Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Туркменбаши: Город, приходящий в запустение (фото). История Туркменбаши Туркменистан г туркменбаши

Туркменбаши – город-порт и популярный туристический центр Туркменистана. Он расположен на берегах Красноводского залива Каспийского моря на юг от пустынного плато у подножья горы Шага-дам. Окружающий засушливый ландшафт напоминает лунный пейзаж. Из Туркменбаши начинается большинство экскурсий в приморские курортные городки и горы. Побережье Каспийского моря известно своими песчаными пляжами, прозрачной водой, обилием морской флоры и фауны, что позволяет заняться водными видами спорта.

Общие сведения

Туркменбаши находится в Балканском велаяте на берегу Каспийского моря, в 520 км на северо-запад от Ашхабада, с которым он связан автомобильной и железной дорогами. С азербайджанским Баку на западном берегу его соединяет паромная переправа в 306 км.

До 1993 года город назывался Красноводск, согласно одной из версий, это является переводом местного топонима Кызыл-Су, связанного с тем, что в воде Красноводского залива существовало много планктона с розовым оттенком. Также есть и другие версии. В 1993 году город переименовали в честь первого президента Туркменистана Туркменбаши Сапармурата Ниязова.

В городе развита нефтеперерабатывающая, пищевая в том числе рыбная и легкая промышленность. Также здесь расположен нефтеперерабатывающий завод. Туркменбаши – это первый по значению порт Каспия в Туркменистане, а туристическая зона Аваза является первой зоной отдыха в стране.

История

Туркменбаши – это сравнительно молодой город. Он был основан в 1869 году российской экспедицией во главе с подполковником Н.Г Столетовым. В октябре русские вышли в открытое море и направились сюда, чтобы образовать на побережье Каспийского моря город. Но во время их плавания произошел сильный шторм и все суда раскидало по морю. Поэтому каждое судно прибыло в залив в разное время. Первое прибыло в бухту 31 октября, второе – 3 ноября и третье – 6 ноября. Из-за этого дата основания Красноводска является неясным вопросом: каждую из трех дат можно считать знаменательной и выбрать ее как день рождения города Туркмении.

Так, на диком побережье Красноводского залива и было решено соорудить крепость – факторию. Эту бухту строители посчитали лучшим местом для расположения нового города, потому что она почти никогда не замерзает и со всех сторон ограждена от сильных ветров.

Как и многие другие центры страны, Красноводск обязан своим возникновением русским, которые оккупировали эту среднеазиатскую территорию. Оказавшись на берегу моряки, начали отстраивать тут не просто поселение, а систему экономических, торговых и культурных отношений с местными племенами туркмен.

В настоящее время туристов в Туркменбаши могут заинтересовать не только современные постройки, которые так активно появляются, но и некоторые старые здания, способные рассказать о прошлом города.

У каждого города есть своя история и Туркменбаши не является исключением из этого правила. Многие здания прошлых лет на этой территории не сохранились. Причиной этому, вероятно, явились определенные обстоятельства, например, войны, которые разрушали все на своем пути. А может быть, виной всему стали и сами люди, которые не сумели сделать так мало – сохранить свое наследие. Основная задача сейчас сохранить хотя бы то, что осталось. Кроме того, что в настоящее время Туркменбаши претендует на то, чтобы стать крупным туристическим центром страны.

Естественно, для туристов излюбленными местами посещения являются древние исторические памятники прошлых лет. Но с каждым днем количество таких мест уменьшается. На месте руин старого города возводятся новые постройки – административные здания и современные гостиницы. Конечно, такие меры, которые осуществляет государство нельзя игнорировать, потому что Туркменбаши – это современный город, которому также нужно развиваться и двигаться вперед.

Любой приморский город берет свое начало с вокзала и морского порта. Вокзал Туркменбаши в мавританском стиле был построен в 1895-1896 годах, но автор работ неизвестен. Здание вокзала является одним из красивейших на всей железной дороге Средней Азии. Привокзальная площадь соседствует с мемориалом воинам, которые погибли в годы войны.

Морской торговый порт в Туркменбаши развивался быстро. Было сооружено около десятка пристаней. А не так давно построили интересное здание управление порта в виде корабля в море.

Также не так давно начато строительство нового международного порта. За последнее время туркменские суда освоили многие морские маршруты, вплоть до морских ворот Гибралтара. Да и сам порт интенсивно развивается. Ведется фронтальная модернизация портальных кранов и судов дальнего плавания. Осуществляется радикальная реконструкция портовых строений, логистических центров и нефтяных терминалов.

Новый порт, который возводится согласно современным международным стандартам, будет принимать как иностранные суда, так и теплоходы для морских круизов, яхты и другие суда.

Основной же гордостью Туркменбаши конечно же служит море. В него влюбляются все – гости, и местные жители. Это чудо природы не оставит равнодушным никого.

Достопримечательности

Аваза – активно развивающийся морской курорт на востоке Каспийского моря. Эта туристическая зона Туркменистана располагается в 12 км на запад от центра Туркменбаши.

Аваза – это райский уголок, который протянулся на 16 км. В настоящее время уже построены несколько отелей мирового значения и лечебно-оздоровительные объекты.

Мечеть Парау-биби является священным местом паломничества мусульманок. Эта небольшая белая мечеть расположена на одной из скал Копетдага.

Существует одна легенда, которая посвящена истории появлении мечети. Согласно нее, Парау-биби была красивой туркменкой, которая жила в одной из деревень. Однажды ее пообещали отдать на выкуп врагам. Чтобы спастись, она убежала в горы и стала молиться. Скала раздвинулась и спрятала девушку навсегда. На этом месте и появилась мечеть. К ней ведет кривая лестница. На полпути можно заметить отпечатки в скале, которые оставила Парау-биби: от локтя, колена, лба и пальца. В настоящее время к небольшой мечети приходят женщины и просят Парау-биби – покровительницу беременных женщин и детей, чтобы она поспособствовала им сохранить красоту, найти хорошего мужа и обрести много детей.

Также, согласно легенде, лежащие немного дальше несколько серповидных камней были раньше дынями, которыми Парау-биби бросала в приближающихся врагов. По обычаю, девушки наступают на эти камни. Если камень начинает вращаться, то это означает, что все будет хорошо. Если нет, то через год нужно снова пробовать, вернувшись в эти места.

Мавзолей Шир-Кабир. В 6 км от Дехистана располагается древнее захоронение Машад – мусульманский некрополь с находящимся в центре мавзолеем Али ибн Суккари или Шир-Кабир. Памятник принадлежит постройкам серахской архитектурной школы и датируется 10 веком. Стены строения из квадратного сырцового кирпича были декорированы от основания до купала резным ганчем, куфическими надписями, лиственными узорами, и раскрашены в красный, синий и зеленый цвета.

Также Шир-Кабир называют мечетью «на деревянных столбах». Она является самой старой из сохранившихся на территории Туркмении мечетей. К тому же ориентированный на Мекку необычный резной михраб (молельня), которая состоит из трех вписанных друг в друга ниш, свидетельствует о том, что этот мавзолей, прежде всего, применялся как мечеть, а не просто как усыпальница.

Шир-Карир неоднократно подвергался реконструкции, в его интерьере остались элементы декора 10 века. До сих пор внутренне убранство несет на себе отпечаток красоты и величия. Для паломников это место является святыней, которые посетив его, утверждали, что после Мекки это единственное место не земле, которое благословлено Аллахом.

Дехистан – это глинистая равнина на юго-западе Туркменистана вблизи Каспийского моря. Но такой неприметной и безлюдной эта местность была не всегда. Когда-то, в период своего расцвета, тут кипела жизнь, цвели сады, зеленели поля, которые окружали реки. Уже в 3 тысячелетии до н.э. эта территория осваивалась первыми земледельцами. В 3-6 веках в оазис, орошаемый рекой Атрек, начали приходить тюркские племена: массагеты, эфталиты, саки. Но более мощный племенной союз возглавили дахи, которые организовали крупные опорные пункты и поселения.

Мисриан – городище, которое расположено на территории Дехистана, является крупнейшим историческим памятником. В настоящее время остались только руины этого поселения, но даже по ним можно представить, что в свое время это была местность с высоким уровнем развития культуры. Город включал в себя шахристан (цитадель), рабат (пригород) и окружающие его со всех сторон густонаселенные кварталы ремесленников. Реальные размеры древнего города не выяснены, потому что данных об этом осталось недостаточно. В 10-13 веках цитадель была огорожена мощной крепостной стеной, которую караулили два ряда дозорных.

Мисриан можно считать центром ремесла. Подтверждение этому являются остатки сотен мастерских, которые производили кирпич, бронзовые котлы, светильники, керамику и другие изделия. Керамика удивляет высоким художественным уровнем сюжетной и орнаментальной росписи.

Также в большом ассортименте производились всевозможные изделия из стекла, а мастера-ювелиры делали свои шедевры из драгоценных металлов и характеризовались высоким профессионализмом и изысканным вкусом в художественной обработке камня. Кроме этого, в Мисриане были найдены совершенная для того времени система водоснабжения, бани, городская канализация, что служит показателем развития городской культуры.

Более-менее сохранившиеся памятники Дехистана – два двадцатиметровых минарета. Они находятся всего в 120 м друг от друга, и согласно сохранившимся надписям, построены с интервалом почти в 200 лет.

От одной соборной мечети остались только два пилона портала с удивительным богатым декором растительно-эпиграфического стиля с применением полихромной глазури высшего качества. За период правления Хорезмшахов город успел пережить активный расцвет, но потом был до основания разрушен монгольскими войсками. В 15 веке город перестал существовать.

Караван-сарай Ташарват. Живописные руины караван-сарая Ташарат находятся в 38 км от города Балканабад – столицы Балканского велаята. Во времена Великого Шелкового Пути караван-сарай играл не последнюю роль для проходивших мимо караванов, в котором они останавливались по дороге своих странствий.

Здание караван-сарая являет собой прямоугольное укрепление с каменной стеной, внутри которого находятся руины жилого строения. Возле него была раскинута роща карагача. Первые сведенья об укреплении Ташарват были найдены в 1871-1872 годах. Исследование археологов показали, что еще в конце 19 века строение было обитаемо.

Туркменбаши – красивый и своеобразный город. В этот гостеприимный город захочется вернуться снова и снова.

Если Аваза - это что-то красивое и современное, то остальные города Туркменистана еще далеки . В этом посте я покажу город, называемый ранее Красноводском, а сегодня известный как Туркменбаши...

Туркменбашинский международный морской порт - крупнейший в стране. В прошлом году было начато строительство нового порта стоимостью 2 млрд. долларов:

3.

В каждом крупном населенном пункте у нас проходили мероприятия "народной дипломатии". Мы встречались с главами городов, министрами туризма (и даже спорта), словом, с официальными лицами. В этом был особый смысл, вокруг которого и родилась идея проекта: поднять тему дружбы прикаспийских государств.

Идея и организация принадлежит Астраханскому МИДу. С каждым государством велись отдельные переговоры по поводу виз, встреч и сопровождения. Возглавлял нашу команду Александр Башкин , всего в составе было 11 человек на четырех автомобилях + микроавтобус с доктором (Центр медицины катастроф).

В Туркменбаши познакомились с мэром города:

4.

Почтовые ящики родом из СССР. У нас, правда, синие висели:

5.

Несколько фотографий улиц. Временами попадаются дорогие машины, хотя в среднем по больнице автопарк в городе прямо скажем небогатый:

Капельный полив деревьев - к каждому стволу подведена трубка с опресненной водой:

7.

8.

Вокзал. Отреставрированное историческое здание:

9.

Автомобилей немного:

10.

Современных высотных зданий я не заметил:

11.

Народу на улицах тоже мало. Хотя стоит сделать поправку на субботнее утро:

12.

А вот административные здания выглядят очень прилично. Головной офис банка, например:

13.

14.

Мемориальный комплекс. Без деревьев выглядит как-то необычно:

15.

Российское консульство?

16.

Женщины ходят на улицах в национальной одежде:

17.

Тут, видимо, из частного сектора будут строить что-то современное:

18.

Компьютерный центр. Между тем, с компьютерами в стране негусто - мы вообще мало где видели их:

19.

Кафешка, бельишко:

20.

Некоторые объявления на русском языке. В Туркменистане многие (особенно старшее поколение) свободно говорят на нем:

21.

Лаваши и выпечка под названием Дюкан №1. К диете явно не имеет отношения:

22.

Типичный дворик:

23.

Большинство домов без подъездов, а лестницы на верхние этажи находятся снаружи здания:

24.

Это топчан, на который кладут дастархан - национальную трапезную скатерть. Вечерами собираются здесь и пьют чай. Подобие наших лавочек у подъездов:

25.

Местные жители:

26.

27.

Наш соотечественник Анатолий Петрович, мы познакомились у подъезда его дома. Говорит, жизнью в Туркменбаши доволен. Русских не притесняют, пенсии хватает. Коммунальных платежей в Туркменистане вообще нет:

28.

Отдых в теньке на подушке:

29.

Школьная форма для девочек:

30.

Во дворах часто встречается какое-то плодовое дерево. Не знаете с чем это едят?

31.

32.

Дорожки, деревца - по большому счету, все это возвели на голом и безжизненном песке:

33.

Два мужика встали на дороге и начали точить лясы, не обращая внимание на движение. Похоже, автомобилей тут действительно мало:

34.

Все ездят с четками на зеркалах:

35.

Туркменский студент:

36.

А это - будущее Туркмении. Сделал несколько портретов:

37.

38.

39.

40.

В следующем посте продолжение. Stay Tuned!

41.

Туркмения Велаят Балканский Внутреннее деление 2 этрапа Хяким Амангелди Исаев История и география Основан 1869 Прежние названия Красноводск Высота центра 27 м Часовой пояс UTC+5 Население Население 73 803 человека (2010 ) Национальности туркмены , русские , казахи , татары , азербайджанцы , армяне Конфессии мусульмане, христиане Катойконим туркменбашинцы, красноводчане Официальный язык туркменский Цифровые идентификаторы Телефонный код + 993 243 Почтовый индекс 745000 Автомобильный код BN Аудио, фото и видео на Викискладе

Численность населения - 73 803 человека (по состоянию на 2010 год).

Название

Современное название города — Туркменбаши (прежнее название Красноводск), находится в 654 км от столицы Туркменистана с населением около 70 000. Он расположен на побережье Каспийского моря с несколькими великолепными песчаными пляжами.

Современное название городу дано в 1993 году в честь Сапармурата Ниязова, на тот момент президента Туркмении Сто двадцать шесть лет тому назад полковник Н.Г. Столетов основал город, который он назвал «Красноводск». Он стал административным центром в Каспийском регионе и сохранил этот статус до 1917 года. После строительства Закаспийской железной дороги, начавшегося из Красноводска, из Средней Азии через паром в Баку в конце XIX — начале XX веков, Красноводск превратился в важный транспортный центр и стал расти. Теперь он стал крупным транспортным центром с развитыми нефтеперерабатывающими и строительными отраслями. В городе расположен нефтеперерабатывающий завод. Город важен как транспортный узел, морским портом с паромным терминалом, железной дорогой и аэропортом со взлётно-посадочной полосой, способной принимать все типы самолетов.

Ну а главной гордостью Туркменбаши конечно же является море. В него влюблены все - и приезжие, и местные жители. В Туркменбаши можно провести незабываемое время на Каспийском побережье.
Активно развивающийся морской курорт Аваза (англ.) расположен в 12 км к западу от центра города.
Прекрасный отдых в самых лучших мира здравницах и санаториях где можно будет получить высококачественное лечение или просто отдохнуть. Комфортабельный отдых Вас ждет в современных отелях, у которых окна выходят на красивейший пейзаж. Можно выбрать отель в городе, тогда вы будете видеть горы, ведь город окружен ими.

Если подобрать отель на берегу моря, то кругом будут пустыни и море, а в вдалеке промелькнут горы. На вершинах гор можно наблюдать снег, такая картина как в сказке.

Самое главное для таких курортов это пляжи, они великолепные, море прозрачное и оптимальная глубина, а на берегу золотистые пески. Сегодня внимание туристов в Туркменбаши могут привлечь не только современные новостройки, которые так активно возводятся, но также и некоторые старые здания и постройки, способные рассказать о прошлом города.

Любой приморский город всегда начинается с вокзала и морского порта. Вокзал Туркменбаши в мавританском стиле был построен в 1895-
96 гг., но, к сожалению, ни архитектор, ни производитель работ до сих пор не выяснены. Здание вокзала - одно из красивейших на всей железной дороге Средней Азии. Привокзальная площадь соседствует с мемориалом воинам, погибшим в годы войны.

Морской торговый порт в Туркменбаши развивался очень быстро. Было построено около десятка пристаней. А недавно было возведено оригинальное здание управления порта «Туркмендениздеряеллары» в виде корабля в море

Достопримечательности Туркменбаши

Аваза - активно развивающийся морской курорт, расположенный в 12 км к западу от центра города.

Мечеть Парау-биби . Небольшая белая мечеть Парау-биби - священное место паломничества мусульманок. Она в полном одиночестве стоит на одной из скал Копетдага. Сегодня к небольшой мечети приходят сотни женщин и просят Парау-биби - покровительницу беременных женщин и детей, чтобы она помогла им сохранить красоту, обрести хорошего мужа и много детей.

Мавзолей Шир-Кабиб. В 6 км от Дехистана находится древнее захоронение Машад - мусульманский некрополь с расположенным в центре известным мавзолеем Али ибн Суккари или «Шир-Кабир». Памятник относится к постройкам престижной серахской архитектурной школы и датируется 10 веком.
Это место также является святыней для паломников, которые, посетив его, утверждали, что после Мекки это единственное место на земле, благословленное Аллахом.

Один из районов Красноводска

Новые фотодокументы из города Туркменбаши, присланные нашими источниками, свидетельствуют о том, что город на Каспии влачит жалкое существование. Рядом с помпезной туристической Авазой с серией беломраморных отелей и голубых ванн бассейнов, улицы, дома и дороги бывшего Красноводска напоминают трущобы, где коммунальная инфраструктура годами не видела ремонта, а местные жители каждый день испытывают острую . И это далеко не все проблемы жителей западного региона Туркменистана.

Район железнодорожной больницы

Район железнодорожной больницы (улицы Гоголя и Нагорная) напоминает место, куда упали авиабомбы или артиллерийские снаряды, хотя войны здесь, слава Богу, не было. Вглядитесь в эти снимки: ни нормальных дорог, ни тротуаров, ни детских игровых площадок. Все, что запечатлено на фотографиях наших читателей и еще осталось за кадром, результат абсолютного бездействия хякима города, его заместителей и других чиновников, занятых, по словам красноводчан, дележом прибыли от морского порта и строительством объектов, не являющихся первой необходимостью жителей города. Облеченные властью люди здесь попросту не появляются, а значит не нужны ни дороги, . Не пролегает по этим трущобам и маршрут первого лица государства, хотя он довольно часто наведывается в западный регион страны. Президент, на вмешательство которого в сложившуюся ситуацию так рассчитывают красноводчане, предпочитает любоваться своим детищем – .

Нехватка воды в Красноводске, да и Балканском велаяте – отдельная тема. В нынешние жаркие дни жителям подают воду в квартиры через день по вечерам на 3-4 часа. В день среды 24 июня воды нет уже четвертые сутки. В районе нового аэропорта живительной влаги не бывает и того дольше - и неделю, и десять дней.

Люди жалуются – пишут, звонят даже в Ашхабад, но никому до этой проблемы нет дела. Одна жительница города Туркменбаши, описывая жизнь своей семьи у моря без воды и света, рассказала, что ей приходится собирать в баул накопившее грязное белье и отправлять родственникам в Ашхабад, чтобы те там постирали.

Еще один проблемный аспект города – это чрезмерная дороговизна продуктов на местном рынке. Некоторые наши читатели винят в этом приезжих из других областей страны, в частности, из , которые сотнями работают на стройках Авазы.

«Их стало так много, что они теперь составляют половину всего населения нашего города. Местные говорят так: если всех трудовых мигрантов отправить домой, то и цены на базаре придут в норму, и на работу устроиться станет легче», — пишет наш читатель.

Но сами приезжие своей вины не чувствуют. Они говорят, что приехали сюда, оставив надолго дома и семьи не от хорошей жизни, а потому, что в том же Дашогузе дефицит рабочих мест.

В этом репортаже мы рассказали далеко не обо всех проблемах города у моря. В следующих материалах мы затронем еще одну головную боль красноводчан – , вернее, их отсутствие. А пока местные жители вопрошают, как при наличии таких проблем проходит день хякима и его заместителей, среди которых наверняка есть ответственные за решение социальных вопросов красноводчан.

Больше фотографий из Туркменбаши в разделе , на наших страницах в

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи