Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Когда придет маршрутка. Как дают номера маршрутам городского транспорта? Как работает транспорт днем и в праздники

В Москве работает несколько видов городского транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен. Есть Бутовская линия легкого метро (на юге города) и монорельсовая дорога от станции метро "Тимирязевская" до улицы Сергея Эйзенштейна (на севере). Большой популярностью пользуются маршрутные такси. В час пик лучше выбирать метро, так как наземный транспорт обычно стоит в пробке.


На реке расположено два речных вокзала - Северный и Южный - и несколько причалов. Навигация открывается весной и закрывается осенью, даты могут варьироваться в зависимости от ледовой обстановки. Плавающие по Москве-реке теплоходы используются, в основном, в экскурсионных целях.

Летом по бульварам ездят велотакси. Поездка на таком такси - это скорее развлечение. Практической пользы от них немного, так как маршруты очень короткие.


С 2013 года действует несколько ночных маршрутов.

Метро в Москве

Метро имеет двенадцать линий. Станции открываются для входа около 5:30 (время может варьироваться до 15 минут), закрываются для входа в 1:00. Последние поезда с конечных станций каждой линии отправляются около 1:03. Пересадки с линии на линии формально закрываются в 1:00, однако в реальности переход возможен и позже в случае, если последний поезд в требуемом направлении еще не прошел.


Интервал движения поездов в метро в среднем 2-3 минуты, в час пик на многих линиях 90 секунд, рано утром и поздно вечером до 5-10 минут. На Каховской и Филевской линиях интервалы больше обычных.

Наземный транспорт

Автобусы, трамваи и троллейбусы начинают работать примерно в 5:00-6:00. Большинство линий заканчивают работу за полночь, однако есть и те, что прекращают ходить уже ранним вечером. Расписания движения почти всех маршрутов публикуются на сайтах "Мосгортранса". На остановках для отдельных линий указываются полные графики, для большинства - только интервалы.


Маршрутные такси (это обычно микроавтобусы на 13-20 мест, а номера линий имеют букву М), как правило, не работают позже 23:00.

Городские автобусы имеют символику "Мосгортранса" и обслуживают линии в диапазонах номеров 0-299 и 500-999. Автобусы с номерами от 300 до 499 являются пригородными (исключение - некоторые линии в "новой Москве" к юго-западу от МКАД), и городские билеты в них не действуют. Автобусы с номерами от 900 могут быть экспрессами. Имеются также отдельные буквенные обозначения маршрутов наземного транспорта. Наиболее известная из таких линий - троллейбус Б, круглосуточно курсирующий по Садовому кольцу.


Среди ночных маршрутов на данный момент - всего четыре ежедневных, в том числе автобус 1Н, следующий в аэропорт Шереметьево. Еще несколько линий работают только в ночь на выходные и праздничные дни.

Электрички формально не входят в систему московского транспорта, однако в отдельных случаях это наиболее быстрый способ поездки между некоторыми районами. Основная проблема - рваный график и разрозненность сети: основная масса электричек следует с тупиковых вокзалов центра города в Московскую область по десятку радиальных направлений, и лишь малое число рейсов пересекает город насквозь.

Тарифы городского транспорта в Москве

Оплата во всех видах транспорта при входе. Тарифные системы метро и наземного транспорта были частично объединены в 2013 году. Существует две основные группы билетов - действующие в любом транспорте (кроме маршруток и электричек) и действующие только в автобусах, трамваях и троллейбусах.

Билеты на любой транспорт доступны в кассах метро, а варианты на 1-2 поездки - в автоматах станций. Цена составляет 40 рублей за одну поездку, 80 за две, 150 рублей за пять, 300 за 11 поездок, 500 за 20 поездок, 1000 за 40 поездок и 1200 рублей за 60 поездок. Таким образом, в последнем случае один вход в транспорт стоит 20 рублей - вдвое дешевле, чем по разовому билету. Пересадки между метро и единственной линией монорельса бесплатны, если для входа используется тот же билет.


Билеты на автобус, трамвай и троллейбус доступны только в киосках "Мосгортранса" и стоят 30 рублей за одну поездку, 60 за две, 100 рублей за пять, 200 рублей за 11 поездок, 350 рублей за 20 поездок, 700 рублей за 40 поездок и 750 рублей за 60 поездок.

Водители в транспорте продают только билеты на 4 поездки за 100 рублей. Кроме того, у них также доступны разовые билеты "90 минут", которые стоят 50 рублей и включают одну поездку в метро и неограниченное их число на наземном транспорте (при этом войти в последнее транспортное средство нужно не позднее, чем через 90 минут после входа в первое). Многоразовые билеты "90 минут" продаются в киосках и кассах метрополитена. На 2 поездки такой билет стоит 100 рублей, на 5 - 220 рублей, на 11 - 450 рублей, на 20 - 750 рублей, на 40 поездок - 1500 и на 60 - 1800.

Наконец, для тех, кто пользуется транспортом лишь время от времени, имеется так называемый "электронный кошелек", иначе именуемый также картой "Тройка". На него пассажир сначала зачисляет желаемую сумму денег, а при входе в транспорт со счета карты списывается 28 рублей в метро, 26 - в прочем транспорте и 44 рубля - в случае пересадочной поездки. Сама карточка "Тройка" обойдется еще в 50 рублей. Кроме того, на нее можно зачислять и другие виды билетов, включая проездные пригородных электричек.

В самих электричках цена разового проезда в границах Москвы составляет 28 рублей. При выезде за пределы города тариф зависит от расстояния. На станциях электрички обычно есть турникеты как на вход, так и на выход, билет необходим в обоих случаях.

В маршрутках обычная цена проезда примерно 30-40 рублей, на рейсах за пределы МКАД часто выше. Оплата только наличными. Иногда на коротких отрезках маршрута цена может быть ниже стандартной. Следует иметь в виду, что существуют также небольшие маршрутки "Мосгортранса" с его символикой и табло с номером автобусного маршрута (без буквы М) - в них действуют стандартные билеты.

В московском метро постепенно развертывается сеть бесплатного беспроводного интернета. Пока ею оснащены несколько линий (Кольцевая, Каховская, Калининская), однако вероятно, что в ближайшие годы сервис будет доступен на всех линиях. Кроме того, доступ имеется по крайней мере в части троллейбусов Б, трамваев 3 и автобусов-экспрессе 902.

Как добраться до аэропортов Москвы

Самый простой, но и самый дорогой путь в аэропорты - на электричках "Аэроэкспресса" (в Шереметьево от Белорусского вокзала, в Домодедово - от Павелецкого, во Внуково - от Киевского). Цена проезда - 400 рублей (340 при онлайн-покупке).

Добраться в , помимо "Аэроэкспресса", можно автобусами 817 и 851 (цена проезда в зависимости от используемого билета от 12,5 до 30 рублей), а также маршрутками 948М и 949М (70 рублей), следующими от станций метро "Планерная" и "Речной вокзал". Кроме того, запущен ночной автобус Н1 (12,5-30 рублей), идущий с Ленинского проспекта через центр города.

Доехать во Внуково можно от станции метро "Юго-Западная" автобусами 611 и 611с (12,5-30 рублей) и маршруткой 45М (100 рублей).


В Домодедово ходят автобус 308 (100 рублей) и маршрутка 308М (120 рублей) от "Домодедовской", а также примерно раз в 2-3 часа обычная электричка от Павелецкого вокзала (70-105 рублей в зависимости от места посадки в Москве).

Такси в Москве

Такси в Москве чрезвычайно дорого для коротких поездок - тарифы различных фирм начинаются обычно от 350-500 рублей для любого переезда. Как правило, столько же или чуть больше стоит поездка длительностью 20-30 минут.


Поездка в аэропорт обходится, как правило, в 1000-1500 рублей, причем даже из близких районов.

Несколько лет по интернету ходит картинка-мем - эмоциональные нецензурные впечатления провинциала от Москвы. Среди них есть и фраза: «Автобус 483-й, ни фига себе цифра!» Логика нумерации городского транспорта, действительно, не всегда очевидна. The Village узнал, по какому принципу номера присваивают автобусам, троллейбусам и трамваям.

Пресс-служба ГУП «Мосгортранс»

Все маршруты городского пассажирского транспорта столицы имеют однозначные, двухзначные и трёхзначные номера. Эта нумерация сложилась исторически и не меняется. На новых направлениях транспорту присваивают новые номера или номера ранее отменённых маршрутов. Вся нумерация индивидуальна, но бывают и совпадения: одинаково могут быть обозначены маршруты разных видов транспорта. Так, по городу ездят трамвай № 3, троллейбус № 3 и автобус № 3, но все они следуют разными маршрутами.

Присваивать новым маршрутам четырёхзначные номера пока необходимости нет. Существуют, правда, автобусные маршруты № 1001, 1002 и 1004, которые ранее принадлежали коммерческим перевозчикам. В 2013 году их передали под управление «Мосгортранса», для удобства пассажиров номера менять не стали.

Иногда при нумерации учитывается специфика того или иного маршрута. Например, в Москве есть несколько «социальных» направлений движения, они охватывают учреждения образования, медицины, социальной защиты. Номера таких маршрутов начинаются с литеры С: С1, С2 и так далее. Также существуют ночные маршруты наземного городского транспорта, это автобусы № Н1, Н2, Н3. Буквы используют и для укороченных рейсов: они дублируют самые загруженные участки пути. Чтобы пассажирам было проще ориентироваться, при вводе такого маршрута к основному номеру добавляется буква «к» (короткий). Есть, например, автобусный маршрут № 709, следующий от станции метро «Орехово» до метро «Каширская», а есть № 709к, который от метро «Орехово» идёт до платформы Москворечье.

Константин Трофименко

Директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ

Особенной системы нумерации транспорта в Москве нет - это дикая смесь между номерами маршрутов столетней давности, сталинскими, брежневскими и номерами 1990-х годов. Все они наслоились друг на друга.

Также существуют маршруты, в обозначении которых используют буквы. Это может быть следствием того, что когда-то путь транспорта поделили на две части. Ещё бывает, что маршрут разветвляется: транспорт следует по маршруту, а потом его вариант, к нумерации которого добавлена буква А, поворачивает направо. Вариант без такой буквы продолжает следовать прямо. Всё это, конечно, вызывает путаницу. Городская навигация абсолютно не удобна пользователю. Если человек не специализируется на этой теме, он вряд ли будет знать о каких-либо маршрутах, кроме тех, которые ему необходимы.

В советские времена регулярно проводили работы по оптимизации системы городского транспорта. В 90-е годы этим перестали заниматься, а сейчас попытки возобновляются. В прошлом году поднималась не только проблема нумерации транспорта, но и вопрос необходимости тех или иных маршрутов. Бывает, что они теряют актуальность: например, был автобус, который возил людей на завод. Предприятие закрыли, и люди перестали туда ездить, маршрут же продолжает функционировать. Нужен ли он городу? Но, к сожалению, пока эти работы не привели к положительному результату.

Иллюстрация: Настя Григорьева

Проезд на ночном транспорте стоит также, как и в дневное время. Так, по абонементу «Единый» одна поездка будет стоить 55 рублей, а по абонементу «ТАТ» - 65 рублей. По карте «Тройка» проезд на наземном транспорте стоит 35 рублей. Билет также можно приобрести и у водителя за 55 рублей.

Где ходит ночной наземный транспорт?

Сегодня в Москве действует 11 ночных маршрутов наземного транспорта – семь автобусов, два троллейбуса и один трамвай. Основной пересадочный пункт получается в районе ст. м. «Китай-город» - на Славянской площади конечная остановка у большинства автобусов.

Ночной транспорт начинают свою работу около 12 ночи, когда дневной уже не ходит. Водитель останавливается по требованию пассажиров на всех остановках, которые есть на трассе следования маршрута. Транспорт работает как в будни, так и по выходным дням.

Ночной маршрут автобуса №Н1 работает с 1:00 до 5:30. Он следует от Озерной улицы (станция метро «Югозападная») до аэропорта Шереметьево, останавливаясь у терминалов Е, А и С. Интервал движения – 30 минут.

Ночной маршрут автобуса №Н2 начинает курсировать в 12 ночи, заканчивает – в 5:30. Он следует от Беловежской улицы (в районе станция метро «Славянский бульвар») до станции метро «Китай-город». Интервал движения – 30 минут.

Ночной маршрут автобуса №Н3 работает с 00:00 до 5:30. Следует от Уссурийской улицы (около станции метро «Щелковская») до станции метро «Китай-город». Интервал движения 30 минут.

Ночной маршрут автобуса №Н4 начинает работать в 23:57, заканчивает – в 5:30. Конечные станции – Новокосино и станция метро «Китай-город». Интервал движения – 30 минут.

Ночной маршрут автобуса №Н5 работает с 23:35 до 5:30. Он следует от Каширского шоссе, 148 (станция метро «Красногвардейская») до станции метро «Китай-город». Интервал движения так же 30 минут.

Ночной маршрут автобуса №Н6 начинает курсировать в 23:53, а заканчивает – в 5.30. Он следует от Осташковской улицы (в районе станции метро «Медведково») до станции метро «Китай-город». Интервал движения – 30 минут.

Ночной маршрут автобуса №Т15 работает круглосуточно. Он следует от Южного вестибюля ВДНХ до ул. 10-летия Октября. Интервал движения в ночное время - 30 минут.

Ночной маршрут троллейбуса №м7 работает круглосуточно с интервалом движения в ночные часы в 30 минут. Он следует от 138-го квартала Выхино (ближайшее метро – «Рязанский проспект») до станции метро «Лубянка».

Маршруты ночного троллейбуса «Бк» и «Бч» следуют по Садовому кольцу и отличаются направлением движения – по часовой стрелке и против, соответственно. Они работают круглосуточно, а интервалы движения в ночное время увеличиваются до 15 минут.

Ночной маршрут трамвая №3 курсирует с 1:00 до 5:30 от улицы Академика Янгеля (станция метро «Чертановская») до станции метро «Чистые пруды». Интервал движения составляет 30 минут.

Как работает транспорт днем и в праздники?

График работы наземного транспорта зависит от конкретного маршрута. Обычно движение начинается в 5.30-6.00. Последние рейсы отправляются в разное время. Например, автобус №203 отправляется от остановки «Метро “Царицыно”» в 1:08 по будням, а троллейбус №8 – в 22:11 от остановки «Москворецкий рынок».

Метро открывается в 5:30 утра, а переходы закрывают в час ночи – это значит, что от каждой конечной станции в это время отходит последний поезд. После часа ночи не работают и эскалаторы. Конечно, можно подняться по ним и пешком, но главное – не опоздать на последний поезд.

Московское центральное кольцо работает практически так же, как и метро. Первые поезда отправляются в 5:45, а последние высаживают пассажиров примерно в час ночи.

Электрички начинают работу раньше, чем поезда в метро. Расписание зависит от станций отправления и прибытия. Например, от Белорусского вокзала до станции «Рабочий поселок» (недалеко от станции метро «Кунцевская») можно уехать уже в 4:36 утра по будням. Последние поезда из Москвы обычно уходят в 00:00-00:30.

Решение об изменении режима работы транспорта принимаются к каждому празднику отдельно. Впервые в этом году в новогоднюю ночь метро работало круглосуточно. С половины первого и до 5.30 поезда в метро ходили с интервалом в 15 минут. В прошлые годы время работы подземки только продлевали до 2 часов ночи. Предполагается, что в этом году метро будет круглосуточным и на День города. Все изменения, связанные с работой метро, можно узнать в отделе оперативной информации.

Проложить маршрут можно и вручную, вооружившись картой, карандашом и линейкой. Но если Вы оказались на страничке планировщика маршрутов, то возможен и другой, зачастую более удобный вариант – прокладка маршрута онлайн, один из которых предлагается Вам на нашей площадке.

Прокладка маршрута бывает двух видов : ручная и автоматическая.

  • При ручной прокладке Вы наносите на карту ряд точек, образующих произвольный маршрут.
  • При автоматическом составлении Вам необходимо указать начальную и конечную точки, а наш сервис сам проложит оптимальный маршрут, вычислив кратчайший путь с учетом правил дорожного движения и дорожной ситуации в настоящий момент.

На составленном маршруте Вы увидите все автомобильные дороги и близлежащие перекрестки, что будет очень полезно для автомобилистов и путешественников. Карта с маршрутом в городе Москва позволит вам спланировать маршрут и не даст заблудиться в незнакомом месте.

Что бы составить маршрут на карте города Москва введите начальную точку в первом поле формы, представленной ниже и конечную точку во тором оле. Затем укажите каким способом вы будете передвигаться до конечной цели, нажав на соответствующую кнопку - "Автомобилем", "Пешком" ли Общественным транспортом". После этого нажмите на кнопку "Показать маршрут".

Московский метрополитен открыт ежедневно с раннего утра до поздней ночи. Поезда не ходят только несколько часов в сутки в связи с проведением регламентных технологических работ на станциях и в тоннелях. Продолжительность интервалов движения составов варьируется в зависимости от дней недели и времени суток. В часы пик периодичность курсирования поездов не превышает 90 секунд, что является абсолютным рекордом среди всех метрополитенов мира.

С подробным графиком работы станций можно ознакомиться на вывесках при входе в вестибюли, а также на официальном сайте Московского метрополитена . Здесь же можно ознакомиться и с графиком отправления первых и последних поездов от каждой станции.

Схему линий метро Москвы можно посмотреть в вестибюлях и на станциях метро, железнодорожных и автовокзалах, в приложении «Метро Москвы» , а также на официальном сайте метрополитена и на портале .

Московская монорельсовая транспортная система является частью метрополитена. Маршрут монорельса лежит от станции «Тимирязевская» до «Улицы Сергея Эйзенштейна». С графиком движения поездов монорельса вы можете ознакомиться на портале .

2. Схема, время работы и расписание поездов МЦК

Поезда на Московском центральном кольце (МЦК) ходят с 05:30 до 01:00. На станциях МЦК организованы транспортно-пересадочные узлы, которые связывают метро , и .

Оплатить проезд на МЦК можно любым городским билетом («Единый», «90 минут», «Тройка») по тарифам метро. Также можно пользоваться всеми льготами по социальным картам.

При пересадке с метро на МЦК и обратно в течение 90 минут с момента первого прохода дополнительная поездка не списывается.

3. Маршруты и расписание городского наземного транспорта

Городской наземный общественный транспорт Москвы работает ежедневно с раннего утра до поздней ночи. Ознакомиться с расписанием движения автобусов, троллейбусов и трамваев можно на всех остановках, а также на сайте . Расписание маршрутов частных перевозчиков также доступно на портале . В октябре 2016 года в Москве была запущена новая сеть наземного транспорта «Магистраль». Новые маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев проходят по центру Москвы и основным транспортным путям. Узнать подробную информацию о новой транспортной сети «Магистраль», ее маршрутах и расписании движения вы можете в .

Вы также можете ознакомиться со схемой движения наземного транспорта в центре Москвы и полуэкспрессными маршрутами , которые обеспечивают скоростную транспортную связь между отдаленными районами и центром города.

Построить маршрут поездки до пункта назначения в зависимости от расписания общественного транспорта и загруженности автомобильных дорог можно при помощи интерактивного сервиса на главной странице портала , а узнать о действующих тарифах на проезд в наземном городском общественном транспорте можно на официальном сайте ГУП «Мосгортранс» .

4. Ночные маршруты общественного транспорта

Для удобства москвичей и жителей других городов, занятых на столичных предприятиях непрерывного цикла, действуют также ночные маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев.

Их география сформирована таким образом, чтобы охватить транспортным сообщением из центра города все административные округа.

Ночной наземный траснпорт начинает работать после 23 часов и курсирует до 5 утра, кроме того есть круглосуточные маршруты. Интервал движения - не более 30 минут.


5. Маршруты международных и междугородних автобусов

Ознакомиться с автобусными маршрутами международного , междугороднего (между Москвой и крупными городами других областей) сообщения можно на автовокзалах и автостанциях, откуда ходят автобусы, а также на официальном сайте Росавтотранса.

Между Москвой и городами Московской области действует сеть маршрутов автобусов и маршрутных такси. Они отправляются от автовокзалов и автостанций, расположенных возле станций метро. Ознакомиться со схемой движения пригородных автобусов и маршрутных такси, а также с перечнем маршрутов можно в пунктах отправления и на .

Большинство автобусных маршрутов, соединяющих Москву с городами и крупными населенными пунктами Московской области, обслуживается ГУП МО «Мострансавто». Узнать подробнее о перечне маршрутов, а также о возможной схеме пересадок на территории Подмосковья можно на официальном сайте перевозчика .

6. Схема движения и расписание электричек и поездов дальнего следования

Расписание движения пригородных электропоездов, курсирующих между Москвой и Московской областью, составлено таким образом, чтобы первые составы из области прибывали в столицу к открытию станций метро. Последние составы отправляются в Подмосковье около полуночи, чтобы обеспечить перевозку граждан, работающих в вечернюю смену. Пригородные электропоезда курсируют по 11 направлениям, берущим начало на всех железнодорожных вокзалах Москвы.


Ознакомиться со схемой маршрутов и расписанием пригородных электропоездов можно на вокзалах, станциях и остановочных пунктах столичного региона, в вагонах непосредственно в пути следования, а также на официальных сайтах Центральной пригородной пассажирской компании , обеспечивающей движение электропоездов по всем направлениям , кроме Ленинградского , и Московско-Тверской пригородной пассажирской компании , работающей на Ленинградском направлении.

На пригородном железнодорожном транспорте в будние дни имеется технологический перерыв, необходимый для проведения работ по проверке и текущему ремонту пути и сопутствующей инфраструктуры.

Для проезда в пригородных электричках Московского региона существует три категории разовых билетов: полные, льготные и детские. При следовании в пределах города Москвы стоимость проезда в электричке является фиксированной и не зависит от дальности поездки.

При следовании из Москвы до станций на территории Московской области и обратно стоимость проезда рассчитывается по Подробнее ознакомиться с границами тарифных зон на территории Москвы и Московской области можно в билетных кассах на вокзалах и станциях, а также на сайте , на остальных направлениях - .

">тарифным зонам.

Также для удобства пассажиров, пользующихся пригородными электричками ежедневно, разработано несколько видов С перечнем абонементных билетов, действующих на всех направлениях, кроме Ленинградского, можно ознакомиться на сайте ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания». Перечень абонементных билетов на электрички Ленинградского направления представлен на сайте .

">абонементных билетов, варьирующихся по количеству поездок, дням недели и дальности поездок. Вы можете воспользоваться тарифным калькулятором , чтобы подобрать наиболее оптимальный вид абонементного билета.

С правилами проезда в пригородных электропоездах, курсирующих в Москве и Московской области, можно ознакомиться на официальных сайтах перевозчиков, работающих на столичном железнодорожном узле: ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» и ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» .

Ознакомиться со схемой маршрутов поездов дальнего следования можно на вокзалах, станциях и остановочных пунктах столичного региона и на сайте

Включайся в дискуссию
Читайте также
Отдых без детей: где лучше отдохнуть на море вдвоем?
Курорты Италии. Ривьера-ди-Улиссе. Италия ривьера ди улиссе Аренда автомобиля - Сабаудия
Остров Пенанг, Малайзия: наш отзыв, фото, полезная информация, достопримечательности, цены