Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто построил михайловский замок. История

Адрес: Садовая улица, 2

Режим работы: с 10.00 - до 18.00

Михайловский, он же Инженерный замок – самое оригинальное и самое мистическое дворцовое сооружение Петербурга. Дворец, созданный во времена правления Павла Первого в виде средневекового замка и обязанный защитить его жизнь, становится местом его насильственной гибели. Находится этот мистический замок на набережной Фонтанки позади территории Летнего сада .

Этот замок на Садовой улице появился к концу 18 - началу 19 вв . Почему сооружение называется замком? И почему Михайловским? Случилось так, что славящийся оригинальностью Павел получил титул Великого магистра рыцарского католического Мальтийского ордена, и это дало ему право строить замки (наподобие рыцарских). Такая вот предыстория появления практически единственного классического замка в России.

Михайловский замок был сооружен как настоящая средневековая крепость

Название же замку было дано в честь Св. Архангела Михаила , которого якобы увидел стоящий на посту солдат. Именно Михаил и указал место постройки будущего императорского дворца. Название было присвоено строению уже при закладке фундамента, и это едва ли не единственный случай названия дворцового сооружения не по имени его владельца.

История создания – мистика и реальность

Идея создания своего родового замка не давала покоя Павлу задолго до коронации. Он придумывал и рисовал множество эскизов воображаемого дворца, собирал архитектурные варианты различных замковых строений, ориентируясь на увиденные им во время загранпоездок образцы. Говорят, что предполагаемых вариантов собралось 13 – довольно мистические число.


И вот, став наконец императором (1796 г.) , в самом начале своего пребывания у власти, Павел Первый повелевает начать строительство неприступного замка-крепости, в котором должна была постоянно проживать его большая императорская семья.

Место, выбранное для сооружения замка, также весьма символично. Ранее здесь находился Летний Дворец Елизаветы Петровны (арх.Д.Растрелли), сооруженный в Летнем саду в продолжение традиции Летних дворцов Петра и Екатерины Первой.


В 1754 году летний елизаветинский дворец становится местом рождения сына Екатерины, будущего Павла Первого . Этот же дворец спустя восемь лет является свидетелем дворцового переворота , в результате которого Екатерина становится императрицей. Свержение с престола ее супруга (отца Павла), закончилось его смертью. Мог ли тогда кто-нибудь предположить, что сын повторит судьбу отца?

Замок был построен быстро – с 1797 по 1801 гг .(арх.В.Баженов и В.Бренн). Павел очень торопил строительство, привлекая к работе чуть ли не всех доступных архитекторов, и заимствовав большое количество строительных материалов на других строительных площадках. Например, у возводимого Исаакиевского собора Михайловский замок обогатился мрамором, из Царского Села был привезен скульптурно-колонный материал, а также множество декоративного камня.

Восточный фасад замка Павла Первого

Нетерпение Павла при возведении Михайловского замка обусловливалась его предчувствием нового дворцового переворота, желанием сохранить свою жизнь. Поэтому создаваемый дворец-крепость отрезается от городских построек глубоким рвом, заполненным водой.

Работа на строительной площадке замка шла круглыми сутками, но все равно не так быстро как хотел Павел - возвести дворец в течение одного года не удалось. Лишь к осени 1800 года - ко Дню Св. Михаила - дворцовый замок, наконец, освятили. Но впереди были еще отделочные работы по созданию дворцового интерьера, окончательно законченные только со смертью Павла (в марте 1801 года).

Михайловский замок был построен к осени 1800 года

Мистический смысл приобрела и медно-буквенная надпись, созданная из заготовки для Исаакиевского собора. Фраза, украшающая Воскресенские ворота во дворец гласила - «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Это высказывание из Библии содержит 47 знаков . Мистика состоит в существующем якобы предсказании, что Павел проживет то же количество лет, сколько знаков содержит надвратная фраза . Умер он действительно на 47 году жизни.

Воскресенские ворота Михайловского замка с мистической записью

И вот строительство нового замка было закончено, однако Павлу оставалось жить в нем совсем мало времени. Виновато здесь предсказание или нет, однако, после убийства императора в замке никто не остался жить. Домочадцы убиенного вернулись в Зимний дворец .

Мало того, впоследствии наследники разбирали замок буквально на запчасти! Один из сыновей Павла – Александр Первый – создает из чеканных серебряных церковных врат замка роскошный столовый сервиз. Другой его сын – Николай Первый – вывозит облицовочный мрамор Михайловского замка для оформления Нового Эрмитажа .

В 1819 г. в пустующее здание замка въехало Главное инженерное училище , дав сооружению новое название – Инженерный замок . С течением времени от интерьеров Павловского дворца ничего не осталось – здание было перепланировано под нужды училища. Кстати, это инженерное училище закончил сам Ф.М.Достоевский ! Во время его учебы и непосредственно по его инициативе, среди учащихся училища возник литературный кружок! С 1843 года будущий писатель получил распределение на службу полевого инженера в инженерную команду Петербурга. Инженерная деятельность Достоевского, однако, продлилась недолго.

Во внутреннем дворе Михайловского или Инженерного замка

В советские времена в Михайловском замке обитало Ленинградское военно-инженерное училище , а в военный период здесь был оборудован госпиталь . В послевоенный период сюда поместили службы всевозможных технологических вузов города, Военно-морскую библиотеку и Бюро технической информации. Хозяйственная деятельность организаций, далеких от идеи сохранения исторического здания, привела к утрате его первоначального облика, и плачевно отразилась на обще-архитектурном состоянии.

1991 год открыл новую страницу в судьбе Михайловского замка. Он перешел в распоряжение Русского музея. Начались реставрация, восстановление интерьеров и инженерно-фортификационной защиты. Уже к маю 2003 года Михайловский замок смог принять первых посетителей, которые знакомились с частично воссозданными интерьерами и расположенными в них постоянными экспозициями.


Убийство Павла

Павел Первый связывал с новым замком мечты всей своей будущей жизни. Он мечтал там жить со своей семьей, проводить императорские мероприятия, принимать гостей, осуществлять церемонии мальтийского ордена, празднества и прочее. Увы, эти мечты не сбылись, хотя начало было более чем торжественным.

Император совершил почти триумфальное перемещение к новому местожительству первого февраля 1801 года . Данное мероприятие сопровождалось небывалой помпезностью и ритуальностью. Императорская семья, окруженная свитой, прошла пешком от Дворцовой площади к новому дворцу. Семейное шествие правящих Романовых сопровождалось пушечными залпами и звуками военных оркестров. Гвардейцы стояли вдоль всего маршрута передвижения.

Несмотря на то, что отделочные работы Михайловского замка не были закончены, не просохла до конца штукатурка, пахло сыростью, всюду был холод и неуют, Павла это не смущало – ведь он переехал, как он считал, в неприступную крепость. Он был счастлив. Уже на следующий день Михайловский замок встречал гостей, прибывающих на бал-маскарад , устроенный по поводу императорского новоселья . Чуть больше месяца удалось Павлу насладиться жизнью в замке своей мечты.


10 марта проходил один из музыкальных концертов, которые так любил устраивать император, а уже следующая ночь стала последней в жизни Павла. Случилось все после полуночи. Несколько гвардейцев-заговорщиков, ворвавшись в императорскую спальню, стали требовать отказа Павла от престола. Встретив сопротивление, заговорщики избили Павла, а затем удушили шарфом. Хотя смерть могла быть вызвана и ударом золотой табакерки Н.Зубова в императорский висок, полученным во время потасовки (та табакерка хранится сегодня в коллекции Эрмитажа).

Сцена убийства Павла Первого (гравюра)

Официально было объявлено о кончине императора в результате внезапного апоплексического удара . А чтобы показать умершего войскам и народу, лицо Павла загримировали. В гробу даже загримированное лицо частично было закрыто шляпой, надвинутой на лоб.


Надо отметить, что нестабильность политического курса императора вызывала недовольство в дворянском и военном окружении Павла. Прибавив к этому негативные личностные черты его характера: подозрительность, неуравновешенность, нелогичность и жестокость - становятся понятны причины заговора. Количество заговорщиков, среди которых был и генерал-губернатор города, составляло от 200 до 300 человек. В саму же спальню ночью 11 марта вошло порядка десяти человек.

Самый мистический замок Петербурга хранит тайну смерти Павла

Убийство Павла, запланированное или случайное, было жестоким и безжалостным. Но исторически устранение императора от власти было оправдано и благотворно отразилось на настроении в обществе. Похоронен Павел Первый, как и все императоры, в Петропавловском соборе .

Всего 40 дней прожил Павел во дворце своей мечты (опять мистическая цифра), пробыв у власти в течение четырех лет, четырех месяцев и четырех дней! Насильственная смерть императора создала вокруг замка ареол мистической тайны, и породила истории о призраке убиенного императора, который светился в окнах спальни, стонал, играл на своем любимом музыкальном инструменте.

Призрак Павла Первого не может покинуть Михайловский замок

Печальная судьба убиенного императора нашла широкий отклик в отечественной литературе. В «Приведении в Инженерном замке» Н.Лескова , «Павле Первом» Мережковского , «Заговоре» М.Алданова , «Михайловском замке» О.Форш и многих других произведениях затрагивается трагическая судьба правнука Петра Первого.

Семья императора, сразу же после его кончины переехала опять в Зимний дворец . Детище Павла - Михайловский замок был оставлен на несколько лет.

Архитектура замка

Михайловский замок – самое выразительное архитектурное сооружение Павловской эпохи , ярко отразившее вкусы и мировоззрение последнего императора 18 века. Замок, как бы вырастающий из воды, по стилю относится к романтическому классицизму . Фасады дворца, украшенные статуями, не повторяют друг друга. Эта средневековая крепость, являющаяся абсолютно не характерным для российской архитектуры сооружением, окрашено так же в нехарактерный красно-оранжевый цвет .

Архитектура Михайловского замка была очень нехарактерной для города

Дорога к замку начиналась от основных парадных ворот у Манежной площади. Вдоль широкой дороги стояли императорские конюшни и манеж, а также трехэтажные караульные кордегардии , после которых уже шли укрепления непосредственно замка.

По трехчастному мосту , мимо караула, совершался въезд на непосредственно замковую территорию. Парадный фасад въездных Воскресенских ворот, находящихся с южной стороны замка, был украшен обелисками воинских доспехов. В нишах были установлены статуи Дианы и Аполлона, а также аллегорий Дня и Ночи. Этот въезд предназначался для императорского семейства и почетных иностранных гостей.

Южная парадная сторона Михайловского замка

Через въездные ворота западного фасада на территорию замка могли заходить жители Петербурга, желающие осмотреть различные произведения искусства. Этот въезд был более нарядным, с карнизом, декорированным лепниной, со статуями аллегорий Веры и Надежды. По центру западного фасада расположена церковь, снабженная типично петербургским шпилем. Эта небольшая церковь для императорской семьи была освящена в честь Св.Михаила Архангела . А на потолке ее можно увидеть масонское всевидящее око.

Западный фасад Михайловского замка с церковью Св.Михаила

После убийства Павла церковь была закрыта, но спустя двадцать лет службы в ней были восстановлены, хотя само помещение было перестроено в двухэтажное. Самыми известными прихожанами церкви являлись Ф.Достоевский и М.Мусорский , а композитор М.Глинка здесь даже венчался.

Свод храма Св.Михаила в Михайловском замке

На аттике находились скульптурные изображения Петра и Павла из мрамора (автор П.Трискорни). Сегодня они украшают лютеранскую Петропавловскую церковь на Невском проспекте .

Северная парковая сторона, смотрящая на Летний сад и украшенная мраморными Флорой и Геркулесом, имела широкую лестницу и колоннаду на открытой террасе.

Северный фасад Михайловского замка виден со стороны Летнего сада

Михайловский замок, возведенный в месте пересечения Мойки и Фонтанки, обрамленный по периметру рвами, заполненными водой, по своему архитектурному облику напоминает среднестатистическую европейскую крепость.

Ее стены, замкнутые в квадрат закругленный по углам, окружают территорию внутреннего двора с восьмью углами. Три моста переброшены через ров от замка к центральной аллее с монументом Петру Первому. На всех мостах стояли часовые.

Неприступность Михайловского замка не защитила жизнь императора

Памятник Петру Первому

Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.

Памятник Петру Первому находится на центральной аллее

История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.

Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски

В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади , отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.

Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв . Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук» . Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.

Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место

Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка , пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии , также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.

Фрагмент барельефа - спасение тонущего моряка

Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.

Как и что посмотреть в Михайловском замке

Поскольку Михайловский замок - это архитектурный дворцовый комплекс, то лучше его осмотр начинать от Манежной площади , которая находится на пересечении Итальянской и Караванной улиц. Во времена Павла Первого на месте дома №4 находились проездные ворота на территорию замка. Они были трехпроходными, и центральная их часть предназначалась для царственных особ.

В начале 20 столетия на их месте появился Офицерский дом императорского конвоя (арх.Б.Сеген), который закрыл парадную перспективу Кленовой улицы, созданной К.Росси, как торжественный въезд на замковую территорию.

Бывший Офицерский дом на Манежной площади занял место въездных ворот

Поэтому, огибаем здание №4 и наслаждаемся прямой перспективой Кленовой магистрали, вдоль которой вытянулись сооружения Михайловского манежа (слева) и Конюшен Михайловского замка (справа).

По Кленовой улице осуществлялся парадный въезд к Михайловскому замку

Здание Михайловского манежа (арх.В.Бренн) снабжено высокими и полукруглыми окнами, которые обеспечивали прекрасное естественное освещение внутренних помещений. До революции 1917 года Манеж, в основном, использовался по своему прямому назначению – для проведения военных учений петербургской гвардии. Но иногда в нем проходили и различные выставочные мероприятия , такие как выставка Императорского общества садоводов или первая выставка Императорского автомобильного общества (1907 г.).

Автомобильная выставка в Манеже на Кленовой улице (1907г.)

В советское время (1949 г.) здесь был оборудован . А сегодня Манеж снова превратился в выставочный комплекс, сохранивший свое название «Михайловский манеж».


Здание Михайловского манежа Петербурга в советский период

Конюшни (арх.В.Бренн) как и Манеж построены в начале 19 века в классическом стиле. Пройдя по Кленовой улице между этими сооружениями, мы выходим непосредственно к замковой территории, вход на которую обозначен левой и правой Кордегардиями (караульными), сооруженными тем же архитектором В. Бренном.

Трехэтажные Кордегардии с высокими окнами на первом этаже расположены симметрично и имеют одинаковое крестообразное строение. Колонны ионического ордена объединяют второй и третий этажи.

В Кордегардиях Михайловского замка размещались караульные службы

Между Кордегардиями по продолжающейся Кленовой улице движемся уже по территории собственно замка – сегодня это , и на подходе к замку нас встречает подобно римскому императору Петр Первый на мощном коне. После знакомства с памятником, продолжаем движение до пересечения с Замковой улицей, от которой, за Воскресенским каналом, начинается трехчастный мост к Михайловскому замку.

Через Инженерный сквер приближаемся к южному фасаду замка

Сам замок обязательно нужно осмотреть снаружи вместе с Воскресенскими воротами , через которые мы вошли. Нужно осмотреть и восьмиугольный двор с размещенным на нем к 300-летию города памятником незадачливому Павлу Первому (автор В.Горевой).

Памятник Павлу Первому во дворе Михайловского замка

Михайловский замок оригинален не только снаружи, интерьерное богатство его также вызывает восхищение – это позолоченная лепнина , фрески и полотна известных художников, мебель, обтянутая изысканной тканью, барельефные украшения, камины и статуи.


Особое внимание нужно уделить прекрасно выполненному макету Михайловского замка . Замок, окруженный водными каналами, подъемными мостами и прочими сооружениями фортификации, предстает перед нами в первозданном облике 1801 года .

Макет Михайловского замка в экспозиции музея

Сегодня в воссозданных залах Михайловского замка можно ознакомиться с Античными сюжетами и произведениями эпохи Ренессанса в отечественном искусстве. Можно подробнее узнать о судьбах первых хозяев дворца, посетить скульптурный фонд, среди которых находятся и статуи, ранее украшавшие Летний сад. Эти экспозиции расположены в основном на первом этаже.


На втором этаже замка можно осмотреть воссозданные императорские покои и другие залы. Погулять по Столовому , Георгиевскому , Тронному и Предтронному залам Марии Федоровны (жены Павла), осмотреть комнату их сына Константина и Мраморную галерею .

Галерея Рафаэля находится рядом с покоями императрицы

Бывшая спальня Павла Первого, в которой произошло убийство, впоследствии была переорганизована в Церковь Св.Петра и Павла , но ее можно посещать исключительно в составе экскурсий, а это будет несколько дороже.

Петропавловская церковь на месте бывшей спальни Павла Первого

Петропавловская церковь была создана на месте убийства Павла его внуком – Александром Вторым , впоследствии ежегодно приезжающим сюда на годовщину смерти деда. Александр Второй молился здесь, и смотрел из окон бывшей павловской спальни на место своей будущей гибели, находившееся совсем близко, не подозревая об этом. Сегодня это место обозначено Храмом Спаса на Крови.

Михайловский замок можно посещать во все дни, кроме вторника , с 10.00 до 18.00 . А по четвергам – с 13.00 до 21.00.

Михайловский замок - крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII в.. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, 1740-е гг.), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери - Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 г. К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г.Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца - императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами - Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 гг. по модели Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.

Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.

В начале 1820-х гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название - Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.

На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.

В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

В ансамбль Михайловского замка входят два павильона, расположенные на Инженерной улице.

В Восточном павильоне (Инженерная ул., 10) находится «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» - отдел Русского музея.

В Западном павильоне (Инженерная ул., 8) расположен Центр мультимедиа Русского музея , работает мультимедийная экспозиция «Романтический наш император», проходят . В здании также расположен центр координации международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал» .

Архитектура и интерьеры

Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись - «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней», представляющая собой видоизмененные заключительные строки 92-го библейского псалма.

Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон - традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами «партикулярных» домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.

В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.

Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса». В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П.К. и Дж. Скотти, А.Виги, Я.Меттенляйтер, скульпторы К.Альбани, И.П.Прокофьев, П.И.Соколов, живописцы И.А.Акимов, А.М.Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей - зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок - располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.

Владельцы

Император Павел I (20.09.1754 - 12.03.1801), сын Петра III Фёдоровича - внука Петра I (урожденного Карла-Петера-Ульриха Голштейн-Готторпского) и Екатерины II Алексеевны (урождённой принцессы Анхальт-Цербстско й). В 1761 г. объявлен наследником престола и цесаревичем, с 1762 г. - владетельным герцогом Голштейн-Готторпским. Вступив на престол, Екатерина II в 1762 г. назначила Павла Петровича полковником Кирасирского полка его имени и генерал-адмиралом. В 1773 г. от имени сына по Царскосельскому договору она обменяла Шлезвиг и Голштейн на принадлежавший Дании Ольденбург, в том же году он подтвердил передачу этого владения своему родственнику, представителю младшей линии голштинского дома епископу Любекскому Фридриху-Августу (с титулом герцога Ольденбургского), сохранив за собой также титул герцога и право распоряжаться ольденбургским престолом по пресечении владетельного рода.

29.09.1773г. сочетался браком с великой княгиней Натальей Алексеевной (14.06.1755 - 15.04.1776), урождённой принцессой Гессен-Дармштадской, умершей во время неудачных родов. 26.09.1776г. вступил во второй брак с Марией Фёдоровной (14.10.1759 - 24.10.1828), урождённой принцессой Вюртембергской.

Павел получил прекрасное образование, имел обширные знания в разных науках, включая военное дело и государственное управление, любил музыку, театр, архитектуру, но при жизни Екатерины II был практически отстранен от участия в государственных делах.

Вступил на престол после смерти Екатерины II (06.11.1796). Коронован 05.04.1797г. С 1798г. Великий магистр державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского). Многие из нововведений Павла I вызвали недовольство в обществе, а усиление самодержавной власти было воспринято дворянством как проявление тирании и наступление на свои права, что и стало основной причиной заговора против императора.

Он был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12.03.1801г. в Михайловском замке в своей спальне, располагавшейся в северо-западной части бельэтажа здания.

Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 - 24.10.1828). Вторая жена Павла Петровича (с 1776 г.). Урождённая принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярского и Фредерики-Доротеи-Софии, урождённой маркграфини Бранденбург-Шведтской. Прибыла в Россию в 1776, тогда же перешла в православие. Родила Павлу Петровичу десять детей - четырёх сыновей (двое из них стали царствующими императорами) и шесть дочерей.

Мария Фёдоровна отличалась замечательными художественными талантами - рисовала, великолепно резала по камню, кости и янтарю, занималась медальерным искусством, играла на фортепиано. Особое место среди её увлечений занимала ботаника.

Всю жизнь занималась благотворительной деятельностью, в особенности делами воспитательных домов и приютов для сирот. Внесла большой вклад в развитие женского образования в России. Требовательная к другим, она была не менее требовательна и строга к себе, до мелочей была верна своим правилам и принципам.

Ее личные апартаменты в Михайловском замке располагались в северной части бельэтажа здания, выходя окнами на Летний сад.

Дети Павла I Петровича и Марии Фёдоровны

A лександр Павлович (12.12.1777 - 19.11.1825). Объявлен наследником престола 06.11.1796 г. С 12.03.1801г. - император, коронован 15.09.1801г. С 28.09.1793г. в браке с Елизаветой Алексеевной (13.01.1779 - 04.05.1826), урождённой принцессой Луизой-Марией-Августой Баден-Дурлахской. Его личные апартаменты в Михайловском замке занимали северо-восточный угол первого этажа здания.

Константин Павлович (27.04.1779 - 15.06.1831), великий князь, цесаревич. За участие в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова (1799) назначен генерал-инспектором кавалерии и получил титул цесаревича. Во время войн с наполеоновской Францией в 1805 - 1807 и 1812 - 1814 командовал гвардией. С 1814 главнокомандующий Польской армией и фактический наместник Царства Польского. В 1822 г. отрекся от прав на российский престол.

В первом браке с 15.02.1796 г. с великой княгиней Анной Фёдоровной, урождённой принцессой Юлией-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Заальфельд-Кобургской (11.09.1781 - 31.07.1860), покинувшей Россию в 1801 г. Официально разведены 20.03.1820 г.

Во втором (морганатическом) браке с 12.05.1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной княгиней Лович (17.05.1795 - 17.11.1831), урождённой графиней Грудзинской.

В 1806 - 1820 гг. - гражданский брак с Жозефиной, урождённой Лемерсье, по первому браку Фридрихс, с 1816 г., после пожалования российского дворянства, называвшейся Ульяной Михайловной Александровой, по второму браку (1820 г.) - Вейс. Умерла в 1824г. Личные апартаменты Константина в Михайловском замке занимали юго-восточный угол бельэтажа здания.

Александра Павловна (29.07.1783 - 04.03.1801), великая княжна, палатина Венгерская. С 19.10.1799г. в браке c эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгерским Иосифом-Антоном (27.02.1776 - 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна (13.12.1784–12.09.1803), великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская. С 12.10.1799г. в браке с наследным принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским (02.06.1778 - 17.11.1819).

Мария Павловна (04.02.1786 - 11.06.1859), великая княжна, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853г. вдовствующая великая герцогиня, также пользовалась титулом великой княгини. С 22.07.1804г. в браке с герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 - 26.06.1853), великим герцогом с 1828г.

Екатерина Павловна (10.05.1788 - 29.12.1818), великая княжна. Ей был пожалован титул великой княгини. Титулом герцогини Ольденбургской не пользовалась. С 1816г. королева Вюртемберга. В первом браке с 18.04.1809г. с принцем Петром-Фридрихом-Георгом (Георгием Петровичем) Ольденбургским (09.05.1784 - 15.12.1812). Проживала с мужем в России. Во втором браке с 12.01.1816г. с Фридрихом-Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергским (16.09.1781 - 13.06.1864), ставшим 18.10.1816г. вюртембергским королем Фридрихом-Вильгельмом I.

Ольга Павловна (11.07.1792 - 15.01.1795), великая княжна.

Анна Павловна (07.01.1795 - 17.02.1865), великая княжна, с 1840 г. королева Нидерландов, затем вдовствующая королева. С 09.02.1816г. в браке с Вильгельмом, принцем Нассау-Оранским (06.12.1792 - 17.03.1849), с 1840г. великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельм II).

Николай Павлович (25.06.1796 - 18.02.1855), великий князь, в 1823г. назначен Александром I наследником престола. 19.11.1825 г. вступил на российский престол, правил с 14.12.1825 г., коронован 22.08.1826 г. в Москве и 12.05.1829 г. в Варшаве.

С 01.07.1817 г. в браке с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Фредерикой-Луизой-Шарлоттой-Вильгельминой Прусской (01.07.1798 - 20.10.1860).

Михаил Павлович (28.01.1798 - 28.08.1849), великий князь. С рождения генерал-фельдцейхмейстер; с 1825г. генерал-инспектор по инженерной части, командующий Гвардейским корпусом, с 1831г. главный начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, с 1844г. главнокомандующий Гвардейского и Гренадёрским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг., в подавлении Польского восстания 1830 - 1831 гг.. Умер во время похода в Венгрию. С 08.02.1824г. в браке с великой княгиней Еленой Павловной, урождённой принцессой Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской (28.12.1806 - 09.01.1873).

С 25 ноября 2019 года будет открыта для посещения Церковь Архангела Михаила в Михайловском замке, за исключением времени проведения церковных служб. Обращаем ваше внимание, что в Церкви могут находиться одновременно не более 60 человек, с учетом экскурсионных групп.

Поделюсь с вами историей о петербургском Михайловском замке, который также называют «Инженерным».

Когда о нем заходит речь, мне сразу приходит на память выражение: «Тяжела ты, шапка Мономаха».

Именно здесь случилась таинственная трагедия рода Романовых – убийство Павла I. Может, храня за своими стенами страшные секреты, это здание, величественное и помпезное, также, по моим ощущениям, несёт через века и какую-то затаенную грусть.


Думаю, для всех любителей детективов и триллеров посещение его будет особо интересным. Тем более, что замок окутан флёром легенд, о которых написал прекрасное произведение «Приведение в Инженерном замке» Николай Семёнович Лесков.


Но развею мрачные впечатления. Замок красив и интерьеры его уникальны! Я сама побывала в нем впервые на приеме в числе гостей по случаю чествования русских переводчиков – победителей одного из итальянских конкурсов. Здание поразило меня своей торжественностью, а устроенные после церемонии награждения фуршет и камерный концерт как нельзя лучше дополнили атмосферу имперских времен.


Но, обо всём по порядку.

История замка

Я уверена, что любителям отслеживать таинственные нити, связующие какие-либо события, интересна будет история появления Михайловского замка.

Место расположения

Расскажу, что построен он на месте Летнего дворца дочери Великого - Елизаветы. В нём в 1754 году княгиня Екатерина родила будущего Государя Павла I, а потом во время дворцового «путча» 1762 года сама взошла на русский трон.


Её сын в начале своего царствования в 1796 году повелевает строить именно там для своего постоянного жительства «с поспешанием новый неприступный дворец-замок». Государь не хотел жить в Зимнем дворце. Передам вам легенду, окрашивающую данные события. Часовому Летнего дворца чудесным образом явился юноша, осиянный небесным светом. Он велел передать императору, что здесь необходимо «воздвигнуть храм и дом во имя Архистратига Михаила».


Воин поспешил исполнить волю Ангела. Так, якобы, наконец и утвердилось место для строительства Михайловского замка. Замечу, что это исключительный случай в русском дворцовом строительстве, когда зданию дали имя не предполагаемого владельца, а святого.

Возведение дворца

Надеюсь, вам будет интересно узнать то, что планировкой строения занимался сам Император. Вносить профессиональные коррективы Павел I доверил зодчему Василию Ивановичу Баженову, который и наставлял императора в архитектурных делах.


Ведь задумки свои Павел начал воплощать на бумаге ещё не будучи монархом - с 1784 года. За 12 лет до принятия решения о месторасположении дворца «коллекция павловских проектов» насчитывала 13 вариантов! Закладка замка случилась в феврале 1797 года в присутствии Государевой семьи. Баженова при этом не было по причине болезни. В марте того же года было оглашено царское решение о передаче управления строительством «нашему архитектору коллежскому советнику Бренне».


Этот мастер был согласен работать над «в великом поспешании» (чего не сделаешь от нужды?). Бренне являлся лишь декоратором, а не зодчим. В помощь ему были призваны Ф. Свиньин и К. Росси. Они сообща подкорректировали чертежи Павла I «соответственно основам и правилам искусства..." Но царь по-прежнему «держал руку на пульсе». Он приказал устроить внутренний двор восьмиугольной формы, в чём просматривалась его принадлежность к Мальтийскому ордену.


Павел I усиленно подгонял строителей. В помощь В. Бренна были выделены Ч. Камерон, Д. Кваренги и другие зодчие. Работы «вчерне» было приказано закончить к 1797 году. Стройка шла днём и ночью, когда использовались факелы. Отмечу, что по прихоти монарха использовались стройматериалы, предназначенные прежде для создания других объектов. Например, и Таврического дворца.


Были отменены пошлины на заморские предметы, предназначавшиеся для павловского замка. На фризе юго-восточного фасада теперь значилось: «Дому твоему подобаетъ Святыня Господня въ долготу дней» (видоизмененные слова из 92-го псалма царя Давида).


И вновь по ходу предложу вам легенду. Говорили, что одна юродивая предсказала Павлу I, что тот умрет в возрасте, соответствующем количеству букв в этом изречении. Правда это или кривда, но по факту так и случилось. На тимпане (внутреннем поле) фронтона красовалось другое изречение - «История заносит на свои скрижали славу России». Украшали павловские хоромы П. Трискорни, Д. Скотти и другие модные тогда мастера. Кстати, обратите внимание, что на Садовую улицу смотрит фасад дворцового храма, увенчанный шпилем.


Изменилась территория и подле дворца. Подход к нему пролегал от Итальянской улицы, минуя тройные ворота, средний проезд которых выделялся лишь для венценосной семьи. За воротами пролегала аллея, по бокам которой находились конюшня и здание манежа (экзерциргауза). Она упиралась в кордегардии (помещения для караула), за которыми шли преддворцовые укрепления. Павел I был озабочен личной безопасностью.


Замок получился весьма своеобразным. Он словно поднимался из воды, будучи окруженным рвами и каналами, облицованными камнем (работа петрозаводских купцов Бекреневых).


По своему виду здание отличалось от строений того времени. Оно более походило на средневековую крепость, воздвигнутую в манере романтического классицизма. Но именно данный замок – ярчайший символ павловской эпохи. Он словно раскрывает перед нами особенности личности Государя. Не зря современники отзывались о дворцовых интерьерах, как о «чуде роскоши и вкуса».


Здесь сочетались имперская парадность и «музейность», подкрепленная массой диковин из павловских коллекций. Напротив дворца простиралась площадь Коннетабля.


На ней планировалось проводить любимые царём армейские учения и парады. Площадь также окружал ров, с деревянным подъемным мостом, по бокам которого располагались пушечные орудия. В центре пространства поместили величественный монумент Петру I, за которым шло ещё три моста.


Праздничное освящение нового замка произошло 21 ноября, в день Архистратига Михаила, в 1800 году, и уже 1 февраля следующего года Павел I со двором перекочевал в него. Я нашла цифры, свидетельствующие о затратах на строительство, – более 6 миллионов рублей! Историки считают, что сие творение оказалось самым дорогостоящим среди строений XVIII века.

Кто и где проживал

На первом этаже разместились сын Павла I - Александр с женой.


На юго-западе находились покои второго государева чада – Николая, а в юго-восточной части - обер-шталмейстера И. И. Кутайсова. Сам царь облюбовал северо-западные помещения левее домового храма. С другой стороны от церкви проживал его третий сын Константин.


Со стороны парадного двора находились комнаты обер-гофмаршала А. Л. Нарышкина.


Императрице выделены были палаты на втором этаже.


Расскажу, что в её комнаты входила галерея, декорированная коврами с изображениями полотен Рафаэля Санти. Вообще картин знаменитых художников в замке было не мало. Парадная лестница удивляла колоннами из сибирского мрамора. За Тронным залом, декорированным зелёным бархатом, вы бы оказались в галерее Лаокоон, украшенной гобеленами и скульптурами. За ней шли гостиная и Мраморный зал. На третьем этаже поселились великие княжны. Словом, места было вдоволь. И всё бы ничего. Да вот только Павел I так торопился с переездом, что въехал в новый замок, не дождавшись даже просушки стен.

Сорок дней хозяйствования в замке

По-моему, какая-то мистика окутывает судьбу этого монарха. Он так жаждал жить в своём уникальном дворце, который именовал не иначе, как замок! Сам заблаговременно разрабатывал проекты постройки, в затем маниакально сфокусировал все силы на скорейшем возведении этого здания. А на деле? Наслаждался царь плодами своих (и массы народа) трудов всего сорок дней. Именно через этот срок его зверски убьют в собственной спальне!


Дополню, что жизнь в те дни во дворце отнюдь не была медовой. Здание, великолепное на вид, было жутко сырым и холодным. Приведу свидетельство современника, историка А. Коцебу. Он считал данное жилье ужасно вредным для здоровья. В залах даже при пылающих каминах на стенах виднелись ледяные следы. Правда, в покоях императора и его супруги дело обстояло получше. Стены их комнат были покрыты деревом, спасающим положение. Но остальным жильцам приходилось «терпеть жестоко». А что поделаешь? Монаршия воля! Может, царская спешка с переездом была не только из-за фобий или нетерпения реализовать давнюю мечту? Оказывается, вместе с Павлом I в Михайловский замок перебралась и его фаворитка – Анна Лопухина, покинув мужний дом.


Государь посредством тайной лестницы имел доступ к её покоям. И вот, ровно через сорок дней, в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.монарх был убит. Александр Павлович, занявший престол, тяжело переживал это событие всю жизнь. Версии об его причастности к отцеубийству противоречивы. Но, в любом случае знать, каким путем тебе достался трон, конечно, было тяжелым бременем.


Я знаю версию, согласно которой Александр I, склонный к бегству от суетливого мира, инсценировал свою смерть. При его поездке в дело представили так, что царь внезапно скончался от тифа. При этом труп другого человека выдали за государев. А бывший император попросту доживал свои дни отшельником в сибирской глубинке под именем старца Федора Кузьмича.


Помните про «упёртость» Павла I, когда дело доходило до его прихотей? Возможно, что и сын, одержавший верх над Наполеоном, в 1822 году запретивший масонские ложи и вообще неоднократно проявлявший наследственное «твёрдоволие», в итоге также осуществил и своё сокровенное желание.

Последующая судьба замка

Я рассказывала, как молниеносно царская свита вселилась в Михайловский замок. После убийства Павла вся эта компания ещё скорее сбежала из тех ледяных хором. Опустевшее здание обрастало легендами и кривотолками.


Работы по дальнейшему благоустройству законсервировали, а ценности стали развозиться по другим дворцам. Лишь в 1819 году (почти через 20 лет) Михайловский замок указом Александра Павловича был отдан Главному инженерному училищу. У здания появляется и другое имя – Инженерный замок. Знаменитый К. Росси в 1820 году перепланировал окружающую его территорию. Каналы засыпали. Ясно дело, что для учебного учреждения также требовалась перепланировка, которую начали в 1822 году.


Начальство училища, к сожалению, занимали лишь нужды заведения. Согласитесь, что обычно люди «льют воду на свою мельницу». Так произошло и здесь. Никого особо не волновало сохранение исторического вида здания. Работы велись, лишь учитывая интересы училища. Кроме того, помните, как Павел I использовал для своего замка стройматериалы, предназначенные для других объектов? Теперь зданию словно приходилось расплачиваться за те царские прихоти. Так, при оформлении Нового Эрмитажа в 1840-х годах начали применять мрамор из покоев Михайловского замка. После кончины Государя Николая Павловича, покровителя училища, данное заведение с 1855 года начинают называть Николаевской инженерной академией и училищем.


По эскизу К. А. Ухтомского в 1871 году в Парадной спальне, в которой совершилось убийство царя, была обустроена Малая училищная церковь.

Легенда о призраке

Думаю, что всем знакомы имена И. М. Сеченова, Ф. М. Достоевского, Д. в. Григоровича. Многие знаменитости России проходили обучение в Михайловском (Инженерном) замке. У талантливых людей особенно в юности весьма богатая фантазия. Может, благодаря склонности к тайнам и приключениям в этих стенах так сильно муссировалась легенда о приведении, зародившаяся после трагедии с Павлом I. Согласно байкам, душа убитого императора в ночное время разгуливала по коридорам.


Гиперболизировались слухи о призраке именно в среде училища (явный ученический фольклор, вошедший в произведение Лескова, уже упомянутое мною). Ясно, что старшие ученики таким макаром запугивали младших.


Хотя, сообщу вам, что даже в конце XX века наши современники из комиссии по аномальным явлениям (есть и такая) при Русском Географическом Обществе РАН проводили в Михайловском замке свои исследования. В поисках чуда они изучали территорию при помощи лозы, пытались зафиксировать «аномальности» на фотоплёнку. Правда, чего-то существенного они, видимо, не накопали. Иначе желтая пресса уже «расскричала» бы сенсационные новости.

Предреволюционные события в замке

В канун Первой мировой войны большинство юнкеров-инженеров отправилось на фронт.


К революционным событиям осени 1917 года в Инженерном училище оставалось лишь около ста юнкеров-новобранцев. Учащиеся и старшие офицеры училища 11 ноября 1917 года организовали восстание против большевиков. Их штаб базировался в Михайловском замке. Эта акция, ясно дело, была подавлена.

После революции здание стали занимать разнообразные учреждения.


Отмечу, что инженерное училище, преобразованное в инженерные курсы (позже – Ленинградское военно-инженерное училище), оставалось в этих стенах. Во время блокады тут находился госпиталь. При бомбёжках фашистами Ленинграда восточная часть замка значительно пострадала. Ряд восстановительных работ произвели в 1953 году.


Добавлю, что с 1957 года по наши дни в замке находится Центральная военно-морская библиотека. В разные годы здесь находились ЦБ технической информации, «ГипроНИИнеметаллоруд», «Ленгипроэнергомаш» и другие организации. И вышло, словно в поговорочке «у 7 нянек – дитё без глазу». При обилии «хозяев» состояние замка к 1990-ым годам оказалось никудышным: залы перегорожены тут и там, настенные росписи закрашены, лепнина уничтожена…

Период конца XX века по наши дни

Но настали для этого архитектурного шедевра и светлые времена. Отмечу, что его в 1994 году передали Государственному Русскому музею (кроме комнат библиотеки ВМФ).


Замок отреставрировали к 300-летнему юбилею Петербурга. Большинство интерьеров удалось, к счастью, восстановить в первоначальном образе. Воссоздали и фасадную надпись.


Специалисты фрагментарно реконструировали Воскресенский канал и мост, играющие некогда оградительную роль. Сегодня в Михайловском замке для нас с вами открыты замечательные экспозиции. С ними вы можете познакомиться .


Возможно, кого-то из вас обрадует информация о том, что в замке часто проводятся лекции, встречи, концерты и даже балы.


О них читаем . Я уже упоминала, что мне однажды посчастливилось слушать в этих стенах классическую музыку. Наверное, форма так же творит содержание, как и оно форму. И музыкальные шедевры очень гармонично воспринимаются именно в подобной обстановке. Кстати, ни мне, ни моим знакомым бродящее по коридорам приведение не повстречалось!

Как добраться

Сюда (3) вы доберетесь, доехав до станций метро «Гостиный двор» (2) или «Невский проспект» (1).


Предстоит небольшая пешая прогулка по старым петербургским улицам. Возможные маршруты указаны мною на карте.

Время работы и стоимость билетов

Михайловский замок: мистика здания

Как обычно рассказывают:

Михайловский замок, прежде всего, известен как обиталище призрака Павла I. Однако история строительства и символика здания также окутаны мистикой.

Это касается и названия здания. В Петербурге немало объектов, связанных с личным именем «Михаил». В них подчас легко запутаться: Михайловский дворец не имеет отношения к Новомихайловскому, а оба они - к Михайловскому замку. При этом, если первые два названы по именам владельцев, то Михайловский замок строился вовсе не для Михаила, а для императора Павла I. Почему же резиденция государя получила такое имя? Легенда объясняет происхождение так:

«Однажды стоявшему в карауле у старого Летнего дворца Елизаветы Петровны солдату явился в сиянии архангел Михаил. Он велел часовому тотчас идти к императору и сказать, что этот Летний дворец должен быть разрушен, а на его месте построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат сделал так, как велел архангел, на что Павел будто бы ответил: „Воля его будет исполнена“. В тот же день он распорядился о постройке нового дворца и при нём церкви во имя архистратига» . Иногда легенда расширяется следующим образом:

«Накануне явления архангела часовому Павел заметил у дверей своего кабинета неизвестного старика в монашеской рясе. У него было красивое лицо, изборождённое морщинами, длинная седая борода и приветливый взгляд. В то время императрица готовилась стать матерью десятого ребёнка. Старик преградил дорогу императору: „Супруга твоя, - заговорил он, - родит тебе сына, которого ты, государь, наречёшь Михаилом. Этим же именем святого архангела ты назовёшь дворец, который построишь на месте своего рождения.“ Таинственный гость исчез. Через несколько дней императрица действительно родила сына, которому по желанию Павла „при молитве дано было имя Михаил“. Вот почему в некоторых вариантах легенды о видении, явившемся солдату на посту у Летнего дворца, в ответ на рассказ часового, Павел отвечает: „Да, я знаю. И это уже мною исполнено“. »

На самом деле:

Странное название Михайловского замка появляется в эпоху правления Павла I, о чём единодушно сообщают мемуаристы. Наиболее авторитетным из них является фрейлина В.Н. Головина.

Варвара Николаевна Головина (1766–1819) почти всю жизнь провела при дворе, оставив весьма достоверные воспоминания о правлении Екатерины Великой, Павла Первого и Александра Благословенного. Всех вышеперечисленных она хорошо знала лично. В начале царствования Павла графиня оказалась в немилости, тем не менее, находилась в Петербурге и лично могла засвидетельствовать появление слухов о названии замка.

Мемуаристка связывает распространение легенды о солдате, которому явился архангел Михаил, с придворными интриганами, стремившимися «направить воображения государя в нужное русло». Впрочем, зачем это было нужно «некоторым приближённым лицам», В.Н. Головина не сообщает. По мнению мемуаристки, под влиянием этих слухов государь и начал строительство замка на месте старого дворца Елизаветы Петровны, а также дал обет назвать своего будущего сына Михаилом. Таким образом, достоверный источник полностью подтверждает легенду, хотя к вероятности появления архангела относится крайне скептически и никакого старца не упоминает.

Вариант истории, в котором указание свыше передаёт старец вместо архангела, отражён в записках А.Т. Болотова. Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833) - блестящий энциклопедист-самоучка с широчайшими интересами: от проблем психологии и сельского хозяйства до вопросов политики и истории. В 1797 г. он находился в Богородицке близ Тулы, следовательно, легенду он передаёт из третьих рук. А.Т. Болотов передаёт всю историю как некий слух, ходивший по городу и сомневается в её достоверности. Мемуарист отмечает, что причиной появления слуха явилось странное название заложенного замка и настойчивое указание именовать его именно Михайловским, появившееся «не только в указе, но и в газетах» . При этом А.Т. Болотов предполагает, что у государя были некие «особливые причины» назвать замок Михайловским, а сама легенда явилась лишь «выдуманною басенкою, или, по крайней мере, какою-нибудь политическою стратагемою».

Таким образом, приведённая легенда является одной самых достоверных и старинных во всём петербургском мистическом тексте. Единственное, что не заслуживает доверия в распространённом ныне фольклоре, - упоминание о том, что старик явился накануне рождения сына Павла Михаила. Между закладкой замка и рождением сына прошло около года, и все мемуаристы сходятся в том, что замок получил название непосредственно после закладки. Кроме того, оба заслуживающих доверия мемуариста сообщают, что указание свыше было передано государю через солдата, никаких слухов о явлении самому императору не было.

Попытки интерпретации

Итак, рассказ о мистическом приказе относительно названия замка стал активно бытовать сразу после закладки замка. Вопрос о том, являлись ли в действительности солдату старец или сам архангел Михаил ставить бессмысленно, ответа на него не будет. С другой стороны, очень быстрое распространение однозначной интерпретации появления названия говорит либо о реальном сообщении караульного солдата (что, как Вы понимаете, не означает, что он действительно видел святого), либо об активно пропагандируемой выдумке. Оба наших мемуариста склоняются к последнему варианту. Но кому было выгодно распространение подобной истории? На наш взгляд - только самому Павлу I.

Михайловский замок строился «стахановскими темпами», туда сносились материалы и сгонялись рабочие со всех прочих строек города, государь въехал во дворец, когда ещё не просохли стены. Сложно поверить, что такая поспешность явилась следствием свидетельства некого солдата. Очевидно, Павел имел более серьёзные основания для того, чтобы стремиться к переселению в новую резиденцию. История об указании свыше оказывалась в таком случае хорошим объяснением для общественности, т. к. скорейшее выполнение приказа высших сил безусловно должно было одобряться религиозно настроенными широкими слоями населения. Каковы же могли быть истинные мотивы Павла при постройке новой резиденции?

Небесный Иерусалим государя

Павел не вёл дневников, не писал мемуаров и не был склонен подробно разъяснять смысл своих действий. Поэтому общий замысел императора можно представить лишь по косвенным данным. Что же необычного мы видим в архитектуре Михайловского замка? Наиболее авторитетный ныне исследователь символики замка Л.В. Хайкина обращает внимание на следующие элементы:

Надпись на фронтоне «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней» . Надпись представляет собой видоизменённую цитату из 29 псалма: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Медные буквы были выполнены для Воскресенского собора Смольного Монастыря, затем перенесены на стройку Исаакиевского собора, а при Павле переместились на его резиденцию.

Названия ворот «Воскресенские», «Зачатейские», «Рождественские», «Воскресенские» . Эти названия хорошо гармонировали бы с архитектурной номенклатурой церкви или монастыря, но не дворца.

План дворца: квадрат с вписанным в него восьмиугольником . Квадрат упоминается в Апокалипсисе как форма Небесного Иерусалима, восьмиугольник - символ «Восьмого дня творения» - воскресения Иисуса Христа и начала Вечности.

Расположение царских мест в дворцовой церкви архангела Михаила . Они находились на балконах в апсиде, в непосредственной близости от алтаря.

Совокупность указанных элементов можно рассматривать как доказательство стремления Павла I воплотить в Михайловском замке идею жилища царя-первосвященника. Если мы вспомним обстоятельства коронации государя: парадный въезд в Москву был приурочен к Вербному воскресенью, торжественная церемония венчания - к Пасхе, во время церемонии государь облачился в далматик, подобие одежды Христа - закладка дворца-храма по возвращении в Петербург оказывается лишь элементом в этой последовательности событий.

Михайловский замок вполне оправдано имеет репутацию самого мистического здания в городе. У государя был детальный план относительно его символического значения и этот план представляется весьма загадочным. Вероятно, он имел отношение к образу дома царя-первосвященника, посредника между Богом и людьми, каким и воспринимал себя Павел. Являлся солдату старец или ангел, действительно ли солдат сообщил о видении или это была чья-то интрига, мы вряд ли сможем выяснить. Но одно несомненно - слух повлиял на государя, уверив его в необходимости строительства новой резиденции, которую он и без того планировал. Слух также объяснил поспешность возведения замка и его странное название широким слоям населения - возможно, распространению легенды способствовал сам государь.

Постскриптум

Разумно предположить: а не придаём ли мы слишком большое значение символике? Возможно, Павла она не интересовала вовсе, а все выделенные нами особенности архитектуры замка - случайность, равно как и название «Михайловский»? Ведь во всех императорских резиденциях были церкви - кому-то в конце концов нужно было посвятить и церковь в новом дворце. Почему бы не архангелу Михаилу? Нельзя ли отсюда вывести относительно случайное название резиденции? Или, может быть, название ворот и прочие аллегории - просто замысел архитектора, а Павел символикой и вовсе не интересовался?

Подобная версия весьма сомнительна в свете того, что в библиотеке Павла I находилась масса книг по вопросам христианской экзегезы, а император блестяще разбирался в символике службы и особенностях христианской иконографии. Таким образом, государь, в отличие от нас, отлично понимал, что именно представлено в символике его замка и сложно поверить, что не он был инициатором использования этой символики.

Горькая ирония, пожалуй, заключается в том, что в некоторых случаях аллегории были реинтерпретированы потомками в совершенно ином, нежели задумывалось, свете. Так, широко известна легенда о том, что императору было предсказано: сколько букв в надписи «Дому Твоему подобаетъ Святыня Господня в долготу дней » на фасаде его замка, столько лет он и проживёт. Государь действительно погиб на 47 м году жизни. Никаких данных о существовании подобного предсказания до гибели Павла у нас нет. Так что, весьма вероятно, оно появилось задним числом. Однако, совпадение букв и лет правления, и правда, очевидно- не слишком ли заигрался государь с опасной мистикой, от чего и пострадал?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Магическое воображение. Практическое руководство по развитию сверхспособностей автора Фаррелл Ник

Замок героя Когда туман рассеялся, вы увидели очаг на земляном полу, в котором потрескивает огонь. Дым от него поднимается вверх и выходит наружу – через отверстие в крытой соломой крыше. Вокруг очага расположены грубо сколоченные столы и стулья. Пол прикрыт свежей

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Михайловский замок Место, где был убит Павел I и где до сих пор бродит его неприкаянный призрак. Появляется он, как правило, около полуночи и тихо бродит по лестницам и залам. Сотрудники замка видели его неоднократно, но поскольку вреда он никому не причиняет, особо не

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 14 автора Степанова Наталья Ивановна

Заговор на замок Перешагиваю нечистый дух с Божьей милостью. Старому колдуну, еретику, Старой колдунье, еретице, Злобной шутнице, сопернице. Князь Спиридон-солнцеворот, Как ты воротишь красно Солнышко и Луну, Так же отвороти, отверни От меня, Божьей рабы (имя): Шутки, творки,

Из книги Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества. Том 1 автора Пайк Альберт

8 Intendant of the Building Надзиратель за Постройкой (Хранитель Здания) В этом градусе вы усвоили тот огромной важности урок, что никто не имеет морального права продвинуться вверх по лестнице градусов Древнего и Принятого Шотландского Устава, если не усвоил в теории и на практике

Из книги Алмазные дни с Ошо. Новая алмазная сутра автора Шуньо Прем

Глава 5 США – замок 1 июня 1981 года, Нью-Йорк.Ошо уезжал из Индии вместе с двадцатью саньясинами. Желая попрощаться с Мастером, ученики образовали своего рода «коридор» через весь ашрам – от порога его комнаты до самой машины. Они стояли в тишине, сложив руки в намасте. Ошо

Из книги Рыцарь в ржавых доспехах автора Фишер Роберт

Глава 5. Замок Знания Рыцарь, Ребекка и Белка снова пустились в путь по тропе Истины к Замку Знания. Они сделали только две остановки: одну, чтобы перекусить, а другую, чтобы рыцарь сбрил свою косматую бороду и остриг отросшие волосы краем заостренной краги. После этого

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 02 автора Степанова Наталья Ивановна

Приворотный заговор на замок Купите новый замок, закройте его на ключ, при этом читая особый заговор, а ключ потом выбросите. Заговор такой: Как этот замок без ключа Никто не откроет, Так нас с тобой никто не разлучит.

Из книги Мастер сновидений. Словарь-сонник. автора Смирнов Терентий Леонидович

ЗДАНИЯ (постройки, нежилые строения) (видеть) см. доп. учреждения, пространства, жильё.738. АМБАР - полный - к достатку; пустой, ветхий - к безденежью.739. АПТЕКА - к недомоганию.740. АТЕЛЬЕ - жизненные перемены.741. АЭРОПОРТ - мечты, желания, нереализованные планы.742. БАССЕЙН -

автора Степанова Наталья Ивановна

Заклинание на замок Купите новый замок, закройте его на ключ, при этом говоря заклинание, ключ выбросите.Как этот замок без ключа никто не откроет, так нас с тобой никто не разлучит. Аминь.

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Заговор на замок Перешагиваю нечистый дух с Божией милостью. Старому колдуну, еретику, старой колдунье, еретице, злобной шутнице, сопернице. Князь Спиридон-солнцеворот, как ты воротишь красно Солнышко и Луну, так же отвороти, отверни от меня, Божией рабы (имя): шутки, творки,

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 30 автора Степанова Наталья Ивановна

Как ставят замок на уста Для того чтобы ваш враг перестал на вас клеветать, нужно дотронуться рукой до своих губ, а затем до земли и сказать: Земля-мать молчит, ничего не говорит, Так бы и (такой-то) обо мне (имя) молчал, Языком бы не вертел, Рта бы не открывал. Ключ, замок,

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Виноградова Екатерина А.

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

Спиральный замок Современные посетители Гластонбери сразу же обращают внимание на необычную форму холма Тор. Если «лабиринтная теория» верна, то в древние времена он представлял собой гораздо более впечатляющее зрелище, остров, спиралями поднимающийся из тумана над

Из книги Учения и наставления моей бабушки Евдокии автора Степанова Наталья Ивановна

Как ставят замок на уста Для того чтобы ваш враг перестал на вас клеветать, нужно дотронуться рукой до своих губ, а затем до земли и сказать: Земля-мать молчит, ничего не говорит, Так бы и (такой-то) обо мне (имя) молчал, Языком бы не вертел, рта бы не открывал. Ключ, замок,

Из книги Сокровище альбигойцев автора Магр Морис

Замок Брамвак Сразу за часовней Сент-Авантен открывается вид на долину Ларбуст; каждый полдень тень от пика Агюд стремительно наползает на долину и, выдохнувшись, останавливается, упершись острым концом в замок Брамвак. Точнее, в его руины. Ветер, дующий со стороны Уэйля,

Михайловский замок - одно из самых мистических мест Петербурга . Он был построен по приказу императора Павла I, первый камень заложили ровно 220 лет назад - 9 марта 1797 года. Император, которому принадлежали первые эскизы будущего дворца, страстно желал поскорее перебраться в новый дом. Правда, его жизнь там была совсем недолгой - вскоре заговорщики убили Павла прямо во дворце.

После этих трагических событий крепость обросла мифами и легендами. Некоторые из них до сих пор передаются из уст в уста. К годовщине начала строительства замка «Комсомолка» решила рассказать о легендах и спросить у современных обитателей крепости, какие из них могут оказаться правдой, а какие - вымыслом местных жителей. На наши вопросы ответил заведующий сектором изучения истории Михайловского замка Владимир Пучков.

ПРИЗРАК ИМПЕРАТОРА

Мечта императора Павла I, возведенная на месте его рождения, стала местом его погибели. Как говорят, минотаврам вовеки суждено погибать в воздвигнутых для них лабиринтах. Это случилось и с Павлом. Всего сорок дней замок служил обителью для царской семьи, но ходят легенды, что дух императора так и не смог покинуть это место - настолько сильно он был к нему привязан. Считается, что иногда в окнах замка можно увидеть темную тень императора со свечой в руках, а в коридорах по ночам слышен скрип половиц: это Павел бродит и ищет покой.

По легенде, призрак появляется в замке в полночь, но я в такое время там не бываю, - рассказал нам Владимир Пучков. - Более того, никто из сотрудников никогда его не видел. Михайловский замок очень старый, а его история связана с трагическими событиями. Поэтому людям хочется приписать этому месту какие-то мистические черты.

Выходит, что миф так и остается мифом. Особо популярным он был во времена, когда в замке обосновалось Никольское инженерное училище. Скорее всего, кадеты использовали эту сказку, а может, и вовсе сочинили ее, чтобы запугивать младших.

КРЕПОСТЬ ЦВЕТА ЖЕНСКОЙ ПЕРЧАТКИ

Одна из легенд связана с цветом фасада замка. Она гласит, что его определила перчатка Анны Лопухиной , фаворитки императора Павла. На одном из балов дама была так увлечена, что обронила желто-оранжевую перчатку. Восхищенный изяществом Лопухиной, Павел приказал выкрасить его обитель аккурат в цвет ее аксессуара.

Владимир Пучков относится к этой легенде двояко:

Можно сказать, что такой факт имеется. В донесении саксонского посланника, современника Павла, есть строчка: «Вновь построенный дворец в Петербурге имеет имя архангела и краски любовницы». Это подтверждает историю с перчаткой. Но, возможно, цвет этой перчатки навел Павла на какие-то свои мысли, и так совпало, что он посчитал его удачным для замка.

К слову, после строительства замка желто-оранжевый стал в городе популярным и многие дома в то время перекрашивали в этот оттенок. Можно сказать, что не только дворец, но и Петербург начал облачаться в цвета любовницы императора.

ПРИКАЗ НЕБЕСНОГО ПОСЛАННИКА

Другая легенда связана с названием замка. Говорят, что одному из часовых летнего дворца Елизаветы Петровны, который раньше стоял на берегу Фонтанки , явился неизвестный молодой мужчина в прекрасном сиянии. Он объявил караульному, что именно на этом месте должны стоять дом и храм, а потом будто растворился в воздухе. Позже поняли, что юноша - это архангел Михаил. В его честь замок и назвали.

В павловское время действительно была такая версия. Когда послание передали императору, он заявил, что воля архангела будет исполнена, и якобы в его честь был построен этот храм. Но дело в том, что потом выяснилось, что этот часовой - двоюродный брат камердинера Павла I. Поэтому, зная о желании императора, кто-то решил подыграть ему - и появилась такая легенда. Современники писали, что эта история может хоть как-то оправдать огромные средства, которые потратили на строительство Михайловского замка.

Кстати, это первый случай в русском зодчестве, когда светская постройка была названа не в честь места или владельца, а по имени святого.

СУНДУК МАЛЬТИЙСКИХ РЫЦАРЕЙ

У Павла I было особое пристрастие - рыцари и их идеалы. Он даже был Великим магистром Мальтийского ордена. И это его увлечение стало основой для другого мифа: якобы в подвалах Михайловского замка хранится сундук мальтийских рыцарей, который император сам туда привез. У того, кто найдет его, откроются сверхъестественные способности и появится дар прорицания.

Во-первых, Павел никогда не был на Мальте , поэтому ничего оттуда привезти не мог. А вот мальтийские рыцари, прибывшие в Петербург, привезли реликвии, которые они передали Павлу. Там была десница Иоанна Крестителя, частица мощей и икона Божией Матери, которые почитались у мальтийцев. Они хранились в церкви Зимнего дворца, а в День Иоанна Крестителя перевозились в Гатчину . Но после революции эти реликвии были вывезены за границу, и сейчас они хранятся в одном из монастырей Сербии . Никаких мальтийских железных сундуков не было, тем более в замке. Так что этот миф - полная ерунда, - поясняет Владимир Пучков.

БУКВЫ НАД ВОРОТАМИ

Очередная легенда связывает смерть Павла I с Ксенией Петербургской - блаженной, жившей в столице во времена императора. Ходят слухи, что она якобы предрекла, что жить Павлу столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. Надпись гласила «Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней». В 1934 году эти буквы исчезли с ворот, оставив после себя только черные точки на месте крепления.

Ни в одном из самых подробных житий Ксении Петербургской об этом предсказании не говорится, - рассказывает исследователь. - А еще один из современников павловского времени написал, что заметили об этом только после смерти императора. То есть легенда существовала еще тогда, но она появилась задним числом по отношению к тому, что было на самом деле. До смерти императора об этом никто не говорил.

Более того, легенда сама по себе неточная. В надписи над воротами 47 букв, при том что Павел прожил только 46 лет и скончался на 47-м году.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Путешествие в Таиланд: сколько лететь до Таиланда и как лучше добираться?
Захватывающие развлечения
Один день из жизни в заброшенном поселке Пирамида (Арктика, архипелаг Шпицберген) Поселок пирамида на карте