножного» и свежего в меню ресторанов можно найти блюда из моржа, тюленя и северного оленя. А вот медвежатины отведать не удастся: в год отстреливают лишь несколько белых косолапых по особому указанию губернатора.

Несмотря на кажущуюся отрешённость Шпицбергена от современного мира, рестораны здесь способны «уделать» помпезные парижские заведения. Ресторан Huset, к примеру, может похвастать лучшим во всей Скандинавии винным погребом - здесь более 22 тысяч ценных бутылок! А паб Karls-Berger занимает шестое место в рейтинге питейных заведений мира.

У Северного полюса есть сосед - Шпицберген

Шопинг и магазины

Шопинг на Шпицбергене приятен и во многом выгоден: вся территория архипелага является зоной беспошлинной торговли. В первую очередь это относится к алкоголю, табачной продукции, косметике, парфюмерии и спортивному снаряжению. Здесь можно с большой выгодой для кошелька обзавестись фирменной арктической спецодеждой и обувью. Алкоголь продаётся в винном маркете Nordpolet. Большинство магазинов работают с 10 утра до 6 вечера в будни и с 10 утра до 3 дня по субботам, в воскресенье закрыты.

Типичные сувениры Шпицбергена - всевозможные изображения белых медведей, от фотооткрыток до тарелок и игрушек разнообразной величины. Также здесь популярны «общенорвежские» товары - свитеры и прочий трикотаж с оленями и снежинками, тёплая зимняя обувь.

Лучший выбор сувениров - в «дьюти-фришном» 78 Grader и в бутике при музее Шпицбергена в Лонгйире.

Развлечения и достопримечательности Шпицбергена

Экскурсии и развлечения на Шпицбергены имеют снег и лёд своими первоочередными составляющими. К услугам туристов - походы на беговых лыжах продолжительностью от часа до полного дня, поездки на собачьих упряжках и катания на снегоходах. Для физически подготовленных туристов предлагаются экспедиции вглубь острова продолжительностью от 5 до 14 дней - также на лыжах, собачьих упряжках и снегоходах. В ходе ночной экскурсии на снегомобилях можно полюбоваться северным сиянием и безлюдной заснеженной местностью вдали от Лонгйира. Ещё стоит отправиться в поход по ледяным пещерам, расположенным прямо в толще ледников, или покорить одну из вершин Шпицбергена, например, 850-метровый «камень троллей» Трольштайн.

Летом к этому списку добавляются круизы вокруг архипелага, каякинг, верховая езда, сафари на квадах и пешие походы. Предлагаются также экскурсии для любителей палеонтологии: на склонах ледников Ларс и Лонгйир можно найти множество окаменелостей с отпечатанными силуэтами растений и животных, возраст которых составляет от 40 до 60 миллионов лет. Их количество столь велико, что найденное разрешается свободно вывозить со Шпицбергена.

Ещё непременно стоит посетить Музей Шпицбергена, где интересно рассказывается о геологии и истории региона, его уникальной флоре и фауне, человеческой деятельности. В Лонгйире также располагается самая северная в мире церковь. В Музее воздухоплавания Шпицбергена можно узнать о героических попытках пионеров авиации достичь Северного полюса. А в галерее Сторе можно увидеть работы местного художника.

Остров Шпицберген – особая территория, безжизненная полярная пустыня с ледниками, океанскими холодными темными водами и мертвыми горами, напоминающими зубы акулы. Именно на Шпицбергене писатель-сказочник Андерсен назначил владения снежной королевы. Здесь только холод и вечность. Остров Шпицберген – особая территория, безжизненная полярная пустыня с ледниками, океанскими холодными темными водами и мертвыми горами, напоминающими зубы акулы. Именно на Шпицберген писатель-сказочник Андерсен назначил владения снежной королевы. Здесь только холод и вечность. Глядя на пустынные берега Шпицбергена сложно понять, что тянет людей в этот неприветливый холодный край. Скорее всего, это не деньги, здесь живут люди зараженные полярной лихорадкой, свободой от людей и забот. Здесь особенно чувствуешь, что ты не просто человек, - ты вечность.

Формально архипелаг Шпицберген принадлежит Норвегии и по правовому статусу существует по норвежским законам, однако согласно социальному договору около 50 стран могут основывать на острове свои поселки, ловить рыбу и добывать уголь. В настоящее время на Шпицбергене имеется три норвежских поселка, одна польская станция и три российских поселка, из которых один действующий и два законсервированных. Так, что сложно сказать именно какой стране принадлежит архипелаг Шпицберген фактически.





На Шпицбергене много северных рекордов: самый северный университет, дом культуры, церковь. Даже столица Шпицбергена – город Лонгйир - по определениям Википедии является самым северным в мире поселением с численностью населения больше тысячи человек.

Если нравится оригинальный фарфор, то возможно вам будет интересна лимонница посуда . Конечно, лимонницу нельзя относить к жизненно-важным кухонным принадлежностям, но в такой изящной посуде нарезанный лимон может сохраниться неделю прямо на кухонном столе.

По насыщенности исторических событий, которые протекали на островах архипелага и в которых принимали участие представители многих стран Европы, Шпицберген не имеет аналогий. Археологи располагают огромным научным потенциалом в виде остатков промысловых поселений, погребений, приметных крестов, жиротопных печей, фрагментов судов и других объектов, которые оставили на его берегах русские промысловики, норвежские охотники, китобои из ряда стран Европы.

400 лет назад здесь бурлила жизнь. Две самые «хваткие» нации Европы — англичане и голландцы — делили сферы влияния на архипелаге. Но если быть более точным, здесь был целый интернационал. В водах Шпицбергена курсировали корабли из Франции, Испании, Дании, Швеции, немецких государств, не говоря уже о норвежцах и поморах. Порой в акватории архипелага одновременно находилось четыре сотни судов.

Спрашивается, что им было нужно в этом Богом забытом регионе? Ворвань! Китовый жир, который с начала XVII века стал одним из самых востребованных товаров в Европе. Ворвань была, по сути, тогдашней нефтью. Она была главным осветительным материалом для ламп почти до конца XIX века, пока ее не заменил керосин. Зажиточные европейцы отказывались от пожароопасных восковых свечей и переходили на более «продвинутые» в технологическом смысле лампы. Удивительно, но этот факт повлиял прямым образом на образ жизни европейцев. Благодаря добытой в далекой Арктике ворвани, они стали позднее ложиться спать, больше читать, а главное больше работать, поскольку освещение в артелях с помощью китового жира было дешевле «воскового» освещения.

Давайте узнаем эту историю подробнее …


Разделка вытащенного на берег кита на Шпицбергене (гравюра на дереве 1590 года)

Интересно, что распространение ворвани в Европе было крайне невыгодно Московскому государству, которое было одним из главных экспортеров воска. Однако на Руси тогда было мало чиновников, которые бы могли мыслить категориями глобальной экономической стратегии.

А началось все с Виллема Баренца, который летом 1596 года обнаружил в арктических водах скалистый берег, который назвал Шпицберген («острые горы»). Любопытно, что тогда голландские моряки посчитали, что земля является частью Гренландии, поэтому не претендовали на «великое географическое открытие».

Вероятно, название «Шпицберген» так и «уснуло» бы в судовом журнале Баренца, если бы в прибрежной акватории голландцы не обнаружили огромную стаю гренландских китов. Это было открытие на миллиард! И вот почему…


Шлюпка с людьми Виллема Баренца проходит вдоль русского корабля. Гравюра 1598 года

Китобойный промысел в Европе к тому времени процветал в Бискайском заливе. Главными китобоями Европы считались баски, которые научились орудовать гарпуном еще в раннем средневековье. Когда китовый жир, во второй половине XVI века, получил массовый спрос в Европе, промысел бискайских китов превратился в массовое истребление. В результате за несколько десятилетий популяция этих морских млекопитающих оказалась на грани вымирания. И вот Баренц открывает новое богатое «месторождение». Возвратившись на родину (правда, без трагически погибшего Виллема Баренца), участники экспедиции находят инвесторов, и через некоторое время в арктические воды направляется первая голландская китобойная экспедиция.

Пока голландцы собирали экспедицию, свое открытие Шпицбергена совершили англичане. В 1607 году архипелаг созерцал Генри Гудзон, который тогда работал на британскую Muscovy Company (Московская компания), получившую от русских монархов монополию на торговлю с Россией. Гудзон также отметил большую популяцию китов в прибрежных водах, о чем доложил по возвращении в Британию. А через 3 года «невероятное китовое изобилие» в водах Шпицбергена отметил еще один сотрудник Muscovy Company — капитан Джон Пуль.


Голландские китобои на Шпицбергене, художник Авраам Шторк

Почувствовав золотую жилу, британская корпорация с русским названием в 1611 году отправляет первую китобойную экспедицию, усиленную басками-гарпунерами. Однако два корабля терпят катастрофу. Но английские «москвичи» не сдаются, и уже в следующем году снаряжается новая экспедиция к Шпицбергену. И здесь британских моряков ждет сюрприз: в акватории архипелага они встречают голландское и французское китобойные судна. В 1613 году Muscovy Company решает покончить с конкуренцией раз и навсегда, отправив к берегам Шпицбергена 7 боевых судов, которые разогнали несколько десятков голландских, испанских и французских кораблей. Это привело к международному политическому конфликту.


Печать Muscovy Company, середина XVI века

Голландцы, испанцы, французы настаивали на том, что акватория Шпицбергена (все участники называли его Гренландией) является нейтральными водами, и англичане не имеют никакого права на монополию. Кроме того, представители Нидерландов заявляли даже о своем преимуществе, поскольку именно Баренц открыл Шпицберген. Представители Muscovy Company в свою очередь утверждали, что исключительные права они получили от «московского государя». Дескать, еще с конца XV века эта земля принадлежит русским, которые даже там организовали поселения.

Действительно, есть даже письмо немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II, написанное в конце XV века, в котором говорится о недавно открытом острове Грумланд (так русские поморы называли Шпицберген), который входит в состав владений великого князя Московского. О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах.

Но в спор включился король Дании и Норвегии Кристиан IV, который говорил, что эти арктические территории испокон веков принадлежали норвежцам и назывались Свальбард. В качестве аргумента приводилась выжимка из старой норвежской хроники, что в 1194 году недалеко от Исландии скандинавские мореплаватели открыли землю, которую назвали «Свальбард» («холодные берега»).


Мануфактура по переработке китового жира, художник Корнелис де Ман

Уже в XX веке исследователи поставят под сомнение этот факт. Возможно, кто-то и плыл из Исландии в конце XII века и наткнулся на какие-то «холодные берега», однако, вероятней всего, Свальбардом отважные моряки тогда назвали местность на востоке Гренландии или остров Ян-Майен, которые не имеют никакого отношения к Шпицбергену.

Неизвестно, поверили ли англичане в норвежскую легенду, но в 1614 году они предлагают монарху датско-норвежского государства выкупить монопольное право на остров. Кристиан IV отвергает предложение, и в 1615 году на Шпицбергене высаживаются 3 скандинавских воина с целью собрать дань с обосновавшихся там интернациональных китобоев. Правда, труженики гарпуна отправляют норвежцев восвояси.


Поморский коч у Груманта

К этому моменту голландская китобойная Северная Гренландская компания договорилась с британскими «москвичами» о делении архипелага на две сферы влияния. Незначительные «куски» достались также французам и датчанам. Голландцы взялись за освоение Шпицбергена с максимальной интенсивностью. Вскоре на острове Амстердам выросло поселение китобоев Смееренбург, где трудилось в сезон до 200 человек. Англичане осваивались более вяло, а потом Muscovy company попало в тяжелое финансовое положение, что позволило голландцам фактически установить монополию за промыслом. А после того, как царь Алексей Михайлович лишил «москвичей» всех привилегий в России, англичан на архипелаге остались единицы.

Ну а потом киты кончились… Вместе с ними испарились и англичане с голландцами. Архипелаг пришел в запустение.

А что же поморы, спросите вы? Где же были все это время первооткрыватели Груманта? Отвечаем: мореходы Русского Севера были всегда рядом… Например, почти во всех арктических экспедициях Muscovy Company всегда был русский проводник, лоцман, или, как называли сами поморы, «корабельный вож». После англичан поморов стали нанимать и голландцы, и французы, и датчане.

История освоения Груманта восходит ко временам Руси Новгородской — уже в то время новгородские бояре, владевшие Лафотенами и граждане Новагородские, проживающие там, имели «летние квартиры» на Груманте. После разгрома Новгорода и разорения русских поселений на Лафотенах норманнами Грумат на какое-то время был практически забыт.

Однако менее чем через сто лет после новгородского разгрома холмогорские рыбаки снова обосновались на берегах Груманта. Такое тяготение русских к этим северным негостепреимным островам вполне объяснимо — водораздел между теплым Гольфстримом и холодными водами Северного океана буквально кишел рыбой, а сами острова — богаты песцом.

В XVII-XVIII веках практически все южные берега архипелага были усеяны летними избами русских рыболовов. В начале XVIII века, после нескольких вынужденных зимовок на Груманте были построены настоящие северные усадьбы, позволявшие проводить суровые северные зимы в более-менее сносных условиях. И хотя Грумант никогда не имел постоянного населения, в конце XVIII-XIX веках практически ежегодно на острове зимовали русские поморы, в иные годы — до 500 человек.

В 1765—1766 — Михаил Ломоносов организовал две морские научные экспедиции к Шпицбергену под началом В. Я. Чичагова, однако суровый климат не позволял организацию на архипелаге постоянных поселений и вплоть до начала 20-го века Шпицберген официального российского присутствия не имел. Тем не менее, поморы поддерживали сезонное охотничье присутствие на архипелаге, а наиболее отчаянные из них регулярно оставались на зимовку.


5-метровый поморский навигационный крест у входа в залив Марчисон на Шпицбергене, поставленный в первой трети XIX века

Кроме того, каждый год поморские промысловики отправлялись на архипелаг бить моржей и котиков — китобойный промысел поморов не интересовал. А еще русские мореходы ставили на архипелаге свои знаменитые навигационные деревянные кресты, на которые ориентировались все. В те времена именно поморский крест был своего рода маркером того, что «Грумант — русская земля, и вы, китобои и умелые торговцы ворванью, всего лишь гости».

Интерес к архипелагу получил новое направление, когда в 1800 году шкипер промыслового судна Сëрен Цахариассен, вернувшись из плавания, привез из района Исфьорда уголь самого высокого качества. Стало понятно, что на Шпицбергене могут быть огромные запасы высококалорийного каменного угля. Тогда бороться за архипелаг начали шведы, норвежцы, американцы и русские. Активная добыча «черного золота» выдвигалась как законное право на владение территорией.


Шведско-норвежская полярная станция на Шпицбергене, на рубеже XX века

Россия, чтобы закрепить свое присутствие в Арктике, наметила такой механизм: сначала развернуть хозяйственную деятельность, подкрепить ее научным изучением интересующего района, и лишь затем предпринимать политические меры. И когда в 1871 году Шведско-Норвежское правительство захотело монополии на архипелаг, Россия ответила однозначно против. Этого принципиального положения в вопросе о принадлежности Шпицбергена МИД России придерживался постоянно:

«архипелаг не может быть объектом исключительного владения какого-либо государства, а подданные и компании всех государств имеют здесь равные права в социально-экономической и научной деятельности, которая должна носить исключительно мирный характер».

Активно отстаивать свои права на Шпицберген Россия начала лишь в 1905 году. Тогда МИД России принял решение:

«организовать на архипелаге какое-нибудь русское предприятие, формально не принадлежащее государству, которое продемонстрировало бы нашу деятельность на Шпицбергене и помогло бы русскому правительству отстаивать наше старинное право на эту территорию».

Активизация экономической деятельности на Шпицбергене компаний европейских стран заставила и правительство России заняться «шпицбергенским вопросом». Оно приняло решение направить на архипелаг экспедиции, которым поручалось провести разведку месторождений каменного угля. Выполнить это поручение удалось экспедиции известного исследователя Севера Владимира Русанова, вскоре после этого погибшего в арктических льдах. Анализ образцов угля показал перспективность открытых месторождений.

В 1912 году он обнаружил ряд угольных месторождений, которые впоследствии помогли защитить интересы России на архипелаге. В результате, на международных собраниях всегда признавали преимущественные права на Шпицберген трех стран — России, Норвегии и Швеции.

Пока в России бушевала сначала Первая мировая война, а затем Гражданская, Норвегия воспользовалась «занятостью» своего главного конкурента, чтобы добиться суверенитета над Шпицбергеном. Для этого Совет десяти Парижской мирной конференции образовал специальный комитет в составе представителей Великобритании, Франции, США и Италии. И в 1920 году они подписали Шпицбергенский трактат, согласно которому Норвегия официально «получила» архипелаг.

В договор внесли уточнение о равных правах между Советским государством и другими странами-участницами договора. Однако Россию не только не пригласили на Парижскую конференцию, но даже не известили о намерениях Норвегии относительно Шпицбергена. Интересно, что на тот момент никто из участников договора не вел какой-либо экономической активности на архипелаге.

Пересмотр Парижского договора российскому правительству казался маловероятным. Но у Советской России была более важная цель — дипломатическое признание и заключение торгового договора. Поэтому в том же 1920 году Россия заявила, что «ни одно международное соглашение, в котором она не участвовала, не обладает для нее обязательностью или силою политическою или юридическою»:

«С глубочайшим изумлением узнало Российское Советское Правительство из парижской радиограммы от 11 февраля о том, что Правительства Великобритании, Франции, Италии, Японии, Северо-Американских Соединенных Штатов, Дании, Нидерландов, Швеции и Норвегии заключили между собой договор, постановляющий присоединение Шпицбергенских островов к Норвегии».

Дирижабль «Norge» с полярной экспедицией Руала Амундсена над снегами Шпицбергена, 11 мая 1926 г.

Норвегия понимала, что если Россия не признает Парижский договор, документ не будет иметь юридическую силу. Поэтому заручиться согласием СССР Норвегии было необходимо, и в 1924 году она признала Советское государство. После этого Россия подписала Парижский договор. Когда в 1935 году СССР официально присоединился к Шпицбергенскому трактату, то выкупил у Норвегии часть земли.

12 июня 1931 года было подписано соглашение о покупке акций «Англо-русского Груманта», и угольное месторождение, состоящее из восьми земельных участков общей площадью 80 квадратных километров, перешло под государственное владение СССР. 07 октября 1931 года на основании решения Советов народных комиссаров СССР был организован трест «Арктикуголь» и утвержден его устав. Одним из первых руководителей треста был Плисецкий Михаил Эммануилович - отец всемирно известной балерины.

Вскоре после войны, уже в 1948 году, были начаты работы по восстановлению советских угольных рудников на Шпицбергене. К 1950 году добыча угля на «Груманте» составила 88,8 тысячи тонн, т. е. почти достигла довоенного уровня. Последние тонны грумантского угля были выданы 15 июля 1961 года. Однако с прекращением добычи угля жизнь на «Груманте» не остановилась. Жилые дома стали использоваться учеными советских экспедиций. На мореходных картах сохранилось старинное название рудника «Грумант» — «Сити».

За шестидесятилетний период «Арктикуглем» добыто свыше 22 миллионов тонн угля, из них 2 млн. тонн — рудником «Грумант», 13 млн. тонн — «Баренцбургом», свыше 7 млн. тонн — «Пирамидой». Рудник «Баренцбург», названный именем выдающегося исследователя Арктики Виллема Баренца, раскинулся на восточном береry Грёнфьорда у подножия горного массива Олаф, ступенями спускающегося к заливу. Кстати, мы уже

После Второй мировой войны Советское правительство предложило Норвегии расторгнуть Парижский договор и договориться, чтобы Шпицберген принадлежал обоим государствам. Норвежцы согласились на переговоры, но на этом все закончилось. А после вступления Норвегии в 1949 году в НАТО вопрос об изменении статуса архипелага был снят советской стороной. В условиях холодной войны для СССР было важнее сохранить тот статус Шпицбергена, который был определен в 1920 году.


Металлические бонны треста «Арктикуголь», чеканились номиналы 10, 15, 20 и 50 копеек, использовались в качестве разменной монеты для работников треста на территории архипелага, имели хождение до 1957 года.

В 1950-е годы Норвегия начинает вытеснять с архипелага другие страны. Для этого введены односторонние законодательные уставы «Горный устав» и «Законодательство о 200-мильной рыбоохранной зоне вокруг Шпицбергена». Правда в 1978 году Норвегия и СССР заключили соглашение о совместных мерах контроля за рыбным промыслом, который, однако, северное королевство регулярно нарушает.

Согласно Парижскому договору, на Шпицбергене запрещено строить военно-морские базы и оборонительные сооружения. Архипелаг не должен использоваться в военных целях. Однако после вступления Норвегии в НАТО на Шпицбергене появилась военная инфраструктура.


Вертолёт Ми-4, Шпицберген, 1965 год

После распада СССР Норвегия тут же ввела вокруг Шпицбергена 200-мильную экономическую зону. При том, что без согласия государств-участников Парижского соглашения, Осло не имеет никакого права что-либо менять в статусе архипелага. Кроме того, Норвегия в акватории архипелага ведёт промысел китов, хотя это строжайше запрещено международной конвенцией.

Бывший Посол России в Норвегии Ю.А. Квицинский отметил, что:

«..на протяжении десятилетий Норвегия ведет здесь хоть и умелую, но довольно рискованную игру с целью превращения своего условного суверенитета над архипелагом в безусловный, выхолащивания Парижского договора и присвоения себе прав, не предусмотренных указанным договором. Эти усилия носят, к сожалению, системный и продуманный характер».

Неоднократно после Второй мировой войны Советский Союз, а затем и Россия направляла в Осло протест за протестом о нарушениях норвежской стороной условий Шпицбергенского трактата. В 2010 году подписан договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве России с Норвегией в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Так Норвегия лишилась морской монополии.

Основной доход Шпицбергену приносит рыбный промысел, туризм и добыча угля. Местный уголь высокого качества, а его запасы эксперты оценивают в 10 млрд. тонн. Кроме этого, в недрах архипелага оказалась нефть. Российские геологи из "Арктикугля" нашли ее еще в 1992 году, и долгое время скрывали от норвежцев. Геологи полагают, что количество углеводорода на архипелаге сопоставимо с Тимано-Печорской нефтегазоносной провинцией.


Российский посёлок Баренцбург на Шпицбергене

Сейчас население Шпицбергена составляет 2500 человек. Большая часть норвежцы и около 500 человек — русские. Русские поселки здесь: Баренцбург, Пирамида и Грумант. В поселках невысокие панельные или кирпичные дома, полное отсутствие деревьев и какой-либо зелени. На архипелаге не принято умирать. Здесь даже нет кладбища, поскольку могилы могут раскапывать белые медведи.

Паровозик и узкоколейка напоминают о тех временах, когда повсюду на Шпицбергене велись активные разработки угля (посёлок Ню-Олесунн)

Попасть на архипелаг можно из России и Норвегии. Перелет из Осло до Шпицбергена займет 3 часа, из Трумсё - чуть больше полутора. Также ходят несколько судов. Самый быстрый морской круиз (3 дня) отправляется из Трумсё и стоит около 50 тысяч рублей, 10-дневный из Осло - примерно 300 тысяч рублей.


Туристы на снегоходах, архипелаг Шпицберген

В России несколько раз в году из Мурманска отправляется грузовой корабль компании «Арктикуголь». Билеты на него не продаются, но местные жители говорят, что с экипажем можно «договориться». На том же самом судне можно добраться до архипелага и легально - просто устроившись на работу в эту компанию.

И еще. Если вы волею судеб окажетесь на Шпицбергене, не берите норвежского экскурсовода. Ибо свою экскурсию они начинают так: «Вам сейчас будут рассказывать, что архипелаг открыли поморы, не верьте ни единому слову».

Собаки в упряжке

В состав архипелага входит три крупных острова: Северо-Восточная Земля, Западный Шпицберген, Эдж. Кроме них имеется несколько поменьше: Земля Принца Карла, остров Вильгельма, Баренца, острова Белый, Свенскёйа, Медвежий и другие еще более мелкие. Административным центром является город Лонгйир. Свальбард – норвежское название архипелага, что переводится как «холодные земли».

Здесь путешественник может полюбоваться на горные пики, бескрайние заснеженные просторы и полярных животных. Сфера туризма на островах развита очень хорошо, поэтому гости местных земель без проблем могут выбрать занятие по душе.

Остров Шпицберген

История


Считается, что Шпицберген был открыт викингами примерно в ХІІ веке, а с XVII упоминается поморами под именем Грумант. В конце XVI века голландец Виллем Баренц «официально» открыл острова, задокументировав их расположение и описания. Главный из них был им назван Спитсберген, что означает «остроконечные горы». Здесь были обнаружены большие колонии китов, а также моржей, что послужило началом их промыслового истребления.

Уже в XVIII здесь практически полностью были уничтожены животные, а интерес к островам сильно упал. Однако уже в XIX веке на архипелаге снова закипела деятельность – началось бурное развитие арктического туризма, а также полярных исследований. Острова выступали в качестве прекрасной базы для известнейших полярных исследователей со всего мира. А через некоторое время были даже обнаружены залежи каменного угля. В дальнейшем они активно разрабатывались европейскими странами и Россией.


Земля Принца Карла, в 1973 здесь создан национальный парк Форландет

Сегодня Шпицберген практически полностью является заповедной территорией, что дало возможность во многом восстановить флору и фауну островов. Именно поэтому, кстати, следует соблюдать предельную осторожность, покидая населенные пункты – нередки нападения белых медведей.

Осторожно, медведи! - знак распространяется на всю территорию Шпицбергена

Коренного населения здесь никогда не было, с началом промысловой деятельности селились охотники, рыболовы и шахтеры. Сегодня на островах проживает достаточно много людей, принадлежащих более чем к 40 национальностям.

Виды отдыха

Зимой здесь можно совершать лыжные прогулки, осваивать некоторые спуски, кататься на собачьих упряжках, участвовать в сафари на снегоходах. Летом горные прогулки можно прекрасно совместить с отдыхом на воде: лодочные круизы, плавание на каяках. Также в летнее время туристы катаются на колесных собачьих упряжках, посещают экскурсии по птичьим базарам или лежбищам моржей. Популярно посещение старых шахт, ледяных пещер, ледников, местных фьордов.

Также здесь имеется несколько рукотворных достопримечательностей: церковь Лонгьира, музей и галерея Шпицбергена, Хранилище Судного Дня, университет и так далее. В местных барах, ресторанах и пабах вы сможете попробовать блюда из мяса кита, дикого оленя, тюленя, озерной форели, рябчиков.

Туристам

С марта по август здесь продолжается полярный день. Именно в этот период стоит ехать на Шпицберген. Бродить по здешним местам в полярную ночь очень опасно. В силу суровых климатических условий, туристов не выпускают из населенных пунктов без надлежащей экипировки, страховки, сигнального пистолета, а также радиостанции либо спутникового телефона.



Все туристические перемещения строго контролируются норвежскими властями. Кроме того, чтобы покинуть населенный пункт необходимо получить разрешение, но это несложно.

Гостиничная индустрия и туристический бизнес вообще здесь достаточно развиты. Единственный нюанс – все очень дорого. Так, за одну ночь в отеле путешественникам приходится выкладывать до 120 долларов. Однако это не останавливает туристов, желающих ощутить все прелести полярной зимы.



Поездки на Шпицберген в основном организуют Норвегия и Россия. Основная часть путешественников, в том числе российских, летят через Осло до Лонгйира с пересадкой в Трумсё. Однако существуют и прямые маршруты, которые актуальны в летнее время. Отыскать их можно, изучив расписание рейсов авикомпаний SAS и Norwegian.

Будьте готовы к тому, что весной и осенью вам придется управлять снегоходом, чтобы перемещаться по здешним дорогам. А летом очень кстати будут навыки плавания на весельной или моторной лодке, а также каяке.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи