Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Контуры знаменитых зданий. Самые известные архитекторы в мире и их творения

Когда вы запланируете путешествие в какой-либо из самых больших городов на Земле, обязательно посетите их самые знаменитые здания. Эти города выделяются множеством выдающихся зданий, площадей и городских пейзажей, в то время как история и культурное наследство делают их лучшими городами мира. Эти гигантские столицы с бесчисленными интересными местами могут предложить уйму достопримечательностей. Тем не менее, больше всего выделяются эти 10 самых известных зданий на Земле. Первая башня под названием Шард возвышается над современным и ярким горизонтом Лондона.

The Shard в Лондоне

Гигантский небоскреб Shard изменяет Лондонский горизонт и делает его самым высоким в Европе . С высотой немного больше чем 300 метров над землей, Шард - самое высокое здание в этой части мира, и определенно одно из самых известных. Его строительство было завершено в 2012 году в самом сердце Лондона, в пределах короткой прогулки от набережной Темзы, Лондонского моста и Лондонского Тауэра. Кроме того, небоскреб Шард виден из любой точки города, особенно в ночное время, когда величественный силуэт этого культового знаменитого здания превращается в яркую смесь света и теней, а оживленные воды реки отражают его величие в огромном зеркале природы. Особой популярностью пользуется смотровая площадка на высоте в 250 метров, открывающая самый лучший вид на столицу Англии.

Биг Бен

Биг-Бен, палата общин и палата лордов - еще одна известная достопримечательность Лондона, уходящая своими корнями в историю, к викторианскому готическому периоду с его многочисленными острыми деталями, высокими столбами, сложными украшениями, темными мистическими углами и противопоставлением бледных силуэтов. Это восхитительное здание - один из самых культовых ориентиров города. Гигантскую Башню Биг-Бена с четырьмя часами с боем узнают по всему миру, что делает его одним из знаменитейших зданий мира.

Бурдж Халифа

Конечно, самое высокое сооружение в мире не будет исключением в списке самых известных зданий. Бурдж Халифа величественно возвышается над Дубаем с его 829.84 метрами высоты, создавая особо красочную оживленную атмосферу в ночное время. Множество огней Бурдж Халифа объединяются воедино с другими зданиями, чтобы создать истинную современную атмосферу в Дубае. Башня возвышается над горизонтом Дубая со своим отличительным аравийским силуэтом и Y-образным дизайном, многочисленными уровнями и поперечными сечениями. Это здание нельзя назвать иначе, как шедевром архитектуры. На вершине небоскреба находится ресторан с самым лучшим видом на город - .

Бурдж Аль Араб

Это здание также расположено в Дубае, вдоль красивого побережья города. Дубайский парус - самый известный и самый роскошный отель в Дубае и на Земле. Он тоже довольно высокий - почти 320 метров, что делает его вторым самым высоким отелем на Земле. Символ исторического наследства Дубая, Бурдж аль-Араб производит впечатление своим ярко-белым силуэтом, а также гигантским масштабом и размером. К Парусу ведет небольшой узкий мост, а на верху есть посадочная площадка для вертолетов.

Тадж Махал

Тадж Махал - еще одно знаменитое здание, которое расположено в восточном Агра в Индии. Этот шедевр искусства знаменит своими белыми фасадами и историей, что делает Тадж Махал одной из самых привлекательных архитектурных жемчужин в мире. Сооружение ведет свою историю с 17-го века. Это мавзолей и символ любви, которая пронизывает здесь каждый уголок. Тадж Махал имеет гигантский центральный купол высотой в 170 метров, четыре меньших купола, гигантский просторный внутренний двор, четыре огромных немного наклоненных минарета, великолепный исламский дизайн с мраморными деталями, каллиграфическими украшениями, и многое другое. Стоя у главного входа комплекса сразу же чувствуешь всё его величие и размеры.

Колизей в Риме

Колизей в Риме пронизан историческим наследством на каждой стене, фасаде или камне. Истинный масштаб этой арены довольно впечатляющий даже в наше время, а во времена Римской империи 2,000 лет назад это и вовсе было настоящим инженерным чудом. Колизей был самым большим амфитеатром в мире, центром многочисленных сражений гладиаторов, где собиралась вся римская знать. Под сооружением протягивает длинная сеть пещер и тоннелей, а внешняя стена Колизея с его многочисленными арками, этажами и колоннами считается одним из символов Рима и Италии.

Падающая Башня в Пизе

Пизанская башня - только небольшая часть всего комплекса Кафедрального собора Пизы, но самая известная. Округленная башня с серией спиралевидных балконов на всем протяжении фасада имеет бледный цвет со множеством оттенков. Она окружена множеством газонов и имеет внутренний двор. Башня имеет великолепный романский архитектурный дизайн, но известна она совсем не этим. Это наклоняется почти на 4 градуса, создавая визуальную иллюзию падения. Этим пользуются многочисленные туристы, фотографируясь на фоне знаменитого здания.

Здание Сиднейской оперы

Сиднейский оперный театр - одно из самых известных зданий в Австралии и во всем мире, потому что это реальное художественное произведение и шедевр искусства. Это культурный символ страны, а также одна из наиболее посещаемых достопримечательностей Сиднея. Здания Сиднейской оперы принимает многочисленные события, связанные с искусством, оперой и музыкой. Замечательная архитектурная перспектива, расположение прямо около воды с одной стороны и современных небоскребов с другой стороны, делает этот выдающийся оперный театр одним из самых знаменитых зданий мира.

Эмпайр Стейт Билдинг

Символ штата Нью-Йорк и США, Эмпайр Стейт Билдинг - одно из обязательных мест для посещения в городе, который никогда не спит. Небоскреб впечатлит Вас множеством цветов, чистых форм Ар-деко, исторических структур и, конечно - впечатляющей высотой. Он возвышается почти на 450 метров над горизонтом Манхэттена, усеянный многочисленными окнами. Наверху находится смотровая площадка, открывающая великолепный горизонт Манхэттена. На закате им можно любоваться часами.

Эйфелева Башня

Возгавляет список самых популярных зданий в мире вовсе не здание, а башня. Эйфелева Башня , несомненно, самое популярное сооружение в мире. Она расположена в центре Парижа и является символом города и Франции, а также одним из самых высоких сооружений на всем протяжении континента и одной из самых популярных и посещаемых достопримечательностей в мире. Башня отличается своей историей, множеством пролетов, соединений, арок, сложных деталей и других интересных элементов, которые только подчеркивают её очарование.


От современных и сюрреалистических небоскребов, к историческим сооружениям, которые имеют огромный груз культурного наследства - есть множество интересных зданий, которые можно посетить во время одного из следующих путешествий. Эти культовые здания находятся в самых больших городах мира, являясь частью их истории. Такие сооружения всегда окружены большими торговыми улицами, культурными центрами, современными развлекательными комплексами, так что Вы всегда найдете, как провести здесь время, помимо знакомства с самыми знаменитыми зданиями мира. Советую Вам также почитать о самых дорогих строительных проектах современности в отдельной ленте.

The Shard в Лондоне


Гигантский небоскреб Shard изменяет Лондонский горизонт и делает его самым высоким в Европе. С высотой немного больше чем 300 метров над землей, Шард - самое высокое здание в этой части мира, и определенно одно из самых известных. Его строительство было завершено в 2012 году в самом сердце Лондона, в пределах короткой прогулки от набережной Темзы, Лондонского моста и Лондонского Тауэра. Кроме того, небоскреб Шард виден из любой точки города, особенно в ночное время, когда величественный силуэт этого культового знаменитого здания превращается в яркую смесь света и теней, а оживленные воды реки отражают его величие в огромном зеркале природы. Особой популярностью пользуется смотровая площадка на высоте в 250 метров, открывающая самый лучший вид на столицу Англии.

Биг Бен


Биг-Бен, палата общин и палата лордов - еще одна известная достопримечательность Лондона, уходящая своими корнями в историю, к викторианскому готическому периоду с его многочисленными острыми деталями, высокими столбами, сложными украшениями, темными мистическими углами и противопоставлением бледных силуэтов. Это восхитительное здание - один из самых культовых ориентиров города. Гигантскую Башню Биг-Бена с четырьмя часами с боем узнают по всему миру, что делает его одним из знаменитейших зданий мира.

Бурдж Халифа


Конечно, самое высокое сооружение в мире не будет исключением в списке самых известных зданий. Бурдж Халифа величественно возвышается над Дубаем с его 829.84 метрами высоты, создавая особо красочную оживленную атмосферу в ночное время. Множество огней Бурдж Халифа объединяются воедино с другими зданиями, чтобы создать истинную современную атмосферу в Дубае. Башня возвышается над горизонтом Дубая со своим отличительным аравийским силуэтом и Y-образным дизайном, многочисленными уровнями и поперечными сечениями. Это здание нельзя назвать иначе, как шедевром архитектуры. На вершине небоскреба находится ресторан с самым лучшим видом на город - At.Mosphere.

Бурдж Аль Араб


Это здание также расположено в Дубае, вдоль красивого побережья города. Дубайский парус - самый известный и самый роскошный отель в Дубае и на Земле. Он тоже довольно высокий - почти 320 метров, что делает его вторым самым высоким отелем на Земле. Символ исторического наследства Дубая, Бурдж аль-Араб производит впечатление своим ярко-белым силуэтом, а также гигантским масштабом и размером. К Парусу ведет небольшой узкий мост, а на верху есть посадочная площадка для вертолетов.

Тадж Махал


Тадж Махал - еще одно знаменитое здание, которое расположено в восточном Агра в Индии. Этот шедевр искусства знаменит своими белыми фасадами и историей, что делает Тадж Махал одной из самых привлекательных архитектурных жемчужин в мире. Сооружение ведет свою историю с 17-го века. Это мавзолей и символ любви, которая пронизывает здесь каждый уголок. Тадж Махал имеет гигантский центральный купол высотой в 170 метров, четыре меньших купола, гигантский просторный внутренний двор, четыре огромных немного наклоненных минарета, великолепный исламский дизайн с мраморными деталями, каллиграфическими украшениями, и многое другое.

Колизей в Риме


Колизей в Риме пронизан историческим наследством на каждой стене, фасаде или камне. Истинный масштаб этой арены довольно впечатляющий даже в наше время, а во времена Римской империи 2,000 лет назад это и вовсе было настоящим инженерным чудом. Колизей был самым большим амфитеатром в мире, центром многочисленных сражений гладиаторов, где собиралась вся римская знать. Под сооружением протягивает длинная сеть пещер и тоннелей, а внешняя стена Колизея с его многочисленными арками, этажами и колоннами считается одним из символов Рима и Италии.

Падающая Башня в Пизе


Пизанская башня - только небольшая часть всего комплекса Кафедрального собора Пизы, но самая известная. Округленная башня с серией спиралевидных балконов на всем протяжении фасада имеет бледный цвет со множеством оттенков. Она окружена множеством газонов и имеет внутренний двор. Башня имеет великолепный романский архитектурный дизайн, но известна она совсем не этим. Это наклоняется почти на 4 градуса, создавая визуальную иллюзию падения. Этим пользуются многочисленные туристы, фотографируясь на фоне знаменитого здания.

Здание Сиднейской оперы


Сиднейский оперный театр - одно из самых известных зданий в Австралии и во всем мире, потому что это реальное художественное произведение и шедевр искусства. Это культурный символ страны, а также одна из наиболее посещаемых достопримечательностей Сиднея. Здания Сиднейской оперы принимает многочисленные события, связанные с искусством, оперой и музыкой. Замечательная архитектурная перспектива, расположение прямо около воды с одной стороны и современных небоскребов с другой стороны, делает этот выдающийся оперный театр одним из самых знаменитых зданий мира.

Эмпайр Стейт Билдинг


Символ штата Нью-Йорк и США, Эмпайр Стейт Билдинг - одно из обязательных мест для посещения в городе, который никогда не спит. Небоскреб впечатлит Вас множеством цветов, чистых форм Ар-деко, исторических структур и, конечно - впечатляющей высотой. Он возвышается почти на 450 метров над горизонтом Манхэттена, усеянный многочисленными окнами. Наверху находится смотровая площадка, открывающая великолепный горизонт Манхэттена. На закате им можно любоваться часами.

Эйфелева Башня


Возгавляет список самых популярных зданий в мире вовсе не здание, а башня. Эйфелева Башня, несомненно, самое популярное сооружение в мире. Она расположена в центре Парижа и является символом города и Франции, а также одним из самых высоких сооружений на всем протяжении континента и одной из самых популярных и посещаемых достопримечательностей в мире. Башня отличается своей историей, множеством пролетов, соединений, арок, сложных деталей и других интересных элементов, которые только подчеркивают её очарование.


Конечно, это был субъективный рейтинг, основанный лишь на моем хорошем вкусе. Критиковать всегда проще, критика объединяет людей. "Смотри, какое говно!" – и вот уже у тебя за спиной выстраивается поддакивающая толпа, которая словно чайки повторяет: "Да-да-да-да!" А вот с хорошей архитектурой намного сложнее.

Хорошей архитектуры в России практически нет. У нас выросло несколько поколений, который вообще не представляют, что такое архитектура. Последний качественный всплеск был 100 лет назад, во время расцвета искусства авангарда. И всё. После 30-х – тишина. Сталинский ампир я не считаю качественной архитектурой, но это тот шрам, который украшает город. Однако на смену ему пришла борьба с украшательством, потом брежневское монументальное говно, а потом было не до архитектуры, есть было нечего.

Так что в эстетическом плане русскому человеку остается ностальгировать по дореволюционной классике и послереволюционному модерну. Может быть, поэтому у нас так любят пародии на классическую архитектуру?

Здесь надо сделать отступление. Человек идет по городу, видит Большой театр или какую-то усадьбу – глазу хорошо и приятно, и вот человек решает построить себе дом в таком стиле. Классическая архитектура кажется простой и понятной. Все стили изучены. Вот вам готика, а вот барокко. Спутать невозможно. Вот вам ионический ордер, а вот дорический. Всё понятно как в конструкторе "Лего". Казалось бы, берешь учебник и строишь. Как только архитектору кажется, что все понятно, капкан захлопывается. Всё. Качественно проектировать в классическом стиле могут единицы. Это как играть классическую музыку: невероятно сложно, необходим огромный опыт и практика. Классика не прощает ошибок. Малейшая ошибка в пропорциях – и всё развалится. Именно поэтому из семени благих намерений ("сделать красиво") почти наверняка появится на свет очередной уродец.

Каждой эпохе соответствует свой архитектурный стиль. Был модерн, был конструктивизм, был тот же сталинский ампир. Это отражение эпохи. Была архитектура застоя и «архитектура денег» лихих 90-х. В этом смысле даже лужковское говно имеет право на существование. Конечно, не в том количестве, в котором оно раскидано по городу. Сегодня мы имеем дело с архитектурой высоких технологией. Новые материалы, технологии и компьютерные программы позволяют строить немыслимые ранее конструкции. Небоскребы ставят рекорды по высоте, здания поражают невозможностью формы. И это прекрасно. Архитектура должна идти в ногу со временем, а не тиражировать пародии на успехи прошлого.

Но тут мы сталкиваемся ещё с одной проблемой. Многие годы в России вообще не было нормального архитектурного образования. Главный архитектурный ВУЗ страны, МАрхИ, чуть не прикрыли за неэффективность. Они даже молебен заказывали, чтобы лицензии не лишиться. Качество образования там крайне низкое. Знаю, так как сам учился. На весь ВУЗ всего несколько крутых архитекторов, которые действительно могут чему-то научить. В основном же молодые ребята попадают в руки старых маразматичных пердунов, которые как пауки держатся за свои места, при этом научить ничему не могут. Получить хорошее образование удается единицам. И эти единицы оказываются потом в мире, где нет заказчика. Да, мало вырастить хорошего архитектора, надо еще вырастить хорошего заказчика, у которого будет вкус. Так что травка надежды только начала пробиваться через глухую бетонную крышку совка. Возможно, наши дети будут строить прекрасные современные здания, а пока любой успех в архитектурном плане больше похож на чудо, чем на закономерность.

Сегодня я сделал подборку самых красивых зданий Москвы. У вас наверняка будет свое мнение на этот счет. Знаю, что многие из отмеченных мной строений не пользуются успехом у москвичей. Но мне они нравятся! Не согласны? Кидайте свой список в комменты!

1. Dominion Tower Захи Хадид

России обычно не везёт с реализацией проектов мировых звёзд архитектуры, но есть несколько исключений. Одно из них – офисный центр Dominion Tower Захи Хадид, который в конце прошлого года всё-таки достроили на Шарикоподшипниковской улице.

Заха Хадид – одна из лучших архитекторов в мире. Почти все её проекты гениальны. К сожалению, совсем недавно она умерла. Хорошо, что в Москве есть здание, построенное по ее проекту.

Это семиэтажное здание с офисными помещениями и паркингом на 251 место. Центр облицован композитно-алюминиевыми панелями, которые меняют цвет в зависимости от угла зрения и освещённости. Этажи здания как будто небрежно наброшены друг на друга. Описывая здание, представители Zaha Hadid Architects говорили об "идее пространственного полёта".

Это похоже на игру дженга, стопку книг или торт со съехавшими коржами. По первоначальному замыслу "вылет" этажей друг относительно друга должен был достигать 20 метров, но из-за российских строительных норм его пришлось урезать до 8.


Фото: Александр Усольцев

Архитектурое бюро "Элис" адаптировало идею Хадид к суровой российской действительности. Возможно, из-за этого Dominion Tower получился намного скромнее, чем большинство зарубежных проектов Хадид и чем её проект нового здания Экспоцентра, которое так и не было построено.

Девелопер ставил перед Хадид задачу спроектировать здание, которое "через 50 лет не будет выглядеть устаревшим". Справилась ли с этим лауреат Притцкеровской премии, решайте сами.

Сейчас в здании гордо сидит Фонд содействия реформированию ЖКХ.

2. Жилой дом Copper House


Фото: KALINKA

Это, наверное, один из первых необычных домов в Москве, за который не стыдно. Небольшой аккуратный жилой комплекс авторства Сергея Скуратова появился в Бутиковском переулке в 2004 году. Это три кубических шестиэтажных здания, "оторванных" от земли за счёт консольных выносов.

Дома облицованы панелями из патинированной меди, которые придают им характерный зеленоватый цвет. Как выразился основатель девелопера Rose Group (именно эта компания строила комплекс) Борис Кузинец, этот оттенок – "архитектурная инверсия цвета травы".

Из интервью Скуратова:

Я вот знаю, что ни один мой дом не принес никому вреда, – но я открываю блоги и читаю там, что пишет какая-то девочка: «Copper House, конечно, хороший дом, но зачем его покрасили в такой отвратительный зеленый цвет?» Ей отвечают: «Дура, это патинированная медь». «А что такое патинированная медь?» – «Это как когда на Пушкина голуби какают». А она: «Это ж сколько голубей погубили!»


Стоит напомнить, что дом стоит в самом центре Москвы. Хороший пример, как можно грамотно вписать современную архитектуру в историческую среду.

3. "Дом на Мосфильмовской"


Фото: Vostok

Это ещё одна известная работа Сергея Скуратова. Тот редкий случай, когда новое здание в Москве становится узнаваемой частью её современного облика.

Забавно, что Лужкову "Дом на Мосфильмовской" сразу не понравился, и небоскрёб даже попытались объявить "самостроем" и урезать его высоту, а то и вовсе разобрать. Но в 2010 году Лужков ушёл, и здание уцелело.

Комплекс состоит из двух корпусов: 53-этажного (213 метров) и 34-этажного (132 метра). Когда о комплексе говорят москвичи, они подразумевают прежде всего башню. О том, что второй корпус – тоже часть "Дома на Мосфильмовской", знают в основном те, у кого не получилось купить квартиру в башне и кто стал искать запасной вариант.

Небоскрёб получил премию на АРХ-Москве 2005, а в 2006 году был номинирован на первую национальную архитектурную премию Buildings Awards. Кроме того, здание вошло в топ-5 небоскрёбов мира по версии Emporis.

Великолепная работа! Легкий и изящный небоскреб отлично смотрится на панораме Москвы.

4. Комплекс "Москва-Сити"


Фото: Vostok

Вообще, мне очень нравится комплекс "Москва-Сити". Главная его проблема в том, что его поставили, не продумав транспортную инфраструктуру. Но если рассматривать его с архитектурной точки зрения, то большинство небоскребов очень крутые.

Особенно удался комплекс "Город Столиц", вот эти две башни:


Фото: Vostok

Очень нравится мне спиральный небоскреб:


Фото: Vostok

И жилой комплекс из двух небоскребов ОКО:


Фото: Vostok

5. Здание Федерального арбитражного суда


Фото: ТПО "Резерв"

Об этом здании мало кто знает, так как оно спрятано внутри квартала за метро "Новослободская". Еще больше люди удивляются, когда узнают, что это, оказывается, здание суда! Стеклянный гигант на Селезнёвской улице должен был сформировать новый образ российского суда – открытого и прозрачного, а потому справедливого.

Здание состоит из двух блоков – общественного, в котором проходят заседания, и административного, где размещён аппарат суда. Фасад общественной части (намеренно плавной формы в контрасте с "жёстким" административным корпусом) оформлен узнаваемыми металлическими пластинами, похожими на жалюзи. Архитектор Владимир Плоткин из ТПО "Резерв" говорит, что эти пластины хотели даже сделать управляемыми, но оказалось, что слишком дорого. В итоге "жалюзи" остались неподвижными.

Здание арбитражного суда было построено в 2007 году. Помимо залов заседаний, рабочих кабинетов и пресс-центра, в нём разместились реабилитационный центр и ресторан для сотрудников.

ТПО "Резерв" стало победителем конкурса "Дом года 2008" в номинации "Проект года" и было номинировано на World Architecture Festival в Барселоне за проект здания суда.

6. Новый офис НТВ


Фото: Антон Белицкий

Если у НТВ и есть что-то хорошее, то это их офис. Здание проектировали датчане, сейчас его почти достроили. Очень неплохо получилось.


Фото: Антон Белицкий

7. "Белая Площадь" на "Белорусской"

Одно из немногих современных зданий в Москве, которое нравится вообще всем. Построили его 10 лет назад по проекту ABD architects под руководством Бориса Левянта. Офисные здания занимают весь квартал, при этом сделаны очень деликатно. На участке находится знаменитая церковь Николы Чудотворца, и офисный центр нисколько с ней не спорит, а, скорее, является фоном.

Редкий пример того, как можно грамотно и аккуратно вписать новое здание, не навредив окружению.


Фото: Scubapro (Wikipedia)

8. Кампус школы "Сколково"


Фото: Adjaye Associates

Это не совсем Москва, но куда же мы без Сколково. С архитектурной точки зрения в Сколково все гораздо лучше, чем с научной. Если построить российскую Кремниевую долину пока не получается, то сделать качественную архитектуру, за которую не стыдно, вышло на отлично.


Фото: Adjaye Associates

Но поскольку сам архитектор африканского происхождения, он добавил в оформление здания танзанийские орнаменты.


Фото: http://www.archiexpo.es/

Здание кампуса представляет собой гигантский трёхэтажный диск-основание с расположенными на его крыше административным и гостиничным блоками. Сам университетский городок с аудиториями, медиацентрами и целыми улицами находится внутри диска. На крыше диска разместили беговую дорожку. В здании опробованы некоторые инновации, такие как стена-фонтан и зелёная стена.

Строительство кампуса началось в 2006 году и завершилось в 2010-м.

9. Офис "НОВАТЭКа"


Фото: Speech

Дизайн офисного здания на улице Удальцова разработало архитектурное бюро Speech во главе с Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым. Это двенадцатиэтажный дом, легко узнаваемый благодаря волнообразно изогнутым эркерам и облицовке панелями из португальского известняка. Здание начали проектировать в 2005 году и сдали в 2011-м. Сейчас "НОВАТЭК" хочет построить ещё один офис на месте снесённой гостиницы "Спорт", которая располагалась неподалёку.

Здание интересно тем, что оно с первого взгляда не шокирует зрителя. Скромное и аккуратное. Кому-то оно может показаться чересчур простым.


Фото: Speech

Но весь кайф в деталях. Оно как дорогой костюм: сшито добротно, из качественных материалов. Наслаждение в каждой детали, придраться не к чему. Отличная работа.


Фото: Speech


Фото: Speech

10. Фабрика Станиславского

Вообще, это целый квартал на Таганке, расположенный на территории бывшей фабрики Алексеевых.

Здесь сделали офисный центр, жилые дома, ресторан и даже театр. Наверное, один из лучших примеров реконструкции промышленной территории в Москве. Проект реконструкции разработан британским архитектором Джоном МакАсланом.

Я помню, что тут было раньше, и вижу, как этот квартал изменился.

Здания отреставрировали, что-то восстановили с нуля, новые жилые дома скромны и незаметны на фоне дореволюционной промышленной архитектуры, а благоустройство такое, какое редко встретишь даже в Европе и США.

Построен в конце XV века итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. В течение трех веков был главным храмом Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. На стенах остались фрагменты первоначальных фресок, выполненных иконописцем Дионисием. В 1547 году здесь впервые был венчан на царство Иван Грозный. Позже в этом храме короновались все российские императоры, начиная с Петра II. В 1918 году собор был закрыт, в 1955-м открылся как музей, а в 1990 году в нем возобновились богослужения по торжественным дням.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском


Первый шатровый храм в России, построенный в 1528-1532 годах. Архитектором церкви предположительно был итальянец Петр Франциск Ганнибал, однако в русских летописях значится Петр Фрязин или Петроко Малый. По легенде, строительство храма связано с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя.

Интерьер храма не сохранился. В XVI веке в церкви был проведен ремонт, после которого пол из белых и серых керамических плит был поврежден и положен обратной стороной. Тогда же у храма появились дошедшие до наших дней царские врата. Последняя реставрация проводилась в 2002-2005 годах, в результате чего были полностью уничтожены деревянные конструкции крыш над папертями.

Ярославский вокзал


В 1862 году между Красным прудом и Николаевским вокзалом был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги. В 1900 году Министерство путей сообщения поручило коренную перестройку пассажирского зала архитектору Льву Кекушеву, а затем для корректировки его проекта был приглашен Федор Шехтель. Высокая, как у древнерусских теремов, кровля с венчающим ее гребнем, широкий пояс-фриз из мерцающей зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, устремленная ввысь боковая левая башня, гигантская входная арка вестибюля с полукруглыми пилонами-башенками по бокам и килем-козырьком. В глубокой нише фронтона под этим козырьком располагались рельефные символы трех великих городов, которые связала Ярославская (Северная) железная дорога: герб Москвы — Георгий Победоносец, герб Ярославля — медведь с секирой, герб Архангельска — побеждающий дьявола архангел Михаил.

Гостиница «Метрополь»


На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трехэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи ее называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-е годы Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр. Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но ее радикальная перестройка. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма.

Доходный дом Тарховой


Доходный дом на углу Подсосенского и Казарменного переулков построен по проекту архитектора Г. И. Макаева в 1903-1904 годах. (Второе известное здание в Москве работы того же архитектора — северное крыло Политехнического музея.) Дом представляет собой выразительный образец стиля северный модерн и известен как «дом с маками». Маки — один из излюбленных мотивов модерна, символическое выражение того, что жизнь — это сон.

В советское время квартиры были превращены в коммуналки, которые были расселены в 1990-х годах. Несмотря на то что здание считается объектом культурного наследия регионального значения, его фасады находятся в аварийном состоянии.

Дом Перцовой


Дом Перцовой в Москве построен архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом в 1905-1907 годах по эскизам художника С. В. Малютина, автора русской матрешки. По задумке, московский доходный дом Перцовой, также известный как Дом-Сказка, должен был сам по себе представлять произведение искусства. Здание имеет необычную и сложную форму, фасад украшает богатый декор, асимметричные окна, балконы и башнеобразные выступы. Для оформления дома были использованы древнерусские мотивы и узоры.

Кремлевская стена


Самый лаконичный и узнаваемый из архитектурных символов Москвы — воспроизвести силуэт верхней части стены с зубцами типа «ласточкин хвост» в сочетании с бескомпромиссно-красным цветом обожженного кирпича по силам даже ребенку. Стена — одно из древнейших строений города. Миланские архитекторы, руководившие ее постройкой в конце XV века, взяли за основу зубцы замков итальянских гибеллинов — противников папской власти. Простые прямоугольные зубцы отличали стиль крепостей папистов-гвельфов, а потому для цитадели православной веры никак не годились.

Страховое общество «Россия»


Два корпуса этого изящного жилого дома на Сретенском бульваре были построены в 1899-1902 годах архитекторами Н. М. Проскуриным и А. И. фон Гогеном. Дом изначально строился под очень состоятельную публику. Была устроена система вентиляции, не просто подававшая в помещения свежий воздух, но и фильтровавшая и увлажнявшая его. Для обеспечения бесперебойного электроснабжения в подвале была устроена собственная электростанция, отопление обеспечивали восемь котлов. Для водоснабжения при доме была пробурена и артезианская скважина глубиной 50 метров. Как и подобает, в шикарном доме были и электрические лифты, и прачечная для жильцов. Многие верхние квартиры имели стеклянные потолки, что особенно ценилось художниками.

Южный вход станции метро «Красные ворота»


Ранний или первый выход из станции метро «Красные ворота» открыт вместе со станцией 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена «Сокольники» — «Парк культуры». Наземный вестибюль расположен по оси разобранных в 1928 году Красных ворот и выполнен в виде четырех вложенных друг в друга полусфер по проекту архитектора Н. А. Ладовского. Многие москвичи называют этот выход «ракушкой». В 1938 году проекту выхода и самой станции был присужден Гран-при Международной всемирной ярмарки в Париже. В 1952 году в вестибюле был установлен первый в истории метро турникет. В 1986 году «Лермонтовская» стала первой станцией московского метро, которой вернули историческое название.

Здание Министерства иностранных дел РФ


Одна из семи «сталинских высоток». Здание построено в период с 1948 по 1953 годы по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и М. А. Минкуса и конструкторов С. Д. Гомберга и Г. М. Лимановского. Высота составляет 172 метра. Изначально здание возведено без шпиля, но по приказу Сталина в 1952 году за две недели был достроен финальный каскад в виде декоративного шпиля (визуальное несоответствие элементов фасада и шпиля хорошо заметно со Смоленской площади). Здание МИДа стало образцом для всех остальных московских высоток.

«Белый город» на Белорусской


Первая очередь бизнес-центра возведена в 2006-2009 годах. По замыслу, основополагающим элементом комплекса должен был стать белокаменный храм Николая Чудотворца, в котором при содействии инвесторов строительства были проведены масштабные реставрационные работы. Комплекс состоит из двух 15-этажных и одного 6-этажного здания. Еще две башни планируется достроить в 2013 году. В центре «Белой площади» располагается светомузыкальный фонтан. Планируется, что в скором времени здесь будут проходить «живые» концерты и выставки под открытым небом.

Северный речной вокзал


Здание речного вокзала был построено одновременно с каналом имени Москвы еще до заполнения Химкинского водохранилища (на берегу которого оно располагается) в 1937 году по совместному проекту архитекторов А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского, скульпторов И. С. Ефимова и художника Н. Я. Данько. Вокзал задуман как символ Москвы — «порта пяти морей». Здание выполнено в форме большого корабля. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. От Северного речного вокзала можно отправиться в круиз по маршрутам до Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону. От причала отходят прогулочные катера до бухты Радости и Троицкого.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии


Самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом Святого Людовика Французского (1830 год, архитектор Жилярди). Храм был построен в 1901-1911 годах (отделка завершена позднее). Автор проекта Ф. О. Богданович-Дворжецкий. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. Считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола — купол кафедрального собора в Милане. С 2009 года в стенах собора проходит образовательный курс «Западноевропейская духовная музыка», посвященный григорианскому хоралу и органной импровизации.

Дом культуры имени Зуева


Один из ярчайших образцов конструктивизма. Назван в честь участника восстания 1905 года, слесаря трамвайного парка С. М. Зуева. Построен в 1927-1929 годах на Лесной улице по проекту архитектора Ильи Голосова. Проект родился под влиянием кубизма и построен на сочетании асимметрично расположенных правильных геометрических тел. Композиционный центр здания — вертикальный стеклянный цилиндр, на который как будто «надет» весь корпус с непривычно большими поверхностями окон.

Жилой комплекс Copper House


Возведен в 2003-2004 годах. Комплекс выполнен по проекту архитекторов С. Скуратова, В. Рыжкова, Н. Ишутиной, Ю. Ковалевой, А. Медведева, П. Карповского, П. Шалимова, Н. Демидова и В. Данилова. По замыслу авторов, композиция сооружения выражала специфику местности. Узкий протяженный участок застройки обыгран как метафора перехода: соединив Зачатьевский переулок с Пречистенской набережной, дом «наводит мосты» к берегам новой отечественной архитектуры. Архитектор Скуратов назвал дом «линией Маннергейма», которая разграничила интеллигентную архитектуру и продукты отечественной строительной практики. Жилой дом Copper House принят в коллекцию лучших зданий 2003-2004 годов в Музей архитектуры им. Щусева.

Доходный дом Исакова на Пречистенке


Дом, построенный в 1904-1906 годах по проекту архитектора Л. Кекушева, входит в число наиболее ярких образцов стиля модерн в Москве. При постройке дома Кекушев стремился к максимальной асимметричности и использовал для этого все возможности участка. В результате часть здания, которая выходит во двор, имеет шесть этажей, а со стороны улицы — пять. Парадная лестница разделяет здание на переднюю и заднюю части, которые смещены относительно друг друга на пол-этажа в высоту. Благодаря такой планировке каждая лестничная площадка могла использоваться для входа в квартиру.

Шуховская башня


Московская радиобашня на Шаболовке построена в 1920-1922 годах инженером В. Г. Шуховым. Высота башни — 148,3 метра, что в два раза ниже изначального проекта. Тем не менее, на тот момент башня была самой высокой в России. Шаболовская башня построена по принципу сетчатых гиперболоидных башен, что является непосредственным изобретением Шухова. Спустя семнадцать лет после открытия башни, 10 марта 1939 года, с нее впервые была транслирована телепередача — документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). Изображение Шуховской башни использовалось в качестве эмблемы советского телевидения, в частности, программы «Голубой огонек». В 1941 году в результате неисправности в башню врезался почтовый самолет, но благодаря прочной конструкции башня не пострадала. Башня никогда не реставрировалась и в данный момент нуждается в экспертизе.


История здания начинается в 1857 году. ЦУМ выполнен в готическом стиле с элементами модерна. В 1880-х здание было куплено шотландскими коммерсантами Эндрю Мюром и Арчибальдом Мерилизом — основателями торговой компании «Мюр и Мерилиз». В 1908 году было построено новое здание по проекту архитектора Романа Клейна, автора проекта Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. При строительстве впервые в России был использован железобетон. Новый способ позволил обходиться без традиционных широких колонн и использовать железные и стальные конструкции для значительного увеличения оконного пространства. Последний раз здание реконструировано в 2007 году.

Дом Пашкова


Один из главных памятников классицизма в Москве. Построен в 1784-1786 годах. Носит имя заказчика — поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова. Архитектором предположительно является Василий Баженов. Отличительная черта особняка — два основных фасада: один, выходящий на проезжую часть, имеет более торжественный вид, второй — усадебный, более скромного вида, находится во дворе. Первоначальный цвет здания был оранжевым, но при императоре Павле цвет был изменен. При нем же с купола была снята статуя Минервы. В 1914 году архитектором Шевяковым был построен двусветный зал. В 1986 году при строительстве станции метро «Боровицкая» дом Пашкова был поврежден и оказался на грани разрушения. До 2007 года он находился на реконструкции. Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке.

Издательство И. Д. Сытина «Русское слово»


Здание перестроено в 1904-1906 годах из особняка начала XIX в. для Ивана Сытина — русского издателя-просветителя, выпускавшего массовым тиражом дешевые издания русских и иностранных классиков. При перестройке архитектор А. Э. Эрихсон использовал достижения строительной техники того времени: железобетонные перекрытия, опирающиеся на металлические балки и несущие конструкции. Архитектор отказался от обязательных для «присутственных» мест коридоров — вместо них он спроектировал просторные холлы, объединяющие большие и светлые комнаты. Внешнее оформление дополняют изразцовый фриз между вторым и третьим этажами, лепные женские маски, узорные решетки балконов, выполненные по эскизам художника И. Билибина. В 1979 году при реконструкции улицы Горького дом был передвинут на 33,5 метра от угла Пушкинской площади до Настасьинского переулка и поставлен на новый фундамент.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Подробная инструкция туристам: как добраться из аэропорта Фьюмичино в Рим?
Правила перевозки багажа и ручной клади в авиакомпании Nordwind Airlines
Каким способом добраться из барселоны в таррагону