Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дом аалто в хельсинки экскурсии. Дом-легенда: вилла под Парижем, построенная Алваром Аалто

Сегодня, 3 февраля, исполняется 120 лет с дня рождения, пожалуй, главного финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто. Buro 24/7 рассказывает о принципах работы Аалто и его достижениях.

Кто такой Алвар Аалто

Алвара Аалто принято называть одним из величайших архитекторов и дизайнеров XX века. В архитектуре он сумел соединить функциональный модернизм с гуманизмом, что выгодно отличает его здания от холодной рациональности конструктивизма. Кроме того, Аалто много работал с мебелью, изобретая более эффективные способы ее изготовления, что позволило начать массовое производство его изделий и сделать их более доступными по цене.

Хуго Алвар Хенрик Аалто родился в городе Куортане на юге Финляндии в 1898 году. В 1916-м Аалто поступил в Политехнический институт Хельсинки, чтобы изучать архитектуру (Ле Корбюзье, к слову, не получил специализированного архитектурного образования). В 1918 году Аалто прервал обучение из-за Гражданской войны в Финляндии и сам ушел в армию «белых» (буржуазно-демократических сил финского сената), а после окончания конфликта вернулся к студенческой жизни.

Выпустившись из университета, он открыл собственное архитектурное бюро в 1923 году, а в 1927-м перенес его в город Турку. В Финляндии как раз шел строительный бум, начавшийся после Первой мировой войны, которая стала катализатором свежих идей у молодых людей Западной Европы. В Турку Аалто и еще несколько молодых архитектров начали воплощать в жизнь новые концепции, преодолевая предрассудки и привычки, устоявшиеся в обществе.

Архитектура

За свою полувековую карьеру Аалто спроектировал около пяти десятков зданий, а если брать в расчет его бюро - еще больше. Его стиль менялся со временем от северного неоклассицизма 1920-х до функционализма позднего периода его работы, но он всегда сохранял верность принципу гезамткунстверка, то есть воспринимал каждое здание, которым занимался, как абсолютное произведение искусства и продумывал не только его внешний вид и инженерное устройство, но и интерьер вплоть до мельчайших деталей.

Аалто всегда думал о цели, которой должно служить строение, и отталкивался от этого, но был противником голого функционализма, часто забывавшего о психологическом комфорте человека. Работы Аалто никогда не бывают избыточны, они всегда сделаны так, чтобы точно соответствовать своему назначению. Он создавал пространства, наполненные естественным дневным светом. Последователи и исследователи Аалто отмечают его феноменальное чувство природы, психологии человека и пространства.

Главные здания

Санаторий в Паймио (1933)

Архитекторы Западной Европы довольно сильно влияли на Аалто в начале его карьеры, и здание санатория напоминает о принципах Ле Корбюзье. Работая над этим зданием, Аалто в первую очередь думал о его функциональности и заботился, чтобы пациентам санатория было комфортно в нем находиться.

Библиотека в Выборге (1935)

Библиотека в Выборге была первым проектом Аалто, но работа над ним затянулась : начав в 1927 году, архитектор не мог воплотить свою идею в жизнь, потому что духовенство и местные жители воспротивились строительству, так как не были готовы к слишком современной архитектуре. Аалто воспользовался тем, что проект был отложен, улучшил его и проработал детальнее.

Вилла Майреа (1939)

Этот особняк Аалто спроектировал для семьи коллекционеров и любителей искусства и высшего общества Финляндии. Архитектор ориентировался на природные формы и использовал для отделки один из своих самых любимых материалов - дерево.

Финский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке (1939)

Аалто чаще всего строил в родной Финляндии, и это одна из причин, почему его имя не прогремело на весь свет. Если бы он чаще строил в других странах, о нем бы говорили гораздо больше. Финский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке произвел фурор, и в отзывах писали, что это здание мог создать только гений.

Кампус MIT в Массачусетсе (1948)

После Второй мировой Аалто уехал работать и преподавать в США, и одним из следов его пребывания там стал кампус знаменитого Массачусетского технологического института, который, как отмечают архитектурные критики, и сегодня отлично служит по назначению.

Дворец «Финляндия» (1971)

Это один из главных культурных центров Финляндии, расположенный в Хельсинки. В здании есть несколько концертных залов, помещения для выставок и залы для конференций. Белоснежное строение находится на берегу бухты Тёёлёнлахти.

Университет Алвара Аалто в Эспоо (1974)

Кампус Отаниеми сегодня служит зданием Университета Аалто. Построенный великим архитектором с использованием другого его любимого материала - кирпича - был отреставрирован в 2015 году.

Церковь Риола в Вергато (1978)

Церковь Риола, пожалуй, главный проект Аалто в направлении религиозной архитектуры. При создании церкви Аалто ориентировался на окружающий ее горный ландшафт и увязал с ним формы строения.

Мебель

Следуя идее гезамткунстверка, Аалто прорабатывал свои проекты и внутри, создавая для них интерьер. Одним из следствий этого подхода стал мебельный бренд Artek , созданный при участии Аалто. В мебели Аалто отражены его архитектурные принципы - функциональность, лаконичность и гуманизм. Особенностью мышления Аалто было то, что он создавал мебель для определенных целей - для отдыха, для чтения, для того чтобы прихорашиваться у зеркала.

Аалто много работал с деревом - традиционным для финнов материалом. Он изучал свойства дерева и тщательно обдумывал, как вписать его в свои эстетические взгляды. Сегодня мы пользуемся многими идеями и достижениями Аалто, всего после него осталось семь патентов на его новаторские идеи по изготовлению мебели. Например, именно он придумал, как изгибать дерево, и использовал его для создания своей канонической табуретки Stoll 60.

Развитие фабричного производства позволило Аалто наладить массовое производство своих стандартизированных моделей мебели. Он распространял эти изделия с помощью своего бренда Artek, который, пожалуй, может считаться предтечей IKEA.

Paimio Chair (1932)

Аалто создал специальные кресла для санатория в Паймио. В первую очередь его заботило, чтобы мебель была удобной для пациентов, как и все придуманное им здание.

Stool 60 (1933)

Табуретка, ставшая канонической, была сделана Аалто в 1930-е, когда он придумал, как изгибать дерево для создания таких ножек. До этого он использовал в изготовлении мебели металл, потому что не мог добиться таких изгибов с деревом. Эти табуретки использовали в Выборгской библиотеке как дополнительные сидячие места. Stool 60 удобны тем, что их можно ставить друг на друга башенкой, что позволяет лучше использовать пространство.

Aalto Vase (1936)

Стекло было одним из любимых материалов Аалто: в архитектуре он сочетал его с деревом, а в дизайне мебели использовал для предметов домашней утвари.

Armchair 400 (1936)

Придумав модель кресла, Аалто работал над ее вариациями. Это было очень удобно, потому что позволяло легко удовлетворить растущий спрос на разнообразие от начавшего двигаться в сторону все большего потребления общества.

Floor Lamp A 805 (1956)

Аалто предпочитал рассеяный свет за его мягкость - и именно такой дает придуманная им напольная лампа.


Специализированный музей дизайна и архитектуры отца северноевропейского модернизма Алвара Аалто в городе Ювяскюля – один из интереснейших музеев этого города. Чтобы познакомиться с работами этого великого архитектора и дизайнера, можно не только посетить музей, расположенный по адресу Alvar Aallon katu 7, но и совершить прогулку по Ювяскюля: более 20 зданий в этом городе построены по его проектам.

Посетить музей Алваро Аалто можно во время поездки в Финляндию. Многие уже проверили на себе тот факт, что Финляндия на выходные – идеальное место отдыха. Тем более, что добраться до самых красивых мест Финляндии, в том числе до Ювяскюля, можно всего за несколько часов на поезде, автобусе или автомобиле из Санкт-Петербурга, или даже на самолете из Хельсинки. Также до Ювяскюля можно доехать всего за 3 часа на скоростном поезде из Хельсинки или напрямую на автобусе из Санкт-Петербурга всего за 10 часов.

Основная экспозиция этого удивительного музея под названием «Алвар Аалто. Архитектор» познакомит с жизнью Алвара Хуго Хенрика Аалто, замечательного человека, талантливого архитектора и дизайнера, которая пришлась на нелегкое время борьбы Финляндии за независимость, а также Первую и Вторую мировые войны. Прожил архитектор 78 лет с 1898 до 1976 года. Алвар Аалто с детства полюбил природу, старался относиться к ней трепетно, так как вырос архитектор в окружении финской природы, в семье лесника. Дерево стало его любимым материалом для творчества.

Большая часть его творений воплощена в жизнь в Ювяскюля.В 1923 году Алвар Аалто, через 2 года после окончания университета, путешествия по Европе и участия в выставке в Тампере, открыл в Ювяскюля свою проектную мастерскую. Одной из его первых и самых ярких работ в стиле неоклассицизма стал Рабочий клуб в Ювяскюля, возведенный первые годы работы его творческой мастерской, в 1923-1925 годах.

В творчестве Алвара Аальто выделяют так называемые «красный» и «белый» периоды. Архитектор всегда искал возможность гармонизировать все элементы своих строений с природой, долго выбирал световое оформление интерьеров. Его здания «белого» периода считаются настоящим воплощением «духа Севера», а красные здания особенно эффектно смотрятся зимой, радостно и ярко наполняя собой пространство, в которое они всегда органично вписаны автором. Алвар Аалто работал также и в стиле фукционализма, проектируя общежития, «минимальное» жилье, также по его проектам в Ювяскюля построено больше десяти гостиниц, загородные коттеджи и кемпинги. Одним из самых необычных творения Алвара Аалто в Ювяскюля является спроектированная и построенная им совместно со своей женой дача - Экспериментальный дом в Мууратсало, куда три раза в неделю можно попасть с экскурсией, по предварительной записи.

Здания, спроектированные Алваром Аальто вы можете встретить в Хельсинки, в Выборге, в США. Одним из самых известных его творений стал белоснежный дворец «Финляндия» в Хельсинки, по форме схожий с роялем.

Увидеть со стороны творения Алвара Аальто мало, ведь архитектор проектировал здания полностью: и снаружи и изнутри, все до мелочей, включая светильники, мебель, вазы и пепельницы. Производство осветительных приборов Алвара Аальто работает и сейчас, а фильм об этом производстве можно увидеть в кинозале музея.

Кроме постоянной экспозиции, в музее всегда можно ознакомиться с работами других дизайнеров на временных экспозициях, событиями современного мира дизайна и архитектуры. Экскурсии по музею проводятся не только на финском, но и русском, испанском и английском языках, по пожеланию группы. Кроме экскурсии по музею, можно всегда заказать экскурсию на другие Аалто-объекты.

Время работы музея: с 11 до 18 часов в будние дни.

Авторские дома, в которые создатели вкладывали частичку своей души, всегда будут вызывать интерес и привлекать внимание, несмотря на переменчивость моды. Сегодня наш рассказ – об одном из талантливых архитекторов, творивших в прошлом веке.

Творческие эксперименты Alvar Aalto позволили его шедеврам финского архитектурного модернизма удостоиться многочисленных наград.

Наряду с Frank Lloyd Wright, финский архитектор Alvar Aalto обладал очень индивидуальным стилем, сочетающим традиции и современность. Но, в отличие от Wright, который родился через десять лет после окончания Гражданской войны 1861-1865 годов и свои ранние работы создал в США в том же веке, Aalto (1898-1976) начал свою карьеру как представитель течения модернизма, распространённого в Европе.

Первые здания архитектора были созданы в стиле нордического классицизма, но Aalto быстро перешёл к функционализму – версии европейского модернизма в Скандинавии. В дальнейшем он минимизировал строгость функционализма и разработал собственную, особенную концепцию современной архитектуры, вдохновение для которой он черпал в истории и финских пейзажах.

Villa Mairea – не первый проект, созданный в таком ключе, но это первый особняк, построенный для клиента (его собственный дом 1936 года постройки). Он стал одним из шедевров архитектуры среди жилых зданий ХХ века. Особенности этого здания не заметны с первого взгляда, дизайн не отличается ни строгой упорядоченностью, как у других современных построек, ни стилистическими намёками на традиционную архитектуру. Создавая этот проект, автор опирался на собственный опыт и настроение. А результат удостоился множества заслуженных наград.

И архитектор, и клиент видели дом как воплощение их нереализованных идей, которые могли бы быть применены к типовым проектам массового жилья. А этим были озабочены многие архитекторы в период между мировыми войнами. Aalto чувствовал, что массовой застройке не хватает отдельных штрихов, которые сделают её живой и индивидуальной, а не стерильной и безликой.

С этой позиции дом выглядит ещё более современным, чем аналогичные здания, поскольку функциональность (основа ранней модернистской архитектуры) в нём важнее стиля и концепции.

Немного о Villa Mairea

  • год постройки: 1939;
  • архитектор: Alvar Aalto;
  • местоположение: Ноормаркку (Noormarkku), Финляндия.

Aalto встретил Maire Gullichsen, жену промышленника Harry Gullichsen, благодаря своему помощнику, Nils-Gustav Hahl, в 1935 году. Maire и Harry Gullichsen, желающие построить виллу в Noormarkku, стали клиентами архитектора уже после того, как была открыта совместная с Nils-Gustav и Maire Gullichsen компания Artek по производству мебели. И по сей день она производит стулья и посуду, дизайн которых разработал Aalto. А особняк стал результатом дружбы, основой которой послужили близкие взгляды на искусство и общество.

Проект был воплощён в реальность благодаря стремлению к новизне и либерализму семьи Gullichsen. В одном из интервью они рассказали, что предложили архитектору рассматривать проект в качестве экспериментального и обещали не предъявлять никаких претензий в случае неудачи.

Одним из ранних дизайнерских решений была схема с консолями, как в проекте виллы Fallingwater от Frank Lloyd Wright. Aalto увидел её в журнале в 1937 году, когда начал работу над Villa Mairea.

Перед тем, как обратить внимание на вариант в стиле Fallingwater, архитектор рассматривал идеи финских крестьянских домов. В дальнейшем он не оставил изначальную разработку, а доработал её, спроектировав здание традиционной для Скандинавии Г-образной планировки. Таким образом строили особняки аристократов, что вполне соответствовало богатству семьи Gullichsens. Как правило, такого рода здания обладают просторными дворами. Здесь приусадебная территория была отведена под бассейн и сауну, соединённую с домом крытым переходом.

После разработки вариант был согласован с клиентом, но, уже на этапе строительства этого дома в лесу, Aalto не раз вносил изменения в проект. Это наглядно подтверждает, что и сам стиль Aalto, сочетающий в себе старое и новое – то, что называют живописным коллажем, – может быть разнообразным и изменчивым.

На первый взгляд особняк выглядит простой белой коробкой среди леса, но, если присмотреться вблизи, станет заметна необычность его конфигурации. В первую очередь привлекает внимание деревянная пристройка к фасаду с большими высокими окнами – там Harry оборудовал библиотеку и гостиную, – а также оригинальные скошенные окна на втором этаже и асимметричный навес над крыльцом. Он также обшит натуральной древесиной, которая выразительно контрастирует с белыми стенами дома.

Если сравнить фасад Villa Mairea с другим известным домом – Gropius House в штате Массачусетс, – то можно увидеть определённое сходство. Оба имеют навесы и винтовую лестницу, но техника декорирования Aalto более мягкая по сравнению с суровостью Gropius. Удивительно, но экстерьеры зданий, созданных Aalto, очень гармоничны и не выглядят перегруженными, несмотря на обилие функциональных и декоративных элементов.

Осмотр с другого ракурса позволяет нам увидеть ещё больше деталей, которые удивительно подходят друг к другу. Деревянная обшивка стен гостиной гармонирует с основанием дома из тёмного камня и тонкой решёткой террасы, куда можно выйти из спальни. За полукруглой стеной на втором этаже, обшитой тёмными фактурными досками, скрывается студия Maire. Такое решение придаёт тыльному фасаду особняка впечатляющий объём.

Прежде чем поговорить о заднем дворе, обратим внимание на ещё пару деталей экстерьера. Большие окна с деревянными рамами в гостиной оборудованы стальными стержнями для раздвижных ставней. Угол дома, где расположена кухня, декорирован тонкими вертикальными планками из тёмного дерева – это метафорический образ леса вокруг дома. С ними перекликаются и другие вертикали – колонны, флюгер и другие конструкции внутри и снаружи дома. За угловым окошком спрятана детская спальня.

Тыльный фасад особняка выглядит проще, чем главный. Здесь преобладают ровные белые поверхности, дополненные панорамными окнами столовой и гостиной. При этом студия из тёмной древесины, которую мы уже видели с другого ракурса, придаёт этой части дома оригинальный и стильный вид.

Под студией расположен зимний сад, куда можно войти со двора. Сама студия своими изгибами и отделкой из тёмного дерева напоминает рояль. А белые несущие конструкции выглядят, словно стволы светлых деревьев, продолжая тему леса.

На фото слева, на дальнем плане, виднеется сауна.

Внутри дома метафора леса выглядит ещё более выразительно, особенно если говорить о колоннах и неструктурных опорах, которые напоминают не только деревья, но и кусты. Они привлекают внимание гостей и функционально разделяют пространство дома. Поэтому интерьер выглядит скорее как некое переплетение поверхностей и линий, в отличие от привычных строгих конструкций, часто встречающихся в современном дизайне.

Взглянем ещё раз на изображённую на фото комнату. Справа расположен вход, слева виднеется лёгкая лестница, а возле неё – переход к столовой. Изнутри дом выглядит не менее интересно, чем снаружи. Необычные элементы – деревянная отделка, изогнутая белая стена у входа, меняющаяся высота потолков – кажутся эклектичными, но вместе создают гармоничный и цельный дизайн. Это именно тот случай, когда целое – больше, чем просто сумма частей.

Если повернуться на 180°, мы увидим гостиную с угловым камином. Снаружи за белой кирпичной стеной находится зимний сад, и, возможно, поэтому она больше похожа на внешнюю стену дома. На переднем плане – одна из самых известных деталей интерьера: две колонны, обвитые ротангом и делящие пространство комнаты на три части. Во всём доме такие цилиндрические колонны обвиты ротангом.

Хороший способ описать дом – это создать серию эпизодов о нём. Хотя многие из помещений особняка – в частности, первый этаж – едины, здесь повсеместно встречаются уникальные материалы, текстуры, детали и аксессуары, которые не повторяются, но вместе сочетаются очень гармонично. Элементы народной скандинавской архитектуры в модернистском интерьере – это ещё один способ создать цельный, продуманный интерьер. Кстати, таким же образом Aalto создавал и два финских павильона для международных выставок примерно в то же время, когда строился и этот дом.

Ещё пара таинственных аксессуаров – оригинальные ручки и маленькие застеклённые «иллюминаторы» на входной двери. И, конечно, нельзя не обратить внимания на деталь, которую чертёжники называли «уши Aalto» – изящное отверстие на камине в гостиной. Такие детали иллюстрируют влияние искусства на архитектуру и особый талант автора к сочетанию различных элементов, создавая цельный и гармоничный дизайн, который выглядит современным, не будучи стандартным и предсказуемым.

На вилле Mairea создан музей Alvar Aalto и вы, уважаемые читатели, можете посетить его, предварительно забронировав дату и время. Тем, кому интересна архитектура дома, предлагается посетить сайт музейной экспозиции, где представлена подробная информация о доме, а также множество чертежей и фотографий.

Самый известный финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто (3.02.1898 — 11.05.1976) за 78 лет жизни построил множество зданий в Европе, США, и даже в Ираке. По всей Финляндии стоят его университеты, библиотеки, музеи, театры, культурные центры, офисы, школы и церкви. Вилл для частных заказчиков в этом перечне не так много. Одна из самых известных стоит не в Финляндии, а под Парижем.

Этот шедевр Алвара Аалто — дом Луи Карре — тесно связан с именем художника Андрея Ланского.

Известный торговец картинами, пригласил знаменитого архитектора выстроить ему дом. В течение двух лет из Финляндии, где жил автор, во Францию, где жил заказчик, регулярно везли дерево и рабочих. Когда дом был закончен, торговец остался доволен. И попросил знаменитого художника написать картину для столовой. «Лучший художник» тоже согласился. Он сказал: «Эта картина должна походить на огромную географическую карту. На ней мы увидим все ручьи, реки, озера и океаны. На ней мы увидим деревья, цветы, растения. И ощутим все запахи нашей земли». Примерно так, буквально в нескольких фразах, Андрей Ланской описал историю создания дома Карре, без ложной скромности назвав себя «лучшим художником того времени». Впрочем, в начале 1960-х годов (и, кстати, с помощью «торговца картинами» галериста Луи Карре) он уже имел немалые основания ставить себя так высоко. Его работы уже отлично продавались.

К концу 1930-х, не без влияния Кандинского, Ланской выработал свой, ни на какой другой не похожий стиль живописи. Его «лирическая абстракция» привлекала своей органичностью. «Не надо писать абстрактную или фигуративную вещь — надо писать картину, — говорил он. — Нужно просто смешивать цвета и в нужный момент разделять их — то противопоставлять, то сталкивать, объявлять «перемирие», добиваться между ними взаимопонимания, и даже больше: самых сердечных отношений; наносить их на полотно мягко или грубо и не знать, какую роль они сыграют в этой драме». Абстрактная живопись «придает зрелищную форму невидимому: нашим мыслям, нашим чувствам, нашим духовным переживаниям, которые являются значительной частью нашей жизни».

Андрей Ланской. Париж.

Ланского заметили искусствоведы и коллекционеры. Луи Карре к моменту их знакомства в 1944 году уже три года как был владельцем собственной галереи. Выставлял работы таких художников, как Рауль Дюфи, Фернан Леже и Пабло Пикассо, и живо интересовался всем, что происходило в искусстве послевоенной Франции... Последующие шестнадцать лет в жизни Ланского нередко называют «годами Карре»: он стал постоянным экспонентом нью-йоркских и парижских выставок в галерее Карре, постепенно приобретая известность и признание.

Андрей Ланской. Абстрактная композиция. 1955.

Критика обвиняла абстракцию в непонятности, сложности для восприятия и самодостаточности. Говорили, что этим полотнам тяжело вписаться в реальную жизнь и соседствовать с фигуративной живописью. Тем не менее в 1950 году Карре организовал в своей нью-йоркской галерее выставку Modern Paintings to Live With. Более того, он решил строить загородный дом, который будет украшен работами тех мастеров, с которыми он все эти годы сотрудничал.

Алвар Аалто с супругой и чета Карре.

Итак, в 1955 году, в сорока километрах к юго-западу от Парижа, в местечке Базош-сюр-Гийонн была приобретена земля. Строительство виллы предполагалось поручить Ле Корбюзье, с которым галериста связывали дружеские отношения. Что же его остановило? Карре опасался, что архитектура известного швейцарца окажется слишком умозрительной, чуждой этому живописному месту. И остановил свой выбор на Алваре Аалто. Финн блестяще воплотил идеи заказчика. Он расположил дом на склоне и с помощью деталей вовлек его в диалог с пейзажем. Подчеркнул холмистый ландшафт и красоту дубовой рощи.

Интерьер виллы Карре.

Постройка представляет собой композицию из нескольких объемов разной высоты. Все помещения имеют естественное освещение. (Историки архитектуры считают, что эта работа мастера напоминает более раннюю виллу Мейера, которую Аалто спроектировал еще до войны.) В строительстве использовали белый кирпич с добавлением натурального камня: известняка, травертина и сланца. Внутри белые поверхности чередуются с деревянными панелями стен и потолка. Оконные проемы, иногда во всю стену, делают архитектуру еще легче, открывая внутреннее пространство. Через большие окна оно дополнительно связано с окружающим пейзажем. Аалто спроектировал также мебель и авторские элементы интерьера, выполнил проект сада. В результате получилось уникальное произведение искусства: частный дом-галерея, удобный как для камерной жизни семьи, так и для приема официальных гостей и деловых встреч. Структура его проста и лаконична. Столовая, гостиная и библиотека сгруппированы вокруг центрального холла, спальни же и другие помещения, не предназначенные для публичного доступа, находятся в южной части. Проход в эти комнаты умело спрятан от посторонних глаз.

Интерьер виллы Карре.

Интерьер виллы Карре. Столовая, в которой висели картины Ланского.

Интерьер виллы Карре. Спальня.

Зная, что в доме расположится коллекция живописи, архитектор планировал пространство особым образом. Не исключено даже, что местоположение некоторых работ определяли еще на стадии проектирования. В расчете на будущую развеску архитектор располагал оконные проемы, одновременно продумывая необходимую подсветку. В 1959 году строительство и отделка были полностью закончены. К сожалению, теперь воссоздать интерьер можно лишь по нескольким фотографиям и воспоминаниям очевидцев. Да еще по репродукциям в каталогах — с тех самых аукционов, на которых много позднее была продана значительная часть произведений искусства, принадлежавших супругам Карре. Среди прочего это работы Пьера Боннара и Жана Базена, Рауля Дюфи и Мориса Эстева, Фернана Леже, Аристида Майоля и Жака Вийона.

Луи Карре и Алвар Аалто.

В одном из таких каталогов помещена репродукция картины Ланского «Вход в сад», в свое время тоже украшавшей дом-галерею в Базош-сюр-Гийонн. В конце 1950-х годов по заказу хозяина дома он выполнил серию из шести работ для столовой. Похожие на витраж, яркие, наполненные светом и цветом, эти горизонтальные композиции прекрасно соответствовали легкой архитектуре Аалто, перекликались с формой окон. А по тональности и интенсивности они напоминали живописную окружающую природу, как бы транслируя ее внутрь помещения. Возникала иллюзия многократного приближения и увеличения фрагментов пейзажа, открывавшегося из окон.

После смерти супругов Карре их наследники выставили на продажу здание, а также большую часть уникальных деталей интерьера. И хотя в 1996 году дом был признан историческим памятником и попал под защиту французского государства, интерьер оказался не защищен законом и был распродан по частям. Теперь здесь располагается Финский культурный центр. И если вы приедете в этот парижский пригород, чтобы посмотреть на архитектуру Аалто, вспомните, что когда-то эту виллу украшали великолепные полотна русского живописца Андрея Ланского.

Хуго Алвар Хенрик Аалто - новатор финской архитектуры, «отец» североевропейского модернизма и представитель скандинавского дизайна ХХ века.


Алвар Аалто - финский архитектор и дизайнер, один из основоположников современного дизайна

Детство, юношество, обучение

Будущий зодчий родился 3 февраля 1898 года в небольшом финском поселении Куортане, в семье лесника. Детство юный Алвар провел в деревне Алаярви среди поэтической северной природы, любовь и бережное отношение к которой он пронес через все свое творчество. Рос Аалто очень любопытным и самостоятельным ребенком, что в дальнейшем объясняет его тягу к созданию новаторских идей и переосмыслению существующих архитектурных канонов.

Интерес к искусству проявился в юноше благодаря урокам рисунка, которые он посещал, учась в лицее г. Ювяскюля (Jyväskylä Lyceum) . На этих уроках местный художник Йонаса Хейска обучил Алвара графике и объемно-пространственному мышлению.

Финляндия и Аалто едины - она служит ему источником вдохновения

Начало карьеры

В 1916 году Алвар поступает на архитектурный факультет Политехнического института г. Хельсинки (Teknillinen korkeakoulu) , где его наставником становится Сигурда Фростеруса - один из ведущих архитекторов рационалистического крыла Финляндии того времени. Именно Фростерус повлиял на формирование стилевых предпочтений юного Аалто. По счастливой случайности позднее архитектор создал проект расширения кампуса своего института, а в 2010-м учебное заведение назовут в честь Алвара Аалто (Aalto University School of Science and Technology) .

Учебные годы были прерваны на непродолжительный период гражданской войной, но это не помешало Аалто в 1921 году стать дипломированным архитектором.

Профессиональное «крещение» молодой зодчий получил еще в студенческие годы благодаря проекту реконструкции деревянного дома родителей в Алаярви. Именно с этого проекта начинается «большая любовь» Алвара к работе с деревом. Финляндия с ее трудолюбивым народом и недавно обретенной независимостью определила основную черту его мировоззрения - чувство самоутверждения.

Дом Алвара Аалто в Хельсинки, 1936

Поиск своего стиля

В 1923-м Аалто возвращается в Ювяскюля и открывает свою первую архитектурную мастерскую под названием «Алвар Аалто, архитектор и монументальный художник». В этот период архитектор начинает формировать свой стиль и подход к проектированию, смешивая рационализм функционалистов и подражание истории у неоклассиков.

Также архитектор начинает экспериментировать с идеей национального романтизма, применяя в проектировании традиционные природные материалы (дерево, кирпич, гранит, т.д.) и тесную связь построек с природным окружением. В 1927 году Алвар Аалто, уже вместе со своей женой Айно, переехал в город Турку.

В этот год был создан проект библиотеки в Выборге - один из самых известных объектов архитектора. В этом проекте архитектор впервые также разрабатывает дизайн помещений и мебели, что в последующих работах становится обязательным условием.

При проектировании здания Аалто создавал «идеальное пространство», в котором было продумано все: от мелочей декора до освещения в разное время суток.

Библиотека в г. Выборге


Автор фото: Egor Rogalev

В 2013 году была произведена полная реконструкция здания библиотеки. Был сохранен аутентичный вид интерьеров и всех элементов декора и мебели. На данный момент объект вновь открыт для посетителей.

Желание заниматься не только архитектурой, но и предметным дизайном подтолкнуло архитектора в 1933 году переехать в Хельсинки и открыть собственную фирму «Артек». Начался выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна. В работах он отдавал предпочтение природным материалам и силуэтам: ламинированное дерево и стекло, абстрактные формы и гибкие силуэты. Аалто воспроизводил знакомые очертания живой природы, используя тонкие слои цельной древесины, придавая им изогнутую форму.

Кресло Paimio, 1932

Трехногий табурет №60


Предметам дизайна Алваро Аалто не подвластно время. Не теряя актуальности, они и по сей день массово привлекают людей и оказывает все большее влияние на эстетические вкусы потребителей. К примеру, любой желающий прямо сейчас может приобрести табурет дизайна Алвара в ИКЕА.

Зрелое творчество

Строгость геометрических форм, присущая в начале карьеры, уступила место свободе и гибкости объемно-пространственной композиции. Архитектор воссоздавал силуэты и мотивы природы в своих работах.

Эксперименты этого времени воплотились в проекте виллы Марейа (1939), созданной для семьи коллекционеров искусства. По словам архитектора, эта вилла стала его любимым «детищем». В этом проекте Алвар Аалто впервые «впустил» природу в жилое пространство человека. «Открытая» планировка, многочисленные окна и природные строительные материалы создали естественную и комфортную среду для жизни. В дальнейшем виллу Марейа сравнивали со знаменитым Домом над водопадом Френка Ллойда Райта.

Для него единство с окружающей средой - непререкаемый закон!

Всемирное признание

Работы дизайна Аалто принимали участие на выставках Парижа (1937) и Нью-Йорка (1939). Уже с 1930-х годов часть экспозиции Нью-Йоркского Музея Современного Искусства состояла из элементов декора и графики архитектора.

Проекту Финского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году принес архитектору мировую славу. Именно эту работу сам Фрэнк Ллойд Райт назвал «работой гения».

После приобретенной мировой славы Аалто начинает получать проекты за рубежом, например, кампус Массачусетского технологического университета (MIT). Также в этот период он ведет курс лекций (1940–1948) в этом университете. Вернувшись в Финляндию, Аалто разрабатывает проект дворца «Финляндия», муниципального центра в Сяюнятсало и другие «знаковые» здания современной Финляндии.

Дворец «Финляндия»


Бесспорно, Аалто принадлежит большой вклад в архитектуру ХХ века, в центре внимания которой всегда должен стоять человек. Его успех сформирован на простоте во всем: линий, объема, материала, текстуры - все, что понятно и естественно для людей. Умер архитектор в возрасте 78 лет, оставив после себя память, знания, пример и вдохновение для последующих поколений.

Известные проекты

Санаторий в Паймио, 1933


Автор фото: FEDERICO COVRE

Санаторий в Паймио вблизи Турку - один из первых крупных проектов архитектора. Органичные и продуманные планировки сделали объект символом перехода Аалто к рационалистической архитектуре. Как говорил сам архитектор, в первую очередь санаторий - это медицинский инструмент, и он должен служить людям.

Музей современного искусства в Ольборге, 1972


Автор фото: Lisette Hedegaard

Проект был спроектирован Алваром Аалто в сотрудничестве с его второй женой Элиссой и датским архитектором Жан-Жаком Барюелем. Здание имеет форму зиккурата и гармонично вписывается в окружающие природные холмы. Особенность проекта - крыша в форме пирамиды, которая накрывает центральный зал. Архитектор ловко «пропускает» во все выставочные помещения мягкое естественное освещение через многочисленные окна.

Церковь Риола в Вергато, 1978


Автор фото: Franco Di Capua

Аалто также занимался религиозной архитектурой, и один из интересных проектов - приходская церковь Riola в итальянской Гриццане, недалеко от Болоньи. Бетонное здание повторяет по форме окружающий горный ландшафт. Интерьерная особенность церкви - белые асимметричные «ребра», которые создают мягкую тень. Дневной свет проходит сквозь ленточные окна в крыше церкви. Интерьер церкви выполнен в модернистском стиле: в зале стоят деревянные скамьи, высота которых уменьшается по мере приближения к алтарю.

Узнайте больше про выдающихся дизайнеров и архитекторов современности в наших статьях:

И его принципы дизайна

Новатор в современной архитектуре

Философ в мире моды

Одна из известнейших женщин архитекторов, представительница деконструктивизма

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи