Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чудо тверской земли – николо–теребенский монастырь. Труженик (Теребени)

В далеком прошлом, в 1492 году, помещик из селения Теребени Михаил Обудков решил выстроить храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Для этой благой цели он подобрал нужное место и разместил на нем образ Святого Николая, но по неизвестной причине икона оказывалась возле Мологи, на берегу которой росли пять берез. В этом было чудесное знамение о месторасположении храма, поэтому помещик не стал противиться судьбе. На выбранном месте была возведена деревянная церковь. Первоначально она была приходской, но с течением времени возле нее образовался монастырь.

В период Смутного времени поляки разграбили обитель. На протяжении 30 лет монастырь постепенно затухал, но в 1641 году Артемий и Авраамий – местные иноки – решили начать возведение часовни. Во время подготовительных работ они неожиданно нашли икону Святого Николая – абсолютно целую. Получив радостное известие, было принято решение выстроить небольшой деревянный храм – именно так состоялось возрождение Теребенского монастыря на своем предыдущем месте. Строительство храма велось буквально «всем миром», многие местные жители не скупились на пожертвования. Важной церковной реликвией стала икона Теребенской Богоматери, которая в будущем спасла народ от смертоносной эпидемии моровой язвы.

До наступления социалистической революции Николо-Теребенский мужской монастырь был прославлен, ведь в его владении находилось 1350 га земельных наделов, которыми обитель пользовалась даже после секуляризации. На земле трудились крестьяне, которые благодаря своему трудолюбию, жили по тем временам довольно хорошо. При монастыре значилось примерно сорок человек. Обитель содержала духовную семинарию Твери и оказывала большую помощь нуждающимся сиротам.

В 1920-х годах монастырь был закрыт, как и другие обители, но местные жители смогли сохранить ценные святыни. Только в 1990-х годах с благословения Тверского и Кашинского архиепископа, а также благодаря стараниям иерея Геннадия начался процесс возрождения старинной Теребенской пустыни. В середине 2004 года она получила статус уже женской, что произошло при настоятельнице Ольге.

На сегодняшний день в состав монастыря входят следующие храмы: Никольский собор, Подземный храм преподобного Александра Свирского, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, братский и настоятельский корпуса, стены обители, включая расположенную с южной стороны и оснащенную хозяйственными постройками. Полному разрушению подверглась Сретенская церковь. Имеющиеся в храме многочисленные росписи подлежат тщательному восстановлению.

В 17 столетии был выстроен Никольский собор, но окончательный вид он приобрел только в 1833 году. Собор поражает своей красотой, ведь он оснащен пятью куполами и роскошными главками. Освящение храма состоялось в 1838 году. Удивительным явлением стало то, что сегодня на стенах собора стали проявляться фрески, но их авторы до сих пор неизвестны.

Подземный храм Александра Свирского был возведен в 18 столетии. В прошлом храм был пронизан подземными ходами, хотя в настоящее время все они заложены по причине обваливания грунта.

Заложение храма Благовещения Пресвятой Богородицы состоялось 9 мая 1882 года при поддержке Тверского и Кашинского архиепископа Саввы. Изначально он имел хозяйственные постройки и кельи, но вскоре стены пошли трещинами. Здание разобрали, и спустя год строительные работы были снова возобновлены. Сегодня Благовещенский храм отреставрирован и в нем совершаются должные богослужения.

При Николо-Теребенском монастыре действует медико-реабилитационный учебный центр, предназначенный для детей, которые остались без родителей. В распоряжении обители имеется 640 га земельных наделов, нуждающихся в тщательной обработке. Здесь же планируется создание сельскохозяйственного предприятия, ведь на его основе многочисленные учащиеся смогут проходить практические занятия.

Несмотря на то, что некоторые постройки Никольского монастыря нуждаются в реставрационных работах, обитель привлекает к себе множество православных верующих.

Сведения за 2008 год о посещаемости приходов в праздничные дни и примерная оценка общего количества прихожан:

В праздничные дни и престольные праздники – более 100 человек; примерное общее количество прихожан – 10 человек, в дачный сезон – до 30 человек.

Сведения о катехизации и образовании:

◊ Имеется Воскресная школа;
◊ В монастыре имеется детский приют. Для детей организовано обучение, медицинское обслуживание, воспитание в быту. В монастырской школе трудятся 6 педагогов.
◊ В монастыре действует приходская общеобразовательная школа, в которой обучаются 12 воспитанниц монастырского приюта.
◊ Имеется микроавтобус «Газель» для обеспечения экскурсий
◊ Действует вокальный класс, в котором обучается 20 человек;
◊ Имеется приходская библиотека;
◊ Проводились семинары по педагогике и психологии для городских учителей;
◊ Проводились культурно-просветительские занятия с прихожанами и учащимися города

Сведения о социальном служении

В монастыре имеется детский приют. Для детей организовано обучение, медицинское обслуживание, воспитание в быту.
Регулярно монастырь оказывает благотворительную помощь бедным и многодетным семьям, детской больнице, детскому садику, школам.

Сведения о численности насельников монастырей, материальная база, краткая историческая справка

Насельников 4 человека, из них одна настоятельница, 2 послушницы, 1 трудница.

Материальная база

Монастырь имеет 5 коров, 1 быка, 1 телочку, 1 лошадь, 1 осла, 30 кур.
Монастырь полностью обеспечил себя на всю зиму овощами, выращенными на приусадебном участке (картошкой, морковкой, свеклой, капустой, луком, чесноком, помидорами, перцем, огурцами, кабачками, тыквой).
В минувшем году выкуплены и оформлены земли в собственность в размере 639 га (ранее принадлежавшие монастырю).
Сохранились и подлежат реставрации:
◊ Никольский собор;
◊ Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы;
◊ Поземная церковь прп. Александра Свирского;
◊ Настоятельский и братский корпуса;
◊ Стены монастыря, в т.ч. южная стена с хозяйственными постройками
◊ Росписи в храмах

Историческая справка

В XV в. село Теребени принадлежало благочестивому Михаилу Обудкову.
В 1492г. он вознамерился построить в своем селе церковь во имя Святителя Николая чудотворца. Избрал для нее место и поставил на том месте свой образ Святителя Николая Чудотворца. Но икона чудным образом сходила с того места и всякий раз оказывалась в другом месте, «в расстоянии от села Теребени на полпоприще к озеру и к реке Мологе, где стояли пять берез и был водный кладезь».
Обухов увидел тогда в этом чудном знамении от образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей.
Сначала это была приходская церковь, а потом около нее образовался монастырь. В смутное время между царствования она была разорена и сожжена поляками.
В 1611 году для подвигов поселился здесь инок Онуфрий, но не снес пустоты и бедности этого места и ушел. И так продолжалось запустения этого места еще тридцать лет.
Только в 1641 году два инока, Авраамий и Артемий, начали строить на месте сгоревшей церкви часовню.
Стали они расчищать место на развалинах прежней церкви и среди них нашли прежнюю чудотворную икону святителя совершенно целой и невредимой.
Таким образом возродилась Теребеньковская обитель на своем старинном месте.
Слава о ее чудотворном образе стала быстро распространяться. Особенно возросло всеобщее почитание к ней с того времени, когда святитель Николай через свой чудотворный образ избавил окрестный с монастырем Бежецкий край от моровой язвы.
В память этого события ежегодно совершался крестный ход с 23 июня по 12 июля в Бежецк и попутные селения.
В 1667 г. игумен Мисаил решил на месте старой деревянной церкви построить новую каменную церковь во имя святителя Николая Чудотворца.

Николо-Теребенская пустынь, находится в Максатихинском районе Тверской области, основана в 1641 г на месте разоренного литовцами монастыря свт. Николая в с. Теребени. Храм обители был построен владельцем села боярином Михаилом Обутковым в 1492 г. Вначале Обутков избрал для храма другое место, но когда было положено основание церкви и на этом основании был поставлен принадлежащий Обуткову образ свт. Николая - совершилось чудо. Икона несколько раз сходила с приготовленного для нее места и неизменно оказывалась на краю села Теребени. Увидев в этом волю самого Святителя, Обутков построил храм на избранном иконой месте. Вначале это была приходская церковь, затем образовался монастырь.
В смутное время обитель была разорена, осталась только полуразрушенная церковь, в которой чудесным образом сохранилась икона свт. Николая. В 1611 г. на это место пришел инок Онуфрий и поселился возле запустевшей церкви. Однако инок прожил здесь недолго, скудость места и недостатки заставили его уйти.
В 1641 г. в царствование Михаила Федоровича на это же самое место пришел священноинок Авраамий. Вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживающим в 5 верстах от обители в с. Топальском он построил небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и разбирая развалины нашли икону Святителя совершенно невредимой - ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели от дыма пожаров. Вскоре к инокам Авраам ию и Артемию присоединился монах Феодосии, бывший крестьянин князя Феодора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили ее. Таким образом возродилась Теребенская обитель на своем старинном месте. Авраамий был первым настоятелем.
От образа Святителя Николая совершалось много чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В память этого событии ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с (23 июня по 12 июля ст.стиль) 14 по 21 июля н.стиля от Николо-Теребенской пустыни в г.Бежецк и попутные селения.
К концу 19 в. в обители было три храма, из которых главный -соборная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с колокольней. В храме два придела: справа во имя Владимирской Божией Матери, слева - в честь прав. Иакова Боровичского. Освящен храм в 1838 г.
В 1882 г. была заложена, а в 1883 г освящена Благовещенская церковь на месте разобранного Благовещенского же храма, построенного в начале 18 в. В новой Благовещенской церкви устроен придел в честь свт. Арсения Тверского.
Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. Этот храм не сохранился.
В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского.
После 1917 г. монастырь был закрыт, здания на территории монастыря используются для хранения удобрений. И только с середины 90-х годов начинается восстановлении пустыни.
В обители находятся две чудотворных иконы - Теребенская икона Божией Матери и Теребенская икона Святителя Николая. Икона Божией Матери упоминается вместе с другими чудотворными иконами очень давно, но подробных сведений о ней не имеется. Икона эта - копия с подлинной, где находится подлинная - неизвестно.
Согласно ходатайства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 года, журнал № 42 определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).
В настоящее время приход официально не передан монастырю, а также храмы и строения, которые числятся на балансе прихода. Земля, на которой стоит монастырь, не передан и документально не оформлена в длительную и бессрочную аренду прихода. Монастырь пока не имеет своей материальной базы и живет только на пожертвования.
Общая численность населения проживающего в населенном пункте, где расположен монастырь составляет 207 человек. Причем большая часть населения, а это количество составляет более 50%, проживает в деревне только в летнее время.
В радиусе 5-10 км от Труженика ряд деревень, в которых проживает в зимнее время по 7-10 человек. Общее количество человек прописанных в Труженицком сельском округе составляет около одной тысячи человек. Как уже говорилось в основном это дачное население.
Вместе с главой администрации поселкового совета в день празднования дня пожилого человека посещались почти все деревни прилежащие к поселку, дом-интернат для пожилых людей. Познакомились почти со всеми старушками, которые хотели бы придти в храм, но по состоянию здоровья не могут это сделать. В настоящее время с администрацией поселкового совета имеется предварительная договоренность о том, что в двунадесятые праздники, а также через одно воскресенье администрация поселка будет выделять автобус для жителей сельского округа, желающих посетить богослужение в монастыре.

(Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии.)

ПОВЕСТЬ ОБ ОСНОВАНИИ НИКОЛО-ТЕРЕБЕНСКОЙ ПУСТЫНИ

В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее для этого место, и положив было уже на нём основание ей, поставил здесь свой образ Святителя. Но икона несколько раз невидимо сходила отсюда, и всякий раз оказывалась в другом месте - недалеко от озера и реки Мологи, где стояли пять берез, и был водный «кладязь». Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. Таким образом, на месте, указанном самим Угодником, выстроили деревянную церковь. Помещик же, в вечное поминание себе и роду своему, отдал церковным служителям и свое село Теребени. Поначалу церковь была только приходской, но вскоре около неё образовался монастырь. Вот с чего началась Теребенская обитель.


ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ И ЧУДЕСНОЕ ОБРЕТЕНИЕ ОБРАЗА СВТ. НИКОЛАЯ

В смутное время междуцарствования обитель разорили поляки. В 1611 году поселился, было здесь, для подвигов инок Онуфрий, но не вынес пустоты и бедности этого места и ушел. И ещё 30 лет продолжалось запустение, пока в 1641 году два инока, Авраамий и Артемий, не решили поселиться на развалинах. Они начали на месте разрушенной церкви строить часовню. Расчищая место под строительство, неожиданно наткнулись на прежнюю чудотворную икону Святителя, которая был цела и невредима. Ни огонь её не коснулся, ни краски её не потемнели в течение 40 лет, когда она лежала в земле в гниющих руинах. Больше всего обрадовались этому образу иноки и немедленно построили в честь Чудотворца вместо часовни целый храм, хотя и небольшой и деревянный. Таким образом, возродилась Теребенская обитель на своём старинном месте. Слава о её чудотворном явленном образе стала быстро распространяться, число богомольцев росло, на жертву никто не скупился, благодаря чему обитель стала цветущей, богатой и благоустроенной.


ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕРКВЕЙ

Слава образа Николая Чудотворца привлекала в пустынь много богомольцев, и старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657г. настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей. Московский боярин Борис Иванович Морозов дал 400 рублей, боярин Илия Дмитриевич Милославский дал 400 рублей. Эти деньги предназначались на каменную церковь, но построили деревянную рядом со старой Никольской с 5-ю престолами. Три из них были уже освящены, когда в одну ночь новопостроенная церковь попущением Божьим сгорела, а старая осталась невредима, хотя была в 3 саженях. Через 7 лет тот же Нафанаил сделал новые деревянные постройки - трапезу с хлебнею; а над трапезой колокольницу; над хлебнею - кельи с сенями и чуланами и переходы от них всех к церкви. Вскоре все это сгорело, а церковь сохранилась. Через 2 года в 1667 г. игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь просуществовала до 1830 года. Он же построил новую церковь Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освещена в середине ХVШв. подземная церковь.
Основание церкви Благовещения было заложено в 1706г. и освящено во имя Иакова Боровичского Чудотворца, а через год архимандрит Тарасий с братиею просили митрополита Иова благословить их переименовать строящийся храм в Благовещенский, а придел в соборном храме во имя Иакова Боровичского Чудотворца. Митрополит позволил. При этой церкви были трапеза и кухня с другими службами. Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви им быть неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде. В результате этого в 1881 г. церковь с пристройками была разобрана и на этом месте построена новая Благовещенская церковь с приделом в честь Святителя Арсения Епископа Тверского.
Заложена новая Благовещенская церковь 9 мая 1882 г. Его Высокопреосвященством Саввою Архиепископом Тверским и Кашинским.
Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, еще 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположенные попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых выешею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа.
Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле В1756 г. и закончена в 1757 г. в царствование Елизаветы Петровны при строителе обители игумене Феодосие.
Сретенская церковь не сохранилась.
Соборная церковь с колокольней - главный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 сажен. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен на полименте. Освящен храм в 1838 г. 1 октября Высокопреосвященством Григорием. При сем храме имеются в трапезе 2 придельных храма; на правой стороне во имя Владимирской Божией Матери, освященный 20 октября 1834 г. Краснохолмским Архимандритом Серафимом; на левой стороне - во имя Святого Праведного Иакова Боровичскаго Чудотворца, освященный 23 октября 1834 г. строителем сей пустыни иеромонахом Гавриилом. Фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца, украшают сей храм.
Из материалов в Тверском архиве сведения о колокольне: "Каменная колокольня построена в 1835 году. Три яруса: 1-ый ярус - четырехугольный; 2-ой ярус - восьмиугольный с 8 полуколоннами; 3-ий ярус - четырехугольный с 8 колоннами. Крыта железом крашенным медянкою. Крест железный, вызолоченный на гульдфарбу. Высота колокольни 16 сажень, с крестом 17 сажень. Двенадцать медных колоколов. Под колокольней палата для хранения казны".
Реставрация колокольни началась в 1996 году. При советской власти на колокольне не осталось ни одного колокола, и все они были утеряны.
Только в 1999 году вопрос о колокольном звоне стал решаться. Отливать колокола взялась Минская мастерская "Отменное литье", под управлением известного литейщика Сергея Владимировича на благотворительные средства. Новые колокола были подняты на колокольню в 2000 году.


ВОЗРОЖДЕНИЕ ПУСТЫНИ. НАЧАЛО XXI

После 80 лет безбожия и поругания в ср.1990-х гг. по благословению Высокопреосвященнейшего Виктора, архиепископа Тверского и Кашинского началось восстановление древней Теребенской пустыни. В 2004 году обитель получила статус женского монастыря и настоятельницей Священным Синодом РПЦ была назначена монахиня Ольга (Назмутдинова). Все хозяйственныйе заботы легли на ее плечи.
В настоящее время сохранились и подлежат реконструкции непосредственно на территории монастыря:
Никольский Собор;
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы;
Подземная церковь прп. Александра Свирского;
Настоятельский и братский корпуса;
Стены монастыря, в том числе южная стена с хозяйственными постройками (хозяйственные постройки полностью разрушены).
Полностью разрушена Сретенская церковь.
Росписи в храме: подлежат восстановлению.
К приходу относятся также церкви и часовни за пределами монастыря, которые подлежат реставрации:
Церковь Михаила Архангела в деревне Лощемля (на пути Крестного хода, 1-ый день Крестного хода).
Церковь Благовещения в деревне Раевское (на пути Крестного хода, 2-ой день Крестного хода),
Церковь на погосте в деревне Ворожебское (на пути Крестного хода, 3-ий день Крестного хода).
В настоящее время строятся часовни:
Часовня Параскевы Пятницы (выстроена заново в 2000 году, остались внутренние работы),
Часовня Николая Угодника в деревне Малышеве,
Часовня Благовещения на месте древнего города Вы-изьска, при впадении реки Кезы в реку Мологу,
Часовня «Всех скорбящих Радость» на кладбище в деревне Ворожебское.
В планах строительство часовни Живоначальной Троицы в деревне Топальское.
В планах устройство богадельни в имеющихся зданиях, относящихся к приходу, в деревне Пятницкое.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛЬШОГО БЕЖЕЦКОГО КРЕСТНОГО ХОДА

В лето 1654 года, в дни державы христолюбивого государя царя и великого князя Алексия Михайловича, всея России самодержца, при святейшем Никоне, архиепископе царствующего города Москвы и всея Северной страны патриархе, в третье лето патриаршества его посещением Божиим из-за наших грехов в Москве, в окрестных городах, селах и в Бежецком крае началась эпидемия страшной моровой язвы. Бежечане, зная, что это за бедствие и сколько жизней оно уносит, обратились с мольбой о прощении и помиловании к Богу и Пречистой Его Матери Приснодеве Марии. Крепко же веруя в необоримую силу святой молитвы перед Господом святителя Николая, граждане в великом множестве пришли в Теребенскую обитель. С подобающей честью взяли чудотворный образ и прибыли в Бежецкий Верх 13 июля (30 июня по старому стилю) 1654 года. Благоговейно и с великой надеждой встретили дивную икону в Бежецке и поставили её в кафедральном соборе Воскресения Христова. С того самого дня, когда чудотворная икона прибыла в Бежецк, моровая язва в городе и крае стала прекращаться. Православные, в благодарность Богу и святителю Николаю, три дня служили молебны перед дивным образом и с великими почестями 4 июля святую икону проводили обратно в Теребенскую обитель. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать Крестный ход с чудотворным образом из Теребенской обители в Бежецкий Верх. А название с тех пор этот ход получил «Большой Бежецкий Крестный ход».


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОЛЬШОГО БЕЖЕЦКОГО КРЕСТНОГО ХОДА

По свидетельству предания, холера ещё неоднократно в больших размерах вспыхивала в Бежецком крае, но как только приносили Теребенский чудотворный образ, эпидемия совершенно прекращалась. Поскольку образ прибывал не сухим путем, а плыл по реке Мологе, поэтому непременную принадлежность этого хода составляло особое судно - большая раскрашенная лодка с построенной на ней часовней о пяти главах и с флагом. На ней образ заезжал почти во все прибрежные селения, а из них, в свою очередь, носили его по окрестным местностям. Таким образом, святая икона шествовала с великим торжеством и по земле и по водам. С 2 по 12 июля, день и ночь, Крестный ход был в движении. Селения одно у другого отбивали честь принятия иконы у себя. 13 июля ладья приближалась к самому Бежецку, и начиналось ликование города,

ВСТРЕЧА И ПРЕБЫВАНИЕ ЧУДОТВОРНОГО ОБРАЗА В БЕЖЕЦКЕ

Оба берега реки заблаговременно не менее чем на две версты были покрыты массой народа. Все с нетерпением ожидали прибытия ладьи с прославленной иконой. А на священном судне в это время шло торжественное приготовление к триумфальному вступлению в город. Чудотворный образ воздвигался на возвышенное место, после чего на ладье раздавалось громогласное пение, а в городе начинался перезвон колоколов. Все городские священники в облачении выходили из соборного храма с пением и с хоругвями, от Штабского моста, как места пристанища для священной ладьи, нисходили под балдахин, укрепленный на мосту, и подходили к самой ладье. При продолжающемся колокольном звоне священная ладья с чудотворным образом медленно двигалась по самой середине Мологи. Пение у моста, пение на священной ладье, тихая молитва на устах каждого, коленопреклонения, слезы - все это обращено к священному образу дивного Святителя. Вот что открывалось изумленным взорам благоговейного христианина при виде Большого Бежецкого Крестного хода! Этого мало: сама река наполнялась встречающим народом - одни двигали священную ладью руками, другие ждали минуты, когда она сравняется с ними, и, дождавшись, с благоговейной на устах молитвой к Святителю, брались на бечеву и тянули или, прикоснувшись к ладье, тащили её, или просто умывались и погружались в воду, особенно больные, одержимые разными недугами, или женщины со своими больными детьми.
Наконец, освященная ладья приставала близ моста к берегу. Это, примерно, за 400 метров от кафедрального собора Воскресения Христова. И это расстояние Крестный ход проделывал не менее чем за три часа. Виною тому было несметное количество людей, и каждый прорывался приложиться к чудотворному образу. Но что особенно было удивительным: всё проходило без крика и шума «со всякою благоговейною осторожностью».
Восемь дней Теребенская икона находилась в Бежецке. И все эти дни считались праздничными. В это время открывалась Космодемьянская ярмарка (годовой торг). А чудотворный образ носили из дома в дом, не минуя самого беднейшего. Когда икону вносили в дом, где царили распри, то после пребывания её здесь устанавливались мир и покой. Во время пребывания иконы святителя Николая в городе в один избранный день (18 или 19 июля) совершалось соборное служение пред образом, а на другой день после соборного служения Литургии бывал общий Крестный ход вокруг всего города с чудотворным образом. При каждой приходской церкви при этом совершались литии о благосостоянии города, в память избавления в 1654 году силою этого образа от моровой язвы. Вечером, 20 июля, в соборе совершалось торжественное Всенощное бдение в присутствии образа. А 21 июля, после Литургии, в 4 часа дня, при бесчисленном стечении народа, с участием всего городского духовенства, в сопровождении крестов, хоругвей и образов всех церквей, напутствуемый молебным пением и радостным звоном колоколов образ Святителя возвращался на священную ладью. Через погост Узмень, сёла Чижово, Еськи и Топальское, где снова проходили торжественные встречи, остановки и проводы, наконец, 25 июля снова прибывал в свою пустынь. С таким же торжеством, как и при проводах, при таком же множественном стечении по этому случаю богомольцев снимали чудотворную икону со священной ладьи, приносили в соборный храм Теребенской обители и после молебствия водружали её на обычное место в иконостасе.

Николо-теребенская пустынь. Чудеса случаются? August 20th, 2014

Когда я читал про Николо-Теребенский женский монастырь, рассматривал его фотографии, это место представлялось мне медвежьим углом, однако, летом здесь довольно оживлённо. Как это часто бывает в провинции, села и деревни, где по переписи числится пару человек, в теплое время года пополняются дачным людом и кажется, что не все еще потеряно.

Монастырь особенно впечатлял меня двумя своими сооружениями: подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского и никольская церковь с печной трубой (наследие советского периода). Смотрелись эти два объекта особенно непривычно. Сейчас монастырь вовсю восстанавливается, хотя монахинь здесь можно сосчитать по пальцам одной руки. Матушка Ольга очень приветливый и радушный человек. На территории монастыря небольшой огородик, есть у монастыря и свои поля. Держат скотину, например творог и молоко из монастыря возят на продажу в Тверь. Вообще монастырь и его обитатели оставляет очень светлое впечатление.

Стал широко известен и случай фресок, которые сами восстанавливаются, без всякой реставрации. Так это или нет, но фрески действительно в таком виде, будто бы их подновили вот совсем недавно. Не вижу смысла монахиням и местным жителям выдумывать это. А факт остается фактом, фрески не реставрировались. Так что те, кто в нашем циничном суетном мире еще не разучился не то чтобы верить, а впускать в свое серце хотя бы теоретическую возможность чуда, может лично убедиться в этом. Обшарпанные стены, ждущее ремонта внутреннее убранство и... будто только написанные фрески, которым уже более полутора сотен лет. Фрески, к слову, писали ученики Венецианова.

Изначально монастырь был мужским. И как многие монастыри служил не только для религиозных целей, но и мог дать отпор неприятелю. Стены монастыря достигают в толщину 6 метров, а общая их протяженность когда-то составляла более километра. Бойницы и башни дошли и до нынешних времен. Почти у стен Молога, в те времена, наверняка еще бывшая судоходной.

Я ничего не нашел о советском периоде в истории пустыни. Внутри башен видна типовая покраска для тех времен. В таких монастырях, особенно удаленных любили делать колонии для несовершеннолетних. Возможно, монастырь использовался под свои нужды местным колхозом. Колхоз в 1946 году стал называться Труженик и именно так называется теперь поселок, в котором и распологается Николо-Теребенский монастырь. А изначально село и называлось именно Теребень. Во второй половине XIX - начале XX века этот населённый пункт относился к Вышневолоцкому уезду Тверской губернии.

А начиналось наше путешествие с удивительной встречи в селе Пятницком. Все мы слышали про русское хлебосольство или, скажем, кавказское гостеприимство, знайте, тверские карелы гостеприимны до невероятности. И, кстати, встреча в Пятницком была уже второй за тот день, не улеглись еще сульчины и калитки, которыми угощали от души нас в одном из здешних карельских сёл, а нас уже встречали новые яства. И не только яства, но и гармонь, самовар и светлые улыбчивые люди в народных костюмах.

2. Вкусно все, но варенье из красного крыжовника - просто гастрономический шедевр.

После трапезы отправились к святому источнику.

Монастырь основан во имя Николая Чудотворца во второй половине XVIII века как мужской. В 1930-х годах закрыт, с середины 1990-х годов возрождается как женский. В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени, церковь во имя Святителя Николая. Выбрал подходящее место и поставил образ Святителя. Но икона несколько раз невидимо оказывалась недалеко от озера и реки Мологи, где стояли пять берез, и был водный «кладязь». Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. На месте, указанном самим Угодником, выстроили деревянную церковь. Помещик же в вечное поминание о себе и роде своем, отдал церковным служителям и свое село Теребени. Поначалу церковь была только приходской, но вскоре около неё образовался монастырь.

В смутное время обитель разорили поляки.

До революции 1917 года Николо-Теребенский мужской монастырь пользовался заслуженной славой. Когда-то ему принадлежало 1350 га земли, которой он продолжал пользоваться и после секуляризации, а монахов насчитывалось не больше сорока человек. Работавшие на этой земле крестьяне трудились на совесть, поэтому и жили хорошо, в отличие от помещичьих крестьян. Монастырь полностью содержал Тверскую духовную семинарию, помогал сиротам.

В настоящее время сохранились и подлежат реконструкции непосредственно на территории монастыря: Никольский Собор; Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы; Подземная церковь прп.Александра Свирского; Настоятельский и братский корпуса; Стены монастыря, в том числе южная стена с хозяйственными постройками (хозяйственные постройки полностью разрушены).

12. Удивительное паникадило с двухглавыми орлами. Может, я невнимателен, но похожее я встречал только в сербской Тополе .

14. Девочка Варвара. Вообще, я должен был запечатлеть ее вместе с кошкой, но она убежала и мы решили с велосипедом.

15. Никольский собор. Именно здесь чудесным образом восстанавливаются фрески. Сначала проступали фрагменты сюжетов: части одежды, лица, цветы, потом - куски композиций. Под каждой фреской есть надпись из священного писания. Матушка Ольга уверена, что восстановление фресок на сводах и стенах собора – божественное знамение. Специалисты-реставраторы пока не дают внятных объяснений. Их больше интересует то, какому мастеру они принадлежат
Предполагают, что над росписью работали калязинские живописцы Никифор Степанович Крылов (1802–1831) и Алексей Васильевич Тыранов (1817–1900), будущие ученики художника Алексея Гавриловича Венецианова(1780–1847), который неоднократно бывал в монастыре.

Тверская Карелия

Часть 8. Николо-Теребенский монастырь

Что еще и смотреть в родной стороне, как не храмы - разрушенные и восстановленные?

Ими Россия в целом и тверская земля в частности богаты.

Даже в руинированном виде храмовые комплексы производят огромное впечатление.

Не могу забыть грандиозные развалины Краснохолмского Николаева Антониева монастыря, которые с товарищами по блогтуру мы осмотрели прошлой осенью.

И вот новый блогтур и новые впечатления.

На этот раз в карельских краях тверского региона.

О Николо-Теребенском монастыре в Максатихинском районе я много слышала. И вот наконец пришлось побывать в рамках блогтура "Малые народы".

Это совсем другой монастырь. Во-первых, он не разрушенный и действующий. Во-вторых, женский (а изначально был мужской), и хозяйство в нем женское.

Для начала покажу вам монастырский огород. Мне, как тоже немного огороднице, всегда интересно взглянуть на другие грядки.

Ладная капустка!

Рядок укропа:

Котенок очарователен. Набегавшись и наигравшись с гостями, он заснул крепким счастливым сном на кухне!

Нам была оказана большая честь - нас, блогеров из Москвы, Петербурга и Твери, приняла настоятельница монастыря матушка Ольга.

Лестница в ее покои.

Матушка Ольга пригласила нас к столу, угостила вкуснейшими монастырскими яствами - молоком, творогом, лесными ягодками, чему наши столичные товарищи были несказанно рады. Для них натуральная еда - круче заграничных деликатесов.

Хозяйство в монастыре большое - огород, коровы, поля. Площадь угодий, если я правильно поняла, составляет 640 гектаров.

Основной доход монастырю приносит молоко.

Излишки продают. Литр молока идет здесь же по 40 рублей за литр, доехав до Твери, молоко дорожает до пятидесяти рублей.

Когда-то в монастыре выпекали знаменитые пряники. До 80 видов! Пряниками торговали по всему белому свету, в том числе на Красной площади в Москве.

Мне очень запомнились слова настоятельницы. Она сказала примерно следующее: "Роль монашества в наше время меняется. Нельзя закрыться в монастыре и молиться".

Возможно, такими словами матушка Ольга хотела обосновать активную хозяйственную деятельность своей паствы.

Еще один обитатель монастырского мира. Тоже вполне довольный своей участью.

Закончив с материальным, можно перейти на духовное.

Наш путь к храму был неблизким.

Николо-Теребенский монастырь расположен на севере Максатихинского района, почти на границе с Лесным районом. В окрестностях протекает река Молога.

Нынешним летом она была узкая и неглубокая. А обычно это вполне полноводная река, в прошлом судоходная.

Завершив наше знакомство с монастырем, мы не могли отказать себе в удовольствии искупаться в ее чистой воде. Одно из самых приятных воспоминаний лета!

Около часа мы ехали по шоссе, потом надо было повернуть на проселочную дорогу.

На повороте нас ждал восхитительный сюрприз - накрытый стол с великолепным угощением и гостеприимные хозяева - глава Труженицкого сельского поселения Светлана Хрусталева и местные жители - работники Дома культуры. Женщины в национальных карельских костюмах выглядели очень органично. Может, они всегда так одеты? В жаркий летний день белые сарафаны были весьма уместны.

Чай не из пакетика, а на травах, варенье из крыжовника, свежий мед, пироги - все пошло на "ура" и даже маринованные огурцы мы полностью съели. Очень вкусно!

Опять я сбиваюсь с духоподъемного на бытовое...

Проехали метров сто и новый сюрприз - девушка с коромыслом на обочине.

Русская красавица показала нам дорогу к источнику родниковой воды. Он носит имя Параскевы Пятницы.

Местные жители называют его дальний колодец.

Источник хорошо обустроен. Здесь стоит свежий сруб, внутри колодец, в котором можно набрать воды или окунуться в купель.

Но мы предпочли набрать воды из трубы, что журчит водой вне домика.

Считается, что пятницкая вода помогает излечиться от болезней желудка.

Еще пара километров живописной дороги и мы у ворот Николо-Теребенского монастыря.

Монастырь невелик по площади и стоит посреди поселка Труженик (в прошлом села Теребени)

В таком месте думается о вечном. Монастырь был основан в страшно далеком от нас XV веке, есть свидетельства, что в 1492 году местный помещик Михаил Обутков решил построить церковь во имя святителя Николая. Поводом для основания монастыря стал образ Николая Чудотворца.

Икона чудесным образом переносилась из одного места в другое. В итоге обитель поставили в том месте, которое выбрал сам образ.

С иконой связано множество различных легенд, которым можно верить или не верить.

Но вот факты. Поклониться образу Николая Чудотворца сюда приезжал император Николай Второй. На клиросе Никольского собора пел великий бас Федор Шаляпин. В росписи фремок принимал участие знаменитый художник Алексей Венецианов.

Никольский собор постройки 1833 года находится в стадии реставрации.

Внутри остатки фресок. Нам рассказали, что они самовосстанавливаются.

При советской власти храм не пустовал. Здесь то хранили удобрения, то открывали спортивный зал...

Оба монастырских храма - Никольский собор и церковь Благовещения пресвятой Богородицы стоят рядом.

В монастыре нам необыкновенно повезло - нашим гидом и поводырем стал Николай Алексеевич Соловьев, учитель истории из сельской школы, краевед и большой знаток монастырской истории.

Мы были поражены объемом его знаний и увлеченностью историей родного края.

К сожалению, запомнить все интереснейшие рассказы нашего спутника не так просто.

Николай легко оперирует событиями, датами, то и дело уходя в далекое прошлое, рассуждая о дохристианских святынях - чудесных камнях, порталах связи с небом, и других мистических предметах.

В Николо-Теребенском монастыре две святыни - икона святителя Николая Чудотворца и икона Теребенской Божьей Матери.

Обе реликвии очень почитаемы, с обеими связаны разные чудесные истории.

Как видите, люди сопровождают свои молитвы щедрыми подношениями небесной заступнице.

В храме пресвятой Богородицы очень хорошая атмосфера. Наверное, это и есть намоленность...

Про Никольский собор Николай сказал, что в нем служат ангелы... А как ему не поверишь?

После осмотра обоих храмов Николай повел нас к холмику, который я издали приняла за погреб.

Это подземная церковь преподобного Александра Свирского.

Здесь некогда жили святые старцы. Они никогда не выходили на белый свет. И после смерти остались там же.

Что вы видите? Я лицо человека. нос, глазницы...

Еще одно чудо монастыря - икона "Блаженное чрево". Она дарует бездетным долгожданных детей.

из нашей группы кажется только я полюбопытствовала - открыла дверь в часовенку и спустилась по ступенькам в подземелье. Там небольшое помещение, а в нем икона.

Ей и следует молиться.

Все ж таки живым на белом свете лучше, чем под землей.

Надо радоваться жизни!

Не забывая о вечном...

У монастыря есть сайт, он содержит больше информации.

Николо-Теребенский женский монастырь расположен вблизи реки Молока в селе Труженик (Теребени) Максатихинского района Тверской области.

История Николаевской Теребенской обители началась в 1492 году с момента возведения храма Николаю Чудотворцу помещиком Михаилом Обутовым. Он заложил в Теребенях основание для будущего храма и поставил там образ Святителя Николая, но чудесным образом икона перемещалась в другое место. Помещик с таким явлением согласился и поставил на этом месте храм.

Николо-Теребенский монастырь был основан в 1641 году как мужской, на месте разграбленного литовцами монастыря Святителя Николая, иноком Авраамием и его сподвижником Артемием при той же церкви Николая Чудотворца. Монастырь был очень состоятельным и вносил достаточно ощутимые отчисления в Тверскую епархию - до 20000 рублей в год (при стоимости одной коровы 5 рублей). При обители действовала духовная семинария, на клироксе в главном храме пел Федор Шаляпин и монастырь посещал сам Николай II.

Николо-Теребенский монастырь является третьим сооружением в мире по значению, среди возведенных в честь Николая Чудотворца. Удивительные фрески на библейские мотивы выполнены с участием знаменитого художника Васнецова. Монастырь был закрыт в 1930-х годах, в нем хранились ядохимикаты, а позднее - превращен в склад готовой продукции и спортивный зал. Верующим возвращен в 1990-х годах.

В настоящее время Николо-Теребенский монастырь действует как женский и медленно восстанавливается. В реставрации нуждаются: Никольский собор, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Преподобного Александра Свирского, настоятельский и братский корпуса, а также исторические стены монастыря.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи