Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Старые карты сократительных троп ялта ай петри. Гора Ай-Петри, Крым, канатная дорога

Если спросить у россиян, с чем у них ассоциируется Крым, многие в первую очередь ответят – Ай-Петри. Я сама обожаю эту гору и во многом ассоциирую Крым именно с ней и с ее плато. Эта достопримечательность стала неизменной обложкой всех туров в Крым и по праву возглавляет многие списки must visit. Зубцы Ай-Петри притягивают взгляды редкой красотой и непреодолимо манят к себе. Сама я могу неотрывно глазеть на гору, благо ее видно почти из любой точки Ялты.

Первый раз я побывала на горе снежной зимой и сразу в нее влюбилась, потому что по-другому к ней относиться просто невозможно!

Если посмотреть прямо, на горы, когда едешь по Южнобережному шоссе от Ялты в сторону Севастополя, или оглянуться назад, когда лежишь на пляжах Ялты, то увидишь три возвышающихся скалы в форме зубцов. Это и есть вершина знаменитой Ай-Петри.

Ай-Петри настолько популярна, что туристы считают ее высшей точкой Крыма. Но это ошибочное мнение. Высшая точка – гора Роман-Кош (1547 м.) Высота же Ай-Петри – 1234 м. Даже эта цифра весьма символична и только прибавляет достопримечательности еще больше рейтинга.

Легенды

Как и водится у мест с высокой туристической посещаемостью, о нем существует куча романтичных легенд. Но, как и всегда, имеется одно истинное и рациональное объяснение: Ай-Петри в переводе с греческого означает "Святой Петр": на горе находился монастырь Святого , построенный еще древними греками. Остатки его руин сохранились по сей день.

Романтичные легенды же придумали юношу по имени Петя, который бросился с ай-петринских скал из-за того, что родители не одобрили его выбор невесты, которая в свою очередь воскликнула "Ай, Петр!", завидев как любимый разбился о скалы.

Поговаривают также о другом Петре, который сумел покорить сильный ветер, неизменно бушующий на Ай-Петри, держа рубашку по ветру и летая на ней, тем самым изобретя мореходные паруса, значительно облегчившие жизнь греческим морякам, за что и был причислен ими к лику святых.

Погода

Ай-Петри считается самым ветреным местом Крыма. И зимой и летом там бывают продолжительные и мощные ветра. Ну и как известно, в горах погода бывает очень переменчива, внезапно может пойти дождь или снег, а потом на небе ни облачка и жарит солнце. Поэтому нужно быть готовым к переменчивой погоде и иметь с собой и теплый свитер с запасными носками, и солнцезацитные очки с кепкой. Ну и ветровку, само собой.

Зимой же Ай-Петри бьет рекорды по осадкам: там выпадает очень много снега и бывают сильные метели. Для зимнего посещения Ай-Петри стоит особенно утеплиться, взять несколько пар перчаток и маску или балаклаву на лицо. Ну и конечно же, солнечные очки. В солнечные дни снег в горах очень слепит.

Как добраться

На канатной дороге

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри является больше достопримечательностью, нежели транспортным средством. Путешествие в воздухе протяженностью около 3 километров с перехватывающими дыхание видами зачастую привлекает туристов больше, чем сам конечный пункт – Ай-Петри.

Дорога состоит из двух частей: первый пролет – 1310 метров до средней станции "Сосновый Бор", второй – до станции на Ай-Петри – 1670 м (что считается одним из самых длинных безопорных пролетов в Европе). Время в пути – 15 минут. Канатка работает круглогодично. На последнем участке пути уклон тросов достигает 46 градусов, поэтому чтобы меньше закладывало уши, захватите леденцы. Против замирания сердца на высоте больше 1000 м ничего порекомендовать не могу:)

Добраться до нижней станции в Мисхоре можно маршруткой №102 с верхней платформы ялтинского автовокзала, либо маршруткой №132, отправляющейся с вещевого рынка (ее я вам не советую: она идет по городу и собирает все пробки и сфетофоры, в отличие от 102, которая сразу выезжает на трассу).

Стоимость проезда на канатке – около 300 рублей в одну сторону.

Перед выездом рекомендую зайти на их сайт и посмотреть график работы (а заодно и уточнить стоимость) – бывает, что из-за погодных условий канатка не работает.

На машине

На машине на Ай-Петри лучше всего ехать только в сухое безснежное время года. Когда ложится снег, то без цепей на колесах там нечего делать. А если сходят лавины, то даже с цепями там не особо проедешь по крутому горному серпантину. Поэтому зимой в нелетную погоду на автомобильной трассе до Ай-Петри стоят дежурные машины ДПС и разворачивают всех желающих подышать горным воздухом. Но дорогу до Ай-Петри стараются чистить и поддерживать поэтому шансы проехать, особенно у страстно желающих покататься горнолыжников, есть.

От Ялты нужно ехать по Южнобережному шоссе в сторону Севастополя, до поворота на Бахчисарай. Его не пропустить – там есть указатель на Ай-Петри, который оповещает открыта ли сегодня дорога. Эта дорога до Бахчисарая через Ай-Петринское плато. По ней и нужно ехать, осторожно вписываясь в повороты. Водители утверждают, что на один спуск-подъем они заправляются на 600-700 рублей.

Лесная живописная дорога и горный серпантин – незабываемое удовольствие и неплохой релакс.

На маршрутке

Для ленивых и не желающих заморачиваться с картами и прочей логистикой, существует очень простой вариант. В высокий туристический сезон на нижней платформе автовокзала Ялты работают особые таксисты мини-вэнов, орущие на весь автовокзал "Ай-Петри, едем на Ай-Петри". Не заметить их даже при всем желании невозможно. Запрыгиваешь к ним, заплатив рублей 300 с человека, и спокойненько едешь себе, любуясь пейзажами и не нервничая о том, что пропустишь свою остановку. Около часа лихой езды, и ты на плато. Погулял, осуществил там все свои горные мечты, и обратнно на таком же мини-вэне. Ваша задача –только добраться до автовокзала Ялты. Просто и со вкусом. Но в зимнее время таких таксистов не сыщешь.

Пешком

Любители треккинга тоже не останутся без внимания. На Ай-Петри ведет куча пешеходных троп разной сложности и протяженности из Ялты, Бахчисарая и прочих окрестных деревень. Описания и треки для навигаторов можно найти на пользовательских файлообменниках электронных карт. Я расскажу о двух самых известных, по которым ходила сама.


  • Мисхораская (Кореизская) тропа

От автовокзала Ялты нужно ехать на маршрутке №142 или №115 до остановки на повороте на Кореиз и Гаспру.


Выйдя из маршрутки и стоя спиной к Ялте, справа от вас вы увидите грунтовую лесную дорогу. Это и есть начало Мисхорской тропы. Местами она маркирована и вообще хорошо различима, не заблудитесь. Протяженность тропы – 11 километров. На пути будут два родника, обозначенные навесами и лавочками рядом, их не пропустить. Тропа будет проходить через вершинку Малый Ай-Петри, откуда открывается шикарный вид на лес и море. На подходе к плато есть небольшой крутой участок, и если у вас есть возможность, то прихватите треккинговые палки – они облегчат подъем. Выйдя на плато, вы окажетесь на большой обзорной площадке, откуда, само собой, открывается прекрасный вид на крымские красоты, как вознаграждение за преодоление тягот восхождения. А за площадкой сразу начинается Ай-Петринский городок.

  • Таракташская тропа

Таракташская тропа – уникальное по красоте место из-за массивных выветренных скал-останцев причудливых форм. Тропа начинается от водопада Усан-Су. Как до него добраться, можно прочитать в .

От водопада и начинается Таракташская тропа, выходящая прямо на Ай-Петринскую яйлу.

Тропа маркирована. На деревьях краской сделаны красные отметины. Цвет тропы на схеме соответствует цвету маркировки. Главное на тропе – не пропустить поворот на плато. Часть маршрута (около 2 км) совпадает со Штангеевской тропой, и лишь у одной примечательной скамейки на смотровой площадке, огороженной старым металлическим забором, они расходятся – Штангеевская идет дальше прямо, по кромке скал, а Таракташская уходит влево вверх. Другой скамейки там нет, ее невозможно пропустить. Просто от самой скамейки нужно повернуть на 90 градусов влево и топать вверх.

Протяженность самой тропы до плато от места развилки всего 3,5 километра, так как она берет свое начало уже на приличной высоте. Но чтобы добраться до станции канатной дороги, нужно будет еще немного пройти по плато, следуя указателю, находящемуся прямо на выходе тропы на плато.

Эта тропа гораздо популярней Мисхорской, потому как сама по себе очень живописна и захватывает еще целых две достопримечательности: водопад Учан-Су и кусочек знаменитой Штангеевской тропы. Если вдруг вы заблудитесь или потеряете маркировку, то всегда можно спросить встречных туристов, которых в теплое время года всегда много. Но тропа одна, хорошо натоптанная и вводящих в заблуждение четких развилок там нет, поэтому шансы потеряться минимальны. А вот зимой стоит быть осторожнее – снег заносит тропы и бывает очень глубоким, что усложняет и замедляет передвижение. При таком режиме очень быстро наваливается усталось, да и самой тропы не различить. Не различить и дорог на плато – зимой оно превращается в снежную бескрайнюю пустыню, и заблудиться очень легко, особенно в пургу и туман, что не редкость на Ай-Петри в зимнее время.

Поэтому вариант пеших прогулок безопаснее и приятнее всего в теплое, бесснежное время года. Зимой же лучше пользоваться канаткой или машиной. Ну или услугами местного опытного гида, если желание приключений непреодолимо.

Чем заняться

  • Прежде всего - гулять! Гулять по ай-петринской яйле, наслаждаясь чудесным видом на море и Большую Ялту, или видом на бескрайнее плато (оно действительно огромное, несколько километров в длину и в ширину), любоваться диковинными цветами, крымскими соснами с длинющими иголками и получать кайф от прогулок по богатейшей природе Крыма.

  • Обязательно пройтись по подвесным мостикам на один из зубцов. Мостики раскачиваются и поскрипывают на ветру, а под ногами – 1200 метров. Страшновато, но виды, открывающиеся с зубца, того стоят. Стоишь на небольшой площадочке, и со всех сторон тебя окружает открытое необъятное пространство. Неописуемые ощущения, лучше самому насладиться. До мостков со станции канатки ведут хорошо натоптанные тропы и имеются указатели – не заблудитесь. Просто следуйте за основным потоком граждан – все вновь прибывшие неизменно следуют туда.

  • Посетить пещеры. На Ай-Петри находятся три карстовые пещеры, открытые для посещения туристам: Трехглазка, Ялтинская и Геофизическая. Указатель в сторону пещер также находится недалеко от станции канатной дороги. Найти пещеры самостоятельно не так уж и сложно, а летом вам еще будут неоднократно предлагать экскурсионные и гидовские услуги прямо у канатки – местные гиды отведут вас куда угодно на плато, не только в пещеры, и сопроводят путешествие самыми разнообразными байками, историческими и географическими сведениями.

В пещерах любопытно поглядеть на сталактиты, сталагмиты, летучих мышей и прочий причудливый подземный мир, а летом приятно оказаться в пещерной прохладе после знойной жары. Вход в пещеры платный, цена – рублей 300. Спуски в пещеры оборудованы лестницами.


  • Погулять по палаточному городку-рыночку. Рынок иногда называют татарским, потому что в основном там торгуют татары своими аутентичными лакомствами и изделиями. Но помимо редких сувениров, которые не купишь на прибрежных рынках, тут можно приобрести туры по плато на лошадях и квадроциклах, полеты на дельтаплане, занятия скалолазанием и многие другие экстремальные горные развлекухи. Это определенно стоит попробовать, оказавшись на самой знаменитой вершине Крыма.

Ай-Петри зимой

Зимой Ай-Петри еще сказочней. Белые пушистые сугробы, заиндевелые иголочки сосен, кружение снегов, искрящихся на солнце, заснеженные горные вершины. А самое главное – удивительное для северного глаза сочетание: снег и море. В хорошую видимость (когда нет тумана, высокой облачности или густой пурги) с Ай-Петри видно Большую Ялту и море. И вот это практически нереальное сочетание - белый-белый снег и лазурное море внизу. Если окажетесь в Ялте зимой, то посетить Ай-Петри определенно стоит – редко где еще можно насладиться такими нереальными видами всего в часе езды.


Горнолыжный комплекс

Утверждение о том, что в Крыму есть все, абсолютно верно. Даже горнолыжка там имеется. Единственная в своем роде и именно на Ай-Петри. Добраться до нее можно на машине по уже описанной горной дороге Ялта-Бахчисарай (зимой ее регулярно чистят) или же на такси-снегоходах от станции канатной дороги. Трассы там очень интересные и продолжительные, но бугельные подъемники на тросах требуют недюжего навыка их использования. Это не комфортабельные кабинки или таблетки, к которым мы привыкли. Это закольцованный трос, движущийся с невысокой, но все же скоростью, к которому нужно самому прицепить металлический крючек своего бугеля - небольшой деревянной сидушки на веревочке, которая, собственно, и является твоим подъемником. По неопытности о трос рвут куртки, перчатки, и даже бывали травмы. Поэтому если вы раньше не пользовались этой допотопной советской системой, то следует пройти курс молодого бойца у инструкторов для своей же безопасности. Кроме этого, на горнолыжке можно арендовать бублики, снегоходы и квадроциклы, попробовать ски-джоринг (прицепиться к джипу на веревку и кататься за ним по плато на лыжах или сноуборде). Весьма радует, что на плато есть станция спасателей. Очень опытные и ответственные ребята (авторитетно заявляю, так как они мои знакомые), и под их надзором можно спокойно предаваться зимним увеселениям.

Более подробную информацию о трассах, ценах и прочих особенностях горнолыжки можно посмотреть на их сайте.

Еда

Голод не то, чего стоит опасаться на Ай-Петри. У канатки на плато раскинулся целый город –множество кафешек, торговых палаток, гостиниц и прочих развлекательных услуг. Тут можно удовлетворить самые разнообразные гастрономические интересы и найти все: от вареной кукурузы и чебуреков до устриц и супа-пюре из лосося. Но, конечно, превалируют кафе крымско-татарской кухни - пловы, лагманы и долмы на любой вкус.

Лично мне больше всего нравится кафе "Ай-Петри" (неудивительно, что оно так называется). Оно явно не единственное на плато с таким названием. Находится оно прямо на обрыве, и из панорамных окон до самого пола видно сами зубцы, вагончики канатной дороги, море и лес далеко внизу. Дух захватывает. Находится оно вот где: если выйти из станции канатки и стоять к ней спиной, то нужно пойти налево, дойти до смотровой площадки, встать лицом к морю, полюбоваться пейзажами, и справа прямо на обрыве будет стеклянное кафе, к которому ведет черная железная лестница. Это оно. И обслуживание, и сами блюда в нем на уровне. А цены более чем демократичны для Ялты и для высоты 1234 м. над уровнем моря. Хороший обед из 2 блюд и чебурека в придачу обойдется рублей в 600. Там же можно заказать кальян и подегустрировать крымское домашнее вино, сидя в широких плетеных креслах, обложившись мягкими подушечками. И все это с прекрасным видом на красоты Крыма!


Жилье

Если одного дня на занятие всем, что вы хотели осуществить, мало, то можно остаться на горе на ночь и даже не на одну. Множество гостиниц и хостелов прямо на плато предлагают размещение с различными условиями и по различным ценам. Вплоть до аренды палаток и спальников, чтобы спать на свежем воздухе и любоваться ночью россыпью звезд. Я бы советовала просто погулять по этому горному поселку, поспрашивать и поглядеть, что именно вам могут предложить и выбрать на свой вкус. Остаться там на несколько дней определенно стоит. Можно жить в домиках около канатки, в приюте на метеостанции, на турбазе Кичкинэ рядом с горнолыжным комплексом, в поселке Охотничье, которое находится на трассе Ялта-Бахчисарай, выше канатки. Цены на жилье на горе довольно высокие. Стоимость номеров в отелях можно узнать , а на частные апартаменты – . Зная, что Ай-Петри весьма любим туристами, крымчане не стесняются заламывать там цены. Жить можно в домиках разной комфортности, начиная от вагончиков и заканчивая хорошими лесными избами со стилизованным дизайном. Поэтому цены варьируются от 500 рублей за ночь до 5000. Однако и в тех и в тех не проведена канализация и присутствуют проблемы с водой. Душа там нигде не примешь.


Напоследок

Будучи в Крыму, обязательно стоит посетить Ай-Петри. Эта гора уникальна и прекрасна. Невероятная красота природы, величие скал, таинственность пещер, горный воздух и еще великое множество ништяков на ней вызывают только положительные эмоции и добрые мысли. Обязательно поднимитесь на эту гору, и, готова спорить, вы безумно влюбитесь в нее, так же как и я.

Вспомнил как однажды тот самый Петя – «Черный Дайвер», водил часть своей постоянной группы (в тот год они были кажись «Обветренными Готами»), на Ай-Петри пешком. Его тогда ребята прозвали «Сусаниным», из-за его блужданий в лесу под Ай-Петри. Худо-бедно, но ребята, кажется все же попали на Ай-Петри, но этот поход вспоминают Пете до сих пор-)) Вспомнил эту историю и вот решил прогуляться сам, тем паче в этих местах бывал не раз, правда уже давненько…

Сейчас все мои маршруты пролегают в основном по восточном Крыму.
А маршрут пешком на Ай-Петри , действительно интересный и познавательный.
По ходу пешеходного маршрута можно увидеть то, что обычно упускаешь из виду, не замечаешь, проносишься мимо, если подымаешься на машине по Ай-Петринскому серпантину или летишь над этими красотами на канатной дороге Мисхор – Ай-петри.
Непешеходный маршрут это сродни отдыху в Крыму в гостинице – себя ощущаешь как бы в аквариуме – все видишь, но ничего не ощущаешь - нет энергетики Крыма, нет тактильного восприятия, нет вкуса... в общем, все выхолощено и кастрировано... Другое дело – отдых сродни нашему клубу – ближе к дикой природе, в походах и в палатках...
Там по настоящему ощущаешь вкус реальной жизни на губах...

Вышел на улицу, погода стоит отменная - солнечная и теплая.
Вдохнул глоток свежего весеннего воздуха, взглянул на вершину Ай-Петри .. У ее подножия, в Кореизе было +15.
Подъем лучше начинать по Кореизской тропе , на мой взгляд, самой интересной и короткой.

Наиболее прямой путь начинается от остановки маршрутки над Кореизом – под названием Три Тополя, а не от, как считают многие, знака на Мисхорской развилке с указателем километража и направления на Севастополь и Ялту «Севастополь 72 Ялта-9».
Подъем не сложный, настоящая романтическая прогулка по величественному сосновому лесу, с вековыми соснами, по широким лесным дорогам.
Необходимо держать направление на север, на косой, примерно градусов 40, восточный склон Ай-Петринской гряды.
Там находится треугольная скала, которую называют «Малым Ай-Петри» или скалой Ворон .
Именно с этого места начинается прямой и наиболее крутой подъем к вершине Ай-Петри .
Лесных дорог под Ай-Петри множество, целая сеть.
Но, если даже дороги петляют по лесу, если придерживаться направления к нижнему концу скалистого косогора – который скрывается в верхушках Крымской сосны, то все равно выйдешь на нужное место.
Надо отметить, что еще в древности по этой, наиболее удобной, проторенной, менее крутой, чем другие, тропе, пользовались люди, чтобы подняться на ай-петринское плато.
Ходили, чтобы попасть на торжище, обменять свой товар на свои нужды.
Этой дорогой пользовались как жители центральных горных районов, так и жители степи.
Даже в недавнее время, когда транспортное сообщение в Крыму было слабым, жители Алупки, Кореиза, Гаспры ходили в деревни центрального Крыма, такие как Соколиное , по различным делам и нуждам.
Как бы вы не шли по этой тропе к подножию Ай-Петри , по дороге вам обязательно попадется хотя бы один родник , которых здесь несколько, и у вас будет возможность утолить жажду.
В лесу есть также несколько небольших озер и пожарных водоемов.
Чем выше вы будете подниматься, тем величественнее и красочнее вам будут открываться панорамы здешних мест.
Уже со скалы Ворон ваш взор удивит потрясающий вид на окрестности – лес, горы, море... внизу раскинулась Гаспра, Ялта , на горизонте гора Медведь и Гурзуф , и близлежащие склоны поросшие лесом Магоби .



Но это еще не все.. Главное впереди! Нас ждет живописный, величественный и крутой склон главной Ай-Петринской гряды, притягивающий взгляд, поражающий и манящий своей кажущейся неприступностью.

Наш путь туда, по хорошо натоптанной дороге.
В лесу, по ходу нашего пути, все пестрит разнообразием весенних цветов. Зацвел кизил.

Поражает обилие диких примул, в такое время года, в середине марта – это редкость, обычно ближе к концу апреля к началу мая, а в этом году вот так, намного раньше тянутся к солнцу.
Настоящие лесные первоцветы.

Множество и других растений из семейства первоцветов, но не менее красивых чем дорогущие орхидеи в супермаркетах - из них пролеска двулистная.


Ближе к вершине становится прохладнее, в затененных местах лежит снег и даже крутой подъем совсем не согревает... По зимнему холодно, изо рта пар, пальцы коченеют.
Натягиваю шапку, одеваю перчатки и активнее наверх!
Но как только попадаешь на солнечную полянку, становится неимоверно жарко и все свое утепление хочется побыстрее снять -)) На таких полянках снега нет и проклевываются сквозь почву нежные соцветия птицемлечника.

Любуясь этим весенним разноцветьем не замечаешь как вот уже и сама вершина. Сейчас здесь тихо.. никого... только лай собак, охраняющих бесчисленные кафе и гостиницы, ютящиеся возле верхней станции канатной дороги . Да несколько работников канатной дороги, которые ведут профилактические работы.

Сейчас они были заняты проверкой тросов, разматывали огромные катушки с толстыми железными нитями-канатами, на которых поддерживаются всем известные вагончики.
Под навесом жмутся от ветра и ведут беседу несколько военизированных охранников.
Заметив меня, с подозрительным любопытством бросают на меня колючий взгляд.
От таких взглядов делается неуютно, да вообще, не люблю цивилизацию на вершине Ай-Петри , лет 15 назад в заповеднике такого не допускали...
Поскорее уходить отсюда, подальше на запад... туда, где гуляет лишь ветер, да я...

Мой путь следует мимо зубцов Ай-Петри , где когда–то в средневековье находился христианский храм, мимо вершины, откуда открывается завораживающий вид на Южный берег Крыма ..

А если развернешься лицом на север, то перед твоим взором открывается бескрайнее холмистое карстовое поле Айпетринского плато .
Двигаясь вдоль кромки плато дальше на запад, то спускаясь, то подымаясь, преодолеваешь карстовые разломы и воронки, зияющие темными, поросшими мхом неизвестными пустотами, которые хранят в своей глубине извилистые подземелья и манящие своей неизвестностью пещеры.

В этих карстовых воронках, в затенении, где только что сошел снег, плотным ковром цветут подснежники .
Таких крупных кустов и таким плотным строем, я их никогда не видел, как сейчас в лесу под Ай-Петри .

Чуть выше по склону, прочь из затененных ущелий, ближе к свету и теплу, на краю карстовых воронок, там где больше солнца, уже полным ходом цветет шафран крымский .
Его собрат крокус – цветет в октябре...

За горой Весторн, находится первый спуск, считая от ай-петринских зубцов , в сторону Алупки , который носит название Кучук Богаз или Малый перевал – тропа мало хоженая, очень крутая, подыматься сложно да и спускаться не просто.
Но наш путь лежит дальше, к виднеющейся на горизонте антенне – это военная часть, радиолокационная станция и антенные поля.
Перед станцией еще один спуск к подножию Копек–Богаз , такой же сложный как и предыдущий, частично проходящий по активной сыпучке.

За военной частью, снова понижение южнобережных обрывов.
Можно выйти на скальный, поросший лесом, скалистый прижим, начало довольно удобной тропы Алупка Богаз или Шаанкайская тропа.
Она уходит вниз и у подножия гряды проходит мимо хорошо заметного уступа, похожего на трамплин, под названием Шаан-Кая.
На самом плато, на его полянах, которые наклонены к югу и закрыты с севера карстовыми грядами, целыми семействами растет сон-трава с ярко-фиолетовым окрасом, которая своим пушистым покровом напоминает лохматых игривых котят. Научное название этого бесподобия – прострел крымский .

Это эндемик, сон-трава его народное название.
Это растение особенно часто использовали шаманы в своих целях.
Рядом с прострелом греется на солнышке еще один красавец уже ярко-желтого цвета - горицвет или адонис крымский .

Оба растения можно встретить лишь на высокогорье, где воздух чист и экология подходящая-)).
Впереди у же виднеется Ат-Баш (Лошадиная голова), но чтобы до нее добраться, нужно перевалить через каменистую и неудобную для прохода вершину Лысую.
При подъеме на Ат-Баш открывается восхитительный вид на все Ай-Петринское плато , вплоть до начала спуска ко внутренней гряде, на горе Бэдэне-Кыр , что значит Перепелиная.
Как гигантские яйца динозавров или невиданные жилища инопланетян вдалеке белеют гигантские шары военной части космического слежения.

Наш путь теперь лежит вниз, все в том же западном направлении, к урочищу Беш-Текне (в переводе пять корыт). Это плановая туристическая стоянка, где есть озеро и несколько родников.
Воды много, зелени тоже, местность изрезана сетью грунтовых дорог, которые сходятся здесь со всего плато в один пучок, чтобы через перевал Ат-Баш сойтись на так называемой Еврейской тропе (дороге) .
Свое название она получила от еврея предпринимателя, торговца лесом, который проложил эту дорогу еще до революции. Ее протяженность более 5 км. По ней можно спуститься к Севастопольской дороге над Алупкой.
Дорогу эту нельзя назвать живописной, так как несколько лет назад здесь бушевал большой пожар, выгорело несколько десятков тысяч гектаров леса. И теперь это довольно печальное и непрезентабельное зрелище.
Поэтому лучше спуститься через перевал Алупка-Богаз . Ну вот маршрут и пройден. Ай-Петри покорена и совершив благополучный спуск, я оказался на южном побережье .

Протяженность маршрута примерно 18 км, учитывая спуск и подъем от Севастопольской трассы. В основном этот маршрут проходит на высоте от 350 до 1300 метров над уровнем моря. Кому интересен этот маршрут всегда готов помочь там побывать.

Потрясающей красоты горы амфитеатром окружили город Большая Ялта в Крыму.

Острые белые зубцы Ай-Петри, главные вершины Ай-Петринского массива, знакомы по любимым с детства фильмам и являются одной из знаменитых крымских достопримечательностей.

Если есть возможность, стоит побывать на Ай-Петри, чтобы с высоты 1234 м осмотреть окрестности. Как добраться до Ай-Петри из Ялты, расскажет эта статья.

Название горы

Свое название известная получила из-за византийского храма, который древние греки воздвигли на ее вершине и посвятили святому Петру. Храм Ай-Петри существовал до XV столетия.

Горная легенда

Какая же гора обойдется без трагической легенды о любви?! Ай-Петри не исключение. В местном фольклоре бытует рассказ, как в давние времена парень и девушка полюбили друг друга, но родители запретили им даже мечтать о свадьбе. Влюбленные решили покончить с собой и забрались на высокую гору. Парень прыгнул первый, а девушка крикнула: «Ай, Петр!», но прыгать испугалась, вернулась домой и всю жизнь была несчастна.

Немного географии

В прошлом океанский коралловый риф, Ай-Петри, благодаря тектоническим процессам, поднялась на высоту 1234 м.

Горный массив протянулся на 25 км с запада на восток, оберегая Ялту от ветров и непогоды. Общая площадь яйлы (так называют крымские столовые горы) - 300 кв. км, большая часть является горно-лесным заповедником.

Достопримечательности Ай-Петри зимой и летом

Если знать, как добраться до Ай-Петри из Ялты, это стоит сделать и зимой, и летом - гора заслуживает внимания.

Летом это прекрасная смотровая площадка, где можно сделать уникальные фотографии. Поверхность плато покрыта живописными зелеными лугами и лесами, по которым приятно гулять в жаркий день.

Одно из любимых развлечений отдыхающих - прогулка по адреналиновым мостикам, которые подвешены от основного плато Ай-Петри к белым известковым выступам на вершине. Четыре зубца отделяет от плато широкая трещина шириной несколько десятков метров, глубина расщелины - более тысячи метров. Прогулка по навесному мосту оставляет незабываемые впечатления.

В теплое время года интересно пройтись по плато к пещерам, их насчитывается на Ай-Петри около 300. Самая известная и оборудованная - Трехглазка, где даже летом не тает снег. Незабываемым приключением станет поход к скалам Таракташ, куда ведет тропа от водопада Учан-Су.

Зимой на плато Ай-Петри приезжают, чтобы покататься на лыжах, снегоходах, сноубордах. Плотный снежный покров появляется на Ай-Петри в декабре и лежит до марта. Для катания на пологой северной стороне плато обустроены горнолыжные трассы, их протяженность - 120-1030 м. Бугельные подъемники работают с 10 до 15 час.

Что надо учитывать при посещении

Собираясь покорять одну из крымских вершин, стоит отнестись к этому серьезно:

  1. Подобрать обувь. Никаких шлепок, каблуков, не подойдет скользкая подошва.
  2. На горе всегда ветрено - лучше захватить ветровку или куртку.
  3. На Ай-Петри значительно прохладнее, чем в Ялте, поэтому надо утеплиться. Даже летом температура редко поднимается выше +15-18 °С. Зимой же плато укрыто снежным покровом, температура воздуха опускается до -20 °С.
  4. Зимой необходимо взять запасную обувь - на плато обычно много снега, ноги быстро промокают.
  5. Делая фотографии, стоит помнить о своей безопасности и не подходить к самому краю, откуда сильный порыв ветра может сбросить вниз любителей селфи. К тому же скальная порода скользкая.
  6. В праздники и выходные на нижней станции образуются большие очереди.
  7. Посещение Ай-Петри - удовольствие довольно дорогое, но банкоматов наверху пока нет.

Кто на Ай-Петри не бывал - тот Ялты не видал!

С вершины Ай-Петринской гряды открывается изумительный вид на Большую Ялту: можно рассмотреть белоснежное здание Ласточкина гнезда, скалы и леса. На 130 км вдаль можно разглядывать морскую гладь с катерами и теплоходами.

Попасть на Ай-Петринскую вершину намного проще, чем на любую другую крымскую гору.

Прибыв в Ялту, как добраться до Ай-Петри самостоятельно? Можно выбрать несколько вариантов:

  • пешком по лесным тропинкам;
  • по канатной дороге в кабинке фуникулера;
  • по автомобильной дороге.

Пешее восхождение

Отправляясь в путь, надо понимать, что восхождение на гору высотой 1234 м - не простая прогулка по парку, она требует физической подготовки и соответствующей экипировки. На гору Ай-Петри как добраться из Ялты, знают поклонники пешего туризма, которые протоптали к плато тропинки. Каждая имеет свое название:

  • Мисхорская;
  • Таракташская;
  • Боткинская;
  • Кореизская.

Пеший подъем занимает от 2 до 7 часов. Надо учесть, что в горно-лесном заповеднике нет магазинов, поэтому воду и продукты надо брать с собой. Еще одна сложность, подстерегающая путешественников, - отсутствие четкой маркировки дорожек.

Если очень хочется пешком подняться на Ай-Петри (Крым), как добраться из Ялты до подножия? Есть несколько вариантов:

  • можно доехать на автобусе № 30 от автовокзала до остановки "Водопад" и подниматься по Боткинской или ;
  • по Южнобережному шоссе на автобусах № 107, 128, 142 до развилки около Кореиза для подъема по Кореизской тропе;
  • автобусами № 107, 128, 142 до развилки в Мисхоре.

Велоподъем

Любителям велосипедных прогулок посещение Ай-Петри тоже понравится. Тут есть маленькая хитрость: наверх лучше подняться на канатке, а спуститься своим ходом.

К тому же на велосипеде можно съехать с Ай-Петри не в сторону Ялты, а в направлении Большого каньона и проехать в Бахчисарай по красивым горным дорогам.

Осторожно: горная дорога! На вершину автомобилем

Заехать на автомобиле на вершину Ай-Петри можно со стороны Бахчисарая и Ялты. Бахчисарайская дорога находится в плохом состоянии, зимой дорогу частенько заваливает снегом, и нужно ждать, пока ее расчистят. Проехать по ней можно только на полноприводном автомобиле.

Из Ялты на Ай-Петри как добраться на машине?

  • Доехать по Южнобережному шоссе, соединяющему Ялту и Севастополь, до поворота на Виноградное и свернуть вправо по указателю. В Виноградном, кстати, находится театр морских животных, и летом дельфины, киты, тюлени, морские котики и морж выступают под открытым небом.
  • Через Виноградное двигаться по горному серпантину.
  • Протяженность пути от Ялты до Ай-Петри составит 30 км. Дорога займет около часа.

Горный узкий серпантин довольно опасен и требует от водителя повышенного внимания. На пути Ялта - Ай-Петри почти 300 поворотов, причем многие из них закрытые.

Отправляясь на вершину крымской визитной карточки, можно сделать несколько остановок:

  • около водопада Учан-Су - водопад с красивым названием «летящая вода» падает с высоты почти 100 м;
  • возле «Пьяной рощи», где деревья растут под углом;
  • у горного озера Караголь;
  • на смотровой площадке «Серебряная беседка».

Если самостоятельно подниматься на автомобиле боязно, можно доехать до нижней станции канатной дороги на Ай-Петри (Ялта). Как добраться на автомобиле сюда:

  • выехать из Ялты на Южнобережное шоссе в сторону Севастополя;
  • проехать по нему 14-15 км;
  • свернуть влево на развилке около большого бетонного указателя «Севастополь - Ялта»;
  • спуститься по дороге СО-11806, вьющейся серпантином, вниз еще около 5 км.

На небольшой парковке автомобиль можно будет оставить.

Канатная дорога

Нет варианта проще и комфортнее, как добраться до Ай-Петри из Ялты на канатке. Это уникальное инженерное сооружение, построенное в 1967 году, само по себе представляет интересную достопримечательность:

  • Ялтинская канатная дорога - самая длинная в Европе, ее протяженность - почти 3 тысячи метров.
  • Сооружение создано по безопорному принципу - пролет длиной 1670 м не имеет опор.
  • около горы угол подъема кабинки составляет почти 50°.

Четыре просторные кабинки, в которых можно перевозить даже велосипеды, рассчитаны на 30 человек каждая. Двигаются они по принципу маятника - навстречу друг другу.

Состоит из 3 станций:

  • нижняя в Мисхоре;
  • средняя в Сосновом бору;
  • верхняя - на плато Ай-Петри.

На средней станции делается пересадка, проверяют билеты. Весь путь занимает примерно 17 минут.

Канатка работает без выходных в режиме:

  • с 11:00 до 15:00 - подъем;
  • с 11:00 до 16:00 - спуск.

В 2017 году билеты стоили 400 руб. взрослому, 250 руб. ребенку от 6 лет.

Из Ялты на Ай-Петри на автобусе

Приезжающие на пару дней туристы хотят быстро и легко добраться на вершину знаменитой крымской горы.

Как добраться до Ай-Петри из Ялты с минимальным самостоятельным перемещением? Ответ прост: найти на которая напрямую отправится на вершину горы. Этих маршруток нет в расписании, они не проходят техосмотр, являясь собственностью водителя. Если есть желание рискнуть, можно отправиться на ней. Отыскать транспорт можно по крикам водителей, зазывающих туристов на Ай-Петри. Стоимость обговаривается на месте.

Если выбирать безопасный вариант, то из Ялты на Ай-Петри как добраться от автовокзала? Надо доехать на автобусах № 102, 107 или от на автобусе № 132 до нижней станции «Мисхор» канатной дороги и на фуникулере подняться на вершину Ай-Петри.

Незабываемые впечатления и море удовольствия гарантированы!

Этот поход тоже вроде бы не должен был случиться. Планы были другие: покорить гору Ильяс Кая и посетить Храм Солнца, что расположен над бухтой Ласпи. Для этого утром вышли через Кореиз на трассу Ялта-Севастополь в надежде поймать проходящий автобус.

Не могу сказать, что ждали долго. Потому что стоять пришлось вот с таким видом. Прямо над трассой и виноградниками манила своими зубцами прекрасная Ай-Петри. План Б созрел у меня довольно быстро.

Я беспрестанно косилась на красавицу Ай-Петри и подшучивала над мужем: «Зовет!» К тому же, он на главной горе Крыма еще не был. Однако согласился не сразу, уж очень его манил Храм Солнца. Только когда попутный автобус до Севастополя пропыхтел мимо, все знаки сошлись: идем на Ай-Петри!

Кореизская тропа начинается прямо от Севастопольского шоссе, там, где на выезде из Кореиза стоит большой бетонный указать «Севастополь 72 - Ялта 9». Тропа, а скорее даже широкая грунтовая дорога, идет налево прямо за указателем. Взяла эту карточку в интернете, чтобы нагляднее:

Сначала мы прошли мимо каких-то заброшенных вагончиков и непонятных строений, а потом углубились в лес. Вот здесь началась красота!

Дорога очень широкая, потерять ее невозможно, но у нее много ответвлений. По тропе есть маркеры и указатели, но я иногда сверялась с телефоном. В приложении Maps.me все тропы отмечены, работает оно без интернета, так что я порой проверяла, туда ли мы повернули. Гора в осеннем одеянии иногда показывалась нам сквозь деревья, словно подтверждая, верным путем идем.

Лес, конечно, красоты тут невероятной. Высокие-высокие сосны, а среди них валяются здоровенные камни, когда-то отделившиеся от скалы. Когда-то ведь они упали сверху.

Небольшой привал в лесу. Говорят, именно здесь снимались некоторые сцены из советского фильма про Буратино, кажется, там даже Ай-Петри разглядеть можно. Надо пересмотреть с племяшкой кино!

Иногда гора дразнит: кажется, что подняться туда нереально!

Фотоаппарат позволяет разглядеть все в мельчайших деталях, но вершина со стороны кажется неприступной.

Но ноги идут, улыбка не сходит с лица, а по тропе то и дело встречаются люди: пешком на велосипедах и даже на мотоциклах. Последние катаются по низам, где позволяет дорога, а пешие встречные немного удивляются, что мы идем наверх, все-таки, новички чаще проходят эту тропу сверху вниз.

А тут мы оказались прямо в зеленом море, вокруг молодая поросль, которая совсем скоро превратится в такой же дремучий лес.

Тимур идет впереди, а я все время плетусь сзади, потому что мне хочется запечатлеть все до мельчайших деталей.

Наконец мы выходим из леса, и нам робко открываются первые просторы.

Вон там дорога, а это виноградники, разглядываем мельчайшие детали и пытаемся увидеть знакомые места.

Когда большая часть деревьев оказывается ниже, кажется, что вершина совсем рядом. Но это впечатление обманчиво. Только тут начинается настоящий подъем: очень крутая дорога, каждые 30 шагов я останавливаюсь перевести дух.

Вышли на первую видовую скалу, уж здесь обязательно надо посидеть, поглядеть вдаль.

А вот она же чуть издалека.

И еще раз, теперь она виднеется под деревом далеко внизу. Вот ведь только что фотографировались там.

Нас впервые обгоняет попутчик, вот уж он экипировался как положено: термо-костюм, палки для скандинавской ходьбы. Бодро пробежал наверх с музыкой в ушах, успели только пожелать ему счастливого пути. Он, конечно, подивился нашей «экипировке», шорты-джинсы-рубашки, наверху холодно, говорит.

Но мы еще не совсем наверху, поэтому продолжаем не спеша подниматься, постоянно останавливаясь на фотографирование.

Приходилось ли вам обедать в пути, вдали от дома, под открытым небом? Мне с радостью вспоминаются наши уютные трапезы во время палаточных ночёвок на природе. Но ни одна из них не сравнится с этим горным пикником.
Дорога шла наверх очень круто, не прогулка, а скорее спортивный подъем. После очередного марша нам открылись новые просторы, до Ялты словно рукой подать. - Доставай хлеб, - сказала я Тимуру, переводя дух.
Было холодно, гораздо холоднее, чем внизу, у моря. Ветер здесь присутствовал постоянно, не порывами, а нескончаемым потоком, фланелевая рубашка почти не спасала. Состояние было на грани: замерзнуть не давало какое-то чувство нереальности. И хлеб. Хлеб был самым вкусным в моей жизни. Мы просто сели на камень, разрывали мягкую хлебную плоть руками и жевали, глядя в бесконечность, туда, где море сливалось с небом.

А потом небольшой фотосет на краю скалы.

Вот бы полетать как птицы!

А потом снова был подъем.

Была прекрасная природа. Конусообразная верхушка по центру - это гора Могаби, 804 метра высотой. Она находится между Ялтой и Гаспрой. Ялта виднеется как раз за горой, а дальше Аю-Даг, а мы все выше и выше.

И мысли были, ну когда уже, когда. Становилось холодно не на шутку, каждый поворот сулил окончание маршрута, но мы только забирались все выше, видели все дальше. 1000 метров подъема - это серьезно.

Сижу, окидываю взором окрестности. Хорошо видно Ялту, а за ней Аю-Даг, Медведь, что пьет воду прямо из моря. По прямой отсюда до него 25 км.

А вот Медведь-гора в приближении камеры. Когда-нибудь мы обязательно поднимемся и на нее.

Там, наверху, идея посидеть свесив ножки с утеса совсем не кажется опасной. Я выбираю не отвесные обрывы, а удобные уступы, где падать просто некуда. Конечно, с помощью удачного ракурса этого не видно, выглядит иногда страшно. Да и потом, когда я лежу дома на диване и вспоминаю эти моменты, где-то что-то сжимается внутри. Но только не здесь, не сейчас, не на горе. Здесь только небо вокруг.

А потом мы вдруг пришли! Вот сосна-самолет, с которой все фотографируются.

Вот верхняя станция канатки и снующие туда-сюда желтые кабинки.

Фотографирую все буквально бегу, наверху очень холодно, разница температур в 12 градусов. Если внизу прекрасные осенние +20, то здесь край 8 градусов тепла и ветер просто сносит. Умный народ поднимается сюда в куртках. А мы спешим в первую попавшуюся кафешку, чтобы согреться, наконец, вкуснейшим крымским чаем и лепешкой с сыром. Местная кисонька в кафе.

Домой спускаемся на канатке и с каким-то невероятным счастьем оказываемся вновь в тепле. Прогулка явно удалась, нам еще долго будет что вспомнить!

Гора Ай-Петри – самая известная среди туристов, приезжающих в Крым. Самый популярный способ подняться – канатная дорога. Хотя существуют и другие варианты: на автомобиле или пешком. Пеший подъем займет 3-3,5 часа, но доступен даже не самому спортивному человеку.

Ай-Петри

Гора Ай-Петри находится в Ялтинском районе. Ее высота составляет 1234 метра. Не все знают, но у горы несколько вершин: Главная, Западная и Восточная. Туристы попадают на Главную вершину, так как именно там расположена станция канатной дороги. С вершины можно рассмотреть Южный берег Крыма (Ялту, Мисхор, Кореиз, Алупку), а также гору Аю-Даг. Фотографы и любители рассветов приезжают на смотровую площадку, чтобы увидеть, как солнце встает из-за горы Медведь.

Название горы с греческого переводится как «Святой Петр». По одной из версий, оно связано с монастырем святого Петра, который стоял в средние века на плато. Но есть и другая легенда, рассказывающая о влюбленных юноше по имени Петр и девушке. Их родители были против брака. Молодые люди решили покончить жизнь самоубийством и поднялись на гору. Однако на месте выяснилось, что найти площадку, откуда двое смогут спрыгнуть, невозможно. Первым прыгнул юноша, он разбился, а девушка передумала.

На вершину Ай-Петри идет канатная дорога. Ее строительство началось еще в 1967 году, оно продолжалось 20 лет. Канатная дорога была открыта весной 1988 года. Она знаменита одним из самых длинных безопорных пролетов в Европе.

На Ай-Петри обязательно стоит подняться на смотровую площадку к Зубцам. Скалы высотой в 80 метров – памятник природы с 1947 года. Также можно посетить одну из пещер, расположенных на плато: Геофизическую, Трехглазку или Ялтинскую.

В поездку на Ай-Петри необходимо даже летом взять теплые вещи, так как на вершине может быть гораздо холоднее, также возможен сильный ветер и туман.

Таракташ

Таракташ – каменный гребень, скала-отторженец рядом со знаменитым Ай-Петри в Крыму. Кому-то скалы напоминают слоеное пирожное, кто-то сравнивает их с восточными храмами, а кто-то называет «окном в Ялту». Необычная слоистая структура подвергается воздействию ветра, дождей и снегов и постепенно меняет свой облик. Удивительное место, которое никого не оставляет равнодушным.

К Таракташу можно пройти по Таракташской тропе, которая начинается от водопада Учан-Су и идет на Ай-Петринскую яйлу к поселку Охотничье.

Как добраться: На Ай-Петри можно подняться тремя способами: по канатной дороге от Мисхора (400 рублей в одну сторону), на автомобиле или микроавтобусе по дороге Ялта – Бахчисарай (поворот направо сразу после остановки «Санаторий Узбекистан») и пешком по Мисхорской (Кореизской) тропе.

Если выбираете пеший вариант, то нужно сесть на автобус Ялта – Севастополь и выйти на остановке «Кореиз», пройти немного вперед и начать подъем по грунтовой дороге через сосновый лес. Подъем займет 2,5 или 3,5 часа в зависимости от степени подготовки и темпа ходьбы. Первая треть пути будет легкой и почти без горок, потом начнется участок с резким подъемом по сыпучей тропинке, после смотровой площадки станет легче.

Спуститься с Ай-Петри можно по Таракташской тропе. Для этого необходимо пройти по плато до поселка Охотничье, дальше через кордон по грунтовой дороге через поля и лес к спуску на Таракташ. Таракташская тропа приводит к водопаду Учан-Су, от которого можно по Штангеевской и Боткинской тропам пройти до зоопарка «Поляна сказок» в Ялте.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что проверить, прежде чем снять квартиру: от объявления до тонкостей договора
Когда лучше отдыхать в италии Когда сезон в италии
Как приземляется самолет Сажаем самолеты