Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ледокол «Капитан Белоусов. Ледокол капитан белоусов Капитан белоусов ледокол 1946 1951

С 1954 пo 1956 гг. в эксплуатацию били введены три однотипных ледокола, построенных по заказу СССР в Финляндии: Капитан Белоусов, Капитан Воронин, Капитан Мелехов.

Они предназначены дли обслуживании замерзающих портов Балтийского и Белого морей.

Ледоколы чипа Капитан Белоусов - четырехвинтовые суда (два винта в носу и два в корме) с двумя непрерывными палубами и удлиненным баком. Корпус разделен десятью водонепроницаемыми поперечными переборками на одиннадцать отсеков. По бортам до жилой палубы простираются продольные переборки, образующие восемь бортовых цистерн. Непотопляемость судна обеспечивается при затоплении двух любых отсеков. Предусмотрены две креновые цистерны объемом по 158 м3 каждая и две дифферентные - объемом по 150 м3.

На ледоколе два трюма: в носу - объемом 134 м3 и в корме- объемом 82 м3, а также специальные помещения для хранения провизии и других запасов. Запасы судна состоят из 1020 т топлива, 80 т масла, 75 т воды для охлаждении двигателей, 163 т пресной воды, 70 т провизии, 23 т расходных материалов.

Корпус сварной из сименс-мартеновской судостроительной стали. Переборки в надстройках клепаные. Система набора поперечная. Шпация в средней части составляет 800 мм, а в носовой и кормовой частях - 700 мм. Толщина наружной обшивки в средней части 15,5 - 17 мм, в оконечностях 20-25 мм; ледовый пояс бортов по всей длине имеет толщину 30 мм. В средней части судна установлено три стрингера, из них два простираются в нос и в корму.

Форштевень ниже верхней палубы выполнен из литой стали V-образного сечения, а в верхней части сделан из толстого стального листа. Ахтерштевень - целиком из литой стали. Руль изготовлен из литой стали с кованым баллером диаметром 400 мм. Буксирный вырез в корме с уклоном 10-15 гр, имеет глубину 1,0 м, выложен дубом и снабжен по бортам двумя дубовыми привальными брусьями.

Команда размещается в одно-, двух- и четырехместных каютах. Во всех жилых помещениях предусмотрено водяное отопление, а в машинных отделениях, прачечной, пекарне и наружных помещениях - паровое. Воздух, подаваемый для вентиляции жилых помещений, может быть подогрет до + 17° С при температуре наружного воздуха -30° С.

Грузовыми средствами служат стрелы (две кормовые 10-тонные и две носовые 5-тонные). Ледокол снабжен двумя становыми якорями Холла весом по 2600 кг каждый, одним стоп-анкером весом 800 кг, одним верпом и четырьмя ледовыми якорями весом 75-100 кг. Двухбарабанная буксирная лебедка развивает тяговое усилие 30 и 60 тс и позволяет буксировать суда на тросе длиной до 200 м. Рулевой привод электрогидравлический. Соединение руля и баллера защищено от ударов льда специальным устройством.

Дифферентная система обслуживается электроприводным насосом производительностью 1000 м3/ч, креновая система - насосом с автоматическим реверсивным электродвигателем. Время кренования 90 сек (за это время насос перекачает с борта на борт 160 т волы). Ледокол снабжен четырьмя спасательными шлюпками, рассчитанными на 60 человек каждая.

Энергетическая установка состоит из шести дизелей мощностью по 1625 л. с. каждый, соединенных с электрогенераторами. Генераторы питают четыре гребных электродвигателя мощностью по 2560 кет каждый. Схема позволяет подключать три различных генератора к двум разным электродвигателям, распределять мощность генераторов так, что 2/3 ее подается на кормовые электродвигатели, а 1/3 - на носовые и наоборот. Гребные винты четырехлопастные стальные. Носовые винты имеют диаметр 3,5 м, а кормовые - 4,2 м.

Судовая электростанция состоит из четырех дизель-генераторов мощностью по 200 квт каждый, одного - мощностью 72 квт и аварийного дизель-генератора мощностью 15 квт.

Ледоколы типа Капитан Белоусов хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации в условиях зимней навигации в Ленинградском, Рижском и Архангельском портах. Они успешно работают в условиях стесненных фарватеров, покрытых набивным льдом и шугой, а также в ровном сплошном льду толщиной до 60-80 см. Эксплуатацию этих ледоколов в Арктике нельзя признать успешной. При работе в тяжелых арктических льдах носовые винты ледоколов часто выходят из строя. К недостаткам ледоколов этого типа следует отнести высокую стоимость эксплуатации, обусловленную сложностью их энергетической установки и многочисленностью команды.

Первый дизель-электроход в ледокольном флоте появился в перед самым 1955 годом. Назывался корабль «Капитан Белоусов». Построен он был на финских верфях, как и однотипные ледоколы «Капитан Воронин» с «Капитаном Мелеховым», вступившие в строй в 1955 и 1956 гг. соответственно. На корпуса кораблей пошла специальная немецкая сталь, а 11 водонепроницаемых переборок обеспечивали живучесть при повреждениях. Ледовый пояс был сделан толщиной 30 мм.

Шесть двигателей мощностью 1625 л.с каждый крутили электрические генераторы, подававшие ток на гребные электродвигатели, вращавшие 2 винта впереди и 2 позади корпуса. Разница в диаметрах кормовых и носовых винтов составляла 70 сантиметров (от 4.2 до 3.5 м). Имелась на каждом из судов и своя электростанция мощностью 200 кВт. Кроме этого была вспомогательная (72 кВт) и аварийная (15 кВт) электростанции, работавшие от дизелей. Длина советского ледокола составляла 77 с половиной метров при ширине 19.4 м. Топлива хватало на дальность плавания в 8760 миль, в состав экипажа входило 85 человек, автономность была почти месячной. Полная высота борта была16.5 м при семиметровой осадке. Все ледоколы этого типа работали в Архангельске, Мурманске и балтийских портах. Толщина пробиваемого льда была до 0.8 метра. С 1955 года ледоколы ходят по Северному морскому пути, но передние гребные винты мешают им в Арктике.

Сделав поход в одну сторону – на Восток, корабли зимовали там, повредив винты. Один из ледоколов – «капитан Белоусов» провел по тяжелым арктическим льдам 3200 судов, а в 1972 году был отправлен на Азовское море. Около Норвегии корабль попал в сильный шторм, волнами вышибло несколько иллюминаторов. Добравшись до Ленинграда, ледокол встал на полумесячный ремонт, затем отправился на Азов. «Капитан Воронин» на Севере работал дольше «Капитана Белоусова», провел 4240 кораблей. Ледокол «Капитан Мелехов» служил до 1977 года, проведя 7 000 судов. Спроектированные к службе на Балтике, ледоколы показали себя не хуже и в Арктике. Перед началом войны советский морской флот получил мощный ледокол «Анастас » длиною 106.7 м, шириной 23.2 м. У него было три паровых двигателя по 3 300 л. с. Ледокол проработал до 1968 года. Построили корабль на Украине, в городе Николаеве.

Ледоколов серии «Иосиф » было построено несколько. Капитаном одного из них был М. П. Белоусов. На этом же корабле в войну плавал и В. И. Воронин. Был и ледокол этой серии под названием «Вячеслав Молотов», построенный в 1940 г. Ледоколом «Дежнев»А. П. Мелехов командовал А. П. Мелехов. Этот отважный капитан участвовал в проводке северных конвоев в 1942 году и погиб. Немецкая подлодка торпедировала транспорт, оборвав его жизнь, а тело моряка нашли у берегов США и увезли на родину для захоронения. Это сделал сын Михаила Калинина. Имена героев живут в названиях кораблей. Суда со временем идут на металлолом. Но строятся новые ледоколы, входя в строй и продолжая дело прошлых.

«Капитан Белоусов»
«Северный Ветер»
«Northwind» (WAGB-278)
«Staten Island» (WAGB-278)

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ледокол «Северный Ветер»
фотоснимок периода с 1944 по 1946 год

Флаг Флаг СССР Флаг США
Назван в честь Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Класс и тип судна ледокол
Порт приписки Архангельск
Организация Архангельское арктическое пароходство ГУСМП
Изготовитель Western Pipe and Steel Company, Сан-Педро , Калифорния , США
Спущен на воду 28 декабря 1942 года
Введён в эксплуатацию 26 февраля 1944 года
Выведен из состава флота 19 декабря 1951 года
Статус возвращен владельцу в 1951 году и сдан на слом в 1974 году
Основные характеристики
Водоизмещение 6,5 тысяч тонн
Длина 82 м
Ширина 19,4 м
Осадка 7,85 м
Двигатели Дизель-электрическая
Мощность 13 300 л. с. (9 920 кВт)
Движитель 3 винта
Скорость хода макс. 16 узлов
Экипаж 254
15px []

«Капитан Белоусов» - ледокол класса «Wind», построенный в США под названием «Northwind» (WAGB-278); с 1944 года по 1951 год использовался СССР , сначала под названием «Северный Ветер», затем с 1946 года «Капитан Белоусов»; после возврата США носил имя USS «Northwind» (AGB-5) и затем USCGC «Staten Island» (WAGB-278).

Всего было построено восемь ледоколов класса «Wind». Постройка «Northwind» («Северный Ветер») началась 9 июня 1942 года на верфи «Western Pipe and Steel Company» в Сан-Педро , США .

Всего СССР было передано 3 ледокола класса «Wind»: «Southwind», «Northwind» и «Westwind», переименованные соответственно в «Адмирал Макаров» , «Северный Ветер» и «Северный Полюс ».

История судна

Действие компьютерной игры Анабиоз: Сон разума разворачивается на атомном ледоколе под названием «Северный Ветер», замороженном во льдах много лет назад.– О, не беспокойся! Зато я об этом очень хорошо ведаю! Я знаю этот «источник»!.. Это его дивная библиотека, в которой старейшие рукописи хранятся в несметных количествах. Для них-то, думаю, и нужна Караффе его длинная Жизнь... – мне стало до смерти грустно и по-детски захотелось плакать... – Как же нам уничтожить его, Север?! Он не имеет права жить на земле! Он чудовище, которое унесёт миллионы жизней, если его не остановить! Что же нам делать?
– Тебе – ничего, Изидора. Ты просто должна уйти. Мы найдём способ избавиться от него. Нужно всего лишь время.
– А за это время будут гибнуть невинные люди! Нет, Север, я уйду только тогда, когда у меня не будет выбора. А пока он есть, я буду бороться. Даже если нет никакой надежды.
К Вам привезут мою дочь, береги её. Я не смогу её сберечь...
Его светящаяся фигура стала совершенно прозрачной. И начала исчезать.
– Я ещё вернусь, Изидора. – прошелестел ласковый голос.
– Прощай, Север... – так же тихо ответила я.
– Но, как же так?! – вдруг воскликнула Стелла. – Ты даже не спросила о планете, с которой пришла?!.. Неужели тебе было не интересно?! Как же так?..
Если честно, я тоже еле выдержала, чтобы не спросить Изидору о том же! Её сущность пришла извне, а она даже не поинтересовалась об этом!.. Но в какой-то мере я наверное её понимала, так как это было слишком страшное для неё время, и она смертельно боялась за тех, кого очень сильно любила, и кого всё ещё пыталась спасти. Ну, а Дом – его можно было найти и позже, когда не останется другого выбора, кроме, как только – уйти...
– Нет, милая, я не спросила не потому, что мне не было интересно. А потому, что тогда это было, не столь важно, как-то, что гибли чудесные люди. И гибли они в зверских муках, которые разрешал и поддерживал один человек. И он не имел права существовать на нашей земле. Это было самое важное. А всё остальное можно было оставить на потом.
Стелла покраснела, устыдившись своего всплеска и тихонечко прошептала:
– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...
Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны.
Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха.
Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.

Уважаемая редакция!
В газете «Моряк Украины» (№ 5 от 08.02.2017 г.) прочитал заметку Е. Ананьева «Порт в ледовом плену». Все, что написано в конце этой заметки, касается ледокола «Капитан Белоусов» и меня, потому что 26.01.2012 я был командирован на судно ледовым штабом порта Мариуполь для координации работы всех служб и контроля по обеспечению безопасного мореплавания при ледовых проводках.
Удивлен, что (цитирую) «Нач. Госфлота Н. Северин тайно завидовал более опытному и удачливому КДП Незавитину С. Я». Думаю, фраза выдумана автором либо эти слова были сказаны в шутку. Н. Северин, мне кажется, достиг достаточных высот в карьере, и нет никаких оснований завидовать своему коллеге капитану порта Ильичевск.
Теперь по сути. Ледовая навигация 2012-го была одной из самых тяжелых за последние 30 лет. Все Азовское море, все порты, подходные каналы и в том числе Керченский пролив были покрыты льдом. В Азовском море, в местах торошения, толщина ледового покрова достигала 1,5 метра. Та ситуация, которая описана в статье по порту Ильичевск, практически была в каждом порту, с некоторыми различиями судов по тоннажу.

В статье написано, что «Н. Северин руководил двумя судами: ледоколом «К-н Белоусов» и м/б «Портовик», сделал попытку вывести из ледового плена у мыса Казантип несколько застрявших судов. Однако попытка не увенчалась успехом, а вот у Незавитина С. Я. получилось».
Суда « SEGA - M », « YASEMIN », « SOFUOGLU » и « HAYA - K » оказались в ледовом плену возле мыса Казантип (о котором упоминается в статье), которые с большим трудом, но все-таки были выведены с 21.02.2012 и по 24.02.2012 и благополучно проведены в район севернее Варзовского буя. Так что, уважаемый Е. Ананьев, попытка вывести суда из ледового плена удалась. А вы пишете - не увенчалась успехом (?!).

Я получал все указания от ледового штаба порта Мариуполь. Безусловно, ледовый штаб получал какие-то указания от Укрморречинспекции, но в основном принимал решения, исходя из текущей ситуации.
Если кратко, то ситуация в ледовую навигацию 2012 г. была такова: 28.01 вечером караван из девяти судов под проводкой ледокола «К-н Белоусов» и б/к «Портовик» прибыли из порта Мариуполь к Варзовскому бую и легли в дрейф во льду в ожидании проводки по КЕК. Днем раньше к Варзовскому бую прибыл караван из 10 судов, вышедших из портов Ростова-на-Дону и Ейска. В этот же день к полуночи задул ветер от северо-востока, до 30 м/сек. Температура понизилась до 25-30 градусов. Керченский пролив был закрыт. За 2-3 дня, в результате подвижки и дрейфа льда, все эти суда разбросало по всей юго-западной части Азовского моря. Некоторые суда в результате дрейфа оказались вблизи мелководья. Так, возле мыса Тарханкут было два судна « HAYA - K » и « ASTOR », которые 4 и 5 февраля были благополучно отведены от опасных глубин до точки - севернее Варзовского буя.

В связи тяжелой ледовой обстановкой в Керченском проливе российские ледоколы типа «Капитан Демидов» не смогли проводить суда через Керченский пролив в данной ситуации.
Ледовый штаб порта Мариуполь поручил проводку судов по Керченскому проливу «К-ну Белоусову». Ледокол методом лидирования (СНО практически отсутствовало - некоторые сигары были смещены подвижкой льда со своих штатных мест, а другие были подо льдом) провел 12 судов через КЕК в порты и из портов Мариуполя и Бердянска и 15 судов, следующих из портов и в порты Ейска и Таганрога.

Кроме спасения судов из ледового плена проводки судов по Керченскому проливу ледокол давал бункер судам « AVRORA », « SEBA - M », « SOFUOGLU » и др.
Ледокол «Капитан Белоусов» участвовал в спасении т/х « OREL -1», который с грузом зерна вышел из порта Ейск и под действием ветра, течения и подвижек льда оказался в юго-западной части Азовского моря, недалеко от мыса Казантип. Льды так сжали т/х « OREL -1», что повреждены были бортовые танки обеих бортов и при поступлении забортной воды в эти танки судно получило крен до 12 градусов на левый борт. Экипаж судна (кроме капитана, ст. механика и боцмана) был эвакуирован на м/б «Портовик».

Совместными действиями Мариупольского и Ейского ледовых штабов под командованием и ответственностью ледокола «К-н Белоусов» с участием м/б «Портовик», ледокола «Капитан Демидов» с 18.02 по 19.02 т/х « OREL -1» был отбуксирован в порт Кавказ и пришвартован к причалу.

Итак, за время ледовой навигации с 24 января 2012 г. по 1 апреля 2012 г. под проводкой ледокола «Капитан Белоусов» и м/б «Портовик», кроме указанной выше работы, провели по каналу Угольной гавани в порт и из порта Мариуполь 189 судов. Провели суда по Азовскому морю в Керченский пролив и обратно 165 судов.
Работа «Капитана Белоусова» и м/б «Портовик» в ледовой навигации 2012-го была более чем успешной благодаря слаженности экипажей судов, а также благодаря опытному капитану ледокола Шуляку А. И.
Еще раз поздравляю коллегу КДП Незавитина Станислава Яковлевича с годовщиной (80 лет) и желаю ему здоровья и удачи!

C уважением, Владимир ГРИЦЕНКО, КДП,
ст. инспектор по расследованию морских аварий службы капитана п. Мариуполь,
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 7 от 22.02.2017-го

Включайся в дискуссию
Читайте также
Дешевые авиабилеты в куала-лумпур Откуда дешевле лететь в куала лумпур
Общие принципы рассадки пассажиров
Керченский торговый порт Порт в керчи название