Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Заупокойный храм хатшепсут в дейр эль бахри. Храм хатшепсут в луксоре

Храм Хатшепсут в Дейр эль-бахри

Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, в честь разных богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожесталенных фараонов…
К таким заупокойным храмам, вырубленным в скалах западного берега Нила, относятся два колосса Древнего Египта: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Рамсеса II Великого, более известный под названием Абу-Симбел.
Царица Хатшепсут (правила в 1525- 1503 гг. до н.э.) была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон, лишив престола законного наследника - своего пасынкаТутмоса III, который, как считается, был рожден от женщины нецарского происхождения. В годы правления Хатшепсут в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут стремилась тем самым обессмертить свое имя. Забегая вперед, скажем, что этой ей не удалось - судьба, увы, жестоко отомстила царице…

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков свой портрет.
Храм Хатшепсут был построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Вероятно, тем самым царица хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Сегодня местность, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль- Бахри. По своим громалным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и резко выделяется из всех храмов Древнего Египта.

Храм Хатшепсут относится к типу полускальных - наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Сфинксы были ярко раскрашены - тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая, красно-зеленая. Пьедесталы украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов, а по сторонам портика возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амону. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.

Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Когда-то в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. Западную часть террасы также украшает портик с четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. На стенах портика сохранились рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут. На противоположном конце террасы изображены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт и привезшую оттуда множество драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях - типично африканские сюжеты.

Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это - геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита.
Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор - покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открывается таинственный лабиринт вырубленных в скалах подземных залов. Их полы были выложены золотыми и серебряными плитами, кедровые двери инкрустированы бронзой, стены украшали граненые колонны, а своды покрывали ярко раскрашенные рельефы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а его двери были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром).

В главном зале подземного святилища находилось огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от него сохранились только обломки. Всего же в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. Скульптуры из храма Хатшепсут являются наиболее выдающимися образцами древнеегипетского искусства эпохи XVIИ династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью фима продлены к вискам… На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 м), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из главного святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их обнаружили археологи.

Институт экономики, управления и права (г.Казань)

Набережночелнинский филиал



По дисциплине: Культорология


Тема: Храм царицы Хатшепсут


Усанова Елена Сергеевна группа 891У


Набережные Челны-2009

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов, как их называли древние египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов. Один из них - заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н. э.), посвящённый богине Хатхор. Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном. Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени - вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. Ей воздавались все подобающие фараонам светские и религиозные почести, ее изображали, как и полагалось настоящему фараону, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Царица на протяжении многих лет будила фантазию романистов и загадывала египтологам все новые загадки.15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. Во время своего царствования Хатшепсут не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. В годы правления царицы в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут тем самым стремилась обессмертить свое имя. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в далекую страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочисленные изваяния.

Храм Хатшепсут построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Царица Хатшепсут тем самым хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Строительство заупокойного храма началось еще при жизни царицы Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков храма свой портрет.

Сегодня место, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль-Бахри. По своим размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и выделяется из всех храмов Древнего Египта. Это одно из самых замечательных произведений древнеегипетской архитектуры. Храм Хатшепсут относится к типу полускальных - наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с и ярпортретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Эти сфинксы былко раскрашены - тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая: красная и зеленая. Пьедесталы сфинксов украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая двором перед храмом, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Ранее ее обрамляли монументальные фигуры львов. По сторонам портика некогда возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут в образе сфинкса, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амона. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ. От ворот до подножия лестницы вела аллея сфинксов. Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Некогда в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. В западной части террасы также возвышается портик, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. Четырехгранные колонны портика целиком высечены из монолитного камня. На стенах портика высечены рельефные композиции с изображением сцен из жизни царицы Хатшепсут: брака ее матери, царицы Яхмос, с богом Амоном-Ра (на самом деле отцом царицы Хатшепсут был фараон Тутмос I), рождение Хатшепсут от этого "божественного" брака, ее коронация, получение царицей благословения от богини Хатор, и т. д. На противоположном конце террасы представлены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт для вывоза оттуда драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях - типично африканские сюжеты. Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это - геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита. Верхняя терраса предназначалась для самых главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор - покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открываются вырубленные в скалах подземные залы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а главные двери были изготовлены из "черной меди" с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром). Высеченные в скалах залы украшены прямоугольными и многогранными колоннами. Полы были выложены золотыми и серебряными плитами, а кедровые двери инкрустированы бронзой. Стены и своды залов были покрыты ярко раскрашенными рельефами.

Всего в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. В главном зале находилось огромное мраморное изваяние царицы (от него сохранились только обломки). Скульптуры из храма Хатшепсут являются самым выдающимся образцом древнеегипетского искусства эпохи XVIII династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью грима продлены к вискам. На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 метров), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство, и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из центрального святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

Хатшепсут умерла около 1468 г. до н. э. Поскольку ещё далеко не достигла преклонного возраста, выдвигались версии, как естественной кончины, так и насильственной смерти царицы. Однако проведённый в анализ мумии, идентифицированной как Хатшепсут, показал, что на момент её смерти, было приблизительно 50 лет и скончалась она исключительно от болезней ( костей и , усиленный ) Нам не известно, была ли сама царица когда-либо погребена в великолепном кварцитовом саркофаге, который был найден в этой гробнице пустым. Тутмос III вернул мумию деда в её первоначальное место погребения, и считается, что он мог перенести и мумию мачехи. Фрагменты деревянного позолоченного , возможно, принадлежавшего Хатшепсут, были обнаружены в среди обрывков пелён и остатков погребального инвентаря в незавершённой гробнице последнего фараона XX династии (KV4). В результате проведённого каирскими учёными анализа мумий 2007 года мумия из гробницы Сат-Ра была официально идентифицирована как тело Хатшепсут. После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.

Многие рельефы и надписи на стенах храма были навсегда потеряны, однако сам «священнейший из священных» уцелел. В период раннего христианства в храме устроили коптскую церковь, а в средние века он почти превратился в развалины. Позднее реставраторам удалось во многом восстановить его первоначальный облик.

Знаменитый археолог Эдуард Навилль, исследовавший этот район в 1891 году, даже не мог предположить, что храм царицы Хатшепсут удастся когда-нибудь восстановить. Ведь многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление комплекса. Их работа продолжается до сих пор. Год за годом ученые по крупицам собирают и воссоздают рельефы, статуи и архитектурные элементы. Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз на современных туристов смотрят пилястры Хатшепсут. Губы царицы застыли в полуулыбке, и с них вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: "Как похоже это на нее [ее величество Хатшепсут], как достойно отца ее [бога Амона]!"»


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Продолжаем нашу прогулку по Фиванскому некрополю. Из Мединет Хабу, где находится поминальный храм Рамзеса III, мы отправимся в Дейр эль-Бахри. В этом комплексе находится сразу три храма - Ментухотепа II, Тутмоса III, и самое главное - царицы Хатшепсут, усыпальницы в абсолютно уникальном для древнего Египта стиле.

Дейр эль-Бахри с воздушного шара

Слева на переднем плане мы видим Рамессеум - поминальный храм Рамзеса II. Однако, как я уже упоминал в прошлом посте - , в него мы не заходили, только мимо проезжали. Я сделал пару кадров на ходу из автобуса, и они явно не получились.

Лучше смотреть на Рамессеум с воздушного шара)

Ну а теперь войдем в комплекс Дейр эль-Бахри

Вокруг полно пещер, в которых скрываются различные гробницы

Одна из важных гробниц здесь - гипогей Сенмута, главного архитектора храма Хатшепсут

Если погода позволит, здесь можно гулять бесконечно. Лазить, любоваться пустынными пейзажами, ну и разумеется исследовать гробницы, которых здесь неисчеслимое количество.

Но поскольку на улице 40 градусов и смог, то пойдем сразу в главный храм

Храм царицы-фараона Хатшепсут в древности именовался Джесер Джесеру — «Священнейший из священных». Это абсолютно уникальное по стилю творение, с безупречной классической гармонией. А ведь он был возведен за тысячу лет до Парфенона в Афинах!

Как и любой уважающий себя храм, он охраняется соколами (Хорус или Хор - бог неба и солнца в облике сокола, человек с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса)

И украшен сфинксами

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами

В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма


А вот и само святилище

Когда-то здесь были тысячи уникальных рельефов

Повествовавших об основных событиях царствования царицы Хатшепсут

А венчал храм гигантский портрет самой Хатшепсут в виде сфинкса. Портрет Хатшепсут должен был быть виден с борта кораблей, плывущих вниз по Нилу (это была основная цель сооружения), поэтому место выбиралось специально под скалой - чтобы было за что крепить портрет.

Однако здесь мало что сохранилось, по многим причинам. Хатшепсут захватила трон после смерти ее мужа, фараона Тутмоса II. По идее фараоном должен был стать Тутмос III, но он в то время был еще совсем ребенком, и Хатшепсут узурпировала власть, став "регентшей". Она сразу организовала массивное строительство, которое продолжалось все время ее правления (около 15-и лет). Однако как только к власти пришел истинный наследник, он приказал немедленно разрушить все творения царицы.

Тутмос еще повел себя относительно по человечески, поскольку разрушенные скульптуры он не приказал полностью уничтожить, а закопать неподалеку от храма. Это показывает, на мой взгляд, насколько велика была египетская цивилизация - там умели ценить красоту даже если она была произведена твоими врагами.

К сожалению, современный Египет не сохранил великие традиции и отношение к культуре. Когда в конце XIX века сначала Гастон Масперо, а потом американская экспедиция провела раскопки в Дейр эль-Бахри, они обнаружили тысячи скульптур, колонн и прочих артефактов. Они обратились в местное "управление древностей", и спросили - как быть? В Египте не поскупились, и ответили "берите, нам не жалко". Теперь в Метрополитене есть целый отдел (чуть ли не здание) с экспонатами из храма Хатшепсут. А здесь мы видим лишь некоторые останки.

Египтяне вообще народ щедрый. Когда ненормальный Насер начал строить свою плотину, он вообще разрушил пол древнего Египта, и затопил десятки древних храмов (если не сотни). Весь мир пришел в ужас, и организовал операцию по спасению храмов. Насер не поскупился - "все что спасете, то ваше". Теперь целый древний храм стоит в центре Мадрида, а другие находятся в Берлине, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, и так далее.

От всего этого пиздеца уцелел только великий Абу-Симбел, который тоже весь мир спасал. Храм распилили, и перенесли на гору 60 метров выше изначального местонахождения. Об этом, разумеется, будет отдельный пост.

У меня ко всему этому очень двойственное отношение. Я стараюсь не быть колониалистом, но иногда мне кажется что это к лучшему - пусть храмы хранятся в Европе и в Америке, где умеют уважать культуру, и не произойдет то, что случилось в Пальмире, и происходит каждый день в Ираке, Сирии, Египте.

С другой стороны, учитывая происходящее в последние годы в Европе, никто не сказал, что наше культурное наследие в сохранности там.

В заключение к этому хочу просто попросить - давайте с большим уважением и пониманием относится к нашим культурным ценностям. Ведь на самом деле только это у нас и есть.

Ну а теперь вернемся к рельефам

Тут сохранилось много изображений быков. В Египте к ним совершенно особое отношение.

Из их вымени не стесняются пить даже Фараоны

И за ними следут сам Анубис

Вот еще один бык, величаво ступающий по анкхам

Мне "ошейник" быка особо нравится

Кроме быков тут есть потрясающие львы

Фараоны в типичных юбочках)

Ну и разумеется соколы

Потому что сокол, кроме того как быть богом Хорусом, также является символом Нижнего Египта

Сделаем последний наружний обход

Останки храма Ментухотепа II

Тут на этой арке есть все. И бык, и сокол, и скарабей, жук-навозник, самое почитаемое насекомое Египта

Смотрим вниз с верхней террасы. Пока мы гуляли по храму, смог захватил Долину Царей

Напоследок - еще один кадр на храм с воздуха

Уходим. Уникальное строение. Все другие храмы в Египте конечно по своему уникальны, но по стилю немного похоже. Этот - совсем особенный. И абсолютно современный. Интересно, повлиял ли он на Ла Корбюзье, и вообще на модернизм и функционализм.

После храма Хатшепсут мы поехали к колоссам Мемнона. Я думал написать о них здесь, но вижу, что слишком много получается. Так что будет отдельный пост. Колоссы этого заслуживают.

Вторник, 28 Мая 2013 г. 14:35 + в цитатник


Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени - вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. 15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. От имени Хатшепсут велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на 9-ом году ее правления была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт (местонахождение, как впрочем, и точное название этой экзотической страны, до сих пор неизвестны. Возможно, Пунт находился на северном побережье Сомали). В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени.

Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Прежде всего, Джесер джесеру, "священнейший из священных" - так Хатшепсут назвала свой храм, - находится в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Тем не менее, Хатшепсут не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.


Вход в храм - со стороны портика Пунта храма Хатшепсут

Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.


Хатхорические колонны

Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Идея единства Обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этих лестниц украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта - богиню Уаджет, расположено изображение Хора Бехдетского, божества Верхнего Египта.


Храм Хатшепсут: рельеф нижней террасы с изображением воинов

Если рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, то композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависли стабильность и процветание этих территорий. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия - история божественного рождения Хатшепсут, шаг за шагом воссозданная на этих стенах. По легенде, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут, Тутмоса I, и вошел в покои ее матери Яхмес. Пока царская супруга носила под сердцем будущую правительницу, боги наделяли Хатшепсут всеми качествами, необходимыми для фараона; завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.


Справа от пандуса находится так называемый портик Рождения. Его рельефы и надписи повествуют о зачатии и рождении Хатшепсут.


Хнум и Хекат ведут беременную царицу Яхмос, мать Хатшепсут, к месту родов


В родильном покое бог Хнум лепит на гончарном круге саму Хатшепсут и ее ка. При рождении Хатшепсут присутствуют бог Бэс и богиня-лягушка Хекет; богини нянчат ребенка, а Тот записывает подробности правления царицы.

Этот сюжет, как все в египетском искусстве, не случаен. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Именно поэтому в памятниках этой царицы о ее божественном происхождении и изначальной избранности для той роли, которую она играла. И хотя Хатшепсут доказала законность своей власти и на деле подтвердила свою способность управлять государством, она не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Это проявилось, прежде всего, в иконографии Хатшепсут, непременно изображавшей себя в мужском облачении и с церемониальной подвесной бородкой. Так, каждая из колонн портиков была дополнена осирическим пилястром - колоссальной статуей царицы в образе Осириса, в белом одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых она держала царские скипетры, и длинной подвесной бородкой.

Ладья Хатшеспут. Древний Египет. XVIII династия. XV в. до н.э. Оригинал: рельеф из храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.


Изображение лодок изобилует интересными техническими деталями. Это речные гребные суда.


Морские парусники

Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.


Египетские корабли во время экспедиции в Пунт


Вещи с корабля грузятся на лодки для доставки на берег


Обитатели страны Пунт жили в свайных постройках с крышами конической формы и при входе пользовались приставными лестницами. Хижины подобного типа и сейчас можно увидеть в некоторых районах Восточной Африки.


Белые и желтые квадратные блоки - копии рельефов, перевезенных в Каирский музей


Царь страны Пунт Пареху с царицей Ати принимают египетское посольство. Царица представлена патологически полной, что говорит о ее слоновьей болезни (хотя возможно, что она из племени готтентотов). Этот рельеф сейчас находится в Каирском музее.


Капитан египетской экспедиции в сопровождении солдат передает правителям страны Пунт товары из Египта.


Деревья «антиу» вместе с корнями поместили в корзины и несут на корабль


Общий вид простенка с рельефами


Шествие, демонстрирующее изобилие вывозимых из Пунта товаров


Драгоценные деревья заносят на борт корабля


Корабли подняли паруса и отправляются в обратный путь на родину

По сторонам от портиков расположены святилища Анубиса и Хатхор. Анубис был властелином некрополей, а территория самого Дейр эль-Бахри была издавна посвящена Хатхор, почитание которой давало людям надежду на обновление жизненных сил и возрождение после смерти. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Колонны святилища Хатхор завершены хатхорическими капителями, выполненными в виде лица этой богини, а на стенах святилища изображена сидящая фигура Тутмоса II, руку которого лижет корова - священное животное Хатхор.

По обе стороны второй террасы находятся святилища проводника в загробный мир Анубиса и богини любви Хатхор, представляющие собой небольшие залы с 12 колоннами, из которых можно было попасть вглубь скалы, во внутренние помещения.


Храм Анубиса украшен гипостильным залом с 12-ю 16-гранными колоннами и астрономическим потолком


Юго-западная стена. Изображение Хатшепсут, помещенной между Нехбет(?) и Ра-Хорахти, целенаправленно уничтожено.


Северо-западная стена. Жертвоприношения Амону.


Северо-западная стена. Жертвоприношения Анубису.


Северо-восточная стена. Тутмос III приносит дары Сокару.

Верхняя часть храма царицы Хатшепсут посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут - Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.


Стены по периметру вестибюля и гипостильного зала декорированы сценами празднеств в честь богини и сценами жертвоприношений Хатхор, предстающей на своей лодке в форме коровы. Хатхор в образе коровы лижет руку царицы.


Традиционный орнамент: «... вся жизнь, стабильность и власть... вся жизнь, стабильность и власть...»

Раз в год это святилище Амона становилось центром Прекрасного праздника Долины, во время которого священный образ Амона покидал стены карнакского святилища и отправлялся в заупокойные храмы фиванского некрополя. Рельефы, повествующие об этом празднике, занимают большую часть стен двора верхней террасы храма Хатшепсут. Зачастую росписи частных фиванских гробниц также связаны с этим торжеством, во время которого фиванцы приходили к своим умершим родственникам, приносили им в жертву цветы, вино, хлеба и фрукты и проводили целый день в гостях у предков, празднуя прибытие Амона-Ра на западный берег реки. Обойдя все царские храмы, ладья с божественной статуей торжественно вносилась в Джесер джесеру и проводила там ночь, чтобы утром вернуться на восточный берег реки в Карнак. Изображения на стенах святилища храма Хатшепсут показывают ладью, "плывущую" по "золотому озеру", то есть стоящую на особом священном постаменте, выполненном из чистого золота. Вокруг этого постамента располагались четыре емкости, символизировавшие четыре стороны света, наполненные ночным молоком священных коров. Факелы, размещенные вокруг ладьи, горели всю ночь; на заре их гасили в молоке.

Святилище храма символизировало утробу Хатхор, предвечной матери, проведя ночь в которой, солнечное божество возрождалось обновленным, омытое животворящим молоком, принявшим в себя его ночное свечение, которое символическим образом обозначал свет факелов. Посетив Хатхор, великую владычицу Запада, солнечный бог-творец получал новые магические силы для того, чтобы продолжить свое ежедневное циклическое странствие по орбите. Прекрасный праздник Долины был той отправной точкой ежегодного жизненного цикла, в которой солнечный бог переживал символическую смерть, чтобы утром вновь родится омоложенным, полным сил для борьбы с хаосом и силами зла.


Северо-восточная стена: лодки и парад солдат царицы в честь богини Хатхор


Хатшепсут приносит богатые дары Амону


Тот и Сешат внимательно следят за взвешиванием и учетом доставленных богатств. Здесь и горы мирры, и живые мирровые деревья в кадках.

Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону". Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.


Большинство изображений Хатшепсут уничтожено Тутмосом III. За спиной полустертой Хатшепсут осталась лишь небольшая фигура, вероятно это ка царицы.

После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.


Тутмос III перед священной баркой


Тень фигуры Хатшепсут, докладывающей Амону об успехе экспедиции

Одним из наиболее известных и сохранившихся храмов Египта является храм Хатшепсут в Луксоре. Помимо самой царицы, комплекс в Дейр эль-Бахри был посвящён Амону-Ра, отцу Хатшепсут Тутмосу I, богу Анубису и богине Хатхор Иментет. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Луксоре в древности именовался Джесер Джесеру — «Священнейший из священных». Царица Хатшепсут — женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Она правила 22 года около 1490—1468 годов до нашей эры. Хатшепсут восстановила могущество Египта после нашествия гиксосов и возвела множество памятников и храмов по всей стране.

Макет храма Хатшепсут в Луксоре

Возле касс находится макет заупокойного храма царицы. Можно увидеть как храм Хатшепсут выглядел в Древнем Египте после окончания строительства 3,5 тысячи лет назад.

На макете, слева от погребального храма Хатшепсут находится рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа II. Он был на 3 метра выше храма царицы, но к сожалению храм Ментухотепа в Луксоре не сохранился, его разрушило землетрясение.

Вот, что дошло до наших дней.

Дорога до храма в Дейр эль-Бахри

На видео дорога от касс до храма Хатшепсут. От касс до храма в Дейр эль-Бахри возит паровозик.

Нижняя терраса храма Хатшепсут в Луксоре

Вход на нижнюю террасу храма царицы Хатшепсут закрыт. По этому мы не останавливаясь поднимаемся дальше.

Средний уровень храма

Средняя терраса заупокойного храма Хатшепсут имеет широкую площадь.

На фото ниже левое крыло храма.

Заупокойный храм Хатшепсут в Луксоре в своём левом крыле имеет Святилище Хатхор — здесь мне пришлось попрощаться с 2-ым и 3-х фунтов.

Правое крыло храма.


Здесь тоже сохранились оригинальные краски. В Святилище Анубиса звезды на потолке такие же как и в .

Сокол Хор охраняет лестницу на верхний ярус храма в Луксоре.

Верхняя терраса храма Хатшепсут в Луксоре

Верхняя терраса заупокойного храма царицы была посвящена богам даровавшим жизнь Египту и самой Хатшепсут.


По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей царицы Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес.

В центре этого комплекса находится Святая Святых, святилище Амона-Ра в храме царицы. Святилище было самой главной и самой сокровенной частью всего храма в Дейр-эль-Бахри.

Внутри тусовалась какая-то группа попавшая во внутрь не известным путём. Вход через верх был огорожен.

Над храмом Хатшепсут нависает гора, за ней находится .

Вид сверху, с третьей террасы храма.

Храм Хатшепсут в Луксоре строился на протяжении 9 лет.

Долина Дейр эль-Бахри

Долина Дейр эль-Бахри — это археологическая зона в Луксоре где находится храм Хатшепсут. Если к заупокойному храму Хатшепсут в Дейр эль-Бахри от входа нас вёз паровозик, то по возвращению мы на него опоздали, по этому пришлось прогуляться. Кроме храма царицы в Дейр эль-Бахри есть и другие сооружения — Храмы монастырского моря.

На фото ниже гробница Сенмута, главного архитектора храма Хатшепсут.

Где-то рядом находится гробница DB-320 (TT-320) в которой были найдены 46 мумий разных фараонов, цариц и жрецов, в том числе мумия Рамзеса II. Первоначально гробница предназначалась для верховного жреца Амона Пинеджема II. В те времена Древний Египет оказался в глубоком кризисе. С целью сохранения более ранних захоронений, саркофаги с мумиями были перенесены в гробницу Пинеджема.

Где расположен храм царицы Хатшепсут. Как добраться

Заупокойный Храм Хатшепсут находится в Луксоре, на левом западном берегу реки Нил в долине Дейр эль-Бахри. К храму можно добраться на такси, хотя это будет не очень бюджетно. Дело в том, что в самом Луксоре нет моста через Нил, он находится ниже по течению. Дешевле будет взять групповую экскурсию. Так же такси можно взять на левом берегу Нила, за одно поплавать по реке. В районе Луксора берега Нила очень красивы. В самом бюджетном варианте, можно перебраться через Нил на пароме или моторке возле Карнакского храма и от туда пройти пешком на запад. Пешком от туда идти 5 километров, учитывайте, что в Египте бывает очень жарко. Основная проходит в районе Луксорского храма, оттуда идти дальше.

Так же у нас на сайте есть статья о том, как добраться

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи