Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Буддийская монументальная гигантомания или почему статуи будды в топе самых высоких памятников мира. Что означают жесты Будды и где в доме эти фигурки лучше разместить Буддийская скульптура

В поисках "истины" мы наткнулись на хороший источник. Мне, как человеку, имеющему некоторое художественное образование, вообще всё это дико интересно.

Изображения, образы, статуи Будды

Наверняка Вы хотя бы раз задавались вопросом, что означает то или иное положение рук Будды, почему он изображён в одном случае так, а в другом иначе и, наверное, это что-то означает.

Вы не ошиблись, это всё действительно имеет смысл. Этому посвящён этот раздел.

Существует более ста жестов Будды, которые применяются в его изображениях, но здесь будут показаны только наиболее общие.

Хотя Будда никогда не позировал сидя для своих изображений, считается, что первые статуи были сделаны по памяти, когда Будда проповедовал своей матери в небесах Таватимса в течение трех месяцев. Особенно это имеет отношение к образам, которые были заказаны Королём Удаяна. Так сложилось по традиции, что в течение жизни Его статуи изготавливались из сандалового дерева.

С самых ранних времён в Буддийских скульптурах в применяются неиконические символы, такие как:
- колесо (чакра)
- след (следы) (пхуттхабат (phutthabat)
- колонна или огненная колонна
- огненная энергия изображалась как ореол или аура
- пустое сидение у основания дерева Будхи
- зонтик (обычно со многочисленными ярусами)
- лотос
- ступа (пагода)

Около первого или второго столетия Нашей Эры (500 или 600 лет после смерти Будды), первые изображения Будды в форме человека появляются в Индии. Вначале они ограничивались определённым количеством стандартных типов. В то время наибольшее совершенство они получили в двух регионах Индии, а именно: Кандагар (современный Афганистан), и Матхура в северной центральной Индии. Эти два места были как пылинки по сравнению с территорией, которую в последствии охватит это новшество.

Вскоре были разработаны строгие правила, определяющие не только методы придания формы, но также и стиль в котором мог быть изображен Будда, независимо от того, какая художественная школа создавала бы образ Будды в виде человека. Представление его физических особенностей, монашеского наряда, положения и жестов, все стало зашифрованным.

Физические особенности, которые как говорят, должны быть явными с момента рождения, является теми признаками (Санскрит: лаксана; Пали:лаккхана) великого человека (Санскрит: махапуруса; Пали: махапуриса), исключительного человека, кто превосходит всех других и предопределён, чтобы стать или монархом Вселенной (Махачакравартин) или, если он отрекается от мира, Буддой. Основная лаксана остаётся зашифрованной как и 32 специфических характеристики. Не только после рождения, но даже в процессе бесчисленных предшествующих перерождений, все эти знаки должны быть обнаружены: 32 основных характеристики, дополненных 80 второстепенными знаками.

Существует несколько вариантов списков этих особенностей. Они приводились в канонических текстах на санскрите и пали, отличавшихся, в принципе, только порядком изложения.
Так например, в Дигха Никайя известной как Диалоги Будды на пали, перечисляется:
1. Плоские ступни;
2. Колесо о тысяче спиц со ступицей и ободом на подошве каждой ноги;
3. Выступающие пятки;
4. Длинные и тонкие пальцы рук и ног (комментарий Pali определяет, что четыре пальца обеих рук - равной длины и все пять пальцев каждой ноги - той же самой длины);
5. Как руки так и ноги - мягкие и нежные;
6. Перепончатые пальцы ног и рук;
7. Щиколотки подобно закругленным раковинам;
8. Ноги подобны ногам антилопы;
9. Руки достаточно длинны, чтобы достать колени не нагибаясь;
10. Мужские органы скрыты во влагалище;
11. Золотое сложение;
12. Гладкая кожа, которая не даёт возможности пыли или воде задерживаться на ней;
13. На коже волосы растут один из каждой поры.
14. Волосы на голове иссиня-чёрные, как зрачок глаза, слегка завиваются в направлении правого вращения.
15. Прямая осанка;
16. Семь выпуклых поверхностей;
17. Передняя половина тела подобна львиной (полная грудь);
18. Никакой складки между плечами;
19. Симметричные пропорции (подобно банановому дереву): рост должен соответствовать размаху рук;
20. Грудь округлена симметрично;
21. Тонкий вкус;
22. Челюсти как у льва;
23. Сорок зубов;
24. Правильные зубы;
25. Непрерывные зубы;
26. Глянцевые зубы;
27. Длинный язык;
28. Божественный голос как у птицы Каравика;
29. Чрезвычайно синие глаза;
30. Длинные ресницы как у коровы;
31. Между бровями, в середине лба, пучок волос подобно родинке, белые и мягкие подобно хлопку (Санскрит: урна; Пали: урна);
32. Голова как королевский тюрбан (выпуклость на голове на верху черепа (усниса или унхиса).

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Сегодня мы поговорим про статуи Великого Учителя – Сиддхартхи Гаутамы, которые расположены на территории Таиланда.

Буддизм – официальная религия Таиланда. Тайцы исповедуют учение Тхеравады – течение, взявшее начало от самого Сиддхартхи Гаутамы. Здесь отсутствует понятие Бог в прямом смысле этого слова, а многочисленные статуи Будды в Таиланде возведены не для поклонения, а как дань уважения Великому Учителю и мудрейшему из мудрейших.

Сколько Будд в Таиланде

Ответ простой – примерно столько же, сколько и буддийских монастырей, а их в этой стране чуть меньше 30 000. Причем, в некоторых храмовых комплексах находится не одна, а несколько статуй Просветленного.

Принято выделять наиболее значительные, даже в какой-то мере помпезные сооружения:

  • Храм Изумрудного Будды (Бангкок);
  • Храм Истины (Паттайя);
  • Храм Ада и Рая (Банг Саен);
  • Храм Золотого Будды (Бангкок);
  • Храм лежащего Будды (Бангкок);
  • Храм большого Будды (Пхукет).

Их мы с вами и рассмотрим.

Не в каждом храмовом комплексе статуи уникальны или выделяются какой-то особенной историей, но туристов-европейцев не всегда интересуют сами статуи. Примерно в 50% случаев они едут сюда даже не для того, чтобы посмотреть на Просветленного, а чтобы познакомиться с уникальным местом. Таковы Тигриный монастырь и Храм Ада и Рая.

Храм Изумрудного Будды (Бангкок)

Тайцы называют его главной, самой красивой и самой крупной жемчужиной в храмовом ожерелье страны. Эта святыня построена на территории королевского дворца в Бангкоке специально для изваяния Просветлённого, которое выполнено из жадеита – разновидности нефрита – и украшена золотом.

Реликвия была случайно обнаружена в 1436 году в развалинах одной из пагод в Чианграе. Эта небольшая статуэтка ростом всего 45 см была покрыта штукатуркой и глиной и на первый взгляд не представляла никакой ценности. Её забрал к себе в покои настоятель одного из монастырей. Однако чрез некоторое время кусок «нароста» отвалился, явив монаху изумительно зелёный цвет. Вскоре в монастырь потянулись паломники.

Сегодня святыня хорошо охраняется – она закрыта пуленепробиваемым стеклом. Три раза в год её переодевают – события обставляются как торжественные церемонии.

Храм Истины (Паттайя)


Считается самым крупным строением из дерева на территории всего Таиланда и, пожалуй, во всём мире. Возведен без единого гвоздя. Главная особенность – бесконечное строительство. Автор идеи – меценат Леку Вирийапхан. Строение начали возводить в 1981 году и строят до сих пор. Предположительная дата окончания работ — 2025 год.

Довольно большое изваяние Просветлённого вырезано из дерева и проработано до мелочей.

Всё строение также украшено резными фигурками – религиозными и мифическими героями, божествами. Это настоящее рукотворное деревянное зодчество.

Вирийапхану нагадали, что как только постройка будет закончена, он умрёт. В основу вечного строительства положена идея перевоплощения.

Будда в Храме Ада и Рая (Банг Саен)

Один из храмовых комплексов неподалёку от Пхукета, в 90 км от Бангкока и в 40 км от Паттайи, если двигаться на восток. Точное местоположение – курортный город Банг Саен. Здесь посетители могут посмотреть на многочисленные Статуи Просветленного (например,в самом начала их встречает статуя Смеющегося Будды), однако они едут не только для этого, а и для того, чтобы изучить представление тайцев об аде и рае.

Монастырь расположен в живописном месте и окружает пещеру, территория покрыта джунглями, из-за которых восприятие происходящего здесь намного обостряется.

На удивление место не числится в списке туристических, хотя посмотреть есть на что. Мастерски показаны все круги Ада, которые занимают территориально почто 80% общей площади. Остаётся удивляться, насколько изощрённым был ум у скульптора – фигуры гротескные, однако проработаны до мелочей.

Достопримечательность работает до 6 вечера. Вход свободный. Лучше посещать в будни – на выходных сюда приезжают тайцы, чтобы получить изрядную встряску на случай, если вдруг захочется согрешить.

Храм Золотого Будды (Бангкок)


Статуя выполнена из чистого золота и весит 5 тонн. И это чистая правда. Но до некоторого времени никто об этом не знал – снаружи изваяние было покрыто толстым слоем гипса и выглядело малопривлекательно.

Его много раз перевозили. Последний раз отправили в хранилище (1957 год). Во время транспортировки шёл дождь, в довершение ко всему изваяние ещё и упало. Вот тут и произошло самое интересное – один из монахов заметил странный блеск, который никак не свойственен гипсу. Так тайцы получили золотого Будду.

Специалисты оценили возраст статуи. Ей примерно 700 лет. Залили её гипсом ещё в бирманскую войну. Поскольку все, кто об этом знал, погибли, долгое время столь драгоценная реликвия была никому не известна.

Храм лежащего Будды (Бангкок)


Старейший в Бангкоке. Здесь много изваяний просветлённого самых разных форм и размеров, в том числе и крупнейшие в Таиланде. Комплекс несколько раз восстанавливался, последний раз в XX веке. Открыт для посещения в 1982 году.

Длина Лежащего Будды около 46 метров, высота 15 метров. Изваяние покрыто золотом, а глаза и подошвы — перламутром.

В храмовом комплексе можно получить качественный тайский массаж и во всех подробностях изучить позы йоги – каждая статуя Просветлённого выполнена в одной из них.

Храм Большого Будды (Пхукет)


Святыня расположена на холме Наккеред на острове Пхукет. Её высота – 45 метров. Выполнена она из белого мрамора (бирманского) У её подножия с 2001 года строится многоуровневый храмовый комплекс:

  • 1 уровень – музей, сувенирная лавка, большой гонг и монахи на пьедестале (живые, проводят ритуал, после которого вешают на руку амулет);
  • 2 уровень – изваяния особ королевских кровей;
  • 3 уровень – статуя Большого Будды и её 12-ти метровая медная копия.

С вершины горы открываются отличные виды. Отсюда хорошо делать панорамные снимки бухты Чалонг, пляжей Ката и Карон, Пхукет-Тауна. Если приехать сюда вечером, можно увидеть невиданной красоты закат.

Дорога, ведущая к святыне, протянулась на 6 км. Это расстояние можно пройти пешком или доехать на такси или тук-туке.

И ещё одно место…


Самая большая статуя Будды находится в местечке Анг Тонг, которое затерялось где-то в тайской глубинке. Высота изваяние почти 92 метра. Оно входит в десятку крупнейших скульптур мира, в пятёрку самых больших Будд, является самой крупной статуей просветлённого в Таиланде.

Изваяние выполнено из железобетона. Строилось 18 лет. Снаружи его покрыли слоем позолоты.

Храмовый комплекс включает множество строений и скульптур. У ног Просветлённого раскинулся прототип Ада и Рая с острова Пхукет, так что людям со слабыми нервами сюда лучше не заглядывать.

Статуи Просветлённого имеют строго определённые позы, соответствующие дням недели . Например, лежащий – вторник, сидящий, положив руки на колени – среда, а в позе лотоса – четверг.

Заключение

Дорогие читатели, отправляясь в Таиланд, составьте список мест, которые обязательно хотите посетить. И пусть среди них будут статуи Будды – не все, хотя бы парочка. Не обязательно им поклоняться, но в таких местах удивительная энергетика, и вы сможете получить там очень необычные впечатления.

Религия, зафиксировавшая свои положения в текстах, буддизм (за исключением дзэн-буддизма, благосклонного к живописи, то есть к непосредственному индивидуальному выражению мировосприятия, которое он допускает) обладает строгой иконографической традицией; различные техники скульптуры следовали этой иконографии на протяжении столетий.

В соответствии с буддийским богословием сам Будда (Буцу ), или Будда будущего (Нёрай ), определяется чертами, обозначенными на японском языке понятиями из санскрита: Сяка (Шакьямуни), Русяна (Вайрочана), Амида (Амитабха), Якуси (Бхасайя-гуру). Будда изображается в облике молодого священника, его кудрявые волосы уложены и завязаны в узел; фигура без украшений, драпированная лишь простым ниспадающим монашеским одеянием. Уши, чересчур удлиненные, отягощены драгоценностями, которые он носил тогда, когда был принцем и жил в роскоши при дворе своего отца. Несколько произведений эзотерического буддизма (миккё) изображают его увенчанным диадемой, в одежде, усыпанной драгоценностями, но таких изображений Будды немного.

Иконографические типы скульптурных изображений бодхисаттв Мироку (Майтрейя), Мондзю (Манджушри), Фугэн (Самантабхадра) и Кокудзо (Акашагарбха) (перечислим тех, кто встречается чаще) более разнообразны. Они могут быть изображены в диадеме, украшающей поднятые вверх волосы, со свободно повязанным поверх одеяния поясом, кулон или пектораль (ёраку ) завершают их облик.

Небесные стражи - Бонтэн (Брахма), Тайсякутэн (Индра), Бисямонтэн (Вайшравана), Китидзетэн (Махашри), Конгорикиси (Ваджрапани) - принимают разный облик: они цари или придворные, солдаты или великаны, мощная мускулатура символизирует их силу, их многочисленными образами вдохновлялись выразительные произведения японского искусства.

Изображения некоторых будд и бодхисаттв, принадлежащие сектам эзотерического буддизма, выражают неистовую ярость. Наиболее часто встречаются Фудо Мёо (Алкала), Госандзэ Мёо (Трайлокьявиджайя), Айдзэн Мёо (Рага).

Все эти божества изображены в энергичных позах, но делают одинаковый ритуальный жест рукой (мудра). Этому движению соответствует и выражение их лиц. То и другое раскрывает идею, которую они должны выразить. Наиболее почитаемые изображения окружены ореолом, и мастерство, с которым он выполнялся, со временем превратило элементы этого ореола - ангелов, цветы и языки пламени - просто в декоративное украшение. Характер изображения становится все более и более утонченным и декоративным. Статуя обычно размещалась на пьедестале в виде гигантского цветка лотоса, символичного водяного растения - сияющая чистота лепестков и погруженные в донный ил корни.

Небесные создания - божества на облаке, одно из которых играет на флейте, другое протягивает лотос, - включены в группу из пятидесяти двух горельефов из дерева, которые украшают интерьер Хоодо в Бёдоине в Удзи. Они образуют небесный эскорт Амиды Нёрай работы скульптора Дзете. Первоначально нарисованные и украшенные золотыми нитями (кириканэ), эти изящные изваяния представляют искреннее и жизнерадостное искусство эпохи Фудзивара.

В наши дни появились новые материалы, что побудило художников вновь обратиться к религиозной скульптуре. Но на протяжении семи веков буддийская пластика, можно утверждать, мало изменилась: канон Будды из Камакура (1252) является каноном и для Будды из Мёгуро, который датируется 1802 годом (эта статуя хранится в музее Сернуши).

Японская скульптура эпохи Камакура отразила это время ожесточенности и нестабильности, в ней заметны проявления реализма, граничащего с барокко, в определенном смысле это время подъема и упадка пластического искусства. Скульптура этой эпохи оказывается отражением своего времени. Способность глубоко чувствовать, характерная для художников XIII века, их склонность к драматизму и состраданию была отмечена искренней амидистской верой. Этому времени не подходили для изображений безмятежные, уверенные в себе боги, скорее требовалось выражение сдерживаемой боли чувствительных и очень ранимых людей. Назидательность этих изваяний предназначалась для множества смиренных, малообразованных верующих, чуждых эстетических радостей, которые были доступны только придворным, поэтому изображения богов и святых должны были нравиться народу. С этой целью скульпторы не гнушались никакими эффектами, вплоть до напыщенности. Так, чтобы изображения выглядели «более живыми», глаза статуй инкрустировали горным хрусталем (гёкукан). В те эпические времена формируется еще и культ героев - знатных вельмож, которые благодаря своей прославленной энергии творили историю, и, следовательно, появляются их изображения. Одна из самых прекрасных, без сомнения, статуя Уэсуги Сигэфуса, потомки которого всегда находились среди самых влиятельных советников сёгуна.

Основные принципы скульптуры этой эпохи были выражены в творчестве Кокэя (XII в.). Скульптор был связан с храмом Касуга в Нара, основал в центре старого Ямато школу, близкую по духу школе великих реформаторов в далеком Канто.

Храм Касуга-дзиндзя, или Касуга-тайся, в Нара был основан в 768 году. Но возможно, он возник раньше, вскоре после учреждения столицы в Нара. Фудзивара-но Фухито (659–720) приказал его построить в честь бога - покровителя своей семьи. Главное здание (хондэн ) восстановлено в 1863 году, четыре одинаковых маленьких храма - маленькие четырехугольные павильоны, снабженные прямой лестницей, которую защищает выступ широкой крыши. Ансамбль - один из характерных типов синтоистских храмов, ставших обычными с эпохи Хэйан. К святилищу Фудзивара ведет живописная аллея, уставленная вдоль бесчисленными фонарями, подаренными на протяжении веков благочестивыми верующими.

Ункэй, сын Кокэя, - работал с 1175 по 1218 год - по праву считается самым знаменитым японским скульптором. Сила, размах, человечность искусства эпохи Нара стали отличительными чертами этого художника, усиленные нервной энергией, которая подпитывалась впечатлениями от пластического искусства эпохи Сонг. В творческой манере сыновей Ункэя - Танкэя, Кобэна и Косё - появились черты маньеризма,в их творчестве заметен натурализм: пластика тела, выражение лица, летящая драпировка одеяний святых, отступавшие от канона, - все это было выполнено виртуозно, и статуи поражали паломников.

Восстановление Тодайдзи, пострадавшего в войнах XII века, значительно повлияло на развитие японской скульптуры и изменило ее главное направление. Под руководством верховного жреца Сюндзёбё Хогэна храм реконструировали в стиле южнокитайской архитектуры, известном как тэндзики-э (индийский стиль). Для восстановления искусства скульптуры Хогэн, до того трижды посетивший, как рассказывается, Китай, выбирает Кайкэя, ученика Кокэя. Он также привез из Китая художника Чэнь Хочина, который знакомит японцев со стилем Сонг. Постепенно новая мастерская в Тодайдзи превратилась в тот фермент, который породил жемчужину японской скульптуры - искусство Камакура. Восстановленный в Тодайдзи храм был грандиозным сооружением, и люди, которые его создали, не уступали своим предшественникам в мастерстве и артистизме - несколько уцелевших образцов предшествующего времени служили молодым скульпторам эталоном, так что творческий процесс был непростым, а поиски нового - постоянными.

Скульптура бурно развивалась в эпоху Хэйан, в период расцвета культуры Фудзивара. При дворе и в домах знати успешно трудились ремесленники. Они вырезали из мягкого дерева изысканные, приятные изображения, которые нравились сильным мира сего. Буддийская секта Тэндай поддерживала эстетику очарования. Эта тенденция усилилась с распространением амидизма, один из постулатов которого утверждал, что символом рая, где встречаются праведные души, на земле может быть лицезрение прекрасного.

Исключительная изобретательность мастеров развивала скульптурные техники. Статуи состояли из фрагментов: из отдельных вырезанных кусков нужного размера собиралась вся статуя (ёсэги ). Этот способ, упрощающий задачу создания статуи и реставрации, усовершенствовал мастер Дзете, незадолго до своей смерти (1057) создавший замечательную статую Амиды Нёрай в Бёдоине в Удзи (1052), матовая позолота которого освещает павильон Феникса (Хоодо).

Сын скульптора (он был и буддийским священником) Косё, Дзётё пользовался особым покровительством Фудзивара-но Митинага (966-1027), того самого, которому было суждено привести свой род к вершинам власти. Столь значительная поддержка позволила Дзётё основать в Киото замечательную мастерскую «Седьмой улицы» (Ситидзё буссо). Вскоре его ученик Хосэй (умер в 1091 году) и сын последнего Энсэй (умер в 1134 году) основали мастерскую на Третьей улице (Сандзё буссо); обе мастерские были широко известны и процветали. Успех Дзете свидетельствовал о важном изменении в социальном положении скульпторов: они получили право работать в собственной мастерской и воспитывать учеников. Дзётё стал первым из своей корпорации, кто был допущен к духовному сану, что обеспечило ему одновременно авторитет и материальный достаток. Новый статус быстро снискал ему большую популярность, поскольку в эпоху Хэйан монастыри развивались благодаря субсидиям и покровительству меценатов. Таким образом, после того как Дзёте вполне естественно был приближен кХодзёдзи, возведенному Фудзивара-но Митинага, этому примеру, поданному верхушкой общества, последовали многие. Благодаря религии скульптура приобрела благосклонность мирян, что и позволило ей отойти от слишком большой зависимости от китайских прототипов.

Скульпторы использовали китайские образцы с некоторым запозданием в период, когда японский двор соперничал с китайским двором. Зрелости эпохи Тан соответствовала зрелость эпох Тэмпё и Хэйан. С того времени, как двор обосновался в Хэйане, скульптура расцветала благодаря множеству заказов, которые поступали от действующих монастырей и при строительстве новых. Новые монастыри основывались в защищенных удаленностью и лесами долинах. Потребность была велика, статуи должны были отражать новые религиозные чувства.

При этом материал должен быть не только прочен, но и дешев. Поэтому скульптура эпохи Хэйан по преимуществу была деревянной. Этот благородный материал в стране, густо покрытой лесами, оригинальным способом выразил талант лесного народа, который заменил примитивный топор предков на эффективное долото великих цивилизаций эпохи металла. Статуи из сандалового дерева (дандзо ), которые монахи-паломники привозили из Китая, ввели в моду приятный и естественный материал - дерево, которое на архипелаге имелось в изобилии. Наконец, качество японских режущих инструментов позволяло достичь точности в резьбе по дереву. Действительно, уже в эпоху Нара в мастерских Дайяндзи и Тосодайдзи воспроизводили в дереве изысканные формы аналогичных изделий из лака или глины. Статуи до эпохи Камакура резались из одного куска дерева (итибоку ). Для их создания требовалось приложение силы, особое внимание уделялось декору, детали статуи тщательно прорабатывались, затем искусно покрывались другими материалами (хомпа-сики ). В эпоху Хэйан художники отходили от реалистического стиля в противоположность величественным произведениям мастеров эпохи Нара, которые точно следовали традиции.

Нара

Эпоха Нара стала золотым веком японской скульптуры. Без сомнения, она никогда не знала большого разнообразия материалов. Техники, которые более всего использовались в период расцвета Нара, - лак и глина - происходили из Китая эпохи Тан.

Техника глины была давно известна в Индии и Центральной Азии, оттуда она пришла в Китай. Сначала изготовлялась модель из дерева, этот грубый остов покрывался рисовой соломой (она была необходима, чтобы лучше удерживать новые слои глины), на которую укладывали глиняную массу. Масса, которую использовали для первых слоев, была грубой: солома предварительно смешивалась с землей и золой, затем она снова покрывалась более качественной глиной, смешанной с бумажным волокном. Последний тонкий слой - из тонкоразмолотой глины с порошком слюды. Затем статуя раскрашивалась или покрывалась золотой фольгой. Вместо этой широко распространенной в VIII веке техники стали применять технику лака.

Лаковая техника характерна именно для Дальнего Востока. Она состояла в наложении слоев лака: либо лак накладывался последовательно, либо на слои ткани (даккацу кансицу), либо сразу на деревянную основу (мокусин-кансицу).

В первом случае на полую грубую глиняную модель последовательно многократно накладывается ткань, каждый слой которой обрабатывается лаком до приобретения желаемой формы. Пластические детали прорабатывались смесью из порошка лака и опилок, использовали металлические каркасы. После высыхания глиняную форму разбивали и иногда внутрь вставляли деревянный каркас для придания устойчивости всему сооружению. Техника, которая используется для создания статуи из лака на деревянной основе, слегка отличается от техники с использованием глины: первоначальная деревянная модель покрывается несколькими слоями лака.

В обеих техниках часто использовались разноцветные лаки, иногда лак смешивался с порошком или с пигментом золота или серебра. К полым статуям в технике сухого лака относились с особым вниманием, так как они были тонкими и их легко было носить во время церемониальных процессий. Изящество, которого техника лака позволяла добиться, превратило лак в материал, по преимуществу использовавшийся для скульптурных портретов. Знаменитым (и к тому же самым древним из известных) является изображение священника Гандзина, который основал в 759 году храм Тосёдайдзи.Другим столь же знаменитым произведением является Асура в Кофукидзи, один из «Восьми охранников Шакьямуни» (Хатибусю ) - скульптор изобразил его с тремя лицами и шестью руками. Благодаря лаковой технике статуя передает мягкое выражение лица, которое скорее принадлежит ангелу-хранителю, чем воину. Маски театра гигаку передают в своей улыбке, напоминающей карикатуру, творческое вдохновение художников, которые над ними работали.

Наряду с этими очеловеченными и усовершенствованными статуями известны монументальные бронзовые изображения, слава о которых шла уже целое столетие. Мастерство техники сплава меди и олова, применявшейся японцами, развивалось быстро, если судить по огромному бронзовому Будде, воздвигнутому в Тодайдзи в 752 году. Статуя, достигавшая семнадцати метров в высоту, выплавлялась в несколько приемов по горизонтальным разрезам (игаракури ), затем эти фрагменты вставлялись один в другой, затем накладывалась позолота. Эта техника была использована исключительно для создания гигантских Будд, которых называли дзёроку («шестнадцать»), потому что они были высотой в шестнадцать футов, когда изображались во весь рост, и высотой в восемь футов, когда сидели, - идеальный рост, который соответствовал росту Шакьямуни. Статуи среднего размера отливались в технике a la tire perdue (рогата) по методу, обычно применявшемуся начиная с эпохи Асука.

Камень относительно мало использовался в Японии, поскольку природные ресурсы были скудными. Влияние монументальной китайской и корейской каменной скульптуры там очень ощущалось, но отразилось в использовании других материалов. Камень оставался на протяжении веков связан с садами, архитектурой пейзажей; он чаще воспринимался как самостоятельный предмет, чем как материал для скульптуры.

Мастера годов Тэмпё (729–749) создали грандиозное искусство, используя различные материалы. Искусство отражало идеи буддизма, который процветал в столице Японии. Монументальные пропорции, глубокие складки тяжелой ниспадающей драпировки, прилегающей к телу в манере, принятой на континенте, свидетельствуют о мастерстве японского пластического искусства.

Хакухо

Скульптура эпохи Нара была отмечена расцветом реализма, выразительной трактовкой образа, даже экспрессивностью: она демонстрировала зрелость искусства, сменяющего искусство Хакухо, которое отличалось стыдливостью и непременным идеализмом молодости. В искусстве периода Хакухо отразилось начало расцвета страны, начинающей понимать свою сущность. Япония тогда была открыта для континентальных веяний и благодаря посредничеству Китая приобщилась к эстетическим критериям индийского искусства эпохи Гуптов. Эта эстетика и после ослабления династии под давлением эфталитов(455) продолжала влиять на азиатское искусство: спокойные, с правильными чертами лица, пышная грудь, округлые бедра, высокий рост, длинные изящные ноги, тело, скрытое ниспадающими складками прилегающей одежды. Триада маленького переносного храма госпожи Татибана, матери императрицы Комё (701–760), сохранившаяся в Хорюдзи, сияет благородной строгой красотой. Ансамблю присуща гармония и полетность всех его линий. Этот маленький храм представляет собой, как и замечательный Тамамуси, в котором сохранились первые шедевры японской живописи, нечто вроде реликвария,помещенного на пьедестал и увенчанного крышей (суми-дза ). Вода источника (геометрические мотивы представляют колеблющуюся воду и водяные растения) орошает скрученные стебли трех лотосов, поддерживающих Будду Амиду и двух его бодхисаттв. Ореол окружает голову Амиды, а задний план украшен ангелами. Пластичные линии ансамбля придают ему живость, а сдержанная лучезарная улыбка характеризует архаические периоды всех цивилизаций.

Асука

Японская скульптура, которая на всем протяжении своего развития оставалась тесно связанной с религией, родилась вместе с буддизмом под покровительством замечательного регента Сёто-ку, в эпоху А сука. Как и религия, которая пришла в Японию из Китая и Кореи, японское искусство находилось под воздействием китайского и корейского искусства и его теории. Самой древней статуей, о которой история (или легенда) сохранила воспоминание, является гигантский Будда, творение Курацукурибэ-но Тасуна, предназначенный для Сакатадэры, храма, воздвигнутого в память об императоре Ёмэй (586–587), именно этот император оказался первым, кто официально обратился к буддизму. Автором древних японских скульптур, известных в настоящее время, считается талантливый скульптор Тори, сын Тасуна, который сам являлся потомком китайского иммигранта. Тори, действительно, был внуком Сиба Татито, который эмигрировал из китайского царства Южного Лян и прибыл в Японию в 522 году, чтобы проповедовать добродетели буддизма. Семейство Сиба Татито было известно также под именем Курацукурибэ, отец Тори сделал его знаменитым.

По распоряжению императрицы Суйко в 605 году Тори создал два гигантских изображения Будды - позолоченную бронзовую статую и вышивку, которые предоставили ему возможность подняться в иерархии до третьего придворного ранга. Единственное произведение Тори, которое дошло до нас, - назидательная «Триада Шакьямуни», хранящаяся в монастыре Хорюдзи в Нара. Широкий ланцетовидный нимб окружает Будду и его бодхисаттв, которые окружены нимбом из пламени. Надпись сзади уточняет, что произведение относится к 623 году и создано, чтобы способствовать возрождению в раю незадолго до того умершего принца Сётоку. Вознесенный на высоком деревянном троне, напоминающем пьедестал маленьких храмов или современных реликвариев, Шакьямуни восседает на своем пьедестале, драпированном объемными ниспадающими складками. Фронтальное положение персонажей, удлиненный овал лица, большие, широко открытые глаза миндалевидной формы, спокойная загадочная улыбка, длинные руки - все подчинено тому же канону, который отличает скульптуры знаменитых монастырей Юнгань или Лунмэнь в Китае периода Шести династий. Будда выполнен в технике a tire perdue, детали поверхности отполированы. Бодхисаттвы отливались отдельно. Произведения самого Тори были утрачены, но стиль, который он создал, сохранился в позднейших изваяниях, таких как Каннон Босацу храма Юмэдоно в Хорюдзи. Замечательная Кудара Каннон представляет несомненный контраст с искусством Тори. Если главные характеристики остаются теми же, которым подчинялась и «Триада», все равно чувствуется новый дух эпохи династии Суй. Вырезанная из камфарного дерева и покрытая золотой фольгой, Кудара Каннон, размещенная в Юмэдоно в 739 году, содержала, без сомнения, некоторые архаичныее черты. Однако удлиненные пропорции тела, легкий наклон фигуры вперед, женственная прелесть и изящество прически и одеяния придают этому произведению человеческое обаяние. Боги уже жили среди людей.

Эта статуя вырезана из цельного куска камфарного дерева, за исключением вазы, которую Будда держит в левой руке, и драгоценного браслета, который надет на правую руку. На ней сохранились следы позолоты, лака и разноцветной росписи. Диадема, как и пектораль и браслет, выполнена из позолоченной бронзы и похожа на корейские украшения из погребений эпохи Великих курганов (III–IV вв.), в которых сохранились прекрасные образцы. В статуе, удлиненных пропорций, замечательно передана пластика тела; верхняя часть туловища слегка наклонена вперед, накрыта нежной волной драпирующегося одеяния. Кудара Каннон называется так потому, что, по легенде, она создана в Корее художником из Пэкче (Кудара по-японски), и свидетельствует об эволюции скульптуры по сравнению с сакральным стилем Тори. От нее веет духом китайской культуры эпохи Суй.

Эта нежность, озаренная светом, еще более открыто проявилась в статуях Майтрейи, сохранившихся в Тюгудзи в Хорюдзи или в Корюдзи в Киото. Статуи, вырезанные из одного деревянного блока, включая ореол, воспроизводят позу (Ханка сиюи или ханка си-и), которая под влиянием Кореи была тогда в большой моде: Майтрейя медитирует, восседая на троне, ноги скрещены, правая рука подпирает щеку. Под одеждой в стиле «мокрой драпировки» в индийской манере угадываются стилизованные формы тела. Майтрейя, чей образ увенчивается прической с двойным шиньоном или корейской шапочкой, излучает нежность, которая в последующие века станет отличительной чертой скорее живописи, чем скульптуры. В течение одного столетия Япония овладела всей наукой!

Буддизм как религиозно-философское течение стал источником вдохновения для множества художников, музыкантов и скульпторов со всего мира. В числе самых прекрасных творений приверженцев буддизма — статуи, изображающие Будду, расположенные в храмах, монастырях и священных местах. Вспомним 10 самых интересных, необычных и удивительных скульптур, изображающих того, кто достиг просветления.

В городке Хайдарабад, что в индийском штате Андра-Прадеш, находится много разных святынь и чудесных мест. Одно из них — известное на весь мир озеро искусственного происхождения. В центре него есть остров, на котором установлена статуя Будды. Ее вес превышает 320 тонн, а высота — целых 17 метров! В 1992 году, при установке статуи, что-то пошло не так и она опрокинулась, придавив своим весом 8 рабочих.

Громадная статуя Будды, носящая эпитет Большой, располагается на острове Лантау в Гонконге. Будда отлит из бронзы в 1993 году, и с этого времени он украшает собой площадку перед монастырем По Лин, символизируя связь между природой и человеком, религией и повседневной жизнью. Статуя является точной копией Тянь Тан, Храма Неба в Пекине. Сидящий на цветке лотоса Будда имеет высоту 34 метра и вес около 250 тонн. Он спокоен, его правая рука поднята, а левая лежит на колене. Интересно, что все Будды мира размещаются лицом на юг, этот — смотрит на север. Это также самая большая статуя сидящего Будды в Азии.

Монива — это городок в центральной части Мьянмы, не самый популярный у туристов, приезжающих в эту страну. Однако он таит в себе множество прекрасных сокровищ: чудесных храмов, ступ и статуй. На гряде холмов, располагающихся к востоку от города находятся две необычные статуи Будды. Интересно, что внутри они полые и в них может зайти любой желающий. Одна статуя представляет собой лежащего Будду длиной около 90 метров. Он построен в 1991 году. Внутри него есть другие изображения Будды и его учеников, иллюстрирующие важные для становления религии события. Рядом с ним стоит Будда, возвышающийся на 132 метра. Это одна из самых высоких статуй Будды в мире. Она похожа на маяк, потому что украшена золотым облачением, искрящимся на солнце.

Аюттхая — древняя столица государства, предшествующего (Сиаму). Сейчас на месте некогда великого города располагаются развалины дворцов, монастырей и храмов. Исторический парк города входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из самых фотографируемых и популярных объектов здесь — голова Будды, запутавшаяся в корнях древнего дерева. Она находится на руинах Храма Ват Махатхат. Тело давно утеряно, а лицо выражает то ли радость, то ли блаженство.

Храм Гал Вихара, расположенный на севере центра острова, является местом нахождения одной из самых замечательных статуй Будды. Название Гал Вихара принадлежит массивной скале в исторической зоне Полоннарува. Высеченных в камне Будд здесь 4 штуки — все спрятаны в пещерах и находятся в разных позах. Один, полулежащий, имеет длину 14 метров. Другой, стоящий, — 7 метров в высоту. Когда-то каждую статую сохраняли стены храмов, ныне разрушенных. Скульптуры датируются 12-м веком, а впервые они были найдены европейцами найдены в 1820 году.

120-метровая статуя Будды Усику Даибутсу расположена в городе Даибутсу. Она стоит на 10-метровой платформе в форме великого лотоса. На платформе расположена смотровая площадка, на которую можно подняться на лифте. Статуя, изображающая Будду Амитабху, построена в 1995 году. Считается, что это самый большой отдельно стоящий Будда.

Храм Лежащего Будды входит в десятку обязательных для посещения мест Бангкока. Это один из самых больших и старых храмов столицы . В нем же расположена самая большая статуя лежащего Будды и самое большое количество изображений Будды в стране. Позолоченная статуя длиной 46 метров имеет высоту 15 метров. Она символизирует Будду, ушедшего в нирвану. Глаза и ноги его украшает гравировка перламутром.

Последние годы Монголия занята сбором средств на возведение гигантской статуи Будды Майтреи в окрестностях Улан-Батора. Широко растиражированный эскиз монумента поражает воображение. Грациозная копия скульптуры Дзанабадзара из бронзы высотой в 54 метра стоит на фоне 108-метровой белоснежной ступы с позолотой. Содержимое статуи, обычно состоящее из отпечатанных на бумаге молитв и мантр, земли со священных мест, частицы мощей буддийских святых, лекарственных растений и прочего, готовится в индийской Дхарамсале. Проект уже получил благословение Его Святейшества Далай-ламы, а правительство Монголии считает его одним из приоритетных . При этом в Улан-Баторе уже имеются две гигантских буддийских статуи: 27-метровый Авалокитешвара в главном храме монастыря Гандан и Золотой Будда у подножия горы Зайсан-толгой высотой в 23 метра.

Зачем Монголии очередной ужасно дорогой проект в рамках буддийской монументальной гигантомании? Это сложный вопрос, на который нет единого ответа. Тут играют роль не только религиозные (считается, что возведение таких статуй порождает большие заслуги и улучшает коллективную карму) и экономические (туристы ценят зрелищные достопримечательности, особенно с приставкой «самый») соображения. У феномена буддийской монументальной скульптуры имеются культурное и политическое измерения. Начнем с культуры.

Разрушение статуй Будды в Бамиане

Огромные стаути Будды и буддийских божеств возводились еще древними мастерами. Вспомним многострадальных стоящих будд Бамиана (58 и 38 метров), которых с недавних пор, увы, уже не существует. Кушанские буддисты вытесали их в скале еще в VI веке. Гигантский Будда Лешаня (803 год, 71 метр), Будда из Лашаоцзи (559 год, 60 метров), Будда Амитабха из Сишаня (576 год, 41 метр), сидящий Будда из Шаньданя (35 метров, VII век), Авалокитешвара из Тадзавако (35 метров, VIII век), Будда Майтрея из Дуньхуана (694 г., 26 метров) и другие были сооружены в период расцвета буддизма в Центральной Азии и Китая времен Кушанской империи и Танской династии. Эти монументы до сих пор находятся в первой сотне самых высоких памятников мира, несмотря на то, что уровень современных технологий поднялся высоко. Бамианские Будды до своей трагической гибели в 2001 году оставались самыми высокими статуями, вырезанными из камня (сегодня пальма первенства в этой категории перешла к лешаньскому сидячему Будде). Подобных монументов было воздвигнуто намного больше, но не все дошли до наших дней, погибнув от землетрясений (как киотоский Вайрочана в 1596 году) или от рук фанатиков (снести бамианских Будд до талибов пытался еще великий могольский император Аурангзеб).

Разумеется, важнейшим стимулом для строительства таких колоссов было и остается желание прикоснуться к вечности. Чем грандиознее скульптура, тем больше шансов, что ее узрят будущие поколения. Разрушить такие монументы способны только землетрясения амплитудой не меньше 7 баллов или противотанковые мины в сочетании с массированным обстрелом из ПВО по талибской методике . Еще одной важной идеей, которой руководствовались инициаторы строительства, было и остается стремление накопления добродетелей. Буддисты верят, что систематическое совершение благих дел, особенно во славу учения, содействуют накоплению благой кармы. Соответственно, чем выше и грандиознее статуя, тем больший эффект окажет она на судьбы причастных к ее возведению. Часто статуи таких размеров строились для того, чтобы успокоить гнев стихий (например, разливы рек), поскольку, как считалось, изображения Будды могли благотворно влиять не только на людей, но и на местность.


Статуя лешаньского Будды в Китае

Но основной смысл, который создатели вкладывают в размеры статуи, является способность воздействовать на сознание верующих. Как устремившиеся в небо башни готических соборов и свет, проникающий сквозь стекла витражей, были призваны вызывать в душе христианина мысли о Творце и его небесном царстве, так и колоссальные статуи будд и бодхисаттв служили лучшим объектом для медитации. Грандиозные размеры были призваны порождать в практикующем атмосферу величия космического сознания Будды. Так же, как лицезрение снежных гор или бескрайнего океана способно ввести нас в особое состояние, так и гигантские Будды создавали вокруг себя атмосферу величественного спокойствия и чистоты. Недаром вокруг этих монументов мы видим многочисленные монашеские кельи. Как выразился Ошо, буддийские статуи являются не идолами, но сакральной геометрией, которая получает продолжение в сознании буддиста.

Не обошлось в буддийской монументальной скульптуре и без политики. Стоит один раз взглянуть на список самых высоких статуй Будды, то можно сразу заметить, что большинство из них были возведены в этом тысячелетии: Будда из лушаньского храма весны (2002 г., 128 метров), Будда из Монивы , что в Мьянме (2008 г., 116 метров), бодхисаттва Гуанинь из Хайнаня (2005 г., 108 метров), Великий Будда из Таиланда (2008 год, 92 метра), Гуанинь из вьетнамского Дананга (2010 г., 70 метров). стоящий Майтрея из Тайваня (2011 г., 58 метров), Будда из шриланкийской Алутгамы (2007 г., 49 метров). Список можно продолжать еще долго. В этом контексте строительство статуи Майтреи в Монголии кажется вполне логичным.

Что это? Ярмарка тщеславия буддийских государств? Вот и тибетские беженцы давно подключились к этому странному чемпионату, инициировав грандиозный проект «Майтрея» по возведению статуи Будды высотой в 152 метра! Предварительная оценка затрат проекта составляет 20 миллионов долларов. Известно, что проект подвергается жесткой критике со стороны индийской общественности, которая считает, что на фоне множества социальных проблем и ужасающей бедности строительство такой дорогой статуи в одном из беднейших штатов Индии выглядит как пир во время чумы. Эта критика уже заставила организаторов проекта существенно умерить амбиции.

Лавинообразный процесс строительства гигантских статуй Будды был начат после варварского уничтожения талибами не раз упомянутых нами статуй Будды в афганском Бамиане. Тогда, несмотря на многочисленные обращения ООН, международной общественности и таких буддийских стран, как Япония, Китай, Шри-Ланка, а также Индии, талибы приняли решение уничтожить древние памятники. На правительство талибов оказывали давление даже исламские страны , такие как Пакистан, Саудовская Аравия и Египет. Да и в самом Афганистане многие выступали против этой акции. Япония предложила немалые деньги в обмен на отказ от планов по уничтожению монументов. Нью-Дели озвучил идею о переносе памятников на территорию Индии. Однако 6 марта 2001 года статуи были уничтожены. Мулла Мухаммед Омар по итогам операции : «Мусульмане должны быть горды тем, что сравняли идолов с землей. Хвала Аллаху, что мы разрушили их».

Буддийский ответ был неожиданным. Как цепная реакция, в странах буддийской Азии один за другим были инициированы проекты по возведению гигантских Будд. Я отнюдь не утверждаю, что все эти проекты являются прямым ответом на варварство талибов. Я хочу сказать, что за всеми этими инициативами стоит потрясение, которое испытали буддисты, а вместе с ними и все остальное человечество, когда древние будды после полутора тысяч лет величественного существования рухнули на землю под ликование исламских фундаменталистов. Рухнув на землю, бамианские будды заставили возникнуть из небытия множество других образов Будды - от Шри-Ланки до Монголии. Буддийская монументальная гигантомания получила новый импульс, и никто не знает, когда этот импульс сойдет на нет.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Мечеть Баня Баши, София, Болгария: описание, фото, где находится на карте, как добраться
Самые дешевые страны для отдыха Дешевые направления отдыха
Объекты всемирного наследия в латинской америке