Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как добраться до гори от тбилиси. Уплисцихе — пещерный город с трехтысячелетней историей

Фото-отзыв о пещерном городе Вардзиа (Вардзия) , одной из самых удивительных достопримечательностей Самцхе-Джавахетии и всей Грузии.

Пейзажи Самцхе-Джавахетии

Вардзия считается одной из главных достопримечательностей Грузии: высокая скала возвышается над Курой и в ее отвесной стене, как этажи, видны десятки естественных и рукотворных пещер. Причем, если с берега Куры видны десятки, то на самом деле их сотни — скальный город состоит из примерно 600 пещер естественного и искусственного происхождения и тянется вдоль реки примерно километр.

Пещерный комплекс Вардзиа похож на скальный — правда, расположен он намного дальше от Тбилиси: в живописной долине реки Кура. Кроме того, Вардзия «моложе»: если Давид Гареджи это «раннее средневековье», то Вардзия — это грузинский «золотой век».

Пещерный город Вардзия

История возникновения Вардзии типична для Кавказа – при схожих обстоятельствах возник и армянский , и грузинский . Страна постоянно подвергалась набегам соседей-иноверцев и для выживания требовалась неприступная крепость, способная защитить как можно больше мирных жителей и вместить гарнизон.

И в этой части Грузии природа преподнесла людям подарок: крепость не надо было строить, она уже фактически существовала, требовалось лишь обжить скальные пещеры. В тех пещерах люди жили с незапамятных времен, а во времена правления царицы Тамары к обустройству Вардзиа как города-крепости подошли с государственным размахом: многие пещеры были расширены и благоустроены, был построен Успенский храм, который позже вырос в знаменитый скальный монастырь Вардзиа .

В течение двадцати лет в пещерном городе построили еще с десяток церквей, библиотеку, бани, проложили систему канализации и удлинили тайные ходы. В настоящее время некоторые пещеры уходят вглубь скалы на десятки метров, а в высоту город Вардзия насчитывает восемь «этажей».

Сама царица Тамара провела некоторое время в Вардзиа в молитвах, проводив мужа на битву с сельджуками, из которой тот вышел победителем.

Во время своего расцвета Вардзия был «городом-невидимкой»: то, что сейчас видно с берега Куры, было скрыто от глаз внешней стеной скалы, позднее обрушившейся в результате сильного землетрясения и обнажившей «внутренности» уникального пещерного города.

С происхождением названия Вардзиа связана своя легенда: по ней Тамара, будучи еще маленькой девочкой, ходила по пещерам со своим дядей, и окликнула его: «Ак вар, дзиа!» – «я здесь, дядя!». Созвучие понравилось взрослым и прижилось в качестве имени пещерного города. Однако историки с этой версией происхождения названия не согласны: по их мнению, слово «вардзия» происходит от «вардж» – так персы звали древних грузин-картвелов.

Современный город Вардзиа — это лишь небольшая часть того гигантского пещерного комплекса, что служил убежищем и защитой тысячам людей; он неоднократно страдал от землетрясений (например, в XII веке было разрушено около двух третей города) и от захватчиков – персов и турок. Например, в XVI веке Вардзиа был захвачен турками и после этого прекратил свое существование как обитаемый город.

Спустя два с лишним века древний город был отвоеван у турок русской армией, после чего был восстановлен и в нем возобновил работу православный монастырь Вардзиа. При советской власти он снова был закрыт, но сам пещерный город Вардзия функционировал как музей-заповедник. После обретения Грузией независимости монастырь снова был восстановлен и сейчас комплекс Вардзия условно можно разделить на две части: светскую, куда можно свободно попасть на экскурсию, и монастырскую, вход в которую для туристов закрыт.

Одна из самых ярких достопримечательностей города Вардзиа – храм Успения Пресвятой Богородицы , построенный при царице Тамаре:

Напротив храма можно увидеть сохранившиеся фрески, изображающие Тамару и ее отца (и одно время соправителя Грузии) Георгия III.

В середине туристического маршрута есть смотровая площадка, с которой открывается один из лучших видов на сам скальный город Вардзия и окружающие его природные красоты:

После смотровой площадки тропа ведет к выходу через темный наклонный туннель со ступенями.


По пути к выходу нам попались вот такие представители местной фауны:


Я не знаю, насколько они опасны — мы сочли за лучшее это не проверять.

Кроме самого пещерного города Вардзия, в тех краях расположен еще один пещерный храм Ванис-Квабеби (Vani’s Caves) . Это что-то вроде «лайт-версии» комплекса Вардзия.

Кроме того, в 4 км к северу от Вардзии на горе одиноко возвышается крепость Тмогви VI века. Дорога туда очень непростая, особенно летом в жаркую погоду. Крепость Тмогви интересна тем, что именно здесь царица Тамара на поле брани решала «внутрисемейный конфликт» со своим первым русским мужем Георгием, а также тем, что когда-то крепость принадлежала роду Шаликашвили: одним из его ныне живущих представителей является Джон Шаликашвили, председатель объединенного комитета начальников штабов армии США. Идти к Тмогви имеет смысл лишь в случае, если вы решили заночевать недалеко от Вардзиа — и для этих целей очень хорошо подойдет уютный гестхаус Тиреби в селе Накалакеви.

Как добраться до пещерного города Вардзиа (Вардзия)

На общественном транспорте: маршрутки до Вардзии из Ахалцихе ходят 4 раза в день: 10:30, 12:20, 16:00 и 17:30, цена 7 лари. Обратно в Ахалцихе последняя маршрутка из Вардзии уезжает в 18:00.

Из Ахалцихе на машине:

Из Ахалцихе надо ехать на юго-восток по дороге Е691 в направлении Ахалкалаки. Через 14 км после города Аспиндза дорога разделяется на две: левая — в Ахалкалаки, правая — в Вардзию (S58), она идет дальше вдоль Куры. Ориентир — крепость Хертвиси у впадения в Куру реки Паравани, координаты для GPS навигатора: N41°28.751; E43°17.121.

Крепость Хертвиси

Координаты для GPS навигатора города Вардзиа: N41°22.716; E43°17.015. Расстояние: от Ахалцихе 70 км в сторону армянской границы, от Тбилиси — 271 км.

Трансфер до пещерного города Вардзиа от онлайн-сервиса GoTrip

Самый удобный способ добраться до Вардзиа из крупных городов Грузии — это заказать комфортабельный трансфер на грузинском сайте GoTrip . Цены там зачастую ниже, чем у уличных таксистов, к тому же на этапе бронирования у вас есть возможность выбрать конкретного водителя и марку автомобиля в зависимости от отзывов прежних пассажиров. Учитывая джигитскую манеру езды грузинских уличных таксистов и их далеко не всегда исправные автомобили – очень полезная опция. Цена на сайте указана окончательная, торговаться уже ни с кем не придется.

…Так вышло, что в тот день, когда мы поехали в Вардзию, у меня случился день рождения, и «праздничная программа» вышла крайне насыщенной: утром осмотр самой большой в Грузии средневековой , затем поездка в пещерный город Вардзиа, а оттуда через пол-страны в Тбилиси. Из Вардзиа до Тбилиси пришлось ехать опять через Ахалцихе, Боржоми и Хашури — если оттуда и есть более короткая дорога до Тбилиси (судя по карте, она явно должна быть), то наш навигатор о ней ничего не знал, равно как и опрошенные местные жители — так что на путь до Тбилиси через Ахалцихе и Хашури времени ушло больше, чем планировали, в Тбилиси приехали уже в сумерках.

По приезду в Тбилиси заселились в отличный гестхаус почти в центре города — хозяин, узнав про день рожденья, угостил замечательной домашней чачей — «вай, для себя берег!». Выпив, пошли в ближайший ресторан закусывать: в этот раз выбор пал на харчо по-мегрельски (это не суп, а «второе блюдо» — говядина в ореховом соусе) и баклажаны. Блюда были отменными, а ночной Тбилиси в очередной раз нас приятно поразил. Изумительно красивый и уютный город — по крайней мере, в тех частях, где мы гуляли. Для меня это был уже третий приезд в Тбилиси, и каждый раз город вызывал у меня самые приятные эмоции.

До наших дней дошел целый ряд средневековых пещерных монастырей и городов расположенных практически во всех уголках Грузии, где есть горы.
Наиболее известные - Вардзия, Уплисцихе и Давид Гареджа. В которых мы и побывали во время нашего осеннего тура по Грузии.

Вардзия - визитная карточка туристической Грузии. Этот пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков расположен на юге Грузии, в Джавахетии. Высеченный высоко вскалах над Курой.

На протяжении 900 м вдоль левого берега реки в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм зального типа перекрыт коробовым сводом (на подпружных арках) и украшен пилястрами, на стенах — уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар, 1180-е гг., мастер Георгий). Большую историко-художественную ценность имеют фрески Успения Божией Матери, Вознесения Господня и Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Ансамбль монастыря Вардзиа был создан в эпоху Золотого Века Грузии в основном в 1156—1205 гг., в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры для вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля. В 1193—1195, во время войны с турками-сельджуками, царица Тамара находилась со своим двором в Вардзиа.

Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря.

В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которой от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII — начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня.

В 1551 монастырь был захвачен и частично разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века захвачен турками. Турецкие воины заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма — они были законсервированы под толстым слоем копоти. Впоследствии слой копоти рос благодаря кострам турецких пастухов, укрывавшихся зимой в пещерах монастыря.

В 1828 Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками. Спустя некоторое время православными греками в Вардзиа была возобновлена монастырская жизнь.

В советскую эпоху монашество в Грузии было упразднено; в 1938 комплекс Вардзиа был объявлен музеем-заповедником. В 1980-е Патриарх-Католикос Грузии Илия II начал борьбу за возрождение монашеской жизни в Вардзиа. В конце 80-х он отслужил в монастыре первую Божественную Литургию. Ныне Вардзиа является действующим монастырём, хотя братия куда менее многочисленна, нежели в прежние века.

УПЛИСЦИХЕ

Уплисцихе — древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. Уплисцихе высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Город возник в конце II — в начале I тысячелетия до н. э., пережил несколько подъёмов и спадов, был окончательно покинут в XIX веке и является, таким образом, многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени.

Согласно археологическим данным, Уплисцихе стал культовым центром в конце II — начале I тысячелетия до н. э. Выбор именно скалы или холма для поселения человека или для создания культового центра естественен, так как скалы и горы издавна являлись символами могущества и вечности с одной стороны, а с другой стороны крутые склоны скал представляют собой естественное укрепление.


Поселение получило название «Уплисцихе» уже в древнейший период. Упоминания средневековых грузинских историков связывают основание поселения с мифологическим «Уплосом, сыном Мтскетоса», причем достоверность этих источников в целом подтверждается археологическими материалами. На основании этого в научной литературе название «Уплисцихе» связывается с Уплосом. Тем не менее, в большинстве популярных источников закрепилась другая трактовка названия, сделанная на базе современного грузинского языка, в которой «Уплос» связан с нарицательным «владыка»: Уплисцихе (груз. — «крепость владыки».


По мере роста числа почитателей культовых объектов в Уплисцихе его популярность увеличивалась, и к IV веку до нашей эры Уплисцихе становится городом. Во второй половине IV века до н. э. население осваивает всю территорию южного склона горы общей площадью 9,5 гектаров. В последующий период (вероятно в конце I — начале II века н. э.) в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Кроме этого были обустроены колодцы и водостоки, городские ворота, улицы и укрепления города. Все эти крупные изменения произошли, по мнению археологов, за несколько десятков лет.

В устройстве Уплисцихе этого времени прослеживаются типичные черты города эллинистического периода: заградительный ров и стены, защищающие город на тех участках, где нет естественных препятствий; проложенные дороги; тоннель, спускающийся к реке; система водоснабжения и отвода сточных вод

По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Главные ворота города находились с юго-восточной части скалы, через них в город с востока вела главная (священная) дорога. Юго-восточные ворота города стояли на узкой дороге, выдолбленной в скале и выходящей к реке Кура. Эта дорога была доступна только для пешеходов. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера. С юга город был защищён стеной, образованной в скале после её обработки, и вырытым защитным рвом. У юго-восточных главных ворот был устроен перекидной мост. Водоснабжение города осуществлялось двумя способами. С одной стороны, естественный родник, находящийся на скалистой гряде, продолжающей северную часть города, соединялся системой каменных труб длиной около 5 километров с центром города. С другой стороны, существовал глубокий колодец, куда поступала вода из реки Куры. Специалисты предполагают, что колодец считался священным, и его вода использовалась не в бытовых, а в сакральных целях.

Архитектура Уплисцихе этого времени изобилует скальными помещениями и потому нетипична не только для Грузии, но и для всего закавказского региона. Строители стремились воспроизвести в толще скалы детали, свойственные традиционной архитектуре из камня либо дерева. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой, которая также была сооружена в эллинистический период, равно как и некоторые постройки в Пафлагонии.

Сооружение помещений в Уплисцихе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем (по мере приближения к линии стены) происходила тонкая притирка камня к требуемой форме — процесс, напоминающий работу скульптора. При притирке использовались вода и абразивный камень, причём процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надежный защитный слой на поверхность породы (песчаника). Этот слой был призван предотвратить разрушение конструкций.

Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени. В эллинистический период в Уплисцихе помимо древнейшего культа поклонения божеству Солнца поклонялись другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и других, причём каждое из божеств имело связи с соответствующими культовыми сооружениями. Главенствующее положение занимал, вероятно, храм Солнца, разрушенный первыми христианами после христианизации Грузии в 337 году н. э.. Кроме этого, в Уплисцихе сохранились десятки других культовых сооружений, активно использовавшихся в тот период.

Для поклонения хтоническим божествам использовались крупные ямы диаметром от одного до четырёх метров, причём глубина некоторых из них достигала 12 метров. Ямы использовались для ритуальных жертвоприношений животных богам подземного царства. До проведения детальных раскопок и анализа остатков материала на дне ям их предназначение оставалось невыясненным. В качестве одного из предположений высказывалось мнение, что крупные ямы выполняли функцию тюрьмы. Это предположение оказалось неверным, однако некоторые популярные источники до сих пор указывают на существование «подземных тюрем» в Уплисцихе.

Уплисцихе эллинистического периода существовал за счёт различных пожертвований, дарований и жертвоприношений религиозного характера. Основная площадь города отводилась культовым сооружениям, число жилых помещений было невелико, им не предавалось большого значения. Внутри города осуществлялось виноделие, однако не по практическим соображениям, а по культовым. По-видимому, произведённое здесь вино считалось священным. В эллинистический период Уплисцихе окружали леса, и виноград привозили в город издалека, специально поднимали на юго-западный склон, где была оборудована основная давильня. В северной части города располагалось большое винохранилище («Большой марани»), рассчитанное на 58 крупных карасов. Несколько небольших винохранилищ также примыкали к крупным культовым сооружениям в центральной части города].

В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Найден церковный документ раннехристианского времени, призывающих предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период.

В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке н. э. был перестроен в трёхнефную христианскую базилику площадью около 400 кв. м. Оба эти сооружения разрушились быстрее остальных, и в раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X—XI векам н. э. Трёхнефную базилику жители восстанавливать не стали, и к раннему средневековью она превратилась в хлебопекарню.

В IX веке н. э. в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. Обстоятельства сложились так, что с IX века столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром Картли, предметом борьбы за влияние и престол, стало Уплисцихе. В IX—X вв. Уплисцихе фактически являлся главным городом Картли, его население в этот период достигало 20 тысяч человек. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северозападной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение. (Это поселение просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла)

При обустройстве города эпохи средневековья были использованы сохранившиеся в Уплисцихе культовые сооружения эллинистического периода. Некоторые из них были преобразованы в дворцовые помещения, а большинство стало выполнять хозяйственные функции. Средневековый город (в отличие от культового Уплисцихе предыдущей эпохи) представлял собой типичный город-крепость с множеством жилых и хозяйственных построек. Бывшие языческие храмы, таким образом, превратились в пекарни, кузницы, кладовые и жилые дома. Планировка средневекового города этого времени осуществлялась хаотически, многие проходы были необоснованно перекрыты. Архитектурные сооружения средневекового периода так же, как и первые христианские храмы, оказались менее прочными и долговечными, чем их предшественники. Основной просчёт при их сооружении заключался в том, что песчаник скалы, на которой построен Уплисцихе, не мог выдерживать многоуровневые конструкции, которые пытались строить средневековые мастера. Кроме того, в средневековье уже не использовалась та тщательная абразивная обработка скалы, которая придавала прочность сооружениям эллинистического периода.

Одним из любопытных объектов Уплисцихе является т. н. «Аптека». В ячейках, сложенных из кирпичей, (по центру) археологи обнаружили следы десятков различных лекарственных трав, очевидно использовавшихся в медицинских или косметических целях. Рядом с ячейками в скале выдолблена ванная (справа). Достоверно известно, что «Аптека» функционировала в средневековье, однако возможно, что она существовала в Уплисцихе и в эллинистический период.

После монгольских набегов XIII—XIV веков Уплисцихе перестал быть городом, утратил свою значимость. Монголы разрушили укрепления Уплисцихе на южной окраине, и город уже никогда больше не восстановил своих крепостных стен. Свыше 5000 монахов — жителей Уплисцихе было убито в XIII веке во время похода Хулагу, внука Чингисхана. Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие Уплисцихе были сожжены. С XIV века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение — в случае нашествий местные жители окрестных сёл укрывались в его пещерах от опасностей. Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время. В XVIII веке к ней была пристроена новая колокольня, стены обложены новым слоем кирпича. Её первоначальный интерьер и настенная роспись были уничтожены в XIX веке, в настоящее время стены церкви исписаны автографами солдат и офицеров частей русской армии, расквартированных в окрестностях Уплисцихе в 1848—1849 гг.


ДАВИД ГАРЕДЖА

Давидо-Гареджийский монастырский, комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы.

Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё.

В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I. Давид Гареджа, комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Древнейшие монастыри Д. Г. — лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели — основаны в 1-й половине 6 в., в 10—13 вв. образовались другие монастыри.


Во многих церквах и трапезных фрески 8—14 вв. с портретами исторических лиц. Монастырский комплекс Давид-Гареджа по своим, грандиозным, масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи.

Этот пещерный комплекс находится в Гаре Кахети; он простирается на 25 километров вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Как выдающийся образен, строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей. По дошедшим до нас литературным источникам, историческое начало комплекса относится к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджа и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида. В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. С именем, видного деятеля IX века Иллариона Картвели связаны сооруженные южнее Лавры на склоне кельи, церковь и трапезная. Он же расширил и перестроил сооруженную Давидом церковь, которою затем благоустраивает сын Давида Строителя Дмитрий

Архитектурная форма этой церкви, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена. В XI веке нашествие турок-сельджуков задержало развитие монастыря, хотя жизнь в нем. и не прекращалась. Наибольшего расцвета Давидгареджа достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри - Удабно, Бертубани и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. Священной реликвией становится единственный в этой местности источник "слезы Давида. у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники. К этому же периоду, который совпадает с объединением Грузии и подчинением монастыря Гареджа царскому двору, относится роспись церквей и трапезных. В монастыре Удабно возникает гареджийская школа живописи, которая достигает творческой зрелости в росписях Бертубани. Фрески монастырей Давид-Гареджа в своем историческом развитии связаны с монументальной живописью средневековой Грузии, и в то же время их характеризует своеобразие, выражающееся в новом решении религиозных сюжетов, в особенности графики, в повышенной экспрессии и совершенно оригинальном колорите. Гареджийская школа живописи представляет собой одно из наиболее выдающихся явлений в культурной жизни средневековой Грузии. Значение росписей Давидгареджа заключается еще и в том, что некоторые из них представляют собой портреты исторических лиц - Давида IV Строителя в Натлисмцемели, царицы Тамары и Георгия Лаша в Бертубани, Димитрия Саможертвователя и ряда ктиторов в Удабно. В XII веке, когда во главе монастырей становится Онуфрий Гареджели, Давид-Гареджа превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии. В XIII веке, во время монгольских нашествий, монастыри были разгроблены и разрушены. Огню были преданы рукописи, образцы искусства. Замерла жизнь в Бертубани, в развалины были превращены монастыри Лавра Давида, Натлисмцемели, Додос Рка. Лишь через несколько веков, при непосредственной поддержке народа Картли и Кахети, начинается возрождение монастырей, хотя феодальная раздробленность Грузии этого периода не дает им возможности достигнуть былой силы и славы. На грани XIV-XV веков Тамерлан (Темурленг - Б.С.) подверг Грузию огню и мечу.

Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давидгареджа. Еше более экономически ослабленные, они теряют свое культурное значение. В это время прекращает свое существование гареджийская школа живописи. В 1615 году полчища Шах-Аббаса за одну ночь истребили всех монахов и разграбили монастыри. С конца XVII века царь Теймураз, а затем Арчил пытаются восстановить Давидгареджийский коллплекс. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджа был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные. В XVIII веке в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ интерес к Давидгареджа постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели, и лишь в Натлисмцемели осталось несколько монахов. На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид-Гареджа много раз претерпевал погромы и разорения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии страны.

Паломничество в Гареджи одно время приравнивалось к паломничеству в Иерусалим.
Эти и другие пещерные монастыри можно увидить с нами в нашем осеннем туре по Грузии , в следующем году.

Побывав в Грузии, обязательно нужно посетить пещерный город с названием Уплисцихе. Это – эффектная, привлекательная, таинственная и загадочная достопримечательность, расположенная внутри обрасти, так называемой, «Внутренней Грузии». Более точно, в провинции Шида-Картли. Из Тбилиси сюда можно добраться на машине за 1-2 часа. Осматкомфортно выполнять осмотр такой местности можно по пути в западную сторону, к Батуми и Кутаиси. Вблизи Уплисцихе размещен город с наименованием Гори. Любителям истории следует посетить Этнографический музей, а также холм у крепости Горисцихе.

Из истории

Исторические данные относительно возникновения городка пещерного типа в Грузии начинается в начале первой тысячи лет до нашей эры. Расположен в прошедшие времена он был на берегу реки Куры. В течение многих поколений его вид менялся. Уплисцихе – это буквальный срез культовых и культурных сооружений. Древние люди выбрали именно это расположение в качестве строительства города по той причине что скалистая местность представляет собой органическое укрепление, мешающее противникам проникнуть на территорию.

В самом начале возникновения Уплисцихе выступало культовым сооружением, где жители поклонялись божеству женского рода (символикой выступало колесо). Освоив эту местность, люди начали высекать храмы, жилье и хозяйственные помещения. Горный склон был распахан. Как результат, Уплисцихе стало полноценный, довольно крупным, городом со своими жителями и особенностями.

Времена христианства стали некоторым переворотом, поскольку язычники были убиты, а храмы перестраивались под православную систему. Соответственно, и город стал меньше в размерах, вплоть до обыкновенной крепости. Средневековье в истории Уплисцихе тоже стало немаловажным этапом, ведь в те времена город переходил из рук в руки, а в арабское нашествие на Тбилиси даже стал столицей в Картлийском царстве. В монгольские набеги выжигались леса, убивались жители. Сейчас город носит статус музея. В 2000 году прошла полноценная реконструкция достопримечательности. Был выполнен процесс установки стойки информации, ресепшен и лестниц.

Видео:

Достопримечательности

От мира Уплисцихе огорожен при помощи гор и рек. Сейчас при посещении этого древнего пещерного города можно встретить немало удивительных достопримечательностей и просто интересных мест. Например, можно наведаться в аптеки, большой тронный зал или эллинистический театр. Также тут наблюдаются водосток и водопровод, многочисленные тайные тоннели, выходы и входы, резервуары для хранения воды. За трехтысячелетнюю историю здесь возникали марани (хранилища для вина) и тоне (печи из глины). Многие из них сохранены до сих пор. На месте одного из языческих храмов 10 веака сейчас основана церковь Уплиссули (переводится как «Душа Бога»). Внешне ее архитектура представляет трехнефную базилику. По краям с центральной стороны зала здание отделено стенами (хотя принято в таких ситуациях в качестве огорожения употреблять именно колонны). С одной из сторон удается осмотреть огромный привлекательный грот «Одноколонный зал». Тут сохранены резьба и узоры по каменному материалу, а также колонны.


Как добраться?

Обычно отдыхающие едут до Уплисцихе из Тбилиси. Добираться до достопримечательности из грузинской столицы можно при помощи электрички. Примечательно, что ходит она ежедневно, с раннего утра. Еще один вариант попадания в пещерный город – поездка на маршрутке от станции метро с названием Дидубе. Расстояние такого пути составит приблизительно восемьдесят километров. Если планируется добираться до Уплисцихе из Гори, то можно использовать автобусы и маршрутки. Также можно взять такси. Примерная цена – 30 лари. Координатами расположения пещерного города Уплисцихе выступают эти показатели – 41.965965, 44.209437


Цены и расписание

Особенно нравится туристам в Уплисцихе зал Царицы Тамары, древние базилики, Уплисцули (церковь Принца), водохранилища. Путешественники должны знать о том, что вход в пещерный комплекс платный. Стоит он 3 лари. Наиболее оптимально воспользоваться услугами гида. В таком случае экскурсия обойдется 6 лари, но зато ощущения от посещения пещеры будут действительно удивительными и запоминающимися. В летний период года пещерный город готов принимать туристов до шести вечера, а зимой до пяти. Посещение Уплисцихе – это возможность окунуться в древнюю атмосферу и богатую грузинскую историю.


С памятником истории Грузии в виде пещерного города связано много интереснейших и таинственных фактов:

  • В 1977 году, после двадцати лет раскопок археологами, было найдено много старинных предметов быта, обихода, оружие. На сегодняшний день все они помещены в крупные музеи страны. По сей день ведутся тщательные раскопки местности и восстановительные реставрационные работы;
  • Туристическим центром Уплисцихе стал в 1950 году;
  • Оплотом язычества в 337 году в Грузии был именно город Уплисцихе, несмотря на проходящую в те времена борьбу верований и прохождение страной крещения. Все это стало предпосылками для войны и разрушению храма Солнца;
  • Царица Тамара была коронована в 1178 году именно в Грузии (упоминания этого события есть в летописях)
  • Пещерный город несколько раз сжигали монголы;
  • Сейчас памятник истории вошел в перечень наследия ЮНЕСКО;
  • Вследствие расположения региона внутри области сейсмической активности, есть вероятность разрушения Уплисцихе в любой момент.

Пещерный город Уплисцихе привлекает туристов за счет древней грузинской культуры, а также является одним из самых известных и интересных памятников страны. Уникальная достопримечательность сохранившимися предметами, остатками сооружений прошедших веков, самобытной атмосферой.

Реконструкция пещерного города проводится и сейчас. Начало было положено в 2000 году, когда всемирный банк и грузинское правительство выделили финансовые средства на восстановление исторического памятника. Также были оплачены операции по обустройству туристического центра около Уплисцихе. Там информация предоставляется на разнообразных языках. На данный момент в пещерном городе также можно наблюдать немало трещин, которые планируют устранить в ближайшее время, иначе бездействие грозит разрушением достопримечательности и землетрясениями.

Вконтакте

Грузия, страна камня и гор, солнца и моря, богата историческими и природными памятниками, которые вызывают непреодолимый интерес у каждого, кто хотя бы раз посетил эту прекрасную гостеприимную землю. Сегодня мы хотим посвятить отдельную тему одним из самых запоминающихся и волнующих достопримечательностях в Грузии. Мы поговорим о таинственных пещерных городах, посетив которые вы откроете для себя Грузию заново, узнаете много интересного и захватывающего относительно истории их возникновения, сможете побродить по таинственным, старинным пещерам и в полной мере ощутить завораживающий дух старины! А всем желающим увидеть эти места своими глазами предлагаем наш познавательный .

Пещерные города в Грузии: Вардзия

Пещерно-монастырский комплекс Вардзия, жемчужина грузинской средневековой архитектуры, является одной из выдающихся достопримечательностей Грузии. Этот уникальный пещерный город, высеченный в отвесной стене горы Эрушети на высоте 1 300 метров, расположен в области Аспиндза, в Джавахетии, примерно в 70 км к югу от города . В Средневековье территория Самцхе-Джавахети служила в качестве барьера, разделяющего остальную часть страны от мусульманского мира. Именно поэтому это стратегически важное место было выбрано для постройки города-крепости. Георгий III, правивший с 1 156 -1 184 гг., решил построить город-крепость, который тянется на почти 1 км вдоль берегов Куры.

Георгию III не удалось завершить строительство пещерного комплекса Вардзия. Его строительство завершилось во время правления его дочери царицы всея Грузии Тамар. По легенде, название города происходит от ‘ак вар, дзиа’ или в переводе с грузинского ‘я здесь, дядя «- клич Тамар, когда она теряется в бесчисленных лабиринтах пещер и зовет своего дядю на помощь. Во время правления Тамар важность пещерного города Вардзия значительно возросла и достигла удивительного процветания.

Историки говорят нам о богатстве и роскоши, в которых сохраняла свои пещеры. До землетрясения Вардзия служила главной семинарией юго-западной Грузии. Здесь проживало свыше 2000 монахов в многочисленных кельях, вырубленных в скалах. В общей сложности пещерный город Вардзия имел 3 000 помещений, которые находились на 13 ярусах и служили в качестве келий, жилых пространств, конюшен, сокровищниц, библиотек и даже магазинов и аптек. Специальные помещения - марани — были отведены главному грузинскому напитку. В марани хранилось и старилось вино в специальных кувшинах. Этажи были соединены между собой потайными ходами и отверстиями, сделанными в потолках, с деревянными лестницами, прикрепленными к ним. Из 6 000 пещерных помещений после землетрясений и многочисленных вражеских набегов до наших дней сохранились только 600-700. Так называемая «комната Тамар» находится в западной части комплекса. Согласно легенде, царица Тамар имела 366 комнат в Вардзии, чтобы враги не могли узнать точное место ее спальни. Пещерно-монастырский комплекс Вардзия наиболее известен старинными настенными фресками, миниатюрами, и картинами главной церкви. Образы короля Георгия III и царицы Тамар находятся в Успенском храме, построенном в 1180-ых. Портрет Тамары — один из четырех образов великой королевы столь древнего происхождения.


В наши дни в Вардзии проживают 5 монахов, которые выступают в качестве проводников, но они не говорят по-английски, а просто помогают посетителям не заблудиться в лабиринтах пещер.

Как добраться: Поскольку Вардзия находится далеко от Тбилиси, будьте готовы потратить несколько часов на дорогу. Боржоми и Бакуриани чаще всего используются как отправные точки для Вардзия в связи с близким расположением. находится недалеко от города Ахалцихе (70 км), такси от автобусной станции из Ахалцихе будет стоить около 60 лари (22-23 USD) в две стороны, включая время ожидания. Маршрутка (микроавтобус) будет стоить намного меньше (4 лари/ 1.5 USD), но совершает рейс только 3 раза в день (10.40 ч утра, 13:20 днем, и возвращение в 15.00 часов).

Пещерные города в Грузии: Уплисцихе

Уплисцихе (в переводе с груз. Крепость Господня) — некогда в 10 км к востоку от Гори. Построенный между 6 в. до н.э. и 1 в. н. э., Уплисцихе превратился в один из главных политических и религиозных центров дохристианской Картли, с храмами, языческим богам. После того, как арабы завоевали Тбилиси в 645 г. н.э., Уплисцихе стал резиденцией христианских царей Картли и важным торговым центром на главной караванной дороге из Азии в Европу. Позже Уплисцихе был окончательно разрушен монголами в 1240. Современный Уплисцихе — это территория Внутреннего города в 40 000 м 2 , сохранившаяся от первоначального огромного поселения. Почти все пещеры и находки здесь были обнаружены в ходе раскопок археологами с 1950-ых годов. Большинство раскопанных артефактов — красивые золотые, серебряные и бронзовые ювелирные изделия и великолепные образцы керамики и скульптуры, можно увидеть в Национальном музее в Тбилиси.


На первый взгляд этот древний комплекс выглядит как нечто абстрактное и бесформенное. Поразительно, что Уплисцихе считается самым древним поселением на территории Грузии, восходящее к Железному веку, II тысячелетие до н.э. Сегодня пещерный город Уплисцихе включен в список Мирового Культурного Наследства ЮНЕСКО. Центральная область, которая содержит большую часть скальных структур, соединена с нижней зоной узким туннелем. Большинство скальных структур без каких-либо декоративных элементов, более крупные структуры содержат элементы резьбы по камню. В верхней части комплекса есть христианский каменный базилик, датируемый 10 веком. Скальные пещеры включают в себя большой зал, названный Тамарис Дарбази, языческие места жертвоприношения, жилища, а также функциональные здания, такие как аптека, пекарня, тюрьма, и даже амфитеатр. Пещеры соединены между собой тоннелями, а потайные туннели служили для бегства при нашествии врагов.


Как добраться: Однодневную поездку в Уплисцихе возможно совершить как из Тбилиси, так и из Гори. Есть несколько вариантов транспорта из Тбилиси. Самый легкий способ добраться в Уплисцихе — на маршрутках (микроавтобус). Маршрутка в Гори отходит от станции метро Дидубе в Тбилиси, поездка в один конец занимает около 1,5 часа и стоит около 4 лари (1.5 USD или 1,3 EUR). Из Гори, вы можете взять такси до Уплисцихе, путь в 2 стороны с водителем должен стоить около 25 лари (8.5 EUR или около 9 USD). Самый дешевый вариант — автобус из Гори за 1 лари (0,5 EUR/USD), однако, он не работает регулярно, и вы вынуждены будете пройти около 1 км от деревни до пещерного города. У входа в пещерный комплекс Уплисцихе многочисленные гиды и проводники предлагают свои услуги и англоязычные экскурсии.

Пещерные города в Грузии: Давид Гареджи

Особое место среди многочисленных культурных памятников грузинского феодального времени занимает монастырский комплекс Давид Гареджи, представляющий огромную историческую ценность. Согласно преданию, монастырь Гареджи был основан в 6 веке одним из тринадцати ассирийских отцов, Св. Давидом Гареджи. Давид поселился в естественной пещере в пустыне Гареджи, где основал первый монастырь с целью распространить христианство в Грузии.


Даже сегодня, спустя столько веков, удивляет посетителей своей конструкцией и настенной живописью высокого художественного уровня. Комплекс состоит из 13 монастырей, разбросанных на холмах этой полупустынной зоны, на границе между Грузией и Азербайджаном.

Первое, что бросается в глаза, это многочисленные пещеры, вырубленные в скалистых породах этой пустынной местности. Пещеры служили монахам в качестве часовен, церквей, жилых помещений. Во многих из них сохранились фрески, датируемые 10- 13 вв. Недалеко от Давид Гареджи находится не менее известный и значимый пещерный монастырский комплекс Удабно. Пещерные монастыри в Удабно впечатляют. Они покрыты тысячелетними религиозными настенными росписями и фресками.


Стоимость билета: Вход свободный

Часы работы: Нет фиксированного графика работы, однако рекомендуется посещать в дневное время, так как монастырь находится на границе.

Как добраться: Давид Гареджи находится достаточно близко от столицы Тбилиси - в 60-70 км, однако регулярного транспортного сообщения нет. В монастырь можно добраться несколькими путями: арендовать машину, купить экскурсионный тур, в который включен трансфер, или на такси. Поездка на такси в 2 стороны со временем ожидания водителя будет стоить примерно 90-100 лари (260-270 USD), что довольно дорого.
Самый удобный способ добраться до монастыря Давид Гареджи — на мини-автобусе, который отходит от площади Свободы. Просто зайдите в Туристический информационный киоск, и они помогут вам. Автобус Тбилиси-Гареджи отходит ежедневно в 11 утра, поездка стоит 25 лари на человека (65-70 USD), и занимает чуть более одного часа.

у Туроператора MyGeo и насладитесь прекрасным и незабываемым отдыхом!

Прекрасная Вардзия, Грузия… Страна сказочных горных пейзажей и такого свежего воздуха, что у вас закружится голова. Ваши глаза не будут разбегаться от разнообразия красок, но зато сердце будет переполнено волнением и предвкушением раскрытия древних тайн.

Незабываемый пещерный город Вардзия не сохранился таким, каким его задумывали создатели в XII веке, но, несомненно, свой неповторимый шарм это место имеет. И, углубляясь все дальше в этот каменный «термитник», нельзя не удивиться мастерству и терпению древних строителей.

История загадочной Вардзии

Вардзия - пещерный город, который выдолбили в светлых туфовых скалах. Его мать – гора Эрушети. Город находится на высоте 1300 м над уровнем моря. Грандиозный проект начали девять веков назад, в эпоху властвования царя Георгия III, а затем и его наследницы, более известной у нас царицы Тамары. Такую непосильную работу начали не просто из прихоти: город должен был стать убежищем в случае нападений неприятеля. Скалистый ландшафт играл на руку грузинам: крепость стала неприступной для врага. В пещерах Вардзии могли укрыться двадцать тысяч человек.



Пещерная комната

Кроме келий, где можно было жить, строители предусмотрели и кладовые комнаты, книгохранилища, часовенки, больница, винные погреба. Царица построила Храм Успения Пресвятой Богородицы. Однако уже в XIII веке (спустя примерно сто лет) землетрясение разрушило часть горного массива, укрывающего собой город, и с тех пор каменные лабиринты Вардзии оказались на поверхности. Прятаться здесь стало невозможно.



Колокольня

Но на этом неприятности не закончились. Очень уж полюбилось это место разным неприятелям. Сюда то и дело наведывались грабители, нападали на мирных жителей. В середине XVI века в Вардзии случился пожар, который нанес сильный урок архитектурному комплексу. Как ни странно, в пожаре был и свой плюс: копоть, которая плотно облепила росписи и фрески, помогла их сохранить в практически неизменном виде.

Пещерный город в Грузии, Вардзия, сейчас – действующий монастырь. Это в наши дни Вардзия находится у границы Грузии, а в давние времена это было сердце страны, здесь пролегала большая транспортная артерия. Когда Грузию захватила Османская империя, жизнь там остановилась. Говорят, турки даже сжигали монахов прямо в храме. Лишь спустя двести лет русские солдаты освободили город, и монастырь снова вдохнул полной грудью.

Где находится Вардзия и как сюда добраться?

Вардзия – дитя гор. Добираться сюда придется довольно долго из ближайших больших городов. Удобней всего ехать сюда на маршрутном такси из южного города Ахалцихе. Как добраться до Ахалцихе (ссылка).



Автостанция Ахалцихе

Из Ахалцихе у Вардзию автобусы отправляются 4 раза в день: первый в 10:30, далее в 12:20, 16:00 и последний в 17:30. Лучше всего отправляться первым рейсом, но он же и самый популярный – желающих посетить пещерные монастыри много – поэтому приходите к маршрутке заранее и занимайте место. К тому же, расписание может меняться, а автобусы задерживаться. Перед поездкой уточните все детали на автобусной станции. Билет стоит 5–7 лари, в дороге проведете около полутора часов.

Вардзия, как добраться самостоятельно из Тбилиси?

Из столицы Грузии добраться к пещерному городу трудней, ведь и расстояние между ними приличное, больше двухсот километров. Таксисты с радостью вас довезут, но удовольствие это будет не из дешевых, придется раскошелиться на сумму до 350 лари.

Прямых автобусных рейсов из Тбилиси до Вардзии нет. Лучше добраться до вышеуказанного Ахалцихе и уже оттуда отправляться в место назначения на маршрутке. Из столицы автобусы отправляются с автовокзала у станции метро Дидубе по мере заполнения.

Еще есть маршрут от Рустави до Вардзии. Его путь пролегает через столицу Грузии, но рассчитывать на него особенно не стоит, ведь шофер сворачивает к Тбилиси, только если есть свободные места. А их очень часто не бывает.

Как добраться из Боржоми в Вардзию?

Маршрутки прямые не ходят (опять же, только из Ахалцихе), зато есть хорошая дорога. На автомобиле, взятом напрокат, можно смело доехать. Сперва – вдоль Боржомского ущелья, где на живописных утесах раскинулись некогда величественные крепости, теперь по большей части ставшие жертвой разрушений. Затем пейзаж преображается, становится более пустынным. Обнаженные горы Грузии, не стесняясь, показывают всю свою красоту.

По приезду в Вардзию вы без труда найдете места для парковки, а также кафе с потрясающей грузинской кухней. Кстати, если вы планируете экскурсию вечером, то учитывайте, что из Вардзии последняя маршрутка отправляется в три часа дня. Назад придется добираться автостопом или брать такси. Неподалеку есть гестхаус. Тем, кто может прожить без удобств, разрешается поставить у подножия палатку.

Сравните цены на проживание с помощью данной формы

Что посмотреть?



Храм Успения Пресвятой Богородицы (справа)

Покорив длинную дорогу, можно увидеть вход в монастырь. В глубине для туристов открыты монашеские кельи, не все, лишь некоторые. За часовней вьются узкие коридорчики пещерного комплекса. Проходы находятся на разных уровнях, и между перепадами – самобытные каменные лестницы. Только вообразите: тринадцать этажей, которые связаны друг между другом запутанной системой проходов и коридоров.



Священослужитель Вардзии

Сейчас в монастыре Вардзии живут шесть священнослужителей, компанию им составляет кот. Кельи выглядят однообразно, но кроме них есть и комнаты с каменными лавочками, и кладовые с разнообразными углублениями. Смотровые площадки с лавочками открывают великолепный вид на горные пейзажи: тихая река Кура, равнодушные великаны-скалы, крепость Тмогви. Если приглядеться, можно рассмотреть границу Грузии с Турцией. Можно сходить к бассейнам с серной водой.



Храм внутри

Главной жемчужиной Вардзии, фото это подтверждают, стал храм Успения Пресвятой Богородицы. Он находится в сердце скалы, пройти к нему можно по нескольким коридорам. Алтарь и стены храма украшены старинными фресками. Все проходы внутри скалы подсвечиваются. На выходе бьет родник, можно попить и набрать воды.

Расписание и цены

Летом для туристов открыто больше возможностей. Зимой многие части монастыря закрывают – возможно, потому, что при холодной погоде и гололеде их посещение может быть опасным. Вообще, древний город Грузии открыт круглый год, с 9 до 19 часов.

Входной билет недорогой – взрослые заплатят 3 лари, дети – один. Группам делают скидки, если соберется больше десяти человек, каждый отдаст только по два лари. Посмотреть есть что, поэтому в среднем прогулка занимает три часа, или даже больше. Гид на месте тоже есть, заказать его услуги можно на ресепшене, стоит это 6 лари.

О названии чудо-города Грузии сложена легенда. В детстве царица Тамара гуляла по пещерам с дядей и немного заблудилась. Девушка крикнула: «Ак вар, дзия!», в переводе с грузинского это значит «Я тут, дядя!». Ничтоже сумняшеся, ее папа дал соответствующее имя пещерному городу.



Есть еще одна занятная история, с налетом мистики. Когда Вардзию только начинали строить, рабочие столкнулись с большой проблемой. Изначально планировалось начать работы у другой скалы, но камень был упрям. Он то не хотел поддаваться, то – напротив – излишне крошился. В общем, дело не шло. Уставшие строители оставили вечером весь инструмент у горы и отправились спать.

С утра, когда они вновь пришли к скале, инструментов на месте не оказалось. Нашли их возле соседней горы нетронутыми. На другой день все повторилось, и тогда люди поняли – это знак. Работы перенесли к новой скале, она-то и известна теперь как Вардзия.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы

Вардзия, Грузия – это поистине сказочное место. Пусть не такое фотогеничное, как солнечные пляжи с кокосовыми пальмами, но зато оно делится с вами своей историей. Живая легенда. Побывав здесь, вы никогда не забудете эти бесконечные таинственные коридоры, где, кажется, еще бродит призрак прекрасной Тамары…

Полезная информация также присутствует в интересном видео о путешествии к Вардзию.

Похожие записи:

Включайся в дискуссию
Читайте также
Подробная инструкция туристам: как добраться из аэропорта Фьюмичино в Рим?
Правила перевозки багажа и ручной клади в авиакомпании Nordwind Airlines
Каким способом добраться из барселоны в таррагону