Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Древний Танаис (Ростовская область). История танаиса Танаис - итальянская колония

История Танаиса удивительна и временами загадочна. Здесь в тесном единении сплелись судьбы многочисленных народов, населявших эти края. Скифы, сарматы, греки, половцы… Существуют в этих местах и легенды об амазонках.

Так что же это за город, Танаис? Правда ли здесь жили амазонки, или это все мифы? Правда ли, что некогда в устье Дона был процветающий античный город? Попробуем найти ответы на эти и другие вопросы в данном посте.

За 1000 лет до начала новой эры широкие просторы побережья Меотийского озера (ныне Азовского моря) и низовья впадающих в него рек заняли киммерийцы.

400 лет спустя киммерийцев с насиженных мест вытесняют воинственные кочевники скифы, пришедшие в степи придонья из Азии. Скифы были умелыми воинами. Очень быстро им удалось подчинить своему влиянию огромные территории вплоть до сирийских границ Египта. Но вскоре на юг России пришли родственные скифам сарматы.

На рубеже V- IV вв. до н.э. отношения скифов и сарматов начинают портиться. Постепенно сарматам удалось вытеснить скифов с плодородных пастбищ подонья в степи Крыма. Воинственные сарматы (савроматы) отличались от скифов тем, что оружием в них наравне с мужчинами владели и женщины. В том числе женщины могли и возглавлять свой народ.

Об одной такой сарматской женщине существует красивая легенда.

«В семье вождя племени Амора и его жены Грены в ту ночь ждали первенца. От пола ребенка зависела дальнейшая судьба всего рода. И вот из главного шатра послышался восхищенный возглас: «У вождя родилась дочь!» «Дочь!» – Словно шорох листьев на ветру пронеслось вокруг. Сомнений не было. Теперь племенем будет править женщина.

Девочку назвали Лисиппой, что означало «бесстрашная», «храбрая». С самых первых дней жизни девочка оправдывала свое имя. Ее любимой игрушкой был старый отцовский меч. Мать Грена очень гордилась своей дочерью и старалась передать ей все, что знала сама.

К 14-ти девочка освоила письменность, секреты местной магии и врачевания, боевое искусство и стратегию ведения боя. Тогда же она начала участвовать в вооруженных походах своего народа.

В 16 юная дева стала верховной жрицей нескольких савроматских племен. Вот только дела жриц мало интересовали Лисиппу. Ей было больше по душе решать военные вопросы. И тогда Амор принимает ответственное решение – передать бразды правления своей дочери. Недолго думая, Лисиппа согласилась.

Первым ее делом на месте вождя стал поход в дальние страны для заключения выгодных союзов с другими племенами. Она взяла с собой таких же девушек-воительниц и отправилась вдоль обрывистого берега. От местных Лисиппа узнала, что река, вдоль которой они шли, носит название Амазон, что на неведомом наречии означало «река женоуправляемого народа». Это название вождю очень приглянулось.

— Только мы, савроматские женщины-воины можем жить на берегах реки с таким удивительным названием! – провозгласила она.

Местные мужчины были поражены ее красотой, но даже приблизиться к ней никто не осмеливался. Домой Лисиппа вернулась уже царицей. Буквально сразу по прибытию она начала замышлять еще более дальний поход для заключения новых союзных связей. Месяц спустя войско Лисиппы отправилось в неведомые земли верховья Амазона, где жили греки.

Греческих верховных вождей поразили мудрость, красота и искусство дипломатии юной савроматской царицы. Еще более поразило их ее умение гордо сидеть в седле и умело владеть оружием. От сопровождавших царицу воинов греки узнали, что армия прибыла из степей вблизи Амазона. Тогда-то и появились первые легенды об амазонках, населяющих берега Амазона вблизи Меотийского озера.

По законам Эллады союз племен должен был подкрепляться браком знатных особ. Замуж Лисиппа выходить никак не собиралась, но из воинов союзников один ей все-таки приглянулся. Его звали Беросс. Долгие беседы под луной переросли для молодых в пылкую любовь. Вот только молодым так и не суждено было быть вместе. Союз был заключен. Лисиппа со своим войском вернулась домой, где жизнь потекла своим чередом.

Вскоре после смерти родителей у отважной амазонки родился сын. Мальчика предложили назвать Танаисом, что означало «рожденный от реки». Так в Савроматии появился юный наследник престола Танаис.

Он рос крепким и здоровым малышом. С раннего детства был скромен и трудолюбив. К четырнадцати он полностью овладел боевым искусством. Вот только отсутствие отцовского воспитания взрастило в молодом юнце высокомерность и циничность. Несмотря на все недостатки, мать души не чаяла в своем красивом отпрыске. Единственное, что она не могла простить – чрезмерное кокетство с девушками. Лисиппа верила, что ее сын станет настоящим воином, которому не стыдно передать трон, несмотря на то, что в семье подрастали еще две дочери.

Однажды на берегу Амазона Танаис увидел группу девушек. Он подошел к ним и завел диалог. Одна из красавиц настолько приглянулась царевичу, что он тотчас же пожелал быть с ней. На что получил укоризненный ответ: « Не стало царевичу водиться с простолюдинками. Законы Савроматии это запрещают».

Разгневанный юнец отправился к матери, желая убедить ее переписать законы. Однако разговор не задался. Мать не поддержала намерения сына.

Сердце юноши разрывалось на части. Его мать оскорбила его царское и мужское достоинство, внезапно вспыхнувшая любовь обречена… Всю ночь царевич не спал, а поутру увидел у своего шатра группу воинов из личной стражи матери.

— Она вздумала меня арестовать? Никогда не бывать этому! Если нет на этой земле свободной любви, то и жить здесь незачем! — с этими словами самовлюбленный юноша выскочил из шатра и отправился к обрывистому берегу Амазона.

Над степями зардело восходящее солнце. Последний раз взглянув в ярко-алую пелену, Танаис раскинул руки и бросился вниз.

Узнав о гибели любимого сына, Лисиппа тотчас поспешила туда, где все произошло. В скорби и печали она взглянула на небо и произнесла: «Отныне волны Амазона будут носить имя великого царевича Савроматии Танаиса».

Смерть сына очень сильно изменила царицу. Она перевооружила армию, чаще стала совершать частые набеги на соседей, ввела жесткую военную дисциплину. Все реже армия возвращалась в родные места, уходя все дальше в горы. В одном из жестоких боев пожилая царица была тяжело ранена и вскоре умерла. Дело ее жизни продолжили младшие дочери, еще более укрепив славу женщин-воительниц».

Годы спустя слава о царице Савроматии донеслась до Греции и Рима. Передаваясь из уст в уста, рассказы о женщине-воительнице обрастали все новыми мифами и легендами. В конце IV в. античные философы и историки увлеклись легендами о воительных амазонках. Первым всему миру о прекрасной Лисиппе и ее сыне поведал в своей знаменитой «Илиаде» великий Гомер. Так в народе и узнали миф о прекрасном царевиче Танаисе.

Со временем, греков стали манить берега далекого Танаиса. В III в. до н.э. эллины из Боспорского царства (ныне Восточный Крым) снарядили свои корабли и отправились к варварским племенам налаживать торговые связи.

Здесь, на правом берегу Мертвого Донца, в прошлом основного рукава устья реки Танаис, они основали свое поселение с одноименным названием. Очень быстро античный город в устье Дона стал крупнейшим торговым центром северного края обитаемого мира. Здесь греки торговали с кочевниками Подонья и Приазовья. Постепенно древняя культура эллинов тесно переплелась с местным колоритом, появились новые традиции и обычаи, давшие основу развития многих народов нашей страны.

Город Танаис во времена античности

Танаис, как и другие античные города, пережил в периоды бурного роста и расцвета, сменяющиеся периодами полного забвения. Он просуществовал почти восемь веков с III в. до н.э. до середины V в. н.э.

За период своего существования городище дважды разрушали. Первый раз в 237 г. н.э. готы, спустя 140 лет восстановленный город разрушили сарматы. После до конца восстановиться ему так и не удалось. Поэтому к V в. поселение пришло в запустение.

В средние века река немного поменяла свое русло. Вместе с рекой южнее ушли и люди. Обосновались здесь венецианские купцы. Вблизи устья Дона они основали торговую факторию Тана, контроль над которой позднее перешел к генуэзцам, построившим здесь генуэзскую крепость.

Во времена половцев колония получила сокращенное название Тан. От половцев в поселении остались .

В 1395 г. войска Тамерлана полностью разрушили стены и сровняли город с землей. В XV в. колонию Тан частично восстановили, правда немного южнее, на месте современного Азова.

При Петре I античный город окончательно перестал существовать. А поселение вблизи старых руин получило современное название – Недвиговка. Здесь стали селиться украинские переселенцы. Позже к ним присоединились и казаки.

В 1823 г. Танаис был открыт заново, теперь как археологический объект. Первым поиски античного города в устье Дона начал член-корреспондент Парижской академии, полковник И.А. Стремпковский. Именно он предположил, что греческое поселение нужно искать на месте современной Недвиговки. Однако поддержки от царской власти Стремпковский так и не получил. Идея найти греческий город предалась забвению.

Городище Танаис в XXI веке

Позже к императорскому престолу пришел Николай I. Особой страстью государя были сокровища курганов. Именно по его высочайшему распоряжению, спустя 30 лет после исследований Стремпковского, в донские степи была снаряжена научно-исследовательская экспедиция. Возглавил ее профессор Московского университета П.М. Леонтьев, позже его дело продолжил барон В.Г. Тизенгаузен.

Леонтьев нещадно перерыл 20 курганов, но ничего ценного в них не нашел, потому как они уже давно были разграблены кладоискателями. Не теряя надежды на успех, Леонтьев принялся раскапывать городище. Раскопки велись бессистемно, методом разрушительного поиска, чем нанесли гигантский вред городищу. Профессор рассчитывал в устье Дона раскопать античный город с богатой греческой архитектурой, однако с каждым снятым слоем почвы понимал, что его представления больше миф, чем реальность.

Окончательно потеряв надежду найти ценности, Леонтьев заявил, что в Недвиговке не существует никакого греческого поселения. Раскопки были полностью остановлены и заброшены.

С 70-х гг. XIX в. вплоть до революции местные жители растаскивали античные камни под собственные нужды. Много домов и сараев было построено в Недвиговке из этих исторических камней.

И лишь с приходом советской власти все памятники древности были объявлены достоянием государства, находящимся под охраной советского закона.

В 1955 г. Нижне-Донская археологическая экспедиция в составе сотрудников Академии наук СССР, студентов и профессоров Ростовского университета и сотрудников Ростовского краеведческого приступила к научному изучению античного городища. В конце 50-х раскопанное городище и курганный могильник были признаны заповедной территорией. А в 1961 здесь открыт первый и самый крупный в России археологический музей-заповедник, общей площадью более 3000 га.

Сегодня Танаис – один из крупнейших и самый северный пункт древнегреческой цивилизации.

Мало кто знает, что на территории Ростовской области есть настоящий... греческий город! Точнее его раскопки, то что от него осталось. Город Танаис (греческий Tanaїs и Tanaїs), основан в начале 3 в. до н. э. греками из Боспорского государства. Город играл важную роль в развитии торговли по морю.

Кто только не жил на этой земле: скифы, амазонки, греки, венецианцы, половецкие племена и конечно мы, русские.Но, обо всем по порядку.

Легенда о Танаисе

Чуть больше пары тысячелетий назад, судя по заметкам греко-римских историков, на Донской земле жили прекрасные амазонки. Они сами возделывали землю, а когда наступало военное время - брались за оружие. Для того, чтобы свободно владеть оружием, бедным женщинам даже выжигали правую грудь (чтобы было удобнее бросать копье). В те далекие времена река Дон называлась Амазонией. Однажды, у амазонки Лизиппы и воина Беросса родился сын Танаис. Мальчик вырос и превратился в прекрасного,юношу, который безупречно владел оружием и разными видами боевых искусств. Чтобы посвятить свою жизнь воинскому делу Танаис принял целомудрие. Между тем, богиня любви Венера, влюбилась в молодого юношу. Он же - ноль внимания. Уязвленная богиня наказала Танаиса любовью к своей матери. Парень не выдержал испытания, и бросился с высокого холма в реку. С тех пор реку назвали "Танаис".
А затем, по названию реки, назвали и Город.

Итак, одним солнечным летним днем на машине из Ростова-на-Дону мы отправились в приключение "назад в прошлое". Узкая трасса Ростов-Таганрог, тополя вдоль дороги и жара, жара..Не доезжая до города Таганрога свернули по указателю на Танаис, который невозможно проехать.

Оставив машину у входа на заповедную территорию, купили билеты в маленькой одинокой кассе и углубились (в прямом смысле) в изучение истории.


Первое, что потрясает в этом месте - это высокое небо, бескрайняя свободная степь и отличный обзор окружающей местности (благодаря месторасположению) , уединенность, отсутствие людей.
Второе - это осознание того, что ты находишься на древней эллинской земле, воспетой самим Гомером.


Территория Танаиса - это около 3 тыс. га, большие по площади раскопки в России. Работы здесь ведутся начиная с середины 19 века и продолжаются и по сей день.

Первым дело мы решили изучить музей, сам по себе он небольшой и "небогатый". К сожалению все, что было интересного и золотого было вывезено в крупные музеи.


Первый зал музея посвящен истории города, его торговому назначению. Особое внимание уделено амфорному импорту.Основной характер занятий танаитов:ремесла, земледелие, скотоводство.К разделу "Покорение Танаиса Полемоном" примыкает уголок с реконструкциями военных машин античной эпохи в натуральную величину (евтихон и онагр), здесь же экспонируются находки деталей вооружения и воинского облачения и небольшая диорама "Расположение военных машин на сторожевой башне".


Во втором зале музея обширно представлены темы "Торговля" и "Ремесла".Третий зал музея представляет "Религию танаитов" и "Некрополь Танаиса".Четвертый зал - выставочный.


Хочу отметить, что на этой территории также жили половецкие племена, которые оставили после себя большое количество изваяний Баб, которые держат в руках подобие чаши.По преданию, половецкую бабу устанавливали около могильника, лицом к солнцу. Душа усопшего должна была переселяться в каменные изваяния.



В заповеднике можно увидеть реконструкцию половецкого дома из глины, корытого соломой. В сильный зной температура внутри такого дома около 20 градусов. Этим то мы и воспользовались для отдыха.

После посещения музея мы пошли смотреть самое интересное- древние раскопки. В этом месте можно самостоятельно полазать по раскопкам, ощутить особый дух этого места.


Копать не рекомендую, можно попасть на штраф.
На территории, конечно, не увидишь греческих колонн и площадей. Все достаточно просто - дома из камня, плотно стоявшие друг к другу, застройка хаотичная.Археологи, которые первые обнаружили городище, также как и мы, были очень расстроены, так как рассчитывали найти здесь несметные сокровища. Но оказалось, что сокровища уже кем то были не один раз найдены и вывезены.

Город несколько раз ровняли с землей, грабили могильники. Последние 100 лет еще и местные жители растаскивают его на камни для своих приусадебных хозяйств, так как заповедник плохо охраняется.

Территория делится на так называемые "кварталы", около каждого из них - табличка с планом местности: вот здесь находился бассейн, а здесь площадь.


Также можно увидеть восстановленную конструкцию римского моста и даже пройтись по ней.


После прогулки по раскопкам через дырку в заборе мы отправились прогуляться по хутору Недвиговка и спустились к притоку Дона - Северному Донцу.
Тишина, отсутствие людей... только проезжавший поезд нарушал благоденствие на этой земле.

Кто все-таки разрушил Танаис?

В 40-х гг. 3 в. н. э. Т. был полностью разрушен племенами, входившими в союз, руководимый готами.

Покидать это место совсем не хотелось. Но впереди нас ждали новые приключения...

Как доехать:
пос. Недвиговка, Ростовской области, около 40 км от Ростов-на-Дону по трассе Ростов-Таганрог

Танаис - это слово оставили нам греки. Так называли они «восьмую реку» в стране скифов, «которая впадает в отдаленый угол Меотийского озера (Азовское море) и отделяет Скифию от земли савроматов».

В VIII в. до н.э. началось расселение греков в бассейне Средиземного моря, называемое «великой греческой колонизацией». В результате уже в VI-V вв. до н.э. на северном побережье Черного моря появились греческие города и поселения. Крупнейшими были Ольвия - на берегах Днепро-Бугского лимана, Тира - в устье Днестра, Херсонес - в районе современного Севастополя, города по обоим берегам Керченского пролива, позднее объединившиеся в Боспорское царство со столицей Пантикопеем - на месте Керчи.

Впервые в Скифию греки проникли в VII в. до н.э. Вслед за греческими мореплавателями в земли скифов двинулись греческие колонисты. Для греков Скифия была страной, овеянной множеством легенд, областью, которую Гомер в своей «Одиссее» описывал как «вечно покрыта влажным туманом и мглой облаков. Никогда не являет оку людей там лица лучезарного Гелиоса… Ночь безотрадная искони там окружает живущих».

В числе последних районов, освоенных греческими колонистами был «самый отдаленный угол меотийского озера». В VII в. до н.э. греки основали здесь, недалеко от устья Дона, на территории современного Таганрога, небольшой торговый пункт. Впоследствии здесь возникло большое укрепленное поселение в районе современного хутора Городище, недалеко от станицы Елизаветинской (Азовский район). Городище просуществовало с конца V до III в. до н.э.

Для расширения и укрепления торговых связей с местными племенами боспорские греки в III в. до н.э. в устье реки Танаис (греческое название Дона) основали новый город. Начиная с момента основания, Танаис в течение 700 лет являлся главным форпостом продвижения вглубь степей и расширения торговли с Поволжьем и отдельными племенами.

«Город Танаис - самое большое торговое место у варваров после Пантикапея, основанный эллинами, владеющими Боспором. Город служит общим местом для азиатских и европейских кочевников и для приезжающих по озеру из Боспора; первые доставляют рабов, шкуры и разные другие товары кочевников, а другие взамен привозят на судах платье, вино и прочие предметы, свойственные цивилизованному образу жизни. Перед городом на расстоянии сто стадиев лежит остров Алопекия, имеющий смешанное население; неподалеку на озере есть и другие островки. Танаис отстоит от устья Меотиды, если плыть прямо на север, на две тысячи двести стадиев, а если плыть вдоль берега, то выйдет немного больше». (Страбон, I в. н.э.)

Впервые руины этого города, расположенного в 35 км от Ростова-на-Дону, у хутора Недвиговка, на правом берегу северного рукава донской дельты Мертвого Донца, были обследованы археологом Иваном Алексеевичем Стемпковским в 1823 году. И.А.Стемпковский сделал вывод: «Остатки сего города существуют доныне на означенной стороне в десяти верстах от моря, близ донского села Недвиговки. Тут на возвышенном и крутом берегу реки нашел я следы акрополи, или цитадели, весьма сходной с Ольвийской, но немного поменьше. Укрепление сие окружено глубоким рвом и в некоторых местах на валу кучами земли и камней, показывающих основание башен. Повсюду разбросаны обломки древних глиняных сосудов, называющихся амфорами и обыкновенно находимых везде, где греки имели свои поселения; а за рвом вся окрестность на далекое расстояние покрыта ямами, кучами земли и золы, равно множеством больших и малых курганов…

По всем сим чертам невозможно не признать развалин сих остатками древнего греческого города. И сей город не может быть иной, как Танаис».

В 1853 году археологической экспедицией под руководством П.М.Леонтьева были обнаружены мраморные плиты с надписями на греческом языке. В надписях упоминались название города Танаиса и его жители танаиты.

В 1954 году экспедиция под руководством Д.Б.Шелова в результате раскопок древнегреческого Танаиса установила время образования города. Танаис возник 2300 лет тому назад, в III в. до н.э.

Основанный греками, город Танаис состоял из трех частей. Основная территория представляла собой прямоугольник со сторонами 225_240 м, который был обнесен мощными оборонительными стенами до четырех метров толщиной с башнями и глубоким рвом, частично вырубленном в скале.

С западной стороны к основному четырехугольнику примыкал городской район 200_150 м, тоже защищенный каменными стенами, но без башен. Здесь жизнь протекала до рубежа нашей эры. Вдоль берега Донца на западе от стен городища располагались хозяйственные пригороды с верфями, мастерскими и складами. На востоке от стен городища пригородные скифские поселения.

Напротив Танаиса, на берегу реки находился, вероятно, прибрежный район гавани. К востоку и западу от города, непосредственно за пределами оборонительных сооружений, был расположен грунтовый могильник, где хоронили жителей-греков, а к северу - курганный, где покоились скифско-сарматские жители.


В Центре города находился комплекс общественных зданий и храмов: Аполлона, Артемиды, и других греческих божеств. В северо-восточной части города был комплекс национального храма для жителей-скифов. Их верования были по-видимому близки к зороастрийским. Танаис в древности был единственным мощным культовым центром на сотни километров. По мощности своей энергетики Танаис является древним и активным Местом духовной Силы. По системе Владык Кармы Мощность его +30, то есть максимум для поверхности Земли. То есть здесь очень эффективно проводить медитации, семинары, занятия по духовным практикам, работу контактёров.

Между центральными и западными стенами идут жилые кварталы. Улицы узкие. Кладка стен небрежная, камни не отесаны. Внутри дома обмазаны глиной. В каждом доме имелся алтарь с богами, сделанными обычно из глины, иногда из камня и бронзы. По планировке дома напоминали греческие: несколько жилых комнат, хозяйственные помещения. Все имеют выход во дворик, вымощенный камнем. Во дворах - колодцы и хозяйственные ямы для хранения припасов. Утварь и мебель были деревянные.

Греческое влияние в Танаисе чувствовалось во всем в первые полтора столетия существования: общая планировка города, греческие элементы в обряде захоронения (погребение в амфорах, сожжение тел умерших и захоронение в урнах).

Население Танаиса было неоднородным и в течение первого столетия существования города состояло из двух больших групп - эллинов и скифов. Во II-I вв. до н.э. в городе жили греки и танаиты-скифы. Торговля являлась основным занятием населения. В III-I вв. до н.э. велась, вероятно, на основе безденежного товарного обмена. Большинство денег, обнаруженных в слоях города, относятся уже к I в. н.э. До первых вв. н.э. прослеживаются основные связи Танаиса с городами и государствами Греции, Малой Азии, островами Эгейского моря, а также Херсоном и Боспором.

Ввозились в Танаис вино, масло, посуда, ремесленные и ювелирные изделия, вывозились продукты земледелия и скотоводства, рабы. Помимо торговли жители занимались рыболовством, которое в ранний период существования города было основной отраслью хозяйства; земледелием, скотоводством. Было развито ремесленное производство.

Пользуясь удаленностью от Боспорского царства, Танаис стремился к независимости и полной самостоятельности и не хотел подчиняться боспорским правителям. В результате на рубеже нашей эры город был разграблен боспорским царем Полемоном за неповиновение. Полемон разграбил богатый торговый город для устрашения и усмирения его жителей. История Танаиса первых веков нашей эры не нашла отзвука в античной литературной традиции, поэтому сведениям о жизни Танаиса ученые обязаны археологическим раскопкам или случайным находкам на Недвиговском городище. Это собственно археологические памятники: развалины жилых, хозяйственных, культовых, оборонительных сооружений, могильные комплексы, керамика, металлическая утварь; нумизматический материал; десятки лапидарных надписей. В первые века нашей эры жизнь в Танаисе сосредоточилась на восточном участке площадью около пяти гектаров, превращенном в крепость почти квадратной формы. Вокруг города были возведены оборонительные стены с башнями, сооружен глубокий ров.

В ходе раскопок были обнаружены городские ворота в середине северной оборонительной линии; угловые башни крепости. Вблизи оборонительных стен располагались дома, включавшие в себя жилые и хозяйственные помещения. Дома строили из камня. В помещениях были глинобитные полы и очаги; стены покрыты глиняной обмазкой.


При раскопках найдено много обломков керамики: фрагменты светлоглиняных амфор с двуствольными ручками, косские и родосские амфоры, лепная посуда, краснолаковая керамика. Найдены предметы домашнего хозяйства, эернова, терракотовые лампочки, грузила от неводов, монеты III в. от Р.Х., железные гвозди, пряслица. Во II и пер. пол. III вв. н.э. город достиг своего расцвета. Археологические материалы дают нам представление о разных сторонах хозяйственной жизни города. Земледелие составляло одну из заметных отраслей танаисского хозяйства. Найдены целые комплексы по переработке зерна. Зерно хранилось либо в толстенных амфорах из красной и розовой глины или в пифосах. Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, более скромную роль играла пшеница. Заметное место в зерновом хозяйстве занимали полба (пшеница-двузернянка) и просо.

Из сельскохозяйственных орудий в Танаисе найдены только железные серпы и мотыги. Переработка зерна производилась посредством каменных зернотерок и жерновов. При раскопе некоторых помещений археологи обнаружили значительные мукомольные предприятия, использовавшие одновременно мельницы разного типа. В тех же помещениях, где производился размол зерна, осуществлялась и выпечка хлеба. В домах обнаружены печи для выпечки хлеба, амфоры с мукой, просом, ячменем, пшеницей, рожью. Раскопки свидетельствуют, что жители занимались скотоводством. Разводили крупный рогатый скот: коров, волов, быков. Из мелкого рогатого скота - овец и коз. Большое значение в хозяйственной жизни танаисцев имела рыбная ловля. Кости и чешуя промысловой рыбы: сома, сазана, леща, судака встречаются в культурном слое и в мусорных свалках I-III вв. н. э. Жители города вели лов, как в Азовском море, так и в протоках речной дельты.

Развивались в городе и ремесла. Наиболее значительной областью применения неземледельческого труда было строительное и каменотесное дело. Возведение жилых домов и оборонительных сооружений, мощение улиц и дворов, создание цистерн, колодцев, водостоков, постройка производственных и хозяйственных помещений, оформление погребальных памятников - все это требовало большого объема работ каменщиков. Нередко жители Танаиса строили свои дома сами. В основном применялась грубая и примитивная техника обработки камня. Но в городе работали и искусные мастера по обработке камня и резчики по камню, создавая изделия в традициях античного искусства, как, например, мраморный рельеф с изображением вооруженного всадника Трифона. В стремительном движении коня, развевающемся плаще, деталях одежды и вооружения сохраняются черты художественной античной традиции. Наряду с каменщиками большую роль в строительном деле играли плотники и столяры. Из дерева делались балки и стропила, поддерживавшие крыши, полотнища дверей и ворот. В строительном деле Танаиса применялись тополь, осина, дуб, ясень, сосна. Дерево использовалось для изготовления мебели, многих предметов домашнего обихода, лодок. В Танаисе распространены были и обработка кости и рога. Из этих материалов делали рукоятки ножей, накладки. О существовании железоделательного, бронзолитейного и стеклоделательного ремесел говорят формы для отливки сосудов, украшений и зеркал, тигельки …

В первые века нашей эры в Танаисе существовало собственное ремесленное производство керамики. Существовали керамические обжигательные печи. Археологами найдено много глиняной лепной посуды: горшки, кувшины, миски, светильники и культовые предметы - курительницы. В Танаисе, городе, находившемся в окружении кочевников с их развитым скотоводством, городе, по свидетельству Страбона, вывозившем шкуры и кожи животных были развиты скорняжно-кожевное и шорное производства.

Много товаров ввозилось в Танаис из разных центров Причерноморья и Средиземноморья. Недаром знаменитый античный географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея «торжищем», где заключались торговые сделки между «варварами» - кочевниками и боспорскими греками. Доставлялась разнообразная кружальная посуда, изготовленная на гончарном круге. Привозились амфоры с вином и оливковым маслом. В III-I вв. до н.э. в город поступала из Греции чернолаковая керамика, чаши с медальонами, росписью растительным и рельефным орнаментами. Особенно много дорогих привозных изделий встречается в могилах с богатыми захоронениями, обнаруженными вблизи города - на акрополе. Это золотые гривны, медальоны, бляшки, перстни, сережки с головками львов, рысей, фигурками ежей, подвеской в виде богини Ники, разнообразные бусы. Жители Танаиса унаследовали от своих предков- кочевников любовь к украшениям. В первые века нашей эры из малоазийских центров ввозилась краснолаковая керамика; многие терракотовые статуэтки и светильники были изготовлены в мастерских Боспора. Стеклянный флакон в виде головы Диониса, костяная туалетная коробочка с рельефным изображением мифологической сцены, вероятно, изготовлены в сирийских мастерских. Из Египта привозились бусы и амулеты в виде скарабеев, сфинксов, лягушек. Завязались торговые связи с италийскими и западно-римскими центрами, оттуда поступали стеклянные, бронзовые художественные изделия, металлическая посуда, часто украшенная фигурными ручками, светильники, увенчанные головками лошади, пантеры, масками актеров, фибулы - броши в виде ромбов и зайца, орнаментированные цветной эмалью и небольшие статуэтки на подставках, изображающие Апполона с колчаном за спиной, Гермеса и сидящего Сатира. Эти статуэтки представляют прекрасные образцы миниатюрных бронзовых скульптур первых веков нашей эры. Административное устройство Танаиса первых веков нашей эры, его положение в системе Боспорского государства и общественная жизнь в городе, прослеживается по данным танаисских надписей II-III вв. н.э.

Танаис принадлежал к владениям боспорских царей, которые осуществляли управление городом через своих послов-легатов, носивших титул пресбевта царя. Они назначались и смещались по воле царя и должны были осуществлять общий надзор за жизнью самого отдаленного города во владениях боспорских царей. В функции пресбевта входила забота об обороноспособности Танаиса. На должность царского пресбевта в Танаисе назначались либо представители боспорской знати, уже проявившие себя в административной деятельности в центральных районах Боспора, либо выходцы из местной аристократии, добившиеся доверия царя.

В самом городе существовала обычная для греческих полисов республиканская организация власти. Должности руководителей, обладавших исполнительными функциями, были выборными, выборы проводились ежегодно. Но чаще всего эти должности занимали близкие родственники.


В надписях II-III вв. н.э. упоминаются архонты танаиты и эллины (эллинархи). Архонты - это выборные лица в магистратуре города, осуществлявшие управление городом и ведающие различными отраслями хозяйства. Во главе городского самоуправления постоянно находились один эллинарх и несколько архонтов танаитов. Эти чиновники были почти равноправны и совместно выполняли общие функции. В Танаисе широко применялся институт эпимелейи, почетного попечительства о городских делах. Эпимелеты, число которых колебалось от трех до девяти, курировали строительные работы. В общественной жизни Танаиса заметную роль играли танаисские религиозные союзы - фиасы или синоды. Все свободные взрослые мужчины, жившие в городе, входили в состав религиозных синодов. В первые века нашей эры население имело смешанный характер. Не было четкого разделения на эллинов и танаитов. В надписях II в. н.э. встречаются греческие имена - Деметрий, сын Апполония, Геоаклид, сын Гераклида; имена местного происхождения - Хофарм, сын Сандархия и др.; имена смешанного типа - Фалдаран, сын Апатония.

В середине III в. Танаис был разрушен племенами готского союза, больше ста лет не восстанавливался и пролежал в развалинах. Нападение, видимо, было внезапным, жители покинули его, не успев унести даже дорогие и ценные вещи. Только в конце IV в. жизнь в городе возобновилась. Но былого могущества Танаис не достигает и в начале V в. перестает существовать.

Сейчас на месте древнего города археологический музей-заповедник, на его территории сохранились для осмотра жилые кварталы и оборонительные сооружения. В экспозиции представлены многие находки, открытые во время раскопок.

Попробуем теперь объяснить природу смешения Дона и Сырдарьи в одном образе Танаиса.

Круг земли

Сведения, что об одной, что о другой реке попадают к грекам довольно поздно. От начала активной колонизации Северного Причерноморья (VII в. до н.э.) до основания, наконец, в устье Дона города Танаис (кон. III в до н.э.) прошло более 400 лет. Азовское море было столь непохоже на привычное грекам море (θάλασσα), что обычно называлось «озером» или даже «болотом».

О реках Средней Азии Геродот имел крайне приблизительные сведения, по сути, ему был известен только так называемый «Аракс», в общих чертах соответствующий Амударье (известной позднее как Окс). И это уже было большим прогрессом: его предшественник Гекатей Милетский (550 - 490 гг. до н. э.) только-только начал вводить в древнегреческий кругозор сведения о западном побережье Каспия и ничего не знал даже о закаспийском Араксе.

Предпосылки к отождествлению с Танаисом реки в дальних северо-восточных пределах Ойкумены появились, как только к грекам стали поступать сведения о Сырдарье и коренятся они в древнегреческой картине мира.

Мы привыкли смотреть на карту «сверху», где местность открывается нам во всей пространственной полноте. Центр карты обычно соответствует центру интересующей карту местности. Архаические греки (как и все остальные древние народы с географическими познаниями) осмысляли мир иначе - в виде Земного Круга (Γῆς περίοδος), окружающего «наблюдателя», который резонно полагал, что находится в его центре. Этот круг делился на сектора в соответствии с наблюдаемым движением Солнца и понятиями сторон света. Зачастую каждый сектор характеризовался населённым одним народом. В такой картине мира было естественно сливать все объекты выделяемого сектора в некое единство.

Посмотрим, что видели греки, смотря на восточную часть мира из района Эгейского моря.


В единый образ «Кавказа» сливались горные системы Азии, уходящие далеко на восток. Северный сектор занимали скифы над Понтом (Чёрным морем). На северо-востоке текла большая река Танаис, которую точно так же можно было продолжать дальше по мере того, как к грекам из Персидской державы стали поступать сведения о пограничной реке между царством Ахеменидов и «скифами». При секторальном мышлении Танаис идеально подходит в качестве границы Скифии (причисляемой к Европе) и Азии (подчинённой персам).

Если Геродотов сугубо локальный Меотийский Танаис не претендует на то, чтобы служить границей Европы и Азии (такой границей у Геродота является Фасис в Колхиде, то есть современная Риони), то Ктесий, который впервые упоминает понятие о Танаисе как о такой границе, говорил, прежде всего, уже о Танаисе-Сырдарье. Его сведения, черпаемые, несомненно, от персидских информаторов, сообщают о Ниле и Танаисе как о крайних пределах именно Азии. Эта Ктесиева Азия, видимо, просто-напросто тождественна державе Ахеменидов, а две великие реки очерчивают её границы. Европа «за Танаисом» - это «не-Азия», примыкающая к Азии=Персидскому царству с севера (и северо-запада, если брать другие границы). За Танаисом жили «скифы»-кочевники, не подчинявшиеся власти Ахеменидов.

После того как греки сами расселились по Азии, помимо инерции секторального мышления с центром в Элладе, на отождествление Дона и Сырдарьи работала неспособность оценить расстояния в нехоженой местности, то есть недостаток абстрактности мышления. Ведь если путь по Азии вдоль «Кавказа» можно было померить и оценить, то расстояние между Кирополем (Ходжентом) на Танаисе и устьем Танаиса в Меотиде никто не мерил «ногами». Дальние расстояния в «неизвестных» краях довольно естественно преуменьшаются в человеческом сознании. (Можем сравнить, насколько хорошо мы оцениваем расстояния на знакомой местности и по знакомым маршрутам и как расплывчато наше представление о расстояниях между двумя объектами в краях, где мы никогда не бывали. Москвичу может казаться, что Тверь от Москвы - это довольно далеко, а Новосибирск и Омск - где-то там в Сибири рядом). В результате расстояния по Скифии в представлении древних греков резко «схлопывались» и спутникам Александра, достигшим Сырдарьи, казалось, что они практически у Меотиды.

Возможно, то же самое казалось Дарию Великому, который пошёл в поход на понтийских скифов и, судя по рассказу Геродота, форсировал Танаис. Дарий мог намереваться захватить всю страну, лежащую к северу от Ахеменидской империи, с выходом в Согдиану и Бактрию - для чего, возможно, и повелел сжечь через 60 дней мост через Истр (Дунай), по которому он переправился в Скифию. Несмотря на то, что центр мира для Дария располагался куда восточнее и устье Дона и Сырдарья должны были располагаться в удалённых секторах персидского «круга земли», фактор «схлопывания» расстояний в далёких неизведанных краях мог действовать и на него. Кроме того, Дарий мог опираться непосредственно на географические построения греков - вспомним посланную им экспедицию Скилака.

В этой связи стоит, однако, заметить, что Танаис у Геродота не являлся ещё «концептуальной» рекой Скифии и тёк с севера, так что вполне возможно, что Дарий форсировал Северский Донец, а не Дон (впрочем, возможно, Донец Геродот отделял от Дона, называя его Сиргисом). Зато интенсифицировавшиеся в результате этого похода контакты со скифским миром могли привести к получению сведений о том, что основное течение могучей реки Танаис направлено с именно востока, что стало общим местом после Геродота. Эти данные могли стать достоянием и персов, и греков (которые также принимали участие в походе), синтезировавшись в образ непрерывной северной реки.

Бескрайняя Скифия

Другой фактор отождествления Дона и Сырдарьи - это, безусловно, сам Скифский мир. Удивительное культурное единство сформировавшегося в VII в. мира кочевников евразийских степей простиралось от Дуная и до неведомых тогда Монголии и окраин Китая и было фактом как для греков, так и для персов, которые знали всех кочевников под именем saka-. Это единство не могло не поражать более южные народы, привыкшие к относительно «компактным» странам (др.греч. ἔθνοι, др.перс. dahyu) и локальным границам расселения племён. Единство было, видимо, совершенно реальным не только в культурном плане: язык и этническая основа скифов-саков на всём пространстве степей, возможно, вплоть до юэчжей, были ещё крайне схожими. Наоборот, сарматы, скорее всего, выглядят вторичными вторженцами из более южных районов Средней Азии, начавшими теснить и раскалывать географически изначально единый скифский мир.

Когда воины Александра увидели на берегах Сырдарьи «тех же самых» скифов, что и в Причерноморье, они «не могли ошибиться», признав в Сырдарье великую реку Скифии, текущую с востока.

Скифский вопрос, безусловно, является важным во вскрытии топонимического фактора в представлениях греков о Танаисе. Греч. Τάναϊς, по всей видимости, действительно отражает др.иран. *dānu-, заимствованное от припонтийских скифов (и осложнённое на греческой почве суффиксом -ις < *-id-s, Gen.sg. -ιδος).

Это же *dānu- послужило предком славянского названия реки: др.рус. Донъ. Последнее, однако, скорее восходит к сарматскому слову - впрочем, и здесь нельзя делать скоропалительных выводов: осет. дон «вода», «река», формант гидронимов, происходит из алан. *dān, где ān > оn заведомо позднее раннеславянской эпохи.

Славянское Донъ явно находится в ряду других «сарматских» гидронимов Причерноморья, вытеснивших раннеантичные скифские названия: Дънѣпръ (из чего-то, что дало греч. Δάναπρις, впервые в Перипле, II в. н.э., вм. Βορυσθένης, возможно, через среднеиранскую сарматскую форму < *dānu- apara- «дальняя река», «дальний Дон»); Дънѣстръ (греч. Δάναστρις, лат. Danastius, впервые у Аммиана, IV в. н.э., вм. Τύρας - вероятно, из *dān(a)-istr «река Истр», «Дон-Истр»). Во всех них обращает на себя внимание передача иран. *ā через славянский краткий или редуцированный о/ъ, что может свидетельствовать о посредничестве других языков или же восходить к неизвестному сарматскому диалекту с ранней утратой долгот.

В связи с тем, что греки называли Танаисом и Дон, и Сырдарью, известный исследователь античной географии И.В. Пьянков (Бактрия в античной традиции, Душанбе 1982 , стр. 34) упоминает высказывавшееся предположение, что и в ираноязычной среде Сырдарья именовалась *Dānu- как нарицательное «большая река». Это действительно индоиранское слово, санскр. dā́nu- n. значит «жидкость», «капля», «роса». В иранском значение смещено именно в сторону речной воды, потока. В Авесте оно используется в стереотипной формуле, описывающей пространство: zəm.fraϑaŋha. dānu .drājaŋha. huuarə.barəzaŋha. (Y 60.4) - «на ширину земли, на длину реки , на высоту солнца», где dānu.drājaŋha. глоссируется сред.перс. r ō d -dranāy «в длину реки».

А также это название упоминается как поток-преграда, сложный для пересечения из-за своей глубины: pairiϑβō. bauuaiti. paṇtā̊. təm. yim. d ā nu š . apaiiāiti. jafra. frabuna. taciṇtiš. hāu. dit̰. aēuuō. apairiϑβō. yō. vaiiaoš. anamarždikahe. (Aog. 77) - «Проходимым бывает путь, который преграждает Река , вытекающая из глубин, но не проходим тот, что принадлежит немилосердному Вайю» (dānu- здесь мужского рода). За пределами Авесты это слово известно исключительно в скифском и сармато-осетинском, где стало нарицательным для ‘воды’ и отложилось в гидронимах рек Северного Причерноморья.

Архаичность этого слова для Авесты, представление о глубоком Дану как о преграде, сравнимой с посмертной преградой на драматичном пути души, и наоборот, широкое употребление слова в мире ираноязычных кочевников - всё это как будто указывает на возможность того, что «скифы» Сырдарьи и/или персы могли называть Сырдарью *Dānu-. Особенно рьяно защищал такую интерпретацию Абаев (Абаев В.И. Скифский быт и реформа Зороастра - Избранные труды. Религия, фольклор, литература - Владикавказ, 1990, стр. 31), писавший прямо, что авест. dānu - это именно Сырдарья, длинная пограничная со скифским миром река, а не ‘река’ вообще.

Дану-Сырдарья?

Аргументацию Абаева вряд ли можно назвать безупречной: слишком архетипичен и мифологичен авестийский dānu-, чтобы быть названием конкретной реки. Апелляция к скифам также слабо достоверна - скифский комплекс, выводимый широкими мазками учёным из Авесты, в принципе представляет собой, скорее, исследовательское преувеличение. Кроме того, нет никаких положительных данных, что «скифы» Сырдарьи называли эту реку именно dānu- (ср. известие в предыдущем посте, что местные скифы называли Яксарт Silis). Греческий Τάναϊς-Сырдарья вряд ли может служить свидетельством, поскольку это собственно греческое образование на основе скифского корня с греческим суффиксом.

Положим, греки, достигшие Сырдарьи или прослышавшие о ней, узнали, что местные называют реку словом dānu-. Как они смогли интерпретировать его именно как Τάναϊς в собственном языке, а не заимствовать dānu- заново, возможно, в отличающейся форме? Это предполагало бы хорошее знакомство интерпретатора со скифским языком Северного Причерноморья, что маловероятно.

Куда проще предполагать, что имя Τάναϊς появилось у греков единожды, в Северном Причерноморье, а потом уже переносилось ими на другие реки в соответствии с их географическими умозрениями - ровно как «Кавказ» или «Тавр». Тогда посредство скифов или персов в именовании Танаисом Сырдарьи просто избыточно.

Имя Τάναϊς несёт отпечатки специфичности языка причерноморских скифов. Прежде всего, это начальное *t-, резко отличающееся не только от авест. dānu-, осет. дон и поздних сарматских названий Днепра и Днестра, но и от нынешнего названия Дона. Оно именно раннее скифское, попавшее однажды в греческую традицию через Геродота и с тех пор воспроизводившееся исключительно по письменной традиции. Так, турец. Tın или Ten (Tän) воспроизводит генуэзское название Tana, как называлась и колония Генуи, которую после захвата её турками сменил Азов. Несомненно, это название восходит к «классическому» имени Дона - Τάναϊς, лат. Tanais. Там же корни реки Танаквисль из «Круга Земного» Снорри Стурлусона (др.исл. Tanakvísl, «рукав Тана»). Наоборот, у народов, знакомившихся с Доном без посредства Геродота, мы видим более позднее название - ср. в др.венг. хронике Ethul id est Don - сарматского происхождения.

Видимо, замещавшие скифов сарматы смогли легко «пересчитать» фонематически скиф. *tānu- в своё *dānu-. Собственно, глухой звук на месте общеиран. *d- = праИЕ *d- совсем нередко обнаруживается в греческих заимствованиях именно из раннего скифского (ср. интерпретации имени прародителя скифов Таргитая (Ταργιτάος) через *darga- «длинный»). Крайне периферийный иранский язык причерноморских (только ли?) скифов мог сохранять такие глубокие архаизмы как глоттализованный глухой *t’, ставший непридыхательным звонким *d во всех остальных индоиранских и большинстве ИЕ.

Далее, Τάναϊς вряд ли восходит непосредственно к *t’ānu- = *dānu-. Либо это адаптация родительного падежа *dānauš, либо вообще образование на основе *dānau̯a (> др.греч.*ΤάναF-ις). Как известно, данавы - это имя враждебных существ в Авесте и Ведах, связанных, видимо, с dānu-. В Авесте в двух их всех трёх упоминаний данавов (Yt 13.37, Yt 5.73) эти враги именуются tūra- «туранцами». Всё это служит Абаеву подтверждением того, что эти враги - туранцы-скифы с Дану-Сырдарьи. Проблематичность отождествления «туранцев» со скифо-саками обсуждалась в другом месте, здесь же стоит отметить, что данавы - персонажи и древнеиндийской мифологии и там они тоже враждебны. Уж индийских демонов-данавов определённо невозможно связывать с взаимоотношениями со скифским миром.

Архетипичность данавов, «духов большой реки», вполне очевидна, но что-то могло побудить скифов назвать их именем Придонье - возможно, как *Dānau̯a-, «страна данавов» (тождество этнонимов и названий стран типичны для древнеиранских языков), которое и отразилось в греч. Τάναϊς. Скифы и правда могли воспринимать данавов как положительных персонажей - и это никак не свидетельствует прямо о взаимозависимости таких представлений с мнением о данавах на юге Средней Азии и в Индии.

Итак, можно сделать вывод, что смешение представлений о Доне и Сырдарье в одном образе великого Танаиса, вопреки Абаеву, коренится в собственно греческих географических представлениях. Несмотря на изначальное скифское название Танаиса, подлинный расцвет в качестве нарицательного обозначения ‘воды’ и компонента многих топонимов западной части Евразиских степей лексема *dānu- приобретает только в сарматскую эпоху.

«Танаис» – первый из созданных в России археологических музеев-заповедников на территории России. Его основу составляют участки античного города Танаиса, открытые в результате исследований Нижне-Донской экспедиции Института археологии Российской Академии наук, ведущихся с 1955 г. Город, названный по имени реки Танаис (Дон), в устье которой при впадении ее в Меотиду (Азовское море) был основан, почти восемь столетий играл значительную роль в экономической и политической жизни городов Северного Причерноморья и пограничных с ними пространств Великой Степи.

Археологический музей-заповедник «Танаис» расположен в 35 км к юго-западу от Ростова-на-Дону. Он создан на базе раскопок памятника федерального значения, городища и некрополя Танаиса – крайнего северо-восточного центра античной цивилизации (III в. до н.э. – V в. н.э.). Исследованные археологами участки древнего города составляют экспозицию под открытым небом. Наиболее яркие находки демонстрируются в исторической экспозиции музея. Кроме того, для посещений открыты Музей исторического костюма и Выставочный комплекс. В черте охранных территорий музея-заповедника находится уникальный ансамбль памятников истории, культуры и природы.

Музей Танаиса находится на окраине поселка Недвиговка Мясниковского района Ростовской области. Он представляет на своей усадьбе реконструкцию античных строений и лапидарий - собрание крупных находок, преимущественно, каменных плит с высеченными на них текстами. В залах «музея под открытым небом» работают тематические и постоянные выставки: «Античная и расписная керамика», «Музей исторического костюма», «Танаис и Нижний Дон в искусстве». Особая гордость Танаиса - уникальный зал амфорных эталонов, единственный в Европе опыт открытого хранения амфор.

Танаис - греческая колония

Танаис основан в III в. до н. э. греками, выходцами из Боспорского царства, на правом берегу тогдашнего основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) - Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название.

В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства, на территории нынешней Керчи), торжищем варваров . Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей. В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, а в начале V века н. э. пришёл в запустение.

Танаис - итальянская колония

В начале средних веков венецианцами была основана торговая фактория Тана на новом месте - на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившей здесь генуэзскую крепость.

В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сровняли город с землёй, полностью разрушив стены.

В XV веке колония Тан (средневековое название генуэзской колонии Танаис) частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова.

Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив до нападения на Тан в том же году все генуэзские крепости Крыма (Капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тан. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 1637-1643 и 1696-1711 годах) с 1475 по 1736 год, когда в результате многочисленных войн город Азов перешёл к Российской империи.

Среди наиболее интересных объектов, хранящихся в фондах музея, плита с рельефным знаком боспорского царя Риметалка II века. По предположениям ученых, она была встроена в оборонительные стены города, а украшает ее именной знак царя. Еще один уникальный экспонат: мраморный алтарь, украшенный с одной стороны головой быка, с другой - женским бюстом. Необыкновенно изящен и найденный в Танаисе серебряный флакон для духов. Поверхность его украшена вставками из граната и золотой проволоки.

Первым на место, где впоследствии был раскопан Танаис, обратил внимание полковник Иван Алексеевич Стемпковский, член-корреспондент Парижской академии наук. Он вошел в историю как создатель музея древностей в Одессе и Керчи. В зарослях у хутора Недвиговки в 1823 году Стемпковский обнаружил странные «окопы», которые оказались не окопами вовсе, а остатками древних укреплений. Осколки битой посуды - греческих амфор, а также боспорские монеты подтверждали эту догадку.

Первые регулярные раскопки, начатые спустя 30 лет под руководством профессора Московского университета Павла Михайловича Леонтьева, а потом известного нумизмата, барона Владимира Густавовича Тизенгаузена, в целом подтвердили гипотезу знаменитого археолога. Были обнаружены стены и выявлен примерный план города. Однако в 1870−е годы раскопки прекратились, чтобы возобновиться уже в советское время. Продолжаются они до сих пор. Именно благодаря этой работе сегодня перед нами предстает волнующая и драматичная история огромного города, исчезнувшего с лица земли.

В древности Танаис считался крупнейшим торговым центром Северного Причерноморья и Меотиды (Меотидским озером греки называли Азовское море). В Римскую эпоху полагали, что именно здесь проходит граница между цивилизованным миром и степью, населенной варварами-кочевниками. Плиний Младший писал: «Для входящего сюда по левую руку находится Европа, по правую - Азия».

Само имя города происходит от названия великой реки Танаис. В эллинской географии - это Северный Донец и Дон (в нижнем течении). Однако за два с лишним тысячелетия береговая линия сильно изменилась. Город был построен у впадения Танаиса в Азовское море. Теперь же в этих местах протекает лишь один из рукавов Дона - Мертвый Донец…

Первые поселения здесь основали греки с Боспора в III веке до н. э. Не позднее начала II века до н. э. жилые кварталы были обнесены крепостной стеной. Однако между14−м и 8−м годами до н. э. город был разрушен боспорским царем Полемоном. Греческий географ Страбон писал об этом событии как о слухе с дальней окраины: «Недавно его разрушил царь Полемон за неповиновение». Сильнее всего пострадала западная часть города, которая больше не отстраивалась. Остальную территорию жители восстановили достаточно быстро, и в память лю этих событиях ежегодно праздновали День Танаиса.

Период с I по III век н. э - время наивысшего расцвета Танаиса. Местные жители занимались торговлей, рыбной ловлей, ремеслами и искусствами. В Танаисе существовало единственное в Северном Причерноморье стекольное производство. Вероятно, именно отсюда в Рим, к столу патрициев, доставляли благородную рыбу - осетрину, стерлядь. Причем везли ее живой: римские аристократы могли позволить себе такое удовольствие. Жили здесь представители самых разных народов - греки, евреи, сарматы, меотийцы. Однако, судя по археологическому материалу, город быстро стирал этнические различия. Складывался собственный, танаисский стиль жизни, о чем свидетельствует существовавший у горожан особый культ Высочайшего Бога. Этот Бог был похож одновременно и на Зевса, и на еврейского Яхве, и на фракийского Сабазия. К тому же, представители местной знати - купцы, аристократы, чиновники - входили в фиасы, своего рода религиозно-общественные союзы. Сегодня к нам из глубокой древности взывают лишь имена людей, членов этих союзов, которые были начертаны на мраморных плитах…

В конце III века Танаис постигла новая беда. На сей раз его разрушили практически до основания, а женщин и детей увели в рабство. Жители вернулись сюда почти через сто лет, и то ненадолго. Это были уже совсем другие люди, не владевшие тонкими ремеслами, не имевшие представления об архитектуре. Они не удосужились даже разобрать завалы на улицах, так и жили среди руин. Письменных свидетельств той эпохи не сохранилось.

Но и последние горожане ушли в начале V века. Танаис окончательно опустел. Не исключено, что причина проста: море отступило, и город потерял стратегические выгоды своего положения.

Для отечественных археологов, специализирующихся на античных памятниках, этот давно погибший античный город давно уже стал знаковым и легендарным. Многие известные ученые начинали свою научную карьеру на раскопках в Танаисе. Чтобы понять и измерить это место, нужно быть историком. Но чтобы почувствовать - достаточно просто побывать в этих местах и посмотреть на плоды трудов нескольких поколений археологов.

РЕЖИМ РАБОТЫ:
Время работы: с 09:00 до 17:00 без перерывов и выходных.
+7 (86349)2−04−08, [email protected]
хутор Недвиговка, Ростовская область, Мясниковский район

Включайся в дискуссию
Читайте также
Рейне, лофотенские острова, норвегия Лофотены на карте
Индивидуальные спасательные средства
Речные прогулки с развлекательной программой Ночная прогулка на теплоходе с дискотекой