Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Стоунхендж интересные факты. Стоунхендж: история и легенда

История и загадка Стоунхенджа
Стоунхендж расположен в просторной Солсберийской долине, окруженной сотнями холмов. Он символизирует тайну, силу и стойкость страны. История и цель создания его до сих пор остаются загадкой. По одной из теорий, он был храмом, построенным для поклонения дрeвним богам. Другие утверждают, что это была астрономическая обсерватория. Примечательно, что один из камней в день летнего солнцестояния отбрасывает тень в центр круга. Третья теория гласит, что это было священное место для похорон высокопоставленных жителей древних цивилизаций. Но никто не может подтвердить ни одну из теорий. Ясно одно: Стоунхендж был построен не для повседневных событий. Усилия, которые понадобились для сооружения Стоунхендж, были экстраординарные. Камни, которые мы можем наблюдать сегодня - руины, оставшиеся от оригинального сооружения. В те времена строительство такого монумента требовало огромных усилий и физического труда. На первом этапе строительства представлял собой земляное
укрепление. Это были насыпь и ров. Ров назывался Хендж. Первая постройка была возведена 5000 лет назад. Второй этап строительства — строительство внутреннего круга — происходил примерно 2000 лет назад. На этом этапе были возведены первые малые камни, которые образовали внутренний круг. Использовался базальт. Считается, что камень, который был использован для строительства внутреннего круга, был доставлен с гор Юго-Западной части Уэльса. Для этого, камень нужно было транспортировать на расстояние около 400 км. Каждый камень весил около 4 тонн, а использовалось их 80 штук. Современники предполагают, что камни тащили на валах и санях с гор до водных истоков, а затем их погружали на плоты или шлюпки и по воде перевозили через Уэльс, сгружали и снова тащили по земле около десяти километров, затем погружали на воду. После водного этапа надо было только сгрузить и протащить их три километра.
Песчаник, камень внешнего круга, весил около 50 тонн каждый! Расстояние, которое надо было преодолеть, чтобы его доставить на место, превышало 30 километров. Ученые предполагают, что для их преодоления необходимо было 600 человек только для перенесения одного камня.

Кто построил?

Точного ответа на этот вопрос нет. Строительство приписывали разным древним народам. Самая увлекательная теория связана с друидами. Впервые эту связь установил букинист Джон Одри триста лет назад. Римские писатели, включая Юлия Цезаря, упоминали Кельтское духовенство, которое процветало в период первого завоевания земель римлянами, в пятьдесят пятом году до нашей эры. Хотя к тому времени сооружению было уже около двух тысяч лет, и, к тому же друиды поклонялись Богам в лесах и не нуждались в каменных строениях. Пожалуй, самой правдоподобной догадкой является теория о том, что строительство Стоунхенджа было начато народами, жившими в конце нового каменного века, и продолжили ее люди «новой экономики». Их называли «народом чаш», так как они использовали керамическую посуду, начали создавать изделия из металла и жить в более общинном стиле. Скорее, это были представители коренного населения.
Легенда о короле Артуре тоже упоминала строительство Стоунхендж. По легенде, монумент был принесен гигантами из Африки в Ирландию и обладал лечебными силами. Но Король Аурелиус Амброзиус хотел возвести монумент для поминания и мольбы о погибших. Идея заключалась в том, чтобы перенести камни из Ирландии в Англию и восстановить постройку. Но, когда британцы прибыли в Ирландию, стало понятно, что они никогда не осилят перевоз такого груза. Следовательно, пришлось воспользоваться магическими силами и перенести сооружение.

О строительстве Стоунхенджа
Стоунжендж возводился в три этапа.
І. 3050 г. до н.э. (5050 лет назад) Кольцевой ров и насыпь (хэндж).
ІІ. Около 2600 г. до н.э. (4600 лет назад) В центре было возведено деревянное сооружение.
ІІІ. 2400-1500 гг до н.э. (4500-3500 лет назад) Был возведен каменный монумент, который затем переделывался и перестраивался в течении 1000 лет.
Самые большие глыбы круга - Сарсенские камни, - были доставлены из холмов Мальборо, расположенных в 30 км от Стоунхенджа. Камни поменьше (так называемые Синие камни), доставлялись из мистических гор Прессели, расположенных в 385 км - в Уэльсе.

Стоунхендж ежегодно посещают 1 миллион туристов, но он так и остается загадкой. Ученые относят его строительство ко временам неолита, но первое упоминание об этом "чуде света" почему-то встречается только в XI веке нашей эры.

Кто построил?

Версия № 1. Кельты
Долгое время ученые считали, что Стоунхендж построили кельты. Однако сегодня эта версия опровергнута. Не сходятся датировки. Первая кельтская археологическая культура (гальштаттская) появилась в IX веке до нашей эры. Тогда как официально принятые сегодня датировки постройки Стоунхенджа сводятся к тому, что последний этап его строительства приходится на XI век до нашей эры.

Версия № 2. Древние бритты
Если не кельты, то кто? Профессор Майкл Пирсон (Шеффилдский университет), руководитель десятилетнего исследовательского Stonehenge Riverside Project и автор книги "Стоунхендж: исследование величайшей тайны каменного века" утверждает, что мегалитический комплекс построили древние бритты, представители племен, живших на Британских островах в конце Бронзового века, во времена неолита. Сегодня это самая "рабочая" версия.

Версия № 3. Мерлин
В Средние века была популярна легенда, изложенная в "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского. Она заключается в том, что мегалитический комплекс был перенесен из Ирландии волшебником Мерлином. Легендарный маг таким образом исполнил волю Аврелия Амбрози (дядя короля Артура) об увековечивании 460 британских вождей, вероломно убитых саксами во время переговоров. С тех пор бритты называли этот комплекс «Пляска великанов».

Версия № 4. Мистификаторы

Существует также версия, что Стоунхендж - мистификация, "сработанная" в XX веке. В 2013 году в Интернете стала популярной статья, доказывающая, что знаменитый монолит бронзового века был построен между 1954 и 1958 годами.

В качестве доказательства автор материала приводит множество "сенсационных" фотоматериалов, где какие-то люди при помощи кранов устанавливают мегалиты в землю. Приводится и теоретическая "база": якобы Министерство обороны Великобритании скупало земли в районе Стоунхенджа и проводило там военные учения вплоть до Второй Мировой.

Во время войны территории близлежащих сел были выселены и якобы и сегодня находятся под властью военных структур. Автор пишет: «На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный "центр древней цивилизации", "наследие великих предков", "памятник человечества", ставший важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой "духовности"».

Версия "горячая", но безосновательная. То, что в ней выдается за сооружение Стоунхенджа - всего лишь его реставрация. О ней мы ещё расскажем.

Зачем строили?

Версия №1. Обсерватория
На сегодняшний день общепризнанной является версия о том, что Стоунхендж - древняя обсерватория. Авторство этой версии принадлежит профессору астрономии Бостонского университета Джеральду Хокинсу. В конце 1950-х годов он ввел в компьютер координаты плит и прочие параметры Стоунхенджа, а также модель движения Солнца и Луны.

В 1965 году ученый написал книгу «Расшифрованный Стоунхендж», где привел доказательства того, что Стоунхендж позволял предсказывать астрономические явления, являясь при этом обсерваторией, вычислительным центром и календарем .

Другой известный астроном, Фред Хойл, также занимался проблемой Стоунхенджа и установил, что строители мегалитического комплекса знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года.

Версия № 2. Модель галактики
В 1998 году ученые-астрономы воссоздали компьютерную модель первоначального вида Стоунхенджа и пришли к выводу, что каменная обсерватория является ещё и моделью Солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно представлениям древних, солнечная система состоит из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, еще одна - между орбитой Марса и Юпитера.

Версия № 3. Ритуальный комплекс
Четырехлетнее исследование , проведенное австрийским Институтом археологической разведки и виртуальной археологии Людвига Больцмана, установило, что Стоунхендж - не одиноко стоящий мегалит, а часть огромного ритуального комплекса из 18 частей, расположенных в районе 12 квадратных километров от Стоунхенджа.
Изыскания проводились при помощи дистанционного зондирования и других передовых геофизических методов.

Версия № 3. "Дискотека"
Пожалуй, самой оригинальной версией предназначения Стоунхенджа (если не брать в расчет инопланетную базу для гуманоидиов), является версия о том, что Стоунхендж - древняя "дискотека".
Профессор Руперт Тилл, эксперт по акустике и музыкальным технологиям из Хадерсфилдского университета провел исследования и пришел к выводу, что исполинские камни комплекса являются идеальными звукоотражателями. Если их установить в определенном порядке, они могут давать интересные акустические эффекты.

Конечно, свои опыты (после компьютерного моделирования) Руперт Тилл проделывал не в Англии, а в штате Вашингтон, где есть точная копия мегалитического комплекса. Эта версия, хотя и кажется странной, не исключает предыдущую - на капище могли проводиться ритуальные танцы под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Как строили?

Пролить свет на то, как был построен Стоунхендж, ученым помогло изучение материалов, из которых он состоит. Комплекс сложен из трёх типов камней:

1) Долерит («синий» камень, точнее, серый с синеватым оттенком песчаник)
2) Риолит
3) Вулканический туф.

Камни этих пород встречаются только в горах Уэльса (210 км от Стоунхенджа, а с учётом особенностей рельефа - 380 км).

По мнению исследователя Стоунхенджа Ричарда Аткинсона, камни везли на деревянных салазках по бревнам. Проведенные эксперименты показали: 24 человека могут перемещать таким способом груз в одну тонну со скоростью полтора километра в день.

Большая же часть пути проходила по воде. Скорости перемещения способствовало и то, что камни обрабатывали ещё до их перемещения на место, используя для этого как каменные инструменты, так и температурную обработку.

По словам Джеральда Хокинса, для установки блоков сначала откапывалась яма по размеру, три стенки которой были отвесными, а одна с углом в 45 градусов, использовавшаяся в качестве приемного пандуса.

Перед постановкой камня стенки ямы обкладывали деревянными кольями. Благодаря им камень скользил вниз, не осыпая землю. Оббитые в форме тупого конуса нижние части блоков можно было поворачивать по своей оси даже после того, как земля была утрамбована.

Что осталось от Стоунхенджа?

Если посмотреть на картину Джона Консебля, написанную им с натуры на территории Стоунхенджа в 1835 году, мы увидим груды сваленных камней. Именно так легендарный мегалитический комплекс выглядел вплоть до начала XX века. С тех пор он, как мы знаем, изменился. Не все об этом знают, но Стоунхендж подвергся серьезной и долгой реставрации.

Первый её этап прошел ещё в 1901 году. Реконструкция продолжалась вплоть до 1964-го, причем информация о работах тщательно скрывалась. Когда о ней стало известно широкой общественности, это породило многочисленные нападки общественности и прессы. Возмущаться было от чего. По сути, комплекс был отстроен заново. Реставраторы с помощью подъемных кранов ставили мегалиты и перемычки, укрепляли камни, бетонировали их основания.

В общем и целом, Стоунхендж "уже не тот", но об этом не принято упоминать в буклетах. Иначе бы этот самый известный (но далеко не уникальный) мегалитический комплекс не обеспечивал приток в 1 миллион тысяч туристов в год.

Источник фото: id.wikipedia.org

O

Этимология

Точный перевод старинного староанглийского названия Стоунхенджа - Stanhengues (Станхенг) остаётся достаточно неопределённым. Хотя переводы делались ещё в Средневековье, что давало «подвешенные камни» или «висячие камни». Менее убедительные варианты - «каменная петля» и «каменная курица» ассоциировались с виселицей, так как виселицы представляли собой перекладину на двух стойках.

Современное название Stonehenge имеет значение «каменный хендж», то есть «каменный круг», так как вторая часть слова послужила для создания археологического термина хендж - ритуального круга из грунтового вала со рвом по внутренней стороне.

Видео по теме

Описание

На плане выделяются

Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, обозначены на плане цветом: серым - для валунов песчаника (сарсена) и синим - для ввозимых издалека камней, главным образом голубых камней (bluestone). Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это ближайший каменный карьер.

Расположение камней реконструировал Уильям Стьюкли в середине XVIII века , дальнейшие исследования внесли в него незначительные коррективы. (См. также круговые панорамы , ).

Датировка сооружения

Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами . Раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовому векам. Современная датировка элементов Стоунхенджа основана на радиоуглеродном методе . В настоящее время выделяют следующие фазы:

Назначение

Стоунхендж в летнее солнцестояние, 1700 г.

Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина . В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне . Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы . В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже, как о святилище друидов . Некоторые считали, что это гробница Боадицеи - языческой королевы.

В 1995 году британский астроном Данкан Стил выдвинул теорию, согласно которой Стоунхендж изначально служил для предсказания космических катастроф (связанных с последствиями прохождения Земли через хвост кометы, известный, как Taurida Complex). Научного подтверждения она не имеет.

Также часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были много позже постройки Стоунхенджа. Например, во рву найден скелет молодого мужчины, датированный с помощью радиоуглеродного метода 780-410 годами до н. э.

Фильмография

  • д/ф «Загадки истории. Правда о Стоунхендже» (AETN International и КП Продакшн, 2010)
  • д/ф «Гениальная геометрия. Следы таинственных предков» (англ. Genius and Geometry. Traces of Our Enigmatic Ancestors ) (реж. Рональд Вауган, 2010)

Окрестности Стоунхенджа

Исторические и археологические памятники в окрестностях Стоунхенджа

Кроме Стоунхенджского кромлеха, в близлежащей местности выявлен ряд других памятников эпохи неолита и более позднего времени. Среди них курганы, рвы, другие культовые сооружения. Упоминания заслуживает

Огромные камни, курганы, рвы, ямы и валы – уже на протяжении многих столетий Стоунхендж вызывает интерес у историков, астрономов, астрологов, которые выдвигают различные теории причин его происхождения и предназначения.

Многие задаются вопросами, сколько лет этому сооружению и какова история Стоунхенджа. По возрасту он ненамного младше египетских пирамид – согласно последним данным его построили почти четыре тысячи лет тому назад. Древние жители называли его «Пляской (или хороводом) великанов», и при одном лишь взгляде на него сразу становится понятно, почему.

Уже давно известно, где находится Стоунхендж, и какой вид он имеет. Расположено сооружение в Уилтширском графстве в Великобритании. По последним данным его строительство началось приблизительно в 1900 г. до н. э. (в конце каменного века), а закончилось через три столетия (при этом его три раза перестраивали).

Вначале строители вырыли ров в форме окружности, затем установили глыбы и столбы из дерева, выкопали и расположили в круговую 56 лунок. Центральным элементом постройки оказался Пяточный камень семь метров высотой, прямо над которым в день летнего солнцестояния до сих пор встаёт Солнце. Именно такой вид и имела древняя постройка.

Сооружение Великобритании чрезвычайно стойкое к сейсмической активности. Проведённые исследования показали, что строители достигли этого благодаря специальным платформам, предназначенными, чтобы смягчить или даже погасить подземные толчки. Ещё одной особенностью является то, что они не дают так называемой «усадки почвы».

Само сооружение имеет следующее описание:

  1. 82 каменных глыб (мегалитов). Согласно последним исследованиям вулканические камни Стоунхенджа голубого или зеленовато-серого цвета весом в 5 тонн, скорее всего, сюда доставили из Карн Гоедога, что находится очень далеко от Стоунхенджа – на расстоянии 250 км. Учёные до сих пор выдвигают разные теории о том, каким способом прадавние британцы перетаскивали на такое расстояние большое количество пятитонных глыб.
  2. 30 каменных блоков. Глыбы из камня весом в 25 тонн каждая, высотой – четыре метра, шириной – около двух, древние строители поставили в форме круга, диаметр которого составлял 33 м. Соединили их между собой способом «паз-шип», положенными сверху поперечными камнями. Каждый такой камень – чуть более трёх метров в длину. Расстояние между верхней частью этих перемычек и землей оказалось около пяти метров. В наше время сохранилась дуга, состоящая из тринадцати глыб с перекладинами.
  3. 5 трилитов. Вес каждого трилита – 50 тонн. Располагались они внутри этого круга и образовывали подкову. Установлены были симметрично – высота одной пары составляла шесть метров, следующая за ней была выше, а высота центрального трилита достигала 7,3 м. К девятнадцатому веку осталось лишь два юго-восточных трилита, а также одна изогнутая опора главного камня. В начале двадцатого эксперты восстановили один северо-западный трилит и выправили опору центрального, чем приблизили его вид к первоначальному.


Версии строения

Многие задаются вопросами, кто построил Стоунхендж, как строили Стоунхендж и сколько ему лет. Строили Стоунхендж несколько столетий и над постройкой трудилось огромное количество людей (при этом стоит учитывать, что тогда в Великобритании людей проживало очень мало). Поэтому многие учёные считают, что к строительству были причастны все народы, проживающие в то время в этой местности.

Чтобы построить такое сооружение, прадавние британцы использовали долерит, вулканическую лаву, вулканический туф, песчаник и известняк.

Половина монолитов была доставлена с участка, расположенного более чем в двухстах километрах от постройки. По одним предположениям, их доставляли сначала по суше, потом – по воде, по другим – они сами приплыли сюда природным путём.

Даже были проведены эксперименты, которые показали, что за сутки двадцать четыре человека способны переместить однотонную глыбу всего-навсего на один километр. Это значит, что на доставку одного тяжёлого монолита у древних людей, скорее всего, уходило несколько лет.

Обрабатывали камни в несколько этапов, дабы получить желаемый вид и форму. Сначала, ещё до перемещения, их ударами, огнём и водой готовили к перевозке, а после доставки уже обрабатывали и шлифовали, после чего они приобретали нужный вид.


Для того чтобы установить глыбу, выкапывали яму, обкладывали её кольями, по которым скатывали монолит. После этого верёвками устанавливали в вертикальное положение и фиксировали.

Перекладины уложить было намного сложнее. По одним предположениям, для того чтобы их водрузить на параллельные камни, делали земляные возвышения, по которым и затягивали монолиты. По другим, поднимали их, используя брёвна. Сначала ставили их на одну высоту, затаскивали на них глыбу, потом рядом сооружали более высокую кучу из бревен, поднимали камень на неё и т.д.

Предназначение

Учитывая, сколько лет и столетий было потрачено на постройку Стоунхенджа, количество задействованных людей (по некоторым данным – не меньше тысячи) и усилий, возникает вопрос, зачем возводили Стоунхендж в Великобритании.

Сначала его строительство приписывали друидам. В Средневековье большинство людей верило, что воздвиг его Мерлин за одну ночь после победы бриттского короля над саксами. Во времена Возрождения историки решили, что друиды воздвигнуть такую постройку не могли, поэтому построили её, скорее всего, римляне.

Сейчас некоторые учёные убеждены, что данная постройка – это место захоронения королевы Боадицеи. Тем более что здесь были обнаружены остатки древних людей, за версией учёных, которые принадлежали 240 представителям местной элиты. При этом большая часть человеческих костей относится к 2570-2340 гг. до н.э., а самые старые старше ещё на одно тысячелетие.

Большинство исследователей склоняются к мысли, что постройки такого типа были не только ритуальными, но и астрономическими сооружениями, поскольку здесь могли усиленно изучать другие планеты, звёзды, восходы и закаты.

Астрономическая теория

Сейчас мало кто подвергает сомнению тот факт, что Стоунхендж являлся огромной обсерваторией, из которой наблюдали за небосводом. Здесь определяли, в какой именно день произойдёт летнее и зимнее солнцестояние (в этот время Солнце поднимается прямо над Пяточным камнем), и начинали вести годовой отсчёт времени.


Также в ходе исследований учёные заметили, что в день зимнего солнцестояния сквозь один трилит идеально видно Солнце, через два других – закаты небесных светил. А ещё два использовали для наблюдения за Луной.

Часть учёных выдвинула идею о том, что лунки, расположенные внутри круга, совершенно точно имитируют траекторию Полюса мира, которая существовала от 12 до 30 тыс. лет тому назад, вследствие чего появилась версия о том, что Стоунхендж вполне может оказаться намного старше, чем сейчас предполагают.

Например, профессор университета Уэльса Дэвид Боуэн провёл исследования, которые дали возможность ему утверждать, что этому сооружению 140 тыс. лет. Теория, конечно, маловероятная, но существует.

Интересно, что когда учёным с помощью специальной компьютерной программы был реконструирован первичный вид Стоунхенджа, то он пришел к удивившим всех выводам: древняя обсерватория являлась ещё и абсолютно точной моделью солнечной системы, состоящая из двенадцати планет. При этом две, неизвестных нам сейчас, прячутся за Плутоном, ещё одна расположена между Марсом и Юпитером. Модель удивительным образом подтверждает новейшие гипотезы современной астрономии.

Предсказатель затмения

Затмения небесных светил всегда вызывали у наших предков неоднозначную реакцию – они их попросту боялись. Потому по одной из гипотез, Стоунхендж в Великобритании построили именно для того, чтобы вовремя предупреждать о возможной опасности.

Например, Джеральд Хопкинс утверждает, что во времена строительства Стоундхенджа затмения были тогда, когда зимой восходящая Луна оказывалась над центральной глыбой. Осенние затмения ночного светла происходили, когда его восход полностью совпадал с одним из камней с внешней стороны круга.


Именно в этом месте Луна оказывалась один раз в восемнадцать лет. А это значит, что три таких цикла в сумме составляют пятьдесят шесть лет – число установленных в Стоунхендже лунок. Много лет назад, когда древние через определённое ими время перекладывали камни из одной лунки в другую, то определяли, когда произойдёт такое пугающее их событие с точностью до времени года.

Стоунхедж — это дивное местечко, которое манит и привлекает окружающих, которым интересно его описание и история. Стоунхендж: интересные факты — наиболее запрашиваемый вопрос туристов, на которые гиды с радостью отвечают, приоткрывая тайны удивительной постройки древних жителей.

Так писал о Стоунхендже сэр Филип Сидней, один из поэтов блестящей елизаветинской эпохи. Уникальный мегалитический памятник, известный под названием Стоунхендж (нависающие камни) или Хоровод Великанов — это загадка, над которой ломали голову многие поколения. Он возвышается на гладкой как стол Солсберийской равнине, в южной части Англии. В нескольких милях от него протекает река Эйвон. Сооружение составлено из гигантских каменных глыб, вес которых колеблется от 5 до 50 т.

В средние века бытовало мнение, что величайшее чудо Британии - дело рук её величайшего волшебника - Мерлина. Миф о строительстве Хоровода Великанов придворным чародеем короля Артура имеет несколько вариантов. Наибольшую популярность приобрела версия, изложенная литератором XII столетия Гальфридом Монмутским в его псевдохронике «История бриттов». Согласно этой версии, Стоунхендж должен был увековечить память четырёхсот шестидесяти бриттских вождей, предательски убитых во время мирных переговоров вторгшимися на остров саксами. Мерлин якобы установил этот грандиозный мемориал на месте коварного убийства в царствование короля Аврелия Амброзия, дяди Артура. Но, как гласит легенда, волшебник не был архитектором сооружения, ему лишь принадлежала идея перенести Хоровод Великанов из Ирландии, где он прежде находился. Согласно Гальфриду, Мерлин обратился к королю со следующими словами:

«Если ты хочешь украсить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларио в Ибернии (древнее название Ирландии). Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же, как это сделано там, они тут встанут навеки». Далее в хронике говорится следующее: «Услышав эти слова, Аврелий усмехнулся, заметив: «Как это так? Везти столь огромные камни из столь отдалённого королевства, точно в Британии не найдётся камней для задуманного мною сооружения!» На это Мерлин ответил: «Понапрасну не смейся, ибо то, что я тебе предлагаю, отнюдь не пустое. Камни исполнены тайн и придают лечебные свойства различным снадобьям. Некогда великаны вывезли их из крайних пределов Африки и установили в Ибернии, где тогда обитали».»

После этой беседы король Амброзий отправил за море пятнадцать тысяч бриттов, во главе со своим братом Утером Пендрагоном (будущим отцом Артура). Экспедиция столкнулась с сопротивлением обитателей Зелёного острова, но, в конце концов, последние были разбиты. Далее Гальфрид рассказывает:

«Одержав победу, бритты поднялись на гору Килларио и, овладев каменным сооружением, возрадовались и дивились ему. И вот, когда они столпились вокруг него, подошёл Мерлин и сказал: «Приложите, юноши, все свои силы и, двигая эти камни, постарайтесь понять, что могущественнее, сила или разум, разум или сила». Повинуясь его приказанию, они единодушно взялись за всевозможные орудия и приступили к разборке Кольца. Иные приготовили бечеву, иные канаты, иные лестницы, дабы довести до конца задуманное, но ничего не добились. Наблюдая за бесплодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. Затем, применив кое-какие необходимые приспособления, он сдвинул камни с невероятной лёгкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перетащить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли в Британию и с попутными ветрами достигли её, после чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных мужей».

Так объясняется происхождение памятника на Солсберийской равнине в одном из самых популярных литературных произведений средневековья. Но для наступившей затем эпохи Возрождения характерно некоторое пренебрежения к культуре средних веков и повышенный интерес к античности. В связи с новыми культурными веяниями история о Мерлине была объявлена нелепой басней. Теперь строительство гигантского мегалитического сооружения стало модно приписывать друидам, таинственной касте кельтских жрецов, основные сведения о которых черпали из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря. Великий римский полководец и политик сообщает, что друиды «...много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величие мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов», а также, что «...их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для её изучения».

Первое серьёзное исследование Стоунхенджа было произведено во второй половине XVII в. Джоном Обри, членом Королевской академии и личным другом короля Карла II. Он тщательно осмотрел памятник и зарисовал не только камни, но и куда менее приметные земляные сооружения. Однако, не будучи вооружён современными археологическими методами, он не смог сделать обоснованных научных выводов о дате строительства. Авторитетное мнение Обри очень способствовало популярности «друидической» версии происхождения Хоровода Великанов.

Проведённые уже в XX в. археологическое исследования памятника показали, что представление о друидах, строителях Стоунхенджа, не более научно, чем сказка о Мерлине. Любителей исторических загадок ожидал сюрприз. Как правило, народное воображение увеличивает древность памятников, легко жонглируя веками и тысячелетиями. Например, автору данной статьи неоднократно приходилось слышать рассказы о том, что старая железнодорожная насыпь близ села была построена при Екатерине, а каменным печенежским бабам 14 тысяч лет. Со Стоунхенджем всё вышло наоборот. Как выяснилось, он был неимоверно древним не только во времена Мерлина (V в. н. э), но и тогда, когда в Британии предположительно появились первые друиды (около V в. до н. э.).

Археологи несколько колеблются в определении даты начала строительства Стоунхенджа, но не сомневаются, что первые элементы памятника были созданы ещё в неолите, окончание же строительства относят к раннему бронзовому веку. Основные сооружения, более всего впечатляющие современных туристов, возвели в период 1900 - 1600 до н. э.

Изучение Хоровода Великанов - задача не простая не только из-за разрушительного действия времени. Как выяснилось, Стоунхендж неоднократно перестраивался ещё в доисторическую эпоху. Старейшая его часть так мало выразительна с точки зрения непрофессионала, что большинство туристов минуют её, даже не заметив, и переступают границу немыслимо древнего памятника без всякого внутреннего трепета, устремляясь к маячащим впереди циклопическим каменным аркам. Между тем, граница эта представляет собой неглубокий ров, окаймлённый двумя земляными валами. Ров и валы образуют удивительно правильный круг, диаметром около 115 м, разорванный на северо-востоке. Внутренний вал, более высокий и широкий чем внешний имеет ширину 6 м и высоту 1,8. Ширина и высота внешнего вала соответственно 2,5 м и 0,5 - 0,8 м. Что до рва, то он весьма неровен, и судя по всему, не имел самостоятельного значения, а просто служил карьером, из которого добывали материал для валов. Следует сказать, что материал этот - богатый мелом грунт Солсбери, и во времена, когда за состоянием валов следили, они, должно быть, имели ослепительно белый цвет, что выглядело очень эффектно.

Как уже было сказано, на северо-востоке в земляном кольце имеется разрыв (около 10 м). На прямой, соединяющей середину этого разрыва и центр круга, в 30 м за его пределами, расположен поставленный стоймя огромный камень. Его высота - 6 м, вес - около 35 т. Этот камень называют Пяточным, но, как и многие другие археологические объекты, он обязан своим именем случайности, и оно никак не связано с его назначением. Если человек среднего роста встанет в центр Хоровода Великанов и посмотрит на Пяточный камень в разрыв кольца, он увидит его верхушку точно на уровне горизонта. А если он проделает это ранним утром в день летнего солнцестояния, то увидит как солнце взойдёт прямо над камнем.

Внутри кольца первоначально было установлено всего четыре камня. Два из них сохранились до наших дней, от остальных двух остались лунки. Камни образовывали вписанный в круг прямоугольник, длинные стороны которого были перпендикулярны оси, проведенной из центра через Пяточный камень, а короткие, соответственно перпендикулярны ей. Все пять камней, относящиеся к первому периоду строительства Стоунхенджа необработанные. В этот же период была выкопана цепь лунок вдоль внутренней стороны вала, тоже образующая правильный круг, так называемое «кольцо Обри», получившее своё имя в честь первооткрывателя. Это необычайно интригующая деталь сооружения. Лунки расположены на тщательно выверенном равном расстояние друг от друга. Число их необычно - 56. Очевидно, что такое количество выбрано неслучайно. Если бы древние строители просто хотели создать замкнутое кольцо из равноудалённых лунок, то их было бы 64. Такое кольцо очень просто устроить, последовательно деля дугу окружности пополам.

Вскоре после того как «лунки Обри» были выкопаны, их засыпали толчёным мелом. В некоторых из них археологи обнаружили кремированные человеческие останки. Эта деталь, наводит на мысль о кровавых жертвоприношениях, но по зрелому размышлению такая мысль представляется недостаточно основательной. Не исключено, что Стоунхендж, тогда ещё не оправдывавший своего нынешнего названия, был местом погребения.

Не одно поколение успело смениться в Британии, прежде чем сооружение решили модернизировать, создав комплекс, который современные археологи именуют Стоунхендж II. Новые строители принялись возводить внутри земляного кольца ещё два концентрических круга из голубоватых камней. Эти круги также были разорваны на северо-востоке, открывая вид из центра на Пяточный камень. Кроме того, вход был отмечен дополнительными камнями. Мегалиты Стоунхенджа II были не слишком велики, по сравнению с циклопическими каменными блоками, которые можно увидеть на Солсберийской равнине сегодня. Их вес был около 5 т каждый. Привезли камни не из Ирландии, как гласит средневековая легенда, а из Уэльса, с гор Преселли. Край не столь отдалённый, как Ирландия, но всё же расстояние по прямой составляет 210 км, однако скорей всего мегалиты везли 380 км по рекам. Ко второму периоду строительства Стоунхенджа относится также сооружение двух валов, симметричных относительно оси центр - Пяточный камень и ведущих от входа сначала прямо на северо-восток, а затем к реке Эйвон, которая протекает в 2 милях от Хоровода Великанов. У археологов эта деталь памятника получила название «Авеню». Предполагается, что валы ограждали священную дорогу, по которой подвезённые на плотах камни, доставляли при помощи катков к месту строительства.

Внушительное сооружение из голубоватых камней простояло на Солсберийской равнине очень недолго. По-видимому, его ещё не успели толком завершить, как было принято решения разобрать оба кольца. Что заставило древних зодчих поступить столь странным образом, скорее всего, навсегда останется загадкой.

Очистив священное место от голубых камней, строители принялись возводить новое сооружение, на этот раз из глыб твёрдого светло-серого песчаника, которые называются сарсенами. Их привозили из местности Марлборо-Даунс, расположенной на 35 - 40 км севернее Стоунхенджа. Там огромные сарсеновые валуны встречаются прямо на поверхности земли. Окрестные жители называют их Серыми Баранами. Уже упоминавшемся здесь исследователю Стоунхенджа Джону Обри доводилось охотиться в этих краях, и он оставил их описание:

«Эти холмы имеют такой вид, будто их засеяли огромными камнями, и очень густо; по вечерам они похожи на стадо овец, и этим объясняется их название. Так и кажется, что это и есть место, где Гиганты швыряли камнями в Богов».

Вес каждой глыбы, прибывшей на Солсберийскую равнину из Марлборо-Даунс, исчислялся десятками тонн. В отличии от необработанных камней Стоунхенджа I, блоки третьего периода строительства явно подвергались обработке металлическими инструментами. Неровности, которые сейчас можно видеть на камнях Хоровода Великанов - следствие разрушительного действия времени: выветривания, температурных перепадов, а иногда и молотков туристов. В своё время они были огранены и отшлифованы, что было непросто, учитывая твёрдость материала (Один своеобразный любитель древностей, посетивший Стоунхендж в XVII в. оставил в своём дневнике следующую запись: «Камни эти удивительно тверды и крепки, и как я не бил молотком, мне не удалось отколоть ни кусочка»).

В последний период строительства древние зодчие соорудили круг из 30 поставленных вертикально сарсеновых блоков и снабдили их сверху перемычками, так что образовалось сплошное кольцо. В уложенных сверху блоках делали выемки, которые соответствовали шипам на камнях-опорах, что обеспечивало прочность постройки. На северо-востоке кольцо-перемычка не было разорвано, но просвет между опорами был сделан больше. Таким образом, кругозор наблюдателя был ограничен сверху, но ничто не препятствовало лицезрению Солнца, появляющегося из-за горизонта после самой короткой в году ночи.

В середине сарсенового кольца была возведена подкова, составленная из пяти так называемых трилитов. Этот термин, означающий «три камня», специально изобрели для обозначения сооружений Стоунхенджа, представляющих из себя два поставленных стоймя каменных блока, увенчанные третьим, так что получается что-то вроде буквы П. Сооружения эти поистине исполинские. Их высота приблизительно 6 - 7 м. Самый большой трилит был возведён напротив входа. Вес составляющих его камней равен 50 тонн (Для сравнения: вес самых крупных блоков египетских пирамид - 15 т). Четыре других трилита образуют ветки подковы, открытой на северо-восток и симметричной относительно оси центр - Пяточный камень.

Сарсеновые кольцо и подкова, хотя и изрядно разрушенные, довольно отчётливо просматриваются в современных руинах, но был ещё один этап строительства, обозначенный археологами как Стоунхендж III В, выявить который помогли тщательные исследования. На этом этапе разобранное ранее кольцо голубых камней было восстановлено. Теперь оно огибало подкову из трилитов и как бы дублировало окаймлявшее его сарсеновое кольцо. Часть голубых камней образовала ещё одну подкову внутри подковы из трилитов. Кроме того, создатели Стоунхенджа III В выкопали два ряда лунок между сарсеновым кольцом и «кольцом Обри», которые принято обозначать лунки X и Y. В одном ряду лунок 29, в другом 30.

Памятник имеет ещё ряд деталей, вроде отдельно лежащих камней, насыпей и рвов. В общем описании сооружения они представляются второстепенными, но в принципе, каждая из таких мелочей может оказаться ключом к важной научной проблеме.

Долгое время главное загадкой Хоровода Великанов, находящейся в фокусе внимания публики был вопрос о том, как первобытные люди могли перемещать на значительные расстояния такие громадные камни, а затем устанавливать их с замечательной точностью. Но эта проблема давно решена современными учёными. Более всего в области мегалитического строительства прославился норвежский учёный Тур Хейердал, который воспроизвёл технику передвижения гигантских монументов острова Пасхи. Но были и другие энтузиасты. Какое-то время передвижение гигантских блоков при помощи примитивных технических средств, имитирующие строительство Стоунхенджа, стало чем-то вроде национального английского спорта. За такими попытками следили популярные радиопередачи. Выяснилось, что примерно 16 человек на тонну достаточно для того, чтобы перетаскивать камни на километр - полтора в день. Это по суше, на катках. После того, как блоки грузили на плоты, дело, естественно, шло быстрее. Работа, конечно, не из лёгких, но, если люди, говоря словами известного анекдота, «мають час та мають натхнення», вполне осуществимая.

Однако, как написали 1963 г. в газете «Манчестер гардиан», «...упор обычно делается на трудности транспортировки каменных глыб к месту постройки. Но гораздо труднее было решить, где их установить, - это требовало от строителей величайшего напряжения всех их знаний и сил». Статья была откликом на публикацию нашумевшей работы сотрудника Смитсоновской астрономической обсерватории профессора Джеральда Хокинса, в которой он попытался ответить на вопрос: каково было назначение величайшего мегалитического памятника Британии.

Тот факт, что Хоровод Великанов ориентирован на точку восхода в день летнего солнцестояния был замечен очень давно. Как известно, солнце встаёт точно на востоке лишь в дни осеннего и весеннего равноденствия (за исключением экватора). В зимнюю половину года точка восхода перемещается к югу, а в летнюю - к северу. Причём это смещение тем сильнее, чем ближе к полюсу находится наблюдатель. Находясь на полярном круге можно увидеть, как светило в середине ночи ненадолго коснётся горизонта в точке севера и снова устремится вверх. За полярным кругом оно не зайдёт вовсе. На широте Стоунхенджа точка восхода в день летнего солнцестояния находится почти точно на северо-востоке. Ориентация главной оси сооружения в этом направлении давало основания считать его храмом солнечного культа, где жрецы, увидев, что светило вновь возвратилось к Пяточному камню, торжественно объявляли о рождении нового года.

Но астроном Хокинс справедливо заметил, что для того, чтобы отметить точку солнечного восхода, как и любую другую точку на горизонте, достаточно двух камней. Между тем, в Хороводе их намного больше, и структура их размещения настолько сложна, что не может быть произвольной. По всей видимости, рассуждал профессор, назначение сооружения не исчерпывалось определением дня солнцестояния с которого пойдёт отсчёт нового года, хотя это и очень важная задача для первобытного земледельческого народа.

Находясь в Стоунхендже, Хокинс обратил внимание на то, как узки зазоры между стоячими камнями трилитов. Они не превышают 30 см, и в них невозможно протиснутся. При этом они ориентированы так, что сквозь них можно смотреть лишь в определённый проём сарсенового кольца, что ещё больше сужает кругозор, взгляд упирается в фиксированную точку на горизонте. Исследователь довольно быстро пришёл к выводу, что сквозь зазор центрального трилита, сохранившегося лишь частично, можно было наблюдать момент захода солнца в день зимнего солнцестояния. Но чтобы установить ориентацию прочих объектов полуразрушенного памятника, все данные пришлось подвергнуть тщательной математической обработке, для чего потребовалась электронно-вычислительная машина.

Как выяснилось, все прямые, соединяющие основные пункты Стоунхенджа, непременно указывают на какое-то особое положение Солнца либо Луны. В частности, два трилита на концах подковы ориентированы на заход Солнца в летнее солнцестояние и восход в зимнее. Два оставшихся, очевидно были предназначены для наблюдения за восходом и закатом Луны. Часто на прямой, соединяющей два важных пункта, находится третий объект - добавочный ориентир.

В композиции Хоровода Великанов чётко просматриваются линии, указывающие на точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также равноденствия. Что касается Луны, то траектория её видимого движения по небосводу гораздо сложнее, чем у Солнца. В течении года она движется как бы навстречу Солнцу: на север зимой и на юг летом. Но её крайние положения, в отличии от солнечных не остаются неизменными из года в год, а совершают маятникообразные перемещения в течении 19-летнего цикла. Таким образом на каждое крайнее положение Солнца приходится два крайних положения Луны, и каждое из этих положений зафиксировано в структуре Стоунхенджа.

Хокинс отмечает экономичность композиции памятника. Так, в Стоунхендже I просматривается 16 направлений на особые положения светил, каждое из которых определяется двумя точками. Но при этом использовано не 32 точки, а всего 11. Шесть из них использованы более одного раза, в том числе две точки используются 6 раз.

Исследования Хокинса не ограничились определением основных направлений, в которых велись наблюдения. Учёный обратил внимание на отрывок из труда античного историка Диодора Сицилийского, в котором тот рассказывает о мифическом острове гипербореев, расположенном далеко на севере. Хокинс посчитал, что Диодор ведёт речь о Британии, и упоминает в своём описании Стоунхендж: «И есть также на этом острове великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, украшенный многочисленными пожертвованиями, сферический по форме. Кроме того, там есть город, посвящённый этому богу, и большинство его жителей играют на кифаре... Говорят также, что с этого острова Луна видна так, будто бы она очень близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле. Говорят также, что бог посещает остров каждые 19 лет; это период, за который звёзды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место...При своём появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролёт от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, выражая таким образом восторг по случаю своих побед. А цари этого города и хранители святилища именуются Бореадами, так как они происходят от Борея (северного ветра), и должности эти передаются у них в роду из поколения в поколение».

Как астроном, Хокинс знал, что лунные и солнечные затмения могут повторяться с цикличностью приблизительно в 19 лет. Ему пришло в голову, что Хоровод Великанов мог использоваться для предсказания затмений. Работая дальше в этом направлении, учёный понял, что во II тысячелетие до н. э. затмения имели место в те периоды, когда зимняя Луна восходила точно над Пяточным камнем.

Но, если быть точным, полный цикл видимого движения Луны составляет не 19, а 18,61 солнечных лет. Таким образом, чтобы максимально точно предсказывать повторение небесных явлений следует отсчитывать два раза подряд по 19 лет, а потом лишь 18. Таким образом речь уже идёт о 56-летнем лунном цикле, который намного точнее 19-летнего (19+19+18=56). И тут Хокинс вспомнил о странном, никем до сих пор не объяснённом числе «лунок Обри».

Согласно гипотезе Хокинса, Стоунхендж не просто обсерватория, но что-то вроде гигантского каменного арифмометра, для вычисления годов, когда может произойти затмение. Представив себя на месте доисторического жреца, он писал следующее:

«Если раз в год перекладывать камень по кругу из одной лунки Обри в соседнюю, то можно предсказать все предельные положения Луны в данное время года, а также затмения Солнца и Луны в солнцестояниях и равноденствиях. Если использовать шесть камней, размещённых через 9, 9, 10, 9, 9, 10 лунок Обри, и раз в год перемещать их против часовой стрелки в соседнюю лунку, то можно достичь изумительных результатов в предсказании астрономических явлений. При наличии шести камней - трёх белых и трёх чёрных - это счётное устройство могло в течении сотен лет, и притом очень точно, предсказывать все важные явления. Связанные с Луной».

Легко видеть, что при расположении, предложенном Хокинсом, камень определённого цвета должен попадать в каждую лунку с периодичностью 18 - 19 лет. Нужно было лишь отметить лунки, соответствующие «опасным» годам.

Разумеется, Хокинс не настаивал на том, что три с половиной тысячи лет назад всё происходило в точности так, как он описал. Он даже не считал свою гипотезу относительно числа «лунок Обри» абсолютно доказанной, а лишь высоковероятной. Что касается 30 стоячих камней сарсенового кольца, то профессор связывал их с днями месяца. По этому поводу он вспомнил также лунки X и Y, числом 30 и 29. С их помощью могли устраняться неточности, связанные с тем, что полный лунной месяц (промежуток между двумя полнолуниями) составляет 29,53 суток.

Какие ещё возможности давал обитателям доисторической Британии Хоровод Великанов, пока можно только гадать. Всё более подробное археологическое изучение памятника будет давать больше и больше пищи для размышлений не только о научно-техническом потенциале древних, но и о социальной роли проектов, подобных возведению Хоровода Великанов. Хокинс сравнивал строительство этого гигантского астрономического прибора доисторическими племенами с космической программой современных сверхдержав.

Он писал: «Космическая программа поглощает около 1% всего национального продукта США. Стоунхендж, несомненно, поглощал не меньше. Его строительство, бесспорно, требовало от тогдашних жителей Англии гораздо больших усилий, чем космическая программа от американцев, и, вероятно, значило для них гораздо больше».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Включайся в дискуссию
Читайте также
Лучшие места в эконом классе Хорошие и удобные места для
Крит г агиос николаос. Агиос Николаос. Крит. Отдых в городе Агиос Николаос
Чудеса Индии: Тадж-Махал