Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Московский кремль - история зарождения и развития. Ансамбль кремля Архитектурный ансамбль кремля и его зодчие

рхитектурный ансамбль Кремля 29

Введение 2

Кремль 4

Стены и башни Кремля 5

Водовзводная башня (Свиблова) 6

Боровицкая башня (Предтеченская) 7

Комендантская башня (Колымажная) 7

Оружейная башня (Конюшенная) 7

Троицкая башня 7

Кутафья башня (Предмостная) 8

Никольская башня 8

Средняя Арсенальная башня (Гранёная) 9

Угловая Арсенальная башня (Собакина) 9

Сенатская башня 9

Спасская башня (Фроловская) 10

Царская башня 12

Набатная башня 12

Константино–Еленинская башня (Тимофеевская) 12

Беклемишевская башня (Москворецкая) 12

Петровская башня (Угрешская) 13

Первая Безымянная башня 13

Вторая Безымянная башня 14

Тайницкая башня 14

Благовещенская башня 14

Соборная площадь 15

Успенский собор 15

Благовещенский собор 15

Аpхангельский собоp 16

Церковь Ризположения 17

Патpиаpшие палаты и собоp «Двенадцати апостолов» 17

Колокольня Ивана Великого и звонница 18

Царь – колокол 18

Царь – пушка 19

Госудаpственный Кремлевский Дворец 19

Потешный двоpец 20

Теpемной двоpец 20

Резиденция Президента Российской Федерации 20

Здание пpавительства (бывшее здание Сената) 21

Здание бывшего Аpсенала 21

Государственная Оружейная палата 22

Грановитая палата 23

Большой Кpемлевский Двоpец 24

Красная площадь 25

Мавзолей В.И.Ленина 25

Заключение 27

Литература 28

Список иллюстраций 29

Введение

На современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Кремль, сердце России, является немым свидетелем множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, кремлёвский ансамбль – отличный образец искусства своего времени. Эстетика современного Кремля располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

Хотя до меня многие затрагивали тему моего реферата, я рассматриваю эту проблему с целью обобщить и систематизировать разрозненные сведения и источники. Реферат написан несложным, доступным языком, специально для широкого круга интересующихся данным вопросом; может с успехом использоваться как дополнительный материал для самостоятельного изучения в качестве пособия при подготовке к занятиям по целому ряду гуманитарных дисциплин. Снабжен богатым иллюстративным материалом.

По моему мнению, современная молодёжь уделяет слишком мало внимания своему кульному развитию, поэтому сейчас особенно важно сконцентрироваться на воспитании в школьниках чувства ответственности и патриотизма через призму богатейшей русской культуры, накопленной за многие века отечественной истории. Своей работой я также хочу внести посильный вклад в развитие краеведческого движения. Сначала немного предыстории…

Кремль

История Кремля тесно связана с историей Москвы, да и не только Москвы, но и Руского государства в целом. Как утверждает древнейший памятник летописания Руси – Ипатьевская летопись (XV в.) – в 1147 г. суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на совет в небольшой городок Москву новгород – северского князя Святослава Ольговича. «Приди ко мне, брате, в Москов», – обращался Юрий к Святославу. Это было первое летописное упоминание о Москве. Однако это не значит, что 1147 г. следует считать годом основания Москвы. Труды советских ученых доказывают, что место, на котором находится Москва, была населено примерно 5 тыс. лет назад.

Как прошла встреча двух князей, летописи до нас не донесли. Хотя можно предположить, что был заключен военный союз, в результате которого Юрий Долгорукий в целях защиты западных границ Суздальского княжества построил города–крепости: Юрьев–Польский (1152), Дмитров (1154) и Москву (1156). В данном случае речь идет не об основании Москвы, а о сооружении крепостных укреплений – деревянных стен, положивших начало строительству Кремля.

Правда, выстроенная Долгоруким цитадель не была первым фортификационным сооружением на территории современного Кремля. Археологи доказали, что в начале XII в. здесь существовала небольшая крепость, возможно, замок местного феодала.

Итак, в 1156 г. на Боровицком холме возводится крепость с восьмиметровым валом и мощной по тем временам деревянной стеной, достигавшей 3 м в высоту и 1200 м в длину. Примерно в таком виде укрепление просуществовало до зимы 1237–38 гг., когда полчища хана Батыя разграбили и сожгли Москву, а вместе с ней и Кремль.

За последующие два с лишним столетия много испытаний выпало на долю Москвы и ее цитадели. Княжеские междуусобицы, иноземные нашествия, бесчисленные пожары, казалось, должны были погубить город. Но Москва выстояла, более того, она стала центром, объединившем русских людей в борьбе за независимость.

Вместе с городом растет и крепнет Кремль. В 1339–1340 гг. при Иване Калите возводятся мощные оборонительные укрепления, а за ними хоромы великого князя, митрополичьи палаты, белокаменные соборы. Москва становится политическим и духовным центром Русь, а Кремль – резиденцией великих князей и митрополитов.

В 1367–1368 гг. князь Дмитрий Иванович (впоследствии названный Дмитрием Донским), опасаясь очередного монголо–татарского нашествия, обносит крепость белокаменными стенами и башнями, расположенными примерно на расстоянии 60 м от прежних дубовых укреплений. Площадь Кремля достигает почти современных размеров.

Куликовская битва (1380) явилась поворотным моментом в истории Московского княжества. Она способствовала освобождению Руси от монголо–татарского ига и образованию централизованного Русского государства. Во второй половине XI в. великий князь всея Руси Иван III Васильевич разворачивает в столице молодой и быстро крепнувшей державы грандиозное строительство. В первую очередь, конечно, перестраивается Кремль. Крупнейшие западноевропейские архитекторы, приглашенные в Москву, разрабатывают проекты реконструкции княжеской и митрополичьей резиденции. В 1485–1495 гг. возводятся существующие и поныне зубчатые кирпичные стены протяженностью более 2 км и высотой от 5 до 19 м, одновременно сооружаются 18 больших и малых башен, строят Успенский собор (1475–1479), Благовещенский собор (1484–1489, Каменный государев дворец с Грановитой палатой (1487–1491), закладывается княжеская усыпальница – Архангельский собор (1505).

К концу XV – началу XVI в. Московский Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни, соборы, гражданские постройки совершенны не только по своей архитектуре, но и по интерьерам и отделке. В XVII в. кремлевские башни, кроме Никольской, украшаются многоярусными шатрами, выполненными в традициях древнерусского зодчества. Ярко–зеленая черепица, белокаменные грани, золоченые флюгера – все создавало впечатление праздничности, нарядности. Возводятся также гражданские и культовые постройки: Теремной дворец (1635–1635), Потешный дворец (1651–1652), Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов (1642–1656).

Перенос в 1712 г. столицы из Москвы в Петербург сильно отразился на облике бывшей царской резиденции. Обветшали без должного присмотра ее стены и башни, дворцы и терема. Времени усердно помогали пожары, уничтожившие немало уникальных сооружений, и люди, бездумно перестраивавшие древние здания и записывавшие красками поярче работы старых мастеров. Однако в 1773 г. по проекту В. Баженова закладывается Кремлевский дворец (правда, из–за отсутствия средств и по ряду других причин он не был построен), в 1776–1787 гг. М. Казаков строит в Кремле здание Сената (здесь располагался Совет Министров СССР), а в 1806–1812 гг. И. Еготов – здание Оружейной палаты, где она находилась до 1851 г.

Большой урон нанесло кремлю французское нашествие 1812 г. По приказу Наполеона были взорваны Водовзводная и Петровская башни, звонница колокольни «Иван Великий». Повреждения получили Никольская, Боровицкая и Угловая Арсенальная башни. Работы по восстановлению велись в 1816–1819 гг. под руководством архитекторов О. Бове и Ф. Соколова.

В 30–40–х гг. XIX в. меняется планировка территории Кремля – убираются старые обветшалые постройки, на их месте по проекту К. Тона возводится Большой Кремлевский Дворец (1838–1849) и здание Оружейной палаты (1844–1851).

В марте 1918 г. Москва стала столицей Советского государства, а Кремль – резиденцией правительства. После этого начинается восстановительные работы исторических и архитектурных памятников. Реставрируется Никольская башня, пострадавшая в период октябрьских боев 1917 г. от артиллерийского обстрела, расчищается и благоустраивается территория Кремля. Впоследствии по проекту архитектора И. Рерберга в 1932–1934 гг. строится здание Школы красных командиров им. ВЦИК (ныне здание Президиума Верховного Совета). Реконструируются залы Большого Кремлевского дворца.

Особое внимание в истории Кремля уделяется звездам, которые венчали его башни. В 1935 г. было решено снять орлов со Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башен и установить на их месте пятиконечные звезды с серпом и молотом. Изготовили звезды из нержавеющей стали и красной меди по рисунку художника–декоратора Ф. Федоровского в мастерских Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и на московских заводах.

Знаки серпа и молоты были выложены горными хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами. Ночью звезды подсвечивались специальными прожекторами. Однако простояли эти звезды совсем недолго: под воздействием осадков, ветров и морозов потускнели самоцветы серпов и молотов, да и размер звезд оказался несколько завышенным и нарушал конструкционную гармонию башен. Федоровский изготовил новые эскизы звезд. Теперь они по своим параметрам соответствовали размерам башен. Ученые и инженеры разработали принципиально новую конструкцию звезды из нержавеющей стали и рубинового стекла, освещаемую изнутри светотехническими устройствами непрерывного действия, благодаря чему звезды излучали свет и днем и ночью. 7 ноября 1937 г. в московском небе вновь вспыхнули кремлевские звезды. Правда, теперь их было не четыре, а пять – прибавилась звезда на Водовзводной башне.

Московский Кремль – центр России и цитадель власти. Более 5 веков эти стены надежно скрывают государственные тайны и защищают их главных носителей. Кремль показывают по российским и мировым каналам несколько раз на дню. Это средневековая, ни на что не похожая крепость, уже давно стала символом России.

Только вот кадры нам предоставляют в основном одни и те же. Кремль – строго охраняемая действующая резиденция президента нашей страны. В безопасности не существует мелочей, поэтому так жестко регламентированы все кремлевские съемки. Кстати, не забудьте посетить экскурсию в Кремль .

Чтобы увидеть другой Кремль попробуйте представить его башни без шатров, ограничьте высоту лишь широкой, не сужающейся частью и вы сразу увидите совершенно другой Московский Кремль – мощную, приземистую, средневековую, европейскую крепость.

Такой и построили ее в конце 15 века на месте старого белокаменного Кремля итальянцы – Пьетро Фрязин, Антон Фрязин и Алоиз Фрязин. Все они получили одну фамилию, хотя родственниками не являлись. «Фрязин» означает на старославянском иноземец.

Они построили крепость в соответствии со всеми последними достижениями фортификационной и военной науки того времени. Вдоль зубцов стен проходит боевая площадка шириной от 2 до 4.5 метров.

В каждом зубце есть бойница, достать до которой, можно только встав на что-то еще. Вид отсюда ограниченный. Высота каждого зубца 2-2.5 метра, расстояние между ними во время боя закрывали деревянными щитами. Всего на стенах Московского Кремля 1145 зубцов.

Московский Кремль являет собой великую крепость, расположившуюся подле Москва-реки, в сердце России – в Москве. Цитадель оснащена 20-ю башнями, каждая имеет свой уникальный вид и 5 проездных ворот. Кремль подобен лучу света, пронесенному сквозь богатейшую историю становления России.

Эти древние стены являются свидетелями всех тех многочисленных событий, что происходили с государством, начиная с момента ее возведения. Крепость начинает свой путь в 1331 году, хотя слово «кремль» упоминалось и ранее.

Моссковский Кремль, инфографика. Источник: www.культура.рф. Для детального просмотра откройте картинку в новой вкладке браузера.

Московский Кремль при разных правителях

Московский Кремль при Иване Калите

В 1339-1340 гг. Московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита («денежный мешок») выстроил на Боровицком холме внушительную цитадель из дуба, толщиной стен от 2 до 6 м, а высотой не ниже 7 м. Иван Калита сделал мощную крепость с грозным видом, но простояла она менее трех десятилетий и сгорела во время страшного пожара летом 1365 г.


Московский Кремль при Дмитрии Донском

Задачи обороны Москвы настоятельно требовали создания более надежной крепости: московскому княжеству грозила опасность со стороны Золотой Орды, Литвы и соперничавших русских княжеств – Тверского и Рязанского. Княживший тогда 16-летний внук Ивана Калиты Дмитрий (он же Дмитрий Донской) решил выстроить крепость из камня – Кремль.

Каменную крепость начали строить в 1367 г., а камень добывали неподалеку, в селе Мячково. Завершили стройку в сжатые сроки – всего за один год. Дмитрий Донской сделал Кремль белокаменной крепостью, которую не раз пытались штурмовать неприятели, да так и не смогли.


Что означает слово «Кремль»

Одно из первых упоминаний слова «кремль» значится в Воскресенской летописи в сообщении о пожаре 1331 г. По предположению историков, оно могло возникнуть из древнерусского слова «кремник», обозначавшего крепость, построенную из дуба. Согласно другой точке зрения, в основе его лежит слово «кром» или «крома», что означает рубеж, граница.


Первая победа Московского Кремля

Почти сразу после возведения Московского Кремля Москва подверглась осаде литовского князя Ольгерда в 1368 г., а затем в 1370 г. Литовцы три дня и три ночи стояли у белокаменных стен, но укрепления оказались непреступными. Это вселило уверенность в молодого московского правителя и позволило ему позже бросить вызов могущественному золотоордынскому хану Мамаю.

В 1380 г., чувствуя за своей спиной надежные тылы, русское войско под руководством князя Дмитрия отважились на решительную операцию. Уйдя от родного города далеко на юг, в верховья Дона, они встретились с войском Мамая и разгромили его на Куликовом поле.

Так впервые кром стал оплотом не только Московского княжества, но и всей Руси. А Дмитрий получил прозвище Донской. В течение 100 лет после Куликовской битвы белокаменная цитадель объединяла русские земли, становясь главном центром Руси.


Московский Кремль при Иване 3

Нынешний темно-красный облик Московского кремля обязан своим рождением князю Ивану III Васильевичу. Начатое им в 1485-1495 гг. грандиозное строительство не было простой реконструкцией обветшавших оборонительных укреплений Дмитрия Донского. На замену белокаменной крепости приходит крепость из красного кирпича.

Наружу башни выдвинуты для того, чтобы вести огонь вдоль стен. Для быстрого перемещения обороняющихся была создана система потайных подземных ходов. Завершая систему неприступной обороны, Кремль вообще сделали островом. С двух сторон он уже имел естественные природные преграды – реки Москву и Неглинную.

Прорыли ров и с третьей стороны, там, где сейчас Красная площадь, примерно 30-35 метров в ширину и 12 м в глубину. Современники называли Московский Кремль выдающимся военно-инженерным сооружением. Более того, Кремль – единственная европейская крепость, которую ни разу не смогли взять штурмом.

Особая роль Московского Кремля как новой великокняжеской резиденции и главной крепости государства определила характер его инженерно-технического облика. Возведенный из красного кирпича, он сохранил особенности планировки древнерусского детинца, а в своих очертаниях – уже сложившуюся форму неправильного треугольника.

При этом итальянцы сделали его предельно функциональным и очень похожим на многие крепости Европы. То, что придумали москвичи в 17 веке, превратило Кремль в уникальный памятник архитектуры. Русские всего лишь надстроили каменные шатры, которые превратили крепость в легкую, устремленную к небу конструкцию, равной которой нет в мире, а угловые башни приобрели такой вид, будто наши предки знали, что именно Россия отправит первого человека в космос.


Архитекторы Московского Кремля

Кураторами строительства были итальянские зодчие. Мемориальные доски, установленные на Спасской башне Московского Кремля , свидетельствуют, что выстроена она в «30-е лето» княжения Ивана Васильевича. Возведением самой мощной въездной парадной башни отметил великий князь юбилей своей государственной деятельности. В частности, Спасская и Боровицкая спроектированы Пьетро Солари.

В 1485 г. под руководством Антонио Джиларди построена мощная Тайницкая башня . В 1487 г. другой итальянский архитектор, Марко Руффо, начал возводить Беклемишевскую, а позже на противоположной стороне появилась Свиблова (Водовзводная). Эти три сооружения и задали направление и ритм для всего последующего строительства.

Итальянское происхождение главных зодчих Московского Кремля не случайно. В то время именно Италия выдвинулась на первое место в теории и практике фортификационного строительства. Конструктивные особенности свидетельствуют о знакомстве его создателей с инженерными идеями таких выдающихся представителей итальянского Возрождения, как Леонардо да Винчи, Леон Баттиста Альберти, Филиппо Брунеллески. Кроме того, именно итальянская архитектурная школа «подарила» Сталинские высотки в Москве .

К началу 1490-х годов появились еще четыре глухие башни (Благовещенская, 1-я и 2-я Безымянные и Петровская). Все они, как правило, повторяли линию старых крепостных укреплений. Работы велись постепенно, с таким расчетом, чтобы в крепости не оставалось открытых участков, через которые мог бы внезапно напасть неприятель.

В 1490-е куратором строительства стал итальянец Пьетро Солари (он же Петр Фрязин), с которым работали его соотечественники Антонио Джиларди (он же Антон Фрязин) и Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин). 1490-1495 гг. Московский Кремль пополнили следующие башни: Константино-Еленинская , Спасская , Никольская , Сенатская , Угловая Арсенальная и Набатная .


Потайные ходы в Московском Кремле

В случае опасности защитника Кремля имели возможность быстро перемещаться по потайным подземным ходам. Кроме того, в стенах были устроены внутренние проходы, соединявшие между собой все башни. Защитники Кремля могли, таким образом, сосредоточиваться по необходимости на опасном участке фронта или отступать в случае перевеса сил противника.

Были также прорыты длинные подземные туннели, благодаря которым можно было наблюдать за врагом в случае осады, а также совершать неожиданные атаки на неприятеля. Несколько подземных тоннелей уходило за пределы Кремля.

Некоторые башни имели не только защитную функцию. Например, Тайницкая скрывала потайной ход из крепости к Москве-реке. В Беклемишевской, Водовзводной и Арсенальной были сделаны колодцы, с помощью которых можно было доставлять воду, если город был в осадном положении. Колодец в Арсенальной сохранился до наших дней.

В течении двух лет крепости стройной шеренгой поднялись Колымажная (Комендантская) и Граненая (Средняя Арсенальная) , а в 1495 г. началось возведение Троицкой. Строительством руководил Алевиз Фрязин.


Хронология событий

Года Событие
1156 На Боровицком холме возведена первая цитадель из дерева
1238 Войска хана Батыя прошлись по Москве, в результате большая часть построек сожжена. В 1293 г. город еще раз разорили монголо-татарские войска Дюденя
1339-1340 Иван Калита возвел вокруг Кремля могучие стены из дуба. От 2 до 6 м в толщину и до 7 м в высоту
1367-1368 Дмитрий Донской выстроил белокаменную крепость. Белокаменный Кремль сиял более 100 лет. С тех времен и стали называть Москву «белокаменной»
1485-1495 Иван III Великий возвел цитадель из красного кирпича. Московский Кремль оснащен 17-ю башнями, высота стен которых составляет 5-19 м, а толщина – 3.5-6.5 м
1534-1538 Построено новое кольцо крепостных оборонительных стен, получившее название Китай-города. С юга стены Китай-города примыкали к стенам Кремля у Беклемишевской башни, с севера – к Угловой Арсенальной
1586-1587 Борис Годунов окружил Москву еще двумя рядами крепостных стен, получивших название Царь-города, позже – Белого города. Они охватывали территорию между современными центральными площадями и Бульварным кольцом
1591 Вокруг Москвы выстроено еще одно кольцо укреплений протяженностью 14 верст, охватившее территорию между Бульварным и Садовым кольцом. Строительство было осуществлено в течение одного года. Новая крепость получила название Скородома. Так Москва была забрана в четыре кольца стен, имевших в общей сложности 120 башен

Все башни Московского Кремля

Кремль - древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс центра столицы, местопребывание высших органов государственной власти страны.

Стены и башни сооружены в 1485 – 1495 гг. из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Так как свои мастера не имели достаточных знаний, чтобы производить постройки, то великий князь всея Руси Иван III Васильевич по совету своей жены Софьи нанял итальянских архитекторов: Антона Фрязина (Антонио Джиларди), Марко Фрязина (Марко Руффо), Петра Фрязина (Пьетро Антонио Солари), Алевиза Фрязина Старого (Алоизио да Каркано) во главе с Аристотелем Фьораванти. Это не братья и даже не однофамильцы. На Руси в то время "фрягами" или "фрязинами" называли итальянцев.

Следует сделать предположение, что некоторые башни Кремля построены русскими мастерами, так как формы их носят на себе характер деревянных сооружений. Надо думать, что наши мастера не могли отрешиться от усвоенных ими в совершенстве форм деревянных башен, которые, как известно, были построены во множестве по стенам, окружавшим тогдашний город Москву, и отличались своей громадностью, сложностью конструкции и мастерством исполнения. Плотничное мастерство достигло возможного совершенства в древней деревянной Руси, так как чудный свой материал и постоянная, благодаря пожарам, обильная работа этому крайне способствовали. И вот думается, что этому-то именно обстоятельству и следует приписать формы нынешних небольших башен Кремля.

Стены Кремля

В настоящее время кремлевские стены раскинуты на протяжении 2235 м. Как бы следуя за очертанием кремлевского холма, они то спускаются вглубь, то подымаются на самый холм, образуя неправильный треугольник с длиной южной части 300 сажен, восточной - 350 сажен и западной - 390 сажен при толщине 3,5 – 6,5 м и высоте от 5 до 19 м. По верху стены идет боевой ход шириной 2 – 4 м, уложенный квадратными плитами со скатом и лестницами при переломе, а в самой толщине их часто можно встретить коридоры. В былое время в них помещались так называемые застенки, каморы, ямы для преступников. У внутренней подошвы их были расположены навесы и погребки для снарядов и пороха. Боевой опирается на ритмично чередующиеся арки ("печуры"). С наружной стороны его прикрывают 1045 двурогих зубцов (так называемые мерлоны, или "ласточкины хвосты", высотой 2 – 2,5 м, толщиной 65 – 70 см), с внутренней - парапет. Сверху над ходом была деревянная двускатная кровля для защиты от непогоды (сгорела в 1737 году).

На протяжении стен высится 20 башен различных высот, форм и стилей.

Три круглые угловые (Водовзводная, Беклемишевская и Угловая арсенальная) выступали далеко за плоскость стен и были рассчитаны на круговую оборону.

Шесть проездных башен: Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская - самые мощные оборонительные сооружения, в систему которых входили отводные стрельницы, предмостные башни (сохранилась Кутафья башня), каменные бастионы, подъемные мосты. В проемах ворот были установлены опускные решетки (герсы). Расположенные в промежутках 9 глухих (не имевших ворот) прямоугольных в плане башен имели по 3 – 5 боевых ярусов с бойницами для фронтального и фланкирующего огня, верхние площадки с бойницами навесного боя (машикулями) для обстрела противника у подножия башни, тайники-колодцы и подземные ходы-слухи для предотвращения подкопов.

С юга и северо-запада подступы к стенам прикрывали реки Москва и Неглинная, а с востока (со стороны современной Красной площади) - ров (ширина 30 м, глубина 10 м). Берег Москвы-реки и оба края рва в 1508 – 1516 гг. были укреплены дополнительной стеной с зубцами.

В XVII веке все башни, кроме Никольской, увенчаны шатрами; подъемные мосты заменены каменными арочными, на восточной стене возведена декоративная Царская башня. В XV – XVIII веках на ряде башен были установлены часы (сохранились Кремлевские куранты на Спасской башне). В 1707 – 1708 гг., в связи с угрозой нападения шведов, Кремлевские стены и башни были укреплены бастионами, следы которых сохранились у Средней Арсенальной и Оружейной башен.

СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ

Соборная площадь Кремля - одна из древнейших в Москве. Возникновение ее относят к началу XIV века. На площади возвышаются Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Гpановитая палата и другие памятники русской архитектуры. В XVIII и XIX веках площадь несколько раз покрывали плитами из крепкого песчаника. В начале XX века ее освободили от наросшего культурного слоя, а в 30-х годах нашего столетия асфальтировали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили прежнее каменное покрытие.

Соборная площадь была главной площадью Кремля. В старину на ней происходили церемониальные торжественные шествия по случаю венчания на царство царей и коронования императоров. Они сопровождались обычно пышными воинскими эскоpтами. Пеpед Кpасным крыльцом Гpановитой палаты встречали иностранных послов. Здесь проходили также похоронные процессии в Архангельский собор -усыпальницу московских великих князей и царей - и Успенский собор - место погpебления московских митрополитов и патриархов. Неповторимый по красоте архитектурный ансамбль Соборной площади, живописный и гармоничный, создавался трудом и талантом русских мастеров Москвы, Владимира, Пскова, итальянских архитекторов.

Построенный более 500 лет назад, этот великолепный ансамбль и сегодня волнует грандиозностью своего замысла.

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная XII века и каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Собор возведен в 1475-1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире. Это подчеркивало преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров русской земли. В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов. Их гробницы стоят вдоль стен. Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Широкая лестница завершается порталом из трех полукруглых арок. Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель; выше в арки вписаны фигуры святых. Над ними - изображение богоматери с младенцем. Эти многоцветные фрески исполнены неизвестными русскими художниками XVII века. Внутри центральная часть собора отделена от алтаря пятиярусным иконостасом XVII века высотой около 16 метров, покрытым в конце XIX века Чеканным позолоченным серебром. Иконостас выполнен в 1652-1653 годах живописцами Троице-Сергиева монастыря. В 1682 году иконы пострадали от пожара и были обновлены царскими изографами Кириллом Улановым, Георгием Зиновьевым и Тихоном Филатьевым. На протяжении столетий в Успенском соборе накапливались иконы, созданные русскими живописцами. Самая древняя икона собора - «Святой Георгий» (перед иконостасом). Во время Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого потом русскими казаками, была выкована люстра, которая висит в центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе - его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века), на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные - таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы («Чудо с пророком Ионой», «О тебе радуется», «Троица», «Древо Иесеево», «Подвиги монастырских затворников» и другие). В простенках, на склонах сводов и на пилястрах изображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие - в то время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями. Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большой ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется «праздничным» - на его иконах изображены различные христианские праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она написана неизвестным псковским мастером XVI века) - «Благовещание», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение»,

«Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим» - принадлежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду иконостаса - «Тайная вечерня», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие в ад», «Вознесение», «Сошествие святого духа», «Успение»- выполнены художником Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса - деисусный (от греческого слова «деисус»- моление). Он расположен ниже праздничного. Основная тема ряда - заступничество святых (они изображены в полный рост) за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме «Архангела Михаила» и «Апостола Петра») написано Феофаном Греком. Немалый интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы - изображение византийских императоров и русских князей (столбы центральной части храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и царских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана Грозного пол был выложен плитками из драгоценной агатовидной яшмы. Над выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись с изображением Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Архангельский собор был построен в 1505-1509 годах приглашенным из Италии архитектором Алевизом Новым в традициях русского зодчества, но его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода. В начале XVI века его из-за тесноты разобрали и освободили место для постройки более обширного храма. Стены собора завершаются закомарами. Закомары украшены белокаменными раковинами, а фасады - пилястрами с капителями, карнизами и высоким белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, боковые покрашены серебряной краской. С восточной стороны к собору в конце XVI - начале XVII века были пристроены две одноглавые церковки - «святого Уана» и «Иоанна Пpедтечи». На севере и западе собор украшают резные белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения. С южной, западной и северной сторон были крытые галереи, сломанные в XVIII веке (сохранилась галерея только с южной стороны). В конце XVIII века с северной стороны архитектором М.Ф.Казаковым был пристроен в готическом стиле портал, разобранный в 1920 году. С юго-западной стороны к собору примыкает каменная палатка. Ее возвели в 1826 году на месте бывшей «судной избы Архангельских вотчин», в которой чинился суд над оброчными крестьянами, не уплатившими податей. Подвалы этой избы сохранились до наших дней. Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали как кухню. Все ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских войск собор восстановили в прежнем виде. Кроме дневного света, собор освещается девятью позолоченными паникадилами, сделанными в XVII веке. Архангельский собор еще со времен Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей. Самая древняя гробница - Ивана Калиты, умершего в 1342 году, - находится у южной стены собора. Погребения в соборе продолжались до Петра I. Исключением является захоронение императора Петра II, умершего в Москве от черной оспы в 1730 году. Всего в соборе 54 захоронения или 46 гробниц (есть гробницы с двумя и тремя захоронениями). Гробницы представляют собой надгробия из белого камня. На них вырезаны надписи славянской вязью о времени и имени похороненного князя или царя. В соборе похоронены Дмитрий Донской и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы в южном алтаре) и другие деятели русской истории. У правого юго-восточного столба помещается рака сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия, останки которого перенесены в собор царем Василием Шуйским в 1606 году из Углича. Над гробницей была сделана резная белокаменная позолоченная сень. В 1955 году ее реставрировали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII века и вернули ей первоначальный вид.

ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ

Небольшая одноглавая церковь Ризположения была построена московскими мастерами в 1484-1486 годах. Эта церковь находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши. В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие было вызвано политической борьбой в стане врага, но церковь придала ему чисто религиозное значение, так как оно совпало с церковным праздником «Положения ризы» В память этого и была названа церковь. В 1473 году она сгорела вместе с двором митрополита. На освободившемся месте возвели новую кирпичную церковь на подклете, обнесенную с трех сторон открытой папертью-гульбищем. За ней сохранилось старое название. В XVII веке церковь была перестроена и сделана четырехскатная кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами. По образовавшейся крытой галерее, которая существует до сих пор, женская половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор. В пожаре 1737 года церковь сгорела и была восстановлена архитектором И.Ф.Мичуриным. Была сооружена новая глава в виде вазы и растесаны алтарные зоны. В XIX веке к церкви с южной стороны пристроили крытую лестницу. Она вела к западному фасаду, на котором была написана икона «Печерская божья матерь». Церковь поэтому иногда называли Печерской.

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО И ЗВОННИЦА В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого. Она

объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля. Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-псковского типа с храмом «Вознесения». В звоннице помещался тысячепудовый колокол под названием «Благовестник». Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую каменную лестницу. Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Всего их - 21. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в XVIII веке Иваном Моториным.

Высота колокольни - 81 метр. Она была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Филретовскую пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шторм. Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановил архитектор Д.Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX века.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году. Но еще задолго до указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности, хранившиеся в подвалах кремлевских дворцов и соборов.

К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных ремесел. При московском дворе работает немало искусных русских и иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников. Многие из них вошли в состав Оружейной палаты. Политические успехи московских князей позволили им завязать дипломатические отношения с крупнейшими державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные посольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки, драгоценные ткани, жемчуг, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь. В период правления Ивана III великокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году в кремле, между Архангельским и Благовещенским соборами было специально возведено двухэтажное каменное здание с высокой четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Оно получило название «казенный двор». Здесь почти триста глубокими подвалами. Оно получило название «казенный двор». Здесь почти триста лет хранились сокровища московских правителей. Значительную часть ценностей Кремлевского казенного двора составляли изделия, изготовленные на территории Московского Кремля, в художественных мастерских, или «палатах». Своим названием ныне существующий музей обязан ведущей кремлевской мастерской, Оружейной палате, в которой издавна изготовляли холодное и огнестрельное оружие, а также воинские доспехи всех видов.

До нашего времени дошло много первоклассных образцов, делающих честь русскому оружейному мастерству. На территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изделиям которой - седлам, попонам - отводилось важное место в оформлении всех придворных церемоний: царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и Государевых палатах, также располагавшихся в Московском Кремле, шили из привозных тканей роскошные одежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и самоцветами замечательные по красоте и богатству узоры. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли в Кремле драгоценную посуду и огромное количество золотых украшений.

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского дворца, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал. Это самое древнее из каменных гражданских зданий Москвы. Она построена в 1487-1491 годах русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здание палаты с четким силуэтом простого прямоугольного объема отличается необычным убранством главного фасада. Он облицован четырехгранным белым известняком (отсюда и название), начинающимся от подклетного этажа и заканчивающимся ниже карниза. Сама Палата представляет собой огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Величественный и просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами, расположенными с трех сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люстрами. Они сделаны в XIX веке из бронзы по образцу древних новгородских паникадил. Площадь пола Грановитой палаты равна 495 квадратных метров. Во второй половине XVI века Грановитая палата была украшена стенописью на церковно-библейские темы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались победы русских войск. Так, Иван IV праздновал здесь взятие Казани в 1552 году, а Петр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу, а в 1721 году - заключение Нишбадтского мира, завершившего Северную войну.

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Площадь возникла, как утверждают летописи, в конце XV века, когда Иван III повелел снести деревянные постройки вокруг Кремля, постоянно угрожавшие ему пожаром, и отвести это место под торговлю. Так появилось первое название площади - Торг. Правда, так называлась площадь недолго. В XVI веке она стала именоваться Троицкой - по церкви Святой Троицы, на месте которой впоследствии был воздвигнут собор Василия Блаженного. Документы XVII века свидетельствуют, что в те времена площадь называлась Пожар. Надо сказать, что на Руси один и тот же объект мог иметь несколько названий. Так и площадь Красной (из словаря В.И.Даля следует, что слово «красный» у наших предков означало красивый, прекрасный, превосходный, лучший) официально стала называться лишь в XIX веке, хотя под этим названием упоминалась в документах XVII века. Разные века оставили на площади свои следы. XV век - кремлевскую стену со Спасской, Сенатской и Никольской башнями; XVI век - Лобное место и храм Василия Блаженного; XIX век - памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея и Верхние Торговые ряды (ГУМ); XX век – Мавзолей В.И.Ленина и некрополь у кремлевской стены.

ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Храм построен в 1555-1560 годы в память взятия Казани, этого решающего этапа в тяжелой борьбе Руси со своим сильным и опасным противником – Казанским ханством.

Храм представляет собой грандиозную композицию из 9 столпов, поднимающихся над цокольным этажом (подклетом) и соединенных между собой галерей, идущей вокруг центрального столпа здания. Над всей композицией, объединяя ее, господствует центральный восьмигранный столп, переходящий ярусами полуциркульных кокошников во второй, меньший восьмерик. Столп увенчивается шатром с декоративной главкой вверху; восемь главок, находившихся на углах звездчатого основания шатра, не сохранились.

Центральный шатер окружен восьмью столпами, из которых четыре осевых – большей, а четыре диагональных – меньшей высоты. Все эти столпы увенчаны луковичными главами. Декоративное убранство здания поражает исключительным разнообразием форм и деталей.

Два крыльца со стороны Спасской башни Кремля вели на террасу и оттуда – в обходную галерею. Переход из темной низкой галереи в стремительно уходящие ввысь белые столпообразные церковные помещения вызывают острое волнующее впечатление. Древняя расцветка храма снаружи представляла благородное сочетание естественных цветов, красного кирпича и белого камня, из которого сделаны детали. Яркую расцветку снаружи и роспись внутри – храм получил позднее, в XVII веке. Позднейшими пристройками являются колокольня и ссеверо-восточный придел. Документы сохранили нам имена гениальных зодчих – Бармы и Посника.

Московский Кремль является крепостью в центре российской столицы. Это главный общественно-политический и художественный комплекс города и официальная резиденция Президента Российской Федерации. Расположен Кремль на высоком левом берегу Москвы-реки.

Сегодняшние сооружения были построены в основном в 1485-1495 годах на месте обветшалых белокаменных стен, возведённых в 1366 году. Крепость с двадцатью башнями, соединёнными стенами, имеет треугольную форму. Три угловые башни имеют круглую форму для ведения кругового обстрела, остальные – квадратные, сильно отличающиеся одна от другой.

Длина Кремлёвской стены составляет 2 335 м, высота – 8-19 м, а её толщина – 3,5-6,5 м. Башням присущи детали, характерны для итальянской архитектуры того времени, что неудивительно, так как строили их итальянские архитекторы.

Возраст архитектурного ансамбля Московского Кремля перевалил за 500 лет. В своё время его строительство затеял князь Иван ІІІ. Сегодня жители и гости города могут увидеть 20 башен, названия которых отображают их историю:

  • Свиблова;
  • Боровицкая;
  • Оружейная;
  • Кутафья;
  • Собакина;
  • Средняя арсенальная;
  • Колымажная;
  • Петровская;
  • Царская;
  • Набатная;
  • Сенатская;
  • Спасская;
  • Константино-Еленинская;
  • Москворецкая.

Цены: входной билет на территорию – 500 рублей (для студентов дневной формы обучения и пенсионеров – 250 рублей). Чтобы попасть в Московский Кремль, нужно приобрести единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади, который также дает право на просмотр Церемониального развода конных и пеших караулов Президентского полка (по субботам в 12:00).

Билеты можно приобрести он-лайн (кроме льготных) или в кассах в Александровском саду (только в день посещения, то есть купить билет «на завтра» здесь нельзя).

Музей-сокровищница является частью комплекса Большого Кремлёвского дворца. Он размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили экспонаты, веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице.

Оружейная палата содержит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров.

В музее представлено около четырёх тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и востока 4 – начала 20 века. Он назван в честь государственного казнохранилища, в состав которого в 1720 году вошли Кремлёвские мастерские. С 1806 г. функционирует как музей.


Расположение: Дворцовая площадь.

Алмазный фонд был создан при Петре Первом, когда в 1719 г. он определил регламент, согласно которому ценные предметы, в первую очередь коронационные регалии, принадлежали государству и хранились в казне, в сундуке за тремя замками.

Палата, построенная для хранения ценностей, называлась Алмазным фондом, позже – Алмазной комнатой. С течением времени фонд пополнялся, некоторые украшения переделывались, другие продавались. Устав менялся, но порядок хранения ценностей оставался неизменным.

В годы правления Романовых комната, в которой хранились драгоценности, называлась Бриллиантовой. С началом ВОВ возникла угроза ценностям, поэтому коллекция была перевезена из Петербурга в Оружейную палату Москвы.


Официальный сайт: http://www.gokhran.ru

Режим работы: с 10:00 до 17:00. Касса – с 09:00 до 16:30, перерыв с 13:00 до 14:00. Выходной – четверг.

Стоимость билета – 500 руб., льготного – 100 руб.

Успенский собор Московского Кремля расположен на Соборной площади. Простой, но одновременно и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.

Там, где сейчас расположен Успенский собор, ещё в конце 12 века находилась деревянная церковь, а в конце 13 в. сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы.

В 1472 г. церковь совсем обветшала, и было решено построить новый большой по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Строительство началось, но завершить его так и не удалось. 20 мая 1474 г. храм разрушился. Причина – землетрясение в столице.

После революции храм был закрыт. С 1955 г. он работает как музей. С 1991 г. входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Здесь, по благословению Патриарха, в отдельные праздники проводятся богослужения.


Расположение: Соборная площадь. Официальный сайт: www.uspenskymos.moseparh.ru

Расположен в юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный православный собор построен в честь Благовещения Богородицы. Он является домовой церковью правителей – князей и царей. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, из храма выходил князь или царь и его свита.

Во время революции 1917 г. святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено крыльцо храма. В марте 1918 г., когда правительство большевиков переехало в Москву, храм закрыли.


Расположение: Соборная площадь.

Церковь-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Построена в 1505-1509 г.г. по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина. В период до 1815 г. неоднократно достраивалась, перестраивалась и расширялась. В 1992 г. после 74-летнего перерыва снова раздался звон с высоты колокольни Ивана Великого.

Архитектурный ансамбль колокольни включает в себя действующий православный храм, выставочный зал музеев и музей, посвящённый истории архитектуры Московского Кремля.

Добраться можно со станций метро «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Арбатская».


Время работы музея: с 9:00 до 17:00. Кассы – с 09:30 до 16:00. Без выходных.

Памятник архитектуры мирового наследия. Её история начинается с 1487 г., когда по приказу Ивана ІІІ итальянский архитектор Марко Фрязин приступил к строительству парадного тронного зала во дворце Великого князя всея Руси.

На протяжении нескольких столетий Грановитая палата была главным парадным приёмным залом в великокняжеском дворце. В наше время – представительский зал при резиденции президента России.

Это двухэтажное здание. Нижний цокольный этаж с верхним не сообщён. Согласно хранившейся документации, на нижнем этаже когда-то располагались печи, а на верхнем – огромный торжественный зал.


Сегодня через Святые сени палата соединяется с владимирским залом.

Время работы: среда с 10:00.

Памятник средневекового русского зодчества, расположенный в Москве на Красной площади. Открыт круглосуточно.

Создан предположительно в 16 в. До 1917 г. использовался при совершении крестных ходов в дни православных праздников, а также для публичного оглашения царских указов.


Выражение «лобное место» часто используется в значении «эшафот».

В 1980-1985 г.г. были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. А в ходе ремонтных работ в 2013 г. раскрыты участки живописи 17 в. на стенах парадных сеней и приказных палат.


Расположение: Соборная площадь.

Храм Двенадцати апостолов в Московском Кремле является русским национальным памятником архитектуры. Он построен русскими мастерами, авторами царского Тюремного дворца, Бахеном Огурцовым и Антипой Константиновым в 1635-1656 г.г.

Храм Двенадцати апостолов не предназначался для проведения богослужений, а являлся патриаршим дворцом.

В 1917 г. собор пострадал во время обстрела Кремля, а в 1918 г. после запрета, наложенного новым правительством на религию, храм передали музею. После многолетней реставрации весь второй этаж стала занимать экспозиция музея прикладного искусства и быта России 17 века.


Расположение: Кремлёвская набережная. Открывается в среду с 10:00.

Белый величавый Архангельский собор внутри тих и сумрачен. Он словно наполнен глубокой печалью, потому что под этими сводами лежат великие князья и русские цари. Входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник.

Считается, что каменный Архангельский собор построили в 1333 г., разобрав старую церковь.


Расположение: Соборная площадь.

Православный храм на Соборной площади Московского Кремля, освящённый в честь ризы Пресвятой Богородицы. Был построен в 1484-1485 г.г., служил молельней московских митрополитов, а с учреждением патриаршества стал домовой церковью патриархов.

По состоянию на 2018 год северная галерея используется как выставочное пространство, где представлены деревянные скульптуры 15-19 века из Москвы, Новгорода, Ростова и монастырей Русского Севера, образцы церковного искусства, лики святых, иконы и др.


Мемориальный архитектурный комплекс, расположенный у стен Московского Кремля в Александровском саду. Сооружён в 1967 году по проекту архитекторов Дмитрия Бурдина, Владимира Климова, Юрия Рабаева и скульптора Николая Томского.

С 1997-го года у Могилы Неизвестного Солдата располагается Пост № 1. Монументу присвоен статус объекта культурного наследия России, а также Общенационального мемориала воинской славы. Открыт круглосуточно.


Памятник русского литейного искусства 18 в. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр – 6,6 м, масса – 202 тонны. По назначению никогда не использовался. Колокол отлили по приказу императрицы Анны Иоановны в 1730 г. в память потомкам о её царствовании.

Колокол был повреждён в 1737 г. во время Троицкого пожара и пролежал в земле около века. В первой половине 19 в. его подняли и установили на постаменте в Московском Кремле возле колокольни «Иван Великий».


Расположение: на углу Спасской улицы и Ивановской площади, с восточной стороны колокольни Ивана Великого. Доехать туда можно от станций метро «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина» и «Арбатская». Кассы находятся неподалеку от Кутафьей башни.

Пройдя через Троицкую башню, Вы попадете непосредственно в сам Кремль. Здесь нужно следовать по Троицкой улице через Ивановскую площадь.

Режим работы:

Артиллерийское орудие Русского Царства, памятник русского литейного искусства Нового времени. Шедевр тяжёлой крепостной артиллерии своего периода, наиболее значительное произведение русских оружейников, одна из самых больших пушек в мире.

Пушка отлита в 1856 г. В 30-х годах 19 в. вместе с другими пушками выставлена у фасада Оружейной палаты в качестве музейного экспоната. В настоящее время является экспонатом музея артиллерийских орудий.


Расположение: Ивановская площадь. Ближайшие к Кремлю станции метро – «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина» и «Арбатская». Вам нужен выход к Александровскому саду (ориентируйтесь по табличкам). Выйдя из подземки, Вы окажетесь в длинном пешеходном переходе, около выхода из которого Вы увидите кассы, где можно купить билет на территорию Кремля (кассы расположены около Кутафьей башни в Александровском саду).

Затем через Троицкую башню нужно войти в сам Кремль. Далее пройти мимо Дворца Съездов и дойти до Царь-пушки (она находится с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов).

Режим работы: четверг – выходной. С 15 мая по 30 сентября – с 9:30 до 18:00, с 1 октября по 14 мая – с 10:00 до 17:00.

Археологические окна – общеизвестный способ показывать культурные слои, так называемые «порталы в прошлое», в которых можно увидеть фундаменты утраченных монастырей и дворцов. В 2017 году на Ивановской площади были открыты два археологических окна. Это конструкция, позволяющая под стеклом увидеть место раскопок.

Посетители говорят, что окна не очень получились, т. к. видно плохо. Но идею считают хорошей.

C середины XX в. Кремль привлекает пристальное внимание археологов. Тем не менее, он недостаточно изучен: современные функции Кремля как места размещения высших органов государственной власти долгое время сдерживали археологические работы.

Демонтаж 14-го корпуса Московского Кремля, построенного в 1930-1932 гг., открыл уникальные возможности не только для археологического изучения восточной части Кремлёвского холма, но и для наполнения современного ансамбля Кремля подлинными элементами наследия, раскрывающими его исторический облик.


Один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838-1648 г.г. по повелению императора Николая І.

В настоящее время используется для государственных дипломатических приёмов и официальных церемоний и является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.


Общественное сооружение, расположенное на территории Московского Кремля. Было построено по инициативе Никиты Хрущёва. Предназначался дворец для проведения съездов КПСС, а также выполнял функции площадки для театральных постановок, концертов и других общественных мероприятий. Открылся 17 октября 1961 г. 22-м съездом партии.

После развала СССР дворец сохранил статус одной из самых престижных театрально-концертных площадок страны. В 1992 г. был переименован в Государственный Кремлёвский дворец. На 2018 год является выявленным объектом культурного наследия в Московском Кремле. Однако из-за стилистического несоответствия исторической застройке модернистское здание не было внесено в список ЮНЕСКО. Находится в ведомстве управления делами Президента.


Памятник архитектуры 17-19 века. Расположен между Троицкой и Никольской башнями. Был заложен Петром І в 1701 г. Пострадал в Великом московском пожаре 1737 г., восстановлен в 1786-1796 г.г. Был взорван отступавшими наполеоновскими войсками в 1812 г.

В настоящее время в арсенале расположены казармы Кремлёвского полка и административные службы комендатуры Кремля.


Артиллерийские орудия

Музеи Московского Кремля обладают крупнейшим историческим собранием артиллерии в России – около 800 стволов. В количественном отношении оно уступает только Артиллерийскому музею в Петербурге.


Скульптурный монумент, посвящённый предводителям народного ополчения 1612 г. Является первым скульптурным памятником в Москве.


Расположение:

Здание на территории Московского Кремля, построенное в 1776-1787 г.г. Дворец построен по заказу императрицы Екатерины. Первоначально здание должно было служить резиденцией высшего органа власти Российской империи – Правительствующего сената, – откуда и получило своё название.

При советской власти во дворце находился кабинет В.И. Ленина, позднее он стал зданием Правительства СССР. В настоящее время Сенатский Дворец является рабочей резиденцией Президента Российской Федерации.


Адрес: Кремль, корпус № 1.

Находится на Кремлевской набережной. Располагается вдоль южной стены крепости, а свое название получил в честь Тайницкой башни.

Входит в список ЮНЕСКО. Часть парка, граничащая с Ивановской площадью, называется Большим Кремлёвским сквером.


Дворцовая постройка Московского Кремля, расположенная у западной Кремлёвской стены между Комендантской и Троицкой башнями на Дворцовой улице. Здание было построено в 1651 г. как жилые палаты боярина Ильи Даниловича Милославского – тестя царя Алексея Михайловича. Является единственным сохранившимся в Кремле образцом боярских хором.


Время работы: четверг – выходной, остальные дни – с 10:00 до 17:00.

Памятник архитектуры 17 в., расположенный на территории Московского Кремля. Дворец был построен в 1635-1636 г.г. по приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои.

В настоящее время дворец входит в ансамбль Большого Кремлёвского дворца и является резиденцией президента России.


Верхоспасский собор

Собор большого Кремлёвского дворца, построенный в 1635-1636 г.г. Входит в комплекс домовых церквей при Теремном дворце.

Храм закрыт для свободного посещения, богослужения в нём не совершаются.


Древнейший из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца.

Считалось, что храм был заложен в память Куликовской битвы, так как посвящён празднику Рождества Пресвятой Богородицы.


Монумент, установленный в Московском Кремле на месте убийства великого князя Сергея Александровича. Расположен у Никольской башни между зданиями сената и Арсенала.

Открытие памятника состоялось 2 апреля 1908 г. Снесён большевиками 1 мая 1918 г. Восстановлен по поручению президента России, открыт 4 мая 2017 года.


Главная площадь Москвы, расположена между Московским Кремлём и Китай-городом. Выходит к берегу Москвы-реки через пологий Васильевский спуск. Площадь тянется вдоль северо-восточной стены Кремля, от Кремлёвского проезда и проезда «Воскресенские Ворота» до Васильевского спуска, выходящего к Кремлёвской набережной.

На Красной площади находятся Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, мавзолей Ленина, некрополь у Кремлёвской стены. В северной части площади расположены исторический музей и Казанский собор, в южной – Покровский собор.

Площадь с давних времен служила местом торга, где много веков подряд возводились временные и постоянные торговые ряды. В советское время на площади проходили военные парады и демонстрации. После распада СССР она стала использоваться для общественных мероприятий и концертов.


Общая длина – 330 метров, ширина – 75 метров, площадь – 750 кв. м.

Православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Строительство собора велось с 1555 по 1561 г.г. Храм Василия Блаженного был построен по приказу царя Ивана Грозного в память событий Казанского похода. Собор объединяет 11 церквей, часть из которых освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань.

Собор в народе именовался Покрова на Рву. Ров, упомянутый в названии, проходил вдоль Кремлёвской стены и служил оборонительным укреплением. Его глубина составляла около 13 метров, а ширина – около 36 м.


Позднее в одном из приделов храма был похоронен Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрёл своё название.

Собор входит в российский список ЮНЕСКО.

Памятник-усыпальница на Красной площади у Кремлёвской стены в Москве, где с 1924 года в прозрачном саркофаге выставляется тело В.И. Ленина.

Первый деревянный мавзолей возвели в январе 1924 года, второй деревянный – в мае 1924-го. Каменный мавзолей построили к октябрю 1930 года.

При мавзолее с 1924 года существует лаборатория по сохранению тела Ленина. Также в ней были забальзамированы тела нескольких известных политиков разных стран. С 1953 по 1961 год в мавзолее находился саркофаг и с телом Иосифа Сталина.


С 1989 года по настоящее время ведутся споры на тему перезахоронения Ленина и закрытия мавзолея.

Другие достопримечательности Московского Кремля

К другим достопримечательностям, расположенным на территории Москвы и которые стоит посетить, относят:

  • Третьяковскую галерею;
  • Московский зоопарк;
  • природно-ландшафтный парк «Зарядье»;
  • Московский планетарий;
  • Старый Арбат в Москве;
  • храм Христа Спасителя в Москве;
  • государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина;
  • Останкинскую телебашню;
  • Большой театр;
  • Новодевичий монастырь;
  • дом-музей В.М. Васнецова;
  • музей-заповедник Каломенское;
  • парк Горького в Москве;
  • парк Сокольники;
  • дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском;
  • канатную дорогу на Воробьёвых горах.

Достопримечательности Московского Кремля ‒ видео-обзор

В данном видеоролике рассказано о некоторых известных интересных местах и зданиях Московского Кремля:

Московский Кремль чрезвычайно богат различными достопримечательностями, в которые входят парки, сады, монументы, церкви, дворцы и пр. Все они являются памятниками архитектуры, которые сохранились с давних времён и сейчас радуют глаз туристов и жителей города.

История Москвы ведет свое начало от 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий собрал на пир союзников во главе с новгород-северским князем на берегу Москвы-реки. Через девять лет он приказал заложить на том месте новую крепость. С этого времени и началась история кремлевского ансамбля - самого крупного и важного архитектурного ансамбля России.

До основания Кремля

Кремлевский архитектурный ансамбль находится в сакральном месте - здесь еще во 2-м тысячелетии до нашей эры находилось языческое ритуальное место, а вокруг - древнейшие поселения и погост, на котором хоронили волхвов. Возвышенность, на которой возникло первое укрепление при Юрии Долгоруком много веков назад, называлась Ведьминой горой и располагалась в месте впадения реки Неглинной в Москву-реку. Позже возвышенность получила название Боровицкий холм. Именно здесь сейчас находится уникальный архитектурный ансамбль столичного Кремля.

Начало формирования ансамбля

Итак, на первом этапе формирования в Москве архитектурного ансамбля Кремль представлял собой всего лишь земляной вал и защищавший его извне ров. По иным сведениям? часть укреплений была деревянной.

У Москвы-реки территории в те времена были вполне обжитыми, ведь здесь проходили важные торговые пути, хоть эти земли и были окраиной и пограничным пунктом Ростово-Суздальского княжества. Все поселения возле реки и Боровицкого холма принадлежали боярину Кучке. Незадолго до возведения первых крепостных укреплений Долгорукий казнил Кучку. Причины, побудившие его к этому, доподлинно неизвестны.

Рядом с Кремлем были возведены княжеские палаты. Возникли новые поселения переселенцев. Все села объединились вокруг Боровицкого холма под защитой крепостных стен в единое городское формирование. Новый город первоначально был назван Кучковым, но потом поменял свое название на Москву, что было обусловлено его местонахождением.

Слабое укрепление, построенное не по традициям древнерусского оборонного зодчества? было захвачено и разрушено монгольскими ордами, но при Иване Калите в первой половине XIV века среди прочих была восстановлена и Москва. Постепенно Московское княжество укрепляло свои позиции среди других крупных русских княжеств, и даже стало соперничать с Тверским, Суздальско-Нижегородским и Рязанским, причем наиболее серьезно с первым из трех. Все княжества боролись в Орде за престижный ярлык великого князи Владимирского, владение которым давало огромные преимущества, прежде всего, власть над другими княжествами и особые привилегии в Орде. Иван Калита при помощи дипломатии, хитростей и подкупов сумел обзавестись этим ярлыком, в результате чего смог на долгое время освободить русские земли от ордынского ига. Будучи князем московским, он присоединил к своему княжеству и прочие, объединив тем самым многие русские земли. Москва стала центром нового княжества. Случилось это после того, как Иван Калита уговорил владимирского митрополита Петра перенести свою резиденцию на берега Москвы-реки. С этого момента Москва стала и церковным центром всех русских земель. Началось быстрое возвышение Москвы над другими городами.

Иван Калита отстраивает деревянный Кремль - из дуба, но как он выглядел, неизвестно. В течение последующих 25 лет Кремль многократно страдал от пожаров, и в 1366 году князьями Дмитрием Донским и Владимиром Андреевичем он перестраивается в камне. Но по непонятным причинам вскоре разрушится. Следующая версия крепостного укрепления будет возведена по указу Ивана III. В течение нескольких веков Кремль достраивался, возводились его башни. Современный вид Кремль получил лишь в правление Иоанна Грозного.

Строение Кремля

Форма кремлевской территории напоминает неправильный многоугольник, и ограничена Красной площадью, Кремлевской набережной и Александровским садом. Стены и башни выложены из красного кирпича. Высота стен - 5-19 м, башен - 16,7 м - 80 м. Всего на кремлевской стене 20 башен.

Начало формирования архитектурного ансамбля Соборной площади

История Соборной площади началась гораздо раньше, чем принято считать. Еще в 1272 году, согласно преданию, в этом месте князь Даниил Александрович повелел возвести небольшую деревянную церковь и освятить как церковь Спаса на Бору. В летописях упоминается, что вокруг этой церкви в XIV веке располагался мужской монастырь. Сын его, Иван Калита, вместо деревянной церкви возвел каменный собор. Случилось это в 1330 году.

В архитектурном ансамбле московского Кремля начала XX века храм занимал важное место, однако в 1933 году по указу Президиума КПСС был снесен.

За четыре года до сооружения Иваном Калитой Спаса на Бору им же был заложен рядом первый храм архитектурного ансамбля Соборной площади. Речь идет об Успенском соборе, в озведенн ом в память об усопшем единоутробном брате Ивана Юрии Даниловиче , убитом тверским князем в Орде .

Предполагают, что ранее здесь уже также располагался деревянный храм. Согласно неподтвержденной информации, неподалеку, здесь же, на Боровицком холме, находился и еще один деревянный храм, построенный сыном Александра Невского Андреем Александровичем в 1291 году. В начале XV века его расширили и укрепили.

В 1333 году среди прочих храмов на Боровицком холме на месте скромной деревянной церкви XIII века была возведена белокаменная Архангельская церковь, в которой по указу Ивана Калиты оборудовали княжескую усыпальницу. Захоронения по традиции продолжались до смерти Петра II, а усыпальница сохраняется как памятное место и сейчас в новом храме.

Архангельский собор

Новый храм на месте церкви святого Архангела Михаила строился здесь в начале XVI века архитектором Алевизом Новым. Начали его строительство при жизни Ивана III, а закончили уже после его смерти. Храм по древнерусской традиции имеет крестово-купольную конструкцию, а своды его покоятся на шести столпах. Пятикупольный храм богато декорирован снаружи: фасады членятся на равные части лопатками с причудливыми капителями, а сверху оформлены закомарами. Декор дополнен белокаменной резьбой и сложным карнизом с высокими узкими окнами. Фресковые росписи времен Иоанна Грозного внутри храма не сохранились - в XVII веке они были заменены росписями Симона Ушакова, Иосифа Казанцева и Сидора Поспелова.

Успенский собор

Иван III на месте прежнего собора возводит новый, архитектором которого становится болонский мастер Аристотель Фиораванти. Происходит это через 153 года после постройки первого храма Успения.

Собор строится по образу Успенского Владимирского собора. Архитектура его, однако ж, не похожа на древнерусскую. Храм вытянут в длину и имеет шесть столпов круглой и квадратной формы, разделяющих собор на три одинаковой ширины нефа. Крестовые своды ребрами в плане образуют крест. С восточной стороны имеет три апсиды, две боковые из них - сдвоенные. Храм венчают пять куполов на барабанах. Центральный - крупнее и выше. Вся купольная конструкция намеренно сдвинута к востоку.

Снаружи храм имел привычные для русского церковного зодчества формы: лопатки делят фасады на равномерные части и завершаются полукруглыми закомарами. Вместо окон - щелевидные отверстия, частично заходящие в область закомар. Декора почти нет, лишь колончатый пояс. Вход оформлен вертикально вытянутыми порталами.

Внутреннее пространство храма полностью расписано фресками. Считается, что в работе над росписями участвовал древнерусский иконописец Дионисий.

Благовещенский собор

"Каменная" история храма начинается с конца XV века, и связана с именем объединителя русских земель Ивана III. Старый собор был разобран. Построен новый, белокаменный. Имел он всего одну апсиду и один массивный столп, на который опирались арки сводов.

Современный облик собор получил лишь в 1560-х годах. Собор имеет форму пирамиды, увенчан девятью золотыми куполами. Входы с севера и с запада оформлены фигурными порталами из белого резного камня, выполненными итальянскими мастерами. Основными мотивами резьбы стали изображения ваз, дельфинов, сфинксов. Возможно, они имели многоцветную окраску. Сейчас (с XVIII века) - двуцветную. Галереи, которыми они украшены, имели полы, выложенные в виде узоров плиткой из керамики, но позже заменены на резные белокаменные с черным орнаментом. Полы же в самом храме выложены кремниевыми плитками. Они разных размеров и оттенков. Примечательны и тяжелые двустворчатые деревянные двери, ведущие в храм. Они обиты листами меди с вычеканенными сценами библейских сюжетов. С юго-востока к собору пристроено крыльцо из резного белого камня.

Уникальные фресковые росписи были сделаны замечательными иконописцами Феофаном Греком и Андреем Рублевым. В этом соборе находилась и личная молельня Иоанна Грозного.

Колокольня Ивана Великого

В правление Ивана Калиты была построена на Боровицком холме и церковь для колокола. Ее архитектором был Иван Лествичкин. Она простояла здесь 179 лет и была снесена, а на ее месте итальянский архитектор Бон Фрязин соорудил каменную церковь в память об Иване III. Чуть меньше чем через четверть века была построена звонница, а к расположенному на третьем ярусе храму - лестница. Через 68 лет церковь была увеличена за счет дополнительного яруса цилиндрической формы, в начале XVII века при Михаиле Федоровиче Романове - Филаретова пристройка. Именно с этого времени церковь начинает использоваться только в качестве колокольни-звонницы. Во время сожжения Москвы Наполеоном церковь сгорела, уцелела лишь колокольня. А звонница и Филаретова пристройка были реконструированы через семь лет.

Сейчас сооружение оборудовано 21 колоколом, они подвешены на металлических балках взамен старых - деревянных.

Церковь Ризоположения

Церковь располагается в архитектурном ансамбле Московского Кремля рядом с Митрополичьим дворцом, связана с ним крытыми переходами и ранее являлась дворцовой церковью митрополитов. Она возведена в честь удивительного события, связанного с победой над ордынским войском, подошедшим к Кремлю в 1451 году и пытавшимся его захватить. Согласно летописям, произошло это в Дени Обретения Ризы Пресвятой Богородицы. Монгольское войско, ночью стоявшее в осаде, вдруг увидело огромную рать, двигавшуюся на подмогу кремлевским защитникам, и в панике бежало. Митрополитом Ионой было принято решение о строительстве памятной церкви. А в конце века храм был снесен и на его месте возведена новая каменная церковь.

Однокупольный храм на высоком подклете с крыльцом, ведущим к одному из входов, увенчан шлемовидной главкой на высоком барабане. С восточной стороны располагаются по древнерусской традиции три равновеликие апсиды. В оформлении фасадов использованы членения лопатками, резные белокаменные ленточные колончатые орнаменты, кокошники, узкие вертикальные полуарочные окна, порталы, завершающиеся формой кокошника на витых столбиках-колоннах, перекликающиеся с орнаментальным декором.

Многократно страдавшая от пожаров, в Смутное время церковь была разграблена, уничтожены почти все интерьеры. После восстановления была передана во владение Царскому двору и соединена переходами с палатами царицы и царевен, и долгое время выполняла функцию домового храма царской семьи. К церкви была пристроена часовня Печерской Богоматери. Вход в храм украшает горельеф с изображением Георгия Победоносца, аллегорически напоминающий о победах русского войска над монголо-татарами.

Памятники на кремлевской территории и вокруг

В архитектурный ансамбль московского Кремля также входят два памятника - Царь-Колокол и Царь-Пушка, а также Митрополичий двор, Большой Кремлевский дворец, Грановитая палата, Теремной дворец, здания Арсенала и Оружейной палаты, Сенат и Государственный Кремлевский дворец, Тайницкий сад.

К Кремлю примыкают и историко-культурные памятники Красной площади - Собор Василия Блаженного и памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея, Большие (ГУМ) и Малые Торговые ряды, "лобное место" и Мавзолей В. И. Ленина. А также некрополь в Кремлевской стене и Мемориал "Могила Неизвестного Солдата" со стороны Александровского сада.

Московский Кремль - один из красивейших и мощнейших архитектурных ансамблей Москвы и Российской Федерации и визитная карточка нашей Родины.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи