Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Цинь Шихуанди – наследие и наследники. Китай: Император Цинь Шихуанди и его Терракотовое войско Войны которые вел цинь шихуанди

Написание

Мать наложница Чжао [d]

Хотя версия Сыма Цяня доминировала в течение 2000 лет, исследования профессоров Джона Кноблока и Джефри Ригеля при переводе анналов Люйши Чуньцю показали несоответствие даты начала беременности и рождения ребёнка (год), что позволило им прийти к выводу о фальсификации версии об отцовстве Люй Бувэя, с целью поставить под сомнение происхождение императора .

Регентство Люй Бувэя 246-237 до н. э.

Ин Чжэн неожиданно получил престол циньского вана в 246 году до н. э. в 13-летнем возрасте. В это время царство Цинь уже было самым могущественным в Поднебесной . Премьер-министр Люй Бувэй стал также его опекуном. Люй Бувэй ценил учёных, пригласил на содержание со всех царств около тысячи учёных мужей, которые вели споры и писали книги. Благодаря его деятельности удалось собрать знаменитую энциклопедию «Люйши чуньцю» .

В 246 году до н. э. инженер Чжэн Го из царства Хань начал строительство большого ирригационного канала длиной 150 км в современной провинции Шэньси . Канал соединял реки Цзинхэ и Лохэ . Канал строился десять лет и оросил 40,000 цин (264,4 тысячи гектаров) пахотной земли, что привело к значительному экономическому подъёму Цинь. Завершив только половину работ, инженер Чжэн Го был уличён в шпионаже на Хань, однако он объяснил вану выгоду строительства, был прощён и довёл до конца грандиозный проект .

После смерти отца Ин Чжэна, Чжуансян-вана, Люй Бувэй стал открыто сожительствовать с его матерью Чжао. Ей был подарен евнух Лао Ай, который, по версии Сыма Цяня, был вовсе не евнухом, а сожителем матери, и что документы о кастрации были подделаны за взятки .

Лао Ай сосредоточил в своих руках большую власть, и Ин Чжэн был недоволен своим положением ребёнка, с которым не считаются. В 238 году до н. э. он достиг совершеннолетия и решительно взял власть в свои руки. В том же году ему донесли о сожительстве его матери и Лао Ая. Ему также сообщили, что его мать тайно родила двух детей, один из которых готовится стать его преемником. Ван приказал чиновникам провести расследование, которое подтвердило все подозрения . За это время Лао Ай подделал государственную печать и стал собирать войска для нападения на дворец. Ин Чжэн поручил советникам срочно собрать войска и направить против Лао Ая. Произошёл бой около Сяньяна , в котором было убито несколько сот человек. Лао Ай, его родственники и сообщники были казнены, виновные из числа придворных были жестоко наказаны .

В 237 году до н. э. Люй Бувэй за его связи с Лао Аем был смещён и отправлен в ссылку в царство Шу (Сычуань), но по дороге покончил с собой. В ссылку была отправлена также мать Ин Чжэна Чжао, которую после увещеваний советников вернули во дворец .

Правление с премьер-министром Ли Сы 237-230 до н. э.

После отстранения Люй Бувэя премьер-министром стал легист Ли Сы , ученик Сюнь-цзы .

Не доверяя своим советникам, Ин Чжэн отдал приказ выслать из страны всех не-циньских чиновников. Ли Сы написал ему докладную, в которой обосновал, что такая мера приведёт только к усилению вражеских царств, и указ был отменён.

Ли Сы оказывал большое влияние на молодого правителя, посему, некоторые специалисты не без основания считают, что именно его, а не Ин Чжэна следует считать подлинным создателем империи Цинь. Судя по имеющимся данным Ли Сы был решителен и жесток. Он оклеветал своего талантливого соученика Хань Фэя , блестящего теоретика позднего легизма, и тем самым довёл его до гибели (впоследствии прочитав сочинения Ханя, Ин Чжэн сожалел, что заключил его в тюрьму, где тот, по преданию, принял яд, полученный от Ли Сы).

Ин Чжэн и Ли Сы продолжили успешные войны с соперниками на востоке. При этом он не гнушался никакими методами - ни созданием сети шпионов, ни взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял Ли Сы.

Объединение Китая 230-221 до н. э.

Всё шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. Государственное устройство возвышающегося царства отличали мощная военная машина и многочисленная бюрократия.

В 32 года он овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать. При этом Ин Чжэн доказал всем, что у него очень хорошая память: после захвата Ханьданя он прибыл в город и лично руководил истреблением давних врагов его семьи, которые тридцать лет назад во время заложничества его отца унижали и оскорбляли его родителей . В следующем году Цзин Кэ , убийца, подосланный Янь Данем , неудачно покушался на Ин Чжэна. Циньский правитель был на волосок от гибели, но самолично отбился своим царским мечом от «киллера», нанеся ему 8 ран. На него было совершено ещё два покушения, которые также закончились неудачей. Ин Чжэн захватил одно за другим все шесть нециньских государств, на которые в то время делился Китай: в 230 году до н. э. было уничтожено царство Хань, в 225 году до н. э. - Вэй , в 223 году до н. э. - Чу , в 222 году до н. э. - Чжао и Янь , а в 221 году до н. э. - Ци . В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай и в 221 году до н. э. принял тронное имя Цинь Шихуан, основав новую императорскую династию Цинь и наименовав себя первым её правителем. Тем самым он поставил точку на периоде Чжаньго с его соперничеством царств и кровопролитными войнами.

Титул первого императора

Собственное имя Ин Чжэн было дано будущему императору по названию месяца рождения (正), первого в календаре, ребёнок получил имя Чжэн (政). В сложной системе имён и титулов древности имя и фамилия не писались рядом, как это имеет место в современном Китае, поэтому собственно имя Цинь Шихуана крайне ограничено в употреблении.

Беспрецедентное могущество правителя имперской эры потребовало введения новой титулатуры. Цинь Шихуанди буквально означает «император-основоположник [династии] Цинь». Старое наименование ван , переводимое как «монарх, князь, царь», было уже не приемлемо: с ослаблением Чжоу титул вана подвергся девальвации. Первоначально термины Хуан («властитель, августейший») и Ди («император») употреблялись порознь (см. Три властителя и пять императоров). Их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.

Созданный таким образом императорский титул просуществовал до Синьхайской революции 1912 года , до самого конца имперской эры. Его употребляли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, которые только стремились к воссоединению её частей под своим началом.

Правление объединённым Китаем (221-210 годы до н. э.)

Реорганизация правления

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 году до н. э., после чего новый император провёл ряд реформ для закрепления завоёванного единства.

Столицей империи был избран Сяньян в исконных циньских владениях, неподалёку от современного Сианя . Туда были переведены сановники и вельможи всех завоёванных государств, всего 120 тысяч семей. Эта мера позволила циньскому императору взять элиту покорённых царств под надёжный полицейский контроль.

По настоятельному совету Ли Сы император во избежание распада государства не стал назначать родственников и приближённых князьями новых земель.

С тем, чтобы подавить центробежные тенденции на местах, империю разделили на 36 военных округов цзюнь (кит. трад. 郡 , пиньинь : jùn ), во главе которых назначались управляющие и чиновники.

Оружие, отобранное у побеждённых князей, было собрано в Сяньяне и переплавлено на огромные колокола. Из оружейного металла было отлито также 12 бронзовых колоссов, которые были поставлены в столице .

Была проведена реформа под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы - стандартного написания», была создана единая сеть дорог, упразднены разрозненные системы иероглифики покорённых царств, введена единая денежная система, а также система мер и весов . Эти меры заложили основу культурного и экономического единства Китая и на тысячелетия пережили недолговечную империю Цинь. В частности, современная китайская иероглифическая письменность восходит именно к циньскому письму.

Великие стройки

Император Цинь Шихуанди использовал труд сотен тысяч и миллионов людей для грандиозных строек. Сразу после объявления себя императором он стал строить свою гробницу (см. Терракотовая армия). Он построил сквозь всю страну сеть дорог с тремя полосами (центральная полоса - для колесницы императора). Строительство было тяжёлым гнётом для населения.

Великая китайская стена

В знак единения были снесены оборонительные стены, разделявшие прежние царства. Только северная часть этих стен была сохранена, её отдельные отрезки были укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая китайская стена отделила Срединное государство от варваров-кочевников По оценкам, на строительство стены было согнано несколько сотен тысяч (если не миллион) человек. . При этом бойницы для лучников устроены так чтобы поражать неприятеля надвигающегося с юга, что говорит о не китайском, а противо-китайском характере укреплений. Также топографически стены проложены с максимально возможным доступом на стены со стороны степей и пустынь, и труднодоступностью для захвата со стороны китайского государства .

Канал Линцюй

Дворец Эпан

Император не пожелал жить в центральном столичном дворце Сяньянe (咸陽宮), а начал строить огромный дворец Эпан (阿房宫) к югу от реки Вэйхэ . Эпан - имя любимой наложницы императора . Дворец стал строиться в 212 году до н. э., на строительство было согнано несколько сот тысяч человек, во дворце хранились неисчислимые драгоценности и там размещалось множество наложниц. Но дворец Эпан так и не был достроен. Вскоре после смерти Цинь Шихуанди по всей захваченной Цинь территории вспыхнули восстания, и циньская империя рухнула. Сян Юй (項羽) смог нанести циньским войскам тяжёлые поражения. В конце 207 году до н. э. будущий ханьский император Лю Бан (тогда Пэй-гун), союзник Сян Юя, занял циньскую столицу Сяньян , но не решился утвердиться и через месяц впустил в Сяньян Сян Юя, который в январе 206 года до н. э. , поражённый немыслимой роскошью, приказал сжечь дворец, а его войска разграбили Сяньян и перебили жителей циньской столицы .

Объезды страны

В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями. Объездами своих владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань . Он же первым из китайских правителей вышел на морской берег.

Поездки сопровождались интенсивным дорожным строительством, строительством дворцов и храмов для жертвоприношений.

Начиная с 220 года до н. э. император предпринял пять крупных инспекционных поездок сквозь всю страну на расстояния тысячи километров. Его сопровождало несколько сот солдат и множество слуг. Чтобы дезориентировать недоброжелателей, он посылал по стране несколько разных повозок, а сам скрывался за занавеской, и даже солдаты не знали, едет ли с ними император или нет. Как правило, целью поездок было тихоокеанское побережье, к которому император первый раз приехал в 219 году до н. э.

Поиски бессмертия

В 210 году до н. э. императору сказали, что к чудесным островам бессмертных трудно добраться, так как их охраняют огромные рыбы. Император сам вышел в море и из лука убил огромную рыбу. Но ему стало плохо, и он был вынужден вернуться на материк. Оправиться от болезни император так и не смог и через некоторое время умер.

«Сожжение книг и погребение книжников»

Конфуцианские учёные видели в поисках бессмертия пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание (то есть это недостоверно), император велел закопать 460 из них живыми в землю .

В 213 году до н. э. Ли Сы убедил императора сжечь все книги , за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из императорского собрания и хроники циньских правителей.

Растущее недовольство правлением

В последние годы жизни разочаровавшись в обретении бессмертия, Цинь Шихуан всё реже объезжал пределы своей державы, отгородясь от мира в своём огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император ожидал, что в нём будут видеть божество. Вместо этого тоталитарное правление первого императора порождало растущее с каждым годом число недовольных. Раскрыв три заговора, император не имел оснований доверять никому из своих приближённых.

Смерть

Смерть Цинь Шихуана наступила во время поездки по стране, в которой наследник Ху Хай сопровождал его вместе с начальником канцелярии евнухом Чжао Гао и главным советником Ли Сы. Датой смерти принято считать 10 сентября 210 года до н. э. во дворце в Шацю в двух месяцах езды от столицы . Он умер после употребления пилюль эликсира бессмертия , содержащих .

Когда Цинь Шихуан внезапно умер, Чжао Гао и Ли Сы опасаясь того, что весть о смерти императора вызовет восстание в империи, решили скрыть его смерть до возвращения в столицу. Большинство свиты, кроме младшего сына Ху Хая, Чжао Гао, Ли Сы и нескольких других евнухов, находилось в неведении о смерти императора. Тело императора было помещено на повозку, впереди и позади которой было приказано везти телеги с тухлой рыбой, чтобы скрыть трупный запах. Чжао Гао и Ли Сы ежедневно меняли императору одежду, носили еду и принимали письма, отвечая на них от его имени. В конце концов, о смерти императора было объявлено по прибытии в Сяньян.

В соответствии с традицией, империю должен был унаследовать старший сын наследный принц Фу Су, но Чжао Гао и Ли Сы подделали завещание императора, назначив наследником младшего сына Ху Хая . Также в завещании было приказано находившимся на северной границе Фу Су и преданному ему генералу Мэн Тяну покончить c собой. Фу Су преданно подчинился приказу, а заподозривший заговор генерал Мэн Тян несколько раз отправлял письмо за подтверждением и был помещен под арест. Ху Хай, обрадованный новостью о смерти брата, хотел помиловать Мэн Тяна, но Чжао Гао, боясь мести Мэнов, добился казни Мэн Тяна и его младшего брата прокурора Мэн И, который в прошлом предлагал Шихуану казнить Чжао Гао за одно из преступлений.

Ху Хай, взявший тронное имя Цинь Эрши Хуанди, тем не менее, показал себя неспособным правителем. Приверженцы прежних династий тут же ринулись в борьбу за делёж императорского наследства, и в 206 году до н. э. всё семейство Цинь Шихуана было истреблено.

Гробница

Ничто не иллюстрирует могущество Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был построен ещё при жизни императора. Строительство гробницы началось сразу после образования империи неподалёку от нынешнего Сианя . По свидетельству Сыма Цяня, к созданию мавзолея было привлечено 700 тысяч рабочих и ремесленников. Периметр внешней стены захоронения был равен 6 км.

Для сопровождения императора в потустороннем мире было изваяно бесчисленное терракотовое войско . Лица воинов индивидуализированы, их тела прежде были ярко окрашены. В отличие от своих предшественников - например, правителей государства Шан (около 1300-1027 годов до н. э.) - император отказался от массовых человеческих жертвоприношений [ ] .

Отражение в историографии

Правление Цинь Шихуана было основано на принципах легизма , изложенных в трактате «Хань Фэй-цзы ». Все сохранившиеся письменные свидетельства о Цинь Шихуане пропущены сквозь призму конфуцианского мировоззрения ханьских историографов, прежде всего Сыма Цяня. Весьма вероятно, что в приводимых ими сведениях о сжигании всех книг, запрете на конфуцианство и погребении заживо последователей Конфуция отразилась конфуцианская антициньская пропаганда , направленная против легистов .

В традиционном изображении облик Цинь Шихуана как чудовищного тирана тенденциозно преувеличен. Можно считать установленным, что все последующие государства Китая, начиная со слывущей терпимой династии Западной Хань, наследовали ту административно-бюрократическую систему управления государством, которая была создана при первом императоре .

Отражение в искусстве

В театре

  • В 2006 году на сцене Метрополитен-оперы (Нью-Йорк) состоялась премьера оперы «Первый император» (композитор - Тань Дунь , режиссёр - Чжан Имоу). Партию императора спел

Цинь Шихуанди правитель китайского царства Цинь с 246-го года до нашей эры до 221-го года до нашей эры. Также известен под именем Ин Чжэн. Стал первым императором объединенного Китая в 221-м году до нашей эры, после окончания эпохи Воюющих Государств. Правил империей до самой своей смерти в 210-м году до нашей эры.


Цинь Шихуанди – одна из ключевых фигур истории Древнего Китая. После объединения страны он и его главный советник Ли Си провели серию успешных экономических и политических реформ; именно в его время был заложен целый ряд титанических даже по нынешним временам проектов – вроде первой версии Великой Китайской Стены, мавзолея размером с город, охраняемого легендарной Терракотовой армией или глобальной системы дорог по всей стране. Разумеется, все эти проекты в процессе реализации унесли немало жизней; жесткость Шихуанди как правителя проявлялась еще и в том, что он объявил вне закона и сжег практически все имевшиеся в стране книги – исключение составила лишь литература о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях и труды из личной императорской библиотеки.

Будущий император появился на свет в Ханьдане, княжество Чжао. Его мать была наложницей (конкубиной) влиятельного придворного Люй Бувэя; собственно, именно действия Бувэя помогли молодому Ин Чжэю прийти к власти; из-за этого начали активно муссироваться слухи о том, что именно Бувэй – настоящий отец парня.

Ин Чжэн стал правителем царства Цинь в тринадцать лет; на тот момент царство это уже было, фактически, самым сильным из воюющих царств древнего Китая. Первое время – до 238-го – Шихуанди считался несовершеннолетним; его регентом был, разумеется, все тот же Люй Бувэй. Ин Чжэн, однако, не терял времени даром и тщательно изучал нелегкий процесс управления империей; в двадцать два года он изгнал своего приемного отца в ссылку, по обвинению в подготовке мятежа.

Взяв власть в свои руки, Чжэн начал объединение Поднебе

сной. Со временем ему удалось захватить все шесть главных царств Древнего Китая; в тридцать девять лет он стал единоличным правителем Поднебесной; именно тогда ему и было дано тронное имя Цинь Шихуанди.

Из всего наследия первого императора единого Китая в наше время наиболее известны Великая Китайская Стена и гробница, охраняемая Терракотовой армией. Стена в том виде, в котором она существует сейчас, была создана во времена царства Минь; Цинь Шихуанди лишь заложил её основы. Терракотовая армия, с другой стороны, является исключительно его наследием. Согласно исследованиям китайского историка Сымы Цяня, на строительстве мавзолея и армии было занято семьсот тысяч человек. Британский историк Джон Ман позже поставил под сомнение эти цифры – по его подсчетам, столько жителей не было во времена Шихуанди ни в одном из крупнейших городов мира; сам Ман склонен считать, что на строительстве было занято лишь шестнадцать тысяч человек. Цянь в своих трудах никогда не упоминал о Терракотовой армии; обнаружили её лишь 29-го марта 1974-го. Группа фермеров рыла новые колодцы и наткнулась на человекоподобное изваянии в земле. Как показали дальнейшие исследования, солдаты сначала были изготовлены несколькими большими партиями, с помощью глиняных форм, а затем уже доработаны вручную.

Одним из первых проектов, которые затеял молодой правитель, был его собственный склеп. Строительство его началось в 215-м году до нашей эры; в работах было занято – по разным источникам – от трехсот до семисот двадцати тысяч человек; впрочем, согласно все тому же Ману, цифры эти сильно преувеличены.


Участие в войнах: Подчинение царств Хань, Вэй, Чу, Ци, Чжао и Янь. Войны во Вьетнаме.
Участие в сражениях:

(Qin Shi Huang) Правитель царства Цинь (246—221 до н. э.), император Китая (221—210 до н. э.)

Цинь Шихуанди был одним из наиболее прославленных правителей царства Цинь, на практике использовавший идеи легизма. В 238 году до н. э. на циньский трон взошел молодой правитель Ин Чжэн, которому за семнадцать лет непрерывных войн удалось одержать победу над всеми своими соперников и объединить разрозненные китайские государства. В 221 году Цинь покорило последнее независимое царство — Ци на Шаньдунском полуострове, а Ин Чжэн стал властелином объединенного Китая. После этого он принимает новый титул — хуанди («император»), став Цинь Шихуанди («первым императором династии Цинь»). Прежняя столица царства Цинь, город Сяньян на реке Вэйхэ (нынешний Сиань), была объявлена имперской столицей.

Цинь Шихуанди не ограничился завоеванием соседних царств и продолжил экспансию на север и юг. Грандиозная регулярная армия Цинь Шихуанди была вооружена железным оружием и усилена мощнейшей кавалерией. К этому времени на северной границе империи складывался могучий племенной союз хунну (гуннов), их регулярные набеги на Китай сопровождались угоном тысяч пленников. Против хунну выступила трехсоттысячное циньское войско, нанесшее им поражение и оттеснившее их кочевья за излучину реки Хуанхэ. Для обороны северных рубежей от набегов кочевников-хунну в 214 году до н.э. Цинь Шихуанди начал возведение Великой Китайской стены (на месте старых укреплений). В строительстве должно было принимать участие все население от 23 до 55 лет, в том числе рабы и осужденные. Великая Китайская стена протяженностью почти в четыре тысячи километров была сооружена из каменных глыб и утрамбованной земли.

Цинь Шихуанди вел регулярные войны в Северо-Восточном Вьетнаме и Южном Китае. Ценой больших потерь его войскам удалось добиться повиновения древневьетнамских государств Аулак и Намвьет. Под властью империи Цинь оказалась значительная территория, охватывавшая разные по уровню общественного развития и этническому составу регионы. Цинь Шихуанди распространил по всей стране установления Шан Яна , создав сильную военно-бюрократическую централизованную империю во главе с абсолютным монархом. Завоеватели-циньцы заняли в ней привилегированное положение, им принадлежали все руководящие посты в государстве. Законы царства Цинь были дополнены суровыми уголовными статьями. Унификация весов и мер, а также монетная реформа, исключившая все средства обращения, кроме циньских бронзовых денег, привели к стремительному росту товарно-денежных отношений. Упрощена и унифицирована была старая иероглифическая письменность, введены всеобщие правила делопроизводства.

Цинь Шихуанди провел важнейшую административную реформу: разделил территорию страны на административные округа, управляемые особыми чиновниками, назначенными лично императором. Империя была поделена на сорок территориально - административных областей, а области - на сяни (округа) без учета прежних этнических и политических границ. Населению воспрещалось называть себя яньцами, вэйцами, цинцами и прочими. Законом было утверждено одно-единственное для всех свободных полноправных граждан название цяньшоу (черноголовые). Были введены единая система чиновничества, единое писаное законодательство, установлен надзор за деятельностью всего чиновничьего аппарата сверху донизу (плоть до императора). Чтобы предотвратить опасность сосредоточивания власти в руках местных князьков, им было велено строго-настрого жить в столице, вдали от своих личных владений. Таким образом, легизм с его разработанной теорией централизованного административно-территориального управления, по сути, стал официальной идеологией Циньской империи.

В 216 году император Цинь Шихуанди издал приказ, повелевавший всем цяньщоу срочно сообщить о наличной земельной собственности, и ввел необычайно тяжелый поземельный налог, достигавший 2/3 дохода земледельцев. Укрывавшихся от повинностей и налогов разыскивали и ссылали на окраины колонизовать завоеванные земли. Представители аристократии неоднократно предпринимали попытки покушения на Цинь Шихуанди. После чего император, погрузившись в себя и подозревая всех и всякого, построил тридцать семь сообщающихся дворцов, чтобы никто не знал, где именно он расположился в данную ночь. Однако в 210 году в возрасте сорока восьми лет Цинь Шихуанди умер.

ЦИНЬ ШИХУАНДИ (настоящее имя Ин Чжен) (259-210 годы до н. э.), правитель (246-221) царства Цинь, император Китая с 221 года.

Первоначально Ин Чжен был правителем небольшого царства Цинь. Взойдя на престол в 246 до н. э. и победив своих соперников, он совершил завоевательные походы в соседние государства, нанес им сокрушительное поражение и объединил большие территории в единую империю, приняв титул Цинь Шихуанди, что значит «Первый император династии Цинь». Он сразу же установил жесткую, централизованную систему управления страной: поделил ее на округа, границы которых не совпадали с границами покоренных царств, и назначил своих наместников. Был противником конфуцианства (по его указу сожжена гуманитарная литература и казнены 460 ученых), сторонником школы фацзя.

На территории всей империи он ввел единую систему мер и весов, единую монету, единую письменность. Сопротивление центральной власти подавлялось крайне жестоко, с применением самых страшных видов смертной казни. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в государственных рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах.

Установив деспотическую власть в империи, Цинь Шихуанди повел решительную войну с кочевниками-гуннами, нападавшими с севера на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить строительством мощной пограничной стены, получившей название Великой Китайской стены. Стена была создана подневольным трудом рабов и переселенцев, насильственно согнанных на север из других областей страны. Непосильное угнетение народа в правление Цинь Шихуанди привело к восстаниям, которые после его смерти в 210 году до н. э. переросли в народную войну. Война завершилась захватом столицы и падением империи в 207 году до н. э.

Цинь Шихуанди, как описывают позднейшие историки, был одержим идеей личного бессмертия. В поисках чудесного эликсира он исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках чудесных островов, где все вечно молоды. В конце концов он издал указ о том, что император будет жить вечно. Поэтому и после его смерти его тело еще долго оставалось в тронном зале и церемонии проводились так же, как если бы он был жив.

Китайскими археологами была найдена и раскопана гробница Цинь Шихуанди, представляющая собой грандиозное подземное сооружение. Императора сопровождала в иной мир целая «армия» - 6 тыс. глиняных солдат, вылепленных в рост человека и построенных в боевом порядке.

Правитель (246–221) царства Цинь, император (с 221 года) Китая. Создал единую централизованную империю Цинь (221–207). Противник конфуцианства (по его указанию сожжена гуманитарная литература и казнены 400 ученых), сторонник школы фацзя.

Период Чжаньго, или Борющихся царств (453–221), предшествующий созданию на территории Китая единой империи, - одна из сложных и малоизученных страниц в истории Китая. В то время территория страны была разделена на ряд самостоятельных царств.

В 246 году после смерти царя Чжуан Сян-вана на престол царства Цинь вступил его сын Ин Чжэн, известный в истории под именем Цинь Ши Хуанди. К середине III века до Р. X. царство Цинь занимало довольно обширную территорию. Судя по сообщению древнекитайского историка Сыма Цяня, циньцы присоединили к своим владениям территории, захваченные у царств Хань, Вэй, Чжао, Чу и государств Ба и Шу.

Присоединение богатых земледельческих районов с развитым ремесленным производством (например, север Сычуани с ее крупными железоплавильными мастерскими) усилило экономическую и военную мощь циньского царства. Ко времени вступления на престол Ин Чжэну было всего лишь тринадцать лет и до его совершеннолетия государством фактически управлял первый советник царя Люй Бу-вэй - крупный торговец родом из царства Вэй. Воцарение Ин Чжэна на первых порах не привело ни к каким изменениям ни во внутренней, ни во внешней политике. Как и прежде, острие внешней политики было направлено на захват чужих территорий.

Взрослея, настойчивый и своенравный Ин Чжэн стремился к сосредоточению в своих руках всей полноты власти и, судя по всему, отнюдь не собирался идти на поводу у своего первого советника. Обряд посвящения в совершеннолетие должен был состояться в 238 году, когда Ин Чжэну исполнялось двадцать два года. Имеющийся исторический материал свидетельствует о том, что Люй Бу-вэй в 239 году пытался сместить неугодного ему правителя. Еще за несколько лет до этого он приблизил к матери Ин Чжэна одного из своих надежных помощников, Лао Ая, пожаловав ему почетный титул. Лао Аи очень скоро добился расположения вдовствующей царицы и стал пользоваться неограниченной властью.

В 238 году Лао Аи похитил царскую печать вдовствующей царицы и вместе с группой своих приверженцев, мобилизовав часть правительственных войск, пытался захватить дворец Цинянь, где в то время находился Ин Чжэн. Однако юному царю удалось раскрыть этот заговор - Лао Аи и девятнадцать крупных чиновников, руководители заговора, были казнены вместе со всеми членами своих родов; свыше четырех тысяч семей, замешанных в заговоре, были лишены рангов и сосланы в далекую Сычуань.

Все воины, участвовавшие в подавлении мятежа Лао Ая, были повышены на один ранг. В 237 году Ин Чжэн отстранил от должности организатора заговора Люй Бу-вэя.

Продолжавшиеся аресты и пытки участников мятежа, по-видимому, тревожили бывшего первого советника. Страшась дальнейших разоблачений и надвигавшейся казни, Люй Бу-вэй в 234 году окончил жизнь самоубийством. Жестоко расправившись с мятежниками и наведя порядок внутри царства, Ин Чжэн приступил к внешним завоеваниям. В это время большую роль при Чиньском дворе начинает играть Ли Сы, выходец из царства Чу. Он принимает участие в разработке внешних и внутренних мероприятий, проводимых Ин Чжэном.

В 230 году по совету Ли Сы Ин Чжэн отправил огромную армию против соседнего царства Хань. Циньцы разбили ханьские войска, захватили в плен ханьского царя Ань Вана и заняли всю территорию царства, превратив ее в циньский округ. Это было первое царство, завоеванное Цинь. В последующие годы циньская армия захватила царства Чжао, Вэй, Янь, Ци. К 221 году царство Цинь победоносно закончило длительную борьбу за объединение страны. На месте разрозненных царств создается единая империя с централизованной властью.

Одержав блестящую победу, Ин Чжэн все же понимал, что одной военной силы недостаточно для того, чтобы прочно удержать в своих руках территорию, население которой в три с лишним раза превышало число жителей царства Цинь. Поэтому сразу же после завершения военных действий он провел серию мероприятий, направленных на укрепление завоеванных позиций. Прежде всего Ин Чжэн обнародовал указ, в котором перечислил все грехи шести царей, якобы «творивших смуту» и препятствовавших водворению мира в Поднебесной. Ин Чжэн заявил, что в гибели шести царств повинны в первую очередь их правители, которые пытались уничтожить Цинь. Издание подобного указа было необходимо для морального оправдания как самого завоевания, так и тех жестоких методов, при помощи которых оно совершалось. Вторым шагом к упрочению верховной власти Цинь над всей завоеванной территорией являлось принятие Ин Чжэном нового, более высокого титула, нежели царский титул. Судя по сообщению древнекитайского историка Сыма Цяня, Ин Чжэн решил принять титул ди - императора и предложил своим приближенным обсудить его выбор. После длительного обсуждения Ин Чжэн принял титул хуанди - высочайшего императора.

Принимая титул хуанди, Ин Чжэн стремился подчеркнуть божественный характер своей власти. В официальный язык был введен ряд новых терминов, отражавших величие правителя: отныне император стал называть себя Чжэн, что соответствует русскому «Мы», употреблявшемуся в императорских указах. Личные распоряжения императора назывались чжи, а его приказы по всей Поднебесной - чжао.

Поскольку Ин Чжэн являлся первым императором циньской династии, то он приказал называть себя Ши Хуанди - Первым высочайшим императором.

Определенная часть наследственной аристократии царства Цинь, циньс-кое чиновничество и члены правящего дома - все они в той или иной степени принимали участие в завоевании шести царств и, следовательно, надеялись на получение каких-то реальных выгод. Но Цинь Ши Хуанди последовал совету Ли Сы, занимавшего в то время довольно незначительный пост, - он был всего лишь главой судебного ведомства, да и к тому же человеком, пришедшим в Цинь из другого царства.

Опасаясь междуусобных войн, император отказался предоставлять самостоятельные земельные владения своим сыновьям, мотивируя это заботой о сохранении мира в Поднебесной. Тем самым он укрепил свою личную власть.

В 221 году Цинь Ши Хуанди приступил к созданию имперских органов власти.

Совершенно естественно, что, став императором, он ввел на территории всей страны с некоторой модификацией систему управления, существовавшую в царстве Цинь. Государственный аппарат циньской империи возглавлял сам император, имевший неограниченную власть. Ближайшими помощниками Цинь Ши Хуанди были два первых советника (чэнсяна). В их функции входило осуществление всех указаний императора и руководствоработой административных органов страны. Чэнсяны, сообщает Бань Гу, помогали сыну неба (императору) управлять всеми делами. В ведении чэнсянов находился целый штат чиновников типа шичжун и шаншу, которые помогали первым советникам в их повседневной работе.

Государственный аппарат циньской империи разделялся на органы центрального и местного управления.

Цинь Ши Хуанди был фактически неограниченным главой государства с деспотической властью. В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, административной, исполнительной и высшей судебной власти. Роль чиновничьего аппарата, разросшегося при Цинь Ши Хуанди и находившегося в полной зависимости от главы государства, была сведена к чисто исполнительным функциям. Циньская государственная машина оказалась столь приспособленной к нуждам империи, что она, по свидетельству источников, была «без всяких изменений перенесена в Хань».

Экономическое благополучие огромной армии чиновников зависело от одного лица - императора. Он был вправе лишить должности любого чиновника, начиная с чэнсяна. Однако, несмотря на деспотический характер власти, в империи Цинь сохранились и активно функционировали на местах органы общинного самоуправления.

Особенно бурное развитие в период империи получило строительное дело. Еще во время войны за объединение страны Цинь Ши Хуанди издал указ о сооружении вблизи Сяньяна дворцов по образцу лучших дворцов захваченных им царств. По подсчетам Сыма Цяня, в империи насчитывалось всего свыше семисот дворцов, 300 из них находились на территории бывшего царства Цинь. Самым крупным дворцом являлся дворец Эфангун, воздвигнутый Цинь Ши Хуанди недалеко от столицы империи, на южном берегу реки Вэй-хэ. Это целый ансамбль зданий, соединенных системой крытых галерей и навесных мостов. Весьма любопытно, что общая композиция зданий воссоздавала расположение звезд на небосводе.

Цинь Ши Хуанди провел ряд крупных общегосударственных преобразований, направленных на укрепление экономического, политическото и культурного единства страны.

Успешное управление только что объединенными районами, где господствовали свои, местные обычаи и законы, присущие только данному царству, было невозможно без введения единого для всех общеимперского законодательства. С разрешения этого ключевого вопроса и начал свои преобразования Цинь Ши Хуанди. В 221 году он издал приказ о ликвидации всех законов шести царств и ввел новое законодательство, единое для всей империи.

Все население империи, начиная от простого земледельца и кончая высокопоставленным государственным чиновником, было обязано беспрекословно выполнять распоряжения императора и руководствоваться в своих действиях государственным законодательством; малейшее отклонение от нормы или нарушение какого-либо пункта законов каралось по всем правилам уголовного законодательства.

В Китае активно действовала поручительская система, согласно которой в случае совершения преступления все лица, связанные взаимной порукой с «преступником», а именно: отец, мать, жена, дети, старшие и младшие братья, т е. все члены семьи, превращались в государственных рабов.

Цинь Ши Хуанди придавал очень большое значение установлению нового поручительского объединения, являвшегося одними из основных пунктов введенного им единого законодательства циньской империи. Отнюдь не случайно в тексте Ланъятайской стелы среди многочисленных заслуг Цинь Ши Хуанди отмечалось, что император установил систему «…взаимного поручительства шести родных и благодаря этому в стране не стало преступлений (преступников) и разбоев».

В период империи Цинь поручительская система ответственности распространялась, по-видимому, главным образом на простой люд и в первую очередь на земледельцев.

В 213 году в связи с обострением обстановки внутри страны и усилением недовольства со стороны отдельных слоев чиновничества Цинь Ши Хуанди ввел новый закон, согласно которому наказанию наравне с преступником должен подвергаться также чиновник, знавший о преступлении, но не сообщивший о нем. Издавая подобный указ, Цинь Ши Хуанди стремился обезопасить себя от возможных заговоров и открытых выступлений чиновничества против императорской власти.

К смертной казни как высшей мере наказания приговаривали чаше всего за антигосударственные поступки. Существовало несколько видов смертной казни (в зависимости от социальной принадлежности преступника и тяжести его вины). Так называемая почетная казнь, когда император «жаловал смерть», посылая обвиняемому меч и приказывая ему покончить жизнь самоубийством у себя дома, распространялась только на членов правившего рода и наиболее высокопоставленных чиновников. Обычно же применялись следующие виды смертной казни.

Исаньцзу - уничтожение трех родов преступника: рода отца, матери и жены; цзу - уничтожение рода преступника. В период империи к этой мере наказания присуждали тех, кто хранил у себя дома запрещенную литературу конфуцианского толка или высказывал критические замечания в адрес императора и проводимых им политических мероприятий Чэле - четвертование. Руки и ноги осужденного привязывали к четырем различным колесницам, запряженным быками, затем по команде пускали быков вскачь и разрывали тело на части. Этот метод казни, существовавший в царстве Цянь в период Чжаньго, был довольно широко распространен также во времена правления Цинь Шихуана и Эр Ши Хуанди.

Среди других видов смерти есть такие: разрубание пополам; разрубание на части; обезглавливание после казни; выставление головы на шесте в людных местах, обычно на базарной площади города; душение; закапывание живьем; варка в большом котле; выламывание ребер; пробивание темени острым предметом.

Часто казнь проходила совершались публично. Очевидно, император стремился этим устрашить народ и в какой-то степени обезопасить себя от возможных антиправительственных выступлений.

Помимо смертной казни, в империи Цинь имелись и другие меры наказаний. Широкое распространение получили каторжные работы. Часто осужденных, в числе которых наряду с мужчинами были и женщины, посылали на строительство Великой китайской стены; им обривали головы или их клеймили. Для тех, кому обривали голову, срок ссылки длился пять лет, для клейменных же - четыре года. При этом женщины не принимали непосредственного участия в строительных работах.

Тысячи, десятки тысяч, а порой даже и сто тысяч трудились в различных районах страны на строительстве магистральных дорог, дворцов, гробницы, Великой китайской стены и других грандиозных сооружений циньской империи. Судя по сообщениям первоисточников, первые шесть лет существования империи (221–216) ушли на осуществление разнообразных реформ и грандиозных мероприятий, проводимых в пределах самой страны. В этот исторически весьма короткий и напряженный период все силы молодого государства были брошены на устройство внутренних дел и закрепление завоеванных позиций.

В 221 году Цинь Ши Хуанди издал приказ о конфискации оружия у всего населения страны, разоружив, таким образом, остатки разбитых армий шести царств. Все конфискованное оружие доставили в Сяньян и перелили на колокола и статуи. По сообщению Сыма Цяня, было отлито 12 человеческих фигур, каждая весом в 1000 дань, т. е. в 29 960 килограммов. В том же году Цинь Ши Хуанди осуществил еще одно, не менее грандиозное мероприятие - 120 000 семей наследственной аристократии, крупного чиновничества и купцов шести покоренных царств были насильственно переселены в Сяньян. Переселение это было, по-видимому, проведено силами возвращавшихся на родину регулярных частей циньской армии Некоторые из переселенных, в частности купцы, возобновили вскоре свою деловую активность в Сяньяне. Значительная часть купцов из числа переселенных семей, по-видимому, занималась ростовщичеством, ибо торговцев и купцов, связанных с процессом ремесленного производства (в Древнем Китае купец и хозяин ремесленной мастерской представлялись в одном лице), Цинь Шихуан, как правило, не трогал, а если и переселял, то только на льготных условиях в районы, богатые сырьем.

Применяя репрессивные меры в отношении чиновничества и наследственной аристократии шести царств, Цинь Ши-хуан в то же время относился с благосклонным вниманием к чиновничеству царства Цинь и командному составу циньской армии. На все руководящие должности местного административного аппарата, функционировавшего на территории бывших шести царств, назначали, по-видимому, только выходцев из царства Цинь. Таким образом, объединение страны принесло чиновничеству царства Цинь вполне осязаемые плоды и открыло богатые возможности для улучшения их положения.

В конце 220 года Цинь Ши Хуанди решил проверить, сколь успешно идет осуществление его мероприятий на местах. Он совершил поездку в западные районы страны, посетив округа Лунси и Бэйди. Первая поездка дала, по-видимому, положительные результаты - убедившись в благонадежности западных пограничных округов, Цинь Ши Хуанди решил приступить к более далеким и длительным путешествиям.

Нельзя забывать, что объединение шести царств проводилось отнюдь не мирными средствами: циньцы приходили в каждое царство с оружием в руках, и местное население встречало их отнюдь не дружелюбно. Императору необходимо было убедить широкие слои населения шести покоренных царств в правильности его политики. Зная горячее стремление народа к мирной жизни, он обещал им длительный мир. Во время инспекционной поездки по восточным районам страны в 218 году на императора было совершено покушение, но убийца промахнулся В течение десяти дней по всей Поднебесной проводились массовые поиски преступника, но ему удалось скрыться.

К активной внешней политике империя Цинь смогла приступить лишь после упрочения своего внутреннего положения, т. е. через шесть лет после объединения страны.

Военные действия циньской империи развертывались в основном в двух направлениях - северном и южном. Бои на севере против воинственных сюнну носили оборонительный характер и были направлены на возвращение утраченных территорий и укрепление северных границ империи. Военные же действия на юге имели совершенно иной - захватнический характер. Правящие круги империи Цинь - богатые рабовладельцы, циньская родовая аристократия, высшее чиновничество и крупные купцы были заинтересованы в более оживленном притоке предметов роскоши (перьев красочных птиц, слоновой кости и т п), которыми славился богатый юг. Но, видимо, не только это толкнуло Цинь Ши Хуанди на войну против своих южных соседей. Суть дела в том, что часть завоеванной территории переходила, по-видимому, в собственность императора. На новые земли переселялись общинники, как известно, на льготных условиях. Подобное освоение новых территорий увеличивало количество земель, находившихся в собственности императора, и способствовало укреплению деспотической власти в стране.

Стабилизация положения внутри страны позволила Цинь Ши Хуанди перейти от оборонительных действий к наступательным. К концу 214 года Цинь Ши Хуанди удалось восстановить северные границы Китая, существовавшие в период Чжаньго. В результате двухлетней войны с сюнну циньские войска отвоевали у последних огромную территорию протяженностью с севера на юг около 400 километров.

Для того чтобы обезопасить северные районы страны и вновь завоеванные территории от возможных нападений стремительной боевой конницы кочевых народностей, Цинь Ши Хуанди решил приступить к строительству грандиозного сооружения - оборонительной стены вдоль всей северной границы империи. Ее протяженность составила свыше 10 000 ли, отсюда и возникло название «Ваньли чанчэн» - «Стена длиной в 10 000 ли», или, как ее называют европейцы, Великая китайская стена. Широкое строительство стены началось в 215 году, когда на север прибыла 300-тысячная армия полководца Мэн Таня. Вместе с воинами над соружением стены трудились осужденные, государственные рабы и общинники, мобилизованные на государственные трудовые повинности.

Великая китайская стена надежно защищала северные границы империи, однако для мобильной переброски войсковых частей и соединений из центральных районов страны к северной границе в случае какой-либо опасности необходимо было иметь хорошие дороги, удобные для транспортировки войск. Поэтому в 212 году Цинь Ши Хуанди приказывает Мэн Тяню приступить к строительству магистральной дороги. Таким образом, сооружение Великой китайской стены, заселение пограничных территорий и строительство дорожной магистрали вплоть до самого Сяньяна превращали северо-западную часть страны в мощный единый комплекс, связанный с центром империи и являвшийся надежным препятствием на пути продвижения воинственных сюнну.

Объектом циньской экспансии на юге были многочисленные племена юэ, населявшие современные провинции Гуандун и Гуанси, а также государство Аулак (по-китайски - Аулаго), расположенное в северо-восточной части Индо-Китайского полуострова. Первые три года принесли определенные успехи - циньские войска продвинулись во всех пяти направлениях и даже убили Июй-суна - правителя Западного Аулака (Сиау).

Но циньцы не могли закрепить за собой всю завоеванную территорию. В 214 году племена юэ совместно с войсками государства Аулак в ночном сражении разгромили циньскую армию и убили полководца Ту Цзюя.

В том же 214 году Цинь Ши Хуанди провел еще одну мобилизацию. Вновь созданная армия была направлена на юг на помощь отступавшим циньским войскам. Получив подкрепление, циньские войска окончательно захватывают Намвьет и северо-восточную часть Аулака.

Активная внешняя политика циньской империи и грандиозные мероприятия, проводимые Цинь Ши Хуанди внутри страны, были невозможны без постоянного, все возраставшего притока новых людских сил и новых материальных средств. В последние годы империи, еще при жизни Цинь Ши Хуанди, поземельный налог возрос до 2/3 урожая общинника; увеличились и сроки трудовой и воинской повинности. Усилилось обращение земледельцев в государственных рабов, не остались в стороне и рабовладельцы-общинники - государство стало мобилизовывать на трудовые и воинские повинности частных рабов.

Население всеми силами старалось уклониться от несения повинностей. Люди скрывались от чиновников, убегали из селений. Были случаи, когда снимались с насиженных мест и уходили в горы, болотистые районы целые общины во главе с советом старейшин. Таким образом появилась целая категория людей, именуемых «буванжэнь» - «скрывающиеся люди».

Массовое бегство общинников, спасавшихся от уплаты чрезмерных налогов и несения повинностей, являлось одной из форм протеста против правившей династии. В этой обстановке активизировала свою деятельность и наследственная аристократия шести покоренных царств. Необходимо отметить, что объединение страны отнюдь не означало окончания борьбы. После образования империи борьба приняла иные формы: уцелевшие представители наследственной аристократии стали на путь террора. Однако несколько покушений провалились. Серия неудач толкнула, по-видимому, наследственную аристократию на поиски каких-то иных форм борьбы. В последние годы жизни Цинь Ши Хуанди борьба принимает идеологический характер. Конфуцианцы, идейные руководители наследственной аристократии и противники учения «фацзя» - государственной идеологии циньской империи, начинают проповедовать скорую гибель циньской династии, сеять среди населения недоверие к новым реформам и законоположениям, «подстрекая черноголовых к выступлению против ».

Уничтожение конфуцианских канонов являлось одним из методов идеологической борьбы «фацзя» с конфуцианцами. Если исходить из сообщения Сыма Цяня, была сожжена конфуцианская литература, хранившаяся в частных собраниях, экземпляры «Шицзина», так же как и сочинения различных мыслителей периода Чуньцю - Чжаньго, находившиеся в государственных библиотеках и книгохранилищах, остались в полной сохранности.

После событий 213 года власть Цинь Ши Хуанди принимала все более деспотический характер. Император уже не советовался со своими ближайшими помощниками и официальными государственными советниками (боши), сведя функции последних к слепому выполнению приказов свыше. Судя по сообщению Сыма Цяня, Цинь Ши Хуанди обладал большой работоспособностью, просматривал ежедневно не менее 30 килограммов различной документации и докладов. Отныне все более или менее значительные дела решались одним императором.

В последние годы жизни Цинь Ши Хуанди становится болезненно настороженным, не доверяя почти никому из своих ближайших помощников. Начиная с 212 года император, как правило, никогда не жил подолгу в одном дворце, а постоянно переезжал из одного места в другое, не уведомляя заранее никого из приближенных.

На территории в радиусе 200 километров от столицы в различных местах было специально выстроено 270 дворцов. В каждом из них все было готово для приема императора, вплоть до наложниц, чиновникам запрещалось самовольно переставлять вещи или менять обстановку в залах. Никто из населения империи, включая широкие круги чиновничества, не должен был знать о месте жительства Цинь Ши Хуанди. Тех же, кто даже невольно проговаривался, ожидала смертная казнь.

Подобное положение свидетельствовало о росте оппозиции внутри самой правящей группировки. Проверка, проведенная Цинь Ши Хуанди в 212 году, показала, что часть чиновников конфуцианского толка не только критиковала императора, но и подстрекала жителей столицы к прямому выступлению против него. В ходе допросов императорским чиновникам удалось выявить виновных; свыше 460 конфуцианцев были заживо закопаны, остальных сослали на охрану границ.

Летом 210 года Цинь Шин-Хуанди скончался в Шацю на территории современной провинции Шаньдун в 50-летнем возрасте, возвращаясь из своей очередной инспекционной поездки по восточным районам страны.

олгое время на огромной территории внутреннего Китая существовало множество отдельных мелких княжеств. Поскольку все они находились в состоянии перманентной борьбы друг с другом, период с V по III вв. до н. э. даже получил название «Эпоха Сражающихся Царств». Первенство периодически переходило то к одному, то к другому государству. В 221 году до н. э. в регионе появился лидер, объединивший под своей властью столь обширные земли. Им был ван царства Цинь — Ин Чжэн — суровый правитель и талантливый полководец. В знак своего величия Ин Чжэн взял имя Цинь Шихуанди, что означало «Великий император основатель династии Цинь».

Происхождение и ранние годы

Происхождение Ин Чжэна вовсе не сулило ему высокого титула. Отец будущего императора — Ин Чжу — был сыном наследника циньского престола Аньго и наложницы мелкого ранга. У Аньго было 20 сыновей, а сам он ещё только готовился унаследовать титула вана от своего отца, поэтому шансы Ин Чжу на престол были крайне невелики. О том, что Ин Чжу не пользовался большим уважением при дворе говорит и тот факт, что его дед — Чжаосян-ван — отправил внука в качестве заложника в царство Чжао. В Чжао к пленнику также относились весьма презрительно, а денег на его содержание выделялось крайне мало.

Однако именно в Чжао Ин Чжу познакомился с амбициозным купцом Лю Бувэем. Лю Бувэй предложил принцу помощь в получении престола в обмен на высокий чин при дворе в будущем. Купец сумел встретиться с главной наложницей Аньго — Хуаян, у которой не было своих детей. Он убедил женщину в том, что ей стоит усыновить Ин Чжу и уговорить Аньго сделать его своим наследником. Авантюра удалась и юный Ин Чжу стал главным претендентом на циньский престол после смерти отца.

В 250 г. до н. э. старый Чжаосян-ван умер и на престол взошёл Аньго. Однако его правление продолжалось менее года. Через несколько месяцев Аньго скончался и правителем Цинь стал Ин Чжу. Существует версия, что отец Ин Чжу был отравлен Лю Бувэем, желавшим поскорее возвести на престол своего протеже.

Так, в том же 250 г. до н. э., циньским ваном стал Ин Чжу. Новый ван сдержал своё обещание и сделал купца Лю Бувэя своим первым министром. Помимо царского титула Лю Бувэй преподнёс молодому правителю ещё один подарок — красивую наложницу по имени Чжао. Девушка стала фавориткой циньского правителя и подарила ему наследника по имени Ин Чжэн. Многие современники тех событий считали, что настоящим отцом Ин Чжэна был Лю Бувэй. Несмотря на то, что эта версия могла бы объяснить и особое отношение Лю Бувэя к малолетнему циньскому принцу и скоропостижную смерть Ин Чжу (в Цинь ходили слухи, что и к его кончине приложил руку могущественный первый министр), современные учёные её опровергли.

В 247 г. до н. э. тринадцатилетний Ин Чжэн теряет отца и становится циньским ваном при регенте Лю Бувэе. Долгое время юный правитель выполнял в своём государстве только представительские функции. Для настоящего управления страной ему не хватало знаний и опыта, поэтому реальную власть в Цинь имели Лю Бувэй и советник вана — Ли Сы. До начала своей карьеры в Цинь Ли Сы был мелким чиновником в царстве Чу. Он происходил из бедной и незнатной семьи, но очень много учился, чтобы достичь высокого положения в обществе. Ли Сы быстро понял, что в царстве Цинь для него открыты лучшие перспективы, чем в родном Чу, поэтому решился на переезд. Первым будущего советника заметил Лю Бувэй. Первый министр стал покровителем Ли Сы и помог ему приобрести вес при дворе.

Вместе Ли Сы и Лю Бувэй наставляли молодого вана, внушая ему, что именно он должен объединить под своим началом все враждующие царства. А для того чтобы достичь этой цели, ему нужно пресекать всякое инакомыслие и смуту внутри государства. В какой-то момент Ли Сы сумел настроить Чжэн-вана против Лю Бувэя. Первый министр попал в опалу и вскоре покончил с собой. Согласно данным исторических хроник, Ли Сы не раз прибегал к обману и интригам для того, чтобы устранять политических соперников и сохранять своё влияние на Ин Чжэна. Среди историков даже существует мнение, что именно Ли Сы был настоящим объединителем Китая.

Борьба за лидерство во Внутреннем Китае

Усиление Цинь началось ещё до рождения Ин Чжэна. В IV в. до н. э. большую роль в жизни государства играл реформатор Шан Ян — основоположник такого философско-политического учения как легизм. Сутью этого учения, противопоставляющего себя конфуцианству, была идея строгого подчинения законам и предписаниям, исходящим от правителя.

Все преобразования Шан Яна были направлены на формирование в Цинь абсолютной монархии. Оплотом этого строя должна была стать слаженно работающая административная система. Последняя позволяла за очень короткие сроки передавать повеления государя в отдалённые области и отслеживать качество выполнения указов. Все жители страны должны были подчиняться строгому регламенту и многочисленным предписаниям. Любое нарушение воли вана сурово каралось. Таким образом, за несколько поколений циньский народ стал идеальным послушным орудием в руках своего вана и его приближённых.

Также успех военных походов циньских ванов был связан с:

  • высокой эффективностью экономики царства. Каждая крестьянская семья была отдельной экономической единицей, работающей на благо государства;
  • сильной, хорошо подготовленной армией.

Ван мог в любой момент мобилизовать весь народ и сосредоточить все ресурсы на выполнении поставленной цели. Реформы Шан Яна превратили Цинь в слаженную милитаризированную машину.

Именно такое государство получил в наследство от своих предков Ин Чжэн. Его предшественники уже сумели подчинить циньскому дому несколько сильных царств. Ин Чжэну оставалось сделать последний рывок, чтобы положить конец Эпохе Воюющих Царств и стать правителем всего Внутреннего Китая.

К моменту воцарения Ин Чжэна Цинь была сильнее любого из соперничающих с ней царств по отдельности. Но перед лицом общей угрозы все бывшие противники объединились. Пять уцелевших после трёх веков непрерывающихся усобиц царств (Янь, Чу, Вэй, Хань и Чжао) создали коалицию против Цинь. Ещё одним их союзником должно было стать царство Ци, но его правители подчёркнуто придерживались нейтралитета в развернувшейся борьбе. Невмешательству Ци в процессы, происходившие во Внутреннем Китае, во многом способствовали богатые дары, которые Ин Чжэн пересылал цискому вану.

Ли Сы и Ин Чжэн организовали несколько походов против врагов Цинь:

  • в 230 г. до н. э. пало царство Хань;
  • в 225 г. — Вэй;
  • в 223 г. — Чу;
  • в 222 г. — Чжао и Янь;
  • в 221 г. — Ци, которому так и не помогла политика дружественного нейтралитета.

Так Ин Чжэн стал первым императором всей Поднебесной. В том же году он принял новое имя — Цинь Шихуанди.

Расцвет и падение империи Цинь

Основной задачей Цинь Шихуанди после завершения череды его победоносных походов было оформление единой административной системы на завоёванных территориях. По совету Ли Сы, он отказался от идеи создания удельной системы, когда родственники императора и представители знатных аристократических семей получали уделы и право проводить на своих землях самостоятельную политику. Такая система рано или поздно становилась основной причиной междоусобиц и сепаратизма. Чтобы избежать формирования аристократической оппозиции, император лишил знать наследственных привилегий и переселил её большую часть с отдалённых насиженных мест в столицу.

Всё государство было поделено на новые административно-территориальные единицы. Во главе каждой области был поставлен губернатор. Все местные чиновники получали жалование из императорской казны и подчинялись либо лично императору, либо его представителю.

На территории всех завоёванных царств вводились единые: законодательство, система мер и весов, денежная система и общее для всех письмо.

Цинь Шихуанди был убеждённым сторонником легизма, но он понимал, что в других царствах эта система может быть не понята и не принята. Поэтому он начал борьбу с главными противниками легизма — конфуцианскими мыслителями, критиковавшими преобразования Великого императора. По приказу Цинь Шихуанди, началось уничтожение конфуцианских книг и всех исторических хроник, кроме циньских.

После усмирения внутренних смут Цинь Шихуанди занялся борьбой с кочевниками — гуннами. Для защиты своей страны император повелел построить огромную стену вдоль течения реки Хуанхэ. В целом, Цинь Шихуанди сумел добиться процветания для своей страны. При нём строились дороги, росло благосостояние крестьян, развивались торговля и ремёсла. Но, несмотря на всё это, в воспоминаниях современников Цинь Шихуанди остался самовлюблённым тираном, казнившим тысячи людей по малейшему подозрению или прихоти. Он искренне верил в своё божественное происхождение и в то, что его империя просуществует десять тысяч поколений.

В 210 г. до н. э. в возрасте 48 лет Цинь Шихуанди скончался. Вечное упокоение он нашёл в грандиозном городе-усыпальнице, где помимо самого императора были похоронены десятки тысяч его сановников, слуг и наложниц. Многие из них были погребены заживо. По замыслу самого императора, его сон должны были охранять 8 тысяч терракотовых воинов, выстроенных перед его мавзолеем.

После смерти Цинь Шихуанди к власти пришёл его сын — Эр Шихуанди. Он не обладал авторитетом, работоспособностью и характером своего отца. При нём активизировалась аристократическая оппозиция, и начались крестьянские восстания. В 209 г. до н. э. Эр Шихуанди полностью потерял контроль над государством и был вынужден покончить с собой. Новым правителем Китая стал крестьянин Лю Бан — основатель династии Хань.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи