Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ацтеки. Краткая история

Страны и народы. Вопросы и ответы Куканова Ю. В.

Где жили древние ацтеки?

Где жили древние ацтеки?

Государство Мексика имеет очень древнюю историю, ведь именно здесь когда-то процветала великая империя ацтеков.

Мексика – это гористая страна, где только 13 % территории пригодны для сельского хозяйства. Почвы, образовавшиеся на лаве, однако, здесь очень плодородны. Там, где хватает дождей, разбиты плантации табака, сахарного тростника, кофе, какао, хлопка и каучука.

В природе Мексики есть место и засушливым пустыням, и тропическим морским побережьям со всемирно известными океанскими курортами, такими как Акапулько.

Согласно легенде, место для поселения ацтекам указал орёл со змеёй в когтях, сидящий на кактусе. Сейчас в этом районе находится столица Мексики – город Мехико.

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Ацтеки Ацтеки (астеки)– обитатели Мексики в эпоху прибытия европейцев в Америку. Когда около средины XI в. по Р. Х. сошли со сцены толтеки, в Анахуак устремились многочисленные полчища чичимеков, за которыми последовали вскоре, около 1200 г., более цивилизованные аколхуасы.

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЦ) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Где жили динозавры? Лучше всего изучать, какие животные жили на Земле миллионы лет назад, по окаменелостям. Окаменелости - это остатки растений и животных, замурованные в скальных породах. Этими остатками, превратившимися в камень, могут быть раковины, насекомые, листья,

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Кто такие ацтеки? Ацтеки были одним из наиболее высокоразвитых и влиятельных народов, населявших Америку в древности. Они жили в долине, где сейчас расположен город Мехико - столица Мексики. К моменту появления европейских путешественников и колонизаторов история этого

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как ацтеки обосновывали свою исключительную жестокость к побежденным народам? Отношение ацтеков к военнопленным вошло в историю – обычно побежденных приносили в жертву богам. В определенное время ацтеки объявляли даже священную охоту на людей, удовлетворяя аппетиты

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

«Жили-были...» Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.Для детей 1 года вопросы должны быть простыми, для более старших – посложнее.Взрослый задает вопрос:«Жил-был

Из книги Странники Вселенной автора Непомнящий Николай Николаевич

Ацтеки и инки 8 ноября 1519 года Эрнан Кортес и его конкистадоры изумленно взирали на Теночтитлан, столицу Нового Света. Белых чужеземцев пригласил император Монтесума II. Повинуясь тому, что выпало на его долю по давнему роковому предсказанию, он сдался испанцам вместе со

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Чем знамениты ацтеки? Ацтеки – это индейский народ, живущий на территории Мексики. Их около миллиона, и сегодня они ничем не отличаются от других народов и племен Центральной Америки. Народ как народ. А ведь когда-то, в доколумбову эру, ацтеки были создателями

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Какие древние люди жили в пещерах? Тысячи лет назад люди не умели строить дома и поэтому жили в каменных пещерах. Впрочем, следует заметить, что самые первые обитатели пещер даже внешне мало походили на нас.Этих людей современные ученые называют неандертальцами. Они имели

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Как жили древние греки? На протяжении пятисот лет, начиная с эпохи Возрождения, европейцы называют историю Древней Греции «золотым веком человечества». Действительно, в античной культуре есть множество притягательных сторон, привлекающих и современных людей: разумное

Из книги автора

Как жили древние римляне? Римская культура также оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации: многие современные языки создавались на основе латинского алфавита, римское право до сих пор изучают юристы, юлианский календарь, введенный Юлием Цезарем в 46

Из книги автора

Кто такие ацтеки? Ацтеки были одним из наиболее высокоразвитых народов, населявших Америку в древности. Они жили в долине, где сейчас расположен город Мехико – столица Мексики. К моменту появления европейских путешественников и колонизаторов история этого индейского

Из книги автора

Как жили древние славяне? Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам Днепра, Волхова, Оки, Западной Двины на больших равнинах поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.Время было беспокойное, жители соседних

Ацтеки - это доминирующая культура времен постклассического периода. Они плотно заселили бассейн Мехико, и стали контролировать огромные территории Центральной Америки к северу до пролива Техуантепек.

Навстречу судьбе

Ацтеки имели все основания гордиться собой. Менее чем за 200 лет они прошли путь от кочевого племени до грозных властителей долины Мехико и прилегающих к ней регионов. Такой успех они приписывали своему богу-покровителю, Уицилопочтли, и сочинили миф, прославляющий годы их странствований по пустыне. Они очень любили рассказывать эту историю и постоянно повторяли ее с неослабевающим удовольствием и гордостью. Художники воссоздали ее в книгах, называемых ныне кодексами; повествование передавалось серией картинок и глифов. Как изображено в дошедших до нас кодексах , путь ацтеков к славе начался в сухой, покрытой кактусами земле, расположенной к северо-западу от долины Мехико, в месте, называемом Чикомоцок, или "Семь пещер", в пещере холма Кольхуатепек (см. рис. слева). Это место было легендарным: другие племена, как и тольтеки до них, заявляли, что произошли оттуда же. Почему ацтекам пришлось оставить эту местность, неизвестно. Возможно, их оттеснили более сильные племена, хотя они предпочитали верить, что отправляться в путь им приказал Уицилопочтли. По мере того, как ацтеки медленно продвигались к югу, легенда становилась реальностью. К тому времени, когда они достигли места, где им предстояло основать свою столицу, что было предвещено орлом, усевшимся на кактус, каждый эпизод можно датировать с достаточной точностью.

Хотя существовали тысячи ацтекских кодексов , ни один из них не уцелел после испанского нашествия. Большинство уничтожили испанцы, ревностно насаждавшие новую веру и искоренявшие языческие представления. Однако и тогда традиция написания кодексов сохранялась среди некоторых

групп индейцев, чему немало способствовали некоторые просвещенные испанцы. Мастера оставили после себя восхитительные страницы, позволяющие понять и почувствовать, как сами ацтеки представляли себе собственную историю.

Начало империи Теночтитлана

Поселившись в Чапультепеке, ацтеки стали подданными кольхуаканцев и служили им в качестве наемников. Со временем они стали тяготиться своим подчиненным положением и навлекли на себя гнев вождей кольхуа. Вынужденные бежать, ацтеки оказались в болотистых землях озера Тецкоко. Здесь они и основали свой город Теночтитлан, поскольку увидели знак, предсказанный Уицилопочтли, - скалу, где рос кактус, на котором сидел орел . Отсюда и название города - "место, где растет кактус", и его эмблема. (То же самое изображение можно увидеть и на флаге современной Мексики, только теперь орел держит в клюве змею.).

Этот орел, сидящий на кактусе, изображен и на фронтисписе Кодекса Мендосы (см. рисунок ниже). Книга на 16 прекрасно иллюстрированных страницах год за годом воспроизводит историю ацтеков с 1325 г. до появления испанцев. Вероятно, этот кодекс заказал художникам первый випекороль Новой Испании, Дон Антонио де Мендоса, по имени которого он и назван. Кодекс охватывает царствование всех правителей, начиная с легендарного основателя города, жреца Теноча и заканчивая Мотскусомой II. Каждое событие , каждое победоносное завоевание соседних народов запечатлено в деталях. Специально для испанских читателей изображения сопровождены надписями на испанском языке.

По краям фронтисписа идет полоса глифов, обозначающих годы ацтекского календаря. 4 знака, изображенные справа, являются основой календарной системы, они повторяются каждые 4 года. Точки от I до 13 обозначают конкретные годы. Через 52 года цикл повторяется. Началом цикла всегда считался 2-й год Камыша. Он отмечался церемонией погашения старых ритуальных огней и зажжения новых, обозначался специальным приспособлением для добывания огня, что можно видеть на фронтисписе Кодекса Мендосы (3-й знак внизу слева).

Фронтиспись Кодекса Мендосы (Кодексы Ацтеков)

На фронтисписе Кодекса Мендосы символически показан рост могущества Теночтитлана. Отцы-основатели отдают дань почтения символу города, расположенному поверх ацтекского щита. Пересекающиеся синие линии обозначают каналы, которые делят город на 4 квартала. Два горящих храма внизу обозначают победы над двумя городами-соперниками, Кольхуаканом и Тенайукой, одержанные еще тогда, когда ацтеки служили наемниками тепанеков.

На странице слева вкратце повествует о жизни и царствовании первого из ацтекских наследных правителей, который пришел к власти в 1376 г. и правил 21 год, что следует из календарных глифов на полях. Его звали Акамапичтли - "Рука, сжимающая тростниковые стрелы" судя по глифу, расположенному над его головой. За время правления он завоевал 4 города, символи- чески обозначенных головами вождей. Последний город Шочимилько - "Цветы на пахотной земле" заплатил щедрую дань.

На странице справа изображен третий правитель Теночтитлана, Чимальпопока, или "Дымящийся щит", правление которого было запятнано позором поражения. Во время нападения на место, называемое Чалько, местные жители потопили 4 ацтекских боевых каноэ и убили много ацтекских воинов, что передано изображениями 5 отрубленных голов. Чимальпопока, казненный тепанеками, показан сначала живым, а затем с наклонившимся вперед телом и затихшим голосом. Его смерть вызвала восстание ацтеков против своих хозяев.

На странице слева , изображающая правление Мотекусомы II, который одержал ряд славных побед, как и следует человеку с его именем - "Гневный владыка". Его победы обеспечили большой приток не только дани, но и пленников, приносимых в жертву на алтарях Теночтипиана. Три незакрашенных календарных глифа обозначают бесславный конец его правления - прибытие испанцев, смерть правителя, основание Новой Испании на развалинах ацтекской империи.

Традиционное облачение Ацтекских войнов

Соответственно числу плененных врагов воины ацтеков, изображенные вверху, могли облачаться во все более пышные одеяния. Перед боем воины меняли "парадные" костюмы на более подходящие для сражения, сохраняя знаки отличия и головные уборы, указывающие на их статус.

Чтобы, удовлетворить аппетит кровожадных богов , был необходим постоянный приток пленных, захваченных на поле боя. Воины, доставившие пленных, награждались особыми знаками отличия, такими, как изображенные выше накидки и головные уборы. Они указывали не только на доблесть воина, но и на его ранг, напрямую определяемый числом захваченных пленных. Когда молодой воин приводил с собой свою первую жертву, правитель награждал его плащом с изображением скорпиона или цветов. Боец, приведший второго пленного, получал накидку с красной каймой. Если это случалось в третий раз, то его награждали богато украшенным плащом, называемым эекайлакацкоскатль - "драгоценный камень, скрученный ветром". Если на счету ацтекского воина было 4 пленных , то он вступал в ряды ветеранов и мог носить особую прическу. Его также награждали особыми знаками отличия и облачениями. Когда воин становился текуиуа - почетным ветераном, он мог вступить в ряды одного из воинских объединений Орла или Ягуара и носить особую форму. Со временем он мог дослужиться до полководца или советника правителя. С повышением по службе был связан и немалый риск- яркие знаки отличия делали его прекрасной мишенью на поле боя.

Народность, населявшая территорию Центральной и Южной Америки, незадолго до испанского завоевания мексиканских земель в 1521 году. История ацтеков - это история множественных объединений племенных групп, обладавших собственными городами-государствами, и царскими династиями. Под “ацтеками” также подразумевается могущественный союз величественных городов-государств - Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана, городов, установивших свое господства на территории современной Мексики, в период с 1400 по 1521 года.

Цивилизация ацтеков, города индейцев и их быт.

Города-государства и поселения цивилизации ацтеков возводились на обширных горных плато мексиканской долины, на которой в наши дни располагается столица Мексики. Это плодородные земли общей площадью в 6.5 тысяч кв. км, - земли, простирающиеся приблизительно на 50 км, в длину и ширину. “Долина Мехико” лежит на высоте 2500 метров над уровнем моря и со всех сторон окружена вулканическими горами высотою в 5 тысяч метров.

Цивилизация ацтеков пришла на данные земли из-за озера Тескоко, способного снабдить тысячи людей пресной водой и пищей. Озеро питалось ручьями и горными стоками, периодически выходя за края, и разливаясь на сотни метров. Однако, озеро снабжало местных жителей питьевой водой, создавало среду для обитания рыб, млекопитающих и птиц. Тройственный союз городов-государств подчинял своей власти обширные территории от границ Гватемалы до нынешней северной Мексики. Прибрежные равнины Мексиканского залива, горные ущелья Оахака и Герреро, тропические леса Юкатана - все это принадлежало цивилизации ацтекам. Тем самым в распоряжении индейцев были всевозможные природные ресурсы, которых не наблюдалось в местах их первоначального расположения.

Языки группы науатль являлись главенствующими в цивилизации ацтеков. Диалекты науатль были приняты вторым языком и играли роль языка-посредника почти на всех территориях Южной Америки в период испанской колонизации. Языковое наследие ацтеков обнаруживается во множественных топонимах - Акапулько, Оахака. По оценкам историков, около 1.5 миллиона человек до сих пор используют язык науатль или его варианты в ежедневном общении. Цивилизация ацтеков говорила поголовно на языках науатль. Языки данной группы распространились от Центральной Америки до Канады и включают в себя около 30 родственных диалектов. Цивилизация ацтеков, индейцы этой империи, являлись большими знатоками и любителями словесности. Они собирали целые библиотеки пиктографических книг с различными описаниями религиозных обрядов и церемоний, исторических событий, сборов дани, и простые реестры. Ацтеки в качестве бумаги использовали кору. К сожалению, большая часть книг, принадлежащих древним ацтекам, была уничтожена испанцами в период завоевания. В наши дни, ученым, занимающимся исследованиям древней народности ацтеков, приходится работать с крупицами, уцелевшей письменной информации. Первые сведения об индейцах ацтеках были получены, что не удивительно, в период конкисты.

В пяти письмах, донесениях, королю от Кортеса содержались первичные сведения об индейцах Америки . Спустя 40 лет солдат, участник одной из экспедиций испанцев - Берналь Диас Кастильо, составил подлинную историю испанского завоевания, где в подробностях описывались теночки и братские им народы. Первые информационные справочки об аспектах жизни ацтеков и культуры были составлены в конце 16 и начале 17 веков, - всевозможные этнографические описания, созданные ацтекской знатью, и испанскими монахами. Наиболее ценным образцом подобной письменности, дошедшей до наших дней, является многотомная рукопись “Всеобщая история Новой Испании”.

Культура ацтеков по средствам языка была связана с культурным комплексом народов науа. Согласно мифам и индейским легендам, племена, которые впоследствии образовали некогда величественную, и могущественную империю ацтеков, пришли в долину Анауак с северных земель. Место расположения долины Анауак известно наверняка - это территория современной столицы Мексики, но достоверно неизвестно, откуда на эти земли пришли ацтеки. Исследователи постоянно выдвигают свои теории об исторической родине индейцев, однако, все они оказываются ложными. Согласно легендам, предки ацтеков пришли с севера, из места, именуемого Ацтлан. По легенде, индейцев в новые земли вел бог Уицилопочтли - “бог колибри”, “колибри левша”.

Индейцы Америки обосновались на месте, указанном им самими богами, - общеизвестна легенда об орле, восседавшем на кактусе, об орле из пророчества о новой земле ацтеков. В наши дни эта легенда - орел, поедающий змея, - отображена в рисунке мексиканского флага. Таким образом, согласно легендам, ацтеки еще в 1256 году очутились на землях долины Мехико, окружаемой скалами, и омываемой водами озера Тескоко. До прихода племени ацтеков, земли озера Тескоко были разделены между главенствующими городами-государствами. Ацтеки, признав власть правителя одного из городов, обосновались на его землях и построили свой город, свою великую столицу - Теночтитлан. Согласно историческим данным город был построен в 1325 году нашей эры. Сегодня бывшая столица ацтеков является историческим центром Мехико. Согласно поверьям, местное население приняло ацтеков в штыки, их считали нецивилизованными и необразованными, а главное невообразимо жестокими. Однако, пришедшие племена индейцев, не ответили на агрессию агрессией - они решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от своих соседей.

Ацтеки впитали веды окружающих их племен и близких им народностей. Основным источником развития племен послужили знания и опыт древних тольтеков, и сами тольтекские племена, как учителя. Для всего ацтекского народа тольтеки являлись создателями культуры. В языке этого народа слово “тольтекайотль” являлось синонимом слова “культура”. Ацтекская мифология отождествляет тольтеков и культ Кетцалькоатля с городом Толлан (современный город Тула в Мексике). Вместе со знаниями ацтеки впитали и традиции тольтеков и приближенных к ним народностей. Среди традиций были и основы религии. К таковым заимствованиям в первую очередь относится миф о сотворении мира, описывающий четыре солнца, четыре эпохи, каждая из которых заканчивалась гибелью жизни и вселенской катастрофой. В культуре ацтеков текущая четвертая эпоха, четвертое солнце, избежало разрушения благодаря самопожертвованию верховного бога - бога Нанауатля, что означает “весь в ранах”.

Известно, что столица ацтеков делилась на 4 района, называемых мейкаотлъ, во главе каждого из которых находился старейшина. Каждый район - мейкаотлъ в свою очередь делился на 5 кварталов меньших размеров - кальпулли. Калъпулли ацтеков изначально являлись патриархальными семьями, родами, а объединяющие их районы - мейкаотлъ - фратрии. До прихода испанских завоевателей на земли ацтеков в одном жилище, доме, проживала одна община - большая патриархальная семья в несколько поколений - сенкалли. Земельные участки, принадлежащие племени, разделялись на сектора, за которыми ухаживали отдельные домашние общины ацтеков - сенкалли. Кроме того, при каждом более или менее крупном селении существовали земли, выделенные под нужды жрецов, правителей и военачальников, урожай с которых шел на содержание соответствующих каст общества.

Племена ацтеков и особенности развития империи.

Земельные участкииндейцев Америки всегда обрабатывались совместно - мужчина и женщина. Однако, при вступлении в брак мужчина получал права на личное пользование земельными угодьями. Земельные наделы, как собственно и земля общины, являлись неотчуждаемыми. Жизнь ацтеков строилась по определенным социальным канонам, нарушения которых строго карались. Во главе каждого квартала ацтеков - кальпулли стоял свой общественный совет, в которых входили лишь избранные старейшины племени ацтеков. Вожди фратрий и старейшины, задействованные в общественном совете, также входили в племенной совет - совет вождя ацтеков, в составе которого состоял и главный вождь племени. Подобное общественное построение наблюдалось во всех без исключения племенах.

Племя ацтеков , общественный строй индейцев разделялись на касты свободных людей и рабов. Рабами могли быть не только военнопленные, но и должники, попавшие в рабство, а также бедный люд, продавший себя и свои семьи. Рабы племени ацтеков всегда носили ошейники. Достоверно неизвестно в каких отраслях сельского, и прочих хозяйств ацтеков, был задействован рабский труд; вероятнее же всего, что их использовали при строительстве масштабных сооружений - дворцы и храмы ацтеков, а также в качестве прислуги, носильщиков и ремесленников низких профессий.

На землях, покорившихся древним индейцам, военачальникам в качестве трофеев за службу выдавались данники, положение которых было сравни крепостным крестьянам. Но не одни лишь рабы являлись ремесленниками, в крупных общинах всегда были свои ремесленники из свободного люда. Таким образом, в империи ацтеков помимо остаточных общинных отношений наблюдалось полное отсутствие прав на землю, вкупе с частной собственностью, т.е. правами на рабов, продукты земледелия и ремесла. Очевидно, что наряду с частной собственности и господскими отношениями - хозяин и подчиненный, в племенах ацтеков существовали и пережитки первобытно - общинного строя, свойственного Европе до нашей эры. Рабы, или у индейцев Америки - “тлакотин”, составляли важную общественную касту, отличающуюся от военнопленных.

Город Теночтитлан являлся рабовладельческой столицей. Правила поведения рабов, да и сама рабская жизнь сильно отличалась от того, что можно было наблюдать в Европе той эпохи. Рабство у ацтеков скорее походило на рабство периода классической древности. В первую очередь, рабство являлось личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободными с рождения. Раб в племени ацтеков мог обладать личной собственностью и даже личными рабами. Рабы имели право выкупить себя, или завоевать свою свободу трудом, службой. Также, в случаях, когда с рабами обращались жестоко или у рабов были общие с хозяевами дети, они могли опротестовать свое рабство и стать свободными людьми.

Индейцы Америки чтили традиции. Так, в большинстве случаев при смерти хозяина рабы передавались по наследству, как частная собственность. Однако, рабы, особо отличившиеся службой и трудом предыдущему хозяину, освобождались. Еще одна особенность и свойство рабства у ацтеков: если на рынке раб мог по не внимательности своего хозяина выбежать за рыночную стену и наступить на экскременты, то ему предоставлялось право на обжалование своего рабства. В случае победы, раба мыли, давали ему чистую одежду и отпускали. Случаи подобного освобождения рабов встречались весьма регулярно у индейцев Америки, поскольку, человека, мешавшего рабу сбежать, помогавшему хозяину, объявляли рабом вместо беглеца.

Кроме того, раба нельзя было подарить или продать без его согласия, за исключением тех случаев, когда власти объявляли раба непослушным. Вообще к непослушным рабам, диким индейцам, применялись усиленные меры контроля; их заставляли повсеместно носить деревянные кандалы на шее и обручи на руках. Кандалы служили не только в качестве отличительной черты, обличающей вину раба, но и в качестве приспособления, усложняющего процесс бегства. Пре перепродаже таких рабов, новому хозяину сообщалось, сколько раз он пытался сбежать и сколько раз до этого он перепродавался.

Раба, предпринявшего 4 неудачных попытки к бегству, в большинстве случаев отдавали для обрядов жертвоприношений. В ряде случаев свободные ацтеки могли стать рабами в качестве наказания. Убийцу, приговоренного к смерти, могли отдать в рабство вдвое или вдовцу убиенного. Также рабством карались неоплаченные долги, долги сыновей, отцов и матерей. Родители имели право продажи ребенка в рабство лишь в тех случаях, когда власть объявляла отпрыска непослушным, диким индейцем. Подобная участь ожидала и непослушных учеников. И последняя важная отличительная черта - ацтеки имели право продать самих себя в рабство.

В ряде случаев добровольные рабы, которых захватывала цивилизация ацтеков , награждались отпуском, дабы насладиться ценою своей свободны, после чего передавались во владения хозяину. Подобный удел ожидал неудачных игроков, старых куртизанок и проституток. Также известно, что с некоторыми пленными рабами обращались, как с должниками и провинившимися, - по всем правилам владения рабами. В Южной Америке в период рассвета ацтекской империи жертвоприношения являлись широко распространенным и повсеместным явлением.

Однако, ацтеки практиковали их со свойственным им масштабом, принося в жертву, как рабов, так и свободных людей в каждый из своих многочисленных праздниковкалендаря. Известны случаи, описанные в ацтекских хрониках, когда в жертву ежедневно приносились сотни, тысячи людей. Так в период постройки главного храма - великой пирамиды ацтеков в 1487 году, в жертву было принесено около 80 тысяч военнопленных и рабов за четыре дня. Не совсем ясно, как город с населением в 120 тысяч жителей и несколькими племенами индейцев вместил такое количество пленных, и рабов, как их смогли поймать, и тем более казнить, с учетом того, что жертву богам собственноручно приносил Ацицотль. Однако факт остается фактом. Также стоит отметить, что племя ацтеков не всегда приносило в жертву людей; часто роль подаяния богам играли животные. Как известно для подобных целей ацтеки специально разводили животных, к примеру, лам.

Имели место и жертвования вещей: общины ломали наиболее ценное им имущество во славу богов. К тому же, отдельные боги и их культы требовали особых подаяний: Культ Кетцалькоатля, наряду с человеческими жертвами, требовал жертвоприношения птиц колибри и бабочек. Практиковались в племенах ацтеков и самопожертвования. Во время специальных обрядов люди умышленно наносили себе ранения, совершали церемониальные кровопускания, облачались в кандалы и одежды с шипами на обратной стороне. Кровь занимала главенствующую позицию в религии и церемониях ацтеков. Ведь в местной мифологии боги не единожды проливали свою кровь ради помощи человечеству. Так в мифе о перерождении мира - миф о пятом солнце, боги пожертвовали собой, дабы люди могли жить.

Обряды, традиции и сама религия древних ацтеков готовили людей к высшему пожертвованию, к жертвованию человеческой жизни. Обряд жертвоприношения проходил согласно канонам: кожу жертвы окрашивали в синий цвет, при помощи мела; жертва проводилась на верховную площадь храма или пирамиды; жертву укладывали, и начинался процесс жертвоприношения. Сердце, отделяемое от тела первым, ацтеки всегда складировалось в специальный каменный сосуд. Живот жертвы вспаривали при помощи каменного ножа, - обсидиан был не способен вскрыть плоть, а железа индейцы для себя не открыли.

В конце обряда жертва скидывалась вниз, по лестнице храма, где ее подбирали жрецы, а позже сжигали. Жертвоприношения древних индейцев в большинстве случаев являлись добровольными, за исключением жертвования военнопленных. До обряда жертвоприношения с плененными солдатами обращались, как с рабами, однако, без возможности помилования и освобождения. Существовали у древних ацтеков и другие виды жертвования, к примеру, пытки. Жертв сжигали, в них стреляли стрелами, топили, части их тел скармливались священным животным. Племя ацтеков славилось своей жестокостью. Границу между жертвенными пытками и пытками плененных солдат, и знати, трудно уследить.

«В XII веке держава тольтеков пала под ударами северных диких племен. Таким образом, пришел конец второй (после теотихуаканской) цивилизации Мезоамерики. Выжившие тольтекские земледельцы, имевшие богатый багаж знаний ассимилировались со своими завоевателями и продолжили движение на юг. Слияние варварских северных племен с тольтеками послужило основой для создания последней могущественной цивилизации Центральной Америки - Ацтекской империи. Последние впитали в себя все знания и традиции своих предшественников.»

Ацтеки или теночки были одним из последних северных племен, которые к началу XIII века поселились на территории Мезоамерики , в долине Мехико . Само происхождение данного индейского племени окутано легендами . Достоверно известно лишь то, что по уровню развития они стояли немногим выше других северных племен и были не менее воинственными, чем те же чичимеки . Поселившихся на новых землях мешиков (так именовали себя ацтеки) ожидало полное разочарование. Данный район являлся местом проживания нескольких племен. К тому же шла борьба за верховенство между 3 городами-государствами - Аскапоцалько, Кульхуакан и Тескоко. Несмотря на свою репутацию отважных воинов, на тот момент ацтеки были малочисленным племенем и не являлись серьезной силой. В условиях жесткой конкуренции требовалось не только занять преобладающее положение, но и выжить. Мешики умело воспользовались ситуацией, предлагая услуги воинов по найму и переходя на сторону побеждавшей стороны. Вначале ацтеки были наемниками племени тепанеков , с центром в городе Аскапоцалько. Теночки служили им верой и правдой чуть меньше 50 лет и в 1298 году перешли на службу к вождю Кульхуакана. Ацтеки были настолько преданы новому хозяину, что в 1323 году правитель Кульхуакана выдал свою дочь(из рода тольтеков) замуж за предводителя ацтеков. Однако жрецы кровавого ацтекского бога Уицилопочтли вынудили жениха принести невесту в жертву. Узнав о случившемся, вождь Кульхуакана прогнал из города уже бывших вассалов. Долгое путешествие привело ацтеков к необитаемому острову у озера Тескоко . Согласно мифу, бог Уицилопочтли, услышав просьбы своего народа, велел им обосноваться там, где на кактусе будет сидеть орел со змеей в клюве. Таким местом, скорее всего и оказался остров у озера. Именно здесь были заложены основы города Теночтитлана – столицы будущей империи ацтеков. Топоним Теночтитлан с индейского языка науа переводится как «место плодов кактуса».

Для постройки города ацтекам остро не хватало стройматериалов. Местность была болотистой, а озерная вода соленой и негодной для питья. Ацтекам пришлось решать данные проблемы не без помощи соседей с побережья, которые обеспечивали мешиков всем необходимым, а те защищали их. Уже к середине XIV века у озера Тескоко мирно сосуществовали 2 города-государства. Отделившаяся от ацтеков группа – тлателольки построили на севере острова город Тлателолько , а теночки на юге город Теночтитлан . Ввиду родственных связей, одно время острой территориальной борьбы между сторонами не наблюдалось. Однако мир продолжался не долго. В 1373 году более развитые южане силой подчинили своей воле северных соседей. Прибрежный город Тескоко также оказался жертвой воинственных ацтеков. Между 3 городами-государствами в 1427 году была образована конфедерация, которая вместе продолжала дальнейшие территориальные захваты.

Теночтитлан за свою почти двухвековую историю прошел путь от мелкого поселения с жалкими тростниковыми хижинами до крупного центра империи, построенного из камня и украшенного драгоценными металлами. В столице ацтеков строительные работы не прекращались вплоть до прихода испанских конкистадоров . В 1427 г. ацтеки вместе со своими союзниками начали захватывать соседние территории. К началу XVI в. Ацтекская империя располагалась на территории равной 200 тыс. км2, которое населяло примерно 7 млн человек. Конец великой державы наступил в 1521 году. После трехмесячного штурма столица ацтеков была захвачена и разрушена испанскими конкистадорами во главе с Эрнаном Кортесом . На развалинах города испанцами построен Мехико, ставший центром испанской экспансии в Мезоамерике . Весьма драматично сложилась судьба последнего правителя ацтеков Монтесумы. За схваченного в плен царя мешиков алчные испанцы потребовали огромный выкуп золотом. Даже получив столь огромную плату, солдаты Кортеса демонстративно казнили ацтекского правителя. На месте дворца Монтесумы построили резиденцию Эрнана Кортеса. В дальнейшем будущая столица Мексики не раз перестраивалась. Следы последней великой цивилизации остались глубоко под землей. Лишь, начавшиеся в начале 20 века строительные работы, позволили открыть миру чудеса ацтекской культуры.

Особый интерес представляет образ жизни мешиков . Социальное неравенство весьма четко проявлялось в строящемся в столице империи жилье. Благодаря сохранившимся записям испанцев известно, что для постройки жилищ и пирамид ацтеками использовались известковый раствор, адобу (высушенный кирпич), обожженный кирпич и камень. Для украшения дворцов и пирамид применялись кедр и сосна. До прихода конкистадоров, дома бедняков напоминали собой мелкие лачужки, построенные из обожженного кирпича. Жилища знатных ацтеков строились в основном из камня.

Как и у более старых цивилизаций (майя и тольтеки ), у ацтеков также была популярна игра в мяч тлачтли, имевшая религиозный характер. Для спортивных мероприятий строились специальные стадионы. Своим религиозным культом и обрядами мешики слегка отличались от своих предшественников. Основными божествами ацтеков были: Уицилопочтли - бог войны и солнца, а также покровитель столицы, Кецалькоатль - бог знания, ветров, Тескатлипока – предсказатель будущего. Более того, подчинив соседние земли, наряду с местным населением в рабство попадали и их божества. В Теночтитлане имелось большое количество храмов, а на территории их количество составляло тысячи. Ни один день у ацтеков не обходился без обрядов. Исполнителями этих мероприятий выступали жрецы, которые обладали большим авторитетом среди ацтекского народа. Духовенство в ацтекской империи подразделялось на черных и белых жрецов. Первым было запрещено вступать в отношения с представителями слабого пола и вообще следить за своей внешностью. Жрецы принимали участие в церемонии восшествия на трон тлатоани (правителей) империи.

Особое место в увеличении престижа столицы ацтеков играла армия. Помимо Теночтитлана, Тескоко и Тлателолько принимали участие в совместных походах. Оружие мешиков в основном использовалось для защиты. Ацтеки не стремились к уничтожению покоряемых народов, а брали их в плен для использования в обрядах жертвоприношения. Военный поход прекращался сразу, как победители захватывали главный храм побежденного противника. Покоренные народы признавали власть правителя ацтеков и ежемесячно должны были с дорогими подарками посещать столицу мешиков . Для создания оружия использовались дерево, кожа, ткани, металлические и каменные компоненты, а также добавлялась кровь диких животных. Длинные копья с наконечником из обсидиана или меди, лук и стрелы, лук и стрелы, а также дротики широко использовались в бою. Кожаные доспехи и деревянный щит служили защитой.

Ацтеки , как и их предшественники, были еще и прекрасными деятелями искусства. Среди мешиков имелось немало архитекторов, скульпторов, художников, резчиков по камню, ювелиров и представителей других профессий. Пользуясь опытом предыдущих индейских народов, они создавали прекрасные архитектурные сооружения и украшали их драгоценными металлами. Пирамиды , сооружаемые ацтеками, как и у прежних цивилизаций, были четырехгранными. На их вершине находились храмы , где проводились обряд жертвоприношения и другие важные мероприятия. Как и у тольтеков календарь мешиков имел цикл из 52 лет, по 260 дней в каждом. Год состоял из 13 месяцев по 20 дней в каждом. По истечении очередного цикла ацтеки ожидали какое-то стихийное бедствие.

До наших дней дошло немало образцов ацтекской цивилизации . Примером мастерства скульпторов служит обнаруженная в 1790 году трехметровая базальтовая статуя богини плодородия и земли Коатликуэ . Сегодня данный исторический монумент хранится в Национальном музее антропологии столицы Мексики . В начале 20 века на одной из улиц Мехико во время строительных работ обнаружены каменные плиты, являвшиеся обломками главного храма Теночтитлана , а также различного размера скульптуры. В 70-80-е гг. 20 века недалеко от президентской резиденции и во время постройки столичного метро вскрыты святилища богов Уицилопочтли и Тлалока , а также фресковые изделия с росписями. Еще одной находкой стал Календарный камень (Камень солнца ), на котором имеются пиктографические знаки. Этот камень доказывает, что ацтеки имели собственную письменность, состоящую из пиктограмм и символов, напоминающих древнеегипетские иероглифы. В результате раскопок также обнаружены ювелирные изделия, посуда из керамики, фигурки божеств, ожерелья и многое другое.

Таким образом, можно утверждать, что ацтеки , вобрав в себя все лучшие качества своих великих предшественников, сумели создать собственную богатую цивилизацию. Последнюю цивилизацию в Центральной Америке . Найденные ценные находки подтверждают данное утверждение.

АЦТЕКИ, астеки (самоназвания - науа, теночки, мешика), индейский народ в Центральной Мексике. Численность более 1 миллиона человек (2000 год, оценка). Говорят на астекских языках, большинство также по-испански. Верующие - католики.

История ацтеков подразделяется обычно на четыре периода: 1) период странствий и зависимости от более могущественных соседей, который закончился в 1325 году с приходом в долину Мехико и основанием Теночтитлана; 2) период независимости и активной экспансии (1325-1428 годы), когда ацтеки во главе союза 3 городов-государств завоёвывают большую часть Мексики; 3) период расцвета государства ацтеков (1428-1521 годы), конец которому положила испанская конкиста; 4) ацтеки после испанского завоевания (с 1521 года).

Относительно достоверная история ацтеков начинается с их ухода во 2-й половине 12 века с мифической прародины на озере Астлан - «Место цапель» (отсюда и название народа - ацтеки, астеки, то есть «жители Астлана»). После долгих скитаний ацтеки в начале 13 века пришли в долину Мехико, богатую природными ресурсами и плотно заселённую другими группами науа. Первоначально ацтеки расположились на холме Чапультепек, на западном берегу пресноводного озера Тескоко. Однако жители соседних городов и селений не пожелали смириться с жестокими грабительскими набегами ацтеков, сопровождавшимися похищением женщин. Объединённые силы Кулуакана и Ацкапоцалько разгромили ацтеков и изгнали их с Чапультепека. Ацтекский вождь был взят в плен и принесён в жертву богам победителей, большая часть ацтеков попала в зависимость от правителей города Кулуакан, которые пытались вытеснить ацтеков в непригодную для проживания местность. На земле Атетелко, где им сначала разрешили поселиться, ацтеки в течение нескольких десятилетий вели полуголодную жизнь охотников и собирателей.

Другая земля, Тисапан, где оказалась часть ацтеков, находилась на юго-западе долины Мехико, хозяином которой считал себя Кулуакан. Неизвестно, пришли ли ацтеки в Тисапан по своей воле или по воле победителей, оттеснивших их в голую, вулканического происхождения местность и использовавших ацтеков как наёмников-сателлитов в войнах за господство над долиной Мехико. Оказавшиеся в Тисапане, ацтеки научились возделывать бесплодную землю и добывать строительный камень в окрестных горах. Кулуакан в частых войнах с соседями использовал храбрых и беспощадных ацтекских воинов. По одной из легенд, ацтеки после боя отрубили у каждого убитого врага ухо и вручили Кошкоштли целый мешок с кровавыми трофеями. Владыка Кулуакана был так потрясён, что приказал немедленно изгнать ацтеков из своих владений. Другая легенда связывает изгнание с убийством принцессы из Кулуакана, отданной в жёны ацтекскому вождю и принесённой жрецами в жертву богу весны Шипе-Тотеку.

После нового изгнания ацтеки разрешили занять район, также считавшийся малопригодным для жизни, - ещё не заселённый болотистый остров в западной мелководной части обширного озера Тескоко. Здесь они несли военную службу у новых хозяев - тепанеков из Ацкапоцалько. Около 1325 года ацтеки основали на острове свою столицу, город Теночтитлан. Выбор места во многом был обусловлен сугубо практическими соображениями: обилием рыбы и птицы, идеальными условиями для «гидравлического» земледелия (строительства «плавучих садов»), удобным сообщением на лодках и плотах по системе связанных друг с другом озёр и каналов. Но главное преимущество заключалось в том, что Теночтитлан был городом-убежищем, защищённым от врагов самой природой.

Поворотный момент в истории ацтеков наступил, когда они стали наёмниками у Тесосомока, правителя (с 1369 года) самого могущественного государства долины Мехико того времени - Ацкапоцалько. Это государство тепанеков вело политику захвата и подчинения соседних областей, в чём им помогали ацтеки - наёмники и, одновременно, данники Ацкапоцалько. Упорное сопротивление (1414-18 годы) Тесосомоку оказал лишь город-государство Тескоко, находившийся на севере долины Мехико. Когда он был повержен, ацтеки получили право сбора дани с побеждённых и стали получать от Тескоко гораздо больше, чем сами платили Тесосомоку. Это укрепило ацтеков в их отношениях с тепанеками; к тому же во главе Теночтитлана оказались зять Тесосомока - Уицилуитль (1391-1416 годы) и его внук Чимальпопока (1416-26 годы).

В 1426 году Тесосомок умер, а его царство пережило своего основателя всего на два года. Преемник Маштла тут же поссорился с ацтеками. По одной из версий, он предательски заманил к себе правителя ацтеков Чимальпопоку и приказал его убить.

Ацтеки восстали, найдя союзника в лице недавнего врага - Тескоко. Войско ацтеков возглавил их новый правитель Ицкоатль (1427-40 годы). Союзники разгромили Ацкапоцалько. Вскоре к ним присоединился город-государство Тлакопан (Такуба).

В 1428 году они образовали «тройственную лигу», которая к началу 16 века сумела завоевать и обложить данью почти всю территорию Мексики. Почти сорок провинций и государств платили «лиге» тяжёлую дань, сохраняя при этом известную самостоятельность во внутреннем управлении. Для поддержания системы подчинения других областей в стратегических пунктах были установлены гарнизоны, а за своевременным сбором дани следили специальные чиновники — кальпишке. Постепенно внутри «лиги» росла роль Теночтитлана. К моменту начала испанской конкисты (1519 год) правитель ацтеков фактически диктовал свою волю партнёрам по союзу. Испанское завоевание прервало процесс дальнейшего развития державы ацтеков, так и не успевшей выработать механизм полного включения всех зависимых от Теночтитлана территорий в рамки единого государства. Их «империя» оказалась эфемерным созданием и потому в считанные годы рухнула под ударами конкистадоров Э. Кортеса, нашедших поддержку у покорённых ацтеками народов.

Государство ацтеков существовало за счёт интенсивного земледелия, ремесла и торговли, а также военной добычи и регулярной дани с подчинённых областей. Двойственный характер экономики ацтеков символизировал Главный храм их столицы: на вершине ступенчатой пирамиды стояли два святилища: Тлалока - бога воды и дождя, покровителя земледелия, и Уицилопочтли - бога войны.

По берегам пресноводных озёр долины Мехико ацтеки создавали чинампы - искусственно сооружённые на мелководье длинные гряды (протяжённость 110 м, ширина 10 м) из ила со дна водоёмов и перегноя водных растений. Богатая органикой почва, постоянная влажность на уровне корневой системы растений и использование разных методов возделывания сельскохозяйственных культур обеспечивали высокую урожайность. Чинампы были окружены сетью каналов, облегчавших транспортировку грузов и людей. К моменту конкисты только в зоне Чалько (юг долины Мехико) было до 10 тысяч гектар чинамп, с которых снималось до 7 урожаев в год. Чинампы Чалько могли прокормить до 180 тысяч человек в год. Кроме того, в Теночтитлан ежегодно привозилось в виде дани до 18 тысяч тонн пищевых продуктов. Этого было достаточно для того, чтобы обеспечить питанием всё население столицы ацтеков в течение 1,5-2 лет. Покорённые народы доставляли также ювелирные изделия, яркие перья птиц, одежды и рабов.

Зрелое общество ацтеков было сильно дифференцированным. На вершине социальной пирамиды стоял верховный правитель тлатоани - «оратор», считавшийся земным воплощением богов. Он избирался узким кругом лиц из правящего рода и располагал всей полнотой власти: был главнокомандующим, верховным судьёй и руководил главными религиозными обрядами. Тлатоани жил в пышном дворце, передвигался на носилках или в паланкине, носил особую одежду и украшения, его сопровождало множество слуг.

Правитель имел в полной собственности наследственные земли, которые обрабатывали зависимые люди - майеки. Царский род и семьи прежних тлатоани пользовались высшим престижем и принадлежали к верхушке общества, образуя слой (класс) знати - пипилтин. Они занимали все главные государственные должности и обладали рядом привилегий, недоступных другим группам ацтеков. Знать не платила налогов и имела как собственные наследственные земли, так и земли по должности.

Основную массу населения составляли свободные общинники - масехуальтин, владевшие земельными наделами, получаемыми от соседской общины - кальпулли. В последней уже чётко выделялся верхний зажиточный слой в виде должностных лиц - кальпуллеки, освобождённых от уплаты налогов и обеспечивавшихся всем необходимым с особого участка земли, который обрабатывался совместно членами общины. К ним примыкали отличившиеся в боях общинники-воины: в награду за доблесть их освобождали от налогов и давали в пожизненное владение небольшие земельные участки. Почётом и некоторыми привилегиями пользовались также старики. Остальные общинники должны были платить налоги и нести различные повинности в пользу государства.

Несмотря на обилие противоречивых мнений по поводу природы кальпулли, большинство учёных считает её территориальной, соседской общиной с некоторыми пережитками общины родовой. Члены кальпулли в качестве полноправных общинников владели участками земли, которые передавались в виде наделов главам крупных семей. Наделы нельзя было сдавать в аренду и продавать, право на них терялось, если земля не обрабатывалась 3 года подряд или семья переселялась в другое место. Кальпулли отвечали за уплату налогов правителю, за выполнение трудовой повинности и др. В случае войны они выставляли в общее ополчение отряд воинов со своим начальником. Кальпулли функционировали и как религиозный институт: каждая община имела своего бога-покровителя и возводила небольшой храм. Дом главы кальпулли, общинное зернохранилище, склад оружия и культовых предметов, храм, школа для юношей размещались вокруг площади или двора, образуя центр общественной и хозяйственной жизни коллектива.

В городскую общину входили торговцы. К 16 веку они приобрели значительное влияние в государстве, имея свою организацию, богов-покровителей, собственные празднества. Торговцы платили налоги товарами.

Ещё одна чётко выраженная группа в общине — ремесленники. Они платили налоги продукцией и были освобождены от других повинностей. У ремесленников-профессионалов, живших в столице, был более высокий статус, чем у сельских земледельцев и непрофессиональных ремесленников. Ювелиры и мастера, создававшие изделия из перьев, стояли выше в общественной иерархии, чем остальные городские ремесленники, и были организованы в особые корпорации типа гильдий. Изготовлением мозаик из перьев и ювелирным делом занимались и знатные лица, жившие при дворе правителя Тескоко.

Слой зависимых людей составляли майеки и рабы-тлакохтины, которые не входили в городские или сельские общины-кальпулли, не имели прав на надел земли и не платили налогов, работая лишь на своих господ. Майеки трудились на землях знатных людей и выполняли ряд повинностей в их домохозяйстве. Они отдавали хозяевам также значительную часть урожая, собранного с выделенных в их пользование участков, которые им запрещалось покидать. Значительную группу в большинстве городов державы ацтеков составляли рабы. Они находились в рабстве пожизненно и были полной собственностью владельца. Рабы использовались для тяжёлой домашней работы и в качестве носильщиков. Им полагалось лишь самое скудное довольствие. Таким образом, к 16 веку общество ацтеков разделялось на три основных слоя (класса): знать (духовная и светская) во главе с правителем-тлатоани, свободные общинники и зависимые люди (майеки, рабы).

Каждый город или крупное селение имели своего главного судью, назначаемого лично тлатоани. Под началом судьи находился суд из трёх человек. Существовали территориальные суды, избранные самим населением. На уровне сельской общины ответственность за соблюдение порядка нёс местный чиновник с полицейскими функциями. Взяточничество наказывалось смертью. Такая же суровая кара грозила и за ряд других преступлений: воровство, самовольное изменение границ земельных участков, пьянство и так далее.

Опорой тлатоани была армия, которая включала в себя постоянную профессиональную армию, общинное ополчение и некое подобие рыцарских военных орденов - «орден Орла» и «орден Ягуара», готовивших для государства офицерский корпус. Кроме того, все зависимые области в случае необходимости должны были направить в Теночтитлан определённое количество воинов. Войска состояли из легионов или полков, насчитывавших 8 тысяч воинов и делившихся на меньшие единицы - числом около 20 человек. Каждое подразделение имело своё знамя или штандарт, украшенный яркими птичьими перьями.

С детских лет ацтеки проходили физическую и специальную подготовку. На поле боя их главная задача состояла в том, чтобы взять как можно больше врагов в плен для принесения в жертву богам Теночтитлана.

Религия ацтеков была достаточно сложной. Более всего почитались божества, связанные с земледелием (Тлалок - бог дождя, Кецалькоатль - бог ветра, давший людям маис, Шипе-Тотек - бог растительности, Уэуэтеотль - бог огня). Но главой пантеона стал Уицилопочтли - бог войны и бог Солнца. Именно с ним тесно связан обряд массовых человеческих жертвоприношений. Жреческая верхушка ацтеков превратила старый миф о сотворении мира в государственно-религиозную доктрину. Согласно её постулатам, ацтеки объявлялись избранным народом, на котором лежит ответственность за поддержание космического порядка. Для этого необходимо непрерывно обеспечивать дарами бога Солнца, поскольку с исчезновением светила прекратится жизнь на земле и все люди погибнут. Наилучшей пищей для бога Солнца были объявлены человеческие кровь и сердца. Опираясь на этот миф, ацтеки стремились захватить новые территории и привести оттуда как можно больше пленных для принесения в жертву богам. Иногда ритуал требовал, чтобы жрец рассекал грудь и извлекал из неё сердце не у пленника, а у избранного ацтека, приобщавшегося таким образом к сонму божеств.

К числу значительных достижений цивилизации ацтеков относится создание системы пиктографической письменности с элементами иероглифики (до наших дней дошли лишь немногие рукописи ацтеков доиспанского времени). Ацтеки создали также календарь, основанный на 52-летнем цикле. В конце каждого такого цикла устраивался праздник «Нового огня», чтобы обеспечить существование жизни на земле на следующий такой же период.

Ацтеки - создатели одной из самых ярких культур доколумбовой Америки. Представление о ней складывается из работ индейских и испанских авторов времён конкисты и колониального периода, из рисуночных ацтекских кодексов и археологических находок. Особенно важными были исследования остатков Главного храма ацтеков, находящихся в самом центре мексиканской столицы.

После овладения конкистадорами Теночтитланом (13.8.1521) и гибели ацтекского государства населявшие его индейцы разделили судьбу всех покорённых испанцами народов. Земледельцы-общинники превратились либо в зависимых от испанских латифундистов крестьян, либо в бесправных рабочих на рудниках, ацтекская знать была частично уничтожена, частично превращена в низшее звено системы управления колонией Новая Испания. Храмы разрушены, а на их фундаментах возведены католические церкви и дома испанских завоевателей. Ацтекское письмо предано забвению, и, чтобы считаться грамотным, индеец должен был научиться читать и писать по-испански. Начался долгий и трудный процесс формирования мексиканской нации, в которую влились и которую обогатили сохранившимися элементами своей древней культуры и ацтеки.

Архитектура и изобразительное искусство. Расцвет искусства ацтеков, развивающего традиции предшествовавших обитателей Мексиканского нагорья - толътеков, сапотеков и миштеков, относится к 14-началу 16 векам. В художественной культуре ацтеков важная роль отводилась архитектуре. Столица ацтеков - Теночтитлан - имела регулярный план и была прорезана каналами, стены которых были выложены изразцами и мозаикой. Город сообщался с материком дамбами, которые в ряде мест прерывались подъёмными мостами (подобные мосты также соединяли улицы и кварталы). Сохранившиеся постройки ацтеков - 4-гранные каменные пирамиды, строго геометрические по форме храмы со стенами, расширявшимися книзу. Главный храм в Теночтитлане (окружён каменной стеной, украшенной снаружи рельефами с изображениями змей; предположительная площадь храма 1000 м 2 , высота 30-35 м) - гигантская конструкция из пяти усечённых пирамид, поставленных друг на друга; на её вершине, представлявшей собой обширную площадку, располагались святилища ацтекских богов, а также каменные алтари со статуей Уицилопочтли (алтарь «Камень Солнца», диаметром 3,5 м, с изображениями, посвящёнными истории мира с момента его сотворения, ныне хранится в Национальном музее антропологии в Мехико). Сохранились остатки стенных росписей, каменных и деревянных рельефов, оформлявших храмы ацтеков, — статичные, плоскостные изображения божеств и торжественных процессий воинов.

В скульптуре ацтеков, наряду с монументальными статуями богов из базальта и андезита (статуя богини земли и плодородия Коатликуэ, рельеф с изображением богини Луны Койольшаухки, «Камень Тисока»), изваянными в обобщённых формах, встречаются выполненные вполне натуралистично головы воинов (голова «Воина-орла», «Голова мёртвого»), выразительные каменные или керамические фигурки рабов, детей, животных. Зооморфными и антропоморфными скульптурами украшены храмы в Малиналько и Тенаюке в окрестностях Мехико.

Высокого мастерства достигли ацтеки в искусстве обработки камня и металла. Из камня (обсидиана и кремня) делались орудия труда и оружие. Металл (медь, золото) шёл на изготовление украшений и ритуальных предметов. Из художественных ремёсел особенно ценилось производство ювелирных украшений из золота, серебра и полудрагоценных камней - нефрита, опала, аметиста. Также были распространены мастерски выполненные украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ткацкое ремесло.

Традиционная устная культура. Испанские хронисты 16-18 веков оставили описания культовых церемоний (основанных на годовом круге из 260 дней и из 360 дней) и общественных праздников ацтеков (митотес), а также записи текстов песен и барабанных ритмов. Пение в сопровождении инструментов и танцы были нераздельны и обозначались общим термином «куикатль». Музыке и танцу юноши и девушки обучались в специальных школах (куикакали). Среди жанров: священные гимны, победные оды, песни-восхваления (сохранился текст песни в честь Тланацепана - брата Моктесумы II, прославляющей его как воина, певца, танцора и барабанщика), песни на мифологические и исторические сюжеты, песни-поучения, песни об исцелении больных; народные песни - колыбельные, любовные, траурные, песни-подражания птицам. Песни-танцы, связанные с культом, были строго регламентированы; от музыкантов и танцоров, олицетворявших собой божества, требовалось безупречное качество исполнения (ошибка каралась смертью). Музыкальные инструменты: духовые (тлапитцали) - флейты (в том числе многоствольные), трубы (в том числе раковина атекоколи); ударные, среди которых важнейшие - тепонацтли (горизонтальный щелевой барабан) и уэуэтль (вертикальный цилиндрический барабан с кожаной мембраной; посвящён богу огня), использовавшиеся обычно одновременно. После испанского завоевания песни-танцы ацтеков испытали влияние европейской и африканской культуры.

Культура современных ацтеков . Традиционная культура ацтеков типична для индейцев Центральной Америки, в наибольшей степени сохранилась у тлауика в штате Морелос. Современные ацтеки занимаются ручным и пашенным земледелием (подсечно-огневым, в долинах рек - поливным, на озёрах долины Мехико - на чинампах). Среди женщин развито домашнее узорное ткачество на вертикальных ручных станках (особенно в штате Пуэбла), среди мужчин - на станках европейского типа; производство расписной керамики, глиняной скульптуры (штаты Пуэбла, Мехико, Идальго), плетение (корзины, циновки, сумки из разноцветной соломы, волокон агавы, пальмовых листьев). Сохраняются культы духов-хранителей, вера в оборотней-науалей, магию, личную жизненную силу, определяющую судьбу человека (тональ), очистительные ритуалы (лимпии), жертвоприношения умершим, приуроченные к дню Всех Святых (цветы, свечи, пирожки-тамаль из кукурузной муки, завёрнутые в кукурузные или банановые листья) и др. Каждая деревня имеет своих профессиональный знахарей-предсказателей (тламатикиме - знающие). Распространены былички, шуточные рассказы, этиологические легенды, шуточные песни, религиозные гимны, заклинания. Сохраняются доиспанские музыкальные инструменты, распространены также струнные.

С 1980-х годов усиливается сезонная и постоянная миграция ацтеков в другие районы Мексики, особенно в города (Мехико, Монтеррей, Тампико, Поса-Рика, Матаморос и др.), а также в приграничные штаты США. Мигранты работают по найму в сельском хозяйстве, строительстве, сфере обслуживания и др. Сформировалась интеллигенция. Играют ведущую роль в организациях: Организация профессиональных служащих аборигенов науа, Организация народов Центрального нагорья, «Объединённые комунерос Мильпа-Альты», Региональная организация западного побережья, Союз поселений Морелоса.

Лит.: Вайян Дж. История ацтеков. М., 1949: Covarrubias М. Indian art of Mexico and Cen-tral America. N. Y., 1957; Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961; Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962; Mar-ti S. Alt-Amerika. Lpz., 1970; Stevenson R. Music in Aztec and Inca territory. Berk. а. o., 1976; The Aztec Templo Mayor / Ed. E. H. Boone. Wash., 1986; Caso A. El Pueblo del sol. Méx., 1989; Aztec imperial strategies. Wash., 1993; Баглай В. Е. Ацтеки: История, экономика, социально-политический строй. М., 1998; Сустелъ Ж. Ацтеки. М., 2003.

В. И. Гуляев (история); О. В. Фраёнова (традиционная устная культура); А. В. Калюта (современная культура).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Лучшие места в эконом классе Хорошие и удобные места для
Крит г агиос николаос. Агиос Николаос. Крит. Отдых в городе Агиос Николаос
Чудеса Индии: Тадж-Махал