Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Архитектор требования профессии к человеку. Архитекторы

Архитектор - это серьезная, ответственная, творческая профессия. Архитектор может работать в архитектурных, научно-исследовательских, проектных институтах, строительных организациях, мебельных салонах, осуществлять преподавательскую деятельность в учебных заведениях.

Функциональные и должностные обязанности архитектора

Главной обязанностью архитектора является проектирование сооружений с учетом интересов и пожеланий заказчика. Помимо проектирования архитектор может контролировать протекание процесса строительства, ведение отделочных работ, осуществлять подбор необходимых рабочих материалов, определять сметную стоимость работ.

Одной из специализаций данной профессии является ландшафтный архитектор (ландшафтный дизайнер). Такой специалист занимается благоустройством территорий, где есть зеленые насаждения.

Квалификационные требования к архитектору

К специалисту этой профессии предъявляют следующие требования: высшее архитектурное образование либо среднее профессиональное образование и опыт работы в данной сфере деятельности от 1-го до 2-х лет, знание специальных компьютерных программ, например, таких как AutoCAD, 3D Studio MAX, CorelDraw, PhotoShop и других. Архитектор должен иметь творческий и креативный подход к делу, хорошие художественные, конструкторские способности, пространственное и логическое мышление, зрительную память, быть ответственным, внимательным человеком.

Карьера и зарплата архитектора

Архитектор имеет высокий уровень заработной платы. В частных компаниях оплата труда архитектора, как правило, сдельная в виде оговоренного процента от стоимости выполненного заказа. Архитектор может сделать карьеру до позиции ведущего или главного архитектора, руководителя отдела, но на это, как правило, может уйти много времени, около 10 лет, либо реализовать себя в смежных областях: дизайне, строительстве и т.п. Также архитектор может организовать собственное частное бюро и принимать задания от заказчиков самостоятельно.

Ландшафтный архитектор имеет дело с садово-парковым искусством. Он работает с проектными чертежами, на которых фиксирует все составляющие будущей композиции, включая состав трав и породы деревьев.

Архитектор промышленного строительства работает со зданиями в области взаимодействия производства и человека. Именно он решает, как расположить предприятие так, чтобы это было правильно как с экологической точки зрения, так и для рациональной организации технологического прогресса.

Архитектор-реставратор занимается реконструкцией дает им новую жизнь. Он способен сохранить величие и возвратить красоту зданию, приспособив его вместе с тем к современности.

Жилья - самая востребованная из специализаций. Этот специалист может найти работу как в большом городе, так и в небольшом поселке, так как его может привлечь строительство простых жилых домов, коттеджей и прочих обычных зданий.

Среди смежных профессий - дизайнер интерьера и инженер-строитель.

Профессия архитектор: история

Много лет назад, когда первые города только начали появляться, возникла необходимость в правильной их организации. Для этого нужны были люди, которые смогут взять во внимание все особенности местного ландшафта и смогут спроектировать дома так, чтобы они были и красивыми, и функциональными, и практичными. Именно в те времена и появились архитекторы. До наших дней дошли интересные истории о первых способах работы с проектированием: когда Александр Македонский решил основать город, он созвал всех градостроителей и приказал им предоставить по плану местности. Так как под рукой не оказалось мела, архитекторам пришлось наметить контуры плана на черной земле при помощи ячменного зернышка.

Естественно, сегодня архитектор - профессия более современная, и существует множество новых методов работы. В наше время для проектирования зданий используется компьютерная техника. Однако с одним компьютером далеко не пойдешь, так как у представителя этой нелегкой профессии должен быть определенный склад ума.

Профессия архитектор: основные обязанности и личные качества

В обязанности современного архитектора входит создание основной концепции будущего здания, ее вида, а также соединение всевозможных нюансов в единое целое. Давайте перечислим обязанности архитектора, которые предопределяют смысл его работы. Итак, архитектор обязан:

Разрабатывать проектные предложения, генеральные планы и макеты предприятий, строений, ландшафтных панорам и прочего;

Разрабатывать рабочую документацию и выполнять техническое руководство при проектировании объекта;

Контролировать соответствие использования материалов существующим нормам;

Участвовать в проведении исследований и поиске более удобных проектных решений.

Среди качеств, которые необходимо иметь для того, чтобы стать успешным архитектором - творческое и художественные и математические способности, хорошее представление пространства, хорошее зрение, убедительная речь, внимание, умение управлять собой и организовывать свою работу, умение понимать других людей и их желания, способность принимать решения и иметь свое мнение, усидчивость.

Профессия архитектор: плюсы и минусы

Несомненным плюсом профессии является высокий доход. Кроме того, работа эта считается очень престижной. Есть возможность работать за границей. Возможность творческой реализации.

Однако нужно быть готовым к повышенной интеллектуальной нагрузке, моральной и материальной ответственности. Архитектор ответственен за жизнь и здоровье людей, которые будут проводить время в будущем строении.

Архитекторы и строители ответственны за то, где и насколько удобно мы живем. Они создают красивые дома, и при этом строят их экономно и долговечно. Профессия архитектора предполагает системный подход к строительству, чувство прекрасного и глубокое знание быта людей.

Что делают архитекторы? Они занимаются проектированием зданий (их фасадов и внутренних помещений), разработкой проектной документации и иногда расчетом надежности конструкций. Основная задача специалистов — сконструировать надежное здание и учесть все пожелания заказчика.

Помимо зданий, они проектируют сады, жилые кварталы, производственные постройки (порты, заводы), транспортные магистрали (метрополитен, дороги, мосты, фуникулеры) и многое другое.

В сфере строительства есть широчайшие возможности найти что-то интересное для себя и перспективное для карьеры.

Места работы

Архитекторы нужны:

  • строительным компаниям;
  • проектным организациям и дизайнерским студиям;
  • государственным органам (комитетам, комиссиям по градостроительству и иным регулирующим организациям).

История профессии

Профессия архитектора появилась одновременно с первыми крупными постройками храмов, дворцов и крепостей. Первый известный истории архитектор был Имхотеп. Он руководил строительством пирамиды Джосера в Египте.

Престиж архитекторы набирают в период высокого Возрождения в 15-16 века. В это время в Италии активно развивается искусство, образование, появляются новые стили зодчества.

В современное время строительство стало сложнее и масштабнее, и должность архитектора стала очень популярна и четко определила рамки обязанностей. Архитектор сейчас не руководит всей постройкой объекта, а лишь отвечает за этап проектирования.

Обязанности архитектора

В должностные обязанности архитектора входит:

  • проектирование объектов строительства;
  • разработка проектной документации:
    • архитектурных дизайн-макетов;
    • чертежей;
    • смет;
    • таблиц и расчетов;
  • общение с заказчиками и авторами проектов;
  • осуществление авторского надзора за ходом строительства;
  • участие в принятии комплексных решений по объектам строительства.

Иногда архитектор занимается следующими вещами:

  • 3D-визуализацией будущих построек;
  • разработкой дизайн-проектов;
  • согласованиями документации в государственных органах.

Требования к архитектору

Основные требования к архитекторам таковы:

  • высшее профильное образование;
  • опыт работы от 2-х лет;
  • знание программ проектирования (минимум, AutoCAD);
  • умение оформлять и читать проектную документацию.

Иногда архитектор должен знать:

  • английский язык на разговорном уровне;
  • современные строительные материалы;
  • особенности проектирования магазинов.

Образец резюме архитектора

Как стать архитектором

Специальность архитектора можно получить во многих ВУЗах. Полезные знания и умения также даст дизайнерское или строительное образование.

Чтобы стать архитектором можно начать работать инженером-проектировщиком, дизайнером интерьеров или строителем. Во всех этих случаях карьерная лестница приведет к руководству и проектированию крупных строительных объектов.

Зарплата архитектора

Заработная плата архитектора колеблется от 30 до 110 тысяч рублей в месяц. Регион работы и уровень строящихся объектов, конечно же, существенно влияют на заработок. Средняя зарплата архитектора около 50 тысяч рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления « ».

Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению « » (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.

Структура, представляющая основные подсистемы профессиональной деятельности архитектора, должна быть дополнена структурой его профессионального развития. Для ее выявления необходим всесторонний учет совокупности факторов, влияющих на становление и развитие архитектора. Комплекс таких внешних и внутренних факторов состоит из четырех основных групп - социально-экономические, социально-психологические, учебно-образовательные и проектно-производственные факторы, и ряда дополнительных - национальные, региональные факторы, социальный статус, престиж профессии и т. д.

Присвоение профессиональной деятельности под воздействием формирующих факторов осуществляется в двух направлениях: развития и формирования профессиональной индивидуальности («субъ- ективация»), т. е. «материализации» в субъекте комплекса специальных знаний, умений и навыков, и развития и формирования личности («профессиональная социализация»), т. е. приобщения будущего архитектора к социокультурному опыту профессии и общества в целом, выработки в нем комплекса качеств, способствующих развитию профессионального самосознания, общественной и творческой активности. Единство «социализации» и «субъективации» означает гармоническое соединение личностного и индивидуального развития архитектора, так как для архитектора как для индивида характерно утверждение себя как специалиста-профессионала, а для архитектора- личности характерна готовность к преодолению профессиональных стереотипов, к саморазвитию и развитию профессии.

Возможность для индивида стать личностью и несоответствие развития личностной и индивидуальной сторон профессиональной деятельности связаны с тем, что это развитие происходит в различных структурах: профессиональная специализация (индивидуальное, точнее, «индивидное» развитие) в настоящее время осуществляется преимущественно в формализованных структурах профессии, архитектор же как личность формируется в неформализованных структурах социокультурной и общественной деятельности.

Выделяя таким образом в процессе развития архитектора «формальную» и «неформальную» структуры, рассмотрим, как они отражаются в этапах процесса развития. На этапе формирования-становления происходят последовательное приобщение субъекта к профессиональному и социокультурному опыту, включение в соответствующие коммуникационные системы в результате специально-организованного обучения. На этапе развития-совершенствования на основе усвоенного ранее профессионального опыта происходят дальнейшая профессионализация и формирование творческой индивидуальности, а также утверждение себя как социально и профессионально значимой личности. При этом этап формирования-становления в большей мере отражает пространственно-временное формирование архитектора (уровни развития), а этап развития-совершенствования - качественные состояния архитектора (его социальные и профессиональные типы).

В целостном процессе формирования названных выше профессиональных характеристик могут быть выделены допрофессионалъный и профессиональный периоды. Рассматривая допрофессиональный период, связанный с некоторыми формами довузовской подготовки (школы, студии и т. д.), необходимо выделить его высший уровень - категоризацию, означающую психологический переход от самых общих недифференцированных (и зачастую неверных) представлений о будущей профессии к профессиональной направленности на освоение структуры профессиональной деятельности.

Период профессионализации, связанный с вузовской формой подготовки, - это период экстенсивного целенаправленного развития, освоения деятельности. Нами выделяются три основных уровня профессионализации: предметный, теоретический и практический, на каждом из которых формируется и закономерно трансформируется определенный набор профессиональных характеристик, необходимых для решения специфического для каждого уровня круга профессиональных задач.

Рассматривая процесс освоения деятельности как процесс интерио- ризации ее внешней предметной формы и экстериоризации внутренних потенций сложившихся возможностей, отметим, что на начальных этапах обучения внешняя предметная деятельность не столько средство объективации содержания мыслительной деятельности индивида, сколько исходный пункт формирования системы профессиональных характеристик. В этом заключается базовая роль «предметного» уровня профессионализации.

Усвоение характеристик предметной деятельности (ее визуальноизобразительных и логико-семантических средств) создает основу для формирования комплекса характеристик идеальных действий, в связи с чем можно говорить о формировании основ архитектурного мышления.

В это время происходит начальное приобщение индивида к социокультурному контексту профессии - формируется комплекс ценностных ориентиров, мотивов, потребностей. Элементарные профессиональные характеристики формируются в виде системы начальных представлений и понятий, причем их реализация на этом этапе возможна лишь в формах, воспроизводящих профессионально значимые аналоги и образцы.

Следующий уровень профессионализации - «теоретический» отражает результаты интериоризации - формирования внутреннего плана действия в формах и методах профессионального мышления и деятельности. Это формирование как процесс и результат освоения содержания профессиональной деятельности осуществляется, как правило, в «искусственных» условиях целенаправленного обучения, отражающего наиболее характерные проектные ситуации, благодаря чему складывается основной каркас профессиональных характеристик, вырабатывается профессионально-определенный тип мышления и нормативно-заданные методы деятельности. Предел этого уровня развития - потенциальная способность к выполнению профессиональной деятельности.

Основы социокультурной деятельности, осваиваемые на данном уровне развития особенно в современных условиях, связаны с ориентацией будущего архитектора на научно-исследовательскую деятельность, однако фактически в сложившихся условиях эта сторона деятельности не выходит за рамки репродуктивной.

Следующий уровень профессионализации - «практический» характеризуется как наиболее значимый в творческой биографии архитектора, так как здесь формируются потенциальные возможности для перехода к качественно иному этапу овладения деятельностью профессионального совершенствования. В этот период происходит формирование ядра зрелой личности специалиста, образуемого складывающейся иерархией ценностей. Эти характеристики в дальнейшем становятся первичными, активизируя, в свою очередь, развитие профессиональных качеств и способностей.

В зависимости от более или менее выраженной установки на развитие в профессиональном плане, отражающей индивидуальные особенности специалиста, можно говорить либо о дальнейшем прогрессе, обеспечивающем переход на новый уровень развития, либо о стабилизации профессионального развития. Однако даже в этом случае сохраняется потенциальная возможность углубления и совершенствования имеющихся профессиональных качеств.

Со вторым этапом в ходе профессионального развития - совершенствованием - связана не столько еще более высокая степень развития профессиональных характеристик, сколько сформированность индивидуальной и личностной направленности творчества архитектора. Условно здесь можно выделить два уровня: индивидуализации и мастерства. Уровень индивидуализации на данном этапе характеризуется «свертыванием» полученных знаний и методов и соответственно укрупнением комплексов профессиональных характеристик, установлением между ними системных связей, что обеспечивает возможности выработки категориальных оснований индивидуального «почерка», стиля деятельности. Интенсивное творческое самоопределение стимулирует формирование способности к управлению собственными и производственными связями в многообразии профессиональных ситуаций, что создает основу для развития организационно-управленческих качеств деятельности.

На этом уровне начинают складываться определенные типы деятельности, которые характеризуются выраженной специализацией как общественных, так и производственных функций.

Важнейшая особенность того или иного типа архитектора - доминирование определенных качеств, связанных с инициативностью и установкой на профессиональное лидерство в избранной сфере деятельности. Профессиональные характеристики на этом уровне организуются в функциональные комплексы, обеспечивающие архитектору возможность оперировать более крупными блоками (единицами) профессионального мышления и являющиеся необходимым условием творческой деятельности. Общие для данного уровня развития личностные и профессиональные характеристики получают конкретную и специфическую реализацию в деятельности архитекторов разных типов.

Следующий уровень - уровень мастерства - определяет высшую степень профессионализма, когда архитектор в равной степени владеет искусством созидания, организации, управления и научного анализа, т. е. сочетает в себе все многообразие типов профессиональной индивидуализации, выделенных характеристик связано с ярко выраженной личностной направленностью и «персонификацией» творчества архитектора и соответственно - с его меньшей зависимостью, «отвязанностью» от внешних условий деятельности. На этом уровне формируется система внутренних принципов творчества, личностная профессиональная культура, выступающая категориальной основой подлинной творческой свободы. Известный советский архитектор И. В. Жолтовский в свое время подчеркивал, что свобода подлинного мастера «дается в результате долгой и упорной работы и... обусловливается не одними техническими навыками, но прежде всего богатством внутреннего содержания, глубокими знаниями, высоким культурным уровнем и зрелым мировоззрением» (154, т. 1, с. 34].

Естественно, что архитектурное проектирование как деятельность сложившаяся, так сказать, «ставшая» по своей структуре и механизмам регуляции качественно отличается от своего «прообраза» - учебного проектирования - ведущей, профилирующей дисциплины в подготовке профессионального архитектора. Но именно от психологически обоснованной организации учебного проектирования существенно зависит будущий творческий потенциал архитектора. Поэтому психолого-педагогическое исследование закономерностей трансформации учебного проектирования в профессиональное творчество архитектора, изучение психологических предпосылок и условий становления творческого метода архитектора, анализ основных средств проектной деятельности студента-архитектора представляются значимыми и актуальными не только для развития психологической теории профессионального обучения в высшей школе и психолого-педагогической науки в целом, но и для практического совершенствования архитектурного образования.

Архитектор

Известны имена античных архитекторов: Иктин и Калликрат , строители Парфенона в Афинском Акрополе , Фидий , скульптор и архитектор, автор статуй Зевса в Олимпии , Афины Промахос , Афины Парфенос и другие.

Древнеримский архитектор и инженер, крупнейший античный теоретик архитектуры Марк Витрувий Поллион (I в. до н. э.) предъявляет достаточно жёсткие требования к квалификации архитектора:

…Он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком , изучить геометрию , всесторонне знать историю , внимательно слушать философов , быть знакомым с музыкой , иметь понятие о медицине , знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах…
…Я не думаю, чтобы кто-нибудь мог внезапно объявить себя архитектором, кроме того, кто смолоду постепенно восходил от одной отрасли образования к другой и, впитав в себя знания многих наук и искусств, дошел до самых высот архитектуры…

Десять книг об архитектуре . Книга I

Строители готических соборов эпохи Средневековья неизвестны, делаются только предположения об авторстве, это связано с влиянием церкви, авторское клеймо расценивалось как гордыня. Сохранились, однако, клейма артелей и поставщиков.
, изданный в 1890-1907 гг., приводит историческую справку применительно к понятию архитектора:

В Европе это название привилось уже около 400 лет тому назад. «По-видимому, - говорит по этому поводу Виолле-ле-Дюк , - до XVI века этого титула не давали художникам, руководившим постройками». У нас до Петра I слово «архитектор» не употреблялось, и строителей обозначали словами «зодчий, палатный мастер, муроль, каменный и плотничный староста». В настоящее время архитекторами называются специалисты, занимающиеся «гражданскою архитектурою» .


Первыми «архитектонами» в российских документах XV-XVI веков названы итальянцы: Пьетро Антонио Солари, Петрок Малый , Алевиз Новый .

Обязанности архитектора XIX - начала ХХ вв. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона характеризует так:

На архитекторе лежат следующие обязанности: во-первых, он составляет проекты по данным условиям и делает сметы , то есть изготовляет чертежи и рисунки будущих сооружений и определяет их стоимость; во-вторых, он руководит производством работ, то есть иными словами, практически осуществляет проект; и, наконец, в-третьих, он свидетельствует существующие здания и делает им оценку при продажах, залогах, страховках и т. п.

…Он должен превосходно теоретически и практически знать свою специальность; но и помимо этого он должен обладать еще многими разносторонними познаниями…
Во-первых, он должен отлично знать строительную механику , дабы иметь возможность точно рассчитать прочность и устойчивость всех частей своего сооружения…
2) Он должен быть знаком с минералогией , геогнозией и геологией , дабы иметь верное представление о свойствах и качествах разных естественных материалов…
3) Он должен хорошо знать физику и химию , ибо ему на каждом шагу приходится встречаться с ними в вопросах прочности здания…

4) Ему нужно иметь еще известные юридические познания , ибо он должен хорошо знать, что разрешается и что воспрещается в строительном деле законодательством его страны …

Работа современного архитектора

Технология строительного производства постоянно усложняется. Профессия архитектора также видоизменяется. Компетенция современного архитектора определяется более чётко, чем раньше.

С одной стороны, круг обязанностей современного архитектора очерчен более узко. Современный архитектор разрабатывает архитектурный раздел проектной документации. При этом в его компетенцию не входят расчёты сложных инженерных конструкций, организация строительства и составление сметной документации для сложных объектов.

С другой стороны, чем сложнее объект, тем больше знаний нужно архитектору, чтобы контролировать весь процесс проектирования и осуществлять авторский надзор при возведении здания.

При этом одному специалисту-архитектору всё труднее одинаково хорошо разбираться во всех видах строительства и во всех типах объектов.

Следует отметить, что при проектировании простых объектов (например, коттеджей) архитектор вполне может справляться со всеми перечисленными обязанностями.

В современных условиях из профессии архитектора выделились отдельные отрасли, например, градостроительство.

Профессия архитектора продолжает разветвляться на более узкие специализации. В современных архитектурных бюро одни специалисты могут осуществлять разработку объёмно-планировочных решений, другие - отвечать, например, за визуализацию.

Развитие вычислительной техники в ХХ веке повлекло революцию в архитектурном проектировании. В настоящее время проектная документация разрабатывается главным образом с помощью систем автоматизированного проектирования (компьютера и специальных компьютерных программ , таких как, например, Autodesk AutoCAD или Graphisoft ArchiCAD). Компьютерное проектирование предоставляет средства двумерной (2D) и трехмерной (3D) графики. Концепция виртуального здания даёт возможность получить представление как о наружном облике, так и о внутреннем пространстве будущего объекта прямо на дисплее или с помощью проектора.

Несомненная польза от внедрения новых технологий имеет и обратную сторону. Чтобы освоить такие сложные программные среды, необходимо время и дополнительные усилия. Иными словами, стало сложнее подготовить квалифицированного специалиста, который владел бы навыками компьютерной графики и при этом не был «оторван» от реального строительного производства.

Наглядность архитектурного проекта может быть обеспечена архитектурным макетом . Однако в настоящее время макетирование осуществляется не только (и не столько) силами архитекторов, сколько с привлечением организаций, специализирующихся на производстве, например, рекламной продукции.

Направления деятельности архитекторов

Проектирование зданий и сооружений

Архитектурная деятельность - профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя:

  • творческий процесс создания архитектурного проекта ,
  • координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции,
  • авторский надзор за строительством архитектурного объекта (ст. 2 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 48 ГСК РФ).

Градостроительная деятельность

В исключительных случаях лицензия могла быть выдана лицу, не имевшему высшего архитектурного образования, при наличии стажа работы в области архитектурной деятельности не менее десяти лет.

Однако указанная глава утратила силу в соответствии с ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ.

Вместе с тем, на территории еще советского пространства возникали попытки вывести архитектурное проектирование на частный уровень путем создания так называемых «творческих мастерских». Впервые весной 1989 года это удалось группе энтузиастов-предпринимателей с участием Евгения Миронова и Сергея Клижова. Результатом деятельности группы стало создание специальной комиссии Союза архитекторов СССР и появление по результатам проверок «Персональной творческой мастерской архитекторов Миронова и Клижова». «Архитектура всегда вторична. Она всегда отражает в пространстве те общественные, социальные, культурные и экономические условия, в которых создается. Она - зеркало. Поэтому, если кому-то не нравится отражение…» - социальный мотив работы группы, существующей и до сегодняшнего дня, где-то и на грани допустимого законодательством.

Саморегулирование проектной деятельности в России (с 2010 г.)

Работы по подготовке архитектурных решений входят в Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённый Приказом Минрегиона от 30.12.2009 г. № 624 .

Таким образом, лицензирование архитектурной деятельности было заменено процессом получения допуска от СРОП . Допуск к проектным работам выдаётся без ограничения срока и территории его действия (ч. 9 ст. 55.8 ГСК РФ).

Правовое положение архитектора в РФ

Правовое положение архитектора характеризуется наличием у него специфических прав и обязанностей, а также установленной законом ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Архитектор как подрядчик

Подрядные отношения устанавливаются между заказчиком и архитектором по поводу разработки архитектурного раздела проектной документации, контроля за разработкой иных разделов проектной документации на строительство, а также авторского надзора (в части, не урегулированной авторским правом).

По договору подряда на выполнение проектных работ подрядчик (проектировщик) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ).

Так как договор подряда на выполнение проектных работ является простой разновидностью договора подряда , к нему субсидиарно применяются нормы из числа включенных в § 1 гл. 37 ГК РФ «Общие положения о подряде».

Архитектор как менеджер

Архитектор осуществляет управление проектированием и строительством посредством архитектурного проекта . В этом особенность присущего архитектору метода управления.

В специальной литературе выделяют следующие основные функции управления архитектурным проектом:

Права, обязанности и ответственность главного архитектора проекта устанавливают СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 28.06.1985 № 103, введённые в действие 15.07.1985 и действующие в настоящее время .

Архитектор как автор

В силу прямого указания ст. 1259 ГК РФ произведения архитектуры , градостроительства и садово-паркового искусства (в том числе в виде проектов , чертежей , изображений и макетов) являются объектами авторских прав .
Ст. 2 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» содержит следующие дефиниции:

архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения… в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора;
архитектурный объект - здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.

Архитектор как муниципальный служащий

В Российской Федерации существует специфическая форма профессиональной деятельности архитекторов, когда они являются муниципальными служащими в подразделениях (отделах, управлениях) архитектуры и градостроительства администраций муниципальных образований. Начальники таких подразделений называются главными архитекторами (городов или районов) .

В компетенцию архитекторов-чиновников входят следующие вопросы :

  • согласование вопросов по размещению и отводу земельных участков для строительства объектов индивидуального, общественного назначения;
  • обеспечение рассмотрения и выдачи градостроительного обоснования по выбору земельных участков, согласования градостроительной документации;
  • проведение на территории соответствующего района единой политики в области архитектуры, планирования и развития территорий;
  • информирование населения о состоянии среды жизнедеятельности и намерения об ее изменении (строительстве, благоустройстве, прокладке инженерных коммуникаций) через средства массовой информации;
  • предотвращение самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городе и других поселений;
  • организация и контроль за ведением информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Архитектурные награды и премии

Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия , присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры. Притцкеровская премия считается аналогом Нобелевской премии в архитектуре. Лауреатами премии Притцкера стали такие выдающиеся архитекторы, как японец Кэндзо Тангэ, создававший фантастические проекты городов в стиле метаболизма , американец Бэй Юймин , построивший известную Стеклянную пирамиду в Лувре , датчанин Йорн Утзон , создавший знаменитый проект Оперного театра в Сиднее , англичанин Норман Фостер , автор небоскреба в виде стеклянного яйца в Лондоне, и многие другие.

Профессиональные праздники

По решению Двадцатой Генеральной ассамблеи Международного союза архитекторов (МСА), проходившей в Барселоне в 1996 году, Всемирный день архитектуры назначен на первый понедельник октября - на день, в который под патронажем Организации Объединённых Наций отмечается Всемирный день жилища (Всемирный день Хабитат).

Образ архитектора в художественных произведениях

В литературе

  • «Источник» (англ. The Fountainhead ) Айн Рэнд

В кинематографе

Профессия архитектора отображена в десятках художественных фильмов.

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. А. Петровского. - М .: Едиториал УРСС, 2003.
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  4. Ле Корбюзье Три формы расселения. Афинская хартия = Пер. с франц. Ж. Розенбаума. Послесл. Ю. Бочарова и А. Раппапорта . - М .: Стройиздат, 1976. - 136 с.
  5. «Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298)
  6. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих , утверждённый Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37
  7. Приказ Минобрнауки РФ от 17.09.2009 № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования»
  8. «ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст)
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) «бакалавр»)
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) «магистр»)
  12. Приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624
  13. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - Издание дополненное, исправленное. - М .: Издательство "Статут", 2002. - 1038 с.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Как добраться в чешский крумлов из праги самостоятельно Расстояние от карловых вар до крумлова
Авиабилеты Душанбе Урумчи
Авиабилеты Душанбе Урумчи Подбор дешёвых электронных авиабилетов Душанбе - Урумчи