Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ватикан - площадь ватикана, собор святого петра, папские сады. Собор Св

Собор Святого Петра — один из самых известных храмов мира, самый важный католический собор на планете, а также главное и самое большое сооружение Ватикана, религиозный центр этого государства. Является одной из 4 патриарших базилик Рима. Кроме того, собор Святого Петра — церемониальный центр Римско-католической церкви.

Высота собора Святого Петра — 136,6 метров.

Ширина — 211,5 метров.

Общая площадь — 22 067 квадратных метров.

Согласно легенде, собор построен на том месте, где когда-то казнили Апостола Петра. В действительно, велика вероятность, что это вовсе не легенда, а исторический факт — под алтарем собора действительно покоятся останки святого Петра.

Собор строился с 1506 по 1626 годы.

Над возведением церкви работали несколько поколений легендарных мастеров — таких, как Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти, Джакомо делла Порта, Рафаэль Санти, Джованни Бернини, Доменико Фонтана, Карло Мадерно и многие другие.

Является одним из самых больших соборов мира и самым вместительным из всех существующих. По высоте купола его превосходит только базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро (столица Кот-д’Ивуара) — ее высота равняется 158 метрам против 136,6 метров у собора Святого Петра. Однако ватиканская базилика способна вместить около 60 000 верующих (и еще 400 000 — на площади перед собором), в то время как Нотр-Дам-де-ла-Пэ лишь 18 000.

Ежегодно в службах, отправляемых самим Папой Римским, принимают участие миллионы христиан.

Билеты и время работы

Стоимость билета в собора Святого Петра составляет 8 евро, если вы выберете полностью пешее восхождение на самый верхушку храма (не всем это под силу, впереди 551 ступенька). Воспользовавшись лифтом, вы сократите путь до 320 ступеней, но заплатить придется уже 10 евро. Дети до 12 лет могут пройти в собор бесплатно.

Посещение могилы Святого Петра и некрополя возможно только по предварительной записи. Осуществить ее можно по почте [email protected] или позвонив по телефону +39 06 69873017.

Также попасть в собор можно в составе экскурсии.

Время работы в летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 07:00 до 19:00, в зимний период (с 1 октября по 31 марта) — с 07:00 до 18:30.

Посещение купола в летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 07:30 до 18:00, в зимний период (с 1 октября по 31 марта) — с 07:30 до 17:00.

Есть возможность пройти в собор Святого Петра без очереди через отдельный вход. Собор вы осматриваете самостоятельно с аудиогидом, достумным на 11 языках. Чтобы узнать подробности, нажмите кнопку ниже.

Пешеходный маршрут от Колизея до собора Святого Петра:

Пешеходный маршрут от фонтана Треви до собора Святого Петра:

Пешеходный маршрут от площади Испании до собора Святого Петра:

Google-панорамы Собора Святого Петра

Площадь Святого Петра была построена в 1656-1667 гг. архитектором Бернини; овальную ее часть обрамляют выстроенные полукружьями в четыре ряда колоннады из двухсот восьмидесяти четырех колонн и восьмидесяти восьми опор из травертина. В центре - египетский обелиск, который ранее стоял на ипподроме Нерона, где апостол Петр принял мученическую смерть. По приказу папы Сикста V в 1586 г. столб весом 322 т перенесли на площадь Св. Петра.

На площади находятся два фонтана. Один - работы Альберто да Пьяченца в раннем варианте, он был перестроен в 1516 году Карло Мадерна, второй фонтан создал Бернини по модели первого, чтоб не нарушать гармонию площади, с единственным изменением: чаша фонтана была расширена и опущена.

Доминантой площади является Собор Святого Петра. Это самый крупный христианская собор и центр Римской католической церкви. Вместимость собора составляет около 60 тысяч человек. Высота купола - 136 метров, длина центрального нефа - 211 метров. На фасаде собора расположены статуи Христа, Иоанна Крестителя, а также 11 Апостолов.

Площадь Собора Святого Петра размечена таким образом, что за внешней стороной колоннады обозначена граница государства Ватикан.

Ватикан (латинское название Status Civitatis Vaticanæ, итальянское - Stato della Citta del Vaticano) является независимым государством. В источниках также встречается название Государство-город Ватикан. Это самое маленькое официально признанное государство в мире. В международном праве Ватикан носит статус вспомогательной суверенной территории Святого Престола и резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви.

Многие по ошибки считают Ватикан неким зданием. Однако это неверно. Ватикан представляет собой обособленную территорию, на которой расположены Собор Святого Петра, большая центральная площадь Святого Петра, Сикстинская капелла, папские сады и комплекс сооружений, состоящий из музеев, дворцов, домов, административных и хозяйственных зданий. Кроме того на территории государства Ватикан имеется вертолетная площадка, собственная Ватиканская или, как её ещё называют, папская почта, несколько заправок, самая старая в мире аптека, пожарная станция, библиотека, супермаркет и даже самая короткая железная дорога в мире.

Все это огорожено Ватикаской стеной. С внешней стороны стена больше похожа на жилые дома, возможно, потому что дома стоят вплотную к стене, а может быть и потому что стена и есть эти дома. Общая длина стены и соответственно государственная граница Ватикана составляет всего 3,2 километра. Представляете себе, какое это карликовое государство!

Территориально государство расположено в Риме, поэтому представляет собой как бы государство в государстве, город в городе. Находится на Ватиканском холме в северо-западной части Рима, в нескольких сотнях метров от реки Тибр. Для посещения Ватикана не нужно дополнительно получать каких-либо специальных виз или разрешений. Если вы находитесь в Риме, то спокойно можете посетить и Ватикан. Конечно, в сады и на территории папских владений вас не пропустят, а вот зайти в Собор Святого Петра или прогуляться по крупнейшему музейному комплексу мира, который образуют дворцы Ватикана вполне реально.

Жители Ватикана имеют и соответствующее Ватиканское гражданство. Правильнее будет сказать, они имеют двойное гражданство - Ватикана и своё, откуда они родом. Получить Ватиканское гражданство довольно сложно, простому человеку даже невозможно, поскольку гражданство Ватикана получают только наивысшие чины католической церкви из окружения папы. Даже официальные жители Ватикана не все имеют гражданство.

Главный Собор Ватикана величественно возвышается над государством. Его видно из многих точек Рима.

Комплекс строений Ватикана, которые мы можем видеть с площади Святого Петра, имеет красивейшую архитектуру с фигурами и узорами из лепнины.

Площадь Святого Петра

Приехав в Ватикан первое, куда вы попадаете это на Площадь Святого Петра, её еще называют Пьяцца Сан Пьетро (итальянское название Piazza San Pietro). Площадь является самой большой и центральной площадью не только Ватикана, но и всего Рима.

Эта площадь грандиозных размеров в виде двух симметричных полукружий. По периметру с двух сторон площадь обрамлена полукруглыми колоннадами тосканского ордена, спроектированными самим Джованни Бернини.

В центре площадь украшает памятник архитектуры и истории высоченный двадцатипятиметровый египетский обелиск.

На площади проходят службы и церемонии. Участие во многих из которых принимает сам глава всей католической церкви - Папа Римский.

Во время служений на площади расставляют стулья, а вход на площадь строго через охрану и металлоискатели.

Здесь, на центральной католической площади мира собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления понтифика. И мы не обошли это зрелище стороной, попали на одно из служений в воскресный день. Народу всех возрастов собралось просто тьма, было не протолкнуться.

Процессия службы

Центральным и самым красивым зданием площади является Собор Святого Петра или Базилика Святого Петра (латинское название Basilica Sancti Petri, итальянское - Basilica di San Pietro). Это главный католический собор мира, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, а также крупнейшая историческая христианская церковь в мире.

Собор является великим и значимым памятником архитектуры и истории эпохи Возрождения. Над его созданием трудились величайшие мастера всех времен - Рафаэль, Микеланджело, Браманте и Бернини.

Собор св. Петра был официально признан величайшим творением мировой архитектуры.

После того, как вы посетите площадь Святого Петра, перед вами предстает прекраснейшая Базилика св. Петра. Собор находится прямо на площади, являясь самым красивым и основным сооружением площади. Именно сюда ежегодно стекаются тысячи туристов и паломников.

Вход в Собор здесь же, справа на площади. Чтобы попасть внутрь Храма, нужно отстоять большую очередь, порой очередь огибает всю площадь. Но переживать не стоит, очередь движется довольно быстро. Мы, несмотря на большую толпу народа, стояли всего 15 минут. При входе в Собор вы проходите через металлоискатель и охрану, охрана не пропускает людей с оголенными плечами, что мужчин, что женщин. Так уж заведено, вход в католический храм только с закрытыми плечами. При нас, нескольких молодых людей в майках развернули обратно. Я тоже была в майке, но нас вовремя предупредили люди стоящие вместе с нами в очереди и мы в ближайшем магазине купили платок.

На площади снуют представители турфирм и предлагают за деньги - 20-25 евро провести вас в храм и музеи без очереди. Обман конечно, рассчитанный на неосведомленного туриста. Вход в собор и музеи и так бесплатный, народу хоть и кажется много, но очередь движется быстро. Так что не стоит платить им деньги.

Собор Святого Петра огромный и величественный, с множеством залов богатого оформления, украшенных узорами мозаики, лепниной, позолотой и полукруглыми высоченными сводами. Зайдя внутрь от всего увиденного просто дух захватывает, описать то, что при этом ощущаешь очень сложно. Это и восторженная радость, и восхищение, и удивлений, и некий трепет от личного прикосновения к одному из величайших творений человека, таящего в себе дух прошлых столетий. Это вам не по телевизору передачу смотреть…

В Базилике находится масса алтарей, надгробий и статуй, также присутствует множество замечательных произведений искусства.

За дополнительную плату можно подняться на Купол Собора Святого Петра. Для этого необходимо выйти из Собора и справой стороны будет вход на купол. Вход платный, можно подняться пешком, это стоит 8 Евро с человека или часть пути проехать на лифте, заплатив по 10 Евро с человека. Мы, конечно же, пошли пешком.

Обязательно поднимитесь на купол, оно того стоит!!!

Сначала подъем осуществляется по широкой и просторной лестнице. Затем выходишь на открытую террасу, часть пути пройдена. Сюда же прибывает и лифт. Дальше все идут пешком. Здесь же находится сувенирный магазин, в котором можно приобрести магнитики, скульптурки и прочие товары с символикой Ватикана.

Дальше, по винтовой лестнице огибающей купол, подъем осуществляется уже на сам купол Собора. Лестница становится всё уже и приобретает наклон, характерный для формы купола. И ты идешь сначала прямо, а потом приходится уже изгибаться.

Поднявшись под самый купол можно вблизи разглядеть свод купола украшенного росписью, а также посмотреть сверху на залы Собора, просто красота. Заметим, что купол Собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки увенчанной крестом, это самый высокий купол в мире.

Налюбовавшись архитектурой купола, выходим на открытую смотровую площадку.

Папские, Ватиканские сады

Вышли на смотровую площадку купола Собора Петра. И здесь взору открывается прекраснейшая панорама Папских, их еще называют Ватиканских садов.

Эти сады являются одними из самых охраняемых мест в мире. Это самые красивые сады Европы и место, где можно прекрасно отдохнуть, разумеется, только избранным))

На территории садов можно видеть много лужаек, фонтанов и зелени. Ну и конечно же резиденций и административных зданий. Только представьте, утром, когда солнце ещё не высоко и не так греет, папа или ещё кто неспешно прогуливается по аллейкам садов с чашечкой горячего ароматного кофе в руках, любуясь фонтанами, слушая, как журчит в них водица и поют птички, а вокруг тишина, покой и умиротворение…

Помимо садов с купола открывается не менее прекрасный вид на Рим

Мы долго высматривали трубу, из которой при выборе очередного монарха идет дым. В округе мы узрели лишь одну трубу. Думается это и есть та самая труба, из которой при выборе нового Папы, если собрание кардиналов приходит к единому мнению, идет дым от сжигаемых бюллетеней, говорящий о результатах голосования. Причем, если решение не принято, то цвет дыма черный, а если принято, и папа избран, то белый. Ведь голосование, тайная и закрытая процедура и только благодаря дыму можно узнать об избрании Папы.

Папская почта или почта Ватикана

На площади, справа от Собора Святого Петра находится почта Ватикана. Это одна из самых надежных и быстрых почт в мире. Срок доставки писем в любую точку мира составляет сутки.

Вы можете зайти на почту выбрать открытку и за дополнительную плату отправить своим друзьям или знакомым весточку из Ватикана. Почта доставляет около 8,5 миллионов писем и открыток ежегодно.

Также на почте осуществляется продажа памятных марок. Памятные марки выпускают по различным случаям - избрание нового папы, праздникам, в честь дня Ватикана, дня рождения папы Римского и прочим подобным мероприятиям. Продажа марок является основной и очень прибыльной деятельностью папской почты.

Сейчас мы немного расскажем о других местах, которые также находятся в Ватикане. Попасть внутрь нам естественно никто бы не дал, поэтому отсутствуют фотографии. Вход в эти места только по специальным пропускам, выдаваемым строго гражданам Ватикана и то не всем. Почему? Да потому что цены там обалдеть какие низкие, а качество обалдеть какое офигенное.

Аптека Ватикана

Аптека Ватикана является самой старой в мире и расположена возле ворот святой Анны. Именно в этой аптеке можно найти самые редкие медикаменты мира. Лекарства отпускаются по рецептам.

Поскольку в Ватикане нет налогов, то стоимость всех лекарств в аптеке на 12-25% ниже, чем в других аптеках Италии и Европы. Лекарства здесь продаются как бы по системе duty free.

Благодаря низким ценам и большому ассортименту редких и уникальных препаратов аптека очень популярна у жителей Рима, но получить разрешение на ее посещение лицам, не имеющим отношения к Ватикану непросто. Такое разрешение выдается только в том случае, если необходимого лекарства нет в аптеках Италии или другой стране Европы и у заявителя есть на него рецепт. Для получения разрешения на покупку лекарств в аптеке одного рецепта мало, необходимо также заполнить определенное заявление и, помимо рецепта, предъявить паспорт или другое удостоверение личности. Для высшего церковного духовенства и служащих Ватикана такого разрешения, разумеется, не требуется.

Супермаркет Ватикана

В Ватикане находится всего один супермаркет, зато какой. Качество товаров высокое, а цены намного ниже, чем в других магазинах Рима. Вот только право посещать и делать покупки в этом супермаркете имеют лишь люди, обладающие специальным пропуском DIRESCO, выдаваемым губернатором города.

Ватиканский торговый дом

Ватиканский торговый дом расположен в здании бывшего железнодорожного вокзала. Вход также ограничен. В торговом доме, по-нашему торговом центре, можно найти широкий ассортимент товаров электроники и дорогих часов. Как и в супермаркете, все товары торгового дома дешевле на 20-40% чем за территорией Ватикана.

Автозаправки в Ватикане

На территории Ватикана расположено несколько автозаправочных станций. Думаю, вы уже сами догадались, что воспользоваться ими могут только приближенные к Папе особы со специальным разрешением, а цены на топливо на 30-35% дешевле, чем во всей Италии.

В этот раз попасть в музеи Ватикана нам не удалось, к вечеру уже устали. В следующий раз обязательно посетим все музеи и расскажем про них на страницах данного блога. Если вы планируете свое путешествие в Рим, то выделите на Ватикан пару дней. Поскольку он настолько красив и необычен, что одного дня для восприятия будем недостаточно, а бегать, лишь бы всё успеть, согласитесь, не самая удачная идея.

Адрес: Ватикан, площадь Святого Петра
Дата постройки: 1626 год
Высота: 132,5 м
Святыни: могила святого Петра
Координаты: 41°54"07.7"N 12°27"12.0"E

Содержание:

Краткая история

К северу от центра Рима , на территории карликового государства Ватикан , на площади Сан-Пьетро возвышается Собор (базилика) святого Петра - крупнейший католический храм в мире.

Собор с высоты птичьего полёта

Его громадный 136-метровый купол словно парит над Ватиканом. Внутри Собора святого Петра могли бы поместиться крупнейшие храмы Европы - об этом свидетельствуют специальные отметки на полу, показывающие их размеры . По преданию, в основании базилики находится могила святого Петра - одного из 12 учеников И.Христа.

Во время христианских гонений Нерона, в 64 году апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по собственной просьбе, так как считал себя недостойным умереть той же смертью, что и Христос. В 324 году римский император Константин I Великий воздвиг христианский храм над местом захоронения апостола. Легенда гласит, что в первом соборе св. Петра в рождественскую ночь 800 года папа римский Лев III короновал Карла I Великого.

Вид на собор с юга

Во время Авиньонского пленения, когда резиденция пап находилась не в Риме, а в Авиньоне, базилика святого Петра обветшала, а в начале XVI столетия была снесена. 18 апреля 1506 года на её месте папа римский Юлий II заложил первый камень в фундамент собора. В 1626 году папа Урбан VIII освятил новый храм.

Собор святого Петра - творение величайших мастеров Ренессанса

В строительстве собора принимали участие гениальные мастера эпохи Возрождения. В 1506 году утвердили проект архитектора Донато Браманте, согласно которому собор должен быть построен в виде квадрата с вписанным в него греческим (равносторонним) крестом. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, который перепроектировал церковь в форме латинского, то есть вытянутого в длину креста.

Вид на собор с замка Святого Ангела

В 1546 году 70-летний Микеланджело взял на себя руководство строительными работами. Он вернулся к идее Браманте, сделав несущие конструкции более массивными, и возвёл барабан центрального купола. После смерти Микеланджело архитекторы Джакомо делла Порта и Джакомо да Виньола достроили главный купол, придав ему более вытянутые очертания, и воздвигли два малых купола. В 1605 году зодчий Карло Мадерно удлинил продольную ось собора, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и воздвиг фасад в классическом стиле . Через 50 лет Джованни Лоренцо Бернини построил перед собором площадь Святого Петра.

Реликвии Собора святого

Петра Фасад Собора святого Петра венчают огромные статуи Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме св. Петра). В собор ведут пять входов. Последний вход с правой стороны, так называемые «Святые ворота», почти всегда заперт - он открывается только в юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века.

Вид на собор с реки Тибр

Интерьеры собора поражают грандиозными размерами и богатством оформления. Здесь много алтарей, надгробий, лепнины, мозаик, скульптур. Среди статуй выделяется мраморная «Пьета» Микеланджело. Она изображает скорбящую Мадонну, которая держит на руках безжизненного Христа.

В 1972 году статую попытался разбить австралийский геолог Ласло Тот. Вооружившись молотком, он набросился на «Пьету» с криком: «Я - Иисус Христос!» Поскольку врачебная комиссия признала Л. Тота душевнобольным, обвинений против него не выдвигалось. После реставрации статую защитили пуленепробиваемым стеклом. В центре собора возвышается алтарь, окружённый 44 неугасимыми лампадами.

Общий вид собора

Они зажжены над гробом, в котором покоятся мощи святого Петра. Над алтарём установлен бронзовый киворий (навес) работы Бернини, опирающийся на четыре витые колонны. Вершину алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под киворием подвешен позолоченный голубь - символ Святого Духа. Рядом с гробом апостола Петра, в подземной крипте нашли последний приют и другие святые папы. Неподалёку от алтаря находится бронзовая фигура святого Петра, который восседает на папском престоле и держит в руке ключи от Царствия Небесного. Статуе приписывают чудодейственную силу: если загадать желание и потереть ступню апостола, попросив его о помощи, то все чаяния и надежды исполнятся.

Посещение Собора святого Петра

На вершину купола Собора святого Петра можно подняться двумя способами - на лифте и по лестнице, состоящей из 500 ступеней . Со смотровой площадки открываются изумительные виды на Рим и Ватикан . Слева от собора находится центральный вход в Ватикан, охраняемый гвардейцами.

Символом Высокого Возрождения и, наверное, сердцем католической церкви можно назвать собор Святого Петра в Риме. Он является не только самым известным архитектурным памятником, но и воплощением той бурной деятельности, которая развивалась в это время, и художественной, и политической, и пап, и самих художников, и вообще той атмосферы, которая царила в это время в Италии.

Собор огромный, это одна из самых больших церквей в мире. Длиной он 220 метров, шириной 150 метров, максимальная его высота в куполе – 136,6 метра. Он может вместить в себя 60 тысяч верующих, а на площади перед храмом может одновременно расположиться еще 400 тысяч человек. Когда-то огромным, самым большим храмом в мире, и долгое время этот порог не был перекрываем, был собой Святой Софии в Константинополе, и весь средневековый мир, конечно, поражался его куполу и его вместимости. Но собор Святого Петра перекрыл и этот рекорд.

Когда-то на этом месте были сады цирка Нерона. От того времени остался обелиск. Он был привезен из Гелиополя и сейчас стоит на площади Святого Петра. Он был вывезен еще когда-то в античности, и в его основании, как считали, не знаю, насколько это подтверждено, покоится прах Юлия Цезаря. Вот это соединение античности, раннехристианского времени (потому что здесь в раннехристианское время появляется первая базилика), и эпохи Возрождения, и потом последующих эпох, в том числе барокко, которое здесь тоже отмечено, – весь этот замес истории европейской культуры очень чувствуется в соборе Святого Петра.

Древняя базилика Св. Петра

Первая базилика появилась здесь в 326–330 г., в правление императора Константина. Алтарь собора был размещен над захоронением, которое уже во II в. почиталось как могила апостола Петра, принявшего в 66 г. смерть как раз в цирке Нерона. Как известно, Петра распяли вниз головой. И вот уже, может быть, второе поколение христиан почитало это место как могилу святого апостола Петра. Вот реконструкция этой базилики с таким типичным атриумом перед храмом, такая классическая раннехристианская базилика, идущая еще от античных базилик. В 800 г. в этой базилике папа Лев III короновал Карла Великого.

Но за время своего существования базилика несколько раз горела, снова восстанавливалась, и к XV в. совершенно обветшала и грозила уже обрушиться. Поэтому папа Николай V начал ее перестраивать и расширять. По поручению папы Леон Баттиста Альберти обследовал базилику и сообщил, что стены нефа отклонились вверху аж на два метра, т.е. действительно она была готова обрушиться. Поэтому папа принимает решение реконструировать базилику.

Проект века

Но папа Юлий II поступил еще более кардинально. Он решил базилику не реконструировать, а разобрать и построить на этом месте самый грандиозный храм, который будет больше всех христианских и даже античных храмов мира. Т.е. опять же мы видим притязания Высокого Возрождения на самое великое, самое большое, самое грандиозное, самое-самое-самое. И если сравнить действительно реальный, ныне существующий собор Святого Петра и археологические остатки цирка, они практически совпадают. Т.е. собор стал даже больше, чем тот огромный стадион Нерона. Строительство началось 18 апреля 1506 г. и было завершено 18 ноября 1626 г., т.е. длилось оно 120 лет, а на самом деле еще больше, потому что потом еще достраивали площадь и т.д.

Автором архитектурного проекта собора нельзя назвать одного человека. В его строительстве, в его проектировании принимало участие несколько мастеров. Их проекты очень сильно отличались друг от друга. Собор даже несколько раз менял свою конфигурацию в течение строительства, и это тоже очень отражает эпоху, потому что каждый новый архитектор, вновь назначенный руководить этим строительством, предлагал абсолютно свой авторский проект, не учитывающий или сильно реконструирующий то, что предлагали предшественники. Такое соперничество тоже очень в духе этой эпохи.

В 1506 г. строительство собора Святого Петра началось по плану архитектора Браманте. Его проект предусматривал сооружение в форме греческого креста. Браманте около десяти лет руководил строительством, уже там что-то было даже заложено, но потом он умер. После его смерти строительством занимается Рафаэль. Он возвращается к латинскому кресту, потому что первая базилика была, конечно, в форме латинского креста.После Рафаэля к работам были привлечены Бальдассаре Перуцци и Антонио Сангалло, а в 1546 г. во главе строительства был поставлен Микеланджело. И Микеланджело опять приходит к идее равноконечного креста.

Купол Микеланджело

Но главная заслуга Микеланджело вовсе не в плане, потому что потом опять перешли к латинскому кресту, как более соответствующему латинской форме храма. Больше всего Микеланджело потрудился над проектом купола. Он спроектировал купол. Он не успел его довести до конца, но все-таки его проект купола претерпел меньше изменений, чем его наземная часть.

Купол, который мы видим, в большей степени принадлежит именно Микеланджело. Единственное, что осуществлявший уже само строительство Джакомо делла Порта чуть-чуть вытянул его. Я думаю, Микеланджело ориентировался на флорентийский купол Санта-Мария-дель-Фиоре. Такие же ребра, такая же конструкция двойного каркаса внутри этого купола. Но, как сказал один философ, если купол Санта-Мария-делла-Фиоре как бы угадан, то этот купол абсолютно геометрически выстроен. Он, конечно, имеет более жесткие очертания и более жесткую конструкцию. Купол приобрел эллипсовидную, яйцевидную форму. Микеланджело хотел, конечно, ближе к полусфере. Купол покрыт свинцовыми пластинами, имеет шестнадцать каменных ребер, сходящихся у фонаря. Повторю, конструкция действительно восходит к тому гениальному решению, которое когда-то придумал Брунеллески, но здесь уже новый этап, были использованы какие-то даже новые инженерно, может быть, более продвинутые вещи.

Как я уже сказала, спорили несколько планов. Одни хотели равноконечный крест, где купол бы доминировал, другие вытягивали этот крест как латинский. Победила форма с латинским крестом, современный вид этого собора сверху показывает, что он в форме латинского креста. Для купола Джакомо делла Порта все-таки придерживается конструкции Микеланджело. Единственное, что потом включается еще один архитектор, Виньола, уже достраивающий собор сверху, и из четырех предусмотренных куполов… А представим, что если по замыслу Микеланджело это греческий равноконечный крест с куполом и четырьмя малыми куполами – это практически крестово-купольная базилика, которая восходит к греческим храмам. Опять же чтобы уйти от этой греческой конструкции, архитектор Виньола оставляет из четырех малых куполов только два.

Фасады собора

Современный фасад собора вообще выполнен в барочном стиле. Заканчивал его Карло Мадерно уже в XVII в. Он обшивал собор травертином и сделал перед входом галерею. По указанию Павла V он удлинил восточную ветвь креста, пристроил трансепты и т.д. Предполагалось, что здесь будут еще две кампанилы. Может быть, поэтому не достраивали два купола, которые должны были быть ближе ко входу. Но кампанилы не были построены. Есть рисунки, где с боков изображены две такие башни.

Чуть позже над недостроенными боковыми частями фасада сделали вот такие часы с мозаичным циферблатом и обрамлением уже почти в стиле рококо. Эти часы установил Джузеппе Валадье. Так что здесь, как видите, больше десятка мастеров работали над созданием вот этого удивительного сооружения.

Вернемся к фасаду, потому что фасад с колоннадой увенчан еще фигурами, скульптурами. Это тринадцать статуй – статуя Христа, одиннадцать апостолов и святой Иоанн Креститель. Отсутствует апостол Петр – мы увидим, что его статуя будет поставлена перед фасадом. И на фасаде надпись: «В честь первоапостола Павел V Боргезе, римлянин и верховный понтифик, сделал это в год 1612 и седьмой год своего понтификата». Т.е. эта надпись была сделана когда было завершено строительство собора.

Перед собором установлены две фигуры: статуя Петра… Но это уже в гораздо более позднее время. Естественно, Петр с ключами, это его атрибут, его символ. Это уже статуя XIX в. И статуя Павла с мечом. Его атрибут – меч. Он здесь не виден, он отбит. Текст, свиток и меч. Это уже другой скульптор, Адамо Тадолини. Интересно, что здесь должна была стоять другая статуя, но ее перенесли потом к собору Сан-Пауло-фуори-ле-Мура. Еще одну статую святого Петра мы потом увидим внутри собора.

В собор первоначально вели шесть дверей, сейчас их пять, три центральные и две боковые. Главной дверью прежде была Порта Региа, т.е. «царские врата», предназначалась она для императоров и королей, а также для пап. Ее также называли еще и Порта Аргентиа – «Серебряные врата». Первой дверью справа была Порта Романа – предназначалась она для жителей Рима, а вторая дверь была Порта Гвидония – для иностранцев. Еще была Порта Санкта, т.е. «Святая дверь», мы о ней еще поговорим, Порта Равеньяна – для жителей епархии Санта-Руфино и Трастевере, т.е. области, находящейся за Тибром, и Порта Людичи – для похорон. Т.е. каждая дверь для чего-то или для кого-то была предназначена. Ну, сейчас мы на фасаде увидим три двери, и две боковые, наверное, практически всегда закрыты.

Святые врата и Врата смерти

Вот есть сейчас центральные врата, они называются Святые, и как раз они открываются очень редко. Они замурованы, открываются только в юбилейные святые годы. Изнутри собора к ним прикреплен бронзовый крест и небольшой ящичек, в котором хранится ключ. В святой год этот ключ достают и отпирают им дверь. Что такое святой, или юбилейный год? Его впервые ввел папа Бонифаций VIII в 1300 г., чтобы праздновать столетние юбилеи. Мы знаем, что в Европе к датам относились особо. Например, в 1000 г. ждали конца света, еще в какие-то годы ждали конца света. В 7000 г. от сотворения мира ждали конца света, и т.д. И вот, наверное, чтобы перебить эти апокалиптические настроения, папа назначает как бы великий год, столетний юбилей. Папа обещает отпущение всех грехов тем пилигримам, которые совершат покаянное паломничество в Рим, войдут через эти двери, исполнят епитимью и в течение 15 дней будут посещать базилику Петра и базилику святого Павла – главных апостолов. Для жителей Рима этот период увеличился до 30 дней, поскольку им меньше нужно было идти до Рима, они тут же, в этом Риме, находились. Этот обычай так понравился, что со временем его разбили на 50 лет, т.е. уже юбилейными годами стали считаться каждые 50 лет. Затем ввели период в 33 года – возраст Христа, а с 1470 г. отмечают святой год каждые 25 лет. Так вот, эти врата открываются каждые 25 лет.

Святые врата находятся справа. Слева – Врата смерти. А центральные получили название – мы говорили, что в Средневековье они назывались по-другому – они получили название Дверь Филаретта. Это бронзовая дверь, которая была перенесена из старой базилики. В старой базилике были те самые шесть дверей, и это была одна из сохранившихся дверей старой базилики, т.е. это дверь, которая древнее самого собора. Она была заказана архитектору Антонио Филарете папой Евгением IV, он работал над ней 12 лет. В верхней части фигура Спасителя, Богоматери на троне, в середине святые Петр и Павел, в нижних клеймах можно видеть разные сцены. Тут есть и римские мифы – Ромул и Рем, Леда и лебедь, античные мифы, и т.д. Над дверью помещается мраморный барельеф, где Иисус вручает Петру ключи от рая. Т.е. как бы храм Святого Петра, мы в него входим, и практически мы уже в преддверии рая.

А крайний левый портал – Врата смерти. Они названы так, потому что через эти двери обычно выходили похоронные процессии. Раньше они назывались Порта Людичи, т.е. «врата, через которые вносили или выносили умерших». Сейчас это самые молодые врата, потому что рельефы на них сделал знаменитый итальянский архитектор Джакомо Манцу. Сделал он их в 1940-60-х годах. В 1947 г. папа Пий XII объявил конкурс на создание новых врат. Победителем этого конкурса стал очень известный, можно сказать, современный, по крайней мере скульптор XX в. Джакомо Манцу. Он сделал десять сцен, они выражают образы смерти. Тут и смерть Спасителя, и смерть апостолов, и т.д. Очень выразительна здесь фигура папы Иоанна XXIII, «Доброго папы», как его называли.

Галереи собора

Когда мы входим, подходим к вратам, мы оказываемся в такой галерее, в которой еще обозначены две статуи. Одна из них – конная статуя Карла Великого, другая – статуя Константина. Но это, конечно, уже более поздние произведения, уже не ренессансные. Карла уже в XVIII в. создал Агостино Корначчини, императора Константина создал Бернини, т.е. это уже барокко. На самом деле мы как раз видим, как Ренессанс плавно перетекает в барокко, и барокко очень уютно себя чувствует в ренессансном храме, потому что действительно мы будем видеть, что одно из другого очень вытекает.

Здесь есть еще одна такая интересная вещь. Это мозаика Джотто «Навичелла». Она тоже была перенесена из прежнего собора. Ну, от Джотто, правда, здесь мало что осталось. Ее видно, если повернуться спиной к центральной Двери Филаретта, и тогда над аркой портала мы можем увидеть вот эту сохранившуюся от старой базилики, от прежней базилики Святого Петра, мозаику «Навичелла». «Навичелла» по-итальянски – «кораблик». Здесь образ церкви – корабль апостолов, Петр, который идет по волнам к Христу, и Христос берет его за руку и поднимает со словами «Почему ты усомнился?» Ну, поскольку ее переносили, много раз реставрировали, то, конечно, от Джотто тут осталась, может быть, сама идея и какая-то композиция, а все сделано уже практически в XVII в.

В нескольких шагах от центральной двери находится большой круг из порфира, перенесенный сюда из старой базилики. Вот тоже интересная связь. Этим кругом из порфира обозначалось то место, где в рождественскую ночь 800 г. Карл Великий встал на колени перед папой Львом III, который его короновал как императора Священной Римской империи, т.е. первого императора после падения Западной Римской империи, первого императора западного христианского мира.

Интерьеры

Но вот мы входим внутрь собора. Переходя с площади в собор, вы как-то даже не замечаете, что вы оказываетесь в интерьере. Интерьер такой огромный, что кажется, что это огромная площадь, просто перекрытая куполом. Действительно грандиозный собор, весь изукрашенный. Тут и красивый мраморный пол, кессонированный купол и арки.

Здесь нас встречает бронзовая статуя Петра. В некоторых путеводителях она почему-то датирована чуть ли не VI или VII в. На самом деле она создана где-то в XII в. Она считается чудотворной. Как всегда, как у нас тоже это бывает, паломники дотрагиваются до стоп Петра, и она уже вся почти заполирована, даже не видно рельефного изображения пальцев. Ну, такова традиция.

Алтарь, конечно, уже барочный. Мы видим эти формы – образ Святого Духа в такой пышной раме сходит на алтарь, знаменитый балдахин с витыми колоннами.

Но самое удивительное – это, конечно, купол. Купол грандиозен и снаружи, и внутри. Единственное, снаружи его видно, только когда вы очень сильно отойдете от собора. Вблизи фасад настолько велик, а купол отдален – повторяю, несколько раз проект менялся – что снаружи этот купол виден хорошо только издалека. Но внутри, когда вы находитесь под этим куполом, это действительно очень грандиозное впечатление. Он, конечно, не создает такой легкости, ощущения купола, подвешенного, как говорили о Златой Софии, золотыми цепями к небу, но он действительно грандиозен.

Он чуть-чуть, на несколько метров, меньше купола Пантеона. И, конечно, внутри он очень ориентируется на Пантеон. Мы знаем, что купол Пантеона, античного храма всех богов, сделан так, что над всеми богами – отверстие в небо, потому что над всеми богами есть Некто, имени которого мы не знаем, тот самый «неведомый бог», алтарь которому нашел в Афинах, если помните, Павел, и указывал своим языческим согражданам, что он именно этого Бога исповедует. Вот здесь тоже есть возвращение к этому сюжету. Естественно, здесь нет вот этого просвета в небо, но есть свет, который идет от светового фонаря, сделанного над куполом. Т.е. идея та же самая.

Возвращаясь внутрь, нельзя не отметить, что в соборе Святого Петра находится одна из самых знаменитых статуй работы Микеланджело – Пьета. Ее однажды атаковал маньяк, попытался ее разрушить, даже нанес какие-то увечья этой статуе, поэтому сейчас она закрыта бронированным стеклом, но все равно очень хорошо видна в одной из таких маленьких капелл, которых огромное количество в этом соборе. И, конечно, присутствие здесь Микеланджело как-то добавляет особой значимости этому месту. Оно соединяет в себе оба гения Микеланджело – и купол, его архитектурное произведение, и его скульптурное произведение.

Площадь перед собором

Хочется, конечно, сказать и о площади. Помимо того, что собор очень грандиозный, у него грандиозная и площадь. И спроектирована она очень интересно: она спроектирована по образу ключей святого Петра или даже замочной скважины, ее часто так и называют. Площадь проектировал уже в XVII в. Бернини. Это уже архитектор, который принадлежит к эпохе барокко. И действительно, сам собор показывает, как одно из другого вытекает. И не был бы столь грандиозен ансамбль собора Святого Петра, если бы не было вот этой колоннады, этой великой площади.

Колоннада огромная, ее тоже проектировал Бернини. Это двойная колоннада тосканского ордера, даже не двойная – она состоит из четырех рядов параллельных колонн. И сверху 140 статуй святых. Т.е. действительно это вот такое грандиозное, величественное сооружение, гимн римской церкви, римскому гению, католическому миру.

Когда вы входите на эту площадь, как правило, никто не замечает, что там есть государственная граница. Она обозначена белой полосой. Потому что когда мы входим на площадь Святого Петра, мы входим в государство Ватикан. Это, конечно, государство, которое не требует виз и каких-то штампов в паспорте, но тем не менее именно папы-строители, которые создавали вот это величественное сооружение, подчеркивали и особый статус Ватикана как государства в государстве, как царства, стоящего над царствами, как действительно вход в преддверие рая. Ну, насколько это сегодня переживается, мы не знаем, но действительно собор Святого Петра – это величайшее сооружение, строившееся в течение нескольких поколений великими художниками Ренессанса, а завершали его художники барокко.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи