Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Гора ай петри из самолета как ведется. Таракташская тропа, Ялта: описание, схема маршрута

Вспомнил как однажды тот самый Петя – «Черный Дайвер», водил часть своей постоянной группы (в тот год они были кажись «Обветренными Готами»), на Ай-Петри пешком. Его тогда ребята прозвали «Сусаниным», из-за его блужданий в лесу под Ай-Петри. Худо-бедно, но ребята, кажется все же попали на Ай-Петри, но этот поход вспоминают Пете до сих пор-)) Вспомнил эту историю и вот решил прогуляться сам, тем паче в этих местах бывал не раз, правда уже давненько…

Сейчас все мои маршруты пролегают в основном по восточном Крыму.
А маршрут пешком на Ай-Петри , действительно интересный и познавательный.
По ходу пешеходного маршрута можно увидеть то, что обычно упускаешь из виду, не замечаешь, проносишься мимо, если подымаешься на машине по Ай-Петринскому серпантину или летишь над этими красотами на канатной дороге Мисхор – Ай-петри.
Непешеходный маршрут это сродни отдыху в Крыму в гостинице – себя ощущаешь как бы в аквариуме – все видишь, но ничего не ощущаешь - нет энергетики Крыма, нет тактильного восприятия, нет вкуса... в общем, все выхолощено и кастрировано... Другое дело – отдых сродни нашему клубу – ближе к дикой природе, в походах и в палатках...
Там по настоящему ощущаешь вкус реальной жизни на губах...

Вышел на улицу, погода стоит отменная - солнечная и теплая.
Вдохнул глоток свежего весеннего воздуха, взглянул на вершину Ай-Петри .. У ее подножия, в Кореизе было +15.
Подъем лучше начинать по Кореизской тропе , на мой взгляд, самой интересной и короткой.

Наиболее прямой путь начинается от остановки маршрутки над Кореизом – под названием Три Тополя, а не от, как считают многие, знака на Мисхорской развилке с указателем километража и направления на Севастополь и Ялту «Севастополь 72 Ялта-9».
Подъем не сложный, настоящая романтическая прогулка по величественному сосновому лесу, с вековыми соснами, по широким лесным дорогам.
Необходимо держать направление на север, на косой, примерно градусов 40, восточный склон Ай-Петринской гряды.
Там находится треугольная скала, которую называют «Малым Ай-Петри» или скалой Ворон .
Именно с этого места начинается прямой и наиболее крутой подъем к вершине Ай-Петри .
Лесных дорог под Ай-Петри множество, целая сеть.
Но, если даже дороги петляют по лесу, если придерживаться направления к нижнему концу скалистого косогора – который скрывается в верхушках Крымской сосны, то все равно выйдешь на нужное место.
Надо отметить, что еще в древности по этой, наиболее удобной, проторенной, менее крутой, чем другие, тропе, пользовались люди, чтобы подняться на ай-петринское плато.
Ходили, чтобы попасть на торжище, обменять свой товар на свои нужды.
Этой дорогой пользовались как жители центральных горных районов, так и жители степи.
Даже в недавнее время, когда транспортное сообщение в Крыму было слабым, жители Алупки, Кореиза, Гаспры ходили в деревни центрального Крыма, такие как Соколиное , по различным делам и нуждам.
Как бы вы не шли по этой тропе к подножию Ай-Петри , по дороге вам обязательно попадется хотя бы один родник , которых здесь несколько, и у вас будет возможность утолить жажду.
В лесу есть также несколько небольших озер и пожарных водоемов.
Чем выше вы будете подниматься, тем величественнее и красочнее вам будут открываться панорамы здешних мест.
Уже со скалы Ворон ваш взор удивит потрясающий вид на окрестности – лес, горы, море... внизу раскинулась Гаспра, Ялта , на горизонте гора Медведь и Гурзуф , и близлежащие склоны поросшие лесом Магоби .



Но это еще не все.. Главное впереди! Нас ждет живописный, величественный и крутой склон главной Ай-Петринской гряды, притягивающий взгляд, поражающий и манящий своей кажущейся неприступностью.

Наш путь туда, по хорошо натоптанной дороге.
В лесу, по ходу нашего пути, все пестрит разнообразием весенних цветов. Зацвел кизил.

Поражает обилие диких примул, в такое время года, в середине марта – это редкость, обычно ближе к концу апреля к началу мая, а в этом году вот так, намного раньше тянутся к солнцу.
Настоящие лесные первоцветы.

Множество и других растений из семейства первоцветов, но не менее красивых чем дорогущие орхидеи в супермаркетах - из них пролеска двулистная.


Ближе к вершине становится прохладнее, в затененных местах лежит снег и даже крутой подъем совсем не согревает... По зимнему холодно, изо рта пар, пальцы коченеют.
Натягиваю шапку, одеваю перчатки и активнее наверх!
Но как только попадаешь на солнечную полянку, становится неимоверно жарко и все свое утепление хочется побыстрее снять -)) На таких полянках снега нет и проклевываются сквозь почву нежные соцветия птицемлечника.

Любуясь этим весенним разноцветьем не замечаешь как вот уже и сама вершина. Сейчас здесь тихо.. никого... только лай собак, охраняющих бесчисленные кафе и гостиницы, ютящиеся возле верхней станции канатной дороги . Да несколько работников канатной дороги, которые ведут профилактические работы.

Сейчас они были заняты проверкой тросов, разматывали огромные катушки с толстыми железными нитями-канатами, на которых поддерживаются всем известные вагончики.
Под навесом жмутся от ветра и ведут беседу несколько военизированных охранников.
Заметив меня, с подозрительным любопытством бросают на меня колючий взгляд.
От таких взглядов делается неуютно, да вообще, не люблю цивилизацию на вершине Ай-Петри , лет 15 назад в заповеднике такого не допускали...
Поскорее уходить отсюда, подальше на запад... туда, где гуляет лишь ветер, да я...

Мой путь следует мимо зубцов Ай-Петри , где когда–то в средневековье находился христианский храм, мимо вершины, откуда открывается завораживающий вид на Южный берег Крыма ..

А если развернешься лицом на север, то перед твоим взором открывается бескрайнее холмистое карстовое поле Айпетринского плато .
Двигаясь вдоль кромки плато дальше на запад, то спускаясь, то подымаясь, преодолеваешь карстовые разломы и воронки, зияющие темными, поросшими мхом неизвестными пустотами, которые хранят в своей глубине извилистые подземелья и манящие своей неизвестностью пещеры.

В этих карстовых воронках, в затенении, где только что сошел снег, плотным ковром цветут подснежники .
Таких крупных кустов и таким плотным строем, я их никогда не видел, как сейчас в лесу под Ай-Петри .

Чуть выше по склону, прочь из затененных ущелий, ближе к свету и теплу, на краю карстовых воронок, там где больше солнца, уже полным ходом цветет шафран крымский .
Его собрат крокус – цветет в октябре...

За горой Весторн, находится первый спуск, считая от ай-петринских зубцов , в сторону Алупки , который носит название Кучук Богаз или Малый перевал – тропа мало хоженая, очень крутая, подыматься сложно да и спускаться не просто.
Но наш путь лежит дальше, к виднеющейся на горизонте антенне – это военная часть, радиолокационная станция и антенные поля.
Перед станцией еще один спуск к подножию Копек–Богаз , такой же сложный как и предыдущий, частично проходящий по активной сыпучке.

За военной частью, снова понижение южнобережных обрывов.
Можно выйти на скальный, поросший лесом, скалистый прижим, начало довольно удобной тропы Алупка Богаз или Шаанкайская тропа.
Она уходит вниз и у подножия гряды проходит мимо хорошо заметного уступа, похожего на трамплин, под названием Шаан-Кая.
На самом плато, на его полянах, которые наклонены к югу и закрыты с севера карстовыми грядами, целыми семействами растет сон-трава с ярко-фиолетовым окрасом, которая своим пушистым покровом напоминает лохматых игривых котят. Научное название этого бесподобия – прострел крымский .

Это эндемик, сон-трава его народное название.
Это растение особенно часто использовали шаманы в своих целях.
Рядом с прострелом греется на солнышке еще один красавец уже ярко-желтого цвета - горицвет или адонис крымский .

Оба растения можно встретить лишь на высокогорье, где воздух чист и экология подходящая-)).
Впереди у же виднеется Ат-Баш (Лошадиная голова), но чтобы до нее добраться, нужно перевалить через каменистую и неудобную для прохода вершину Лысую.
При подъеме на Ат-Баш открывается восхитительный вид на все Ай-Петринское плато , вплоть до начала спуска ко внутренней гряде, на горе Бэдэне-Кыр , что значит Перепелиная.
Как гигантские яйца динозавров или невиданные жилища инопланетян вдалеке белеют гигантские шары военной части космического слежения.

Наш путь теперь лежит вниз, все в том же западном направлении, к урочищу Беш-Текне (в переводе пять корыт). Это плановая туристическая стоянка, где есть озеро и несколько родников.
Воды много, зелени тоже, местность изрезана сетью грунтовых дорог, которые сходятся здесь со всего плато в один пучок, чтобы через перевал Ат-Баш сойтись на так называемой Еврейской тропе (дороге) .
Свое название она получила от еврея предпринимателя, торговца лесом, который проложил эту дорогу еще до революции. Ее протяженность более 5 км. По ней можно спуститься к Севастопольской дороге над Алупкой.
Дорогу эту нельзя назвать живописной, так как несколько лет назад здесь бушевал большой пожар, выгорело несколько десятков тысяч гектаров леса. И теперь это довольно печальное и непрезентабельное зрелище.
Поэтому лучше спуститься через перевал Алупка-Богаз . Ну вот маршрут и пройден. Ай-Петри покорена и совершив благополучный спуск, я оказался на южном побережье .

Протяженность маршрута примерно 18 км, учитывая спуск и подъем от Севастопольской трассы. В основном этот маршрут проходит на высоте от 350 до 1300 метров над уровнем моря. Кому интересен этот маршрут всегда готов помочь там побывать.

Этот поход тоже вроде бы не должен был случиться. Планы были другие: покорить гору Ильяс Кая и посетить Храм Солнца, что расположен над бухтой Ласпи. Для этого утром вышли через Кореиз на трассу Ялта-Севастополь в надежде поймать проходящий автобус.

Не могу сказать, что ждали долго. Потому что стоять пришлось вот с таким видом. Прямо над трассой и виноградниками манила своими зубцами прекрасная Ай-Петри. План Б созрел у меня довольно быстро.

Я беспрестанно косилась на красавицу Ай-Петри и подшучивала над мужем: «Зовет!» К тому же, он на главной горе Крыма еще не был. Однако согласился не сразу, уж очень его манил Храм Солнца. Только когда попутный автобус до Севастополя пропыхтел мимо, все знаки сошлись: идем на Ай-Петри!

Кореизская тропа начинается прямо от Севастопольского шоссе, там, где на выезде из Кореиза стоит большой бетонный указать «Севастополь 72 - Ялта 9». Тропа, а скорее даже широкая грунтовая дорога, идет налево прямо за указателем. Взяла эту карточку в интернете, чтобы нагляднее:

Сначала мы прошли мимо каких-то заброшенных вагончиков и непонятных строений, а потом углубились в лес. Вот здесь началась красота!

Дорога очень широкая, потерять ее невозможно, но у нее много ответвлений. По тропе есть маркеры и указатели, но я иногда сверялась с телефоном. В приложении Maps.me все тропы отмечены, работает оно без интернета, так что я порой проверяла, туда ли мы повернули. Гора в осеннем одеянии иногда показывалась нам сквозь деревья, словно подтверждая, верным путем идем.

Лес, конечно, красоты тут невероятной. Высокие-высокие сосны, а среди них валяются здоровенные камни, когда-то отделившиеся от скалы. Когда-то ведь они упали сверху.

Небольшой привал в лесу. Говорят, именно здесь снимались некоторые сцены из советского фильма про Буратино, кажется, там даже Ай-Петри разглядеть можно. Надо пересмотреть с племяшкой кино!

Иногда гора дразнит: кажется, что подняться туда нереально!

Фотоаппарат позволяет разглядеть все в мельчайших деталях, но вершина со стороны кажется неприступной.

Но ноги идут, улыбка не сходит с лица, а по тропе то и дело встречаются люди: пешком на велосипедах и даже на мотоциклах. Последние катаются по низам, где позволяет дорога, а пешие встречные немного удивляются, что мы идем наверх, все-таки, новички чаще проходят эту тропу сверху вниз.

А тут мы оказались прямо в зеленом море, вокруг молодая поросль, которая совсем скоро превратится в такой же дремучий лес.

Тимур идет впереди, а я все время плетусь сзади, потому что мне хочется запечатлеть все до мельчайших деталей.

Наконец мы выходим из леса, и нам робко открываются первые просторы.

Вон там дорога, а это виноградники, разглядываем мельчайшие детали и пытаемся увидеть знакомые места.

Когда большая часть деревьев оказывается ниже, кажется, что вершина совсем рядом. Но это впечатление обманчиво. Только тут начинается настоящий подъем: очень крутая дорога, каждые 30 шагов я останавливаюсь перевести дух.

Вышли на первую видовую скалу, уж здесь обязательно надо посидеть, поглядеть вдаль.

А вот она же чуть издалека.

И еще раз, теперь она виднеется под деревом далеко внизу. Вот ведь только что фотографировались там.

Нас впервые обгоняет попутчик, вот уж он экипировался как положено: термо-костюм, палки для скандинавской ходьбы. Бодро пробежал наверх с музыкой в ушах, успели только пожелать ему счастливого пути. Он, конечно, подивился нашей «экипировке», шорты-джинсы-рубашки, наверху холодно, говорит.

Но мы еще не совсем наверху, поэтому продолжаем не спеша подниматься, постоянно останавливаясь на фотографирование.

Приходилось ли вам обедать в пути, вдали от дома, под открытым небом? Мне с радостью вспоминаются наши уютные трапезы во время палаточных ночёвок на природе. Но ни одна из них не сравнится с этим горным пикником.
Дорога шла наверх очень круто, не прогулка, а скорее спортивный подъем. После очередного марша нам открылись новые просторы, до Ялты словно рукой подать. - Доставай хлеб, - сказала я Тимуру, переводя дух.
Было холодно, гораздо холоднее, чем внизу, у моря. Ветер здесь присутствовал постоянно, не порывами, а нескончаемым потоком, фланелевая рубашка почти не спасала. Состояние было на грани: замерзнуть не давало какое-то чувство нереальности. И хлеб. Хлеб был самым вкусным в моей жизни. Мы просто сели на камень, разрывали мягкую хлебную плоть руками и жевали, глядя в бесконечность, туда, где море сливалось с небом.

А потом небольшой фотосет на краю скалы.

Вот бы полетать как птицы!

А потом снова был подъем.

Была прекрасная природа. Конусообразная верхушка по центру - это гора Могаби, 804 метра высотой. Она находится между Ялтой и Гаспрой. Ялта виднеется как раз за горой, а дальше Аю-Даг, а мы все выше и выше.

И мысли были, ну когда уже, когда. Становилось холодно не на шутку, каждый поворот сулил окончание маршрута, но мы только забирались все выше, видели все дальше. 1000 метров подъема - это серьезно.

Сижу, окидываю взором окрестности. Хорошо видно Ялту, а за ней Аю-Даг, Медведь, что пьет воду прямо из моря. По прямой отсюда до него 25 км.

А вот Медведь-гора в приближении камеры. Когда-нибудь мы обязательно поднимемся и на нее.

Там, наверху, идея посидеть свесив ножки с утеса совсем не кажется опасной. Я выбираю не отвесные обрывы, а удобные уступы, где падать просто некуда. Конечно, с помощью удачного ракурса этого не видно, выглядит иногда страшно. Да и потом, когда я лежу дома на диване и вспоминаю эти моменты, где-то что-то сжимается внутри. Но только не здесь, не сейчас, не на горе. Здесь только небо вокруг.

А потом мы вдруг пришли! Вот сосна-самолет, с которой все фотографируются.

Вот верхняя станция канатки и снующие туда-сюда желтые кабинки.

Фотографирую все буквально бегу, наверху очень холодно, разница температур в 12 градусов. Если внизу прекрасные осенние +20, то здесь край 8 градусов тепла и ветер просто сносит. Умный народ поднимается сюда в куртках. А мы спешим в первую попавшуюся кафешку, чтобы согреться, наконец, вкуснейшим крымским чаем и лепешкой с сыром. Местная кисонька в кафе.

Домой спускаемся на канатке и с каким-то невероятным счастьем оказываемся вновь в тепле. Прогулка явно удалась, нам еще долго будет что вспомнить!

В начале сентября 2012 года ходил пешком на Ай-Петри.

Начал свой маршрут от известного знака «Севастополь-72, Ялта-9», который расположен на трассе Севастополь-Ялта. Смотрите фото.

Как туда попасть? Самый простой способ - на маршрутке. Я распечатал фотографию этого места и взял с собой. Пришел на автостанцию, показал водителям фото и спросил, как доехать к этому месту.

Если идти пешком, то ориентиром могут служить тросы знаменитой канатной дороги. Их нельзя не увидеть, независимо от способа передвижения. От того места, где над трассой натянуты тросы, нужно двигаться в сторону Ялты 1,5 км.

Ниже в комментариях Артем подсказывает: это место - поворот на Мисхор и Кореиз.




За знаком начинаются две грунтовые дороги, выбирать нужно ту, что левее.

В начале тропы понастроили сооружений из белого кирпича. Вероятно, местные жители пытались захватить земельные участки, руководствуясь логикой: если на земле стоит моя недвижимость, то я претендую на землю. Этот номер у них не прошел. И очень хорошо!


Когда стоишь в самом начале маршрута, дистанция, которую предстоит пройти, впечатляет. Смотришь и не понимаешь, как ты окажешься на этой скале? Как такое возможно?



Впрочем, не так уж сложно. Начал маршрут около 11.30, возле верхней станции канатной дороги был в 14 часов. Таким образом, восхождение заняло около 2,5 часа. Не торопился, по пути много фотографировал, смотрел на окружающие виды, делал передышки.

Читал, что Кореизская тропа имеет протяженность 3,7 км. По ровной местности пройти такое расстояние - вообще пустяк, но в горах главный фактор - перепад высоты, а не линейное расстояние.

До места, которое на схеме обозначено как «родник», дорога хорошо вытоптана, на этом участке не заблудишься. Считается, что маршрут обозначен белыми метками. Да, метки есть, но они нанесены в тех местах, где нет развилок дороги, то есть там, где они не нужны. А на развилках их как раз и нет. Слушайте свою интуицию. Ай-Петри нам нужно обойти справа, поэтому левые повороты - не наши. Слишком резкие ответвления тропы вправо - тоже не для нас. Общее направление до пункта "родник", как и показано на схеме (смотрите фото выше), прямо и немного правее.

Вид родника меня совсем не воодушевил, грязный и пересохший. Это место я мысленно назвал «беседка».


Если стать спиной к входу в беседку, прямо перед тобой начинается резкий подъем вверх. В мои планы этот подъем не входил. От родника я собирался идти по сравнительно пологой натоптанной дорожке. Не знаю, куда бы она меня завела. Но пока я сидел в беседке, мимо меня прошли трое парней. Было видно, что они очень уверены в себе и точно знают, куда идти. Я поздоровался, они ответили на приветствие. Сказали, что идут «через Малый» (имелся ввиду Малый Ай-Петри, он же – Воронья скала), и рванули вверх, подбадривая друг друга криками типа «врубай вторую скорость и греби».

Подъем, который открывается перед глазами, когда стоишь спиной к беседке, пугает. Была альтернатива - идти от беседки по другой дорожке , сравнительно пологой. Но я решил идти, не теряя парней из виду, так как они, в отличие от меня, точно знали дорогу. Сразу после беседки участок тяжелый, наклон слишком резкий. Нужно преодолеть этот кусок пути, дальше будет легче, потом тропа становится более пологой.

Один из парней держал в руках деревянную длинную палку и с её помощью отталкивался. Толковый подход. За родником-беседкой посох в руках - совсем не лишнее. Типа третьей ноги.

Через некоторое время вышел к Малому Ай-Петри (или Вороний камень). Чтобы туда попасть от "беседки" по избранному мной прямолинейному маршруту, напрягать мозги, много думать, искать тропу, смотреть в карту не пришлось. "Греби" себе всё вверх и вверх.

Потрясающие виды открываются перед глазами! Этого не передать с помощью фотографии и не описать словами.


И вот я на краю Малого Ай-Петри!!! Моя поза - не постановочная. Гляжу вниз с испугом вполне реальным.


От Малого Ай-Петри уже четко видно дальнейший маршрут.



На следующей фотографии - вид сверху на Вороний камень (или Малый Ай-Петри). Треугольный каменный выступ - это он и есть, только что я на нем фотографировался.

Как уже отмечалось, весь подъем занял 2,5 часа. Из них 1,5 часа я шел от трассы до Малого Ай-Петри, и 1 час - от Малого Ай-Петри до станции канатной дороги.


Чем выше - тем прекраснее виды. Сверху смотришь на пройденное расстояние, и начинаешь чуть-чуть гордиться собой.


По мере подъема характерная природа Южного берега сменяется лиственными растениями. С увеличением высоты попадаешь в другой климатический пояс – из субтропиков Южного берега в среднюю полосу.


Здесь парни, глядя на которых я набрался храбрости и от родника рванул на крутой подъем, стали собирать грибы. Выяснилось, что они – местные жители. Посоветовали мне не ходить без пользы, а взять нож, пакет и заняться делом – собрать «подножный корм». Грибы я не собрал, в мои планы это не входило. Для них пойти на Ай-Петри - это будничное дело, набрать грибов. А для меня - впечатление на всю жизнь.

В «средней климатической полосе» появились рои назойливых наглых мух, которых и в помине не было на побережье. Пока идешь – нормально, как только останавливаешься – лезут со всех сторон.

А вот и станция канатной дороги! Подъем завершился.



За проход к зубцам – плата 20 гривен. Деньги небольшие, но у меня в памяти моментально возник Остап Бендер, который продавал билеты на осмотр Провала. Мое приподнятое и восторженное настроение не увязывалось с какими-то пошлыми билетиками. Не пошел я к зубцам.

Великий комбинатор пояснил, что деньги идут на укрепление Провала, чтобы не сильно проваливался. Куда идут деньги за осмотр зубцов? На их заточку, чтобы не сильно тупились?


Из любопытства спросил, сколько стоит маршрутка до Симеиза. На предложение садиться в салон я ответил, что уйду пешком, как и пришел. Выражение лица у водителя стало несколько озадаченное.

Я рассматривал вариант спуститься вниз по канатной дороге, но, увидев очередь, сразу отказался от этой идеи.


Я сюда шел пешком по тропе не для того, чтобы закончить свое путешествие в этой длинной очереди.

Пошел вниз той же дорогой, по которой и пришел.


С вершины Ай-Петри дошел пешком до самого Симеиза . Останавливать маршрутку или ехать автостопом в такой день мне казалось неприличным. Спустившись вниз, сначала шел по тропам, которые проходят вдоль трассы, часть пути прошел по обочине трассы. Оглядываясь назад, удивлялся тому, что смог столько протопать.


Приблизительно как-то так. Обходи гору справа (красная стрелка на следующем фото).


Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи